The Sting!

Ва-Банк!
The Sting!
Жанр: Strategy
Разработчик: neo Software Produktions
Издатель: JoWooD Productions Software
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка отсутствует
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.67 из 10
  • 16
  • 8
  • 29
«Ва-банк!» (ориг. The Sting!) – игра, выпущенная в далеком 2001 году компанией neo Software Produktions – интересная система, сочетающая в себе жанры квеста, адвенчуры и РПГ в одном флаконе.

В чистом виде игра, по сути, представлена симулятором ограблений, в котором наш герой, Макс Такер, пытается достичь былой славы путем совершения всё более и более феноменальных краж. Начинается сюжетная завязка с того, что персонаж после очередного «неудачного» дела оказывается за решеткой и выходит спустя несколько лет, несильно узнавая собственный город. Его старый подельник и босс, Морган встречает его у ворот тюрьмы, немного ознакомив с новостями, после чего таинственно исчезает. И именно с этого момента наш герой оказывается предоставлен сам себе и своей уже известной «карьере»…

Собственно, игровой процесс разделен как бы на 2 режима. Первый и относительно свободный – город, в котором, выбираясь из своего номера в мотеле, мы ходим по близлежащим мусоркам и кабакам, пытаясь узнать/найти что-то интересное, а главное - завербовать сообщников, посетить скупщиков краденого, купить инструменты/автомобиль. Для удобства по населенному пункту можно передвигаться на такси. Это один из самых приятных процессов, ибо сам город – та вселенная, в которой происходит игра, – обладает каким-то собственным неописуемым шармом и атмосферой: хоть всё сделано в достаточно гротескной и мультяшной манере, радует движущийся транспорт на дорогах, снующие местные жители, различные здания на карте (большинство – будущие цели для наших дел) и загадочные опорные конструкции, на которых он покоится, уходящие куда-то в туман. В общем и целом город близок по облику к американским мегаполисам эпохи 1930-х, но с неким сюрреалистическим уклоном.

Второй режим – непосредственно создание планов ваших ограблений и их исполнение. Это происходит на столе в мотеле и условно подразделяется на 2 части. Сначала план записывается, а именно - поэтапно распределяются действия вашего героя и/или его подельников. Куда пойти, какую дверь/окно и чем вскрыть, как не попасться глаза охране или не поднять излишний шум, – всё это учитывается. Разнообразные инструменты зачастую не универсальны, чем-то можно вскрывать только сейфы, другими – сигнализации; какие-то повреждают объекты, проверяемые охраной, какие-то – нет. То же самое можно сказать о сообщниках: если честно, игра просто перенасыщена подельниками, из которых достаточно эффективных можно насчитать штук 5-10; остальные, скорее всего, не пригодятся, а всё потому, что кроме качественно подобранных инструментов важны и навыки (которых всего 3) – взлома замков, сейфов и отключения охранных систем. Не менее важна зачастую и скорость персонажа, а также какую долю добычи он требует. Многие миссии можно пройти в одиночку, но на более серьезных налетах без команды не обойтись - как при обхождении охранных систем, так и при переноске добычи. Вдобавок с каждым успешным взломом наш герой Макс невольно оставляет всё больше следов, отчего растет так называемая «криминальная слава»; если этот параметр перешагнет определенную черту, на следующем деле рьяно роющегося отмычкой в замке главгероя могут накрыть прямо на выполнении плана… Целью большинства ограблений, кроме сюжетных в конце игры, является вынести добычи не менее чем на определенную сумму (хотя при определенной сноровке часто можно вынести и на порядок поболее).

Ах да, выполнение. Тут–то мы плавно переходим ко второй половине реализации ограбления, а именно - исполнению записанного нами плана. В этом режиме уже будет досконально учитываться всё, что мы творили по ходу первой части, и если хоть где-то возникнут оплошности – сразу будет поднята тревога. Совет: план лучше записывать и реализовывать по частям; если это крупное ограбление – обидно будет вскрыть дверь в начале, вынести всё, - и только при выполнении узнать, что охранник ее проверяет и поднял тревогу… А так – записали, проверили сомнительный момент, - и если всё хорошо, то идем дальше.

Объекты для ограбления нам предлагаются автоматически: они открываются блоками постепенно. Уровень сложности понемногу растет, и если старые бензоколонку и бакалейную лавку на начальном этапе мы будем грабить в одиночку, вооружившись ломиком и на старой ржавой машине, то банк и музей к концу игры – уже на в разы более вместительном транспорте, с толпой напарников и снаряженные по последнему слову техники. Честно, в игре нет особого смысла скупиться на инструменты и авто, т.к. деньги приходят относительно просто, а ближе к середине их попросту некуда девать. Кстати, какой-то единой системы выстраивания охранных систем нет, и действовать от миссии к миссии придется часто на ощупь: где-то охранник проверяет дверь не только на повреждения, но и на сам факт открывания; проверяться может и наличие некоторых объектов на своих местах; способы отключения сигнализации тоже встречаются разные - как напрямую, так и только удаленно. Словом, придется импровизировать, а чаще – обжигаться на ошибках и переделывать план.

