Испанская аркада, в варианте для IBM PC весьма раритетная: соответствующая версия стала доступна широкой общественности лишь в августе 2019 года. Сюжет изложен в руководстве, - однако он настолько бредовый (в плохом смысле слова), что правильнее будет изложить его кратко, опустив малопонятные юмористические отсылки. Итак, действие происходит в XLI веке, где дальние космические перелёты и контакты между различными разумными расами давно стали обыденным делом. Во Вселенной, тем не менее, дела обстоят очень неспокойно: из тюрьмы сбежал ужасный злодей NEXFI, под знамёна которого встала не только раса существ под названием "Arañas-Alien" (что условно можно перевести как "пауки-инопланетяне"), но и всевозможные мутанты, появившиеся на свет в результате каких-то страшных экспериментов. Вся эта братия захватила власть на нескольких планетах, - и некие "добрые силы" отправляют "суперагента" на небольшом космическом корабле поочерёдно на каждую из таковых, дабы уничтожить там всех Arañas-Alien'ов и ликвидировать базы захватчиков.
Игра разделена на уровни, всегда предваряемые короткой заставкой, демонстрирующей посадку нашего кораблика на конкретном небесном теле. Управлять, однако, нам предстоит непосредственно нашим героем, действующим в очень похожих друг на друга (независимо от этапа) коридорах условных "баз", состоящих из соединённых между собой лестницами четырёх этажей; фигурка персонажа, отображаемая на экране в перспективе "вид сбоку", всегда появляется на третьем. Герой обладает навыком подниматься и спускаться по упомянутым лестницам, а также вооружён фотонным бластером с очень маленьким боезапасом; кроме того, у него имеется ограниченный (хотя и весьма существенный) запас кислорода (атмосферы ни на планетах, ни в построенных на них зданиях нет, - а местным обитателям воздух, видимо, не нужен), постепенно сокращающийся (его количество показано в виде шкалы в левом нижнем углу экрана).
Главная задача на каждом уровне - уничтожить всех Arañas-Alien'ов, выглядящих как забавные улыбающиеся глазастые шарики на ножках и с четырьмя ручками (то есть конечностей, похоже, всего шесть, а не восемь, как должно быть у пауков...). Делается это весьма оригинальным способом - с помощью решёток, имеющихся на втором, третьем и четвёртом этажах любой базы. Если протагонист оказался рядом с таким объектом и поблизости находится существо вышеозначенного вида, то необходимо поднять решётку, дабы оно упало в открывшийся люк, а затем захлопнуть её, - это приведёт к уничтожению супостата (визуализированному как исчезновение). Кроме того, не менее важным является сбор сердечек: здесь это вовсе не бонусы, а некие "образцы", которые герой обязательно должен взять. Наконец, в PC-версии (в отличие от всех остальных) имеется и третья цель, пусть и вроде как не обязательная: персонажу рекомендуется отыскать и активировать механизмы самоуничтожения на каждой из баз, представленные в виде "компьютерных терминалов". В правой части экрана отображаются - сверху вниз - следующие "показатели" (все - с соответствующими условными обозначениями): количество остающихся в живых Arañas-Alien'ов; запас зарядов фотонного пистолета; число не найденных пока сердечек; "жизни", имеющиеся у протагониста.
Врагов - считая вышеназванных "пришельцев" - в Stroper четыре разновидности, и каждая из них заслуживает краткого рассмотрения. Чёрные мохнатые шарики, с большой скоростью катающиеся по полу, не способны причинить герою непосредственный вред (равно как и он не может ничего им сделать), однако физический контакт с ними - часто совершенно неизбежный - на несколько секунд переворачивает изображение на экране вверх ногами (что неприятно, но терпимо). Прямоходящие крабы - наиболее неприятные изо всех противников: они не только быстро двигаются, но и умеют внезапно перепрыгивать с одного (любого) этажа на другой, находящийся выше или ниже (если такой есть), а кроме того - неуязвимы для нашего бластера. Бипедальные бараны в хламидах (в руководстве пользователя названные "рогатыми вампирами") перемещаются медленнее, а также на время - не то чтобы продолжительное, но в целом вполне "достаточное" - могут быть "утихомирены" выстрелом (после попадания они смешно "танцуют" на месте, и в этом состоянии проход мимо них совершенно безопасен), однако затем "приходят в себя" (так что убить их не выйдет). Все три упомянутых типа существ не могут свалиться в открытую нами напольную решётку, однако не способны перемещаться по лестницам (они просто проходят мимо них) и преодолевать иногда встречающиеся на пути барьеры (последнее, впрочем, не доступно и нашему герою).
