«The Manhole» знаменита прежде всего своими родителями – как самая первая игра братьев Рэнда и Робина Миллеров, спустя несколько лет прославившихся в качестве авторов «Myst». Впрочем, кое-какие идеи, впоследствии определившие отличительные особенности пионерского «мистоида», заметны уже и здесь: данная детская игра в необычном сказочно-сюрреалистичном антураже вполне может служить прообразом будущих «симуляторов ходьбы», представляя собой нечто среднее между ними и более привычными «наборами активностей» для самых юных пользователей мультимедийных компьютеров, начавшими появляться где-то уже на рубеже 1990-х.
Как и многие другие любители-энтузиасты эпохи восьмидесятых годов ХХ века, братья Миллеры были поклонниками скорее Macintosh: именно для этой платформы, а точнее, для её весьма оригинальной программной среды Hypercard, и была разработана первая версия «The Manhole», распространявшаяся авторами лично по индивидуальным почтовым заказам, под вывеской ещё не Cyan, а некой Prolog – консалтингово-компьютерной компании, где работал тогда Рэнд. На одной из выставок любопытным проектом заинтересовалась Activision, сразу же взявшая его в свои цепкие издательские руки – и собственными силами организовавшая портировку на РС. Бывшая в оригинале исключительно чёрно-белой игра обрела в новой инкарнации 16-цветную EGA-палитру, но и при этом немного потеряла в чёткости, сменив разрешение картинки с 512×342 на 320×200.
Собственно, вынесенный в заголовок «the manhole» – это всего лишь канализационный люк, встречающий нас на первом же экране рядом с пожарным гидрантом. Стоит нажать на него, как из открывшейся крышки... вырастет гигантский бобовый стебель, позволяющий нам забраться на небо – и в прочие удивительные места. В перспективе от первого лица перед нами сменится целая галерея сказочных миров и диковинных существ: авторы обещают всего более шести сотен локаций, посещать которые можно в любом порядке и сразу же после начала. Да, никакой цели или задачи в «The Manhole» нет и в помине: мы просто идём куда глаза глядят и гуляем, любуясь на картинки с анимацией, нажимая на замеченные на экране достопримечательности и «общаясь» с населяющими их чудными персонажами. Среди последних будут, например, французская черепаха (переводчик прилагается); слон, плавающий в лодке по подземной реке; кролик, любящий смотреть телевизор и угощающий нас чаем; немного разбитной зелёный дракон в модном наряде; а также пингвин в галстуке, морж, выводок морских коньков и многие другие антропоморфные (или не очень) животные.
Управление минимально: мы лишь нажимаем курсором мыши в виде руки на всё, что только движется или не движется, – временами таким образом можно активировать какой-либо предмет или заставить собеседника выдать реплику, но чаще всего «клик» служит для поворота камеры или перемещения дальше (и то и другое выполнено в виде слайдшоу, хорошо знакомого знатокам всё того же «Myst» и его многочисленных последователей). Единственное дополнение интерфейса – главное меню, которое выводится нажатием «Esc»: здесь, на фоне фигурки уже упоминавшегося кролика, можно лишь выключить звук или музыку, а также вернуться назад в игру или выйти в систему. Мелодии пусть и звучат не на каждой локации, но вполне приятны для слуха, а звуковое оформление сводится не только к небольшим эффектам, но и к голосовым сообщениям от встречных персонажей (о качестве говорить особо не приходится, но по меркам 1989 года впечатляет уже сам факт наличия озвучки). Графика, как уже говорилось выше, соответствует по своим характеристикам возможностям адаптера EGA и выглядит вполне яркой и красочной – пожалуй, даже чрезмерно: разнообразные контрастные цвета могут местами показаться несколько аляповатыми.
Несмотря на отсутствие квестовых задачек и даже какого бы то ни было сюжета, путешествовать по миру «The Manhole» оказывается всё-таки интересно: никогда не знаешь, что или кто может скрываться за очередным поворотом или дверью. На подавляющем большинстве локаций доступные дальнейшие варианты маршрутов практически никак не обозначены, так что повторный визит в мир люка и бобового стебля может оказаться совсем не таким, каким был первый (ну, если только вы зачем-то не озаботились составлением его карты). Любознательность и страсть к исследованию всячески вознаграждается: ящики столов открываются, книги на полке просматриваются, музыка в проигрывателе прослушивается и так далее, – а если, например, раздобыть пульт ДУ и пощёлкать им на включённом телевизоре, можно будет даже и мгновенно перемещаться в самые удалённые закоулки здешних миров.
Пожалуй, единственное, что может препятствовать знакомству с «The Manhole» как детям, так и ностальгирующим или любопытствующим взрослым, – так это наличие нескольких более прогрессивных переизданий. Как и в случае практически со всеми остальными работами, Cyan периодически производила на свет усовершенствованные варианты и своего дебютного проекта. Уже в том же 1989 году была выпущена улучшенная CD-версия, благодаря которой эта незамысловатая детская «исследовательская игра» стала первой в мире, вышедшей на носителе нового типа (на Macintosh, а чуть позднее и на PC). Спустя три года была выпущена «The Manhole: New and Enhanced», теперь уже только для платформы от IBM и как с музыкой и эффектами CD-качества, так и с 256-цветной палитрой. Наконец, ещё через два года свет увидел Mac/Windows гибрид «The Manhole: CD-ROM Masterpiece Edition» – настоящий ремейк, наиболее продвинутый как в техническом, так и в художественном отношении, – и доступный на данный момент к приобретению как в Steam, так и у GOG. В этом контексте рекомендовать оригинальную версию 1989 года, при всех её пионерских достоинствах, стоит прежде всего коллекционерам и ярым поклонникам Cyan.
