Многие французские игры 1980-х годов представляют собой крайне необычные, подчас экспериментальные проекты, выглядящие на фоне устоявшихся в XXI веке жанровых классификаций чем-то едва ли не сюрреалистическим. «A 320», разработанная авторами уже известной нам «Forteresse», только подтверждает этот вывод, будучи гибридом адвенчуры и совсем даже не простого и аутентичного авиасимулятора, – вероятно, первым и последним таким сочетанием в истории компьютерных развлечений. И при этом – да, опять, – феноменальной редкостью: вплоть до появления на нашем сайте в самом конце зимы 2019 года это произведение Loriciels в варианте для IBM PC числилось не то что ненайденным, а просто даже невыпущенным или отменённым.
Правда, если встречать этот раритет по одёжке, то впечатление сложится не очень-то благоприятное: у нас по-прежнему имеется лишь скудная CGA-графика, не способная передать и десятой доли реализма фотографических фонов. В большинстве случаев разобрать, что именно изображено на экране, всё-таки можно, – но не более того; справедливости ради стоит отметить, что версия для Amstrad CPC выглядела практически столь же аскетично, да и сама Atari ST мало чем могла похвастаться в «А 320» по визуальной части. Зато в отношении аудиосоставляющей дело обстоит намного лучше: в заставке играет очень даже полифоническая мелодия, да и звуковые эффекты - на манер взрывов или рёва моторов авиалайнера - выполнены несколько более реалистично, чем того можно было ожидать от французского проекта эпохи 1980-х.
Игровой процесс строго разделён на три части: первая и последняя представляют собой чистокровные point-and-click адвенчуры с видом от первого лица (правда, манипулятор типа «мышь» в РС-версии не поддерживается, – курсором нужно будет управлять с клавиатуры), тогда как второй – и наиболее сложный – посвящён вполне реалистичному пилотированию французского пассажирского самолёта Airbus A320, поступившего в эксплуатацию как раз в том же году, что и сама игра, и не зря вынесенного в заголовок в качестве основного героя всей здешней истории. Об этой главе «А 320» мы ещё скажем особо, а вот в начале и в конце нас ждёт весьма непродолжительный и скорее даже примитивный, но по-своему хитрый и коварный процесс общения с персонажами, запоминания кодов, а также традиционного поиска и использования предметов на подходящих им местах.
Экран в «приключенческом» режиме оказывается разделённым аж на пять окон с рамками; основное из них, в котором и показан вид текущей локации, расположено слева вверху и имеет размеры примерно 192×125 и без того невыразительно смотрящихся пикселей, – именно здесь мы будем орудовать курсором в виде стилизованной раскрытой пятерни, перемещая его клавишами со стрелками и активируя доступные действия нажатием «ввода». Правее расположено совсем уже странное небольшое окно, зачем-то демонстрирующее нам в режиме слайдшоу (и в искажённой перспективе, ибо размеры уже не те) иллюстрации других, соседних пейзажей или помещений, – исключительно в декоративно-ознакомительных целях, сделать там ничего нельзя. Панель внизу по центру выводит текстовое описание текущей локации, а также реплики других персонажей; если кто-то из потенциальных собеседников присутствует в той же комнате, в которой и мы в данный момент находимся, то его или её портрет отображается в маленьком окошке в нижнем левом углу, – и разговор, сводящийся к кратким фразам встречного лица, можно начать по нажатию на эту физиономию (в том числе и повторно, если есть такое желание). Наконец, самая миниатюрная иконка, находящаяся внизу справа и символизирующая портфель с указывающими на него двумя стрелками, – кнопка для вызова инвентаря. При нажатии на неё наши пожитки отображаются в виде картинок в центральной нижней панели, – и здесь их можно активировать для дальнейшего использования на основном окне. Перемещение между локациями осуществляется нажатием курсора на одну из четырёх сторон основного окна – если движение в выбранном направлении невозможно, последует звуковой сигнал.
