Одна из самых известных стратегий (всё-таки это больше, чем просто варгейм) на тему Гражданской войны в США 1861-1865 годов. Играть можно за обе стороны конфликта (Север и Юг). Перед стартом игры выбирается один из двух режимов – либо кампания, либо отдельный сценарий, после чего можно настроить сложность, что в этой игре является своего рода искусством. Есть целых пять уровней сложности («реализма»), а также девять различных дополнительных параметров: наличие и количество подкреплений, снабжение, доступные типы солдат и зданий, насколько хорошо солдаты будут выполнять приказы, ну и так далее; то есть сыграть в игру можно, в общем-то, в сорока пяти (!) разных вариантах.
Сценариев, к сожалению, всего четыре, причём среди сражений почему-то нет самых известных и крупных. Подразделения представлены на карте в виде значков, хотя есть возможность масштабирования – тогда можно приблизительно рассмотреть даже отдельных солдат (ибо 1995 год выхода всё-таки). Отряды можно объединять и разделять; есть «командир», посредством которого вы отдаёте приказы; у него имеется «радиус» действия, и только находящиеся в нём солдаты будут какие-то приказы исполнять; сами же сражения идут в реальном (!) времени и при этом ограничены по времени. На практике играть в этом режиме достаточно трудно, в первую очередь – потому, что даже если армия большая, то ей невозможно нормально управлять из-за небольшого радиуса действия приказов генерала и неумолимо тикающего таймера; в итоге каждое сражение сводится к серии быстро и при этом чётко продуманных атак небольшими группами, что нередко осуществить куда труднее, чем продумать.
В кампании всё и сложнее, и проще одновременно, потому как теперь вы управляете не только войсками, но и территориями (Северных или Южных штатов); так что имеется и стратегический экран с глобальной картой и значками городов. На этом экране мы отдаём приказы городам о производстве товаров, создаём и перемещаем армии; здесь же можно объединять и разделять различные подразделения войск (чтобы покрыть ими большую территорию или, наоборот, усилить военное присутствие в определённом районе), заменять одних генералов другими. Число генералов ограниченное, все они – реальные исторические личности, у каждого имеется собственный набор характеристик, свои сильные и слабые стороны (основанные на реальных характерах и способностях этих людей), поэтому их биографии и личные данные следует очень внимательно изучить, перед тем как поручать руководство той или иной военной операцией тому или иному генералу.
Чтобы победить в кампании, нужно накопить определённое количество «пунктов победы», что достигается захватом городов (как вражеских, так и нейтральных [были тогда и такие]); таким образом, полностью уничтожать противника не нужно (да здесь это и невозможно сделать). Сколько именно нужно таких «пунктов» - зависит от начальных установок уровня сложности в игре. От уровня сложности зависит также то, сколько времени вам отведено на конкретный ход, ибо здесь ограничено и это (сама игра всё-таки пошаговая, несмотря на сражения в реальном времени): если на низком уровне сложности можно, в принципе, успеть отдать за ход все необходимые распоряжения о производстве ресурсов, передвижении армий и так далее, то на более высоком – нельзя в принципе (так задумано), поэтому там уже придётся думать, что правильнее сделать в первую очередь.
В игре есть такие объекты, как железные дороги и реки, которые могут значительно ускорить перемещение ваших армий до нужной точки. Однако пользоваться этими объектами можно только в том случае, если их контролируете вы (поэтому удерживать их и управлять отдельными участками крайне важно). Если одна из армий подходит к вражескому городу, то начинается его штурм, но происходит он всегда автоматически, компьютер вычисляет силы сторон и сообщает нам о результате. Если же две армии сходятся в «чистом поле», то есть выбор: либо положиться на автоматический результат, либо управлять битвой самому, тогда игра перейдёт в режим сражения, который будет полностью аналогичен тому, что было сказано об игре в единичные сражения выше (то есть то же самое неудобное управление, временное ограничение и бои в реальном времени). Морские сражения в игре есть, но самому участвовать в них нельзя, результат всегда высчитывается автоматически.
Несмотря на всё сказанное выше, а также другие моменты (например, механика игры, особенно в плане перемещения войск, - не такая простая вещь здесь), игра на среднем уровне сложности (даже) всё-таки не очень трудна – в первую очередь из-за не слишком продвинутого ИИ соперника, что проявляется в основном в его стратегических решениях. На трудных уровнях играть, конечно, тяжеловато (хотя и возможно), но такая сложность быстро начинает казаться какой-то искусственной и не вполне честной.
Если говорить о графике, то здесь она, скажем так, уровня выше среднего для варгейма, но никак не для «просто» стратегии. Глобальная карта прорисована неплохо, но, на мой взгляд, слишком уж мелко; то же самое можно сказать и об общей карте сражения. Однако понять, что где находится и какая армия куда двигается, вполне можно, а самое главное – именно это. При масштабировании поля боя, конечно, приятно видеть анимированные фигурки отдельных солдат, но вот действительно красивыми их, увы, назвать нельзя. А вот что сделано по-настоящему здорово – так это показываемые иногда по ходу игры чёрно-белые картинки, похожие на старые литографии, и газетные вырезки о происходящих событиях. Также в игре имеется неплохая встроенная энциклопедия.
В общем и целом – неплохая игра, пусть и не без недостатков, вполне достойная оценки «выше среднего». К сожалению, истинного удовольствия от игрового процесса в некоторых случаях получить нельзя, ибо в игре, помимо некоторых описанных выше странных особенностей процесса, имеется не самое маленькое количество багов (частично исправленных патчами), но, тем не менее, всем любителям не самых сложных, но в меру увлекательных и масштабных и исторически хотя бы относительно достоверных военных стратегий она должна прийтись по вкусу.
