Приятная и удобная программа для тренировок в корейские шахматы – чанги. Разработал её в 1991 году программист из Республики Корея – некто Хак Чжон Ли из г. Тэчжон.
Многие разновидности экзотических национальных шахмат (сянци, сёги, макрук и др.), популярные в странах Азии, были реализованы на компьютере уже в эпоху DOS в конце 1980-х или в начале 1990-х годов, причём играть в них можно было любому, кто хоть немного знаком с английским. С корейскими шахматами – чанги – всё обстояло предельно плохо. В основном до нас дошли несколько приложений под ранние версии Windows с полностью корейским интерфейсом без возможности переключения на привычные нам «англицкiя знаки». А из-за недавнего появления огромного рынка устройств на платформе Android потенциал разработчиков чанги-программ, видимо, безвозвратно устремился туда и только туда. Но вот недавно, потеряв всякую надежду из-за неработающих ссылок на скачивание, в бездонном Веб-архиве наконец-то удалось обнаружить сохранённую DOS-программу Jang-Gi!
Корейские шахматы – чанги (ханча – 將棋, хангыль – 장기), несомненно, происходят от китайских – сянци (象棋). Первые упоминания относятся к XVI–XVII векам. Вид и обозначения фигур почти такие же. Доска – аналогичного размера 9х9, но без так называемой «реки» – белой полосы, через которую в сянци некоторые фигуры не могут ходить. Однако правила для корейской разновидности имеют много отличий, из-за которых играть в чанги намного интереснее, чем в китайские шахматы. Начнём с описания фигур. Генерал – аналог обычного короля, может ходить на одну клетку по прочерченным линиям, но не выходит за пределы «дворца». Это такой квадрат 3х3 в центре, примыкающий к краю доски со стороны каждого из игроков. Один генерал обозначен иероглифом «хан» (漢, кит. [хань]), а второй – «чхо» (楚, кит. [чу]). Так, в китайских сянци, а впоследствии и в корейских шахматах навсегда запечатлелась Чу-ханьская война (с 206 до н. э. по 202 до н. э.), после которой Поднебесная на несколько столетий была объединена под властью могущественной династии Хань. Традиционно шахматное «войско» Хань окрашивают в красный цвет, а Чу – в зелёный или синий. Неотступно рядом с генералом всегда находятся два охранника (士) – «са». Они также не могут покидать дворец. Генерал и охранники ходят на одну клетку в направлениях линий, прочерченных внутри дворца-квадрата. В этой связи следует отметить, что в сянци генерал и его свита (тоже два телохранителя) ходят по-разному: он – на одну клетку по вертикали или горизонтали, а телохранители – аналогично, но строго по диагоналям. Так они друг другу постоянно мешают во дворце. Поэтому в сянци поставить спёртый мат генералу теоретически чуть легче, чем в чанги. Фигура колесница (車) – «чха» ходит аналогично классической ладье. Затем идёт слон (象) – «сан». Он передвигается по доске очень интересно. Первая часть хода – обязательно на одну клетку по вертикали или горизонтали, а вторая – на две клетки по диагонали в любую сторону. Далее – конь (馬) – «ма». Его ходы напоминают ходы слона и одновременно похожи на букву «Г» коня классического. Первая часть хода – на одну клетку по вертикали или горизонтали, а вторая – на одну по диагонали в любую сторону. Получается опять же знакомая «Г». Но есть одно серьёзное отличие. Слон и конь не могут перепрыгивать фигуры; альтернативные варианты реализации того же хода (сначала по диагонали, а затем по горизонтали) недопустимы, поэтому запереть эти фигуры достаточно легко: клетки на протяжении всего пути их хода должны быть свободными. В отличие от чанги в сянци слон – вообще самая бесполезная фигура: ходит только на две клетки по диагонали и не может пересекать «реку», поэтому всегда обречён так и «ползать» по своей половине поля. Переходим к экзотике – пушка (包) – «бо». Такой фигуры вы ещё не знали! В китайских сянци она ходит как ладья, а бить может, только перепрыгнув строго через одну фигуру («лафет») любого цвета. От этого боевая единица с такими характеристиками в шахматах становится просто верхом подлости и коварства. Однако в чанги «прыти» у пушки немного поубавили. Она может ходить так же, как и рубит, но только перепрыгивая через лафет любого цвета. Причем одна пушка не может «съесть» другую, а делать первый ход в игре этими фигурами запрещено правилами. Но от этого коварства не уменьшилось - и следить за пушкой в чанги становится ещё сложнее. Ну и, наконец, пешка (красн. – 兵/син. – 卒) – самый простой и скромный участник всех этих шахматных баталий. У красных она называется «бён», у синих – «чоль». Ходит на одну клетку по вертикали только вперёд - либо вбок по горизонтали. По достижении заветной последней горизонтали ни в кого не превращается, а продолжает ходить только вбок. Единственное достижение в карьере пешки – это возможность ходить в пределах вражеского дворца как угодно, но только на одну клетку. В сянци такого нет.
