Варгейм, посвящённый практически неизвестной странице истории США – одной из последних битв с индейцами. Поскольку о самой игре можно мало что рассказать, коснёмся данного интереснейшего исторического события.
Как известно, так называемые «Индейские войны» в Северной Америке начались на рубеже XVI-XVII веков – с началом сперва исследования, а потом (в самом начале XVII века) и основания первых европейских колоний на континенте. Населяющие восточную часть нынешних США индейцы были в основном побеждены ещё в середине XVIII века при британском владычестве (окончательно – к началу XIX века), однако на западе и юге страны ситуация была иная (поскольку сами эти территории так или иначе приобретались США у Англии, Франции, Испании и Мексики). После американо-мексиканской и Гражданской войн (то есть примерно к 1869 году) практически все племена индейцев были порабощены. Кроме одного – дакотов.
Этот гордый народ был единственным, кто не пустил на свои земли никаких колонизаторов, - крайний северо-запад нынешних США (там, где сейчас находится город Сиэтл) вплоть до 70-х годов XIX века был землёй дикой и неосвоенной, никогда не знавшей господства белых, и настоящая экспансия туда началась лишь в конце 60-х годов XIX века, причём сначала американские войска потерпели поражение.
Настоящими символами дакотского и вообще индейского сопротивления стали вожди дакотов: Сидящий Бык (Татанка-Йотанка), Бешеный Конь и Чёрный Лось, – во многом благодаря выдающимся способностям этих «диких» людей последние «настоящие» индейцы смогли так долго сопротивляться белым завоевателям. На протяжении первой половины 70-х годов боевых действий почти не велось, но вот в 1876 году американское командование решило дать индейцам сразу же генеральное сражение у реки Литтл-Биг-Хорн, командующим был назначен «выдающийся» американский полководец генерал Кастер, герой Гражданской войны, роль которого вам в некотором роде и предстоит исполнить в игре.
Индейцы выиграли эту битву, уничтожив практически всех солдат противника, генерал Кастер покончил жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен. Это была последняя победа коренных жителей Северной Америки над «бледнолицыми» и одно из последних поражений «цивилизованных» людей. Американцы были отброшены и не сразу оправились от такой катастрофы, и во многом именно такой исход позволил продолжать войну. Правда, хода её изменить это уже никаким образом не могло, и нет вины дакотов в том, что они не воспользовались победой, ибо на самом деле силы их были уже на исходе, и сопротивляться огромной американской армии маленький народ, конечно, никоим образом не мог.
Через пять лет (в 1881 году) в результате очередного поражения Сидящий Бык был вынужден бежать в Канаду, где вскоре был захвачен и выдан американским властям (но освобождён «из милости» через два года, вернувшись к своим). Война продолжалась, однако силы индейцев таяли с каждым годом, моральный дух был уже сломлен. К 1890 году в их распоряжении была узенькая полоска земли, и в этом же году состоялась их последняя битва с белыми – у ручья Вундед-Ни, в советской историографии справедливо названная «бойней». Исход её, думаю, понятен и так. На этом более чем трёхсотлетний период Индейских войн завершился.
Но вернёмся к нашей игре, относящейся к событиям, когда положение индейцев было ещё не столь безнадёжно. Ваша задача при игре за генерала Кастера – постараться выиграть это сражение, что в теории даст возможность завершить Дакотскую войну на четырнадцать лет раньше. У вас (как и у Кастера в реальности) есть техническое (но не численное) превосходство (игра в историческом отношении очень точна), но ваша задача – суметь каким-то образом понять, в чём была ошибка генерала при планировании битвы, и постараться не допустить её.
Геймплей мало чем отличается от традиционного пошагового варгейма, правда, игра вышла всё же в 1995 году, а значит, графика здесь будет, и далеко не самая плохая.
Вердикт – как и любая игра поджанра, само собой, на любителя, недостатком является то, что нам в который раз показывают историю с «одной стороны», но величайшее достоинство – в том, что разработчики игр вообще вспомнили об этом сражении, которое всеми американскими военными историками традиционно не упоминается, ибо является одним из величайших позоров «сильнейшей» армии мира.
