Нет, «Crime and Punishment» – это, к сожалению, не игроизация романа Ф. М. Достоевского. Но всё равно это вполне примечательная и оригинальная вещь: симулятор североамериканского судьи, причём весьма серьёзный и даже реалистичный, особенно с учётом эпохи своего появления на свет.
О предыстории этого самого появления можно прочесть в обширной – на 18 страниц! – справке-руководстве, которая выводится на экран, если сразу после заставки нажать клавишу «B» (в противоположность «G» позволяющей перейти непосредственно к игре). Если коротко, то «Crime and Punishment» создавалась по горячим следам судебной реформы США 1970-х годов, когда группа экспертов предложила облегчить труд региональных судей (явно перегруженных работой) введением своего рода методических рекомендаций по так называемому «предполагаемому осуждению», рассчитываемых на основе широкой статистической базы посредством ЭВМ. В роли такого рядового провинциального вершителя правосудия нам и предлагается себя испытать – вынося приговор осуждённому нарушителю на основании имеющихся сведений о составе преступления и сравнивая свой вердикт с решением «настоящего» (а точнее, виртуально смоделированного) судьи.
Авторами игры выступили два признанных эксперта в области судебного права и той самой реформы – профессора Джек Кресс из Делавэра и Грэм Ньюман из Нью-Йорка, которым в этом деле помогали программист Рик Оливер и художник Мэтью Саркони. Работа последнего мастера ограничилась, понятное дело, всего лишь несколькими иллюстрациями (хотя и кое-какой анимацией), в версии для IBM PC с адаптером CGA выглядящими даже чуть похуже, чем в инкарнациях «Crime and Punishment» для других платформ, Apple II и Commodore 64. Имеющийся альтернативный и чисто текстовый вариант мы рассматривать не будем – в отличие от версии для IBM PCjr, которая обеспечивает несколько более приятную для глаз палитру и которую таким образом и стоит порекомендовать к использованию при запуске игры в современном эмуляторе DOSBox. Имеется здесь и звуковое оформление в виде мелодии, сопровождающей заставку и кульминационную сцену вынесения приговора, а также и звуковых сигналов, призванных символизировать удары молотка судьи, – всё это добро разрешается при желании отключить нажатием клавиши «S».
Добравшись до собственно зала суда, мы сразу же получаем на руки очередного обвиняемого: он уже признан виновным присяжными, и дело только за нами – иначе говоря, за вынесением приговора. Оглашаемые здесь правонарушения самые разнообразные и варьируются по степени своей тяжести от лжесвидетельства и преступной халатности до убийства и компьютерного пиратства (авторы говорят о миллионах доступных игроку уникальных случаев – понятное дело, подбираемых программой случайным образом из некоторого набора компонентов, но с серьёзной заявкой на реализм). Представленное здесь же меню из пяти пунктов позволяет запросить более подробную информацию о составе преступления и личности подсудимого: клавиша «1» отвечает за детали совершённого правонарушения (тут будут доступны вопросы о размере нанесённого ущерба, об отношениях с жертвой, об использованном оружии и др.); при нажатии цифры «2» можно узнать об уголовном прошлом обвиняемого (статус на момент совершения преступления, наличие и характер предыдущих судимостей и т. д.); раздел «Pre-sentence report», открываемый при помощи клавиши «3», содержит в себе запросы о личных качествах правонарушителя – об истории его занятости, воспитания и душевного здоровья, а равно и краткий отчёт о том, как проходило заседание суда присяжных. Нажатие «4» позволит перечесть всю собранную ранее информацию, – ну а клавиша «5» будет означать переход к собственно вынесению приговора.
