Pompei AD79

Pompei A.D. LXXIX
Pompei AD79
Жанр: Quest
Разработчик: Antinomia
Издатель: Finson
Год выхода: 1996
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 2
  • 1
  • 13
Итальянская компания Antinomia известна ещё менее, чем Colors Arti Multimediali или DedaloMedia, – причём не только у нас, но и у себя на родине. И это как раз неудивительно: судя по всему, единственная её работа, выпущенная в свет миланским издательством Finson (правда, сразу в двух видах: на дискетах и, чуть позднее, на CD-ROM), – почти что индивидуальный проект 25-летнего на то время Микеле Бочча из Неаполя (в работе ему помогали ещё трое коллег: программист, художник и аниматор, он же композитор). По основному роду деятельности Микеле занимался и занимается юриспруденцией (между прочим, будучи специалистом по авторскому праву в области Multimedia), и к созданию игр более не обращался – вплоть до 2015 года, когда выпустил на мобильной платформе iOS ремейк со значительно улучшенной графикой, новыми сценами, загадками и персонажами, и даже с переводом на английский язык, – «Pompeii: mala tempora currunt». Любопытно, но автор признался, что решил вернуться к делу юности... «погуглив» название своей старой игры – и с удивлением обнаружив, что среди олдгеймеров её до сих пор ещё помнят и даже любят! Так что есть от нашего с вами не самого респектабельного хобби и такая вот неожиданная польза.

Но вернёмся в 1996 год, – а точнее, даже в 79-й от Рождества Христова, то есть к «Pompei AD79». Как нетрудно догадаться, нам предстоит посетить знаменитый древнеримский город накануне его гибели, – и пессимизм ситуации ещё более подчёркивается эпиграфом к руководству пользователя, взятым автором из Лукреция Кара: «...коротко наслажденье людишек: // Было – и нету его, и никак не вернуть его снова» (встретится нам это изречение и в самой игре – разумеется, на кладбище). Предыстория, выспренно-литературному изложению которой посвящено несколько страниц упомянутого выше руководства, гласит, что в то время, как Римская империя вступала уже в период своей наивысшей славы и процветания, дошли до столицы слухи о неких страшных и загадочных злодействах и даже мятежах, совершающихся и готовящихся не то в самих Помпеях, не то где-то в их окрестностях. Причём отправленный для изучения вопроса «спецагент» по имени Лентул сам был убит при невыясненных обстоятельствах, – и теперь император посылает на место преступления некоего Анния, своего конфидента и близкого приятеля покойного, от лица которого – разрывающегося между желанием поскорее отомстить за смерть товарища и стремлением терпеливо распутать весь клубок местных интриг – нам и предстоит действовать. Кстати говоря, прототип нашего протагониста – реальное историческое лицо: Марк Анний Вер (ок. 50 – ок. 138 г. н. э.) был другом и свойственником императора Адриана, а по совместительству и родным дедушкой небезызвестного Марка Аврелия.

По внешнему виду игра представляет собой классическую адвенчуру «золотого века» в истории жанра point-and-click – от третьего лица, с яркой и красочной, пусть и далеко не самой передовой для своего времени, VGA-графикой 320×200 на весь экран, не считая узкой строки для текстовых сообщений внизу; фоновые картинки достаточно чёткие и не позволяют усомниться в заявленной автором исторической достоверности реконструкции Помпей. Относительно многих действующих лиц утверждается примерно то же самое, – однако выглядят они несколько хуже памятников архитектуры, как и шрифт, не всегда достаточно удобочитаемый в силу мелковатого разрешения. Лишь одна из первых же встречных неожиданно радует нас крупным планом из настоящей «ожившей» помпейской фрески, – к сожалению, за исключением ещё пары статичных сцен, этот приятный подход более нигде не повторяется. Музыкальное оформление вполне приемлемо, хотя и никоим образом не соответствует изображаемой эпохе, а звуковые эффекты так и подавно радуют – поскольку изюминкой CD-версии, по сравнению с изданием на четырёх дискетах, является полная озвучка всех персонажей, выполненная очень даже недурно (но, разумеется, исключительно на итальянском, – в других языковых версиях «Pompei AD79» не выходила; увы, латыни, за исключением нескольких фраз, тоже не будет). Единственное, что огорчает, – не самая качественная работа по синхронизации голоса и (опционально отключаемых) субтитров: последние частенько остаются на экране ещё некоторое время после окончания звучания реплик – и ускорить этот процесс почему-то никак нельзя.

