Экшен-мен (рус. пир. "Человек действия") - это серия британских игрушек класса "экшен-фигурки", созданная ещё в 1966 году, вокруг которой с середины 1990-х - для более успешного (и более агрессивного) продвижения на рынке - был создан целый, выражаясь современным языком, "сеттинг" (с сюжетом, пусть и крайне примитивным, и с постоянными персонажами), а также множество всевозможной "сопутствующей продукции" (хотя обычно в этой роли выступают как раз фигурки): от футболок и небольших кукол, прилагавшихся к фастфуду, до комиксов, двух мультсериалов (рисованного и компьютерного) и электронных игр. На рубеже тысячелетий не только на Западе, но и в СНГ были посредством рекламы предприняты настоящие кампании по популяризации "героя" - впрочем, едва ли закончившиеся удачно. Если описать вышеупомянутый сюжет предельно кратко, то сводится он к следующему: есть очень плохой дядя по имени Доктор Икс (причём он вовсе не яйцелоголовый заморыш, а огромный бородатый мужик с "ирокезом" через выбритую голову, в боях потерявший левые руку и глаз, заменённые кибернетическими протезами), который совместно со своими приспешниками изо дня в день придумывает планы по захвату мира и пытается претворить их в жизнь, - а Экшен-мен со товарищи ему, соответственно, с переменным (но в итоге всё-таки неизменным) успехом мешают, причём практически всегда с обильным использованием различной (псевдо)военной техники, действующей во всех трёх средах. Серьёзно - это всё. Такие "драмы", по-видимому, детям предлагается разыгрывать в своём воображении (а родителям, в свою очередь, расставаться с некоторым количеством наличности - чтобы, выражаясь словами Джима Саликрапа, создателя трансформеров, "ожило волшебство"); такова в общих чертах завязка каждой мультипликационной серии; и смысл любой виртуальной забавы про "супергероя для малышей" тоже сводится именно к этому.
Action Man 2: Destruction X - далеко не первая электронная игра про обсуждаемого героя (что понятно хотя бы из порядкового номера в заголовке, - правда, как ни странно, она и не вторая), но - по крайней мере в PC-варианте (портирована она туда с консоли PS1) - едва ли не самая редкая и труднодоступная, а вплоть до апреля 2017 года ещё и наотрез отказывавшаяся работать на современных операционных системах, но, правда, ныне к этому уже принуждённая. Собственно, эти два обстоятельства - едва ли не единственные "интересности", которые здесь можно найти. Так, сюжет был (да-да) описан выше: Доктор Икс снова задумал злое дело. Если нужна конкретика - то пожалуйста, всё предельно банально: изверг похитил самых известных учёных, дабы заставить их работать на себя. Понятное дело, что наш герой не может остаться в стороне, когда рядом происходит акт незаконного лишения свободы светил мировой науки, - вот только, похоже, сам процесс их спасения визуально в игре толком и не представлен...
Начинается, впрочем, всё как будто даже здорово: управляя Экшен-меном с видом от третьего лица (и в полном 3D - но в условиях настолько сильно ограниченной в своих размерах арены, что становится смешно и печально одновременно), нам предстоит сражаться с огромным тираннозавром (!), которого злодей Икс поработил с помощью неких "датчиков ментального контроля". Причём доисторическую тварь в принципе нельзя убить (игра ведь детская) - требуется стрелять в навешанные на неё железки, заодно избегая физического контакта с любой частью тела животного (если это произойдёт - протагонист потеряет некоторое количество жизненной энергии, но никакой крови, ранений или прочего не покажут). Успешно освободив короля хищников позднего Мела от унизительного рабства, мы неожиданно переходим к... совершенно мирным "весёлым" аркадным гонкам с видом сверху - причём настолько простым, что своих соперников, несмотря на наличие последних, можем даже и не увидеть. Далее (хотя только что упомянутые заезды ещё будут повторяться) последует "основное действо": прохождение миссий "за рулём" (или иным средством управления) того или иного транспорта, чаще всего легкового автомобиля, но порой и футуристического танка, пожарной и полицейской машины, мотоцикла или катера; перспектива обзора происходящего - в "высокой" изометрии (если можно так выразиться), но с неким намёком на 3D. Некоторые средства передвижения оснащены невидимым оружием с бесконечным боезапасом - в частности, на легковой машине где-то таятся пулемёт и ракетница, а танк стреляет самыми настоящими ядрами (!). Миссии, разворачивающиеся в нескольких городах и в различных ландшафтах и условиях (в частности, есть "зимний" и "ночной" этапы) и порой перемежающиеся малоинформативными "сюжетными" диалогами, сводятся (по сути) к поиску и уничтожению (демонстрируемому в виде взрывов) враждебных автомобилей (или танков, или чего-то подобного), - причём, поскольку целевая аудитория детская, всё это реализовано не только без детализации насилия, но и с максимальной "заботой" о комфорте юного игрока: компас услужливо подсказывает верное направление движения, а "гангстерские" фургоны или разноцветные танки супостатов (например - есть у них и другая техника), и так легко заметные среди окружающей обстановки, выделяются особыми знаками.
