Практически не известное даже у себя на родине аркадное shareware-творение польской студии The Legend, которое с полной уверенностью можно обозначить как очередную редкость. Сюжет весьма банален и условен: некий селянин Кшись, по-видимому, желает улучшить своё материальное благосостояние - и с этой целью занимается поисками различных сокровищ в наводнённом нечистью замке, в окрестностях этого замка, его подземельях и прочих подобных местах. Стоит сразу же отметить, что, несмотря на простенькую, откровенно "кустарную" графику и общую незамысловатость происходящего, атмосфера "вампирской" восточноевропейской деревни здесь просто бьёт через край.
Игра разделена на уровни, каждый из которых представляет собой единственный экран; ограничения по времени на прохождение нет, но нет также какого-либо счёта по очкам, полезных помогающих бонусов и вообще чуть ли не всего того, что характерно для классических представителей жанра. Даже перезагрузить текущий уровень (вероятно) в большинстве случаев нельзя. Конечная цель каждого из этапов - собрать все видимые сокровища (объекты синего, жёлтого и прочих цветов), добравшись до них (что отнюдь не всегда просто), после чего произойдёт автоматический переход к следующему экрану. Этот процесс осложняется не только препятствиями, пропастями и архитектурными "хитростями", но и весьма ограниченными физическими способностями Кшися: он может лишь перемещаться в двух направлениях, а также карабкаться вверх и вниз по лестницам и их аналогам (например, ветвящимся по стенам плющам), если его пути в таком положении ничто не мешает. Прыгать наш охотник за сокровищами по умолчанию не умеет - но на деле заниматься акробатикой ему всё же придётся. Дело в том, что пройти даже первый экран можно, лишь выяснив для себя уникальную местную особенность: если, находясь на лестнице или вообще какой-либо поверхности, резко двинуться вбок, то какое-то время персонаж будет "идти" по стене, вследствие чего при близком расположении к этой точке другого объекта, по которому можно взбираться и спускаться, появляется шанс, что он сумеет за него зацепиться. Хотя если ваши пальцы не особо ловкие - то с куда более высокой вероятностью всё закончится падением деревенского жителя с большой высоты, что, правда, отнимет совсем немного здоровья, но всё равно неприятно (и помните, что подлечиться тут, судя по всему, не выйдет). Обратите внимание также на то, что любое препятствие, будь то стенной "зуб" или "тупиковый" выступ, для Кшися ни в каком положении (идёт ли он по плоскости либо же перемещается по лестнице) непреодолимо.
У протагониста имеется несколько "жизней" и запас здоровья, привязанный к каждой из них (формально довольно значительный, но на деле толку от него нет). На некоторых уровнях встречаются ловушки в виде острых (и, увы, не всегда хорошо различимых глазом) кольев, вбитых в землю (такое можно наблюдать в самом начале прохождения, хотя встретится оно и позднее), убивающих мгновенно (независимо от состояния здоровья), а также враги - не слишком агрессивные и летающие "вверх-вниз" летучие мыши (впервые появляются на седьмом уровне, затем на девятом; возможно, дальше бестиарий расширится). Но несравненно большей проблемой, нежели только что упомянутые, является возможность невольно загнать самого себя в угол (иногда - в буквальном смысле слова). К примеру, на третьем уровне, который сначала кажется несказанно проще второго, есть риск дважды совершить серьёзную ошибку. И если в первый раз игра ещё позволит её исправить, то во второй - нет (что приведёт к "застреванию"). А, скажем, на пятом и шестом всё будет ещё серьёзнее: буквально одно неверное движение - и вы в тупике, выходом из которого может стать только переигровка. Перезапустить же уровень можно либо в случае гибели Кшися (вероятность последнего даже теоретически существует далеко не всегда), либо с помощью захода в специальную дверь, которая встречается ещё реже. Иногда для успешного прохождения экрана требуется найти ключ от замка, дабы потом применить его на последнем, - и тогда перво-наперво надо постараться просчитать путь к этому предмету; но даже если ключа и не видно - то всё равно крайне рекомендуется сразу же после загрузки уровня не делать ни единого движения, а вначале осмотреться и мысленно попытаться продумать весь будущий путь героя в этой локации, одновременно оценив все возможные "подводные камни", заметить которые при внимательном изучении и после некоторого знакомства с местной архитектурой довольно легко.
О графике косвенно было упомянуто выше; можно лишь повторить, что сделано всё довольно примитивно, без каких бы то ни было эффектов (кроме одной забавной анимации лица главного героя), даже словно бы нарочито убого, - но вместе с тем вскоре на это почему-то перестаёшь обращать внимание. Ввиду редкости и неагрессивности врагов сама игра часто выглядит как мирная забава и вполне могла бы быть названа даже головоломкой, а не аркадой, если бы не необходимость "быстрых проходок по стенам" (впрочем, освоить их всё же реально). Текст (на польском языке) ограничивается буквально несколькими словами, так что понятие языкового барьера отсутствует напрочь. Безусловно, в современных условиях "Приключения Кшися", скорее всего, привлекут внимание разве что собирателей раритетов и диковинок, но вообще эту занятную вещицу можно смело порекомендовать максимально широкой олдгеймерской аудитории.