Играем мы, как уже было косвенно отмечено, за командира воздушного судна – того самого новенького «Аэробуса»; прибыв на парковку аэропорта, где и начинается история «А 320», мы должны посетить главную контору своей компании, метеорологическое бюро, зал ожидания для пилотов и даже ресторан, – выясняя номер своего рейса, код доступа в закрытые для публики помещения и предназначенную нам взлётную полосу. Для этого нужно будет использовать не только заметные на экране двери, но и «панель путешествий», появляющуюся при нажатии в левом нижнем углу основного окна (помимо перечисленных локаций здесь присутствует ещё и башня управления, но там нам не особо рады). Обратите внимание, что все указанные данные придётся запоминать или записывать: при повторном визите представители авиакомпании могут и отказаться повторять эту полезную информацию (сославшись на то, что мы и так уже опаздываем на свой рейс), – а без кода доступа нас не пустят, скажем, из ресторана обратно в служебную часть аэропорта. Разведав всё нужное, выбираем предпоследний пункт из меню путешествий – «доступ к дорожкам», – садимся в автобус, забираемся в свой аэробус и проходим в кабину пилота.
Здесь игра существенным образом изменяется, в том числе внешне: вместо размытых CGA-фотографий перед нами оказывается весьма достоверное изображение приборной панели управления А 320 – выполненное в той же палитре, но вполне чётко и уже на весь экран. Первым делом потребуется продемонстрировать некоторые мнемонические способности, указав номер взлётной полосы, на которую нам предстоит выходить (естественно, предварительно выяснив таковой в метеорологическом бюро, – иначе катастрофа неминуема). Ну а затем мы остаёмся один на один с огромным лайнером. Так что внимательно изучайте руководство пользователя на предмет ознакомления с искусством пилотирования и отвечающими за это клавишами! На экране к нашим услугам – семь основных индикаторов (выполненных в виде цифр с подписями, – аналоговые датчики, полностью идентичные таковым у настоящего самолёта, в игре играют лишь роль декораций, за исключением прибора с видом линии горизонта). Слева направо мы видим: показатель нашей скорости (до 900 км/ч), индикатор мощности (в процентах от максимальной), вариометр (как ни странно, наименее полезная вещь), счётчик оставшегося топлива, альтиметр, угол направления полёта (от 0 до 360) и состояние шасси (тут всё просто: либо IN, либо OUT). Кроме того, по бокам расположены две лампочки «Auto», указывающие на то, что за ведение судна отвечает автопилот, – переключаться на него можно лишь в горизонтальном положении, то есть при нулевых показателях тангажа и крена (с ними можно справиться по двум цифровым панелькам без подписей, пониже основной). Стоит также отметить две ручки управления самолётом по бокам и рычаг управления двигателем по центру, – их мы активируем нажатием соответственно клавиш со стрелками и «P» / «O» для повышения или понижения мощности. Наконец, особая панель радио вызывается нажатием клавиши «F» (и только в режиме автопилота), загораживая собой все остальные приборы: здесь можно включать и выключать передатчик и выбирать между внутренней (только в кабине) и внешней (во всём салоне) связью – путём активации курсором соответствующих кнопок, – а также искать каналы радиостанций при помощи стрелок «влево» и «вправо». Имеется даже отдельная кнопка «S.O.S.»...
