На удивление простая в освоении, но оттого только ещё более замечательная стратегия (можно ли назвать игру «истинным» варгеймом – вопрос), посвящённая боевым действиям между флотами США и Японии на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны в переломном 1942 году.
Играть можно за обе стороны конфликта, но перед выбором стороны необходимо выбрать тип игры: отдельное историческое сражение (Historical engagement), битва за Гуадалканал (Guadalkanal) или собственноручно созданный бой (Simulated Encounter). В первом режиме доступно восемь отдельных сражений, среди них – два варианта битвы за Гуадалканал. Однако ввиду того, что данное сражение было одним из решающих на этом театре военных действий и весьма продолжительным, то именно ему и посвящён отдельный режим игры, где оно именуется кампанией и где вам придётся проходить множество последовательных миссий.
Если выбран первый или второй тип игры, то перед непосредственно началом необходимо будет установить уровень сложности с помощью весьма широкого спектра настроек реализма. Сюда входят видимость (хорошая или средняя), доклады о противнике (точные или неточные), вооружение (снаряды трассирующие или обычные), торпеды (без отклонений по курсу или с отклонениями), «дружественный огонь» по вашим кораблям (возможен или нет), изменение времени в процессе движения (либо меняется свободно, либо интервалы изменения времени фиксированы). Условно и обобщённо выставленные настройки отображаются здесь же в графе «Difficulty rating» - чем выше уровень сложности, тем больше очков в случае победы вам дадут.
Если же вы выбрали как тип игры моделирование собственного сражения, то вас ожидает много работы. Здесь тоже предстоит настраивать уровень реализма, но при этом ещё и самому формировать американскую и японскую эскадры из различных типов кораблей (и не только типов – в игре есть и конкретные корабли с историческими названиями), назначать адмиралов, чётко обозначать место и время боя, временные интервалы и так далее.
Теперь перейдём к описанию непосредственно игрового процесса. Task Force 1942 – исключительно морская стратегия, поэтому сухопутных боёв здесь не будет – только морские и, в очень незначительной степени, воздушные. Ваша главная цель в кампании (битва за Гуадалканал) – снабжать боеприпасами и подкреплениями морскую пехоту на Соломоновых островах, уничтожать вражеские базы и всячески мешать снабжению войск противника; соответственно, и миссии тоже бывают трёх видов по конечным целям: снабжение, патрулирование зон и атаки на вражеские объекты.
Но что самое интересное – в игре есть два режима. Первый – стратегический, сугубо пошаговый, всё действие происходит на глобальной карте. А вот второй – тактический, включающийся во время сражения: действие происходит в реальном времени, а вы можете управлять действиями не только всего вашего флота, но и лично командовать каким-либо кораблём, находясь непосредственно на нём (с видом от первого лица). Кроме того, иногда имеется возможность вызвать поддержку с воздуха (два типа бомбардировщиков и один – истребителей).
Как уже было сказано выше, игра не отличается особой сложностью в освоении. Тем не менее, некоторые пояснения по поводу тактического режима озвучить нужно. При щелчке на корабле во время боя вы оказываетесь в рубке данного корабля. Прямо перед вами находятся штурвал (Sheep’s Wheel), который отвечает за изменение курса корабля, и машинный телеграф (Engine telegraph), с помощью которого устанавливается скорость хода корабля. Справа находится панель повреждений судна (Damage Control): если повреждений нет, то все индикаторы на этой панели светятся зелёным цветом, если есть повреждения средней тяжести – то жёлтым, если тяжёлые – то красным.
Слева находится кнопка «Charts» - основной «инструмент» управления эскадрой. При щелчке на неё вы переходите в особый режим – просмотра оперативной обстановки, где перед вами будет развёрнута карта с условным отображением вашей и вражеской эскадры. На любой из кораблей можно щёлкнуть, и тогда по нему отобразится различная информация: курс, скорость, его повреждения и так далее. На этом же экране можно отдавать приказы отдельным кораблям вашей эскадры: установить скорость и курс конкретного корабля, определить, будет ли он вести огонь самостоятельно или только по вашей команде, стрелять торпедами, стрелять осветительными зарядами, осветить цель с помощью прожекторов, открыть огонь из всех орудий, поставить или убрать дымовую завесу и так далее.
