Как ни странно, но одни из первых компьютерных игр про Шерлока Холмса, появившиеся на свет в 1984–85 годах, – такие как австралийская «Sherlock» и американская «Sherlock Holmes in "Another Bow"», – пусть и относились к категории Interactive Fiction, но щеголяли и графическим воспроизведением на экране если и не всех, то хотя бы некоторых локаций. С их лёгкой руки великий сыщик надолго занял почётное место в качестве героя произведений именно этого жанра, – но вот все последующие его приключения оказались исключительно текстовыми. Отчасти это даже логично, раз уже речь идёт о серьёзной литературной основе: зачем ограничивать полёт фантазии «интерактивного читателя» примитивными визуальными формами? По крайней мере, если качество собственно текстов не будет оставлять желать ничего лучшего.
Вероятно, примерно таким же образом рассуждала американская компания Ellicott Creek Software, не отметившаяся в истории ничем иным, кроме как выпуском «Sherlock Holmes: The Vatican Cameos» для IBM PC, Apple II и С64 (да и то последние две версии в настоящее время не найдены). Не состоялось и явно планировавшееся электронное воплощение в той же серии других детективных историй про Холмса, Ватсона и Лестрейда: как можно из этого понять, особого успеха проект не снискал, – тем не менее игра эта во многом примечательна. И прежде всего – солидностью своей связи с «каноном» (как называют в кругу «шерлокианцев» все опубликованные А. Конан-Дойлем произведения доктора Ватсона). «История с ватиканскими камеями» упоминается самим Холмсом в «Собаке Баскервилей»: это ею он был занят настолько, что не обратил должного внимания на загадочную смерть старого сэра Чарльза…
На сей раз события датированы предельно точно и разворачиваются с 21 по 26 апреля 1888 года. Более того: половину руководства пользователя занимает не известный до того (естественно, специально написанный авторами игры) рассказ «The Adventure of the Vatican Cameos», – причём максимально адаптированный под стиль самого Ватсона! Точнее сказать, первые четыре его главы, заключающие в себе предысторию игры. В один довольно жаркий весенний день в гостиную Холмса, занятого двумя пусть и не самыми интересными делами сразу: пропажей драгоценных произведений искусства из коллекции Ватикана, которые должны были быть выставлены в Лондоне, и исчезновением агента Майкрофта, призванного следить за безопасностью этих самых ценностей, – врывается некий молодой человек по имени Джеффри Пелтон. Буквально по пятам за ним следует полиция, подозревающая его в убийстве и ограблении соседа по меблированным комнатам, – в итоге инспектор Лестрейд всё же арестовывает нашего неожиданного клиента прямо в доме на Бейкер-Стрит, но теперь Пелтон может уже быть спокоен: великий сыщик убеждён в его невиновности – и сделает всё, чтобы распутать это таинственное дело… Ну, или попытается сделать – в меру способностей игрока, которому и предстоит руководить действиями Шерлока.
Помимо такой литературной завязки авторы приготовили нам ещё один сюрприз: интерфейс игры совсем не похож на привычный парсер у представителей жанра IF, а напоминает чуть ли не «Maniac Mansion» с его панелью управляющих глаголов, которой Lucasfilm Games порадует мир компьютерных развлечений только год спустя. Да-да: основные команды в «Sherlock Holmes: The Vatican Cameos» не набираются внизу в текстовой строке, а представлены в верхнем меню в уже готовом виде. Конечно же, до настоящего point-and-click ещё далеко, потому как все существительные всё же придётся вводить вручную. Базовых действий всего пять, и вызываются они нажатием клавиш с соответствующими цифрами. Команда MOVE, числящаяся под номером 1, оказывается наиболее сложной, ибо если Холмс находится на улице, то в дополнение к ней нужно приводить название или адрес места назначения; если же дело происходит в здании, достаточно привычного указания направления (N, E, S, W, U или D). В особых связующих пунктах доступны оба варианта (<M>OVE IN A DIRECTION, OR <G>O SOMEWHERE?), но временами только один раз: по странному решению авторов, выбор направления может оказаться точкой невозврата.