Первым делом, разумеется, следует разогнать свой лайнер и подняться в воздух (попутно убрав шасси клавишей «R»); уже на высоте чуть более ста метров мы получим вызов по радио, – выровняв летательный аппарат и включив автопилот (клавиша «K»), переходим к прослушиванию сообщения от башни управления (а если вы были внимательны в ресторане, то и не только от неё...). Оператор предписывает нам набрать определённую высоту и угол движения (данные эти случайные и меняются от игры к игре), – нужно как можно быстрее следовать инструкциям, иначе последует столкновение аэробуса с горой! Надо заметить, что в современных условиях эти действия оказываются крайне непростыми и чувствительными к скорости эмуляции, – потребуется некоторая тонкая настройка показателя cycles в эмуляторе DOSBox. Едва мы выполняем первую команду, как следующее радиосообщение информирует нас о новой высоте или угле поворота, затем о третьей, – а вот четвёртыми с нами свяжутся уже... некие пираты-хакеры, ультимативно требующие посадить самолёт – который, кстати сказать, оказывается заминированным, – на одном маленьком острове. Пусть там и есть своя взлётная полоса, посадка по традиции оказывается наиболее сложным действием, на которое способны лишь самые опытные пилоты, – мало того, что нужно умудриться не разбить лайнер в процессе, так вдобавок ещё придётся и в точности выполнять все указания пиратов, иначе взрыв последует гораздо раньше запланированного!
После приземления игра снова превращается в фотоадвенчуру о пяти окнах – но уже намного более нервную, с действиями на время и угрозой смерти в каждый момент. Нам придётся выбраться из обречённого аэробуса, проникнуть в домик, где держат наш экипаж и пассажиров, – и вступить в противоборство (к счастью, чисто квестовое) с пиратами и даже с одним числящимся у них на службе роботом-гуманоидом. Сложность игры, особенно второй её части, значительно усиливается невозможностью сохранить своё прохождение (если только вы не прибегли к помощи сторонних программ или «незаконных» функций современных эмуляторов), – пожалуй, этот момент постоянного ощущения опасности добавляет «А 320» некоторый шарм, которого так не хватало, скажем, в «Forteresse». Разумеется, все сообщения здесь исключительно на французском, однако ввиду их краткости и немногочисленности особого знания языка не требуется: из реплик персонажей и полученной по радио информации ключевыми оказываются прежде всего всяческие коды и номера, которые в любом случае выводятся в виде общепонятных цифр.
А потому общий вердикт будет скорее благоприятным: если вы интересуетесь необычными экспериментальными проектами, обратите на «А 320» самое пристальное внимание. Особенно потому, что за последние тридцать лет эту игру в исполнении для IBM PC практически никто не видел – и уж тем более не проходил.
Правда, если встречать этот раритет по одёжке, то впечатление сложится не очень-то благоприятное: у нас по-прежнему имеется лишь скудная CGA-графика, не способная передать и десятой доли реализма фотографических фонов. В большинстве случаев разобрать, что именно изображено на экране, всё-таки можно, – но не более того; справедливости ради стоит отметить, что версия для Amstrad CPC выглядела практически столь же аскетично, да и сама Atari ST мало чем могла похвастаться в «А 320» по визуальной части. Зато в отношении аудиосоставляющей дело обстоит намного лучше: в заставке играет очень даже полифоническая мелодия, да и звуковые эффекты - на манер взрывов или рёва моторов авиалайнера - выполнены несколько более реалистично, чем того можно было ожидать от французского проекта эпохи 1980-х.
Игровой процесс строго разделён на три части: первая и последняя представляют собой чистокровные point-and-click адвенчуры с видом от первого лица (правда, манипулятор типа «мышь» в РС-версии не поддерживается, – курсором нужно будет управлять с клавиатуры), тогда как второй – и наиболее сложный – посвящён вполне реалистичному пилотированию французского пассажирского самолёта Airbus A320, поступившего в эксплуатацию как раз в том же году, что и сама игра, и не зря вынесенного в заголовок в качестве основного героя всей здешней истории. Об этой главе «А 320» мы ещё скажем особо, а вот в начале и в конце нас ждёт весьма непродолжительный и скорее даже примитивный, но по-своему хитрый и коварный процесс общения с персонажами, запоминания кодов, а также традиционного поиска и использования предметов на подходящих им местах.
