В бюджетной «кофейной» серии от Villa Crespo, бывшей одним из пионеров казуальных развлечений, издавались самые разные вещи – урезанные версии «больших» карточных игр этой же компании, бывшие Shareware-продукты от самобытных авторов вроде Терри Гастингса или Джона Комо, куда более сомнительные аркадные поделки родом из Британии и с других платформ... Но, наверное, самым оригинальным – и при этом одним из наиболее популярных и привлекательных – выпусков Coffee Break Series была не совсем обычная викторина «Combination Lock», примечательная уже самой историей своего появления на свет.
В 1990-х годах не так уж и мало «телеигр», получивших известность на голубом экране, пытались распространить свою сферу влияния на новый вид интерактивного развлечения, перевоплощаясь на магнитных носителях и проникая на мониторы домашних компьютеров, – но герою данного обзора посчастливилось проделать путь прямо в обратном направлении. Идею игры по несуществующей в природе телевикторине на тему взлома сейфа прислал в Villa Crespo Software простой американский школьник по имени Джон Риччи; проектом заинтересовался штатный программист Роджер Педерсен, который отшлифовал замысел и при помощи коллег, таких как художник Габриэль Ладовски, воплотил его в «Combination Lock». А несколькими годами позднее, в 1996-м, появилась-таки и сама пилотная телепередача на заданную тему; более того, в 2007 г. она ещё и умудрилась родиться во второй раз.
Однако вернёмся в год 1992. Внешний вид игры весьма незамысловат, но очень даже симпатичен, особенно в наивысшем по качеству EGA-исполнении с разрешением 640×350. Играть можно как вдвоём друг против друга за одной клавиатурой, так и в одиночку против компьютера; в любом случае перед началом игры каждому одушевленному участнику нужно будет выбрать себе протагониста – из шести представленных кандидатур самых разных полов и цветов кожи. Оба персонажа не только постоянно отображаются на экране за игровым столом, но ещё и отчасти озвучены (силами того же Роджера Педерсена и ещё одной сотрудницы). Музыка, кстати говоря, здесь также присутствует, появляясь как в заставке, так и ещё в некоторых особо напряжённых моментах нашего телешоу.
Смысл игрового процесса, как это нередко случается с оригинальными викторинами, при попытке описать его словами может показаться несколько более сложным и громоздким, чем он есть на самом деле. Каждая партия состоит из пяти раундов, целью которых является – кто бы сомневался – накопление как можно более крупной денежной суммы посредством правильных ответов на различные вопросы и «взлома» расположенного здесь же в студии сейфа – путём угадывания нужной комбинации его кодового замка. В первом раунде требуется подобрать фрагменты такого кода: на экране отображается девять ячеек с числами в пределах от 1 до 99, три из которых – те самые, искомые. Невидимый ведущий задаёт вопрос на случайную тему, от кино и телевидения до науки и спорта: как правило, нечто типично американское, уровня «В 1950 году лучшим режиссёром был признан Джозеф Манкевич, а лучшей картиной – ...» или «Четыре кварты к галлону, как восемь жидких унций к...» – после чего приводятся три варианта ответов.
Первый игрок угадывает правильный из них нажатием F1, F2 или F3, а второй – если таковой присутствует – 1, 2 или 3; если же мы соревнуемся с искусственным интеллектом, то скорость реакции компьютера, который стремится проделать то же самое, зависит от выбранного в начале уровня его мастерства. Тот, кто первым даст верный ответ, получает возможность использовать одну из девяти ячеек с числами (если тот из участников, кто поспешил нажать клавишу понравившегося ему варианта, не угадал, то его соперник может выбрать любой из двух оставшихся; если же оба они ошиблись, то ничего не происходит, а игра продолжается со следующим вопросом). Открываемая ячейка тоже не так проста: если избранное в качестве награды за правильный ответ число сменяется надписью «Locked», всё остаётся на своих местах и викторина идёт дальше; «Cash» означает денежную премию использовавшему свой шанс игроку – в размере двухсот долларов: величина текущего валютного запаса отображается на экране рядом с портретами персонажей. «Burglar» – наиболее неприятный из вариантов: грабитель забирает у вас те же две сотни (если на руках у несчастной жертвы меньшая сумма, то вся она пропадает); наконец, «Open» – оптимальный случай, который не только приносит нашедшему его 100 $, но и позволяет узнать, какое именно число входит в комбинацию замка к студийному сейфу.
Как только все три таких кода найдены – начинается второй раунд. Девять ячеек с числами сменяются шестью с различными последовательностями из трёх уже идентифицированных фрагментов, – как можно догадаться, только одна из них является правильной. А для того, чтобы получить доступ к обнаружению таковой методом проб и ошибок, придётся опять-таки давать правильные ответы на вопрос викторины. Если код не подходит, игра продолжается до тех пор, пока сейф не будет вскрыт, за что угадавший верную комбинацию участник получает уже 400 долларов. Затем следуют третий и четвёртый раунды – аналогичные двум предыдущим, но отличающиеся несколько большими ставками (например, за «Cash» дают уже четыре сотни, а за успешную победу над кодовым замком – все 600; зато и «Burglar» здесь куда более суров - и забирает себе не менее 400 мёртвых президентов).
