Серия Farland – долгоиграющая сага из популярного в Японии поджанра SRPG или Strategy RPG, посвящённого затяжным тактическим битвам, где вместо безликих юнитов, накликанных в ближайшей казарме, — «живые» персонажи со своим характером и историей. И если некоторые успешные его образчики таки выбрались за пределы трясучего архипелага, то другие — может быть, чуть менее известные — так и не научились культурно общаться с западными игроками. От рождения не учили. А ведь не так они плохи, чтобы пробыть всю жизнь в забвении. И тут на спасение приходят мастера любительских переводов — скажем им спасибо за их нелёгкий труд.
И серия эта не только долгоиграющая, но и невероятно плодовитая: всего за десять лет существования в ней очутилось пятнадцать различных игр. Да, пара из них были римейками на более совершенные платформы, но всё же столь быстрая скорость деления ставит учёных мужей в тупик. И Farland Symphony является в ней заключающей главой.
Да, как ни странно, эта ролевая игра впервые появилась на японском персональном компьютере NEC PC-98 — и вполне неплохо там жила, обзаведясь потомством, пока через несколько лет не очутилась на всевозможных консолях и даже вполне западных ПК. Так что этот релиз — не исключение из правил, а часть Windows-линейки Farland, которая насчитывает в себе без малого шесть различных эпизодов.
В отличие от корифеев жанра, подавшихся во все тяжкие и продолжавших жизнь на портативных системах, мало изменяясь внешне, Farland Symphony выглядит более современно и прилично. С оговорками. Во-первых, стиль. Это типичное аниме, причём с колобочными персонажами. Во-вторых, все декорации — это строгая изометрия, но собранная из чересчур прилизанных рендеров, — не то чтобы плохо, но чувствуется какая-то стерильность интерьерных редакторов. В-третьих, только 640х480 — без вариантов.
Вместе с внешним стилем идёт и внутренний — аниме-безобразие с озвученными вдохами и выдохами, подражателями Клары Румяновой в актёрском составе, петрушечными побоями, похотливыми андрогинными персонажами... Ну, аниме.
Завязка всей истории — ваша (не)любимая вариация на тему «давайте найдём (не дадим найти) древние артефакты». Старо и бито. Разумеется, как принято в JRPG, здесь есть много болтовни и выяснения отношений между членами партии, но наш глаз не замылишь такой мелочью. Хотя, признаться, приятно отвлекает.
Сеттинг - тоже типичное японизированное generic fantasy. Отличий в мире слишком мало, чтобы вывести привыкнувших играющих из их зоны комфорта.
Что же касается тактики и РПГ, то здесь есть некоторые отличия от эталона, особенно в кастовании заклинаний и всяческих спецприёмов. На первые нужна разноцветная мана, которой в начале сражения у вас нет — и магу требуется потратить часть хода, фокусируясь на окружающей среде, чтобы хоть немного её заполучить. Причём цвет полученной энергии зависит от того, на какой поверхности стоит кастер. Применение каких-то особых манёвров же требует пролития крови — своей собственной, но часто у немагических членов команды другого-то варианта и нет.
В остальном это тактика с небольшим полем боя и довольно глупыми противниками, которые стоят как истуканы, пока вы не окажетесь у них в зоне досягаемости. Конечно, с играми на условной стратегической карте такое ещё может пройти, но тут, когда «баталии» случаются в тёмном закоулке или на лесной опушке, это выглядит совсем нереалистично.
Кривая сложности, которая в тактических играх должна быть на высоте, довольно странная и растёт только себе известным способом. Есть и совершенно дурацкие провалы — например, три сражения, идущих подряд, одно из которых явно не прошло должный playtesting и просто не по меркам текущему вождю партии. И возможность записать игру только одна — перед началом всей этой заварухи.
Музыкальное сопровождение не вызывает отрицательных эмоций, но большая часть из более чем двадцати пяти треков опять же слишком серы и унылы, годятся в качестве подложки, дабы мы не заостряли внимание на собственных мышекликах. Тема драматическая, тема героическая батальная, тема ироническая бытовая и так далее. Композитор не бесталанен, но это всё чисто производный материал. К тому же они все очень короткие. Хотя в начальной заставке неизвестный ВИА заливается соловьём.
Управление более плавное, чем, скажем, в порте Langrisser, — но всё равно чувствуется небольшая дискретность, топорность, которая иногда действует на нервы. Интерфейс вызывается правой кнопкой мыши, а команды отдаются левой. В принципе, можно было обойтись и без этого, прикрутив его к нижней части экрана, как это делают нормальные люди. Да, крайне полезная клавиша — это Shift, позволяющая промотать вереницы диалогов.
Что можно сказать в итоге? Для нас стала доступна представительница из редкого в наших краях сословия. Это плюс. Она не слишком выдающаяся, чтобы слагать ей оды. Это минус. Результат станет интересен разве любителям этого подвида JRPG, хотя они-то наверняка уже знакомы и с более удачными экземплярами. И для кого старались переводчики?
И серия эта не только долгоиграющая, но и невероятно плодовитая: всего за десять лет существования в ней очутилось пятнадцать различных игр. Да, пара из них были римейками на более совершенные платформы, но всё же столь быстрая скорость деления ставит учёных мужей в тупик. И Farland Symphony является в ней заключающей главой.