Цель игры - поставить мат генералу противника. В случае патовой ситуации возможен пропуск хода, поэтому пат как таковой в чанги не реализуется. Из сянци правило оппозиции двух генералов сохраняется: нельзя, чтобы они находились на одной вертикали и между ними не было бы ни одной фигуры. Интересная особенность: слона и коня можно менять местами, выставляя фигуры перед партией. Это порождает 16 вариантов расстановки в начале игры.
Традиционно фигуры в чанги выполняются в форме плоских фишек восьмиугольной формы, размер которых зависит от их силы. Иероглифы красных имеют печатное начертание, а синих – те же самые иероглифы, но в варианте весьма неразборчивой скорописи. В данной программе фишки выполнены кружочками разного диаметра. Jang-Gi предлагает удобный интерфейс. Есть РС-speaker'ная озвучка и анимация перемещения фигур. Ходы делаются с помощью указателя, который передвигается стрелочными клавишами. Важная для новичков «фича» – подсветка всех полей, на которые может сходить фигура. Это очень удобно в случае слона и пушки, ходы которых, мягко говоря, поначалу не укладываются в голове. Можно сохранить или загрузить партию. Имеется отображение числа всех срубленных фигур. Игра ведётся с отсчётом времени.
Что же сказать? Программа просто классная для обучения азам гроссмейстерского мастерства в чанги! Этот вид азиатских шахмат популярен как в Южной, так и в Северной Корее. Что интересно, сянци в Китае всегда считались первостепенной игрой для высших слоёв населения и особенно для военачальников. А вот с чанги приключился исторически обидный казус. Дело в том, что в корейские шахматы даже бедняки играли на деньги, – уж слишком азартная игра! Отсюда к чанги закрепилось несколько пренебрежительное отношение. Поэтому корейская знать предпочла куда более скучную логическую игру го непатриотично японского происхождения. Ну а об этом виде настольных состязаний мы скоро обязательно поведаем читателю на других страничках нашего сайта…
Многие разновидности экзотических национальных шахмат (сянци, сёги, макрук и др.), популярные в странах Азии, были реализованы на компьютере уже в эпоху DOS в конце 1980-х или в начале 1990-х годов, причём играть в них можно было любому, кто хоть немного знаком с английским. С корейскими шахматами – чанги – всё обстояло предельно плохо. В основном до нас дошли несколько приложений под ранние версии Windows с полностью корейским интерфейсом без возможности переключения на привычные нам «англицкiя знаки». А из-за недавнего появления огромного рынка устройств на платформе Android потенциал разработчиков чанги-программ, видимо, безвозвратно устремился туда и только туда. Но вот недавно, потеряв всякую надежду из-за неработающих ссылок на скачивание, в бездонном Веб-архиве наконец-то удалось обнаружить сохранённую DOS-программу Jang-Gi!
Корейские шахматы – чанги (ханча – 將棋, хангыль – 장기), несомненно, происходят от китайских – сянци (象棋). Первые упоминания относятся к XVI–XVII векам. Вид и обозначения фигур почти такие же. Доска – аналогичного размера 9х9, но без так называемой «реки» – белой полосы, через которую в сянци некоторые фигуры не могут ходить. Однако правила для корейской разновидности имеют много отличий, из-за которых играть в чанги намного интереснее, чем в китайские шахматы. Начнём с описания фигур. Генерал – аналог обычного короля, может ходить на одну клетку по прочерченным линиям, но не выходит за пределы «дворца». Это такой квадрат 3х3 в центре, примыкающий к краю доски со стороны каждого из игроков. Один генерал обозначен иероглифом «хан» (漢, кит. [хань]), а второй – «чхо» (楚, кит. [чу]). Так, в китайских сянци, а впоследствии и в корейских шахматах навсегда запечатлелась Чу-ханьская война (с 206 до н. э. по 202 до н. э.), после которой Поднебесная на несколько столетий была объединена под властью могущественной династии Хань. Традиционно шахматное «войско» Хань окрашивают в красный цвет, а Чу – в зелёный или синий. Неотступно рядом с генералом всегда находятся два охранника (士) – «са». Они также не могут покидать дворец. Генерал и охранники ходят на одну клетку в направлениях линий, прочерченных внутри дворца-квадрата. В этой связи следует отметить, что в сянци генерал и его свита (тоже два телохранителя) ходят по-разному: он – на одну клетку по вертикали или горизонтали, а телохранители – аналогично, но строго по диагоналям. Так они