В самом начале ХХI века авторы познавательных историко-культурных приключенческих игр в узнаваемом французском стиле – такие столпы жанра как Cryo или Arxel Tribe – увы, прекратили своё земное существование. Некоторое время их благородное дело продолжали идейные (и материальные) наследницы Cryo, компании Kheops и Atlantis Interactive, однако ничуть не менее примечательным – и намного менее известным – оказывается вклад в создание адвенчур этого типа их соотечественницы, студии Némopolis из парижского пригорода Булонь-Бийанкур (но с юридическим адресом в Пуатье). Основанная в 2004 году при прямой поддержке французских Министерств Науки и Культуры и с ясно обозначенной целью разработки игр и прочих программных продуктов исключительно образовательной направленности, она уже через год представила свой дебютный проект под длинным названием «L’Emerillon: Enquête à la cour d’Aliénor d’Aquitaine» – первый выпуск в заявленной серии «Путешествия во времени» (или «Города и регионы Европы»).
Все эти путешествия начались с того самого момента, когда гениальный и чудаковатый профессор, носящий странную фамилию Двадцать (Vingt), сконструировал машину времени (внешним видом своим напоминающую футуристический летательный аппарат) – и, по простоте душевной, пригласил на испытательную поездку своего коллегу по имени Дю Ной – личность крайне зловещую и злокозненную. Так что не успел изобретатель совершить запланированную экскурсию в эпоху Карла Великого, как доктор Дю Ной, заинтересованный не столько в исторических открытиях, сколько в получении от путешествий во времени более ощутимой материальной выгоды, умудрился угнать машину – и выбросить профессора где-то в далёком необитаемом времени. К счастью, при этом из аппарата выпал и компьютер, по которому Двадцать смог связаться со своим оставшимся дома ассистентом – мальчиком-роботом (sic!) по имени Оскар, который и станет в дальнейшем нашим протагонистом. Но заниматься мы будем вовсе не спасением профессора – последний более озабочен не собственной безопасностью, а тем, чтобы проследить путь Дю Ноя и не дать тому реализовать свои коварные планы по экспроприации в свою пользу исторических ценностей: судя по всему, наш герой обладает, кроме прочего, способностью перемещаться во времени самостоятельно, при помощи встроенной в него самого аппаратуры.
В начале первой игры следы Дю Ноя удаётся обнаружить в 1137 году в родном для авторов городе Пуатье, куда в этот момент только что прибыли сочетающиеся браком юный король Франции Людовик VII и пребывающая в столь же нежном и цветущем возрасте Алиенора, наследственная герцогиня Аквитанская и властительница большей части земель, номинально находящихся под скипетром её жениха-монарха. Целью нашего «главного злодея» оказывается – нет, не попытаться самому жениться на самой богатой невесте всех времён и народов и к тому же редкой красавице, – а всего лишь похитить кое-что из свадебных подарков: того самого каменного сокола с редким драгоценным камнем вместо глаза, который и вынесен в заголовок игры как «L’Emerillon»... Сюжет, как видно, достаточно надуманный, чтобы считаться вполне себе детским.
При этом игра предназначается для детей «от семи лет» – а значит, и более великовозрастным игрокам она может быть ничуть не менее интересна. Разумеется, специфика целевой аудитории накладывает свой отпечаток не только на сюжет, но и на внешний вид, по которому творения Némopolis решительно отличаются от работ тех же Cryo или Arxel Tribe, в том числе посвящённых столь же средневековой тематике: используется перспектива не от первого, а от третьего лица, а вид нам открывается на двумерную рисованную графику. Визуальное оформление «L’Emerillon: Enquête à la cour d’Aliénor d’Aquitaine» оказывается, надо сказать, весьма подходящим для избранного исторического антуража, напоминая о летописных миниатюрах и радуя своими яркими красками и чёткими линиями глаз игрока, привыкшего к повсеместному уже на 2005 год и назойливому навязыванию не самого качественного 3D. Анимация на экране присутствует, но не в очень больших объёмах; локаций также немного – всего около двух десятков. Зато разработчики гарантируют высокую степень исторической достоверности в воссоздании быта, костюмов персонажей, интерьеров и архитектурных особенностей Пуатье XII века. Среди этих последних – и жемчужина романского стиля собор Нотр-Дам-ля-Гранд (к завершению строительства которого – а точнее, к оформлению фасада, – суждено будет приложить свою железную руку и нашему Оскару), и клуатр женского монастыря Сен-Круа, и герцогский дворец, и рыночная площадь, и таверна, и улочка с лавочками ремесленников.