Как и многие другие любители-энтузиасты эпохи восьмидесятых годов ХХ века, братья Миллеры были поклонниками скорее Macintosh: именно для этой платформы, а точнее, для её весьма оригинальной программной среды Hypercard, и была разработана первая версия «The Manhole», распространявшаяся авторами лично по индивидуальным почтовым заказам, под вывеской ещё не Cyan, а некой Prolog – консалтингово-компьютерной компании, где работал тогда Рэнд. На одной из выставок любопытным проектом заинтересовалась Activision, сразу же взявшая его в свои цепкие издательские руки – и собственными силами организовавшая портировку на РС. Бывшая в оригинале исключительно чёрно-белой игра обрела в новой инкарнации 16-цветную EGA-палитру, но и при этом немного потеряла в чёткости, сменив разрешение картинки с 512×342 на 320×200.
Собственно, вынесенный в заголовок «the manhole» – это всего лишь канализационный люк, встречающий нас на первом же экране рядом с пожарным гидрантом. Стоит нажать на него, как из открывшейся крышки... вырастет гигантский бобовый стебель, позволяющий нам забраться на небо – и в прочие удивительные места. В перспективе от первого лица перед нами сменится целая галерея сказочных миров и диковинных существ: авторы обещают всего более шести сотен локаций, посещать которые можно в любом порядке и сразу же после начала. Да, никакой цели или задачи в «The Manhole» нет и в помине: мы просто идём куда глаза глядят и гуляем, любуясь на картинки с анимацией, нажимая на замеченные на экране достопримечательности и «общаясь» с населяющими их чудными персонажами. Среди последних будут, например, французская черепаха (переводчик прилагается); слон, плавающий в лодке по подземной реке; кролик, любящий смотреть телевизор и угощающий нас чаем; немного разбитной зелёный дракон в модном наряде; а также пингвин в галстуке, морж, выводок морских коньков и многие другие антропоморфные (или не очень) животные.
Управление минимально: мы лишь нажимаем курсором мыши в виде руки на всё, что только движется или не движется, – временами таким образом можно активировать какой-либо предмет или заставить собеседника выдать реплику, но чаще всего «клик» служит для поворота камеры или перемещения дальше (и то и другое выполнено в виде слайдшоу, хорошо знакомого знатокам всё того же «Myst» и его многочисленных последователей). Единственное дополнение интерфейса – главное меню, которое выводится нажатием «Esc»: здесь, на фоне фигурки уже упоминавшегося кролика, можно лишь выключить звук или музыку, а также вернуться назад в игру или выйти в систему. Мелодии пусть и звучат не на каждой локации, но вполне приятны для слуха, а звуковое оформление сводится не только к небольшим эффектам, но и к голосовым сообщениям от встречных персонажей (о качестве говорить особо не приходится, но по меркам 1989 года впечатляет уже сам факт наличия озвучки). Графика, как уже говорилось выше, соответствует по своим характеристикам возможностям адаптера EGA и выглядит вполне яркой и красочной – пожалуй, даже чрезмерно: разнообразные контрастные цвета могут местами показаться несколько аляповатыми.
Несмотря на отсутствие квестовых задачек и даже какого бы то ни было сюжета, путешествовать по миру «The Manhole» оказывается всё-таки интересно: никогда не знаешь, что или кто может скрываться за очередным поворотом или дверью. На подавляющем большинстве локаций доступные дальнейшие варианты маршрутов практически никак не обозначены, так что повторный визит в мир люка и бобового стебля может оказаться совсем не таким, каким был первый (ну, если только вы зачем-то не озаботились составлением его карты). Любознательность и страсть к исследованию всячески вознаграждается: ящики столов открываются, книги на полке просматриваются, музыка в проигрывателе прослушивается и так далее, – а если, например, раздобыть пульт ДУ и пощёлкать им на включённом телевизоре, можно будет даже и мгновенно перемещаться в самые удалённые закоулки здешних миров.
Пожалуй, единственное, что может препятствовать знакомству с «The Manhole» как детям, так и ностальгирующим или любопытствующим взрослым, – так это наличие нескольких более прогрессивных переизданий. Как и в случае практически со всеми остальными работами, Cyan периодически производила на свет усовершенствованные варианты и своего дебютного проекта. Уже в том же 1989 году была выпущена улучшенная CD-версия, благодаря которой эта незамысловатая детская «исследовательская игра» стала первой в мире, вышедшей на носителе нового типа (на Macintosh, а чуть позднее и на PC). Спустя три года была выпущена «The Manhole: New and Enhanced», теперь уже только для платформы от IBM и как с музыкой и эффектами CD-качества, так и с 256-цветной палитрой. Наконец, ещё через два года свет увидел Mac/Windows гибрид «The Manhole: CD-ROM Masterpiece Edition» – настоящий ремейк, наиболее продвинутый как в техническом, так и в художественном отношении, – и доступный на данный момент к приобретению как в Steam, так и у GOG. В этом контексте рекомендовать оригинальную версию 1989 года, при всех её пионерских достоинствах, стоит прежде всего коллекционерам и ярым поклонникам Cyan.
- Атмосфера:
Сюрреализм - Аудитория:
Детская - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Полная озвучка
ScummVM - Язык:
English