Легендарная серия отечественных приключенческих игр стартовала в 1998 году с созданной усилиями маленькой московской студии S.K.I.F. игры “Петька и Василий Иванович спасают галактику”. Бытует мнение, что именно с неё пошёл так называемый жанр “русского квеста”, с чем можно поспорить в обществе бородатых и наделённых прочими необходимыми атрибутами олдгеймеров. Но факт заключается в том, что именно отсюда берёт начало продолжительная глава в истории отечественного игростроя.
Предыстория такова: давным-давно колонизационный корабль инопланетян потерпел катастрофу, и все его обитатели, за исключением тех, что находились в состоянии сонного стазиса, погибли, а сам аппарат стал спутником Земли - Луной. Но в 1917 году во время начала штурма Зимнего дворца один из выпущенных “Авророй” снарядов минует все слои атмосферы и попадает к пришельцам, из-за чего выжившие просыпаются. Пробудившись, зелёные человечки осознают, что их единственный способ выжить - захватить пригодную для этого планету, которая как раз поблизости. Местом главного удара выбрана деревня Гадюкино, в которой и будут разворачиваться события игры.
Нам предстоит взять под командование знаменитого начдива и его порученца, вернее - их образы из анекдотов. Залихватски проведя вчерашний вечер, они обнаруживают, что пропало полковое знамя, - никак его похитили белые, квартирующиеся прямо за рекой. Так как герои пока ещё не знают о приближении инопланетной угрозы, то возвращение являющегося сакральным символом полотнища становится их первоочередной задачей.
Для её решения нам предстоит заниматься традиционной для квестов деятельностью - сбором, комбинированием и применением предметов, диалогами с персонажами и исполнением их поручений и прихотей. Обращение с вещами как на локациях, так и в инвентаре выполнено на передовом для своего времени уровне эргономики. В первом случае у нас есть пролистываемое окно, на каждой страничке которого мы видим по шесть предметов, которые можем осмотреть, совместить с другими или использовать ещё каким-нибудь предусмотренным дизайном способом. Удобно. Менее комфортно обращаться с тем, что мы видим на текущем экране: все доступные для взаимодействия объекты подсвечиваются, однако конкретное действие выбирается из радиального меню, которое совершенным назвать нельзя. В отличие от “глобальной” карты, благодаря которой мы можем мгновенно переместиться в любую доступную на данный момент локацию без необходимости пробегать множество экранов, что пришлось бы делать при её отсутствии.
Если говорить о встречающихся личностях, то они имеют индивидуальность, но лишены харизмы. Во многом в этом виноват антураж, которому они соответствуют: “русский квест” и так предполагает использование понятных лишь русскому человеку образов и явлений, но в данном случае за основу взят дворовый фольклор, что пагубно сказывается как раз на самых “квестовых” элементах - сюжете, атмосфере и бытующих реалиях.
Страдает от такого положения вещей в первую очередь юмор, основанный на воспроизведении или иллюстрировании бородатых уже в те годы анекдотов. Абсолютно все реплики персонажей озвучены, причём профессиональными актёрами с “Союзмультфильма”, благодаря чему получился наглядный пример того, что бывает, когда гвозди забивают микроскопом: люди явно не всегда понимали, что же должны означать реплики их персонажей, а потому использовали неверные интонации. В результате и без того паршивенькие шутки стали абсолютно непонятными, особенно те, в которых подразумевается намёк на пошлость.
Я не зря столько внимания уделяю именно юмористическим компонентам, так как вся игра замешана на них. И именно поэтому “Петька и Василий Иванович спасают галактику” оставляет после себя впечатления как от посещения любительского школьного спектакля, режиссёром которого выступал тоже подросток. А ведь сюжет и атмосфера для жанра являются ключевыми элементами, и именно поэтому отсутствие опыта в их “производстве” исключают творение S.K.I.F. из ряда достойных приключенческих игр. Характерно, что авторы провалились именно с теми элементами, которые по состоянию на 1998 год уже почти не зависели от уровня развития технологий, - литературной составляющей и озвучкой.
Что касается собственно геймплея, то тут всё тоже нерадостно. Авторы постарались использовать много абсурдных ходов, однако такой приём хорош только тогда, когда выдерживается некая внутренняя логика природы и механики взаимодействия с окружением, как это было, например, в игре “Братья Пилоты: По следам Полосатого Слона”. Увы, но в данном случае разработчикам явно не хватило таланта, и посему обнаружение решений некоторых ситуаций вызывает удивление (в негативной коннотации), а не какие-нибудь позитивные чувства, как это должно бы было быть.
