1996 год – сколько великолепных стратегий ты подарил миру! Какой геймер не слышал о монументальных Command & Conquer: Red Alert, Warcraft II: Beyond the Dark Portal и Z, навеки оставшихся в наших сердцах и поныне радующих своей динамикой, сюжетом и инновациями, которые во многом определили дальнейшее становление жанра? Если копнуть немного глубже, перед взором пытливого игрока предстанут A.R.S.E.N.A.L: Taste the Power, Deadlock: Planetary Contest и M.A.X. – может, не такие общеизвестные, как предыдущие примеры, но сделавшие достойную попытку привнести в индустрию что-то своё, завладеть интересом, подарить яркие впечатления... И именно в этом судьбоносном, уж простите за пафос, году на арену жанра выходит Colony Wars 2492 – проба пера от неизвестных немецких разработчиков Digital X-citement. Обладая свойственной немецким стратегиям оригинальностью, Colony Wars отошла от общепринятых канонов базостроительства и научных исследований, сделав ставку на обширные настройки отдельных боевых единиц и дав игроку возможность почувствовать себя не только полевым командиром, но и конструктором, своеобразным творцом. Результат нам известен – в год выхода игра была встречена непроницаемым безразличием. И хотя к настоящему моменту она забыта далеко не полностью, а со временем даже обзавелась продолжением под названием Akte Europa, обрести популярность и встать в один ряд с заслуженными чемпионами индустрии ей так и не удалось. Теперь, когда у нас появилась возможность взглянуть на неё в исторической перспективе, каждый может сделать для себя вывод, заслуженным ли оказалось это забвение.
Раз уж мы затронули тему оригинальности, её и рассмотрим в первую очередь. Сюжетно события игры разворачиваются где-то далеко в космосе (на планете Ансгар-15, если верить руководству; впрочем, в самой игре это почти не упоминается), а сторонами конфликта на этот раз выступают две абсолютно одинаковые по своим возможностям фракции роботов. В отличие от множества своих товарок, Colony Wars не уделяет пристального внимания построению и укреплению баз. Говоря конкретнее, строительство как таковое в игре вообще отсутствует. Это не означает, что воевать придётся вообще без зданий, – наоборот, они в игре есть и имеют очень большое значение. Но, чтобы завладеть ими, их придётся захватывать – или перезахватывать, если это уже успел сделать противник. Так, под вашим управлением могут оказаться командные центры, перерабатывающие заводы и рудники. Несложно построить логическую цепочку: из рудников ресурсы поступают на фабрики, где перерабатываются в один из трёх видов материалов, которые затем можно пустить на производство новой боевой техники. Сборка же самих машин осуществляется строго в недрах командного центра, поэтому его потеря почти неминуемо ведёт к проигрышу. Захватив несколько близлежащих строений, ставим на ноги экономику, после чего отправляемся в центр... где нас и ожидает главный сюрприз: каждая боевая единица состоит из модулей, отличающихся по своим характеристикам и возможностям, и именно вам предстоит решать, какие части пойдут на конструирование очередного механического бойца. Выбор не то чтобы очень широк, но развернуться есть где. Например, разные виды шасси предназначены для совершенно разных задач: робот на «паучьих» лапах единственный способен без вреда для себя проходить по минному полю, в то время как мощнейшую атомную бомбу могут утянуть на себе только медленные и неповоротливые траки. Воздушная подушка даст вам высокую манёвренность по высокой же цене, а специальные шасси-лыжи как нельзя лучше подойдут для навигации по снежным пустошам... В свою очередь, корпус может нести в себе вспомогательные инструменты вроде генератора щита или встроенной ремонтной установки, а дюжина видов орудий позволяет создать весьма разноплановую армию, которая порадует игроков с неутолимой жаждой к разрушению. В целом механика проста в освоении и логична, и многие игроки, прочитав эти строки, наверняка вспомнят планетарные битвы из небезызвестных Космических рейнджеров 2, где менеджмент роботов почти целиком копирует представленную в Colony Wars идею.
Казалось бы, при таком замечательном подходе к геймплею можно ожидать и прочих сопутствующих приятностей, но тут Colony Wars наносит сама себе жесточайший удар под дых, сводя на нет свои конкурентные преимущества. Вспомните, что вас больше всего впечатлило в уже упоминавшихся титанах вроде Z, Red Alert и WarCraft. Среди основных преимуществ сразу приходят на ум высокая скорость игрового процесса, живость искусственного интеллекта, динамизм происходящих событий и удобное управление. Так вот, в Colony Wars ничего этого нет. Оправдывая звание тяжёлых и неповоротливых махин, роботы движутся нарочито медленно, периодически застревая в узких коридорах ландшафта или теряясь где-нибудь в хвосте выстроенной колонны. Компьютерный игрок, не имея ни малейшего представления о тактике и стратегии, обладает перед вами ровно одним преимуществом – огромным запасом ресурсов и боевой мощи, который, впрочем, быстро нивелируется умелыми атаками и мало-мальски продуманными действиями. Присущая игре черепашья скорость вроде бы должна компенсироваться кнопкой ускорения времени, удобно расположенной на основной панели управления, но нет – толку от неё немного, потому что игра в постоянно ускоренном режиме так же невозможна, как и в обычном: курсор мышки попросту не поспевает за вашими подчинёнными. Управление же явно перекочевало в Colony Wars из стратегий эпохи махрового DOS’а. Приготовьтесь к тому, что даже для простого выделения группы машин придётся сперва нажимать специальную кнопку и уж только затем растягивать пресловутую рамку. В горячке боя случайный щелчок не по тому роботу приведёт к отмене выделения, что станет непоправимой ошибкой.