Здесь же можно отдать приказы сразу нескольким или всем кораблям, объединив их в группу: установить скорость и курс колонны, вести ли огонь самостоятельно или по команде, а также приказать совершить общий поворот. И здесь же можно взять лично на себя управление каким-то отдельным кораблём и перейти в его рубку, «уйдя» с того, на котором вы были только что. То есть по части приказов и возможностей игра действительно очень детализированная. Кроме того, на этом же экране есть возможность масштабирования карты и просмотра информации о времени суток и погоде (ибо всё это так или иначе влияет на сражение).
Однако нами была рассмотрена далеко не вся рубка, в которой мы оказались в начале игры. Если подвести курсор к краям экрана, изображение сменится, откроются новые возможности. При подведении курсора к левому краю появится возможность осмотреть эскадру и окрестности с мостика вашего корабля (Observer view) (в этом режиме можно изменять масштаб карты и угол просмотра) и возможность управления стрельбой торпедами (Torpedo director). Это тоже отдельный режим, где нужно сначала наводить торпеду на цель, а потом выпускать её.
Если же подвести курсор к правому краю экрана, то появятся вид на море через бинокуляр (Binocular) с вашего корабля, где тоже можно масштабировать изображение, и пост управления корабельной артиллерией (Gun director). При щелчке на него игра тоже переходит в особый режим – быть может, чуточку аркадный, но зато и самый сложный (возможность масштабирования изображения есть и здесь). В общем-то, формально ничего очень трудного здесь нет. В нижней части экрана имеется манипулятор, с его помощью осуществляется наведение на цель по специальным красным рискам на шкале (они показывают, в какую сторону надо взять поправку), затем – выстрел. Готовность к стрельбе отображают «лампочки» в правой части экрана (зелёный цвет – орудия готовы, жёлтый – что-то не так (например, оружие не заряжено), красный – оружие повреждено). Однако сложность состоит в том, что тут нужно ещё верно выбрать тип орудия, из которого вы хотите стрелять (например, среднего калибра или носовые или кормовые орудия главного калибра), а также задать дальность стрельбы, её скорость и угол поворота орудий.
Что касается графики – то она почему-то не всем понравилась даже в момент выхода игры, хотя на мой взгляд – она просто замечательная. Разумеется, каких-либо чудес от неё ждать не стоит, да и в стратегическом и «общем» тактическом режиме всё выглядит более чем условно, но, например, виды с того же мостика или поста управления артиллерией оставляют только положительные впечатления – всё прорисовано очень крупно и качественно.
В общем и целом – вердикт сугубо положительный. Конечно, как и было сказано в самом начале, это далеко не «чистый» варгейм, а просто морская стратегия, поэтому никакой «зубодробительной» сложности здесь нет и не будет, но играть действительно интересно. В первую очередь – потому,что эта игра даёт отличную возможность почувствовать себя в самых разных ролях: и адмиралом флота, и командиром отдельно взятого корабля, и даже простым бортовым стрелком, причём каждый из этих режимов продуман и выполнен более чем достойно. Кроме того, напомним, что в игре есть поистине творческий режим – моделирование собственных сражений, где можно устроить, например, встречу реально существовавших, но никогда не встречавшихся друг с другом в бою кораблей или кораблей принципиально разных типов и возможностей и просто с пользой провести время, проверяя на практике свои идеи и военно-морские таланты.
Поэтому если вы интересуетесь старыми морскими стратегиями и ищете такую, которая была бы не слишком сложной в плане освоения, но открывала бы огромный простор для тактического мышления и даже собственного творчества, то на Task Force 1942 стоит обязательно обратить внимание.