А вот с графикой и интерфейсом дела обстоят гораздо лучше. “Петька и Василий Иванович спасают галактику” имеет индивидуальный стиль картинки, хорошую композицию и радующую глаз палитру, - причём это относится как к персонажам, так и к фонам локаций. Музыкальное сопровождение тоже выполнено на достойном уровне.
В итоге мы имеем одного из самых первых, архетипичных представителей направления “русский квест”. Плохой юмор, который был бы уместен разве что в дворовой подростковой среде, усугублён несоответствующей игрой актёров озвучки, отчего производит ещё более удручающее впечатление. Да, графика отличная, интерфейс в целом довольно удобен. Но, к сожалению, причислить эту игру (как и всю серию) к классике не получится: плохие шутки вперемешку с пошлятиной и грубыми выражениями могут доставить удовольствие, только если тебе четырнадцать лет и на дворе 1998 год, а состояние души такое, что любое крепкое словцо способно вызвать хохот. Собственно, именно такой аудиторией (и тупыми журналистами) и была тепло воспринята игра в своё время. С другой стороны, вызвать ностальгические чувства у уже повзрослевших олдгеймеров “Петька и Василий Иванович спасают галактику”, наверное, способна. Но вот для тех, кто желает открыть для себя “новое старое” в жанре, она противопоказана, - впустую потратите время, которое можно уделить куда более достойным проектам, в том числе и отечественным.
P.S. На первом диске игры размещён текстовый файл, сообщающий, что установку следует начинать с третьего. Автор этого текста не смог выяснить, является ли это шуткой разработчиков или результатом работы кретина на должности релиз-инженера, поэтому выставленный рейтинг имеет положительную полярность. Если это всё-таки юмор, то к итоговой оценке можно пририсовывать минус.
Предыстория такова: давным-давно колонизационный корабль инопланетян потерпел катастрофу, и все его обитатели, за исключением тех, что находились в состоянии сонного стазиса, погибли, а сам аппарат стал спутником Земли - Луной. Но в 1917 году во время начала штурма Зимнего дворца один из выпущенных “Авророй” снарядов минует все слои атмосферы и попадает к пришельцам, из-за чего выжившие просыпаются. Пробудившись, зелёные человечки осознают, что их единственный способ выжить - захватить пригодную для этого планету, которая как раз поблизости. Местом главного удара выбрана деревня Гадюкино, в которой и будут разворачиваться события игры.
Нам предстоит взять под командование знаменитого начдива и его порученца, вернее - их образы из анекдотов. Залихватски проведя вчерашний вечер, они обнаруживают, что пропало полковое знамя, - никак его похитили белые, квартирующиеся прямо за рекой. Так как герои пока ещё не знают о приближении инопланетной угрозы, то возвращение являющегося сакральным символом полотнища становится их первоочередной задачей.
Для её решения нам предстоит заниматься традиционной для квестов деятельностью - сбором, комбинированием и применением предметов, диалогами с персонажами и исполнением их поручений и прихотей. Обращение с вещами как на локациях, так и в инвентаре выполнено на передовом для своего времени уровне эргономики. В первом случае у нас есть пролистываемое окно, на каждой страничке которого мы видим по шесть предметов, которые можем осмотреть, совместить с другими или использовать ещё каким-нибудь предусмотренным дизайном способом. Удобно. Менее комфортно обращаться с тем, что мы видим на текущем экране: все доступные для взаимодействия объекты подсвечиваются, однако конкретное действие выбирается из радиального меню, которое совершенным назвать нельзя. В отличие от “глобальной” карты, благодаря которой мы можем мгновенно переместиться в любую доступную на данный момент локацию без необходимости пробегать множество экранов, что пришлось бы делать при её отсутствии.
Если говорить о встречающихся личностях, то они имеют индивидуальность, но лишены харизмы. Во многом в этом виноват антураж, которому они соответствуют: “русский квест” и так предполагает использование понятных лишь русскому человеку образов и явлений, но в данном случае за основу взят дворовый фольклор, что пагубно сказывается как раз на самых “квестовых” элементах - сюжете, атмосфере и бытующих реалиях.
