Антропоморфный муравей Ферда, один из самых известных персонажей чехословацкой (и впоследствии чешской) детской литературы и массовой культуры, был придуман в 1927 году писателем и художником Ондржеем Секорой для своих историй в картинках (в той стране тогда ещё едва ли называвшихся "комиксами"), публиковавшихся в крупнейшей местной газете "Лидове новины". В большинстве источников, правда, его "датой рождения" указан 1933-й, - но на самом деле это не вполне правильно: впервые он появился всё-таки шестью годами ранее, но первоначально не имел имени, а "сериал" назывался просто "Příhody opilého mravence"; в означенный же временной отрезок главный герой - уточним на всякий случай, что муравей этот мужского пола, - обрёл имя, а новые выпуски стали выходить под заглавием "Příhody Ferdy Mravence". Эти ранние иллюстрированные рассказы, надо заметить, вовсе не предназначались для детей, а были обращены к куда более взрослой аудитории; содержание их тоже бывало разным - в основном представляя собой острую сатиру на нравы тогдашней капиталистической Чехословакии (сам Ферда был своего рода аллегорией слегка опустившегося бедняка, мечтающего о лучшем будущем); а сюжеты конца 1930-х годов содержали и вовсе нескрываемый патриотический подтекст, тщетно призывая население готовиться к сопротивлению нацистским агрессорам.
Первую адаптацию своего творчества для детей Секора был вынужден предпринять в трудные годы начала оккупации, что, однако, не спасло "сериал" от запрета цензурой протектората Богемия и Моравия в 1941 году. После освобождения Чехословакии советскими и - в случае с Пльзенем и соседними районами - союзными войсками и установления социализма Ондржей принял новую власть, и ещё до её окончательной победы в 1948 году появились первые "новые" истории об этом герое (уже тогда популярном), по-прежнему ориентированные на детей, но теперь проповедующие коммунистические идеалы. В начале 1950-х в творчестве Секоры происходит настоящий подъём: Ферда и другие постоянные персонажи, в том числе божья коровка Берушка (с чешского это именно так и переводится - "божья коровка"), навозный жук Пытлик и другие, работали в ударной сельскохозяйственной бригаде, стремились выполнить пятилетку в срок и сражались со всевозможными вредителями от мира насекомых, сильно напоминавшими образы стереотипных западных империалистов. Первый сборник комиксов (будем для краткости называть их так) о Ферде вышел ещё в 1936 году, а в 1950-е и 1960-е свет увидело несколько детских книг о нём - разумеется, с иллюстрациями, но и с большим, чем в коротких историях с картинками, количеством текста; некоторые такие произведения были переведены на русский язык и изданы в СССР, где также получили некоторую известность, однако в основном подвергались критике: кое-кто видел в показанном там обществе насекомых скрытую сатиру на гипотетический коммунистический строй, - а впоследствии, уже в 1990-е, отдельные так называемые "либералы", напротив, называли эти детские книжки "орудием пропаганды" соответствующих взглядов. Ондржей Секора умер в 1967-м, однако созданный им персонаж продолжал оставаться одним из любимейших героев чехословацких, а затем чешских и словацких детей: произведения о нём продолжали переиздаваться массовыми тиражами и после смерти автора, причём этому не помешал даже развал страны в 1993-м, ибо они были по-прежнему востребованы обществом.
В 2000 году в Чехии был начат выпуск уникального журнала "CD-Romek", посвящённого детским компьютерным играм и рассчитанного на соответствующую аудиторию. В качестве приложения к нему шли различные зарубежные проекты, - однако к каждому номеру (коих до его закрытия в 2005 году вышла 41 штука) прилагалась и простенькая игра местного производства, разработанная по заказу издания. Сначала это были "цельные" и "развивающие" квесты, исполненные в двумерной графике, - но с 2002 года их сменили две серии, состоящие из независимых друг от друга (что в сюжетном, что в техническом плане) коротких "эпизодов", - детское приключение "Čtyřlístek" (по мотивам одноимённого детского комикса) и как раз Ferda, реализованная в жанре аркады (преимущественно платформера). Общее число частей последней упомянутой игры составило десять штук, - и со временем они, никогда не переводившиеся с чешского на иные языки и не издававшиеся за пределами страны, стали огромными раритетами: ролики с записью их процесса стали появляться на Youtube ещё с начала 2010-х годов, однако сами данные вещи по непонятной причине ревностно оберегались редкими коллекционерами. Теперь на подобных "усилиях" поставлена жирная точка.
