Когда речь заходит о подобиях Rogue, то люди, знакомые с жанром, обычно вспоминают NetHack и ADOM в качестве наиболее проработанных, известных и влиятельных игр в этом жанре. Немногие знают, что была ещё одна вещь, которая в своё время не уступала им, но автор и поклонники которой не смогли десятилетиями поддерживать и улучшать её. Имя этой игры - Omega. Её первая публичная версия появилась в 1987 году, одновременно с NetHack, а последняя версия (0.80.2) - в 1994-м, в год выхода ADOM, что немного символично.
На первый взгляд всё как обычно: шесть основных параметров у персонажа, здоровье, мана, переносимый вес и наличные деньги. Точность, атака, защита, сытость. ASCII-графика, никакого звукового сопровождения. Совершенно стандартный "рогалик". Однако необычность начинает проявляться уже на стадии создания персонажа. Ему нельзя выбрать расу и класс, зато, помимо случайной генерации, можно "играть за себя". Это значит пройти большую серию вопросов, которая определит параметры персонажа. Можно и привирать, но игра быстро распознает, если вы будете описывать себя как супермена. Вместо выбора пола предлагается указать, кто больше нравится, - мужчины или женщины.
Начало игры персонаж встретит на входе в город Rampart, центр цивилизации в здешних местах. Выходить оттуда сразу не рекомендуется, окружающий мир не гостеприимен, а масштаб карты значительно больше, чем в населённом пункте и подземельях, так что каждый шаг сытость героя будет падать - и без запаса продовольствия не получится добраться даже до ближайших катакомб. Да и что там делать без снаряжения? Так что поначалу игра будет напоминать скорее классическую RPG. Нужно исследовать город и раздобыть средства к существованию.
Основным источником последних станут гильдии, в которые может вступить персонаж. Всего их шесть: три боевые, две магические и воровская, которую ещё надо найти, - она себя не афиширует, что логично. Из боевых можно вступить только в одну, остальные две после этого откажутся иметь с вами дело - по крайней мере, если вас не выгонят из той, к которой вы присоединились. Для вступления в магические понадобится денежный взнос, солидный для начала игры; в одной из гильдий он зависит от параметра волшебной силы персонажа: чем он выше, тем ниже взнос. Воровской последний тоже требуется, но зависит он уже от ловкости. А что ещё более существенно, у гильдий есть ограничения, исходящие из того, следует ли персонаж порядку или хаосу.
Одной из ключевых особенностей этой игры является то, что значительная часть действий персонажа оцениваются как хаотичные или способствующие порядку. Не стоит думать, что гильдия паладинов примет в свои ряды человека, который вышибает в городе запертые двери и уходит из приюта для бездомных детей, не оставив там хотя бы монетки.
Порядок и хаос играют важную роль и в магической системе. Помимо гильдий, важным источником магии являются боги. Их четверо, по два для каждой стороны, и на любой есть воинственный бог и более склонная к магии и хитрости богиня. Имеются также и друиды, которые придерживаются нейтральности и не очень любимы за это богами, - но их ещё надо найти далеко от города. Наконец, есть и Лорды Судьбы, которые выше всего этого, но играют едва ли не ключевую роль в этом мире.
Несмотря на все сложности и затраты, в гильдии рекомендуется вступать как можно раньше. Опыт, который получает персонаж в своих приключениях, используется для повышения не только его уровня, но и ранга в ней. Так что прокачиваться, не состоя в упомянутых учреждениях, не совсем выгодно. Исключением является гильдия гладиаторов, где ранг повышается только в боях на арене против всё более сложных противников.
Боевая система, к слову, тоже представляет интерес. Каждую атаку персонаж автоматически совершает несколько действий, число которых зависит от уровня и не только. Действия эти можно задать вне боя; они включают в себя удары и блоки, на верхнем, среднем и нижнем уровнях, а также специальное нападение и защиту, которые затрачивают сразу два действия. Изначально располагая как раз двумя действиями, персонаж может нанести удар и блокировать, а может и ударить дважды но в этом случае окажется особенно уязвим, так как даже если атака противника придётся на другую высоту, то блок всё равно будет частично эффективен.