Интерфейс, позволяющий перемещаться и исследовать все эти достопримечательности, вполне себе прост и удобен. Курсор в виде маленькой стрелки избытком интеллекта не страдает, но всё же анимируется при наведении на активный объект, а также умеет превращаться в большую и синюю стрелу, указывающую на возможность прокрутки отображаемой сцены, и в значок следов от ног, обозначающий доступность прохода в соответствующем направлении. Немного более спорным образом реализован инвентарь – отображается он в виде четырёх крупных ячеек со стрелками прокрутки вверх и вниз, которые выплывают с левого края экрана при наведении на него курсора, – что не очень хорошо сочетается с периодически располагающимся в этой же области значком перемещения на другую локацию. Предметы в инвентаре поименованы, но для отображения надписей необходимо нажимать на значок вопроса возле каждой иконки с содержимым нашего заплечного мешка.
При подведении курсора в верхний левый угол экрана появляется полукруг с основным управлением: выход, сохранение, настройки (регулировать можно лишь громкость голоса и музыки; здесь же приводится и краткая справка по интерфейсу игры), а также «карта» – удобнейшая вещь, появляющаяся не сразу, но уже к середине игры позволяющая быстро переместиться в любую доступную нам локацию, – «быстрое сохранение» в уже выбранную вручную ячейку (ещё одно крайне логичное решение) – и «книга», открывающая режим энциклопедии, доступный также и из начального меню игры. Об этом образовательном режиме стоит рассказать отдельно: он недаром служит особым предметом гордости разработчиков. В отличие от игр index+ или даже Cryo, обращение к справочной информации полностью опционально и никоим образом сюжетом и гейплеем не навязывается. Зато оформлена энциклопедия просто великолепно: в виде старинного манускрипта со множеством иллюстраций и с обширной – на 166 страниц! – популярно-познавательной информацией о средневековом обществе, о личности Алиеноры Аквитанской, об истории и архитектуре города Пуатье, о рыцарях, дамах, трубадурах и даже о кулинарии (с присовокуплением некоторых аутентичных рецептов). Чтение занимательное даже и помимо собственно игрового процесса.
Хотя, конечно же, и последнему найдётся чем увлечь любителя исторических приключений. Наша задача в «L’Emerillon: Enquête à la cour d’Aliénor d’Aquitaine» заключается собственно в расследовании: требуется найти скрывающегося где-то при дворе Алиеноры злодея Дю Ноя и нарушить все его планы. Сам Оскар появляется в 1137 году, выпрыгнув из временного водоворота перед городскими воротами в наскоро накинутой на плечи рясе: ничто, решительно ничто не выдаёт в нём робота – кроме разве что предательски выглядывающих из-под одежды металлических рук и ног, а также столь же ярко сверкающей под капюшоном накладки на глазах? Похоже, жители средневековой Южной Франции очень даже толерантны к внешнему виду своих собеседников – или же считают наш наряд новым видом рыцарских доспехов, изготовленных по последнему, не докатившемуся ещё до Пуату крику бордосской моды... Впрочем, ни по возрасту, ни по статусу наш мальчик никак не может быть рыцарем – а значит, одним из первых его заданий – после того как удастся проникнуть в город через запертые на ночь ворота – будет нахождение некоего обедневшего рыцаря и утверждение себя в статусе его оруженосца, дабы можно было иметь реального и титулованного помощника для придворного расследования, в котором нас поджидает немало опасностей...
Текущая цель действий Оскара (всего их за игру будет более тридцати) отображается при нажатии на пробел; в некоторых особо сложных случаях к нам будет обращаться (при помощи экстренной дистанционной связи посредством амулета) сам профессор Двадцать с ценными руководящими указаниями. Собственно игровой процесс полностью линеен и заключается в классических для адвенчуры действиях – преимущественно в поиске и сборе предметов и разговорах с персонажами. Последних здесь насчитывается под три десятка, а беседы с ними весьма длинны, не пропускаются и – увы! – не снабжены субтитрами. Выбирать реплики нельзя – диалоги происходят автоматически, за исключением пары случаев, когда игровая головоломка заключается именно в правильном выстраивании беседы – и требуется либо рассердить, либо, напротив, умаслить нужного нам человека.