Экран в «приключенческом» режиме оказывается разделённым аж на пять окон с рамками; основное из них, в котором и показан вид текущей локации, расположено слева вверху и имеет размеры примерно 192×125 и без того невыразительно смотрящихся пикселей, – именно здесь мы будем орудовать курсором в виде стилизованной раскрытой пятерни, перемещая его клавишами со стрелками и активируя доступные действия нажатием «ввода». Правее расположено совсем уже странное небольшое окно, зачем-то демонстрирующее нам в режиме слайдшоу (и в искажённой перспективе, ибо размеры уже не те) иллюстрации других, соседних пейзажей или помещений, – исключительно в декоративно-ознакомительных целях, сделать там ничего нельзя. Панель внизу по центру выводит текстовое описание текущей локации, а также реплики других персонажей; если кто-то из потенциальных собеседников присутствует в той же комнате, в которой и мы в данный момент находимся, то его или её портрет отображается в маленьком окошке в нижнем левом углу, – и разговор, сводящийся к кратким фразам встречного лица, можно начать по нажатию на эту физиономию (в том числе и повторно, если есть такое желание). Наконец, самая миниатюрная иконка, находящаяся внизу справа и символизирующая портфель с указывающими на него двумя стрелками, – кнопка для вызова инвентаря. При нажатии на неё наши пожитки отображаются в виде картинок в центральной нижней панели, – и здесь их можно активировать для дальнейшего использования на основном окне. Перемещение между локациями осуществляется нажатием курсора на одну из четырёх сторон основного окна – если движение в выбранном направлении невозможно, последует звуковой сигнал.
Играем мы, как уже было косвенно отмечено, за командира воздушного судна – того самого новенького «Аэробуса»; прибыв на парковку аэропорта, где и начинается история «А 320», мы должны посетить главную контору своей компании, метеорологическое бюро, зал ожидания для пилотов и даже ресторан, – выясняя номер своего рейса, код доступа в закрытые для публики помещения и предназначенную нам взлётную полосу. Для этого нужно будет использовать не только заметные на экране двери, но и «панель путешествий», появляющуюся при нажатии в левом нижнем углу основного окна (помимо перечисленных локаций здесь присутствует ещё и башня управления, но там нам не особо рады). Обратите внимание, что все указанные данные придётся запоминать или записывать: при повторном визите представители авиакомпании могут и отказаться повторять эту полезную информацию (сославшись на то, что мы и так уже опаздываем на свой рейс), – а без кода доступа нас не пустят, скажем, из ресторана обратно в служебную часть аэропорта. Разведав всё нужное, выбираем предпоследний пункт из меню путешествий – «доступ к дорожкам», – садимся в автобус, забираемся в свой аэробус и проходим в кабину пилота.
Здесь игра существенным образом изменяется, в том числе внешне: вместо размытых CGA-фотографий перед нами оказывается весьма достоверное изображение приборной панели управления А 320 – выполненное в той же палитре, но вполне чётко и уже на весь экран. Первым делом потребуется продемонстрировать некоторые мнемонические способности, указав номер взлётной полосы, на которую нам предстоит выходить (естественно, предварительно выяснив таковой в метеорологическом бюро, – иначе катастрофа неминуема). Ну а затем мы остаёмся один на один с огромным лайнером. Так что внимательно изучайте руководство пользователя на предмет ознакомления с искусством пилотирования и отвечающими за это клавишами! На экране к нашим услугам – семь основных индикаторов (выполненных в виде цифр с подписями, – аналоговые датчики, полностью идентичные таковым у настоящего самолёта, в игре играют лишь роль декораций, за исключением прибора с видом линии горизонта). Слева направо мы видим: показатель нашей скорости (до 900 км/ч), индикатор мощности (в процентах от максимальной), вариометр (как ни странно, наименее полезная вещь), счётчик оставшегося топлива, альтиметр, угол направления полёта (от 0 до 360) и состояние шасси (тут всё просто: либо IN, либо OUT). Кроме того, по бокам расположены две лампочки «Auto», указывающие на то, что за ведение судна отвечает автопилот, – переключаться на него можно лишь в горизонтальном положении, то есть при нулевых показателях тангажа и крена (с ними можно справиться по двум цифровым панелькам без подписей, пониже основной). Стоит также отметить две ручки управления самолётом по бокам и рычаг управления двигателем по центру, – их мы активируем нажатием соответственно клавиш со стрелками и «P» / «O» для повышения или понижения мощности. Наконец, особая панель радио вызывается нажатием клавиши «F» (и только в режиме автопилота), загораживая собой все остальные приборы: здесь можно включать и выключать передатчик и выбирать между внутренней (только в кабине) и внешней (во всём салоне) связью – путём активации курсором соответствующих кнопок, – а также искать каналы радиостанций при помощи стрелок «влево» и «вправо». Имеется даже отдельная кнопка «S.O.S.»...