Что самое обидное, разработчики Colony Wars наверняка знали о недостатках собственного проекта и пытались в меру сил как-то их компенсировать. Скажем, чтобы захватить завод, необязательно искать его самостоятельно, достаточно всего лишь вызвать миникарту и отправить в нужное место соответствующего робота. Там же, на миникарте, вы можете назначить маршрут своим роботам-добытчикам, которые после этого станут усердно развозить ресурсы между контрольными точками (оставим в стороне то, что харвестеры в Red Alert умели делать это самостоятельно). Другое дело, что игре это мало помогает – конечный результат в итоге выглядит слишком громоздко, чтобы интерфейс можно было назвать эргономичным или интуитивным. Привыкнуть к нему можно, это не вопрос. Но нужно ли, когда рядом стоят значительно более проработанные и удобные игры?
Дополнительных режимов, помимо кампании, в Colony Wars нет – можете сразу забыть о поединках с компьютером в Skirmish или создании собственных сценариев в редакторе уровней. Сюжет самой кампании можно узнать разве что из руководства, поскольку никаких намёков или пояснений к нему не даётся даже в длинном начальном ролике (к слову, демонстрирующем ресурсоёмкую панораму некоего города будущего, значение которого тоже остаётся неизвестным). Для настойчивых фанатов у игры заготовлена парочка приятных сюрпризов – например, возможность взять управление любой отдельной машиной на себя, осуществляя перемещение и стрельбу на аркадный манер, – но ни такие изыски механики, ни приятная и детальная графика не могут скрыть за собой однообразие и банальное отсутствие интереса, пронизывающие Colony Wars от начала и до конца. Поэтому, как ни грустно это признавать, вряд ли Colony Wars увлечёт хоть какого-то современного игрока. Её удел – служить любопытным экспонатом, наделённым интересными уникальными чертами, но не способным составить реальную конкуренцию другим собратьям по жанру.
Напоследок упомяну, что игра, будучи изначально созданной на немецком языке, так и не получила перевода даже на английский, не говоря уже о русском, но самому геймплею это не мешает: значимый текст практически отсутствует, а функции кнопок легко перевести с любым словарём. Поэтому если вы охотник за редкими историческими экземплярами или просто заинтересовались необычными решениями разработчиков – милости просим. Только не забывайте, что бороться зачастую придётся не столько с компьютерным оппонентом, сколько с неуклюжестью «бойцов» вашей собственной армии.
Раз уж мы затронули тему оригинальности, её и рассмотрим в первую очередь. Сюжетно события игры разворачиваются где-то далеко в космосе (на планете Ансгар-15, если верить руководству; впрочем, в самой игре это почти не упоминается), а сторонами конфликта на этот раз выступают две абсолютно одинаковые по своим возможностям фракции роботов. В отличие от множества своих товарок, Colony Wars не уделяет пристального внимания построению и укреплению баз. Говоря конкретнее, строительство как таковое в игре вообще отсутствует. Это не означает, что воевать придётся вообще без зданий, – наоборот, они в игре есть и имеют очень большое значение. Но, чтобы завладеть ими, их придётся захватывать – или перезахватывать, если это уже успел сделать противник. Так, под вашим управлением могут оказаться командные центры, перерабатывающие заводы и рудники. Несложно построить логическую цепочку: из рудников ресурсы поступают на фабрики, где перерабатываются в один из трёх видов материалов, которые затем можно пустить на производство новой боевой техники. Сборка же самих машин осуществляется строго в недрах командного центра, поэтому его потеря почти неминуемо ведёт к проигрышу. Захватив несколько близлежащих строений, ставим на ноги экономику, после чего отправляемся в центр... где нас и ожидает главный сюрприз: каждая боевая единица состоит из модулей, отличающихся по своим характеристикам и возможностям, и именно вам предстоит решать, какие части пойдут на конструирование очередного механического бойца. Выбор не то чтобы очень широк, но развернуться есть где. Например, разные виды шасси предназначены для совершенно разных задач: робот на «паучьих» лапах единственный способен без вреда для себя проходить по минному полю, в то время как мощнейшую атомную бомбу могут утянуть на себе только медленные и неповоротливые траки. Воздушная подушка даст вам высокую манёвренность по высокой же цене, а специальные шасси-лыжи как нельзя лучше подойдут для навигации по снежным пустошам... В свою очередь, корпус может нести в себе вспомогательные инструменты вроде генератора щита или встроенной ремонтной установки, а дюжина видов орудий позволяет создать весьма разноплановую армию, которая порадует игроков с неутолимой жаждой к разрушению. В целом механика проста в освоении и логична, и многие игроки, прочитав эти строки, наверняка вспомнят планетарные битвы из небезызвестных Космических рейнджеров 2, где менеджмент роботов почти целиком копирует представленную в Colony Wars идею.