Особой головоломностью загадки в детской игре не отличаются – к примеру, комбинаций предметов здесь нет, зато есть полдюжины мини-игр, весьма занятных, разнообразных и при этом на удивление хорошо сбалансированных в плане сложности. Будут у нас и паззлы на сбор картинки из кусочков (не без интересных особенностей), и две аркадных вставки, включая бой с легендарным мифическим чудовищем, отлично вписывающихся в игровой процесс и ничуть не способных отпугнуть даже любителя мирных и неторопливых адвенчур, и игра в напёрсток с рыночным жонглёром с целью заработать пару-другую су на покупку ингредиентов для торта (который мы же сами и будем готовить). Ну а какое Средневековье без рыцарского турнира, – и какой Лангедок без турнира поэтического! Так что готовьтесь сражаться верхом (хотя бы с манекеном) и слагать стихи в честь прекрасной Алиеноры. Особо следует отметить мини-игру «ребус»: великолепную новаторскую находку Némopolis, в которой предполагается украшать пиктограммами вывески для лавочек ремесленников, исходя из звучания их фамилий. Разумеется, для решения этой головоломки - как и в целом для полноценной и комфортной игры - крайне желательно неплохое восприятие французского на слух!
Впрочем, с учётом ориентации игры на пусть и франкоговоряющую, но всё же детскую аудиторию пройти «L’Emerillon: Enquête à la cour d’Aliénor d’Aquitaine» без особых затруднений, но не без удовольствия можно даже и не зная языка: за неправильные действия или неверное решение головоломки игра старается не наказывать, и многие загадки можно разгадать если не следуя здравому смыслу, то простым перебором действий. Ну а если вы всё же хоть немного понимаете французский и при этом ещё и интересуетесь историей Средневековья – проходить мимо этой замечательной адвенчуры никак нельзя.
Увы, первая – она же во многом и лучшая – работа Némopolis так и не была переведена на другие языки. В отличие, к примеру, от второй, пусть и не столь интересной игры о приключениях затерянного во времени Оскара: уже через год после «L’Emerillon» наш мальчик-робот отправился вслед за Дю Ноем в 1809 год, ко двору Наполеона, посетить который благодаря выпущенному в 2008 году «Акеллой» изданию «The Vulturе: Парижское расследование» могут и любые русскоязычные игроки. В дальнейшем герой провёл целых две игры в Версале - при дворе, соответственно, Людовика XIV, заговорив на этот раз и на английском, а в пятом своём приключении – к сожалению, эксклюзивном для платформы Nintendo DS – отправился в Северную Америку, расследуя дела, связанные с королевой Франции Марией-Антуанеттой и Американской революционной войной. В 2011 году в попытке поправить своё финансовое положение и найти выход к широким геймерским массам разработчики выпустили казуальную игру «Marie-Antoinette et les disciples de Loki» – но ни качеством, ни даже наличием в качестве главного героя Оскара она не отличалась, а потому вскоре после её выхода студия Némopolis и вовсе прекратила своё существование.
Все эти путешествия начались с того самого момента, когда гениальный и чудаковатый профессор, носящий странную фамилию Двадцать (Vingt), сконструировал машину времени (внешним видом своим напоминающую футуристический летательный аппарат) – и, по простоте душевной, пригласил на испытательную поездку своего коллегу по имени Дю Ной – личность крайне зловещую и злокозненную. Так что не успел изобретатель совершить запланированную экскурсию в эпоху Карла Великого, как доктор Дю Ной, заинтересованный не столько в исторических открытиях, сколько в получении от путешествий во времени более ощутимой материальной выгоды, умудрился угнать машину – и выбросить профессора где-то в далёком необитаемом времени. К счастью, при этом из аппарата выпал и компьютер, по которому Двадцать смог связаться со своим оставшимся дома ассистентом – мальчиком-роботом (sic!) по имени Оскар, который и станет в дальнейшем нашим протагонистом. Но заниматься мы будем вовсе не спасением профессора – последний более озабочен не собственной безопасностью, а тем, чтобы проследить путь Дю Ноя и не дать тому реализовать свои коварные планы по экспроприации в свою пользу исторических ценностей: судя по всему, наш герой обладает, кроме прочего, способностью перемещаться во времени самостоятельно, при помощи встроенной в него самого аппаратуры.
В начале первой игры следы Дю Ноя удаётся обнаружить в 1137 году в родном для авторов городе Пуатье, куда в этот момент только что прибыли сочетающиеся браком юный король Франции Людовик VII и пребывающая в столь же нежном и цветущем возрасте Алиенора, наследственная герцогиня Аквитанская и властительница большей части земель, номинально находящихся под скипетром её жениха-монарха. Целью нашего «главного злодея» оказывается – нет, не попытаться самому жениться на самой богатой невесте всех времён и народов и к тому же редкой красавице, – а всего лишь похитить кое-что из свадебных подарков: того самого каменного сокола с редким драгоценным камнем вместо глаза, который и вынесен в заголовок игры как «L’Emerillon»... Сюжет, как видно, достаточно надуманный, чтобы считаться вполне себе детским.
