Раритетнейшая PC-версия французской (и почти наверняка выходившего только в этой стране) футбольной аркады, до поздней весны 2018 года считавшейся эксклюзивом для малоизвестных французских компьютеров Thomson, поскольку безусловных доказательств подтверждения обратного не отыскивалось. Но, как видим, на деле всё было не совсем так - и данная игра всё же посетила край нашего любимого IBM PC, причём как минимум по внешнему своему виду порт даже несколько превосходит оригинал. Иными словами, да - вы угадали: перед нами очередной раритет, причём добытый на удивление быстро после своего обнаружения, но возрождённый - именно вот это слово - к жизни ценой огромных усилий нескольких людей, ибо снять образ с фактически неработоспособной дискеты и затем взломать весьма хитрую и потому неприятную защиту от копирования было, скажем так, трудно. Но всё это уже позади, - а Numéro 10 отныне навеки с нами и с вами.
Название является отсылкой к номеру, который был закреплён в национальной сборной за легендой французского футбола Мишелем Платини, ставшим впоследствии видным спортивным чиновником. Причём, что интересно, в оригинальной версии для Thomson во вступительной заставке имелся его портрет, тогда как в порте ничего подобного не наблюдается, пусть на титульном экране его имя и фамилия и указаны. Права на использование личных данных разработчики и издатели у него наверняка приобрели, - но зато совершенно очевидно, что никакой другой лицензией тут и не пахнет, так что не ждите каких-либо реальных имён футболистов или названий команд. Собственно, эту вещь даже нельзя ни в коей мере отнести к жанру "sports": здесь нет никаких режимов (не считая "товарищеского матча", пусть данное словосочетание нигде в ней самой и не упоминается), никакой тактики и, в общем-то, даже почти что никаких правил реального футбола как вида спорта, - перед нами чистой воды аркада.
Перед стартом требуется последовательно выбрать количество "живых" участников будущего действа - от нуля до двух (то есть можно играть с другим человеком за одним компьютером, одному или же вообще запустить "автоматический" матч и пребывать в роли зрителя), уровень сложности (от первого дивизиона до третьего, причём, в отличие от реальной жизни, здесь "класс" соперника выше в третьем, а вовсе не в первом), продолжительность каждого из двух таймов (формально - пять или пятнадцать минут, но время это именно игровое, а не реальное, - на деле поединок будет длиться примерно вдвое меньше), - а также назвать обе команды (ввести можно что угодно - хоть цифры или случайные символы, причём у обоих соперников они могут быть совершенно идентичны).
Затем начинается матч между командами, в каждой из которых по пять игроков: четыре полевых (без всяких различий по амплуа, естественно) и вратарь. Наша команда одета в светлую форму (противник - в полосатую) и на момент старта всегда занимает левую половину поля. По окончании первого тайма происходит обмен воротами, - и это одно из немногих "правил", перекочевавших сюда из настоящего футбола; положений вне игры, штрафных, пенальти, угловых, судей, карточек, удалений, замен и прочих радостей и горестей нет.
Управление осуществляется с помощью пяти клавиш на цифровом блоке клавиатуры: четырьмя стрелками, отвечающими за перемещения футболиста с мячом (либо ближайшего к нему, если тот контролируется соперником или никем не занят), и "5", отвечающей одновременно - в зависимости от ситуации - за пас, передачу, удар по воротам, ведение и прочие действия. После старта, а также в случае забитого гола (кем угодно) обе команды выстраиваются в центре поля для "розыгрыша" - то есть начала либо возобновления игры (что, в принципе, тоже соответствует правилам футбола): обратите внимание, что наносить удар первым (по-видимому) всегда должны вы, если же этого не делать - то все игроки будут неподвижно стоять на месте, а таймер - тикать. Если же вратарю удалось отбить атаку, то такое же "стояние" происходит возле ворот, причём вовсе не обязательно будет исполнен именно удар вратарём, - ситуация может сложиться по-разному.
