Небольшая компания из Сан-Франциско Some Interactive специализировалась на выпуске образовательных адвенчур с уклоном в историю и культурологию ещё за несколько лет до того, как пальму первенства в этом жанре надолго захватили французы. Вскоре после выпуска своей первой компьютерной игры, Wrath of the Gods, чуть ли не специально предназначенной для использования в средних учебных заведениях с целью познакомить подрастающее поколение с древнегреческой мифологией в более привычной для представителей этого поколения форме, команда разработчиков (сменившая к тому времени название Luminaria на более звучное и загадочное) решила, что негоже наработанному материалу пропадать всуе, и создала весьма похожий проект, посвящённый на сей раз культуре ацтеков и некоторых других цивилизаций доколумбовой Центральной Америки.
Действие The Crystal Skull начинает разворачиваться в столице древней Мексики незадолго до её захвата конкистадорами. Императору снится сон, в котором некий юноша приносит ему хрустальный череп, способный, по всей видимости, спасти страну от угрозы уничтожения. Проснувшись и услышав вести о появлении кораблей с белыми людьми, владыка ацтеков приказывает во что бы то ни стало разыскать виденного им молодого человека. Как можно догадаться, этот последний и оказывается нашем героем: зовут его Кетцаль, и служит он смотрителем птиц в царском зоопарке, просыпаясь в начале игры в полном неведении относительно внезапно возникшего в верхах интереса к его скромной персоне. А точнее даже – угрозы его жизни: интриги вокруг власти плетутся здесь ничуть не меньшие, нежели в Версале или в Иерусалиме эпохи крестоносцев, и некоторые высокопоставленные чиновники готовы пойти на всё, лишь бы наш протагонист никогда не смог встретиться с императором...
Движок Macromedia Director сочетается с видео формата QuickTime, в котором перед нами предстают около пятидесяти персонажей игры в исполнении живых актёров (в ярких и красочных костюмах) и сотни анимированных сцен (довольно живописно воссоздающих архитектуру Теночтитлана и другие места). Подобно Wrath of the Gods, новая игра Some Interactive отличается видом от третьего лица и схожим интерфейсом. Зато курсор изрядно «поумнел» и теперь, по моде середины 1990-х, принимает форму стрелки, руки или квадратика с текстом при наведении на соответствующие направления, предметы или персонажей игрового экрана. Широкая чёрная полоса под этим последним отведена под иконки, вызывающие инвентарь (довольно вместительный), главное меню, энциклопедию (удобно открывающуюся в аккурат на статье, повествующей о нашей текущей локации), и три особых элемента интерфейса – подробные многоуровневые подсказки (которые при желании можно отключить в начале игры), карту для перемещения в уже посещённые места (выдаваемую нам пусть и не с самого начала, но вскоре после первых игровых шагов) и особую магическую штуковину, позволяющую герою на короткое время принимать обличье других персонажей или существ.
Увы, как адвенчура - пусть и при такой многообещающей постановке дела - The Crystal Skull способна скорее разочаровать. Прежде всего, тем, что при огромном количестве диалогов и видеороликов начисто лишена субтитров; даже выбор тем для беседы, традиционно представляющий собой один из видов классических квестовых загадок, реализован в виде портретов Кетцаля в трёх различных «расположениях духа»: наведя курсор на один из них, можно услышать (но никак не прочесть) его мысли по поводу текущего разговора, а нажав – сказать собеседнику что-то более или менее правдивое, вымышленное или забавное. Да, в игре на поверку оказывается немало юмора – в основном именно в виде такого рода разговорных шуточек, далеко не всегда эффективных с точки зрения прохождения сюжета. В самом же начале, выйдя из дома в местный зоопарк, мы встречаем там не только вверенных нашей заботе попугаев, но и такие диковины, как, скажем, трёхголовый и сверх меры упитанный матёрый человечище, служащий одной из достопримечательностей зверинца... Вероятно, по-своему это и смешно, но созданию аутентичной атмосферы историко-культурологической адвенчуры не очень-то способствует, вступая в противоречие с фундаментальной, иллюстрированной и отлично документированной энциклопедией доколумбовой Центральной Америки.
Практически все загадки строятся на диалогах и применении предметов – однако при этом достаточно распространены смертельные случаи по любому пустяковому поводу и без единого предупреждения: не забудьте при начале игры ответить утвердительно на вопрос о том, желаете ли вы видеть в истории Кетцаля автоматические сохранения перед такого рода неочевидно рискованными действиями, – это сбережёт вам немало нервных клеток. Но и при этом сохраняться вручную придётся довольно часто – по причине наличия в игре сюжетных тупиков, выглядевших анахронизмом даже для середины девяностых. Стоит, к примеру, наугад воспользоваться картой, переместившись в одно из очень немногих доступных на момент её получения мест, – и путь назад нам будет заказан, а выйти из положения, предусматривающего для Кетцаля неожиданный летальный исход, можно лишь при наличии в инвентаре нужного предмета: не успели или не додумались вовремя взять – переигрывайте сначала или с последнего сохранения (разумеется, в случае его наличия)! Решение со стороны разработчиков крайне странное и ничем помимо искусственного и нарочитого усложнения игрового процесса не объяснимое.