В ряде случаев (когда находим "контрольную точку") мы получаем шанс несколько разнообразить рутину - и слегка послужить обществу, выполняя весьма своеобразные задания, основанные на механике "виртуальных тиров" от первого лица, но при этом абсолютно бескровные (возможно, кстати, что не всегда обязательно за них браться). Так, после обнаружения упомянутой выше пожарной машины можно поучаствовать в деле спасения горящего здания: с помощью огромного шланга с потенциально бесконечным, но всё-таки ограниченным на каждый "присест" количеством воды необходимо тушить (предварительно метко "настроив" направление струи) ярко выраженные очаги возгорания; периодически появляются новые подобные, кроме того - не каждый из них можно "подавить" за один раз, а за время ожидания наполнения ствола живительной влагой постройке продолжает наноситься урон; но в целом, разумеется, ничего сложного. Пример другой забавы (к чести игры стоит сказать, что это, наверное, самый оригинальный вариант "тира" в истории) - "уничтожать" (в кавычках) пытающихся сбежать из тюрьмы преступников путём направленного воздействия пучка электрического света из полицейского прожектора. То есть на отливах фасада один за другим возникают зеки, которые какое-то время снуют по ним туда-сюда, а затем начинают разматывать верёвки, чтобы спуститься на землю; наша задача - навести и сфокусировать на них луч, после чего бандит придёт в ужас и попросту растворится в воздухе. Если же ему удаётся достигнуть земной поверхности, то он начинает бежать к находящимся поблизости полицейским - и в течение какого-то времени в этот момент ещё может быть нами "пришиблен". Ну и так далее: скажем, однажды представится (уже вновь с видом сверху) возможность ловить "нехороших" водителей с помощью тросов с крюками, испускаемых прямо из абстрактного чрева полицейской машины... Большая часть вышеописанного относится к так называемому "story mode", тогда как есть ещё "arcade", предполагающий не последовательное прохождение, а свободную игру.
"Маньякам на заметку": здесь вам, любезные, не какая-нибудь GTA - так что устроить во время городских вояжей кровавую вакханалию даже не надейтесь: не выйдет. Да, на улицах есть мирные машинки и пешеходы; первые даже можно уничтожать путём расстрела, заканчивающегося взрывом, - вот только приведёт это к сильному сокращению вашего счёта по очкам (тогда как уничтожение врагов - к прямо противоположному результату, к которому и стоит стремиться), ну а делать что-то со вторыми лучше и не пробовать, ибо это просто бессмысленно: людей, по-видимому, нельзя ни застрелить, ни задавить. И, наверное, это совершенно правильно. Но если вдруг - "на безрыбье" - вам нужно хотя бы какое-то утешение для жаждущей имитации противоправных действий души, то не отчаивайтесь: разрешается сносить пожарные гидранты, ящики, фонарные столбы и прочие подобные объекты инфраструктуры, причём за это вроде бы даже никак не наказывают. И то хлеб, правда ведь?