Возможности выбора того, кому именно из участников своей команды отдать пас, не предусмотрено: это происходит автоматически и - чаще всего - по принципу "кратчайшего расстояния", то есть тому товарищу, который ближе всего находится к текущему "обладателю" мяча, хотя изредка спортсмены способны подавать достаточно длинные передачи разной высоты чуть ли не через две трети поля (но обычно идущие "в никуда"). Управлять вратарём в любой момент времени тоже нельзя, - он становится доступен лишь в том случае, когда мяч оказывается в непосредственной близости от него; отбивать голы (за это отвечает всё та же универсальная "5") довольно трудно, но возможно, забивать их - на порядок сложнее, хотя всё-таки тоже реально. Вместе с тем чисто механически весь процесс сводится к лихорадочному нажатию на кнопки, что с учётом не самого удачного расположения тех, что за это отвечают, является делом далеко не лёгким. Оппоненты же двигаются очень быстро и искусно, поэтому следить за их "вознёй" и тем более за перемещением мяча по полю тоже довольно проблематично и, что хуже, может вообще через какое-то время надоесть.
Отметим, что уровень мастерства соперника в зависимости от дивизиона действительно разительно отличается, - и если в первом даже при минимальной сноровке можно хотя бы проиграть с минимальным разрывом, то в третьем весьма вероятно поражение не просто "всухую" (то есть не дадут забить ни одного гола), а с таким разгромным счётом, какого в большом футболе почти никогда не бывает (если только не вспоминать знаменитый матч сборных Австралии и Восточного Самоа, - хотя и тамошний результат "превзойти" здесь реально). В очень редких случаях игра может ненадолго "заглючить", когда два футболиста сталкиваются между собой, - при этом все члены команды соперника останавливаются и начинают двигаться вновь лишь где-то спустя секунду после того, как вы нажали какую-либо кнопку.
Графика, как уже отмечалось, в DOS-версии лучше "томсоновской", хотя чего-то выдающегося она собой не представляет даже с поправкой на время выхода игры; впрочем, модельки спортсменов более-менее крупные и ладные (хотя, разумеется, "болванистые") - и есть даже маленькое изображение трибун с болельщиками (понятное дело, статичное). В общем и целом - именно аркада, а ни разу не симулятор, причём сложная по причине в первую очередь объективно неудачно реализованного управления. А посему ценность её в основном коллекционная, хотя любителям сложных игр такого плана (типа знаменитой в узких кругах Street Football) вполне может и понравиться.
Название является отсылкой к номеру, который был закреплён в национальной сборной за легендой французского футбола Мишелем Платини, ставшим впоследствии видным спортивным чиновником. Причём, что интересно, в оригинальной версии для Thomson во вступительной заставке имелся его портрет, тогда как в порте ничего подобного не наблюдается, пусть на титульном экране его имя и фамилия и указаны. Права на использование личных данных разработчики и издатели у него наверняка приобрели, - но зато совершенно очевидно, что никакой другой лицензией тут и не пахнет, так что не ждите каких-либо реальных имён футболистов или названий команд. Собственно, эту вещь даже нельзя ни в коей мере отнести к жанру "sports": здесь нет никаких режимов (не считая "товарищеского матча", пусть данное словосочетание нигде в ней самой и не упоминается), никакой тактики и, в общем-то, даже почти что никаких правил реального футбола как вида спорта, - перед нами чистой воды аркада.
Перед стартом требуется последовательно выбрать количество "живых" участников будущего действа - от нуля до двух (то есть можно играть с другим человеком за одним компьютером, одному или же вообще запустить "автоматический" матч и пребывать в роли зрителя), уровень сложности (от первого дивизиона до третьего, причём, в отличие от реальной жизни, здесь "класс" соперника выше в третьем, а вовсе не в первом), продолжительность каждого из двух таймов (формально - пять или пятнадцать минут, но время это именно игровое, а не реальное, - на деле поединок будет длиться примерно вдвое меньше), - а также назвать обе команды (ввести можно что угодно - хоть цифры или случайные символы, причём у обоих соперников они могут быть совершенно идентичны).
