Практически забытый, а то и просто оставшийся неизвестным и превратившийся в курьёзную редкость и коллекционную ценность шедевр японского пионера компьютерных развлечений Харухико Соно. «L-Zone» – даже не совсем игра: на её диске не зря красовалось обозначение «интерактивный театр», – а скорее экспериментальный проект по наполнению художественным содержимым носителя CD-ROM. Иными словами, яркий представитель той эпохи, когда игровые жанры и их каноны не были ещё изваяны в нерушимой бронзе под пристальным контролем маркетинговых и юридических отделов крупных корпораций и индивидуальные авторы могли позволить себе воплощать при помощи новых программных средств свои самые необычные фантазии.
«L-Zone» был второй работой мастера, вышедшей всего спустя год после «Alice», но на этот раз уже полностью самостоятельной. Если в дебютном проекте замысел основного создателя был ограничен наличием двух соавторов с собственными яркими индивидуальностями, – особенно спорно выглядел в этом отношении весьма своеобразный стиль живописи Куниёси Канеко, – то теперь ничто не могло помешать свободе творчества Харухико Соно. Появившись в Японии в 1992 году на платформах Windows 3.1 и Macintosh, игра снискала внимание критиков, получила престижные премии и даже сформировала вокруг себя не очень широкий, но весьма преданный круг поклонников, а через год была переведена на английский язык и издана в США (даже опередив в этом отношении необычные приключения Алисы).
Если другой выдающийся японский гуру раннего периода развития компьютерных игр, Осаму Сато, достигал сногсшибательного эффекта невероятными сказочными и сюрреалистическими существами, то Харухико Соно очевидно тяготел к миру техники и к стилистике научной фантастики. В «L-Zone» мы оказываемся в гордом одиночестве в неком заброшенном исследовательском центре или промышленном комплексе – «Городе под куполом», – наполненном самыми различными приборами и устройствами, практически на каждом из которых можно подвигать рычажки и понажимать на разноцветные кнопочки – иногда даже с некоторыми небесполезными результатами.
Как и во многих играх того времени, реализованных при помощи легендарного Macromedia Director, игровой мир предстаёт перед нами в виде дискретных картинок с видом от первого лица и с возможностью поворота на 90 градусов; интерфейс предельно минимален: курсор никак не видоизменяется, и нужно лишь догадываться, какие точки на экране могут оказаться активными (впрочем, особых сложностей здесь нет – нажатие слева или справа обычно приводит к повороту, а двери или те же кнопки обозначены достаточно ясно). Во второй, обновлённой версии игры, вышедшей в 1994 году, – именно она и является ныне единственной доступной для ознакомления любителям старых проектов, – видимо, по многочисленным просьбам пользователей была добавлена возможность сохранения и загрузки. Таковые опции содержатся в меню «File», которое появляется, если подвести курсор мыши кверху экрана: собственно, «Open...», «Save...» и «Quit...» – вот они и все местные «настройки».
Никакого другого текста в игре тоже нет – как нет и потенциальных собеседников или дорожных указателей. По сути дела, перед нами ранний прототип современного жанра «симулятора ходьбы», – или симулятора любителя техники, потому как внимательно изучать многочисленные приборы с тумблерами, мониторами и лампочками явно будет приятно, прежде всего, тем, кто не наигрался в детстве с машинками или же, как сам Харухико Соно, всегда мечтал беспрепятственно погулять по секретной научной лаборатории какого-нибудь очередного «безумного учёного». Впрочем, нужно признать, что, несмотря на кажущуюся полную свободу действий, игра практически линейна, в отличие от той же «Alice», – за редкими исключениями, из каждой комнаты имеется только один выход, а нажимать на кнопки и двигать рычаги дозволяется лишь в строго определённой последовательности.
Тем не менее любознательным посетителям в «L-Zone» скучно не будет никак: кнопочки разноцветные, издаваемые приборами звуки самые неожиданные, комнаты, при всём своём одинаковом научно-техническом антураже, одна на другую непохожие. Музыка авторства Норикадзу Миуры ожидаемо техно-синтетична и служит скорее дополнением к обильным звуковым эффектам – органичным (если можно так выразиться) продолжением шума и грохота работающих механизмов. Что касается игровых загадок – то назвать местные задания «головоломками» будет явным преувеличением. Всё предельно просто и интуитивно понятно; инвентаря нет и в помине, и, даже когда нам потребуется взять и использовать какой-либо предмет, это происходит полностью автоматически, по простому клику на нужной активной точке.