При этом игра предназначается для детей «от семи лет» – а значит, и более великовозрастным игрокам она может быть ничуть не менее интересна. Разумеется, специфика целевой аудитории накладывает свой отпечаток не только на сюжет, но и на внешний вид, по которому творения Némopolis решительно отличаются от работ тех же Cryo или Arxel Tribe, в том числе посвящённых столь же средневековой тематике: используется перспектива не от первого, а от третьего лица, а вид нам открывается на двумерную рисованную графику. Визуальное оформление «L’Emerillon: Enquête à la cour d’Aliénor d’Aquitaine» оказывается, надо сказать, весьма подходящим для избранного исторического антуража, напоминая о летописных миниатюрах и радуя своими яркими красками и чёткими линиями глаз игрока, привыкшего к повсеместному уже на 2005 год и назойливому навязыванию не самого качественного 3D. Анимация на экране присутствует, но не в очень больших объёмах; локаций также немного – всего около двух десятков. Зато разработчики гарантируют высокую степень исторической достоверности в воссоздании быта, костюмов персонажей, интерьеров и архитектурных особенностей Пуатье XII века. Среди этих последних – и жемчужина романского стиля собор Нотр-Дам-ля-Гранд (к завершению строительства которого – а точнее, к оформлению фасада, – суждено будет приложить свою железную руку и нашему Оскару), и клуатр женского монастыря Сен-Круа, и герцогский дворец, и рыночная площадь, и таверна, и улочка с лавочками ремесленников.
Интерфейс, позволяющий перемещаться и исследовать все эти достопримечательности, вполне себе прост и удобен. Курсор в виде маленькой стрелки избытком интеллекта не страдает, но всё же анимируется при наведении на активный объект, а также умеет превращаться в большую и синюю стрелу, указывающую на возможность прокрутки отображаемой сцены, и в значок следов от ног, обозначающий доступность прохода в соответствующем направлении. Немного более спорным образом реализован инвентарь – отображается он в виде четырёх крупных ячеек со стрелками прокрутки вверх и вниз, которые выплывают с левого края экрана при наведении на него курсора, – что не очень хорошо сочетается с периодически располагающимся в этой же области значком перемещения на другую локацию. Предметы в инвентаре поименованы, но для отображения надписей необходимо нажимать на значок вопроса возле каждой иконки с содержимым нашего заплечного мешка.
При подведении курсора в верхний левый угол экрана появляется полукруг с основным управлением: выход, сохранение, настройки (регулировать можно лишь громкость голоса и музыки; здесь же приводится и краткая справка по интерфейсу игры), а также «карта» – удобнейшая вещь, появляющаяся не сразу, но уже к середине игры позволяющая быстро переместиться в любую доступную нам локацию, – «быстрое сохранение» в уже выбранную вручную ячейку (ещё одно крайне логичное решение) – и «книга», открывающая режим энциклопедии, доступный также и из начального меню игры. Об этом образовательном режиме стоит рассказать отдельно: он недаром служит особым предметом гордости разработчиков. В отличие от игр index+ или даже Cryo, обращение к справочной информации полностью опционально и никоим образом сюжетом и гейплеем не навязывается. Зато оформлена энциклопедия просто великолепно: в виде старинного манускрипта со множеством иллюстраций и с обширной – на 166 страниц! – популярно-познавательной информацией о средневековом обществе, о личности Алиеноры Аквитанской, об истории и архитектуре города Пуатье, о рыцарях, дамах, трубадурах и даже о кулинарии (с присовокуплением некоторых аутентичных рецептов). Чтение занимательное даже и помимо собственно игрового процесса.
Хотя, конечно же, и последнему найдётся чем увлечь любителя исторических приключений. Наша задача в «L’Emerillon: Enquête à la cour d’Aliénor d’Aquitaine» заключается собственно в расследовании: требуется найти скрывающегося где-то при дворе Алиеноры злодея Дю Ноя и нарушить все его планы. Сам Оскар появляется в 1137 году, выпрыгнув из временного водоворота перед городскими воротами в наскоро накинутой на плечи рясе: ничто, решительно ничто не выдаёт в нём робота – кроме разве что предательски выглядывающих из-под одежды металлических рук и ног, а также столь же ярко сверкающей под капюшоном накладки на глазах? Похоже, жители средневековой Южной Франции очень даже толерантны к внешнему виду своих собеседников – или же считают наш наряд новым видом рыцарских доспехов, изготовленных по последнему, не докатившемуся ещё до Пуату крику бордосской моды... Впрочем, ни по возрасту, ни по статусу наш мальчик никак не может быть рыцарем – а значит, одним из первых его заданий – после того как удастся проникнуть в город через запертые на ночь ворота – будет нахождение некоего обедневшего рыцаря и утверждение себя в статусе его оруженосца, дабы можно было иметь реального и титулованного помощника для придворного расследования, в котором нас поджидает немало опасностей...
