Critical Path

Critical Path
Жанр: Adventure, Arcade
Разработчик: Mechadeus
Издатель: Media Vision
Год выхода: 1993
Платформа: Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.60 из 10
  • 3
  • 5
  • 20
Внежанровый трэш (да, бывает и такое!), первоначально похожий на квинтэссенцию агрессивного феминизма (и это за четыре года до "Солдата Джейн"!), а затем переходящий в какой-то не то стёб, не то фарс. В течение короткого периода времени этот, с позволения сказать, "симулятор интерактивного кино" даже обладал "культовым" статусом, однако ныне игра практически полностью забыта.

Действие происходит в постапокалиптическом мире, пережившем Третью мировую войну, где военные конфликты не утихают до сих пор. Вертолёт с тремя солдатами оказывается сбит над территорией некого военного завода, на котором засел безумный генерал Мин, одновременно со службой приторговывающий наркотиками и стремящийся к мировому господству, и его прихвостни, больше похожие на монстров, нежели на людей. Пилот вертолёта погиб, второй солдат - ваше альтер эго, кстати говоря, - ранен и не может двигаться, а для ремонта вертолёта требуется некая редкая деталь, которая обязательно должна быть на этом самом заводе. Выполнить задачу по её обнаружению может только третий член экипажа - смелая и отважная девушка по имени Кэт, вооружённая большой пушкой, которая и отправляется в чрево жуткого здания, где всё буквально пропитано ужасами индустриального милитаризма. Но вот беда - оказывается, что на деле Кэт вовсе не такая смелая. А кроме того - ещё и глупая. Поэтому вашему протагонисту, лежащему в кабине вертолёта, с помощью видеокамеры и множества кнопок для отдачи приказов предстоит не только решать за Кэт примитивные по своей сути, но весьма неинтуитивные задачки (вроде ввода кода), но и управлять буквально всеми её действиями - как атаковать врага, например, или даже в каком направлении сейчас двигаться (невольно вспоминается Вовка из мультфильма, но не будем). У Кэт, как у истинной кошки, девять жизней - но когда она умрёт в десятый раз, то люди Мина придут к вертолёту... Можно почти с уверенностью утверждать - таких игр, как Critical Path, ни делали ни до, ни после. И это хорошо.

Во-первых, здесь огромное количество ошибок и несостыковок. Даже в самом первом ролике мы сначала видим Кэт в одном вертолёте (всего их два), а затем она почему-то оказывается в другом, который сбили. Во-вторых, как-то понять, что именно здесь нужно нажимать (в левой части игрового экрана - "мир глазами Кэт", в правой - интерфейс), здесь весьма сложно (особенно с учётом того, что для выполнения большинства действий требуется отнюдь не одна кнопка). И не рассчитывайте на помощь единственного прохождения - оно, мягко говоря, неполное. В-третьих, здесь нельзя сохраняться - после перехода в следующую зону это происходит автоматически, причём после гибели героини можно будет выбрать, хотите ли вы загрузить предыдущую зону или начать игру заново. Одним словом, играть сложно, - но сложно именно из-за непонимания своей задачи, что способно довести до сильного раздражения.

Но вот атмосфера дешёвых фильмов категории "Z" здесь не просто присутствует, - здесь ей пропитан буквально каждый квадратный сантиметр. Смерть подстерегает Кэт на каждом шагу, будь то падение с высоты, гибель от рук очередной группы уродов, раздавливание валуном, падающим на подъёмник, попадание в лаву или "прогулка" на движущемся крюке крана, заканчивающаяся слабостью в руках и очевидно несчастливым финалом. И, ко всему прочему, она почти всё время и почти с самого начала орёт - и куда только делись пафосные смелость и отвага из вступительного ролика... Постоянно спрашивает, здесь ли мы и с ней ли. Постоянно, захлёбываясь от ужаса, просит помочь и спасти её. А мы бы и рады - но не можем. Ибо что жать - непонятно...

Актёры, исполнившие главные роли, - молодцы. Кэт смело может претендовать на статус "самой недооценённой королевы крика", генерал Мин - вообще изумительный суперзлодей, смех которого достоин занесения в какую-нибудь хрестоматию как кристально чистое воплощение популярного ныне мема "Мва-ха-ха!", ну а его пленник - это вообще отдельная история. Кстати, чтобы всё было совсем плохо - вот вам, как сейчас принято говорить, "спойлер": когда Кэт встретится с узником, то сможет вступить в диалог (а зачем ещё кнопочки "Yes" и "No") - который у неё не выйдет вести без вашей помощи. Несчастный будет просить освободить его, и в вашей власти отказать ему в этом, но... Кэт всё равно это сделает (к слову сказать - зря). Так что не думайте, будто здесь есть хоть какая-то иллюзия выбора.

Итого: жутко сложно, жутко плохо и... жутко необычно и интересно. Интересно потому, что аналогов сходу действительно не вспоминается. И потому, что, даже вооружившись прохождением, придётся ломать голову, почему эта треклятая красная кнопка не нажимается. А главное - атмосфера того самого стёба: ведь даже сама Кэт (и это уже НЕ шутка) скажет вам: "It's just a game"... Так что хотя бы "на посмотреть" - рекомендуется.

P.S. Саму игру можно пройти примерно за полчаса.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
@Uka, я бы не сказал, что слово "трэш" является аналогом русского слова "мусор". По крайней мере - в данном контексте. Трэш бывает весёлым, качественным и даже шедевральным.)
Мне тоже кажется, что эта игра уникальная, без аналогов: дело ведь не в непрямом управлении и QTE, а в интерфейсе о двадцати не подписанных кнопках.
А вот с чем не согласен у автора описания, так это с тем, что это якобы "трэш" и "жутко плохо", - всё-таки, за "мусор" такие хорошие оценки не ставятся. Один из на редкость интересных представителей традиционно безыдейного жанра "Action"!
@Gamecollector, это была фигура речи. Так-то знаю, конечно, - но там вроде как есть эротические элементы, а я таких игр стараюсь избегать. Если только они не настолько стоящие, чтобы немного переступить через свои принципы, - а эта, боюсь, к таковым не относится.)
kreol
Про вторую и третью ничего не знаю (а про вторую и знать не хочу)
Voyeur, вообще-то, типа адвентюра без инвентаря. На детективную тематику. :) И да, сидишь напротив дома подозреваемого с камерой, телефоном и сегодняшней газетой и пытаешься понять - кто кого за что в этом доме прирезал или прирежет. Причём время реальное, то есть пропустить что-то и запороть прохождение - как два пальца...
co6a4enok
Но основная концепция Critical Path взята именно из Dragon's Lair.
На мой взгляд, различий между этими играми гораздо больше, чем сходства.

co6a4enok
Night trap, Voyeur, Double switch
Про вторую и третью ничего не знаю (а про вторую и знать не хочу), но в Night Trap - несмотря на наличие камер - игровой процесс отличается ещё сильнее.

Это всё вопрос восприятия, безусловно.