И всё же все действия или «занятия» – назовём уже «псевдозагадки» «L-Zone» этим специфическим термином, обычно применяемым в описаниях незамысловатых игр, предназначенных для геймеров дошкольного возраста, – вполне интересны и разнообразны. Помимо нажатия кнопок, передвижения рычагов и прокручивания вентилей мы будем и вскрывать особо непослушную дверь паяльной лампой, зачем-то стрелять из ружья или гранатомёта (на выбор!) в местных роботов (да, имеются в Городе-под-куполом и механические обитатели, к счастью, совсем не враждебные), управлять космическим кораблём и надевать водолазный костюм для совершения подводных операций... Конечно, как и следовало ожидать от бессловесного экспериментального проекта с налётом японского сюрреализма, общий смысл всего происходящего нам никто раскрывать не собирается, – хотя кое-какие намёки и подсказки можно встретить в официальном руководстве пользователя. Кроме того, приятно, что ближе к концу «L-Zone» отходит от своей обычной линейности и предоставляет нам выбор двери – и концовки (хотя, по сути дела, «альтернативные» пути вперёд всего лишь переносят нас на самое начало прохождения).
В общем и целом – высший бал. Да, не удивляйтесь: сегодня подобного рода игра может выглядеть и не такой уже оригинальной и увлекательной, особенно с учётом небольшой продолжительности (при желании «пройти» вторую работу Харухико Соно можно за пару десятков минут, вот только удовольствия от изучения местной техники при этом не получить). А для 1992 года – это явный шедевр, открывающий совершенно новые, революционные перспективы всему жанру компьютерных развлечений (сравните хотя бы эту игру с современной ей «Murder Makes Strange Deadfellows», не говоря уже о «The Hound of the Baskervilles» или «Psycho Killer», авторы которых тоже всячески пытались отыскать смысл существования формата CD-ROM!). Перспективы эти, к сожалению, по большей части так и остались нереализованными вплоть до сегодняшнего дня, – но это в упрёк «L-Zone» уже никак не поставишь.
«L-Zone» был второй работой мастера, вышедшей всего спустя год после «Alice», но на этот раз уже полностью самостоятельной. Если в дебютном проекте замысел основного создателя был ограничен наличием двух соавторов с собственными яркими индивидуальностями, – особенно спорно выглядел в этом отношении весьма своеобразный стиль живописи Куниёси Канеко, – то теперь ничто не могло помешать свободе творчества Харухико Соно. Появившись в Японии в 1992 году на платформах Windows 3.1 и Macintosh, игра снискала внимание критиков, получила престижные премии и даже сформировала вокруг себя не очень широкий, но весьма преданный круг поклонников, а через год была переведена на английский язык и издана в США (даже опередив в этом отношении необычные приключения Алисы).
Если другой выдающийся японский гуру раннего периода развития компьютерных игр, Осаму Сато, достигал сногсшибательного эффекта невероятными сказочными и сюрреалистическими существами, то Харухико Соно очевидно тяготел к миру техники и к стилистике научной фантастики. В «L-Zone» мы оказываемся в гордом одиночестве в неком заброшенном исследовательском центре или промышленном комплексе – «Городе под куполом», – наполненном самыми различными приборами и устройствами, практически на каждом из которых можно подвигать рычажки и понажимать на разноцветные кнопочки – иногда даже с некоторыми небесполезными результатами.
Как и во многих играх того времени, реализованных при помощи легендарного Macromedia Director, игровой мир предстаёт перед нами в виде дискретных картинок с видом от первого лица и с возможностью поворота на 90 градусов; интерфейс предельно минимален: курсор никак не видоизменяется, и нужно лишь догадываться, какие точки на экране могут оказаться активными (впрочем, особых сложностей здесь нет – нажатие слева или справа обычно приводит к повороту, а двери или те же кнопки обозначены достаточно ясно). Во второй, обновлённой версии игры, вышедшей в 1994 году, – именно она и является ныне единственной доступной для ознакомления любителям старых проектов, – видимо, по многочисленным просьбам пользователей была добавлена возможность сохранения и загрузки. Таковые опции содержатся в меню «File», которое появляется, если подвести курсор мыши кверху экрана: собственно, «Open...», «Save...» и «Quit...» – вот они и все местные «настройки».