Как известно, так называемые «Индейские войны» в Северной Америке начались на рубеже XVI-XVII веков – с началом сперва исследования, а потом (в самом начале XVII века) и основания первых европейских колоний на континенте. Населяющие восточную часть нынешних США индейцы были в основном побеждены ещё в середине XVIII века при британском владычестве (окончательно – к началу XIX века), однако на западе и юге страны ситуация была иная (поскольку сами эти территории так или иначе приобретались США у Англии, Франции, Испании и Мексики). После американо-мексиканской и Гражданской войн (то есть примерно к 1869 году) практически все племена индейцев были порабощены. Кроме одного – дакотов.
Этот гордый народ был единственным, кто не пустил на свои земли никаких колонизаторов, - крайний северо-запад нынешних США (там, где сейчас находится город Сиэтл) вплоть до 70-х годов XIX века был землёй дикой и неосвоенной, никогда не знавшей господства белых, и настоящая экспансия туда началась лишь в конце 60-х годов XIX века, причём сначала американские войска потерпели поражение.
Настоящими символами дакотского и вообще индейского сопротивления стали вожди дакотов: Сидящий Бык (Татанка-Йотанка), Бешеный Конь и Чёрный Лось, – во многом благодаря выдающимся способностям этих «диких» людей последние «настоящие» индейцы смогли так долго сопротивляться белым завоевателям. На протяжении первой половины 70-х годов боевых действий почти не велось, но вот в 1876 году американское командование решило дать индейцам сразу же генеральное сражение у реки Литтл-Биг-Хорн, командующим был назначен «выдающийся» американский полководец генерал Кастер, герой Гражданской войны, роль которого вам в некотором роде и предстоит исполнить в игре.
Индейцы выиграли эту битву, уничтожив практически всех солдат противника, генерал Кастер покончил жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен. Это была последняя победа коренных жителей Северной Америки над «бледнолицыми» и одно из последних поражений «цивилизованных» людей. Американцы были отброшены и не сразу оправились от такой катастрофы, и во многом именно такой исход позволил продолжать войну. Правда, хода её изменить это уже никаким образом не могло, и нет вины дакотов в том, что они не воспользовались победой, ибо на самом деле силы их были уже на исходе, и сопротивляться огромной американской армии маленький народ, конечно, никоим образом не мог.
Через пять лет (в 1881 году) в результате очередного поражения Сидящий Бык был вынужден бежать в Канаду, где вскоре был захвачен и выдан американским властям (но освобождён «из милости» через два года, вернувшись к своим). Война продолжалась, однако силы индейцев таяли с каждым годом, моральный дух был уже сломлен. К 1890 году в их распоряжении была узенькая полоска земли, и в этом же году состоялась их последняя битва с белыми – у ручья Вундед-Ни, в советской историографии справедливо названная «бойней». Исход её, думаю, понятен и так. На этом более чем трёхсотлетний период Индейских войн завершился.
Но вернёмся к нашей игре, относящейся к событиям, когда положение индейцев было ещё не столь безнадёжно. Ваша задача при игре за генерала Кастера – постараться выиграть это сражение, что в теории даст возможность завершить Дакотскую войну на четырнадцать лет раньше. У вас (как и у Кастера в реальности) есть техническое (но не численное) превосходство (игра в историческом отношении очень точна), но ваша задача – суметь каким-то образом понять, в чём была ошибка генерала при планировании битвы, и постараться не допустить её.
Геймплей мало чем отличается от традиционного пошагового варгейма, правда, игра вышла всё же в 1995 году, а значит, графика здесь будет, и далеко не самая плохая.
Вердикт – как и любая игра поджанра, само собой, на любителя, недостатком является то, что нам в который раз показывают историю с «одной стороны», но величайшее достоинство – в том, что разработчики игр вообще вспомнили об этом сражении, которое всеми американскими военными историками традиционно не упоминается, ибо является одним из величайших позоров «сильнейшей» армии мира.
- Время и место:
Долгий XIX век - Перспектива:
Вид сверху - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Индейцы - Элемент жанра:
Пошаговая
Wargame - Язык:
English