Первые носители формата CD-ROM, адаптировавшего музыкальные компакт-диски под нужды компьютеров, появились ещё в 1980-х годах – однако потребовалось ещё некоторое время, чтобы как разработчики, так и пользователи смогли понять, для чего мог бы потребоваться такой объём данных, равный нескольким сотням дискет, и чем бы его можно было заполнить. Появлению таких шедевров игростроения как Myst, которому удалось со всей убедительностью продемонстрировать один из возможных ответов на эти вопросы, предшествовала эпоха экспериментов: никаких клонов и аналогов, но зато и удачных идей на порядок меньше, нежели попыток движения в тех направлениях развития, которым со временем суждено будет чётко обозначиться в качестве тупиковых. Сами братья Миллеры занимались в эти годы такими весьма оригинальными вещами как The Manhole, в которой от игры оставалось не так уж и много; многие компании пробовали освоить новый формат, не мудрствуя лукаво и ничем особо не рискуя, – путём реинкарнации своих старых игр, снабжаемых в новых изданиях озвученной речью персонажей или качественным музыкальным рядом. Но калифорнийская компания Tiger Media, стоявшая у самых истоков индустрии интерактивных мультимедийных продуктов, пошла более интересным путём, задумав в 1987 году целую серию игр под общим заголовком Airwave Adventure.
В качестве основы была взята идея объединения радиодрамы и детективного комикса. Степень интерактивности при этом оказывалась довольно высокой: события игры происходили в более-менее реальном времени, и сценарий детективной истории отличался изрядной нелинейностью, во многом завися от действий игрока. Выход первого выпуска в серии, The Case of the Cautious Condor, состоялся 30 ноября 1989 года, но только на платформе FM-Towns – и в переводе на японский язык (получив там и несколько наград от критики). Оригинальное англоязычное издание появилось на свет лишь два года спустя, причём на Amiga CDTV вместо готовившегося было Philips CD-i. До IBM DOS детище Tiger Media добралось и вовсе в 1992 году – что, впрочем, не помешало ему стать одним из первых игровых CD-ROM для ПК.
Черты раннего экспериментального проекта всё же заметны и невооружённым глазом. The Case of the Cautious Condor состоит практически полностью из озвучки (к счастью, довольно внятной – если, конечно, вы в принципе склонны к восприятию английского языка на слух) и множества статических, стилизованных под комиксы иллюстраций (вполне себе симпатичных). Анимация отсутствует здесь напрочь, как и субтитры, да и вообще какой бы то ни было текст, за исключением некоторых заголовков внутриигровых меню. Музыкальное сопровождение, выполненное в виде отдельных дорожек CD-Audio, вовсю демонстрирует возможности нового носителя информации и вполне способно порадовать меломана. Инсталляции игра не требует и даже наличия в системе НЖМД не замечает: возможность сохраняться, увы, не предусмотрена. Зато, запустив исполняемый файл с диска и попав после просмотра краткого вступительного слайдшоу в заглавное меню, можно познакомиться с куда более внушительным прологом, минут так за пятнадцать излагающим предысторию событий.
Сюжет здесь, хоть и не отличается особой оригинальностью по меркам детективного жанра, всё же способен привлечь внимание: действие происходит в июле 1937 года, а «Кондором» называется самый крупный и самый роскошный в мире двухпалубный самолёт для трансатлантических перелётов, принадлежащий эксцентричному миллиардеру по имени Бронсон Барнард. Героя же нашего зовут Нед Питерс – ветеран Мировой войны, где он подружился со служившим с ним в одном авиаполку Барнардом, Питерс успел за прошедшие с тех пор двадцать лет отслужить в нью-йоркской полиции, а ныне слывёт крупной знаменитостью в деле частного сыска. Совершенно неожиданно старый приятель включает его в число избранных пассажиров дебютного перелёта «Кондора» из Балтимора в Лиссабон. Однако, прежде чем дело доходит до дружеской беседы и подробных объяснений, с хозяином случается сердечный приступ – и, до того как потерять сознание, бедный миллиардер успевает рассказать нам лишь о том, что кое-кто из присутствующих на борту гостей – убийца одного американского чиновника (и его, Барнарда, незаконного сына)... А значит - в лучших традициях «герметического» детектива - нашему герою предстоит выяснить личность подозреваемого, причём за короткое время – всего за полчаса, оставшиеся до возвращения самолёта в пункт отправления.