Впрочем, если у поклонников историко-образовательных и старорежимных адвенчур хватит умения воспринимать английский язык на слух и терпения преодолевать упомянутые геймплейные препятствия, то после крайне неторопливого дебюта, в котором герою предстоит дважды попасть в тюрьму, несколько раз попытать удачу в игре в напёрсток, стащить из кладовой полдюжины разнообразных предметов, продать их на рынке, а затем после ряда новых мытарств снова их же выкупить назад, и всё для того, чтобы пробраться во дворец и наконец-то выяснить, чего от нас хочет император и что нам, собственно, предстоит делать, – после всего этого игроков ждёт и встреча с древними богами, и плавание на остров Ацтлан – мифическую прародину ацтеков, и путешествие во времени на 500 лет назад, знакомство с ольмеками и ритуальная игра в мяч с майя в Чичен-Ице... Вот только приходится подозревать, что такими качествами похвастаются сегодня далеко не все фанаты старых игр, – и даже любителям Edutainment стоит скорее порекомендовать знакомство с куда более атмосферными «Ацтеками» от Cryo Interactive.
Действие The Crystal Skull начинает разворачиваться в столице древней Мексики незадолго до её захвата конкистадорами. Императору снится сон, в котором некий юноша приносит ему хрустальный череп, способный, по всей видимости, спасти страну от угрозы уничтожения. Проснувшись и услышав вести о появлении кораблей с белыми людьми, владыка ацтеков приказывает во что бы то ни стало разыскать виденного им молодого человека. Как можно догадаться, этот последний и оказывается нашем героем: зовут его Кетцаль, и служит он смотрителем птиц в царском зоопарке, просыпаясь в начале игры в полном неведении относительно внезапно возникшего в верхах интереса к его скромной персоне. А точнее даже – угрозы его жизни: интриги вокруг власти плетутся здесь ничуть не меньшие, нежели в Версале или в Иерусалиме эпохи крестоносцев, и некоторые высокопоставленные чиновники готовы пойти на всё, лишь бы наш протагонист никогда не смог встретиться с императором...
Движок Macromedia Director сочетается с видео формата QuickTime, в котором перед нами предстают около пятидесяти персонажей игры в исполнении живых актёров (в ярких и красочных костюмах) и сотни анимированных сцен (довольно живописно воссоздающих архитектуру Теночтитлана и другие места). Подобно Wrath of the Gods, новая игра Some Interactive отличается видом от третьего лица и схожим интерфейсом. Зато курсор изрядно «поумнел» и теперь, по моде середины 1990-х, принимает форму стрелки, руки или квадратика с текстом при наведении на соответствующие направления, предметы или персонажей игрового экрана. Широкая чёрная полоса под этим последним отведена под иконки, вызывающие инвентарь (довольно вместительный), главное меню, энциклопедию (удобно открывающуюся в аккурат на статье, повествующей о нашей текущей локации), и три особых элемента интерфейса – подробные многоуровневые подсказки (которые при желании можно отключить в начале игры), карту для перемещения в уже посещённые места (выдаваемую нам пусть и не с самого начала, но вскоре после первых игровых шагов) и особую магическую штуковину, позволяющую герою на короткое время принимать обличье других персонажей или существ.
Увы, как адвенчура - пусть и при такой многообещающей постановке дела - The Crystal Skull способна скорее разочаровать. Прежде всего, тем, что при огромном количестве диалогов и видеороликов начисто лишена субтитров; даже выбор тем для беседы, традиционно представляющий собой один из видов классических квестовых загадок, реализован в виде портретов Кетцаля в трёх различных «расположениях духа»: наведя курсор на один из них, можно услышать (но никак не прочесть) его мысли по поводу текущего разговора, а нажав – сказать собеседнику что-то более или менее правдивое, вымышленное или забавное. Да, в игре на поверку оказывается немало юмора – в основном именно в виде такого рода разговорных шуточек, далеко не всегда эффективных с точки зрения прохождения сюжета. В самом же начале, выйдя из дома в местный зоопарк, мы встречаем там не только вверенных нашей заботе попугаев, но и такие диковины, как, скажем, трёхголовый и сверх меры упитанный матёрый человечище, служащий одной из достопримечательностей зверинца... Вероятно, по-своему это и смешно, но созданию аутентичной атмосферы историко-культурологической адвенчуры не очень-то способствует, вступая в противоречие с фундаментальной, иллюстрированной и отлично документированной энциклопедией доколумбовой Центральной Америки.