Arañas-Alien'ы - единственные местные обитатели, кто умеет карабкаться по ступеням; кроме того, они могут и "телепортироваться" - то есть внезапно исчезать и появляться где-то в другом месте уровня (сразу отметим, что видимое нами в конкретный момент пространство - это лишь малая часть локации); такое, в частности, обычно (но не всегда) случается, когда они сталкиваются с барьерами, но порой происходит и в иных ситуациях (в том числе при подходе к лестницам: поднимаются или опускаются они чаще всего лишь в том случае, если до них это недавно сделал герой, - а в противном случае могут пройти мимо либо исчезнуть); выстрелы из бластера на этих существ, как и на крабов, не действуют. Как уже было сказано выше, у героя есть "жизни", однако какой-либо запас здоровья в рамках них отсутствует: физический контакт с крабами, баранами и Arañas-Alien'ами приводит к мгновенной гибели, визуализированной в виде превращения протагониста в череп с клоком волос; если "попытки" у него остались, то возрождение происходит мгновенно (в случайной точке на третьем этаже текущего этапа), при этом все достигнутые к моменту кончины результаты сохраняются.
На каждом уровне предусмотрены "проходы" - дверные проёмы в стенах; герой при старте всегда появляется около одного из таковых. Во время прохождения их разрешается (хотя это отнюдь не всегда обязательно, да и не очень удобно) использовать для безопасного перемещения между разными частями этапа (в том числе иногда таким способом можно перебраться и на другой этаж). Главное же предназначение данных "элементов" в другом: как только все Arañas-Alien'ы убиты, а сердечки собраны, начинает заполняться малозаметная шкала в верхней части экрана, - и нам необходимо до завершения этого процесса обязательно встать перед любым таким проёмом, дабы произошёл автоматический переход к следующему этапу (если не успеть этого сделать - то герой погибнет). Максимальный объём "обоймы" у фотонного бластера - восемь единиц боеприпасов. Восполнять их можно прохождением мимо периодически попадающихся скоплений напольных блоков, имеющих форму параллелепипедов, - каждая такая "группа" даёт один заряд (при этом если у вас уже имеется вышеозначенный максимум, то повысить его подобным действием не получится). Рядом с местом расположения упомянутых "арсеналов" иногда (отнюдь не всегда) находятся указывающие направление стрелочки.
Кислородом обеспечивают висящие в воздухе перевёрнутые пирамиды (на каждом уровне есть только одна таковая), всегда восстанавливающие его запас до максимума независимо от текущего показателя. Обратите внимание, что на очередной этап мы приходим с тем же запасом воздуха, с каковым завершили предыдущий, - поэтому даже если играть очень хорошо и делать всё быстро, то минимум два-три раза за прохождение воспользоваться упомянутыми выше бонусами в любом случае придётся (ибо если станет нечем дышать - то персонаж, разумеется, тут же погибнет). На стенах любого из уровней попадаются рычаги, - и вынужденное (происходящее при проходе мимо) переключение некоторых из них (но почему-то не всех) приводит к "выключению света", что затрудняет ориентирование; для того чтобы вновь озарить окрестности, достаточно просто пройти мимо того же переключателя в обратном направлении, - но обстоятельства часто складываются так, что некоторое число действий приходится выполнять в полумраке. Ни в коем случае не приближайтесь вплотную к большим прозрачным контейнерам с жидкостью внутри, - контакт с этими объектами приводит к смерти.
Враги, как правило, не склонны преследовать героя целенаправленно (хотя порой это и случается), однако играть в Stroper всё равно отнюдь не просто: количество супостатов сравнительно велико, плюс крабы, как уже говорилось, умеют перепрыгивать с одного этажа на другой, - в этой связи подойти к первой попавшейся решётке, открыть её и ждать, когда к ней подойдёт Arañas-Alien, практически никогда не выйдет: хотя в отдельных случаях такая тактика и срабатывает, в целом двигаться здесь нужно почти постоянно, по возможности ещё и стараясь запоминать "архитектуру" уровней. В правом верхнем углу экрана расположен "радар", показывающий всех врагов на уровне в виде точек, - но пользы от него не очень много.
Имеется два графических режима - CGA и EGA (последний, что интересно, - с четырьмя цветами); выглядит игра в обоих вполне приемлемо. Вероятно, многие не назовут её "красивой" даже для своего времени, - но она исполнена именно что в духе испанских фантастических аркад второй половины 80-х и начала 90-х годов XX века, отличающихся специфическим и неповторимым очарованием, и подобная палитра - одна из важнейших его составляющих. Стоит отметить также общую юмористическую и какую-то "беззлобную" атмосферу, а равно и очень низкий (по факту) уровень насилия, к тому же тоже совершенно недетализированного, - однако уровень сложности, повторим, довольно высок, в связи с чем рекомендовать Stroper детям не стоит. Да, в своё время данную вещь называли едва ли не худшим творением Zigurat, вышедшим в свет на закате существования компании, сотрудники которой якобы уже "выдохлись", - и надо признать, что такие вердикты отчасти обоснованные, ибо процесс, к сожалению, весьма однообразен, а декорации уровней, как уже отмечалось выше, различаются между собой крайне незначительно (по сути - только "расцветкой фонов"). И всё-таки поклонникам старинных и в меру (то есть в достаточной степени, но не "зубодробительно") трудных аркад эта игра наверняка придётся по вкусу.