Да, как ни странно, эта ролевая игра впервые появилась на японском персональном компьютере NEC PC-98 — и вполне неплохо там жила, обзаведясь потомством, пока через несколько лет не очутилась на всевозможных консолях и даже вполне западных ПК. Так что этот релиз — не исключение из правил, а часть Windows-линейки Farland, которая насчитывает в себе без малого шесть различных эпизодов.
В отличие от корифеев жанра, подавшихся во все тяжкие и продолжавших жизнь на портативных системах, мало изменяясь внешне, Farland Symphony выглядит более современно и прилично. С оговорками. Во-первых, стиль. Это типичное аниме, причём с колобочными персонажами. Во-вторых, все декорации — это строгая изометрия, но собранная из чересчур прилизанных рендеров, — не то чтобы плохо, но чувствуется какая-то стерильность интерьерных редакторов. В-третьих, только 640х480 — без вариантов.
Вместе с внешним стилем идёт и внутренний — аниме-безобразие с озвученными вдохами и выдохами, подражателями Клары Румяновой в актёрском составе, петрушечными побоями, похотливыми андрогинными персонажами... Ну, аниме.
Завязка всей истории — ваша (не)любимая вариация на тему «давайте найдём (не дадим найти) древние артефакты». Старо и бито. Разумеется, как принято в JRPG, здесь есть много болтовни и выяснения отношений между членами партии, но наш глаз не замылишь такой мелочью. Хотя, признаться, приятно отвлекает.
Сеттинг - тоже типичное японизированное generic fantasy. Отличий в мире слишком мало, чтобы вывести привыкнувших играющих из их зоны комфорта.
Что же касается тактики и РПГ, то здесь есть некоторые отличия от эталона, особенно в кастовании заклинаний и всяческих спецприёмов. На первые нужна разноцветная мана, которой в начале сражения у вас нет — и магу требуется потратить часть хода, фокусируясь на окружающей среде, чтобы хоть немного её заполучить. Причём цвет полученной энергии зависит от того, на какой поверхности стоит кастер. Применение каких-то особых манёвров же требует пролития крови — своей собственной, но часто у немагических членов команды другого-то варианта и нет.
В остальном это тактика с небольшим полем боя и довольно глупыми противниками, которые стоят как истуканы, пока вы не окажетесь у них в зоне досягаемости. Конечно, с играми на условной стратегической карте такое ещё может пройти, но тут, когда «баталии» случаются в тёмном закоулке или на лесной опушке, это выглядит совсем нереалистично.
Кривая сложности, которая в тактических играх должна быть на высоте, довольно странная и растёт только себе известным способом. Есть и совершенно дурацкие провалы — например, три сражения, идущих подряд, одно из которых явно не прошло должный playtesting и просто не по меркам текущему вождю партии. И возможность записать игру только одна — перед началом всей этой заварухи.
Музыкальное сопровождение не вызывает отрицательных эмоций, но большая часть из более чем двадцати пяти треков опять же слишком серы и унылы, годятся в качестве подложки, дабы мы не заостряли внимание на собственных мышекликах. Тема драматическая, тема героическая батальная, тема ироническая бытовая и так далее. Композитор не бесталанен, но это всё чисто производный материал. К тому же они все очень короткие. Хотя в начальной заставке неизвестный ВИА заливается соловьём.
Управление более плавное, чем, скажем, в порте Langrisser, — но всё равно чувствуется небольшая дискретность, топорность, которая иногда действует на нервы. Интерфейс вызывается правой кнопкой мыши, а команды отдаются левой. В принципе, можно было обойтись и без этого, прикрутив его к нижней части экрана, как это делают нормальные люди. Да, крайне полезная клавиша — это Shift, позволяющая промотать вереницы диалогов.
Что можно сказать в итоге? Для нас стала доступна представительница из редкого в наших краях сословия. Это плюс. Она не слишком выдающаяся, чтобы слагать ей оды. Это минус. Результат станет интересен разве любителям этого подвида JRPG, хотя они-то наверняка уже знакомы и с более удачными экземплярами. И для кого старались переводчики?
• Приятный для глаза мультяшный антураж. Отличная озвучка. (Почему-то долго смеялся, глядя как Adi и Vanity откапывают выход из подземелья. Это ж надо так забавно всё нарисовать!)
• Пошаговая тактическая система на мой взгляд вообще одна из лучших в своём жанре. Без ненужных наворотов, выносящих моск, но и далеко не тривиальная. С разноцветной манной кашей, с лояльными противниками «пока не тронешь, не вредничают», … и ещё с кучей всяких нюансиков.
• Не жадная до experience система прокачки. Всегда можно докачать отстающих, просто выкрикивая в пустоту заклинания.
•• Безусловно, ложкой дёгтя в игре является крайне редкая возможность сохраняться. Но надо отметить довольно стабильную работу программы. Не скрою, вылеты были, но это единичные случаи за всю игру. И, похоже, желательно после каждого сохранения закрывать/запускать игру. (Игралось на Win'7x32 в оконном режиме).
• Поймал себя на мысли, что огорчился, когда пошли финальные титры. Жалко расставаться с этим сказочным мирком…