По большей части нам доступно всего три варианта определения дальнейшей судьбы обвиняемого: условное осуждение («Probation») и – внимание! – две разновидности тюремного заключения, «Jail» (окружная тюрьма для приговорённых к сравнительно небольшим срокам изоляции от общества) и «Prison» (более тщательно охраняемая каталажка общегосударственного уровня, рассчитанная уже на длительное пребывание). Иногда – в случае с особо тяжкими преступлениями – к обычному ассортименту может прибавляться и высшая мера наказания. При стандартных же правонарушениях после выбора одного из трёх доступных вариантов требуется ещё и указать на следующем экране период заключения или полицейского наблюдения – вводя количество, соответственно, лет, месяцев и/или дней. После этого-то мы и сможем сравнить результат своей профессиональной деятельности с вердиктом «настоящего» (по мнению программы) судьи, – оба приговора отображаются тут на чашах стилизованных весов. Собственно целью игры является достичь баланса или набрать как можно большее количество очков, выражаемых в «судебных молотках» и начисляемых в размере от одного до десяти сообразно степени приближённости нашего приговора к идеальному. При этом учитывается и то, насколько релевантными были заданные нами до вынесения приговора вопросы, – иначе говоря, если спрашивать, скажем, обвиняемого в незаконном ведении каких-нибудь денежных операций об орудии преступления или о его отношении к жертве, то штрафных санкций не избежать! Помимо такой оценки за каждое отдельное дело мы увидим на экране и свой показатель «Judicial IQ», на этот раз исключительно числовой и представляющий собой средний балл, полученный нами за все уже рассмотренные дела, – после чего можно будет перейти к решению судьбы следующего обвиняемого.
В результате, несмотря на ожидаемую аскетичность визуальной составляющей, а также и на некоторые погрешности «искусственного судебного интеллекта», временами выносящего довольно-таки неожиданные «образцовые» приговоры, «Crime and Punishment» оставляет по себе скорее самое приятное впечатление. Образовательная ценность игры налицо, – да и просто симулятор американского окружного судьи выделяется среди электронных развлечений крайне редкой, если не уникальной, тематикой, а потому и рекомендуется всем любителям оригинальных проектов.
О предыстории этого самого появления можно прочесть в обширной – на 18 страниц! – справке-руководстве, которая выводится на экран, если сразу после заставки нажать клавишу «B» (в противоположность «G» позволяющей перейти непосредственно к игре). Если коротко, то «Crime and Punishment» создавалась по горячим следам судебной реформы США 1970-х годов, когда группа экспертов предложила облегчить труд региональных судей (явно перегруженных работой) введением своего рода методических рекомендаций по так называемому «предполагаемому осуждению», рассчитываемых на основе широкой статистической базы посредством ЭВМ. В роли такого рядового провинциального вершителя правосудия нам и предлагается себя испытать – вынося приговор осуждённому нарушителю на основании имеющихся сведений о составе преступления и сравнивая свой вердикт с решением «настоящего» (а точнее, виртуально смоделированного) судьи.
Авторами игры выступили два признанных эксперта в области судебного права и той самой реформы – профессора Джек Кресс из Делавэра и Грэм Ньюман из Нью-Йорка, которым в этом деле помогали программист Рик Оливер и художник Мэтью Саркони. Работа последнего мастера ограничилась, понятное дело, всего лишь несколькими иллюстрациями (хотя и кое-какой анимацией), в версии для IBM PC с адаптером CGA выглядящими даже чуть похуже, чем в инкарнациях «Crime and Punishment» для других платформ, Apple II и Commodore 64. Имеющийся альтернативный и чисто текстовый вариант мы рассматривать не будем – в отличие от версии для IBM PCjr, которая обеспечивает несколько более приятную для глаз палитру и которую таким образом и стоит порекомендовать к использованию при запуске игры в современном эмуляторе DOSBox. Имеется здесь и звуковое оформление в виде мелодии, сопровождающей заставку и кульминационную сцену вынесения приговора, а также и звуковых сигналов, призванных символизировать удары молотка судьи, – всё это добро разрешается при желании отключить нажатием клавиши «S».
