Один из лучших хоккейных симуляторов своего времени, а по целому ряду показателей – так вообще один из самых лучших. Назван он в честь знаменитого хоккеиста середины 90-х Бретта Халла, имеющего (имевшего?) определённую известность и в нашей стране.
Данная игра имеет лицензию от Национальной Хоккейной Лиги, поэтому здесь почти всё будет «как на самом деле», то есть реальные команды и их составы сезона 1993/94 годов, структура сезона и игровой календарь для всех участников турнира; сила команд соответствует официальном рейтингу в НХЛ на момент выхода игры, а уровень мастерства каждого хоккеиста приблизительно аналогичен возможностям его реального прототипа. «Почти» - потому что лицензия, видимо, всё же ограниченная, так как реальных названий команд в игре не будет. Ввиду того, что данная игра есть не просто симулятор хоккея (а ни в коем случае не «аркада»!), а симулятор на редкость детализированный и сложный, она получит очень подробное описание.
Итак, после старта, просмотра «обучающей заставки» с самим Халлом и нажатия любой кнопки мы попадаем в главное меню игры, в котором можно выбрать не только тот или иной её режим, но и заняться самыми разными настройками отдельных аспектов игрового процесса. Вариантов игры несколько; по умолчанию стоит «один игрок – хозяин поля», однако можно играть матч «в гостях», выбрать режим для двух игроков за одним компьютером, демонстрационный режим (местный аналог пассивного обучения; настраивать же этот матч всё равно придётся). За выбор же режима отвечает опция «Regular Game» - здесь можно выбрать для игры отдельный товарищеский матч или целый сезон из нескольких вариантов (одиннадцать игр, сорок две игры, полный чемпионат НХЛ и те или иные игры на Кубок Стэнли [три матча до двух побед одной из команд, пять матчей до трёх побед или семь матчей до четырёх побед]).
Здесь же имеется опция выбора команды, являющаяся отдельным подменю, в котором можно выбрать команду-хозяина и гостя (выбор своей команды – стрелки влево и вправо, выбор соперника – стрелки вверх и вниз). Однако данную опцию можно заменить на «View ’93-94 stats», и тогда можно будет посмотреть всю статистику игроков НХЛ за последний сезон. Статистика представлена в виде таблицы из семи колонок, где отображаются имена игроков, забитые голы (Goals), результативные передачи (Assists), набранные очки по системе «гол + пас» (Points), а также статистика соотношения числа забитых/пропущенных шайб во время нахождения игрока на льду, штрафные минуты и количество сыгранных в регулярном чемпионате матчей. Проигнорировать всю эту «скучную» информацию можно, но настоятельно не рекомендуется: поверьте, в этой игре все эти характеристики действительно играют очень большую роль, а игроки сильно отличаются друг от друга по классу своей игры.
Упомянутые выше настройки включают в себя продолжительность периодов матча (можно установить две, пять, десять или двадцать минут), включение или выключение голоса комментатора (да не кого-нибудь, а самого Майклса!), фиксирования судьями проброса шайбы через все зоны с последующим вбрасыванием, фиксирования положения вне игры, фиксирования нарушений правил, карающихся удалением, автоматическая или ручная смена пятёрок игроков по ходу матча. То есть, другими словами, игру можно постараться предельно упростить и хотя бы чуточку приблизить к аркаде, но она всё равно останется симулятором с любыми настройками, поэтому лучше не портить себе удовольствие и сыграть в «реальный» хоккей.
Игровые меню для режимов товарищеской встречи и чемпионата во многом похожи, но во втором случае разнообразных дополнительных опций куда больше, тогда как в первом нет ничего, чего не было бы во втором, поэтому отдельно рассматривать его нет смысла. После проведения так или иначе настройки всего, что описано выше (то есть различных опций), необходимо нажать кнопку New Season, затем выбрать команду, после чего начать уже сам матч. Но после нажатия «Play Game» игра начнётся не сразу – будут всяческие приветствия и прочие обязательные действия, и вот именно в этот момент (да-да) во многом и решается исход будущей встречи, поскольку именно сейчас вы можете успеть произвести главные тренерские действия перед самой игрой.