Необходимо сразу же отметить, что все девять найденных к 2019 году частей (всего же их выпущено десять) похожи друг на друга, а также ожидаемо "бюджетны", но, что примечательно, довольно сложны в прохождении. Сюжет каждой из них всегда условен (и иногда вместо смеха вызывает раздражение), а прохождение - которое формально можно завершить минут за десять, если по-настоящему наловчиться, - предполагает преодоление нескольких этапов; и если в ранних играх последние стремились делать "оригинальными" (то есть отличающимися друг от друга) не только в рамках "выпуска", но и в принципе, то впоследствии перешли к откровенному самокопированию. Ни в одной из частей нет боевого элемента: главный герой не способен никого ни убить, ни ранить, - однако же риск для его собственной жизни чаще всего будет.
На данной страничке представлена первая из десяти игр-эпизодов - Ferda: Sluníčková pouť. Сюжет: Берушке (приходится уточнить, что она, в отличие от главного героя и прочих персонажей, во всех частях серии изображена в виде словно бы девушки в костюме божьей коровки - с человеческим лицом, светлой кожей, накрашенными губами и в туфлях на каблуках, - это вызывает очень странные и неприятные ассоциации) хочется завладеть некой драгоценностью под названием "Медовое сердце", для приобретения которой нужны синие кристаллы. Заработать их можно в мини-играх, предлагаемых жителями насекомьей деревни, - и Ферда, как истинный джентльмен, берётся за добычу сокровищ; правда, для доступа к самим упомянутым забавам сначала придётся раздобыть золотые монетки, коих у героя нет. Первые трудности связаны именно с этим: во-первых, по умолчанию персонаж передвигается просто с черепашьей скоростью (чтобы заставить его бежать - требуется зажать "Shift"), во-вторых - прыжки здесь неожиданно сложные для детской игры. Разбиться, правда, нельзя, но для приземления на соседний выступ земли или гриб, играющие роль платформ, требуется и (порой) брать разбег, и (всегда) очень скрупулёзно высчитывать стартовую точку. Как только собрано сколько-то вышеозначенных бонусов, имеет смысл вступать в диалоги с четырьмя местными "устроителями игр" (в каждом разговоре они сначала поясняют правила, а потом предлагают согласиться или отказаться от участия).
Идти лучше всего сначала к "обычному" жуку: "его" игра - безопасный лабиринт - самая "дешёвая" и заодно позволяет заработать много дополнительных монеток. Её смысл - успеть за ограниченное время собрать в пещере все монетки (прыгать не требуется, но бегать придётся; перспектива обзора - изометрическая); если всё получилось - то мы получаем кристалл. С жуком-мексиканцем нужно играть в "напёрсток", то есть запоминать, под какой из стаканчиков, впоследствии активно переставляемых, изначально был положен шарик (он не жульничает, так что нужна только внимательность), - а с зелёным не то жуком, не то пауком предстоит вращать разукрашенное колесо таким образом, чтобы оно останавливалось на нужном изображении. Самой сложной является игра, доступ к которой охраняет жук-пират, - это тоже пещерный лабиринт в изометрической перспективе, но уже полный опасностей (и в верхней части экрана при входе в него появляется запас "жизней" в виде трёх сердечек; здоровья в рамках них нет). Здесь нашей задачей является последовательное наступание на напольные "лампочки" - с одновременным уворачиванием от вылезающих из стен шипов и исторгаемых оттуда же потоков пламени; приходится признать, что сделать это, скорее всего, будет не очень просто даже взрослому человеку. Судя по всему, дабы удовлетворить аппетиты охочей до побрякушек Берушки, достаточно заработать пять кристаллов (то есть, например, первый лабиринт - "на скорость" - можно пройти дважды: это вполне разрешено).
Графика трёхмерная, но, увы, не слишком качественная - и даже не для своего времени, а в принципе; анимационные эффекты и мимика у персонажей практически отсутствуют (хотя "ролики" в виде тех самых диалогов-пояснений и есть). В редких рецензиях что данная игра, что вся серия удостоились очень нелестных оценок, - и с этим приходится соглашаться: для детей подобная вещь наверняка окажется непосильно сложной, для взрослых - тоже не самой простой, да к тому же едва ли интересной. Правда, примечательно, что все эпизоды были озвучены не просто профессиональными, а вроде бы даже очень известными в Чехии актёрами дубляжа (и конкретно в этом "выпуске" вся речь дублируется субтитрами), - однако нам от этого мало проку, да и жалко людей, которым пришлось тратить силы и талант (качество их работы действительно высокое, - особенно удался образ Пытлика в "сюжетных" сценах) на такой продукт. В результате остаётся констатировать, что "первый блин" в серии вышел самым настоящим "комом"; дальше стало лучше, но капитальных изменений, увы, так и не произошло.