Интерфейс The Case of the Cautious Condor предельно прост, всё управление осуществляется при помощи мыши. Основной экран игры представляет собой письменный стол Питерса; клик на наше удостоверение детектива в правом нижнем углу поведает (исключительно голосом героя) о назначении всех остальных иконок; под удостоверением находится пара патронов, позволяющих покинуть игру, а при нажатии на часы в центре нам сообщат о том, сколько ещё минут осталось у нас в запасе. По периметру стола расположены одиннадцать портретов подозреваемых – как и можно ожидать, богачей и знаменитостей со всего мира: от наследника египетской короны принца Фарука и британской аристократки Леди Ваддингтон до немецкого фабриканта-оружейника Германа Шнорринга и сомнительной репутации дамочки с чисто славянским именем Марушка Петровка. Если кликнуть на любой из этих портретов, откроется дневник Питерса с информацией (ещё раз повторим: только озвученной, не прописанной) о прошлом рассматриваемой личности, а также – по мере продвижения нашего расследования – о его или её средствах (в данном случае - доступе к яду), мотивах и возможностях в плане совершения того самого убийства.
Собственно расследование происходит при нажатии на одном из одиннадцати же помещений «Кондора», обозначенных на схеме в центре стола. Питерс переходит в соответствующую комнату – описывает её и, если момент правильно подгадан, оказывается свидетелем происходящей там сцены или беседы пребывающих там же персонажей (чьи портреты, при нахождении их в одном помещении с нами, выделяются в основном меню игры цветом). Разумеется, можно и далее оставаться в этой же комнате – и слушать, видеть или вступать в беседу по мере того, как в то же помещение заходят и другие. Улики мы получаем не только из подсмотренного и подслушанного, но и при помощи обыска – для этого действия достаточно лишь кликнуть на изображение увеличительного стекла под планом-схемой «Кондора» (и лучше всего производить поиск в отсутствие свидетелей, то есть в пустых комнатах). Наконец, значок наручников позволяет выдвинуть обвинение в адрес находящегося рядом персонажа.
Обвинять можно кого угодно и когда угодно – но, разумеется, полного признания подозреваемого (и успешного завершения расследования) удастся достичь лишь при условии сбора всей достоверной информации на предмет доступа нашего подопечного к орудию убийства, наличия у него весомых причин для такого действия и отсутствия алиби – в противном случае обвиняемый будет всё отрицать, а после приземления все наши подозреваемые разбегутся кто куда, оставив нас пребывать в темноте неведения насчёт личности убийцы. Авторы игры подчёркивают высокую сложность «Дела об осторожном Кондоре» – как и в более поздней и куда более памятной The Last Express, события на борту роскошного самолёта разворачиваются в реальном времени: чтобы собрать все доказательства, Неду необходимо лично присутствовать в нужное время в нужной комнате – а потому при расследовании рекомендуется всячески экспериментировать. Обычному игроку, даже хорошо воспринимающему английский язык на слух, потребуется предпринять немало попыток, пытаясь в оставшиеся на расследование полчаса не совсем реального, но неуклонно уменьшающегося времени передвигаться по палубам в различном порядке и общаться попеременно с всеми возможными персонажами.