Одно из важнейших из этих действий – это корректировка сочетаний игроков в звеньях. Конечно, какая-то схема расположения пятёрок есть сразу, но с ней вряд ли что-то выиграешь. Нужно думать, а перед этим – разобраться, как вообще что-то менять, поскольку для этого в игре выделен целый отдельный экран, который будет подробно рассмотрен ниже. Большую его часть занимают фигурки хоккеистов с номерами и фамилиями, расположенные по звеньям Line 1, 2, 3, 4; слева направо в каждом звене находятся левый защитник (символ D), левый крайний нападающий (символ LW), центровой нападающий (символ C), крайний правый нападающий (символ RW) и правый защитник (снова символ D). На одном из игроков находится курсор замены. В левом верхнем углу экрана – характеристики выделенного хоккеиста (скорость катания, сила броска, мастерство игры в обороне, нацеленность на ворота соперника, умение вести силовую борьбу, оставаясь при этом на ногах, удерживание шайбы в единоборствах). Слева внизу данного экрана находятся несколько игроков данного амплуа, из которых вам предлагается выбрать наиболее подходящего для этого звена. Естественно, что в первых двух звеньях стоит собрать самых сильных игроков.
Не менее важное действие – это выбор подходящей тактики на данный матч (исходя не в последнюю очередь из силы соперника), здесь нас тоже ждёт отдельный экран. В нижних его углах – рейтинги вашей и другой команды, которые складываются из семи показателей их игроков (шесть перечисленных выше плюс мастерство вратаря). И вот именно здесь имеет место быть едва ли не единственный «фантастический», но крайне важный момент игры: на данном экране вы можете, не изменяя общей величины текущего рейтинга команды и не трогая способности вратаря, изменить каждый из шести показателей у каждого хоккеиста, что-либо увеличив и уменьшив у него или у кого-то другого (то есть, например, если кто-то совсем медленный, то стоит добавить ему скорости, снизив у него или ещё у кого-то какой-то другой показатель). Делаются такие перестановки следующим образом. На данном экране каждому навыку соответствует одна из шести шкал, седьмая же – «накопительная», куда можно временно «отложить» с помощью курсора снятые откуда-то очки из показателей, которые вы решили ослабить, чтобы потом грамотно их распределить. Самыми важными характеристиками, конечно, являются защита, сила броска и способность к силовой борьбе – эти показатели ни у кого не должны быть совсем маленькими.
После всех этих настроек можно приступать уже к самому матчу. В верхней части экрана матча расположено табло, на котором отображаются счёт игры, период, номер удалённого игрока и время его удаления (если такое случилось), а также звенья команд. Белым цветом засвечено то из них, которое в настоящий момент находится на льду; шкалы рядом – степень усталости этого звена. Замену игроков можно проводить как перед вбрасыванием, так и просто по ходу игры. В центре же расположен секундомер, показывающий, сколько времени осталось до конца периода. Название команды-хозяина показывается слева, гостя – справа (хозяева всегда в более светлой форме, кстати говоря).
По ходу матча есть возможность вызывать подменю, к которым относятся просмотр «записи» случившегося момента, замена вратаря на другого или полевого игрока, если вдруг это потребуется (цифра рядом с вратарём – уровень его мастерства), подробнейшая статистика встречи (здесь она состоит из огромного количества показателей и может быть вызвана в любой момент; окончательная же будет показана после завершения игры), данные об игроках и так далее; самое же главное – что проводить корректировку звеньев, если вдруг что, можно и прямо по ходу матча. Главная задача в чемпионате – войти хотя бы в число лучших восьми команд (конечно, если удастся победить, то это будет здорово). Правила Кубков почти такие же, как и у чемпионатов, но есть одно важное отличие. Если в сезоне после трёх периодов между командами сохраняется ничейный результат, то назначается дополнительный тайм (в два раза короче и до первой шайбы); если и в нём не будет голов – то всё, ничья. В Кубке же дополнительный тайм равен по продолжительности обычному, и если в течение него гол не забит, но назначается новый овертайм, и так до тех пор, пока не будет гола; другими словами, ничьей в Кубке не бывает.