Страдает от такого положения вещей в первую очередь юмор, основанный на воспроизведении или иллюстрировании бородатых уже в те годы анекдотов. Абсолютно все реплики персонажей озвучены, причём профессиональными актёрами с “Союзмультфильма”, благодаря чему получился наглядный пример того, что бывает, когда гвозди забивают микроскопом: люди явно не всегда понимали, что же должны означать реплики их персонажей, а потому использовали неверные интонации. В результате и без того паршивенькие шутки стали абсолютно непонятными, особенно те, в которых подразумевается намёк на пошлость.
Я не зря столько внимания уделяю именно юмористическим компонентам, так как вся игра замешана на них. И именно поэтому “Петька и Василий Иванович спасают галактику” оставляет после себя впечатления как от посещения любительского школьного спектакля, режиссёром которого выступал тоже подросток. А ведь сюжет и атмосфера для жанра являются ключевыми элементами, и именно поэтому отсутствие опыта в их “производстве” исключают творение S.K.I.F. из ряда достойных приключенческих игр. Характерно, что авторы провалились именно с теми элементами, которые по состоянию на 1998 год уже почти не зависели от уровня развития технологий, - литературной составляющей и озвучкой.
Что касается собственно геймплея, то тут всё тоже нерадостно. Авторы постарались использовать много абсурдных ходов, однако такой приём хорош только тогда, когда выдерживается некая внутренняя логика природы и механики взаимодействия с окружением, как это было, например, в игре “Братья Пилоты: По следам Полосатого Слона”. Увы, но в данном случае разработчикам явно не хватило таланта, и посему обнаружение решений некоторых ситуаций вызывает удивление (в негативной коннотации), а не какие-нибудь позитивные чувства, как это должно бы было быть.
А вот с графикой и интерфейсом дела обстоят гораздо лучше. “Петька и Василий Иванович спасают галактику” имеет индивидуальный стиль картинки, хорошую композицию и радующую глаз палитру, - причём это относится как к персонажам, так и к фонам локаций. Музыкальное сопровождение тоже выполнено на достойном уровне.
В итоге мы имеем одного из самых первых, архетипичных представителей направления “русский квест”. Плохой юмор, который был бы уместен разве что в дворовой подростковой среде, усугублён несоответствующей игрой актёров озвучки, отчего производит ещё более удручающее впечатление. Да, графика отличная, интерфейс в целом довольно удобен. Но, к сожалению, причислить эту игру (как и всю серию) к классике не получится: плохие шутки вперемешку с пошлятиной и грубыми выражениями могут доставить удовольствие, только если тебе четырнадцать лет и на дворе 1998 год, а состояние души такое, что любое крепкое словцо способно вызвать хохот. Собственно, именно такой аудиторией (и тупыми журналистами) и была тепло воспринята игра в своё время. С другой стороны, вызвать ностальгические чувства у уже повзрослевших олдгеймеров “Петька и Василий Иванович спасают галактику”, наверное, способна. Но вот для тех, кто желает открыть для себя “новое старое” в жанре, она противопоказана, - впустую потратите время, которое можно уделить куда более достойным проектам, в том числе и отечественным.
P.S. На первом диске игры размещён текстовый файл, сообщающий, что установку следует начинать с третьего. Автор этого текста не смог выяснить, является ли это шуткой разработчиков или результатом работы кретина на должности релиз-инженера, поэтому выставленный рейтинг имеет положительную полярность. Если это всё-таки юмор, то к итоговой оценке можно пририсовывать минус.
- Атмосфера:
Клюква
Юмор - Аудитория:
Эротика - Время и место:
Солнечная система
Межвоенный период - Главный герой:
Женский персонаж - Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид сбоку - Происхождение:
Фильмы - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Сюжет:
Вторжение инопланетян - Тематика:
Научная фантастика
Альтернативная история - Технические детали:
Полная озвучка
ScummVM - Язык:
Русский
Графика 10/10
Сюжет 12/10
Геймплей 11/10
Взаимодействие персонажа с Объектом 18/10
флаг или знамя я не помню.Мне сразу понравилась атмосфера и прорисовка,характер персонажей и карты.Игра крутая
все советую 10/10
Присоединяюсь к комментарию от "Chapaevec"!
Петька лучший! Петька форева!