Первую адаптацию своего творчества для детей Секора был вынужден предпринять в трудные годы начала оккупации, что, однако, не спасло "сериал" от запрета цензурой протектората Богемия и Моравия в 1941 году. После освобождения Чехословакии советскими и - в случае с Пльзенем и соседними районами - союзными войсками и установления социализма Ондржей принял новую власть, и ещё до её окончательной победы в 1948 году появились первые "новые" истории об этом герое (уже тогда популярном), по-прежнему ориентированные на детей, но теперь проповедующие коммунистические идеалы. В начале 1950-х в творчестве Секоры происходит настоящий подъём: Ферда и другие постоянные персонажи, в том числе божья коровка Берушка (с чешского это именно так и переводится - "божья коровка"), навозный жук Пытлик и другие, работали в ударной сельскохозяйственной бригаде, стремились выполнить пятилетку в срок и сражались со всевозможными вредителями от мира насекомых, сильно напоминавшими образы стереотипных западных империалистов. Первый сборник комиксов (будем для краткости называть их так) о Ферде вышел ещё в 1936 году, а в 1950-е и 1960-е свет увидело несколько детских книг о нём - разумеется, с иллюстрациями, но и с большим, чем в коротких историях с картинками, количеством текста; некоторые такие произведения были переведены на русский язык и изданы в СССР, где также получили некоторую известность, однако в основном подвергались критике: кое-кто видел в показанном там обществе насекомых скрытую сатиру на гипотетический коммунистический строй, - а впоследствии, уже в 1990-е, отдельные так называемые "либералы", напротив, называли эти детские книжки "орудием пропаганды" соответствующих взглядов. Ондржей Секора умер в 1967-м, однако созданный им персонаж продолжал оставаться одним из любимейших героев чехословацких, а затем чешских и словацких детей: произведения о нём продолжали переиздаваться массовыми тиражами и после смерти автора, причём этому не помешал даже развал страны в 1993-м, ибо они были по-прежнему востребованы обществом.
В 2000 году в Чехии был начат выпуск уникального журнала "CD-Romek", посвящённого детским компьютерным играм и рассчитанного на соответствующую аудиторию. В качестве приложения к нему шли различные зарубежные проекты, - однако к каждому номеру (коих до его закрытия в 2005 году вышла 41 штука) прилагалась и простенькая игра местного производства, разработанная по заказу издания. Сначала это были "цельные" и "развивающие" квесты, исполненные в двумерной графике, - но с 2002 года их сменили две серии, состоящие из независимых друг от друга (что в сюжетном, что в техническом плане) коротких "эпизодов", - детское приключение "Čtyřlístek" (по мотивам одноимённого детского комикса) и как раз Ferda, реализованная в жанре аркады (преимущественно платформера). Общее число частей последней упомянутой игры составило десять штук, - и со временем они, никогда не переводившиеся с чешского на иные языки и не издававшиеся за пределами страны, стали огромными раритетами: ролики с записью их процесса стали появляться на Youtube ещё с начала 2010-х годов, однако сами данные вещи по непонятной причине ревностно оберегались редкими коллекционерами. Теперь на подобных "усилиях" поставлена жирная точка.
Необходимо сразу же отметить, что все девять найденных к 2019 году частей (всего же их выпущено десять) похожи друг на друга, а также ожидаемо "бюджетны", но, что примечательно, довольно сложны в прохождении. Сюжет каждой из них всегда условен (и иногда вместо смеха вызывает раздражение), а прохождение - которое формально можно завершить минут за десять, если по-настоящему наловчиться, - предполагает преодоление нескольких этапов; и если в ранних играх последние стремились делать "оригинальными" (то есть отличающимися друг от друга) не только в рамках "выпуска", но и в принципе, то впоследствии перешли к откровенному самокопированию. Ни в одной из частей нет боевого элемента: главный герой не способен никого ни убить, ни ранить, - однако же риск для его собственной жизни чаще всего будет.