Есть ли в игре недостатки? Есть, но очень мало. В частности, здесь нельзя создавать своих собственных игроков, менять хоккеистов одной команды на хоккеистов другой, нет ни статистических таблиц по «специальностям» игроков, ни наглядного календаря. Однако, разумеется, ничто из перечисленного удовольствия от игры испортить не может. Если коротко коснуться непосредственно игрового процесса, то можно сказать лишь одно: он действительно предельно реалистичен для своего времени, и внимание обращать придётся едва ли не на каждую мелочь (в частности, в игре ведь есть даже кистевой бросок, чего в прочих хоккейных симуляторах не наблюдается), будь то вбрасывание, оборона, ввод вратарём шайбы в игру или обманные движения; ну а уж про широту диапазона различных ударов и говорить не приходится – это необходимо увидеть и прочувствовать самому. Знаменитый бросок One Timer (резкий с короткого замаха в одно касание после паса) тоже есть.
Ну и, наконец, графика в игре для своего времени не просто роскошна, а едва ли не шедевральна. Ледовое поле прорисовано удивительно реалистично, а спрайты персонажей кажутся не только огромными, но и выполненными с высочайшим уровнем детализации, вплоть до отбрасываемых теней и даже различных выражений лиц. Вердикт был вынесен много-много выше – это один из самых продвинутых и при этом более чем играбельных даже не для самых больших знатоков спортивных компьютерных игр хоккейный симулятор, заслуживающий почти что высшего балла из возможных.
Данная игра имеет лицензию от Национальной Хоккейной Лиги, поэтому здесь почти всё будет «как на самом деле», то есть реальные команды и их составы сезона 1993/94 годов, структура сезона и игровой календарь для всех участников турнира; сила команд соответствует официальном рейтингу в НХЛ на момент выхода игры, а уровень мастерства каждого хоккеиста приблизительно аналогичен возможностям его реального прототипа. «Почти» - потому что лицензия, видимо, всё же ограниченная, так как реальных названий команд в игре не будет. Ввиду того, что данная игра есть не просто симулятор хоккея (а ни в коем случае не «аркада»!), а симулятор на редкость детализированный и сложный, она получит очень подробное описание.
Итак, после старта, просмотра «обучающей заставки» с самим Халлом и нажатия любой кнопки мы попадаем в главное меню игры, в котором можно выбрать не только тот или иной её режим, но и заняться самыми разными настройками отдельных аспектов игрового процесса. Вариантов игры несколько; по умолчанию стоит «один игрок – хозяин поля», однако можно играть матч «в гостях», выбрать режим для двух игроков за одним компьютером, демонстрационный режим (местный аналог пассивного обучения; настраивать же этот матч всё равно придётся). За выбор же режима отвечает опция «Regular Game» - здесь можно выбрать для игры отдельный товарищеский матч или целый сезон из нескольких вариантов (одиннадцать игр, сорок две игры, полный чемпионат НХЛ и те или иные игры на Кубок Стэнли [три матча до двух побед одной из команд, пять матчей до трёх побед или семь матчей до четырёх побед]).