Игра разделена на уровни, каждый из которых представляет собой единственный экран; ограничения по времени на прохождение нет, но нет также какого-либо счёта по очкам, полезных помогающих бонусов и вообще чуть ли не всего того, что характерно для классических представителей жанра. Даже перезагрузить текущий уровень (вероятно) в большинстве случаев нельзя. Конечная цель каждого из этапов - собрать все видимые сокровища (объекты синего, жёлтого и прочих цветов), добравшись до них (что отнюдь не всегда просто), после чего произойдёт автоматический переход к следующему экрану. Этот процесс осложняется не только препятствиями, пропастями и архитектурными "хитростями", но и весьма ограниченными физическими способностями Кшися: он может лишь перемещаться в двух направлениях, а также карабкаться вверх и вниз по лестницам и их аналогам (например, ветвящимся по стенам плющам), если его пути в таком положении ничто не мешает. Прыгать наш охотник за сокровищами по умолчанию не умеет - но на деле заниматься акробатикой ему всё же придётся. Дело в том, что пройти даже первый экран можно, лишь выяснив для себя уникальную местную особенность: если, находясь на лестнице или вообще какой-либо поверхности, резко двинуться вбок, то какое-то время персонаж будет "идти" по стене, вследствие чего при близком расположении к этой точке другого объекта, по которому можно взбираться и спускаться, появляется шанс, что он сумеет за него зацепиться. Хотя если ваши пальцы не особо ловкие - то с куда более высокой вероятностью всё закончится падением деревенского жителя с большой высоты, что, правда, отнимет совсем немного здоровья, но всё равно неприятно (и помните, что подлечиться тут, судя по всему, не выйдет). Обратите внимание также на то, что любое препятствие, будь то стенной "зуб" или "тупиковый" выступ, для Кшися ни в каком положении (идёт ли он по плоскости либо же перемещается по лестнице) непреодолимо.
У протагониста имеется несколько "жизней" и запас здоровья, привязанный к каждой из них (формально довольно значительный, но на деле толку от него нет). На некоторых уровнях встречаются ловушки в виде острых (и, увы, не всегда хорошо различимых глазом) кольев, вбитых в землю (такое можно наблюдать в самом начале прохождения, хотя встретится оно и позднее), убивающих мгновенно (независимо от состояния здоровья), а также враги - не слишком агрессивные и летающие "вверх-вниз" летучие мыши (впервые появляются на седьмом уровне, затем на девятом; возможно, дальше бестиарий расширится). Но несравненно большей проблемой, нежели только что упомянутые, является возможность невольно загнать самого себя в угол (иногда - в буквальном смысле слова). К примеру, на третьем уровне, который сначала кажется несказанно проще второго, есть риск дважды совершить серьёзную ошибку. И если в первый раз игра ещё позволит её исправить, то во второй - нет (что приведёт к "застреванию"). А, скажем, на пятом и шестом всё будет ещё серьёзнее: буквально одно неверное движение - и вы в тупике, выходом из которого может стать только переигровка. Перезапустить же уровень можно либо в случае гибели Кшися (вероятность последнего даже теоретически существует далеко не всегда), либо с помощью захода в специальную дверь, которая встречается ещё реже. Иногда для успешного прохождения экрана требуется найти ключ от замка, дабы потом применить его на последнем, - и тогда перво-наперво надо постараться просчитать путь к этому предмету; но даже если ключа и не видно - то всё равно крайне рекомендуется сразу же после загрузки уровня не делать ни единого движения, а вначале осмотреться и мысленно попытаться продумать весь будущий путь героя в этой локации, одновременно оценив все возможные "подводные камни", заметить которые при внимательном изучении и после некоторого знакомства с местной архитектурой довольно легко.
О графике косвенно было упомянуто выше; можно лишь повторить, что сделано всё довольно примитивно, без каких бы то ни было эффектов (кроме одной забавной анимации лица главного героя), даже словно бы нарочито убого, - но вместе с тем вскоре на это почему-то перестаёшь обращать внимание. Ввиду редкости и неагрессивности врагов сама игра часто выглядит как мирная забава и вполне могла бы быть названа даже головоломкой, а не аркадой, если бы не необходимость "быстрых проходок по стенам" (впрочем, освоить их всё же реально). Текст (на польском языке) ограничивается буквально несколькими словами, так что понятие языкового барьера отсутствует напрочь. Безусловно, в современных условиях "Приключения Кшися", скорее всего, привлекут внимание разве что собирателей раритетов и диковинок, но вообще эту занятную вещицу можно смело порекомендовать максимально широкой олдгеймерской аудитории.
Всего здесь 31 уровень. Можно запустить любой с помощью манипуляций с файлами из папки levels. Удаляем четыре файла первого уровня (какие, ясно из названий), переименовываем четыре файлы другого уровня в названия, которые были и удалённых, после чего он запускается в начале игры без каких-либо ошибок.
P.S.: было бы неплохо добавить в игре возможность начать уровень заново. С потерей жизни, разумеется. Думаю, у умельцев это не вызвало бы затруднений.