Несмотря на цифру «два» в заглавии, перед нами третье издание практически одной и той же игры – «Merchant Prince» от компании Holistic Design из Атланты, пусть и выходившей каждый раз под новым издательским крылом. На страничках оригинальной версии 1993 года и в особенности улучшенного CD-перевыпуска 1995-го вы можете познакомиться с описанием основ игрового процесса этой увлекательной и оригинальной торгово-политической стратегии, – здесь же мы лишь кратко остановимся на истории создания «Merchant Prince II» и на его отличиях от своих предшественников.
Как можно видеть по названию, спустя шесть лет после «Machiavelli the Prince» выбранное для заголовка – из-за проблемы с авторскими правами – имя одиозного политического мыслителя (не только никогда не занимавшегося торговлей, но даже и не считавшего Венецию частью Италии) уступило место более подходящему словосочетанию от самой первой игры. Хотя лик Лоренцо Великолепного на обложке «Merchant Prince II» по-прежнему намекает не на Венецию, славу и благосостояние которой нам предстоит преумножать, а на сухопутную Флоренцию (которая, правда, ещё в первой серии заделалась настоящим портовым городом). Тем не менее насыщенность каждодневной жизнедеятельности венецианских торговых магнатов политическими интригами напоминает как раз о старине Никколо: как рассказывал автор замысла игры Эд Пайк, идея создать такого рода стратегию пришла ему в результате прочтения «Государя» – и одновременного наблюдения за предвыборной президентской гонкой в США в 1992 году. К сожалению, в работе над выпуском третьего издания основной создатель первых двух уже не участвовал, покинув сооснованную им компанию, да и всю игровую индустрию, ещё в 1996-м.
Впрочем, – к счастью или к сожалению, – но никаких кардинальных отличий между игровым процессом трёх изданий практически не наблюдается: разработчики откровенно заявляли, что цель выпуска «Merchant Prince II» – адаптация под Windows предыдущих игр, к тому времени уже давно отсутствующих в продаже. Буквальное следование оригиналу доходит прямо-таки до курьёзов: к примеру, за наймом кондотьеров и прочих искателей приключений следует по-прежнему обращаться в здание под названием «Колокольня» – но только на новом экране Венеции под этой вывеской расположен ничем не примечательный двухэтажный палаццо. Причём обвинить Кампанилу, известную своим внезапным падением в 1902 году, в том, что она в очередной раз исчезла, не получится: её изображение присутствует на этом же экране, но уже в качестве «Часовой башни»...
Причиной таких несуразиц послужило приукрашивание внешнего вида: графика была в очередной раз улучшена, умудрившись всё же сохранить оригинальный колорит, напоминающий не то сепию, не то EGA-палитру. А вместо простенького и схематичного рисунка с изображением площади Сан-Марко вершить свои административные дела мы будем на обработанной репродукции «Начала Большого Канала с церковью делла Салюте» кисти Каналетто (1730-го года, кстати говоря). Стильно, красиво, по-венециански атмосферно, – но, помимо уже упомянутого конфуза с Кампанилой, церковь Санта-Мария-делла-Салюте в роли Собора Святого Марка и пририсованный к водной глади Гранд-Канала Дворец дожей как-то не очень радуют поклонников исторической достоверности. С другой стороны, хватает здесь и других анахронизмов: слишком уж многое напоминает скорее эпоху «Высокого Возрождения» XVI века, чем куда более аскетичный XIV век, когда начинается (а то и заканчивается) действие «Merchant Prince II».
Но оставим мелкие историко-художественные придирки: всё-таки перед нами не реконструкция ренессансной Венеции (за этим – к Cryo Interactive). Для полноты картины обновлённого внешнего вида посетуем ещё только на нововведения интерфейса – все кнопки управления, ранее частично отображавшиеся словами, теперь выполнены целиком в виде иконок: спешившийся всадник означает команду «Стоп», свиток открывает экран с игровой информацией, монеты позволяют приступить к торговле... Возможно, выглядит это и симпатично, но несколько неудобно – отождествление внушительных размеров серебряного кубка с окончанием хода сложно назвать интуитивным. Так что не стесняйтесь требовать подсказок о назначении таких иконок – как и зданий на экране Венеции, – для этого следует навести на них курсор мыши и подождать пару секунд.