Здесь же имеется опция выбора команды, являющаяся отдельным подменю, в котором можно выбрать команду-хозяина и гостя (выбор своей команды – стрелки влево и вправо, выбор соперника – стрелки вверх и вниз). Однако данную опцию можно заменить на «View ’93-94 stats», и тогда можно будет посмотреть всю статистику игроков НХЛ за последний сезон. Статистика представлена в виде таблицы из семи колонок, где отображаются имена игроков, забитые голы (Goals), результативные передачи (Assists), набранные очки по системе «гол + пас» (Points), а также статистика соотношения числа забитых/пропущенных шайб во время нахождения игрока на льду, штрафные минуты и количество сыгранных в регулярном чемпионате матчей. Проигнорировать всю эту «скучную» информацию можно, но настоятельно не рекомендуется: поверьте, в этой игре все эти характеристики действительно играют очень большую роль, а игроки сильно отличаются друг от друга по классу своей игры.
Упомянутые выше настройки включают в себя продолжительность периодов матча (можно установить две, пять, десять или двадцать минут), включение или выключение голоса комментатора (да не кого-нибудь, а самого Майклса!), фиксирования судьями проброса шайбы через все зоны с последующим вбрасыванием, фиксирования положения вне игры, фиксирования нарушений правил, карающихся удалением, автоматическая или ручная смена пятёрок игроков по ходу матча. То есть, другими словами, игру можно постараться предельно упростить и хотя бы чуточку приблизить к аркаде, но она всё равно останется симулятором с любыми настройками, поэтому лучше не портить себе удовольствие и сыграть в «реальный» хоккей.
Игровые меню для режимов товарищеской встречи и чемпионата во многом похожи, но во втором случае разнообразных дополнительных опций куда больше, тогда как в первом нет ничего, чего не было бы во втором, поэтому отдельно рассматривать его нет смысла. После проведения так или иначе настройки всего, что описано выше (то есть различных опций), необходимо нажать кнопку New Season, затем выбрать команду, после чего начать уже сам матч. Но после нажатия «Play Game» игра начнётся не сразу – будут всяческие приветствия и прочие обязательные действия, и вот именно в этот момент (да-да) во многом и решается исход будущей встречи, поскольку именно сейчас вы можете успеть произвести главные тренерские действия перед самой игрой.
Одно из важнейших из этих действий – это корректировка сочетаний игроков в звеньях. Конечно, какая-то схема расположения пятёрок есть сразу, но с ней вряд ли что-то выиграешь. Нужно думать, а перед этим – разобраться, как вообще что-то менять, поскольку для этого в игре выделен целый отдельный экран, который будет подробно рассмотрен ниже. Большую его часть занимают фигурки хоккеистов с номерами и фамилиями, расположенные по звеньям Line 1, 2, 3, 4; слева направо в каждом звене находятся левый защитник (символ D), левый крайний нападающий (символ LW), центровой нападающий (символ C), крайний правый нападающий (символ RW) и правый защитник (снова символ D). На одном из игроков находится курсор замены. В левом верхнем углу экрана – характеристики выделенного хоккеиста (скорость катания, сила броска, мастерство игры в обороне, нацеленность на ворота соперника, умение вести силовую борьбу, оставаясь при этом на ногах, удерживание шайбы в единоборствах). Слева внизу данного экрана находятся несколько игроков данного амплуа, из которых вам предлагается выбрать наиболее подходящего для этого звена. Естественно, что в первых двух звеньях стоит собрать самых сильных игроков.
Не менее важное действие – это выбор подходящей тактики на данный матч (исходя не в последнюю очередь из силы соперника), здесь нас тоже ждёт отдельный экран. В нижних его углах – рейтинги вашей и другой команды, которые складываются из семи показателей их игроков (шесть перечисленных выше плюс мастерство вратаря). И вот именно здесь имеет место быть едва ли не единственный «фантастический», но крайне важный момент игры: на данном экране вы можете, не изменяя общей величины текущего рейтинга команды и не трогая способности вратаря, изменить каждый из шести показателей у каждого хоккеиста, что-либо увеличив и уменьшив у него или у кого-то другого (то есть, например, если кто-то совсем медленный, то стоит добавить ему скорости, снизив у него или ещё у кого-то какой-то другой показатель). Делаются такие перестановки следующим образом. На данном экране каждому навыку соответствует одна из шести шкал, седьмая же – «накопительная», куда можно временно «отложить» с помощью курсора снятые откуда-то очки из показателей, которые вы решили ослабить, чтобы потом грамотно их распределить. Самыми важными характеристиками, конечно, являются защита, сила броска и способность к силовой борьбе – эти показатели ни у кого не должны быть совсем маленькими.