Наконец, в пятом раунде – своего рода «призовой игре» – участвует только тот, кто накопил в результате предыдущих четырёх наибольший денежный запас (обратите внимание: это вовсе не обязательно именно тот участник, которому удалось вскрыть сейф!). По своей простоте этот уровень напоминает более позднюю «Deal or No Deal»: «банковское хранилище», в которое попадает счастливый победитель, представляет собой 15 ячеек – также пронумерованных от 1 до 99, – в тринадцати из которых скрываются самые различные по величине и округлости суммы, а в двух – ещё более злобные, чем в основной игре, грабители. Соответственно, полагаться приходится уже исключительно на везение: можно открыть сколько угодно ячеек, однако выпадение «Burglar» приводит к потере всего нажитого непосильным трудом (к счастью, только на этом, последнем раунде, – всё ранее полученное сохраняется) и к концу игры (с непременным занесением имени героя на доску почёта «Их разыскивает...»). После каждого удачного вскрытия и соответствующего наполнения карманов игра заботливо предлагает на выбор возможность сбежать, удовлетворившись уже награбленным, или же продолжить и далее испытывать судьбу; наконец, оптимальным вариантом оказывается тот случай, когда невероятная удача позволяет финалисту викторины открыть одну за другой все тринадцать медоносных ячеек, ни разу не попав на грабителя, – тогда уже всё заканчивается автоматически.
Да, вот оно и всё – не так уж и сложно, скорее незамысловато, но очень даже затягивает: игровой процесс на удивление динамичен и позволяет сполна отдаться азарту даже при состязании с компьютером. Местные вопросы выбираются случайным образом из базы в аж тысячу возможных вариантов по три ответа в каждом, – так что повторения задачек можно ожидать нескоро, а запоминать правильные ответы вряд ли имеет смысл. Пожалуй, единственное, в чём можно условно упрекнуть «Combination Lock» и что мешает поставить ей наивысший балл, так это некоторое тематическое однообразие викторины, отчасти зацикленной на американской поп-культуре вообще и кино-телевидении в частности, – впрочем, с учётом времени и места появления данной игры на свет это как раз более-менее понятно и простительно. Так что не проходите мимо – и не упустите возможность испытать свои познания в области «голливудовщины» и обчистить заманчивые ячейки банковского хранилища.
В 1990-х годах не так уж и мало «телеигр», получивших известность на голубом экране, пытались распространить свою сферу влияния на новый вид интерактивного развлечения, перевоплощаясь на магнитных носителях и проникая на мониторы домашних компьютеров, – но герою данного обзора посчастливилось проделать путь прямо в обратном направлении. Идею игры по несуществующей в природе телевикторине на тему взлома сейфа прислал в Villa Crespo Software простой американский школьник по имени Джон Риччи; проектом заинтересовался штатный программист Роджер Педерсен, который отшлифовал замысел и при помощи коллег, таких как художник Габриэль Ладовски, воплотил его в «Combination Lock». А несколькими годами позднее, в 1996-м, появилась-таки и сама пилотная телепередача на заданную тему; более того, в 2007 г. она ещё и умудрилась родиться во второй раз.
Однако вернёмся в год 1992. Внешний вид игры весьма незамысловат, но очень даже симпатичен, особенно в наивысшем по качеству EGA-исполнении с разрешением 640×350. Играть можно как вдвоём друг против друга за одной клавиатурой, так и в одиночку против компьютера; в любом случае перед началом игры каждому одушевленному участнику нужно будет выбрать себе протагониста – из шести представленных кандидатур самых разных полов и цветов кожи. Оба персонажа не только постоянно отображаются на экране за игровым столом, но ещё и отчасти озвучены (силами того же Роджера Педерсена и ещё одной сотрудницы). Музыка, кстати говоря, здесь также присутствует, появляясь как в заставке, так и ещё в некоторых особо напряжённых моментах нашего телешоу.
Смысл игрового процесса, как это нередко случается с оригинальными викторинами, при попытке описать его словами может показаться несколько более сложным и громоздким, чем он есть на самом деле. Каждая партия состоит из пяти раундов, целью которых является – кто бы сомневался – накопление как можно более крупной денежной суммы посредством правильных ответов на различные вопросы и «взлома» расположенного здесь же в студии сейфа – путём угадывания нужной комбинации его кодового замка. В первом раунде требуется подобрать фрагменты такого кода: на экране отображается девять ячеек с числами в пределах от 1 до 99, три из которых – те самые, искомые. Невидимый ведущий задаёт вопрос на случайную тему, от кино и телевидения до науки и спорта: как правило, нечто типично американское, уровня «В 1950 году лучшим режиссёром был признан Джозеф Манкевич, а лучшей картиной – ...» или «Четыре кварты к галлону, как восемь жидких унций к...» – после чего приводятся три варианта ответов.