К счастью, все команды по-прежнему активируются и «горячими клавишами». Хотя об этом почему-то не сказано ни в игре, ни в руководстве пользователя, – приходится вспоминать «Machiavelli the Prince»: нажимайте B, чтобы торговать, V для посещения родного города, G для следования корабля или сухопутного транспорта в пункт назначения - и так далее. Зато добавлена задокументированная возможность нанести визит в то или иное административное учреждение, не заходя в саму Венецию: от клавиши F1, позволяющей заглянуть в притон ассасинов и поджигателей, до F9 и F10, отвечающих за быстрое сохранение и быструю загрузку соответственно. Некоторые нарекания по-прежнему вызывает и мини-карта, оставшаяся слишком миниатюрной для того, чтобы по ней можно было ориентироваться, выискивая свои суда, бороздящие просторы Средиземноморья, и выстраивая для них сверхприбыльные торговые маршруты.
А вот следующее нововведение ничего, кроме положительных эмоций, не вызывает, хотя на первый взгляд может даже показаться сомнительным: некоторые разновидности судов, войск и караванов, доступные в прошлых изданиях изначально, в «Merchant Prince II» придётся приобретать отдельно за кучу флоринов, заглядывая ради этого в нововозведённую венецианскую достопримечательность – «Мастерскую». К чести авторов, они уважили и сторонников строгих традиций: «Технологич. дерево» можно при желании отключить в настройках новой игры. Зато тех, кто рискнёт опробовать на себе смелые изобретения похожего на Леонардо да Винчи мастера, ждут не только «Большие галеры» и «Обученные мулы», но и множество любопытных сюрпризов, среди которых – «Секстант» (умаляющий риск попадания в шторм), «Микеланджело» (увеличивающий прирост популярности от меценатства), «Городская канализация» (снижающая вероятность эпидемий чумы) и даже «Гигантская крыса с Суматры» (приводящая к прямо противоположному результату – специально для любителей коварных и сложных путей в большую торговлю).
Стоит отметить и появление в третьем издании игры режимов «Сценария» – помимо «Основного», идентичного обычному, таковых здесь насчитывается пять штук: «Ганзейская лига», «Средиземноморье», «Восток», «Марко Поло» и «Атлантида». Разумеется, никаких серьёзных отличий в геймплее и внешнем виде не будет: разнятся лишь конфигурации карт и ассортимент нанесённых на них городов, включая наименование вашей малой родины. Даже если своё путешествие вы будете начинать в Брюгге или Шанхае – всё равно готовьтесь бороться за звание Дожа Всея Поднебесной и пытаться выдвинуть своего ставленника на пост Папы Атлантидского. Зато можно будет поторговать экзотическими товарами – строевым лесом, фарфором или даже опиумом.
Среди прочих отличий третьего издания шедевра Holistic Design нужно упомянуть и новые возможности мультиплеера, такие как игра по IP-протоколу (правда, этот режим и на момент выхода считался преисполненным багов). Зато не может не радовать музыкальное оформление, выполненное в виде дорожек CD-Audio: пусть и немного громковатые, мелодии в исполнении поп-фьюжн-неоклассического ансамбля «The Changelings» из той же столицы североамериканского штата Джорджия вполне соответствуют стилю Ренессанса и удачно дополняют игровую атмосферу. Так что, вопреки всем отмеченным мелким недостаткам, перед нами – по-прежнему отличная экономическая стратегия с поистине уникальными особенностями. И это последнее её издание, благодаря улучшенной графике и качественной музыке, вполне можно предпочесть его старшим DOS-братьям.
Описание «Венецианского купца II» было бы неполным без упоминания официального русскоязычного издания, выпущенного фирмой "1С" в переводе от компании «Логрус» практически одновременно с оригиналом. Качество локализации очень даже неплохое, хотя такие имена собственные как «Антиох» и «Св. Ксавьер» несколько портят общее благоприятное впечатление. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что и оригинал отличался немалым географическим кретинизмом, с самого начала упорно употребляя такие названия городов как «Marsielles», «Molluca» или «Kahnbalig». Зато – и снова по традиции – некоторое число внутриигровых текстов принципиально открыто для пользовательского редактирования – как лежащий в корневом каталоге файл SLANDERS.LIE, позволяющий заменить распространяемые нанятыми злоумышленниками формы клеветы на любые другие. Чем не повод воспользоваться случаем – и обвинить конкурента не в том, что он «играет на 386-м компьютере», «ЛЮБИТ носить нейлоновые колготки» или «во время боя нюхал ромашки», а – «незаконно скачал MP2 с торрентов» или даже «с Old-Games.Ru»!