Практически все загадки строятся на диалогах и применении предметов – однако при этом достаточно распространены смертельные случаи по любому пустяковому поводу и без единого предупреждения: не забудьте при начале игры ответить утвердительно на вопрос о том, желаете ли вы видеть в истории Кетцаля автоматические сохранения перед такого рода неочевидно рискованными действиями, – это сбережёт вам немало нервных клеток. Но и при этом сохраняться вручную придётся довольно часто – по причине наличия в игре сюжетных тупиков, выглядевших анахронизмом даже для середины девяностых. Стоит, к примеру, наугад воспользоваться картой, переместившись в одно из очень немногих доступных на момент её получения мест, – и путь назад нам будет заказан, а выйти из положения, предусматривающего для Кетцаля неожиданный летальный исход, можно лишь при наличии в инвентаре нужного предмета: не успели или не додумались вовремя взять – переигрывайте сначала или с последнего сохранения (разумеется, в случае его наличия)! Решение со стороны разработчиков крайне странное и ничем помимо искусственного и нарочитого усложнения игрового процесса не объяснимое.
Впрочем, если у поклонников историко-образовательных и старорежимных адвенчур хватит умения воспринимать английский язык на слух и терпения преодолевать упомянутые геймплейные препятствия, то после крайне неторопливого дебюта, в котором герою предстоит дважды попасть в тюрьму, несколько раз попытать удачу в игре в напёрсток, стащить из кладовой полдюжины разнообразных предметов, продать их на рынке, а затем после ряда новых мытарств снова их же выкупить назад, и всё для того, чтобы пробраться во дворец и наконец-то выяснить, чего от нас хочет император и что нам, собственно, предстоит делать, – после всего этого игроков ждёт и встреча с древними богами, и плавание на остров Ацтлан – мифическую прародину ацтеков, и путешествие во времени на 500 лет назад, знакомство с ольмеками и ритуальная игра в мяч с майя в Чичен-Ице... Вот только приходится подозревать, что такими качествами похвастаются сегодня далеко не все фанаты старых игр, – и даже любителям Edutainment стоит скорее порекомендовать знакомство с куда более атмосферными «Ацтеками» от Cryo Interactive.
- Аудио-/видео-стиль:
FMV - Время и место:
Латинская Америка
Новое Время - Игровой движок:
Macromedia Director - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры
Встроенная энциклопедия
Наличие тупиков - Перспектива:
Вид от третьего лица - Страна или регион происхождения:
США - Сюжет:
Путешествие во времени - Тематика:
Индейцы - Технические детали:
Полная озвучка
Оцифрованные персонажи
PC-Mac - Язык:
English
Во-первых, пошла какая-то ахинея с сигарами и светлячками, двойником без башки, темной комнатой, где энциклопедия просит тебя сделать кое-что, для чего у тебя не хватает одного предмета... но каким-то образом он оказывается не нужен. Бредовая интерпретация мифов, приправленная плоским юмором.
Во-вторых, если прежде игра очень радовала своими изысканными локациями с великолепными храмами, тропической и не только природой, древними городами, то в концовке перед глазами предстает художественное уродство. Иначе не могу назвать эту мазню под оцифрованными персонажами.
В-третьих, окончательно меня убила аркадная мини-игра, сделанная настолько кривож..по, что я без мата не мог ее проходить. Тот, кто создал убожество в храме лезвий, наверно даже сам никогда не тестировал свою ересь. Мне до сих пор толком непонятно, как надо было подниматься по лестнице. Подвести героя, бегущего на всей скорости, в нужную точку на экране и от туда успеть кликнуть на еще один пиксель. А в это время со всех сторон в тебя летят лезвия. Присесть и переждать почему-то тоже нормально нельзя, всего только на полторы секунды садится Кетцаль.
Каким то чудом я прошел, причем 2 раза, в том числе за двойника. Остальные мини-игры сделаны также неумело, но хоть без садизма. Это худшая аркадная сцена в квестах, что встречал.
Концовка игры тоже оставляет желать лучшего. Осталось непонятным, каким образом все таки был получен череп; почему вдруг сообщник министра по заговору сделал то, что сделал, и именно после того, как наш герой побеждает его в игру в мяч.
В общем, хорошая в целом игра (была бы), так и не доведенная до ума. Выгорели как-то авторы/дизайнеры, видимо сами устали уже под конец дальше выдумывать.