Первый игрок угадывает правильный из них нажатием F1, F2 или F3, а второй – если таковой присутствует – 1, 2 или 3; если же мы соревнуемся с искусственным интеллектом, то скорость реакции компьютера, который стремится проделать то же самое, зависит от выбранного в начале уровня его мастерства. Тот, кто первым даст верный ответ, получает возможность использовать одну из девяти ячеек с числами (если тот из участников, кто поспешил нажать клавишу понравившегося ему варианта, не угадал, то его соперник может выбрать любой из двух оставшихся; если же оба они ошиблись, то ничего не происходит, а игра продолжается со следующим вопросом). Открываемая ячейка тоже не так проста: если избранное в качестве награды за правильный ответ число сменяется надписью «Locked», всё остаётся на своих местах и викторина идёт дальше; «Cash» означает денежную премию использовавшему свой шанс игроку – в размере двухсот долларов: величина текущего валютного запаса отображается на экране рядом с портретами персонажей. «Burglar» – наиболее неприятный из вариантов: грабитель забирает у вас те же две сотни (если на руках у несчастной жертвы меньшая сумма, то вся она пропадает); наконец, «Open» – оптимальный случай, который не только приносит нашедшему его 100 $, но и позволяет узнать, какое именно число входит в комбинацию замка к студийному сейфу.
Как только все три таких кода найдены – начинается второй раунд. Девять ячеек с числами сменяются шестью с различными последовательностями из трёх уже идентифицированных фрагментов, – как можно догадаться, только одна из них является правильной. А для того, чтобы получить доступ к обнаружению таковой методом проб и ошибок, придётся опять-таки давать правильные ответы на вопрос викторины. Если код не подходит, игра продолжается до тех пор, пока сейф не будет вскрыт, за что угадавший верную комбинацию участник получает уже 400 долларов. Затем следуют третий и четвёртый раунды – аналогичные двум предыдущим, но отличающиеся несколько большими ставками (например, за «Cash» дают уже четыре сотни, а за успешную победу над кодовым замком – все 600; зато и «Burglar» здесь куда более суров - и забирает себе не менее 400 мёртвых президентов).
Наконец, в пятом раунде – своего рода «призовой игре» – участвует только тот, кто накопил в результате предыдущих четырёх наибольший денежный запас (обратите внимание: это вовсе не обязательно именно тот участник, которому удалось вскрыть сейф!). По своей простоте этот уровень напоминает более позднюю «Deal or No Deal»: «банковское хранилище», в которое попадает счастливый победитель, представляет собой 15 ячеек – также пронумерованных от 1 до 99, – в тринадцати из которых скрываются самые различные по величине и округлости суммы, а в двух – ещё более злобные, чем в основной игре, грабители. Соответственно, полагаться приходится уже исключительно на везение: можно открыть сколько угодно ячеек, однако выпадение «Burglar» приводит к потере всего нажитого непосильным трудом (к счастью, только на этом, последнем раунде, – всё ранее полученное сохраняется) и к концу игры (с непременным занесением имени героя на доску почёта «Их разыскивает...»). После каждого удачного вскрытия и соответствующего наполнения карманов игра заботливо предлагает на выбор возможность сбежать, удовлетворившись уже награбленным, или же продолжить и далее испытывать судьбу; наконец, оптимальным вариантом оказывается тот случай, когда невероятная удача позволяет финалисту викторины открыть одну за другой все тринадцать медоносных ячеек, ни разу не попав на грабителя, – тогда уже всё заканчивается автоматически.
Да, вот оно и всё – не так уж и сложно, скорее незамысловато, но очень даже затягивает: игровой процесс на удивление динамичен и позволяет сполна отдаться азарту даже при состязании с компьютером. Местные вопросы выбираются случайным образом из базы в аж тысячу возможных вариантов по три ответа в каждом, – так что повторения задачек можно ожидать нескоро, а запоминать правильные ответы вряд ли имеет смысл. Пожалуй, единственное, в чём можно условно упрекнуть «Combination Lock» и что мешает поставить ей наивысший балл, так это некоторое тематическое однообразие викторины, отчасти зацикленной на американской поп-культуре вообще и кино-телевидении в частности, – впрочем, с учётом времени и места появления данной игры на свет это как раз более-менее понятно и простительно. Так что не проходите мимо – и не упустите возможность испытать свои познания в области «голливудовщины» и обчистить заманчивые ячейки банковского хранилища.
- Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером
Друг против друга - Перспектива:
Вид сбоку - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Covox - Элемент жанра:
Игра-шоу
Викторина - Язык:
English