После всех этих настроек можно приступать уже к самому матчу. В верхней части экрана матча расположено табло, на котором отображаются счёт игры, период, номер удалённого игрока и время его удаления (если такое случилось), а также звенья команд. Белым цветом засвечено то из них, которое в настоящий момент находится на льду; шкалы рядом – степень усталости этого звена. Замену игроков можно проводить как перед вбрасыванием, так и просто по ходу игры. В центре же расположен секундомер, показывающий, сколько времени осталось до конца периода. Название команды-хозяина показывается слева, гостя – справа (хозяева всегда в более светлой форме, кстати говоря).
По ходу матча есть возможность вызывать подменю, к которым относятся просмотр «записи» случившегося момента, замена вратаря на другого или полевого игрока, если вдруг это потребуется (цифра рядом с вратарём – уровень его мастерства), подробнейшая статистика встречи (здесь она состоит из огромного количества показателей и может быть вызвана в любой момент; окончательная же будет показана после завершения игры), данные об игроках и так далее; самое же главное – что проводить корректировку звеньев, если вдруг что, можно и прямо по ходу матча. Главная задача в чемпионате – войти хотя бы в число лучших восьми команд (конечно, если удастся победить, то это будет здорово). Правила Кубков почти такие же, как и у чемпионатов, но есть одно важное отличие. Если в сезоне после трёх периодов между командами сохраняется ничейный результат, то назначается дополнительный тайм (в два раза короче и до первой шайбы); если и в нём не будет голов – то всё, ничья. В Кубке же дополнительный тайм равен по продолжительности обычному, и если в течение него гол не забит, но назначается новый овертайм, и так до тех пор, пока не будет гола; другими словами, ничьей в Кубке не бывает.
Есть ли в игре недостатки? Есть, но очень мало. В частности, здесь нельзя создавать своих собственных игроков, менять хоккеистов одной команды на хоккеистов другой, нет ни статистических таблиц по «специальностям» игроков, ни наглядного календаря. Однако, разумеется, ничто из перечисленного удовольствия от игры испортить не может. Если коротко коснуться непосредственно игрового процесса, то можно сказать лишь одно: он действительно предельно реалистичен для своего времени, и внимание обращать придётся едва ли не на каждую мелочь (в частности, в игре ведь есть даже кистевой бросок, чего в прочих хоккейных симуляторах не наблюдается), будь то вбрасывание, оборона, ввод вратарём шайбы в игру или обманные движения; ну а уж про широту диапазона различных ударов и говорить не приходится – это необходимо увидеть и прочувствовать самому. Знаменитый бросок One Timer (резкий с короткого замаха в одно касание после паса) тоже есть.
Ну и, наконец, графика в игре для своего времени не просто роскошна, а едва ли не шедевральна. Ледовое поле прорисовано удивительно реалистично, а спрайты персонажей кажутся не только огромными, но и выполненными с высочайшим уровнем детализации, вплоть до отбрасываемых теней и даже различных выражений лиц. Вердикт был вынесен много-много выше – это один из самых продвинутых и при этом более чем играбельных даже не для самых больших знатоков спортивных компьютерных игр хоккейный симулятор, заслуживающий почти что высшего балла из возможных.
- Вид спорта:
Хоккей - Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером
Друг против друга - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Канада - Язык:
English
В-общем, не смотрите на графику - поверьте, этот хоккей настоящий убийца времени...