Но игра не ограничивается только получением опыта и богатств. Оракул, которого можно найти в городе, указывает на задания и миссии, доступные герою для выполнения, а также раскрывает полную информацию о параметрах и наклонностях персонажа, которую нельзя посмотреть никак иначе. Повысив свою известность, можно попасть на приём к герцогу и получать задания от него. Таким образом, в игре есть линейки квестов. В наличии и несколько различных концовок: от самой простой - накопить крупную сумму, купить особняк и уйти на покой, - до наиболее сложной и многоступенчатой, в результате которой персонажа объявят Полным Победителем.
Разумеется, у игры есть недостатки. Основной - очень неудобная система работы со снаряжением героя. Описывать, что там не так, долго, - но поверьте: если вы сможете освоиться с нею, то всё остальное уже не будет представлять большой сложности. Управление и в целом немного запутано и требует большего времени для привыкания, чем обычно в Rogue-подобных играх. Но это немного компенсируется тем, что здесь есть внутренняя справка (Shift+?). С основного игрового экрана вышеуказанная комбинация вызывает подробную информацию об игре и управлении, а на экранах различных заведений и снаряжения персонажа - адресную справку.
К сожалению, попадаются и баги, в этом отношении даже последняя версия игры далека от идеала. Поэтому рекомендуется иметь копию сохранения, даже если вы играете абсолютно честно и не восстанавливаете их после смерти персонажа - безвозвратной, как и в любом уважающем себя "рогалике".
В итоге можно сказать, что Omega не идеальная и не совсем отполированная, но она несомненно будет интересна любителям Rogue-подобных игр. Остаётся только догадываться, какой она могла бы быть, если бы кто-то посвятил ей столько же времени, сколько вышеупомянутым столпам жанра.
На первый взгляд всё как обычно: шесть основных параметров у персонажа, здоровье, мана, переносимый вес и наличные деньги. Точность, атака, защита, сытость. ASCII-графика, никакого звукового сопровождения. Совершенно стандартный "рогалик". Однако необычность начинает проявляться уже на стадии создания персонажа. Ему нельзя выбрать расу и класс, зато, помимо случайной генерации, можно "играть за себя". Это значит пройти большую серию вопросов, которая определит параметры персонажа. Можно и привирать, но игра быстро распознает, если вы будете описывать себя как супермена. Вместо выбора пола предлагается указать, кто больше нравится, - мужчины или женщины.
Начало игры персонаж встретит на входе в город Rampart, центр цивилизации в здешних местах. Выходить оттуда сразу не рекомендуется, окружающий мир не гостеприимен, а масштаб карты значительно больше, чем в населённом пункте и подземельях, так что каждый шаг сытость героя будет падать - и без запаса продовольствия не получится добраться даже до ближайших катакомб. Да и что там делать без снаряжения? Так что поначалу игра будет напоминать скорее классическую RPG. Нужно исследовать город и раздобыть средства к существованию.
Основным источником последних станут гильдии, в которые может вступить персонаж. Всего их шесть: три боевые, две магические и воровская, которую ещё надо найти, - она себя не афиширует, что логично. Из боевых можно вступить только в одну, остальные две после этого откажутся иметь с вами дело - по крайней мере, если вас не выгонят из той, к которой вы присоединились. Для вступления в магические понадобится денежный взнос, солидный для начала игры; в одной из гильдий он зависит от параметра волшебной силы персонажа: чем он выше, тем ниже взнос. Воровской последний тоже требуется, но зависит он уже от ловкости. А что ещё более существенно, у гильдий есть ограничения, исходящие из того, следует ли персонаж порядку или хаосу.