Игра разделена на уровни, всегда предваряемые короткой заставкой, демонстрирующей посадку нашего кораблика на конкретном небесном теле. Управлять, однако, нам предстоит непосредственно нашим героем, действующим в очень похожих друг на друга (независимо от этапа) коридорах условных "баз", состоящих из соединённых между собой лестницами четырёх этажей; фигурка персонажа, отображаемая на экране в перспективе "вид сбоку", всегда появляется на третьем. Герой обладает навыком подниматься и спускаться по упомянутым лестницам, а также вооружён фотонным бластером с очень маленьким боезапасом; кроме того, у него имеется ограниченный (хотя и весьма существенный) запас кислорода (атмосферы ни на планетах, ни в построенных на них зданиях нет, - а местным обитателям воздух, видимо, не нужен), постепенно сокращающийся (его количество показано в виде шкалы в левом нижнем углу экрана).
Главная задача на каждом уровне - уничтожить всех Arañas-Alien'ов, выглядящих как забавные улыбающиеся глазастые шарики на ножках и с четырьмя ручками (то есть конечностей, похоже, всего шесть, а не восемь, как должно быть у пауков...). Делается это весьма оригинальным способом - с помощью решёток, имеющихся на втором, третьем и четвёртом этажах любой базы. Если протагонист оказался рядом с таким объектом и поблизости находится существо вышеозначенного вида, то необходимо поднять решётку, дабы оно упало в открывшийся люк, а затем захлопнуть её, - это приведёт к уничтожению супостата (визуализированному как исчезновение). Кроме того, не менее важным является сбор сердечек: здесь это вовсе не бонусы, а некие "образцы", которые герой обязательно должен взять. Наконец, в PC-версии (в отличие от всех остальных) имеется и третья цель, пусть и вроде как не обязательная: персонажу рекомендуется отыскать и активировать механизмы самоуничтожения на каждой из баз, представленные в виде "компьютерных терминалов". В правой части экрана отображаются - сверху вниз - следующие "показатели" (все - с соответствующими условными обозначениями): количество остающихся в живых Arañas-Alien'ов; запас зарядов фотонного пистолета; число не найденных пока сердечек; "жизни", имеющиеся у протагониста.
Врагов - считая вышеназванных "пришельцев" - в Stroper четыре разновидности, и каждая из них заслуживает краткого рассмотрения. Чёрные мохнатые шарики, с большой скоростью катающиеся по полу, не способны причинить герою непосредственный вред (равно как и он не может ничего им сделать), однако физический контакт с ними - часто совершенно неизбежный - на несколько секунд переворачивает изображение на экране вверх ногами (что неприятно, но терпимо). Прямоходящие крабы - наиболее неприятные изо всех противников: они не только быстро двигаются, но и умеют внезапно перепрыгивать с одного (любого) этажа на другой, находящийся выше или ниже (если такой есть), а кроме того - неуязвимы для нашего бластера. Бипедальные бараны в хламидах (в руководстве пользователя названные "рогатыми вампирами") перемещаются медленнее, а также на время - не то чтобы продолжительное, но в целом вполне "достаточное" - могут быть "утихомирены" выстрелом (после попадания они смешно "танцуют" на месте, и в этом состоянии проход мимо них совершенно безопасен), однако затем "приходят в себя" (так что убить их не выйдет). Все три упомянутых типа существ не могут свалиться в открытую нами напольную решётку, однако не способны перемещаться по лестницам (они просто проходят мимо них) и преодолевать иногда встречающиеся на пути барьеры (последнее, впрочем, не доступно и нашему герою).
Arañas-Alien'ы - единственные местные обитатели, кто умеет карабкаться по ступеням; кроме того, они могут и "телепортироваться" - то есть внезапно исчезать и появляться где-то в другом месте уровня (сразу отметим, что видимое нами в конкретный момент пространство - это лишь малая часть локации); такое, в частности, обычно (но не всегда) случается, когда они сталкиваются с барьерами, но порой происходит и в иных ситуациях (в том числе при подходе к лестницам: поднимаются или опускаются они чаще всего лишь в том случае, если до них это недавно сделал герой, - а в противном случае могут пройти мимо либо исчезнуть); выстрелы из бластера на этих существ, как и на крабов, не действуют. Как уже было сказано выше, у героя есть "жизни", однако какой-либо запас здоровья в рамках них отсутствует: физический контакт с крабами, баранами и Arañas-Alien'ами приводит к мгновенной гибели, визуализированной в виде превращения протагониста в череп с клоком волос; если "попытки" у него остались, то возрождение происходит мгновенно (в случайной точке на третьем этаже текущего этапа), при этом все достигнутые к моменту кончины результаты сохраняются.