Играть можно за обе стороны конфликта, но перед выбором стороны необходимо выбрать тип игры: отдельное историческое сражение (Historical engagement), битва за Гуадалканал (Guadalkanal) или собственноручно созданный бой (Simulated Encounter). В первом режиме доступно восемь отдельных сражений, среди них – два варианта битвы за Гуадалканал. Однако ввиду того, что данное сражение было одним из решающих на этом театре военных действий и весьма продолжительным, то именно ему и посвящён отдельный режим игры, где оно именуется кампанией и где вам придётся проходить множество последовательных миссий.
Если выбран первый или второй тип игры, то перед непосредственно началом необходимо будет установить уровень сложности с помощью весьма широкого спектра настроек реализма. Сюда входят видимость (хорошая или средняя), доклады о противнике (точные или неточные), вооружение (снаряды трассирующие или обычные), торпеды (без отклонений по курсу или с отклонениями), «дружественный огонь» по вашим кораблям (возможен или нет), изменение времени в процессе движения (либо меняется свободно, либо интервалы изменения времени фиксированы). Условно и обобщённо выставленные настройки отображаются здесь же в графе «Difficulty rating» - чем выше уровень сложности, тем больше очков в случае победы вам дадут.
Если же вы выбрали как тип игры моделирование собственного сражения, то вас ожидает много работы. Здесь тоже предстоит настраивать уровень реализма, но при этом ещё и самому формировать американскую и японскую эскадры из различных типов кораблей (и не только типов – в игре есть и конкретные корабли с историческими названиями), назначать адмиралов, чётко обозначать место и время боя, временные интервалы и так далее.
Теперь перейдём к описанию непосредственно игрового процесса. Task Force 1942 – исключительно морская стратегия, поэтому сухопутных боёв здесь не будет – только морские и, в очень незначительной степени, воздушные. Ваша главная цель в кампании (битва за Гуадалканал) – снабжать боеприпасами и подкреплениями морскую пехоту на Соломоновых островах, уничтожать вражеские базы и всячески мешать снабжению войск противника; соответственно, и миссии тоже бывают трёх видов по конечным целям: снабжение, патрулирование зон и атаки на вражеские объекты.
Но что самое интересное – в игре есть два режима. Первый – стратегический, сугубо пошаговый, всё действие происходит на глобальной карте. А вот второй – тактический, включающийся во время сражения: действие происходит в реальном времени, а вы можете управлять действиями не только всего вашего флота, но и лично командовать каким-либо кораблём, находясь непосредственно на нём (с видом от первого лица). Кроме того, иногда имеется возможность вызвать поддержку с воздуха (два типа бомбардировщиков и один – истребителей).
Как уже было сказано выше, игра не отличается особой сложностью в освоении. Тем не менее, некоторые пояснения по поводу тактического режима озвучить нужно. При щелчке на корабле во время боя вы оказываетесь в рубке данного корабля. Прямо перед вами находятся штурвал (Sheep’s Wheel), который отвечает за изменение курса корабля, и машинный телеграф (Engine telegraph), с помощью которого устанавливается скорость хода корабля. Справа находится панель повреждений судна (Damage Control): если повреждений нет, то все индикаторы на этой панели светятся зелёным цветом, если есть повреждения средней тяжести – то жёлтым, если тяжёлые – то красным.
Слева находится кнопка «Charts» - основной «инструмент» управления эскадрой. При щелчке на неё вы переходите в особый режим – просмотра оперативной обстановки, где перед вами будет развёрнута карта с условным отображением вашей и вражеской эскадры. На любой из кораблей можно щёлкнуть, и тогда по нему отобразится различная информация: курс, скорость, его повреждения и так далее. На этом же экране можно отдавать приказы отдельным кораблям вашей эскадры: установить скорость и курс конкретного корабля, определить, будет ли он вести огонь самостоятельно или только по вашей команде, стрелять торпедами, стрелять осветительными зарядами, осветить цель с помощью прожекторов, открыть огонь из всех орудий, поставить или убрать дымовую завесу и так далее.