Добравшись до собственно зала суда, мы сразу же получаем на руки очередного обвиняемого: он уже признан виновным присяжными, и дело только за нами – иначе говоря, за вынесением приговора. Оглашаемые здесь правонарушения самые разнообразные и варьируются по степени своей тяжести от лжесвидетельства и преступной халатности до убийства и компьютерного пиратства (авторы говорят о миллионах доступных игроку уникальных случаев – понятное дело, подбираемых программой случайным образом из некоторого набора компонентов, но с серьёзной заявкой на реализм). Представленное здесь же меню из пяти пунктов позволяет запросить более подробную информацию о составе преступления и личности подсудимого: клавиша «1» отвечает за детали совершённого правонарушения (тут будут доступны вопросы о размере нанесённого ущерба, об отношениях с жертвой, об использованном оружии и др.); при нажатии цифры «2» можно узнать об уголовном прошлом обвиняемого (статус на момент совершения преступления, наличие и характер предыдущих судимостей и т. д.); раздел «Pre-sentence report», открываемый при помощи клавиши «3», содержит в себе запросы о личных качествах правонарушителя – об истории его занятости, воспитания и душевного здоровья, а равно и краткий отчёт о том, как проходило заседание суда присяжных. Нажатие «4» позволит перечесть всю собранную ранее информацию, – ну а клавиша «5» будет означать переход к собственно вынесению приговора.
По большей части нам доступно всего три варианта определения дальнейшей судьбы обвиняемого: условное осуждение («Probation») и – внимание! – две разновидности тюремного заключения, «Jail» (окружная тюрьма для приговорённых к сравнительно небольшим срокам изоляции от общества) и «Prison» (более тщательно охраняемая каталажка общегосударственного уровня, рассчитанная уже на длительное пребывание). Иногда – в случае с особо тяжкими преступлениями – к обычному ассортименту может прибавляться и высшая мера наказания. При стандартных же правонарушениях после выбора одного из трёх доступных вариантов требуется ещё и указать на следующем экране период заключения или полицейского наблюдения – вводя количество, соответственно, лет, месяцев и/или дней. После этого-то мы и сможем сравнить результат своей профессиональной деятельности с вердиктом «настоящего» (по мнению программы) судьи, – оба приговора отображаются тут на чашах стилизованных весов. Собственно целью игры является достичь баланса или набрать как можно большее количество очков, выражаемых в «судебных молотках» и начисляемых в размере от одного до десяти сообразно степени приближённости нашего приговора к идеальному. При этом учитывается и то, насколько релевантными были заданные нами до вынесения приговора вопросы, – иначе говоря, если спрашивать, скажем, обвиняемого в незаконном ведении каких-нибудь денежных операций об орудии преступления или о его отношении к жертве, то штрафных санкций не избежать! Помимо такой оценки за каждое отдельное дело мы увидим на экране и свой показатель «Judicial IQ», на этот раз исключительно числовой и представляющий собой средний балл, полученный нами за все уже рассмотренные дела, – после чего можно будет перейти к решению судьбы следующего обвиняемого.
В результате, несмотря на ожидаемую аскетичность визуальной составляющей, а также и на некоторые погрешности «искусственного судебного интеллекта», временами выносящего довольно-таки неожиданные «образцовые» приговоры, «Crime and Punishment» оставляет по себе скорее самое приятное впечатление. Образовательная ценность игры налицо, – да и просто симулятор американского окружного судьи выделяется среди электронных развлечений крайне редкой, если не уникальной, тематикой, а потому и рекомендуется всем любителям оригинальных проектов.
- Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
PC booter
PCjr
Tandy - Элемент жанра:
Симуляторы деятельности - Язык:
English
P.S. Пару раз попадались дела по убийствам. Однажды это было убийство и похищение ребёнка. Я дал 25 лет строго режима (prison), но компьютерный судья был куда строже - подсудимый был приговорён к смертной казни. Во втором случае было убийство полицейского. И я и судья выбрали одно и тоже наказание - смертную казнь. За это я получил 10 "молоточков" и хвалебные отзывы от судьи. Но в более простых делах я далеко не всегда так точен. Особенно меня поражают приговоры при мошенничестве - сумы огромные (иногда сотни тысяч долларов и это 1984 год!), а наказание мягкое. Плюс часто наказание это несколько лет условно. Намного чаще чем у нас. А ещё меня удивляет приговоры типа 8 месяцев и 28 дней. Почему такая точность? Я больше привык к годам и месяцам.