Клавиши 2, 3 и 5 вызывают более элементарные LOOK, EXAMINE и READ – всякий раз достаточно дополнить команду одним существительным. ASK (4) требует указать сначала имя собеседника, а затем тему для разговора. Шестой же управляющий пункт, OTHER, скрывает в себе сразу несколько более редких глаголов, которые уже нужно будет вводить вручную: RECALL позволяет припомнить последнюю информацию о просмотренном или прочитанном; RETURN возвращает в предыдущую посещённую локацию; QUIT разрешает покинуть игру и перейти на стартовый экран, с возможностью сохранить прогресс прохождения в одну доступную ячейку. Ещё более примечательны команды EAT и SLEEP – хотя сам Холмс традиционно не нуждается ни в отдыхе, ни в подкреплении сил, неизменно сопровождающий его Ватсон периодически начинает жаловаться на голод и усталость. Нытьё доктора можно до поры до времени игнорировать, но рано или поздно законные требования своего верного жизнеописателя придётся удовлетворить: посещение кафе отнимет два часа времени, а внеочередной визит к миссис Хадсон на Бейкер-Стрит – целых четыре.
Да, как можно видеть, действие игры происходит в реальном времени. На это намекает и ещё одна команда из списка OTHER – WAIT, а также и последний из элементов интерфейса, вызываемый цифрой 7 и позволяющий взглянуть на календарь и неуклонно тикающие часы. Пусть в этом приключении Холмсу и не грозит гибель от бандитской пули, но успех в раскрытии дела с камеями, как и в случае с загадкой двойного убийства в «Sherlock», напрямую зависит от правильной последовательности и скорости выполнения действий: промедление или опоздание смерти подобно. При этом в самом конце великому сыщику предстоит ещё и выступить в не совсем привычной для себя роли – свидетеля в суде, – ответив на десять ключевых вопросов. Для ответа достаточно одного слова, но чтобы узнать имя преступника и прочую важную информацию, необходимо находиться в нужном месте в нужное время! Для полноты рассказа о внешнем виде игры следует отметить также и наличие звукового оформления – пусть и в форме стандартных для РС-динамика «бипов».
Если в теории такое решение проблемы интерфейса можно назвать весьма любопытным, то на практике оно вряд ли способно порадовать игрока – хотя бы отсутствием инвентаря и возможности привычно проанализировать всю текущую локацию посредством команды [L]OOK. Оказавшись в самом начале игры на улице перед собственным домом за номером 221б, можно даже испытать некоторое чувство фрустрации: ни одно существительное, упоминающееся в описании окружающей обстановки, для осмотра и изучения вроде бы не годится; передвижение ни в одну из четырёх сторон света не функционирует; вызов кэба интерфейсом не предусмотрен; разговаривать с невидимым Ватсоном почему-то не позволяется… Не с первого и не с десятого раза получается установить, что можно указать в качестве существительного для глагола MOVE название одной из тех локаций, которые упоминаются в «The Adventure of the Vatican Cameos» или в приложенном после него небольшом словарике лондонских достопримечательностей. И при этом следует внимательно следить за утекающим временем, которое, вкупе с ограниченностью функции сохранения одной-единственной ячейкой, да и то лишь при окончании игры, способно доставить игроку немало отдельных неприятностей.
В такой ситуации, по правде говоря, уже и не радует, что в игре заявлено более шестидесяти локаций – и свыше 13 тыс. слов текста, не только обширного, но и более-менее успешно стилизованного под оригинальный «канон». Розыск свидетелей, также постоянно перемещающихся по Лондону, уличение некоторых из них во лжи при помощи обнаруженных фактов, избавление от ложных следов, отнимающих драгоценное время, – всё это оказывается очень даже не простой задачей. Достаточно упомянуть, что разработчики гарантировали игроку, первым раскрывшему «Дело о ватиканских камеях», премию в 1000 долларов! Была ли она в итоге выдана, и кому именно, – увы, науке это неизвестно. Но ничто не мешает каждому поклоннику Шерлока Холмса попробовать сегодня свои силы в «Sherlock Holmes: The Vatican Cameos». Кроме, конечно, непривычного интерфейса и прочих досадных игровых ограничений, не позволяющих оценить этот по-своему интересный и почти «каноничный» эксперимент однозначно положительно.