Сценариев, к сожалению, всего четыре, причём среди сражений почему-то нет самых известных и крупных. Подразделения представлены на карте в виде значков, хотя есть возможность масштабирования – тогда можно приблизительно рассмотреть даже отдельных солдат (ибо 1995 год выхода всё-таки). Отряды можно объединять и разделять; есть «командир», посредством которого вы отдаёте приказы; у него имеется «радиус» действия, и только находящиеся в нём солдаты будут какие-то приказы исполнять; сами же сражения идут в реальном (!) времени и при этом ограничены по времени. На практике играть в этом режиме достаточно трудно, в первую очередь – потому, что даже если армия большая, то ей невозможно нормально управлять из-за небольшого радиуса действия приказов генерала и неумолимо тикающего таймера; в итоге каждое сражение сводится к серии быстро и при этом чётко продуманных атак небольшими группами, что нередко осуществить куда труднее, чем продумать.
В кампании всё и сложнее, и проще одновременно, потому как теперь вы управляете не только войсками, но и территориями (Северных или Южных штатов); так что имеется и стратегический экран с глобальной картой и значками городов. На этом экране мы отдаём приказы городам о производстве товаров, создаём и перемещаем армии; здесь же можно объединять и разделять различные подразделения войск (чтобы покрыть ими большую территорию или, наоборот, усилить военное присутствие в определённом районе), заменять одних генералов другими. Число генералов ограниченное, все они – реальные исторические личности, у каждого имеется собственный набор характеристик, свои сильные и слабые стороны (основанные на реальных характерах и способностях этих людей), поэтому их биографии и личные данные следует очень внимательно изучить, перед тем как поручать руководство той или иной военной операцией тому или иному генералу.
Чтобы победить в кампании, нужно накопить определённое количество «пунктов победы», что достигается захватом городов (как вражеских, так и нейтральных [были тогда и такие]); таким образом, полностью уничтожать противника не нужно (да здесь это и невозможно сделать). Сколько именно нужно таких «пунктов» - зависит от начальных установок уровня сложности в игре. От уровня сложности зависит также то, сколько времени вам отведено на конкретный ход, ибо здесь ограничено и это (сама игра всё-таки пошаговая, несмотря на сражения в реальном времени): если на низком уровне сложности можно, в принципе, успеть отдать за ход все необходимые распоряжения о производстве ресурсов, передвижении армий и так далее, то на более высоком – нельзя в принципе (так задумано), поэтому там уже придётся думать, что правильнее сделать в первую очередь.
В игре есть такие объекты, как железные дороги и реки, которые могут значительно ускорить перемещение ваших армий до нужной точки. Однако пользоваться этими объектами можно только в том случае, если их контролируете вы (поэтому удерживать их и управлять отдельными участками крайне важно). Если одна из армий подходит к вражескому городу, то начинается его штурм, но происходит он всегда автоматически, компьютер вычисляет силы сторон и сообщает нам о результате. Если же две армии сходятся в «чистом поле», то есть выбор: либо положиться на автоматический результат, либо управлять битвой самому, тогда игра перейдёт в режим сражения, который будет полностью аналогичен тому, что было сказано об игре в единичные сражения выше (то есть то же самое неудобное управление, временное ограничение и бои в реальном времени). Морские сражения в игре есть, но самому участвовать в них нельзя, результат всегда высчитывается автоматически.
Несмотря на всё сказанное выше, а также другие моменты (например, механика игры, особенно в плане перемещения войск, - не такая простая вещь здесь), игра на среднем уровне сложности (даже) всё-таки не очень трудна – в первую очередь из-за не слишком продвинутого ИИ соперника, что проявляется в основном в его стратегических решениях. На трудных уровнях играть, конечно, тяжеловато (хотя и возможно), но такая сложность быстро начинает казаться какой-то искусственной и не вполне честной.
Если говорить о графике, то здесь она, скажем так, уровня выше среднего для варгейма, но никак не для «просто» стратегии. Глобальная карта прорисована неплохо, но, на мой взгляд, слишком уж мелко; то же самое можно сказать и об общей карте сражения. Однако понять, что где находится и какая армия куда двигается, вполне можно, а самое главное – именно это. При масштабировании поля боя, конечно, приятно видеть анимированные фигурки отдельных солдат, но вот действительно красивыми их, увы, назвать нельзя. А вот что сделано по-настоящему здорово – так это показываемые иногда по ходу игры чёрно-белые картинки, похожие на старые литографии, и газетные вырезки о происходящих событиях. Также в игре имеется неплохая встроенная энциклопедия.
В общем и целом – неплохая игра, пусть и не без недостатков, вполне достойная оценки «выше среднего». К сожалению, истинного удовольствия от игрового процесса в некоторых случаях получить нельзя, ибо в игре, помимо некоторых описанных выше странных особенностей процесса, имеется не самое маленькое количество багов (частично исправленных патчами), но, тем не менее, всем любителям не самых сложных, но в меру увлекательных и масштабных и исторически хотя бы относительно достоверных военных стратегий она должна прийтись по вкусу.
- Время и место:
Гражданская война в Америке
Долгий XIX век - Многопользовательская игра:
LAN
Модем - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Элемент жанра:
В реальном времени - Язык:
English