На каждом уровне предусмотрены "проходы" - дверные проёмы в стенах; герой при старте всегда появляется около одного из таковых. Во время прохождения их разрешается (хотя это отнюдь не всегда обязательно, да и не очень удобно) использовать для безопасного перемещения между разными частями этапа (в том числе иногда таким способом можно перебраться и на другой этаж). Главное же предназначение данных "элементов" в другом: как только все Arañas-Alien'ы убиты, а сердечки собраны, начинает заполняться малозаметная шкала в верхней части экрана, - и нам необходимо до завершения этого процесса обязательно встать перед любым таким проёмом, дабы произошёл автоматический переход к следующему этапу (если не успеть этого сделать - то герой погибнет). Максимальный объём "обоймы" у фотонного бластера - восемь единиц боеприпасов. Восполнять их можно прохождением мимо периодически попадающихся скоплений напольных блоков, имеющих форму параллелепипедов, - каждая такая "группа" даёт один заряд (при этом если у вас уже имеется вышеозначенный максимум, то повысить его подобным действием не получится). Рядом с местом расположения упомянутых "арсеналов" иногда (отнюдь не всегда) находятся указывающие направление стрелочки.
Кислородом обеспечивают висящие в воздухе перевёрнутые пирамиды (на каждом уровне есть только одна таковая), всегда восстанавливающие его запас до максимума независимо от текущего показателя. Обратите внимание, что на очередной этап мы приходим с тем же запасом воздуха, с каковым завершили предыдущий, - поэтому даже если играть очень хорошо и делать всё быстро, то минимум два-три раза за прохождение воспользоваться упомянутыми выше бонусами в любом случае придётся (ибо если станет нечем дышать - то персонаж, разумеется, тут же погибнет). На стенах любого из уровней попадаются рычаги, - и вынужденное (происходящее при проходе мимо) переключение некоторых из них (но почему-то не всех) приводит к "выключению света", что затрудняет ориентирование; для того чтобы вновь озарить окрестности, достаточно просто пройти мимо того же переключателя в обратном направлении, - но обстоятельства часто складываются так, что некоторое число действий приходится выполнять в полумраке. Ни в коем случае не приближайтесь вплотную к большим прозрачным контейнерам с жидкостью внутри, - контакт с этими объектами приводит к смерти.
Враги, как правило, не склонны преследовать героя целенаправленно (хотя порой это и случается), однако играть в Stroper всё равно отнюдь не просто: количество супостатов сравнительно велико, плюс крабы, как уже говорилось, умеют перепрыгивать с одного этажа на другой, - в этой связи подойти к первой попавшейся решётке, открыть её и ждать, когда к ней подойдёт Arañas-Alien, практически никогда не выйдет: хотя в отдельных случаях такая тактика и срабатывает, в целом двигаться здесь нужно почти постоянно, по возможности ещё и стараясь запоминать "архитектуру" уровней. В правом верхнем углу экрана расположен "радар", показывающий всех врагов на уровне в виде точек, - но пользы от него не очень много.
Имеется два графических режима - CGA и EGA (последний, что интересно, - с четырьмя цветами); выглядит игра в обоих вполне приемлемо. Вероятно, многие не назовут её "красивой" даже для своего времени, - но она исполнена именно что в духе испанских фантастических аркад второй половины 80-х и начала 90-х годов XX века, отличающихся специфическим и неповторимым очарованием, и подобная палитра - одна из важнейших его составляющих. Стоит отметить также общую юмористическую и какую-то "беззлобную" атмосферу, а равно и очень низкий (по факту) уровень насилия, к тому же тоже совершенно недетализированного, - однако уровень сложности, повторим, довольно высок, в связи с чем рекомендовать Stroper детям не стоит. Да, в своё время данную вещь называли едва ли не худшим творением Zigurat, вышедшим в свет на закате существования компании, сотрудники которой якобы уже "выдохлись", - и надо признать, что такие вердикты отчасти обоснованные, ибо процесс, к сожалению, весьма однообразен, а декорации уровней, как уже отмечалось выше, различаются между собой крайне незначительно (по сути - только "расцветкой фонов"). И всё-таки поклонникам старинных и в меру (то есть в достаточной степени, но не "зубодробительно") трудных аркад эта игра наверняка придётся по вкусу.
- Атмосфера:
Юмор - Время и место:
Другие планеты - Перспектива:
Вид сбоку - Страна или регион происхождения:
Испания - Тематика:
Научная фантастика - Язык:
Español