Сюжет игры представлен полудюжиной комиксных вставок с озвучкой, ну и довольно интересными тематическими миссиями в конце. При всей куцести информации он довольно затягивает и заставляет усердно проходить их одну за другой, дабы уже увидеть развязку – если честно, довольно неожиданную. Нам предстоит вмешаться в дела некой могущественной организации, тайно управляющей нашим городом и во многом влияющей на его внешний облик, найти нового друга и вернуть старого…

Что опечалило: за рамками сюжета, к сожалению, почти ничего не раскрыто. Т.е. город создан, атмосфера тоже, есть врезки, обрывки информации в репликах персонажей, но … и только. С дальнейшим обследованием города копится много вопросов, ответов на большинство из которых никто не даст… эдакая легкая недосказанность.

Многих опечалила графика, - возможно, это действительно не самая сильная сторона игры; но через пару часов прохождения, если тебя «зацепило», на нее как-то уже перестаешь обращать внимание. Зато, как представляется, ее недостатки во многом компенсировала шикарнейшая озвучка – около 10 разнообразных и очень колоритных саундтреков, проходящих с Максом Такером через всю игру. Определенно, музыка – ее сильная сторона.

В любом случае обходить данную вещь стороной, если вы любите что-то интересное и душевное, со своеобразной атмосферой и довольно уникальной в своем сегменте тематикой, – а именно вдумчивой реализацией «не совсем честного отъема денег у населения», - просто непозволительно. Если не обращать внимания на некоторые мелкие баги (например, персонажи иногда начинают тупить при выполнении ограбления там, где, казалось бы, всё было идеально в записи) и откровенно страшные рожи в виде от первого лица, то, скорее всего, она вам понравится, особенно если не смотреть на нее свысока взглядом человека, избалованного всеми видами РПГ и разного рода адвенчурами и головоломками.
Автор обзора: Va-Bank Fan
The Clue!
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
macuto
@Va-Bank Fan, я как раз играл только в демку "Ва-Банка" :) Раньше демо-версии кидали на диски с полными играми, в качестве приложения. В финальную до сих пор не играл, хочется попробовать. Помню, что мне очень понравилась атмосфера, чем-то напомнила "Гномов" (Diggles).

Только сейчас узнал что у "Ва-Банка", оказывается, был двухмерный приквел 1994 года выпуска под названием "The Clue!" — нужно будет опробовать и его ^_^
Ва-Банк! пройти никогда не поздно!)
@Va-Bank Fan, я как раз играл только в демку "Ва-Банка" :) Раньше демо-версии кидали на диски с полными играми, в качестве приложения. В финальную до сих пор не играл, хочется попробовать. Помню, что мне очень понравилась атмосфера, чем-то напомнила "Гномов" (Diggles).

Только сейчас узнал что у "Ва-Банка", оказывается, был двухмерный приквел 1994 года выпуска под названием "The Clue!" — нужно будет опробовать и его ^_^
@Va-Bank Fan, скриншоты здесь приложить невозможно, а обсуждать такие вещи лучше, например, в разделе "PC Игры". Данный раздел предназначен не для вопросов, а для комментариев.
Есть один интересный вопрос по данной игре. Недавно общался с одним энтузиастом, также обожающим в свое время Ва-Банк\The Sting 2001, как и я. Он сказал, что в свое время играл в особую демо-версию данной игры, которая была выдана ему еще ДО релиза в 2000-2001 году неким софорумчанином с сайта Snowball.ru из Хабаровска, который предложил ему выслать ее в купе с нарезкой еще каких-то демок. Версия английская, и интересна в первую очередь тем, что в данной версии для ограбления было доступно не 2, а 3 здания, одно из которых затем засветилось на упаковках дисков и трейлере при релизе, но в финальную игру так и не попало (возможно по соображениям политкорректности?), вместо него оставив лишь некое подобие сада. Это здание было недоступно, увы, в режиме ограбления (игра вылетала сразу после движения персонажа в режиме планирования), но для обзора в городе было доступно вполне. Исходя из вышесказанного у меня 2 вопроса:
1) Что это вообще могла быть утекшая в народ демка еще до офиц. релиза, да еще и на территории СНГ? (авторы игры - австрийцы). Как она могла оказаться доступной, да еще и на физическом носителе, где можно откопать подобные "сборники" демо-версий?
2) Возможно, кто-то сталкивался с ней тоже и может рассказать что-то - что это за здание, как называлось? Оно находилось рядом с Отелем, и, как уже говорил, было удалено из финальной версии, оставив лишь узнаваемую площадку. Для наглядности прилагаю скриншоты.
если честно, меня задавила ЖАБА нанимать подельщиков и делиться с ними награбленными корованами, до последнего старался по максимуму упереть все в одно лицо, но на "больших делах" без подельников уже тяжело и нереально все упереть в одно лицо. Так и не прошел, но NOдежды не теряю, хотя подельщики мне не нравяться - рожи у них протокольные.
Игра атмосферная из тех ещё времен, когда в игре важен был не столько реализм картинки а сама атмосфера, в которую ты погружался как в одеялко.