Как можно видеть по названию, спустя шесть лет после «Machiavelli the Prince» выбранное для заголовка – из-за проблемы с авторскими правами – имя одиозного политического мыслителя (не только никогда не занимавшегося торговлей, но даже и не считавшего Венецию частью Италии) уступило место более подходящему словосочетанию от самой первой игры. Хотя лик Лоренцо Великолепного на обложке «Merchant Prince II» по-прежнему намекает не на Венецию, славу и благосостояние которой нам предстоит преумножать, а на сухопутную Флоренцию (которая, правда, ещё в первой серии заделалась настоящим портовым городом). Тем не менее насыщенность каждодневной жизнедеятельности венецианских торговых магнатов политическими интригами напоминает как раз о старине Никколо: как рассказывал автор замысла игры Эд Пайк, идея создать такого рода стратегию пришла ему в результате прочтения «Государя» – и одновременного наблюдения за предвыборной президентской гонкой в США в 1992 году. К сожалению, в работе над выпуском третьего издания основной создатель первых двух уже не участвовал, покинув сооснованную им компанию, да и всю игровую индустрию, ещё в 1996-м.
Впрочем, – к счастью или к сожалению, – но никаких кардинальных отличий между игровым процессом трёх изданий практически не наблюдается: разработчики откровенно заявляли, что цель выпуска «Merchant Prince II» – адаптация под Windows предыдущих игр, к тому времени уже давно отсутствующих в продаже. Буквальное следование оригиналу доходит прямо-таки до курьёзов: к примеру, за наймом кондотьеров и прочих искателей приключений следует по-прежнему обращаться в здание под названием «Колокольня» – но только на новом экране Венеции под этой вывеской расположен ничем не примечательный двухэтажный палаццо. Причём обвинить Кампанилу, известную своим внезапным падением в 1902 году, в том, что она в очередной раз исчезла, не получится: её изображение присутствует на этом же экране, но уже в качестве «Часовой башни»...
Причиной таких несуразиц послужило приукрашивание внешнего вида: графика была в очередной раз улучшена, умудрившись всё же сохранить оригинальный колорит, напоминающий не то сепию, не то EGA-палитру. А вместо простенького и схематичного рисунка с изображением площади Сан-Марко вершить свои административные дела мы будем на обработанной репродукции «Начала Большого Канала с церковью делла Салюте» кисти Каналетто (1730-го года, кстати говоря). Стильно, красиво, по-венециански атмосферно, – но, помимо уже упомянутого конфуза с Кампанилой, церковь Санта-Мария-делла-Салюте в роли Собора Святого Марка и пририсованный к водной глади Гранд-Канала Дворец дожей как-то не очень радуют поклонников исторической достоверности. С другой стороны, хватает здесь и других анахронизмов: слишком уж многое напоминает скорее эпоху «Высокого Возрождения» XVI века, чем куда более аскетичный XIV век, когда начинается (а то и заканчивается) действие «Merchant Prince II».
Но оставим мелкие историко-художественные придирки: всё-таки перед нами не реконструкция ренессансной Венеции (за этим – к Cryo Interactive). Для полноты картины обновлённого внешнего вида посетуем ещё только на нововведения интерфейса – все кнопки управления, ранее частично отображавшиеся словами, теперь выполнены целиком в виде иконок: спешившийся всадник означает команду «Стоп», свиток открывает экран с игровой информацией, монеты позволяют приступить к торговле... Возможно, выглядит это и симпатично, но несколько неудобно – отождествление внушительных размеров серебряного кубка с окончанием хода сложно назвать интуитивным. Так что не стесняйтесь требовать подсказок о назначении таких иконок – как и зданий на экране Венеции, – для этого следует навести на них курсор мыши и подождать пару секунд.
К счастью, все команды по-прежнему активируются и «горячими клавишами». Хотя об этом почему-то не сказано ни в игре, ни в руководстве пользователя, – приходится вспоминать «Machiavelli the Prince»: нажимайте B, чтобы торговать, V для посещения родного города, G для следования корабля или сухопутного транспорта в пункт назначения - и так далее. Зато добавлена задокументированная возможность нанести визит в то или иное административное учреждение, не заходя в саму Венецию: от клавиши F1, позволяющей заглянуть в притон ассасинов и поджигателей, до F9 и F10, отвечающих за быстрое сохранение и быструю загрузку соответственно. Некоторые нарекания по-прежнему вызывает и мини-карта, оставшаяся слишком миниатюрной для того, чтобы по ней можно было ориентироваться, выискивая свои суда, бороздящие просторы Средиземноморья, и выстраивая для них сверхприбыльные торговые маршруты.