На данной страничке представлена первая из десяти игр-эпизодов - Ferda: Sluníčková pouť. Сюжет: Берушке (приходится уточнить, что она, в отличие от главного героя и прочих персонажей, во всех частях серии изображена в виде словно бы девушки в костюме божьей коровки - с человеческим лицом, светлой кожей, накрашенными губами и в туфлях на каблуках, - это вызывает очень странные и неприятные ассоциации) хочется завладеть некой драгоценностью под названием "Медовое сердце", для приобретения которой нужны синие кристаллы. Заработать их можно в мини-играх, предлагаемых жителями насекомьей деревни, - и Ферда, как истинный джентльмен, берётся за добычу сокровищ; правда, для доступа к самим упомянутым забавам сначала придётся раздобыть золотые монетки, коих у героя нет. Первые трудности связаны именно с этим: во-первых, по умолчанию персонаж передвигается просто с черепашьей скоростью (чтобы заставить его бежать - требуется зажать "Shift"), во-вторых - прыжки здесь неожиданно сложные для детской игры. Разбиться, правда, нельзя, но для приземления на соседний выступ земли или гриб, играющие роль платформ, требуется и (порой) брать разбег, и (всегда) очень скрупулёзно высчитывать стартовую точку. Как только собрано сколько-то вышеозначенных бонусов, имеет смысл вступать в диалоги с четырьмя местными "устроителями игр" (в каждом разговоре они сначала поясняют правила, а потом предлагают согласиться или отказаться от участия).
Идти лучше всего сначала к "обычному" жуку: "его" игра - безопасный лабиринт - самая "дешёвая" и заодно позволяет заработать много дополнительных монеток. Её смысл - успеть за ограниченное время собрать в пещере все монетки (прыгать не требуется, но бегать придётся; перспектива обзора - изометрическая); если всё получилось - то мы получаем кристалл. С жуком-мексиканцем нужно играть в "напёрсток", то есть запоминать, под какой из стаканчиков, впоследствии активно переставляемых, изначально был положен шарик (он не жульничает, так что нужна только внимательность), - а с зелёным не то жуком, не то пауком предстоит вращать разукрашенное колесо таким образом, чтобы оно останавливалось на нужном изображении. Самой сложной является игра, доступ к которой охраняет жук-пират, - это тоже пещерный лабиринт в изометрической перспективе, но уже полный опасностей (и в верхней части экрана при входе в него появляется запас "жизней" в виде трёх сердечек; здоровья в рамках них нет). Здесь нашей задачей является последовательное наступание на напольные "лампочки" - с одновременным уворачиванием от вылезающих из стен шипов и исторгаемых оттуда же потоков пламени; приходится признать, что сделать это, скорее всего, будет не очень просто даже взрослому человеку. Судя по всему, дабы удовлетворить аппетиты охочей до побрякушек Берушки, достаточно заработать пять кристаллов (то есть, например, первый лабиринт - "на скорость" - можно пройти дважды: это вполне разрешено).
Графика трёхмерная, но, увы, не слишком качественная - и даже не для своего времени, а в принципе; анимационные эффекты и мимика у персонажей практически отсутствуют (хотя "ролики" в виде тех самых диалогов-пояснений и есть). В редких рецензиях что данная игра, что вся серия удостоились очень нелестных оценок, - и с этим приходится соглашаться: для детей подобная вещь наверняка окажется непосильно сложной, для взрослых - тоже не самой простой, да к тому же едва ли интересной. Правда, примечательно, что все эпизоды были озвучены не просто профессиональными, а вроде бы даже очень известными в Чехии актёрами дубляжа (и конкретно в этом "выпуске" вся речь дублируется субтитрами), - однако нам от этого мало проку, да и жалко людей, которым пришлось тратить силы и талант (качество их работы действительно высокое, - особенно удался образ Пытлика в "сюжетных" сценах) на такой продукт. В результате остаётся констатировать, что "первый блин" в серии вышел самым настоящим "комом"; дальше стало лучше, но капитальных изменений, увы, так и не произошло.
- Главный герой:
Животное - Особенность геймплея:
Мини-игры - Перспектива:
Вид от третьего лица
Изометрия - Происхождение:
Книги
Комиксы - Способ распространения:
Бесплатное приложение - Страна или регион происхождения:
Чехия и Словакия - Элемент жанра:
Платформер - Язык:
Čeština