Разумеется, шедевром The Case of the Cautious Condor назвать никак нельзя, да и многим другим детективным играм, таким как Cluedo, не говоря уже об упомянутом легендарном творении Джордана Мехнера, она скорее уступает по увлекательности игрового процесса. Тем не менее красочная графика в стиле комиксов, неплохая CD-музыка, не самый избалованный игроразработчиками период 1930-х годов и антураж классического детектива с ограниченным числом подозреваемых, собранных вместе в замкнутом пространстве на ограниченный период времени, – всё это позволяет рекомендовать эту игру любителям оригинальных адвенчур, хорошо знающим английский язык. Тем более что - с учётом крайне малой распространённости дисководов CD-ROM в домашних ПК на момент выхода в свет первенца Tiger Media - приключение это оказывается достаточно большой редкостью.
В качестве основы была взята идея объединения радиодрамы и детективного комикса. Степень интерактивности при этом оказывалась довольно высокой: события игры происходили в более-менее реальном времени, и сценарий детективной истории отличался изрядной нелинейностью, во многом завися от действий игрока. Выход первого выпуска в серии, The Case of the Cautious Condor, состоялся 30 ноября 1989 года, но только на платформе FM-Towns – и в переводе на японский язык (получив там и несколько наград от критики). Оригинальное англоязычное издание появилось на свет лишь два года спустя, причём на Amiga CDTV вместо готовившегося было Philips CD-i. До IBM DOS детище Tiger Media добралось и вовсе в 1992 году – что, впрочем, не помешало ему стать одним из первых игровых CD-ROM для ПК.
Черты раннего экспериментального проекта всё же заметны и невооружённым глазом. The Case of the Cautious Condor состоит практически полностью из озвучки (к счастью, довольно внятной – если, конечно, вы в принципе склонны к восприятию английского языка на слух) и множества статических, стилизованных под комиксы иллюстраций (вполне себе симпатичных). Анимация отсутствует здесь напрочь, как и субтитры, да и вообще какой бы то ни было текст, за исключением некоторых заголовков внутриигровых меню. Музыкальное сопровождение, выполненное в виде отдельных дорожек CD-Audio, вовсю демонстрирует возможности нового носителя информации и вполне способно порадовать меломана. Инсталляции игра не требует и даже наличия в системе НЖМД не замечает: возможность сохраняться, увы, не предусмотрена. Зато, запустив исполняемый файл с диска и попав после просмотра краткого вступительного слайдшоу в заглавное меню, можно познакомиться с куда более внушительным прологом, минут так за пятнадцать излагающим предысторию событий.
Сюжет здесь, хоть и не отличается особой оригинальностью по меркам детективного жанра, всё же способен привлечь внимание: действие происходит в июле 1937 года, а «Кондором» называется самый крупный и самый роскошный в мире двухпалубный самолёт для трансатлантических перелётов, принадлежащий эксцентричному миллиардеру по имени Бронсон Барнард. Героя же нашего зовут Нед Питерс – ветеран Мировой войны, где он подружился со служившим с ним в одном авиаполку Барнардом, Питерс успел за прошедшие с тех пор двадцать лет отслужить в нью-йоркской полиции, а ныне слывёт крупной знаменитостью в деле частного сыска. Совершенно неожиданно старый приятель включает его в число избранных пассажиров дебютного перелёта «Кондора» из Балтимора в Лиссабон. Однако, прежде чем дело доходит до дружеской беседы и подробных объяснений, с хозяином случается сердечный приступ – и, до того как потерять сознание, бедный миллиардер успевает рассказать нам лишь о том, что кое-кто из присутствующих на борту гостей – убийца одного американского чиновника (и его, Барнарда, незаконного сына)... А значит - в лучших традициях «герметического» детектива - нашему герою предстоит выяснить личность подозреваемого, причём за короткое время – всего за полчаса, оставшиеся до возвращения самолёта в пункт отправления.