Затем начинается матч между командами, в каждой из которых по пять игроков: четыре полевых (без всяких различий по амплуа, естественно) и вратарь. Наша команда одета в светлую форму (противник - в полосатую) и на момент старта всегда занимает левую половину поля. По окончании первого тайма происходит обмен воротами, - и это одно из немногих "правил", перекочевавших сюда из настоящего футбола; положений вне игры, штрафных, пенальти, угловых, судей, карточек, удалений, замен и прочих радостей и горестей нет.
Управление осуществляется с помощью пяти клавиш на цифровом блоке клавиатуры: четырьмя стрелками, отвечающими за перемещения футболиста с мячом (либо ближайшего к нему, если тот контролируется соперником или никем не занят), и "5", отвечающей одновременно - в зависимости от ситуации - за пас, передачу, удар по воротам, ведение и прочие действия. После старта, а также в случае забитого гола (кем угодно) обе команды выстраиваются в центре поля для "розыгрыша" - то есть начала либо возобновления игры (что, в принципе, тоже соответствует правилам футбола): обратите внимание, что наносить удар первым (по-видимому) всегда должны вы, если же этого не делать - то все игроки будут неподвижно стоять на месте, а таймер - тикать. Если же вратарю удалось отбить атаку, то такое же "стояние" происходит возле ворот, причём вовсе не обязательно будет исполнен именно удар вратарём, - ситуация может сложиться по-разному.
Возможности выбора того, кому именно из участников своей команды отдать пас, не предусмотрено: это происходит автоматически и - чаще всего - по принципу "кратчайшего расстояния", то есть тому товарищу, который ближе всего находится к текущему "обладателю" мяча, хотя изредка спортсмены способны подавать достаточно длинные передачи разной высоты чуть ли не через две трети поля (но обычно идущие "в никуда"). Управлять вратарём в любой момент времени тоже нельзя, - он становится доступен лишь в том случае, когда мяч оказывается в непосредственной близости от него; отбивать голы (за это отвечает всё та же универсальная "5") довольно трудно, но возможно, забивать их - на порядок сложнее, хотя всё-таки тоже реально. Вместе с тем чисто механически весь процесс сводится к лихорадочному нажатию на кнопки, что с учётом не самого удачного расположения тех, что за это отвечают, является делом далеко не лёгким. Оппоненты же двигаются очень быстро и искусно, поэтому следить за их "вознёй" и тем более за перемещением мяча по полю тоже довольно проблематично и, что хуже, может вообще через какое-то время надоесть.
Отметим, что уровень мастерства соперника в зависимости от дивизиона действительно разительно отличается, - и если в первом даже при минимальной сноровке можно хотя бы проиграть с минимальным разрывом, то в третьем весьма вероятно поражение не просто "всухую" (то есть не дадут забить ни одного гола), а с таким разгромным счётом, какого в большом футболе почти никогда не бывает (если только не вспоминать знаменитый матч сборных Австралии и Восточного Самоа, - хотя и тамошний результат "превзойти" здесь реально). В очень редких случаях игра может ненадолго "заглючить", когда два футболиста сталкиваются между собой, - при этом все члены команды соперника останавливаются и начинают двигаться вновь лишь где-то спустя секунду после того, как вы нажали какую-либо кнопку.
Графика, как уже отмечалось, в DOS-версии лучше "томсоновской", хотя чего-то выдающегося она собой не представляет даже с поправкой на время выхода игры; впрочем, модельки спортсменов более-менее крупные и ладные (хотя, разумеется, "болванистые") - и есть даже маленькое изображение трибун с болельщиками (понятное дело, статичное). В общем и целом - именно аркада, а ни разу не симулятор, причём сложная по причине в первую очередь объективно неудачно реализованного управления. А посему ценность её в основном коллекционная, хотя любителям сложных игр такого плана (типа знаменитой в узких кругах Street Football) вполне может и понравиться.