Казалось бы, при таком замечательном подходе к геймплею можно ожидать и прочих сопутствующих приятностей, но тут Colony Wars наносит сама себе жесточайший удар под дых, сводя на нет свои конкурентные преимущества. Вспомните, что вас больше всего впечатлило в уже упоминавшихся титанах вроде Z, Red Alert и WarCraft. Среди основных преимуществ сразу приходят на ум высокая скорость игрового процесса, живость искусственного интеллекта, динамизм происходящих событий и удобное управление. Так вот, в Colony Wars ничего этого нет. Оправдывая звание тяжёлых и неповоротливых махин, роботы движутся нарочито медленно, периодически застревая в узких коридорах ландшафта или теряясь где-нибудь в хвосте выстроенной колонны. Компьютерный игрок, не имея ни малейшего представления о тактике и стратегии, обладает перед вами ровно одним преимуществом – огромным запасом ресурсов и боевой мощи, который, впрочем, быстро нивелируется умелыми атаками и мало-мальски продуманными действиями. Присущая игре черепашья скорость вроде бы должна компенсироваться кнопкой ускорения времени, удобно расположенной на основной панели управления, но нет – толку от неё немного, потому что игра в постоянно ускоренном режиме так же невозможна, как и в обычном: курсор мышки попросту не поспевает за вашими подчинёнными. Управление же явно перекочевало в Colony Wars из стратегий эпохи махрового DOS’а. Приготовьтесь к тому, что даже для простого выделения группы машин придётся сперва нажимать специальную кнопку и уж только затем растягивать пресловутую рамку. В горячке боя случайный щелчок не по тому роботу приведёт к отмене выделения, что станет непоправимой ошибкой.
Что самое обидное, разработчики Colony Wars наверняка знали о недостатках собственного проекта и пытались в меру сил как-то их компенсировать. Скажем, чтобы захватить завод, необязательно искать его самостоятельно, достаточно всего лишь вызвать миникарту и отправить в нужное место соответствующего робота. Там же, на миникарте, вы можете назначить маршрут своим роботам-добытчикам, которые после этого станут усердно развозить ресурсы между контрольными точками (оставим в стороне то, что харвестеры в Red Alert умели делать это самостоятельно). Другое дело, что игре это мало помогает – конечный результат в итоге выглядит слишком громоздко, чтобы интерфейс можно было назвать эргономичным или интуитивным. Привыкнуть к нему можно, это не вопрос. Но нужно ли, когда рядом стоят значительно более проработанные и удобные игры?
Дополнительных режимов, помимо кампании, в Colony Wars нет – можете сразу забыть о поединках с компьютером в Skirmish или создании собственных сценариев в редакторе уровней. Сюжет самой кампании можно узнать разве что из руководства, поскольку никаких намёков или пояснений к нему не даётся даже в длинном начальном ролике (к слову, демонстрирующем ресурсоёмкую панораму некоего города будущего, значение которого тоже остаётся неизвестным). Для настойчивых фанатов у игры заготовлена парочка приятных сюрпризов – например, возможность взять управление любой отдельной машиной на себя, осуществляя перемещение и стрельбу на аркадный манер, – но ни такие изыски механики, ни приятная и детальная графика не могут скрыть за собой однообразие и банальное отсутствие интереса, пронизывающие Colony Wars от начала и до конца. Поэтому, как ни грустно это признавать, вряд ли Colony Wars увлечёт хоть какого-то современного игрока. Её удел – служить любопытным экспонатом, наделённым интересными уникальными чертами, но не способным составить реальную конкуренцию другим собратьям по жанру.
Напоследок упомяну, что игра, будучи изначально созданной на немецком языке, так и не получила перевода даже на английский, не говоря уже о русском, но самому геймплею это не мешает: значимый текст практически отсутствует, а функции кнопок легко перевести с любым словарём. Поэтому если вы охотник за редкими историческими экземплярами или просто заинтересовались необычными решениями разработчиков – милости просим. Только не забывайте, что бороться зачастую придётся не столько с компьютерным оппонентом, сколько с неуклюжестью «бойцов» вашей собственной армии.
- Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Германия - Тематика:
Научная фантастика - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
В реальном времени - Язык:
Deutsch