Первым делом, разумеется, следует разогнать свой лайнер и подняться в воздух (попутно убрав шасси клавишей «R»); уже на высоте чуть более ста метров мы получим вызов по радио, – выровняв летательный аппарат и включив автопилот (клавиша «K»), переходим к прослушиванию сообщения от башни управления (а если вы были внимательны в ресторане, то и не только от неё...). Оператор предписывает нам набрать определённую высоту и угол движения (данные эти случайные и меняются от игры к игре), – нужно как можно быстрее следовать инструкциям, иначе последует столкновение аэробуса с горой! Надо заметить, что в современных условиях эти действия оказываются крайне непростыми и чувствительными к скорости эмуляции, – потребуется некоторая тонкая настройка показателя cycles в эмуляторе DOSBox. Едва мы выполняем первую команду, как следующее радиосообщение информирует нас о новой высоте или угле поворота, затем о третьей, – а вот четвёртыми с нами свяжутся уже... некие пираты-хакеры, ультимативно требующие посадить самолёт – который, кстати сказать, оказывается заминированным, – на одном маленьком острове. Пусть там и есть своя взлётная полоса, посадка по традиции оказывается наиболее сложным действием, на которое способны лишь самые опытные пилоты, – мало того, что нужно умудриться не разбить лайнер в процессе, так вдобавок ещё придётся и в точности выполнять все указания пиратов, иначе взрыв последует гораздо раньше запланированного!
После приземления игра снова превращается в фотоадвенчуру о пяти окнах – но уже намного более нервную, с действиями на время и угрозой смерти в каждый момент. Нам придётся выбраться из обречённого аэробуса, проникнуть в домик, где держат наш экипаж и пассажиров, – и вступить в противоборство (к счастью, чисто квестовое) с пиратами и даже с одним числящимся у них на службе роботом-гуманоидом. Сложность игры, особенно второй её части, значительно усиливается невозможностью сохранить своё прохождение (если только вы не прибегли к помощи сторонних программ или «незаконных» функций современных эмуляторов), – пожалуй, этот момент постоянного ощущения опасности добавляет «А 320» некоторый шарм, которого так не хватало, скажем, в «Forteresse». Разумеется, все сообщения здесь исключительно на французском, однако ввиду их краткости и немногочисленности особого знания языка не требуется: из реплик персонажей и полученной по радио информации ключевыми оказываются прежде всего всяческие коды и номера, которые в любом случае выводятся в виде общепонятных цифр.
А потому общий вердикт будет скорее благоприятным: если вы интересуетесь необычными экспериментальными проектами, обратите на «А 320» самое пристальное внимание. Особенно потому, что за последние тридцать лет эту игру в исполнении для IBM PC практически никто не видел – и уж тем более не проходил.
- Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Франция - Техника:
Самолёты - Технические детали:
Оцифрованные персонажи - Элемент жанра:
Мультижанровая
Симуляторы деятельности - Язык:
Français