Одной из ключевых особенностей этой игры является то, что значительная часть действий персонажа оцениваются как хаотичные или способствующие порядку. Не стоит думать, что гильдия паладинов примет в свои ряды человека, который вышибает в городе запертые двери и уходит из приюта для бездомных детей, не оставив там хотя бы монетки.
Порядок и хаос играют важную роль и в магической системе. Помимо гильдий, важным источником магии являются боги. Их четверо, по два для каждой стороны, и на любой есть воинственный бог и более склонная к магии и хитрости богиня. Имеются также и друиды, которые придерживаются нейтральности и не очень любимы за это богами, - но их ещё надо найти далеко от города. Наконец, есть и Лорды Судьбы, которые выше всего этого, но играют едва ли не ключевую роль в этом мире.
Несмотря на все сложности и затраты, в гильдии рекомендуется вступать как можно раньше. Опыт, который получает персонаж в своих приключениях, используется для повышения не только его уровня, но и ранга в ней. Так что прокачиваться, не состоя в упомянутых учреждениях, не совсем выгодно. Исключением является гильдия гладиаторов, где ранг повышается только в боях на арене против всё более сложных противников.
Боевая система, к слову, тоже представляет интерес. Каждую атаку персонаж автоматически совершает несколько действий, число которых зависит от уровня и не только. Действия эти можно задать вне боя; они включают в себя удары и блоки, на верхнем, среднем и нижнем уровнях, а также специальное нападение и защиту, которые затрачивают сразу два действия. Изначально располагая как раз двумя действиями, персонаж может нанести удар и блокировать, а может и ударить дважды но в этом случае окажется особенно уязвим, так как даже если атака противника придётся на другую высоту, то блок всё равно будет частично эффективен.
Но игра не ограничивается только получением опыта и богатств. Оракул, которого можно найти в городе, указывает на задания и миссии, доступные герою для выполнения, а также раскрывает полную информацию о параметрах и наклонностях персонажа, которую нельзя посмотреть никак иначе. Повысив свою известность, можно попасть на приём к герцогу и получать задания от него. Таким образом, в игре есть линейки квестов. В наличии и несколько различных концовок: от самой простой - накопить крупную сумму, купить особняк и уйти на покой, - до наиболее сложной и многоступенчатой, в результате которой персонажа объявят Полным Победителем.
Разумеется, у игры есть недостатки. Основной - очень неудобная система работы со снаряжением героя. Описывать, что там не так, долго, - но поверьте: если вы сможете освоиться с нею, то всё остальное уже не будет представлять большой сложности. Управление и в целом немного запутано и требует большего времени для привыкания, чем обычно в Rogue-подобных играх. Но это немного компенсируется тем, что здесь есть внутренняя справка (Shift+?). С основного игрового экрана вышеуказанная комбинация вызывает подробную информацию об игре и управлении, а на экранах различных заведений и снаряжения персонажа - адресную справку.
К сожалению, попадаются и баги, в этом отношении даже последняя версия игры далека от идеала. Поэтому рекомендуется иметь копию сохранения, даже если вы играете абсолютно честно и не восстанавливаете их после смерти персонажа - безвозвратной, как и в любом уважающем себя "рогалике".
В итоге можно сказать, что Omega не идеальная и не совсем отполированная, но она несомненно будет интересна любителям Rogue-подобных игр. Остаётся только догадываться, какой она могла бы быть, если бы кто-то посвятил ей столько же времени, сколько вышеупомянутым столпам жанра.
- Аудио-/видео-стиль:
ASCII - Особенность геймплея:
Подобие Rogue
Генерируемые пространства - Способ распространения:
Freeware - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Фэнтези - Элемент жанра:
Пошаговая - Язык:
English
Тут есть бинарники под современные операционные системы "latest official version of Omega 0.80.2" в том числе и под дос. Но самое интересное - The newest development version of Omega is 0.90.4 (pre-alpha).