друг другу постоянно мешают во дворце. Поэтому в сянци поставить спёртый мат генералу теоретически чуть легче, чем в чанги. Фигура колесница (車) – «чха» ходит аналогично классической ладье. Затем идёт слон (象) – «сан». Он передвигается по доске очень интересно. Первая часть хода – обязательно на одну клетку по вертикали или горизонтали, а вторая – на две клетки по диагонали в любую сторону. Далее – конь (馬) – «ма». Его ходы напоминают ходы слона и одновременно похожи на букву «Г» коня классического. Первая часть хода – на одну клетку по вертикали или горизонтали, а вторая – на одну по диагонали в любую сторону. Получается опять же знакомая «Г». Но есть одно серьёзное отличие. Слон и конь не могут перепрыгивать фигуры; альтернативные варианты реализации того же хода (сначала по диагонали, а затем по горизонтали) недопустимы, поэтому запереть эти фигуры достаточно легко: клетки на протяжении всего пути их хода должны быть свободными. В отличие от чанги в сянци слон – вообще самая бесполезная фигура: ходит только на две клетки по диагонали и не может пересекать «реку», поэтому всегда обречён так и «ползать» по своей половине поля. Переходим к экзотике – пушка (包) – «бо». Такой фигуры вы ещё не знали! В китайских сянци она ходит как ладья, а бить может, только перепрыгнув строго через одну фигуру («лафет») любого цвета. От этого боевая единица с такими характеристиками в шахматах становится просто верхом подлости и коварства. Однако в чанги «прыти» у пушки немного поубавили. Она может ходить так же, как и рубит, но только перепрыгивая через лафет любого цвета. Причем одна пушка не может «съесть» другую, а делать первый ход в игре этими фигурами запрещено правилами. Но от этого коварства не уменьшилось - и следить за пушкой в чанги становится ещё сложнее. Ну и, наконец, пешка (красн. – 兵/син. – 卒) – самый простой и скромный участник всех этих шахматных баталий. У красных она называется «бён», у синих – «чоль». Ходит на одну клетку по вертикали только вперёд - либо вбок по горизонтали. По достижении заветной последней горизонтали ни в кого не превращается, а продолжает ходить только вбок. Единственное достижение в карьере пешки – это возможность ходить в пределах вражеского дворца как угодно, но только на одну клетку. В сянци такого нет.
Цель игры - поставить мат генералу противника. В случае патовой ситуации возможен пропуск хода, поэтому пат как таковой в чанги не реализуется. Из сянци правило оппозиции двух генералов сохраняется: нельзя, чтобы они находились на одной вертикали и между ними не было бы ни одной фигуры. Интересная особенность: слона и коня можно менять местами, выставляя фигуры перед партией. Это порождает 16 вариантов расстановки в начале игры.
Традиционно фигуры в чанги выполняются в форме плоских фишек восьмиугольной формы, размер которых зависит от их силы. Иероглифы красных имеют печатное начертание, а синих – те же самые иероглифы, но в варианте весьма неразборчивой скорописи. В данной программе фишки выполнены кружочками разного диаметра. Jang-Gi предлагает удобный интерфейс. Есть РС-speaker'ная озвучка и анимация перемещения фигур. Ходы делаются с помощью указателя, который передвигается стрелочными клавишами. Важная для новичков «фича» – подсветка всех полей, на которые может сходить фигура. Это очень удобно в случае слона и пушки, ходы которых, мягко говоря, поначалу не укладываются в голове. Можно сохранить или загрузить партию. Имеется отображение числа всех срубленных фигур. Игра ведётся с отсчётом времени.
Что же сказать? Программа просто классная для обучения азам гроссмейстерского мастерства в чанги! Этот вид азиатских шахмат популярен как в Южной, так и в Северной Корее. Что интересно, сянци в Китае всегда считались первостепенной игрой для высших слоёв населения и особенно для военачальников. А вот с чанги приключился исторически обидный казус. Дело в том, что в корейские шахматы даже бедняки играли на деньги, – уж слишком азартная игра! Отсюда к чанги закрепилось несколько пренебрежительное отношение. Поэтому корейская знать предпочла куда более скучную логическую игру го непатриотично японского происхождения. Ну а об этом виде настольных состязаний мы скоро обязательно поведаем читателю на других страничках нашего сайта…
- Происхождение:
Настольные игры - Страна или регион происхождения:
Южная Корея - Элемент жанра:
Шахматы - Язык:
English