Здесь же можно отдать приказы сразу нескольким или всем кораблям, объединив их в группу: установить скорость и курс колонны, вести ли огонь самостоятельно или по команде, а также приказать совершить общий поворот. И здесь же можно взять лично на себя управление каким-то отдельным кораблём и перейти в его рубку, «уйдя» с того, на котором вы были только что. То есть по части приказов и возможностей игра действительно очень детализированная. Кроме того, на этом же экране есть возможность масштабирования карты и просмотра информации о времени суток и погоде (ибо всё это так или иначе влияет на сражение).
Однако нами была рассмотрена далеко не вся рубка, в которой мы оказались в начале игры. Если подвести курсор к краям экрана, изображение сменится, откроются новые возможности. При подведении курсора к левому краю появится возможность осмотреть эскадру и окрестности с мостика вашего корабля (Observer view) (в этом режиме можно изменять масштаб карты и угол просмотра) и возможность управления стрельбой торпедами (Torpedo director). Это тоже отдельный режим, где нужно сначала наводить торпеду на цель, а потом выпускать её.
Если же подвести курсор к правому краю экрана, то появятся вид на море через бинокуляр (Binocular) с вашего корабля, где тоже можно масштабировать изображение, и пост управления корабельной артиллерией (Gun director). При щелчке на него игра тоже переходит в особый режим – быть может, чуточку аркадный, но зато и самый сложный (возможность масштабирования изображения есть и здесь). В общем-то, формально ничего очень трудного здесь нет. В нижней части экрана имеется манипулятор, с его помощью осуществляется наведение на цель по специальным красным рискам на шкале (они показывают, в какую сторону надо взять поправку), затем – выстрел. Готовность к стрельбе отображают «лампочки» в правой части экрана (зелёный цвет – орудия готовы, жёлтый – что-то не так (например, оружие не заряжено), красный – оружие повреждено). Однако сложность состоит в том, что тут нужно ещё верно выбрать тип орудия, из которого вы хотите стрелять (например, среднего калибра или носовые или кормовые орудия главного калибра), а также задать дальность стрельбы, её скорость и угол поворота орудий.
Что касается графики – то она почему-то не всем понравилась даже в момент выхода игры, хотя на мой взгляд – она просто замечательная. Разумеется, каких-либо чудес от неё ждать не стоит, да и в стратегическом и «общем» тактическом режиме всё выглядит более чем условно, но, например, виды с того же мостика или поста управления артиллерией оставляют только положительные впечатления – всё прорисовано очень крупно и качественно.
В общем и целом – вердикт сугубо положительный. Конечно, как и было сказано в самом начале, это далеко не «чистый» варгейм, а просто морская стратегия, поэтому никакой «зубодробительной» сложности здесь нет и не будет, но играть действительно интересно. В первую очередь – потому,что эта игра даёт отличную возможность почувствовать себя в самых разных ролях: и адмиралом флота, и командиром отдельно взятого корабля, и даже простым бортовым стрелком, причём каждый из этих режимов продуман и выполнен более чем достойно. Кроме того, напомним, что в игре есть поистине творческий режим – моделирование собственных сражений, где можно устроить, например, встречу реально существовавших, но никогда не встречавшихся друг с другом в бою кораблей или кораблей принципиально разных типов и возможностей и просто с пользой провести время, проверяя на практике свои идеи и военно-морские таланты.
Поэтому если вы интересуетесь старыми морскими стратегиями и ищете такую, которая была бы не слишком сложной в плане освоения, но открывала бы огромный простор для тактического мышления и даже собственного творчества, то на Task Force 1942 стоит обязательно обратить внимание.
- Время и место:
Вторая мировая война - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Мореплавание - Технические детали:
Roland MT-32 - Элемент жанра:
В реальном времени
Wargame - Язык:
English