Графику можно охарактеризовать как "относительно слабую", хотя в целом всё смотрится довольно-таки пристойно, тем более для детской и, вероятно, бюджетной аркады. Вместе с тем за кое-какие эффекты - ту же вздымающуюся из-под колёс дорожную пыль, например, - Action Man 2: Destruction X можно, пожалуй, даже похвалить. В общем, ничего особо сложного, оригинального или интересного здесь найти не удастся, но если не придираться, заодно забыв о рекламной подоплёке и вспомнив про коллекционную ценность, - то вполне допустимо поставить "троечку с большим плюсом".
P.S. Куда более распространённая приставочная версия этой игры в начале 2000-х годов переводилась пиратами на русский язык. Надпись на экранах загрузок перевели как "Скачиваю миссию", а имя главного героя - как "Ахтунгмен" (!!!). No comments, как говорят в логове вероятного противника.
Action Man 2: Destruction X - далеко не первая электронная игра про обсуждаемого героя (что понятно хотя бы из порядкового номера в заголовке, - правда, как ни странно, она и не вторая), но - по крайней мере в PC-варианте (портирована она туда с консоли PS1) - едва ли не самая редкая и труднодоступная, а вплоть до апреля 2017 года ещё и наотрез отказывавшаяся работать на современных операционных системах, но, правда, ныне к этому уже принуждённая. Собственно, эти два обстоятельства - едва ли не единственные "интересности", которые здесь можно найти. Так, сюжет был (да-да) описан выше: Доктор Икс снова задумал злое дело. Если нужна конкретика - то пожалуйста, всё предельно банально: изверг похитил самых известных учёных, дабы заставить их работать на себя. Понятное дело, что наш герой не может остаться в стороне, когда рядом происходит акт незаконного лишения свободы светил мировой науки, - вот только, похоже, сам процесс их спасения визуально в игре толком и не представлен...
Начинается, впрочем, всё как будто даже здорово: управляя Экшен-меном с видом от третьего лица (и в полном 3D - но в условиях настолько сильно ограниченной в своих размерах арены, что становится смешно и печально одновременно), нам предстоит сражаться с огромным тираннозавром (!), которого злодей Икс поработил с помощью неких "датчиков ментального контроля". Причём доисторическую тварь в принципе нельзя убить (игра ведь детская) - требуется стрелять в навешанные на неё железки, заодно избегая физического контакта с любой частью тела животного (если это произойдёт - протагонист потеряет некоторое количество жизненной энергии, но никакой крови, ранений или прочего не покажут). Успешно освободив короля хищников позднего Мела от унизительного рабства, мы неожиданно переходим к... совершенно мирным "весёлым" аркадным гонкам с видом сверху - причём настолько простым, что своих соперников, несмотря на наличие последних, можем даже и не увидеть. Далее (хотя только что упомянутые заезды ещё будут повторяться) последует "основное действо": прохождение миссий "за рулём" (или иным средством управления) того или иного транспорта, чаще всего легкового автомобиля, но порой и футуристического танка, пожарной и полицейской машины, мотоцикла или катера; перспектива обзора происходящего - в "высокой" изометрии (если можно так выразиться), но с неким намёком на 3D. Некоторые средства передвижения оснащены невидимым оружием с бесконечным боезапасом - в частности, на легковой машине где-то таятся пулемёт и ракетница, а танк стреляет самыми настоящими ядрами (!). Миссии, разворачивающиеся в нескольких городах и в различных ландшафтах и условиях (в частности, есть "зимний" и "ночной" этапы) и порой перемежающиеся малоинформативными "сюжетными" диалогами, сводятся (по сути) к поиску и уничтожению (демонстрируемому в виде взрывов) враждебных автомобилей (или танков, или чего-то подобного), - причём, поскольку целевая аудитория детская, всё это реализовано не только без детализации насилия, но и с максимальной "заботой" о комфорте юного игрока: компас услужливо подсказывает верное направление движения, а "гангстерские" фургоны или разноцветные танки супостатов (например - есть у них и другая техника), и так легко заметные среди окружающей обстановки, выделяются особыми знаками.