Вероятно, примерно таким же образом рассуждала американская компания Ellicott Creek Software, не отметившаяся в истории ничем иным, кроме как выпуском «Sherlock Holmes: The Vatican Cameos» для IBM PC, Apple II и С64 (да и то последние две версии в настоящее время не найдены). Не состоялось и явно планировавшееся электронное воплощение в той же серии других детективных историй про Холмса, Ватсона и Лестрейда: как можно из этого понять, особого успеха проект не снискал, – тем не менее игра эта во многом примечательна. И прежде всего – солидностью своей связи с «каноном» (как называют в кругу «шерлокианцев» все опубликованные А. Конан-Дойлем произведения доктора Ватсона). «История с ватиканскими камеями» упоминается самим Холмсом в «Собаке Баскервилей»: это ею он был занят настолько, что не обратил должного внимания на загадочную смерть старого сэра Чарльза…
На сей раз события датированы предельно точно и разворачиваются с 21 по 26 апреля 1888 года. Более того: половину руководства пользователя занимает не известный до того (естественно, специально написанный авторами игры) рассказ «The Adventure of the Vatican Cameos», – причём максимально адаптированный под стиль самого Ватсона! Точнее сказать, первые четыре его главы, заключающие в себе предысторию игры. В один довольно жаркий весенний день в гостиную Холмса, занятого двумя пусть и не самыми интересными делами сразу: пропажей драгоценных произведений искусства из коллекции Ватикана, которые должны были быть выставлены в Лондоне, и исчезновением агента Майкрофта, призванного следить за безопасностью этих самых ценностей, – врывается некий молодой человек по имени Джеффри Пелтон. Буквально по пятам за ним следует полиция, подозревающая его в убийстве и ограблении соседа по меблированным комнатам, – в итоге инспектор Лестрейд всё же арестовывает нашего неожиданного клиента прямо в доме на Бейкер-Стрит, но теперь Пелтон может уже быть спокоен: великий сыщик убеждён в его невиновности – и сделает всё, чтобы распутать это таинственное дело… Ну, или попытается сделать – в меру способностей игрока, которому и предстоит руководить действиями Шерлока.
Помимо такой литературной завязки авторы приготовили нам ещё один сюрприз: интерфейс игры совсем не похож на привычный парсер у представителей жанра IF, а напоминает чуть ли не «Maniac Mansion» с его панелью управляющих глаголов, которой Lucasfilm Games порадует мир компьютерных развлечений только год спустя. Да-да: основные команды в «Sherlock Holmes: The Vatican Cameos» не набираются внизу в текстовой строке, а представлены в верхнем меню в уже готовом виде. Конечно же, до настоящего point-and-click ещё далеко, потому как все существительные всё же придётся вводить вручную. Базовых действий всего пять, и вызываются они нажатием клавиш с соответствующими цифрами. Команда MOVE, числящаяся под номером 1, оказывается наиболее сложной, ибо если Холмс находится на улице, то в дополнение к ней нужно приводить название или адрес места назначения; если же дело происходит в здании, достаточно привычного указания направления (N, E, S, W, U или D). В особых связующих пунктах доступны оба варианта (<M>OVE IN A DIRECTION, OR <G>O SOMEWHERE?), но временами только один раз: по странному решению авторов, выбор направления может оказаться точкой невозврата.