Никакого другого текста в игре тоже нет – как нет и потенциальных собеседников или дорожных указателей. По сути дела, перед нами ранний прототип современного жанра «симулятора ходьбы», – или симулятора любителя техники, потому как внимательно изучать многочисленные приборы с тумблерами, мониторами и лампочками явно будет приятно, прежде всего, тем, кто не наигрался в детстве с машинками или же, как сам Харухико Соно, всегда мечтал беспрепятственно погулять по секретной научной лаборатории какого-нибудь очередного «безумного учёного». Впрочем, нужно признать, что, несмотря на кажущуюся полную свободу действий, игра практически линейна, в отличие от той же «Alice», – за редкими исключениями, из каждой комнаты имеется только один выход, а нажимать на кнопки и двигать рычаги дозволяется лишь в строго определённой последовательности.
Тем не менее любознательным посетителям в «L-Zone» скучно не будет никак: кнопочки разноцветные, издаваемые приборами звуки самые неожиданные, комнаты, при всём своём одинаковом научно-техническом антураже, одна на другую непохожие. Музыка авторства Норикадзу Миуры ожидаемо техно-синтетична и служит скорее дополнением к обильным звуковым эффектам – органичным (если можно так выразиться) продолжением шума и грохота работающих механизмов. Что касается игровых загадок – то назвать местные задания «головоломками» будет явным преувеличением. Всё предельно просто и интуитивно понятно; инвентаря нет и в помине, и, даже когда нам потребуется взять и использовать какой-либо предмет, это происходит полностью автоматически, по простому клику на нужной активной точке.
И всё же все действия или «занятия» – назовём уже «псевдозагадки» «L-Zone» этим специфическим термином, обычно применяемым в описаниях незамысловатых игр, предназначенных для геймеров дошкольного возраста, – вполне интересны и разнообразны. Помимо нажатия кнопок, передвижения рычагов и прокручивания вентилей мы будем и вскрывать особо непослушную дверь паяльной лампой, зачем-то стрелять из ружья или гранатомёта (на выбор!) в местных роботов (да, имеются в Городе-под-куполом и механические обитатели, к счастью, совсем не враждебные), управлять космическим кораблём и надевать водолазный костюм для совершения подводных операций... Конечно, как и следовало ожидать от бессловесного экспериментального проекта с налётом японского сюрреализма, общий смысл всего происходящего нам никто раскрывать не собирается, – хотя кое-какие намёки и подсказки можно встретить в официальном руководстве пользователя. Кроме того, приятно, что ближе к концу «L-Zone» отходит от своей обычной линейности и предоставляет нам выбор двери – и концовки (хотя, по сути дела, «альтернативные» пути вперёд всего лишь переносят нас на самое начало прохождения).
В общем и целом – высший бал. Да, не удивляйтесь: сегодня подобного рода игра может выглядеть и не такой уже оригинальной и увлекательной, особенно с учётом небольшой продолжительности (при желании «пройти» вторую работу Харухико Соно можно за пару десятков минут, вот только удовольствия от изучения местной техники при этом не получить). А для 1992 года – это явный шедевр, открывающий совершенно новые, революционные перспективы всему жанру компьютерных развлечений (сравните хотя бы эту игру с современной ей «Murder Makes Strange Deadfellows», не говоря уже о «The Hound of the Baskervilles» или «Psycho Killer», авторы которых тоже всячески пытались отыскать смысл существования формата CD-ROM!). Перспективы эти, к сожалению, по большей части так и остались нереализованными вплоть до сегодняшнего дня, – но это в упрёк «L-Zone» уже никак не поставишь.
- Атмосфера:
Сюрреализм - Игровой движок:
Macromedia Director - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Япония - Технические детали:
ScummVM - Язык:
English