Текущая цель действий Оскара (всего их за игру будет более тридцати) отображается при нажатии на пробел; в некоторых особо сложных случаях к нам будет обращаться (при помощи экстренной дистанционной связи посредством амулета) сам профессор Двадцать с ценными руководящими указаниями. Собственно игровой процесс полностью линеен и заключается в классических для адвенчуры действиях – преимущественно в поиске и сборе предметов и разговорах с персонажами. Последних здесь насчитывается под три десятка, а беседы с ними весьма длинны, не пропускаются и – увы! – не снабжены субтитрами. Выбирать реплики нельзя – диалоги происходят автоматически, за исключением пары случаев, когда игровая головоломка заключается именно в правильном выстраивании беседы – и требуется либо рассердить, либо, напротив, умаслить нужного нам человека.
Особой головоломностью загадки в детской игре не отличаются – к примеру, комбинаций предметов здесь нет, зато есть полдюжины мини-игр, весьма занятных, разнообразных и при этом на удивление хорошо сбалансированных в плане сложности. Будут у нас и паззлы на сбор картинки из кусочков (не без интересных особенностей), и две аркадных вставки, включая бой с легендарным мифическим чудовищем, отлично вписывающихся в игровой процесс и ничуть не способных отпугнуть даже любителя мирных и неторопливых адвенчур, и игра в напёрсток с рыночным жонглёром с целью заработать пару-другую су на покупку ингредиентов для торта (который мы же сами и будем готовить). Ну а какое Средневековье без рыцарского турнира, – и какой Лангедок без турнира поэтического! Так что готовьтесь сражаться верхом (хотя бы с манекеном) и слагать стихи в честь прекрасной Алиеноры. Особо следует отметить мини-игру «ребус»: великолепную новаторскую находку Némopolis, в которой предполагается украшать пиктограммами вывески для лавочек ремесленников, исходя из звучания их фамилий. Разумеется, для решения этой головоломки - как и в целом для полноценной и комфортной игры - крайне желательно неплохое восприятие французского на слух!
Впрочем, с учётом ориентации игры на пусть и франкоговоряющую, но всё же детскую аудиторию пройти «L’Emerillon: Enquête à la cour d’Aliénor d’Aquitaine» без особых затруднений, но не без удовольствия можно даже и не зная языка: за неправильные действия или неверное решение головоломки игра старается не наказывать, и многие загадки можно разгадать если не следуя здравому смыслу, то простым перебором действий. Ну а если вы всё же хоть немного понимаете французский и при этом ещё и интересуетесь историей Средневековья – проходить мимо этой замечательной адвенчуры никак нельзя.
Увы, первая – она же во многом и лучшая – работа Némopolis так и не была переведена на другие языки. В отличие, к примеру, от второй, пусть и не столь интересной игры о приключениях затерянного во времени Оскара: уже через год после «L’Emerillon» наш мальчик-робот отправился вслед за Дю Ноем в 1809 год, ко двору Наполеона, посетить который благодаря выпущенному в 2008 году «Акеллой» изданию «The Vulturе: Парижское расследование» могут и любые русскоязычные игроки. В дальнейшем герой провёл целых две игры в Версале - при дворе, соответственно, Людовика XIV, заговорив на этот раз и на английском, а в пятом своём приключении – к сожалению, эксклюзивном для платформы Nintendo DS – отправился в Северную Америку, расследуя дела, связанные с королевой Франции Марией-Антуанеттой и Американской революционной войной. В 2011 году в попытке поправить своё финансовое положение и найти выход к широким геймерским массам разработчики выпустили казуальную игру «Marie-Antoinette et les disciples de Loki» – но ни качеством, ни даже наличием в качестве главного героя Оскара она не отличалась, а потому вскоре после её выхода студия Némopolis и вовсе прекратила своё существование.
- Аудитория:
Детская - Время и место:
Средневековье - Главный герой:
Ребёнок
Робот - Игровой движок:
Macromedia Director - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры
Встроенная энциклопедия - Перспектива:
Вид от третьего лица
Фиксированная камера - Страна или регион происхождения:
Франция - Сюжет:
Путешествие во времени - Технические детали:
PC-Mac - Язык:
Français