В ряде случаев (когда находим "контрольную точку") мы получаем шанс несколько разнообразить рутину - и слегка послужить обществу, выполняя весьма своеобразные задания, основанные на механике "виртуальных тиров" от первого лица, но при этом абсолютно бескровные (возможно, кстати, что не всегда обязательно за них браться). Так, после обнаружения упомянутой выше пожарной машины можно поучаствовать в деле спасения горящего здания: с помощью огромного шланга с потенциально бесконечным, но всё-таки ограниченным на каждый "присест" количеством воды необходимо тушить (предварительно метко "настроив" направление струи) ярко выраженные очаги возгорания; периодически появляются новые подобные, кроме того - не каждый из них можно "подавить" за один раз, а за время ожидания наполнения ствола живительной влагой постройке продолжает наноситься урон; но в целом, разумеется, ничего сложного. Пример другой забавы (к чести игры стоит сказать, что это, наверное, самый оригинальный вариант "тира" в истории) - "уничтожать" (в кавычках) пытающихся сбежать из тюрьмы преступников путём направленного воздействия пучка электрического света из полицейского прожектора. То есть на отливах фасада один за другим возникают зеки, которые какое-то время снуют по ним туда-сюда, а затем начинают разматывать верёвки, чтобы спуститься на землю; наша задача - навести и сфокусировать на них луч, после чего бандит придёт в ужас и попросту растворится в воздухе. Если же ему удаётся достигнуть земной поверхности, то он начинает бежать к находящимся поблизости полицейским - и в течение какого-то времени в этот момент ещё может быть нами "пришиблен". Ну и так далее: скажем, однажды представится (уже вновь с видом сверху) возможность ловить "нехороших" водителей с помощью тросов с крюками, испускаемых прямо из абстрактного чрева полицейской машины... Большая часть вышеописанного относится к так называемому "story mode", тогда как есть ещё "arcade", предполагающий не последовательное прохождение, а свободную игру.
"Маньякам на заметку": здесь вам, любезные, не какая-нибудь GTA - так что устроить во время городских вояжей кровавую вакханалию даже не надейтесь: не выйдет. Да, на улицах есть мирные машинки и пешеходы; первые даже можно уничтожать путём расстрела, заканчивающегося взрывом, - вот только приведёт это к сильному сокращению вашего счёта по очкам (тогда как уничтожение врагов - к прямо противоположному результату, к которому и стоит стремиться), ну а делать что-то со вторыми лучше и не пробовать, ибо это просто бессмысленно: людей, по-видимому, нельзя ни застрелить, ни задавить. И, наверное, это совершенно правильно. Но если вдруг - "на безрыбье" - вам нужно хотя бы какое-то утешение для жаждущей имитации противоправных действий души, то не отчаивайтесь: разрешается сносить пожарные гидранты, ящики, фонарные столбы и прочие подобные объекты инфраструктуры, причём за это вроде бы даже никак не наказывают. И то хлеб, правда ведь?
Графику можно охарактеризовать как "относительно слабую", хотя в целом всё смотрится довольно-таки пристойно, тем более для детской и, вероятно, бюджетной аркады. Вместе с тем за кое-какие эффекты - ту же вздымающуюся из-под колёс дорожную пыль, например, - Action Man 2: Destruction X можно, пожалуй, даже похвалить. В общем, ничего особо сложного, оригинального или интересного здесь найти не удастся, но если не придираться, заодно забыв о рекламной подоплёке и вспомнив про коллекционную ценность, - то вполне допустимо поставить "троечку с большим плюсом".
P.S. Куда более распространённая приставочная версия этой игры в начале 2000-х годов переводилась пиратами на русский язык. Надпись на экранах загрузок перевели как "Скачиваю миссию", а имя главного героя - как "Ахтунгмен" (!!!). No comments, как говорят в логове вероятного противника.
- Аудитория:
Детская - Перспектива:
Вид сверху
Вид от третьего лица
Вид от первого лица
Изометрия - Серия игр:
Рекламные игры - Страна или регион происхождения:
Франция - Элемент жанра:
Мультижанровая
Виртуальный тир - Язык:
English