Интерфейс здесь также вполне привычен для середины 1990-х – уже не парсер и не «список глаголов», но ещё и не «умный курсор». Управление осуществляется мышкой: нажатие левой кнопки на любой точке экрана означает перемещение персонажа (скорость которого можно регулировать на экране настроек в пределах от 0 до 50); совершение какого бы то ни было действия предполагает нажатие правой кнопки, открывающей весьма небольшое, но насыщенное содержанием окно с иконками-командами: осмотреть, взять, использовать, говорить, толкать, тянуть, открыть и закрыть. Не пугайтесь – некоторые из этих глаголов применять совсем даже и не потребуется; однако обратите внимание, что при выборе желаемого действия курсор свою форму не меняет – наши намерения подтверждает лишь текстовая строка внизу, – а окошко интерфейсной панели остаётся открытым, так что для полного обзора локации его может понадобиться специально закрыть повторным нажатием правой кнопки мыши, что не очень удобно.

Присутствует в окне действий и ещё более миниатюрное поле инвентаря всего на одно посадочное место – но со стрелками для пролистывания (к счастью, объём вещмешка у нас неограниченный), – а также и вызов упоминавшегося уже экрана настроек. Последние позволяют сохранить и загрузить игру, включить или выключить субтитры, речь, музыку и звуковые эффекты, а также отрегулировать громкость и скорость передвижения героя и исчезновения субтитров (последние – только в сторону замедления). Отдельного примечания заслуживает третий пункт слева: он отвечает за появление на каждом посещаемом нами экране краткого описания локации, временами даже с небольшой исторической справкой (в игре его всегда можно убрать любой кнопкой, но после первого раза такого «гида» всё же лучше отключить насовсем).

Дело в том, что каждую помпейскую достопримечательность мы будем навещать очень даже многократно. Игровой процесс, ориентированный на своего рода детективное расследование в античном антураже, заключается по большей части в беседах – путём выбора тем для разговора из нескольких предложенных – с местными персонажами, которые поговорить ой как любят (я уже говорил о том, что проматывать диалоги не разрешается?). Постепенно втираясь в доверие к местным жителям – которые, естественно, поначалу никак не склонны доверять «чужестранцу», – мы понемногу начинаем и разбираться в происходящем, выясняя судьбу своего покойного друга Лентула (а поскольку методы реконструкции картины преступлений в те века пребывали ещё в зачаточном состоянии, обращаться мы будем, помимо опроса свидетелей, к весьма необычным, как для наших времён, средствам). Помимо диалогов, конечно же, ожидает нас и сбор и применение предметов, – чаще всего друг на друге, в инвентаре, или же путём отдачи их нужному лицу (и в том и в другом случае за это отвечает команда «использовать»).

Очень часто после беседы с кем-то нужно просто поблуждать по всем прочим локациям, осматривая их на предмет произошедших изменений: особого пиксельхантинга, за одним, пожалуй, исключением, здесь нет, но вот карты города (а ещё лучше - возможности быстрого передвижения в уже посещённые места) несколько не хватает. Хотя, с другой стороны, тогда продолжительность и так не самой длинной игры оказалась бы намного меньшей. В ходе своего расследования Анний посетит многие знакомые нам достопримечательности Помпей: Форум и находящиеся на нём Базилику и Термы, улицу Изобилия с её таверной, дом Фавна, отведённый авторами под место обитания местного начальства – «губернатора», храмы Аполлона и Изиды... И даже жерло Везувия – с возможностью узнать неожиданную и, скажем так, нетрадиционную версию гибели города (и предотвратить таковую, sic!). Из археологических знаменитостей не нашлось места разве что Амфитеатру с Большой палестрой да району Треугольного форума с обоими театрами, – но это не случайно: всё-таки довольно простенькая графическая часть не позволяет отдать должное масштабным локациям и сооружениям (за этими последними – к позднейшим «Помпеям» от Arxel Tribe и Cryo Interactive).

И всё же, учитывая, что «Pompei AD79» – яркий пример ранней разновидности того, что ныне принято называть «инди»-проектами, – итальянская игра оставляет по себе очень даже приятные впечатления. Если вы хотя бы немного знаете язык Данте (а то и неаполитанский его диалект) – обязательно обратите внимание на эту полузабытую редкость! Ну а предпочитающим английский (и владельцам iPad/iPhone) можно посоветовать намного более совершенную «Pompeii: mala tempora currunt» (приобретение которой заодно позволит и выразить благодарность автору).
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.