А вот следующее нововведение ничего, кроме положительных эмоций, не вызывает, хотя на первый взгляд может даже показаться сомнительным: некоторые разновидности судов, войск и караванов, доступные в прошлых изданиях изначально, в «Merchant Prince II» придётся приобретать отдельно за кучу флоринов, заглядывая ради этого в нововозведённую венецианскую достопримечательность – «Мастерскую». К чести авторов, они уважили и сторонников строгих традиций: «Технологич. дерево» можно при желании отключить в настройках новой игры. Зато тех, кто рискнёт опробовать на себе смелые изобретения похожего на Леонардо да Винчи мастера, ждут не только «Большие галеры» и «Обученные мулы», но и множество любопытных сюрпризов, среди которых – «Секстант» (умаляющий риск попадания в шторм), «Микеланджело» (увеличивающий прирост популярности от меценатства), «Городская канализация» (снижающая вероятность эпидемий чумы) и даже «Гигантская крыса с Суматры» (приводящая к прямо противоположному результату – специально для любителей коварных и сложных путей в большую торговлю).
Стоит отметить и появление в третьем издании игры режимов «Сценария» – помимо «Основного», идентичного обычному, таковых здесь насчитывается пять штук: «Ганзейская лига», «Средиземноморье», «Восток», «Марко Поло» и «Атлантида». Разумеется, никаких серьёзных отличий в геймплее и внешнем виде не будет: разнятся лишь конфигурации карт и ассортимент нанесённых на них городов, включая наименование вашей малой родины. Даже если своё путешествие вы будете начинать в Брюгге или Шанхае – всё равно готовьтесь бороться за звание Дожа Всея Поднебесной и пытаться выдвинуть своего ставленника на пост Папы Атлантидского. Зато можно будет поторговать экзотическими товарами – строевым лесом, фарфором или даже опиумом.
Среди прочих отличий третьего издания шедевра Holistic Design нужно упомянуть и новые возможности мультиплеера, такие как игра по IP-протоколу (правда, этот режим и на момент выхода считался преисполненным багов). Зато не может не радовать музыкальное оформление, выполненное в виде дорожек CD-Audio: пусть и немного громковатые, мелодии в исполнении поп-фьюжн-неоклассического ансамбля «The Changelings» из той же столицы североамериканского штата Джорджия вполне соответствуют стилю Ренессанса и удачно дополняют игровую атмосферу. Так что, вопреки всем отмеченным мелким недостаткам, перед нами – по-прежнему отличная экономическая стратегия с поистине уникальными особенностями. И это последнее её издание, благодаря улучшенной графике и качественной музыке, вполне можно предпочесть его старшим DOS-братьям.
Описание «Венецианского купца II» было бы неполным без упоминания официального русскоязычного издания, выпущенного фирмой "1С" в переводе от компании «Логрус» практически одновременно с оригиналом. Качество локализации очень даже неплохое, хотя такие имена собственные как «Антиох» и «Св. Ксавьер» несколько портят общее благоприятное впечатление. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что и оригинал отличался немалым географическим кретинизмом, с самого начала упорно употребляя такие названия городов как «Marsielles», «Molluca» или «Kahnbalig». Зато – и снова по традиции – некоторое число внутриигровых текстов принципиально открыто для пользовательского редактирования – как лежащий в корневом каталоге файл SLANDERS.LIE, позволяющий заменить распространяемые нанятыми злоумышленниками формы клеветы на любые другие. Чем не повод воспользоваться случаем – и обвинить конкурента не в том, что он «играет на 386-м компьютере», «ЛЮБИТ носить нейлоновые колготки» или «во время боя нюхал ромашки», а – «незаконно скачал MP2 с торрентов» или даже «с Old-Games.Ru»!
- Время и место:
Средневековье - Многопользовательская игра:
Модем
Друг против друга
Поочерёдная игра за одним компьютером - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Мореплавание - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
Пошаговая
Торговля - Язык:
Русский
English
В остальном же сам процесс практически не поменялся. Что-то стало лучше, что-то не очень (например, интерфейс Венеции).