Клавиши 2, 3 и 5 вызывают более элементарные LOOK, EXAMINE и READ – всякий раз достаточно дополнить команду одним существительным. ASK (4) требует указать сначала имя собеседника, а затем тему для разговора. Шестой же управляющий пункт, OTHER, скрывает в себе сразу несколько более редких глаголов, которые уже нужно будет вводить вручную: RECALL позволяет припомнить последнюю информацию о просмотренном или прочитанном; RETURN возвращает в предыдущую посещённую локацию; QUIT разрешает покинуть игру и перейти на стартовый экран, с возможностью сохранить прогресс прохождения в одну доступную ячейку. Ещё более примечательны команды EAT и SLEEP – хотя сам Холмс традиционно не нуждается ни в отдыхе, ни в подкреплении сил, неизменно сопровождающий его Ватсон периодически начинает жаловаться на голод и усталость. Нытьё доктора можно до поры до времени игнорировать, но рано или поздно законные требования своего верного жизнеописателя придётся удовлетворить: посещение кафе отнимет два часа времени, а внеочередной визит к миссис Хадсон на Бейкер-Стрит – целых четыре.
Да, как можно видеть, действие игры происходит в реальном времени. На это намекает и ещё одна команда из списка OTHER – WAIT, а также и последний из элементов интерфейса, вызываемый цифрой 7 и позволяющий взглянуть на календарь и неуклонно тикающие часы. Пусть в этом приключении Холмсу и не грозит гибель от бандитской пули, но успех в раскрытии дела с камеями, как и в случае с загадкой двойного убийства в «Sherlock», напрямую зависит от правильной последовательности и скорости выполнения действий: промедление или опоздание смерти подобно. При этом в самом конце великому сыщику предстоит ещё и выступить в не совсем привычной для себя роли – свидетеля в суде, – ответив на десять ключевых вопросов. Для ответа достаточно одного слова, но чтобы узнать имя преступника и прочую важную информацию, необходимо находиться в нужном месте в нужное время! Для полноты рассказа о внешнем виде игры следует отметить также и наличие звукового оформления – пусть и в форме стандартных для РС-динамика «бипов».
Если в теории такое решение проблемы интерфейса можно назвать весьма любопытным, то на практике оно вряд ли способно порадовать игрока – хотя бы отсутствием инвентаря и возможности привычно проанализировать всю текущую локацию посредством команды [L]OOK. Оказавшись в самом начале игры на улице перед собственным домом за номером 221б, можно даже испытать некоторое чувство фрустрации: ни одно существительное, упоминающееся в описании окружающей обстановки, для осмотра и изучения вроде бы не годится; передвижение ни в одну из четырёх сторон света не функционирует; вызов кэба интерфейсом не предусмотрен; разговаривать с невидимым Ватсоном почему-то не позволяется… Не с первого и не с десятого раза получается установить, что можно указать в качестве существительного для глагола MOVE название одной из тех локаций, которые упоминаются в «The Adventure of the Vatican Cameos» или в приложенном после него небольшом словарике лондонских достопримечательностей. И при этом следует внимательно следить за утекающим временем, которое, вкупе с ограниченностью функции сохранения одной-единственной ячейкой, да и то лишь при окончании игры, способно доставить игроку немало отдельных неприятностей.
В такой ситуации, по правде говоря, уже и не радует, что в игре заявлено более шестидесяти локаций – и свыше 13 тыс. слов текста, не только обширного, но и более-менее успешно стилизованного под оригинальный «канон». Розыск свидетелей, также постоянно перемещающихся по Лондону, уличение некоторых из них во лжи при помощи обнаруженных фактов, избавление от ложных следов, отнимающих драгоценное время, – всё это оказывается очень даже не простой задачей. Достаточно упомянуть, что разработчики гарантировали игроку, первым раскрывшему «Дело о ватиканских камеях», премию в 1000 долларов! Была ли она в итоге выдана, и кому именно, – увы, науке это неизвестно. Но ничто не мешает каждому поклоннику Шерлока Холмса попробовать сегодня свои силы в «Sherlock Holmes: The Vatican Cameos». Кроме, конечно, непривычного интерфейса и прочих досадных игровых ограничений, не позволяющих оценить этот по-своему интересный и почти «каноничный» эксперимент однозначно положительно.
- Время и место:
Прекрасная эпоха - Особенность геймплея:
Парсерный ввод
Ограничение по времени - Происхождение:
Книги - Серия игр:
Шерлокиана - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Детектив - Язык:
English