Интерфейс The Case of the Cautious Condor предельно прост, всё управление осуществляется при помощи мыши. Основной экран игры представляет собой письменный стол Питерса; клик на наше удостоверение детектива в правом нижнем углу поведает (исключительно голосом героя) о назначении всех остальных иконок; под удостоверением находится пара патронов, позволяющих покинуть игру, а при нажатии на часы в центре нам сообщат о том, сколько ещё минут осталось у нас в запасе. По периметру стола расположены одиннадцать портретов подозреваемых – как и можно ожидать, богачей и знаменитостей со всего мира: от наследника египетской короны принца Фарука и британской аристократки Леди Ваддингтон до немецкого фабриканта-оружейника Германа Шнорринга и сомнительной репутации дамочки с чисто славянским именем Марушка Петровка. Если кликнуть на любой из этих портретов, откроется дневник Питерса с информацией (ещё раз повторим: только озвученной, не прописанной) о прошлом рассматриваемой личности, а также – по мере продвижения нашего расследования – о его или её средствах (в данном случае - доступе к яду), мотивах и возможностях в плане совершения того самого убийства.
Собственно расследование происходит при нажатии на одном из одиннадцати же помещений «Кондора», обозначенных на схеме в центре стола. Питерс переходит в соответствующую комнату – описывает её и, если момент правильно подгадан, оказывается свидетелем происходящей там сцены или беседы пребывающих там же персонажей (чьи портреты, при нахождении их в одном помещении с нами, выделяются в основном меню игры цветом). Разумеется, можно и далее оставаться в этой же комнате – и слушать, видеть или вступать в беседу по мере того, как в то же помещение заходят и другие. Улики мы получаем не только из подсмотренного и подслушанного, но и при помощи обыска – для этого действия достаточно лишь кликнуть на изображение увеличительного стекла под планом-схемой «Кондора» (и лучше всего производить поиск в отсутствие свидетелей, то есть в пустых комнатах). Наконец, значок наручников позволяет выдвинуть обвинение в адрес находящегося рядом персонажа.
Обвинять можно кого угодно и когда угодно – но, разумеется, полного признания подозреваемого (и успешного завершения расследования) удастся достичь лишь при условии сбора всей достоверной информации на предмет доступа нашего подопечного к орудию убийства, наличия у него весомых причин для такого действия и отсутствия алиби – в противном случае обвиняемый будет всё отрицать, а после приземления все наши подозреваемые разбегутся кто куда, оставив нас пребывать в темноте неведения насчёт личности убийцы. Авторы игры подчёркивают высокую сложность «Дела об осторожном Кондоре» – как и в более поздней и куда более памятной The Last Express, события на борту роскошного самолёта разворачиваются в реальном времени: чтобы собрать все доказательства, Неду необходимо лично присутствовать в нужное время в нужной комнате – а потому при расследовании рекомендуется всячески экспериментировать. Обычному игроку, даже хорошо воспринимающему английский язык на слух, потребуется предпринять немало попыток, пытаясь в оставшиеся на расследование полчаса не совсем реального, но неуклонно уменьшающегося времени передвигаться по палубам в различном порядке и общаться попеременно с всеми возможными персонажами.
Разумеется, шедевром The Case of the Cautious Condor назвать никак нельзя, да и многим другим детективным играм, таким как Cluedo, не говоря уже об упомянутом легендарном творении Джордана Мехнера, она скорее уступает по увлекательности игрового процесса. Тем не менее красочная графика в стиле комиксов, неплохая CD-музыка, не самый избалованный игроразработчиками период 1930-х годов и антураж классического детектива с ограниченным числом подозреваемых, собранных вместе в замкнутом пространстве на ограниченный период времени, – всё это позволяет рекомендовать эту игру любителям оригинальных адвенчур, хорошо знающим английский язык. Тем более что - с учётом крайне малой распространённости дисководов CD-ROM в домашних ПК на момент выхода в свет первенца Tiger Media - приключение это оказывается достаточно большой редкостью.
- Время и место:
Межвоенный период - Особенность геймплея:
Альтернативные концовки - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Детектив - Технические детали:
CD-audio - Язык:
English