Десятая по счёту игра во Вселенной Zork, если считать все ответвления знаменитой серии, получилась довольно-таки неоднозначной в плане качества – но всё равно очень даже интересной сразу во многих отношениях. Включая наличие практически забытой эксклюзивной версии для аппаратных MPEG-декодеров ReelMagic, представленной на этой страничке – и некоторыми своими особенностями выгодно отличающейся от остальных, более известных инкарнаций «Return to Zork».
Однако для начала – несколько слов об истории создания этого проекта, также довольно неординарной. К началу 1990-х руководство Activision уже успело благополучно похоронить купленную им за несколько лет до этого Infocom вкупе со всем её наследием, – к счастью, очередная смена начальства в лице пришедшего на капитанский мостик этой корпорации Боба Котика привела к появлению планов по возрождению хотя бы основных серий знаменитых текстовых приключений, только уже с графикой современного уровня. Мир Zork оказывался первоочередным кандидатом на эксперимент, – увы, изо всех авторов предшествующих игр в компании на тот момент уже никого не осталось (да и сама она превратилась в не более чем торговую марку), а легендарный Стив Мерецки отклонил предложение о сотрудничестве, оставшись недовольным качеством малобюджетной «Leather Goddesses of Phobos! 2». Зато на новый проект Activision выделила уже намного больше средств: на создание «Return to Zork» было потрачено без малого миллион долларов.
К сожалению, ни дизайнер игры, ни её продюсер до этого ни разу не работали с адвенчурами, а об истории Великой подземной империи имели весьма смутное представление: руководству Activision потребовалось приложить немало усилий для достижения хотя бы видимости «зоркости» своего проекта. Нетрудно догадаться, что видимость эта оказалась скорее поверхностной: игра (а особенно документация к ней) изобилует отсылками к «букве» предыдущих серий, однако дух таковых авторам передать так и не удалось. Тонкая и остроумная ирония, столь блистательно сверкавшая из-под пера не только Дэвида Либлинга и Марка Бланка, но и Брайана Мориарти с упомянутым уже Мерецки, уступила место более привычному, но куда менее изящному юмору в стиле телесериалов 1980-х, а традиционно запредельная сложность загадок достигалась скорее нарочито недружелюбным дизайном игрового процесса. Технический директор проекта даже признавался, что специально вознамерился создать проект, настроенный враждебно по отношению к пользователю, – обидевшись на критиков, ставивших в упрёк всё той же «Leather Goddesses of Phobos! 2» чрезмерную простоту загадок...
Впрочем, противоестественная логика головоломок «Return to Zork» – песня отдельная и весьма печальная. Коснёмся лучше достоинств этой игры, основное из которых – блестящее и едва ли не лучшее на то время (а то и вообще в истории) использование FMV-видеоряда в исполнении актёров пусть и второго-третьего плана (из всё тех же телесериалов), но зато всё же очень даже профессиональных. Несмотря на статичность изображения, – анимация здесь, разумеется, присутствует, однако никаких мизансцен нет и в помине: персонажи общаются исключительно с нашим невидимым и немым протагонистом (увы, без субтитров), и вся их игра сводится к демонстрации различных эмоций посредством голоса и мимики, – несмотря на все эти ограничения искусство исполнителей и сегодня производит впечатление, а в начале 1990-х явно выглядело технологическим прорывом – наряду с великолепной музыкой CD-качества.
Собственно, начавшееся широкое распространение приводов CD-ROM сослужило Activision хорошую службу: несмотря на все неодобрительные отзывы критики, «Return to Zork» разошёлся тиражом почти в миллион экземпляров, львиная доля которых приходилась на jewel-издания, прилагавшиеся к таким аппаратным устройствам бесплатно – в качестве наглядной демонстрации их небывалых возможностей. Правда, с этим моментом связано и некоторое упрощение, имевшее место в CD-версии по сравнению с более редкой дискетной, продававшейся за весьма внушительные 80 долларов. В комплекте с последней можно было найти немало полезных бонусов вроде упоминавшейся уже документации, – и, в частности, подробнейшую энциклопедию по миру Zork, служившую по совместительству скрытой защитой от незаконного копирования: пару раз при прохождении игры, причём далеко не в её начале, требовалось подтвердить своё знание местных сказаний и легенд, от которых в переиздании осталась лишь малая толика. Впрочем, некоторое сокращение текстов и диалогов сполна искупалось более качественным музыкальным оформлением и особенно видеорядом.
Однако ещё примечательнее оказывается куда более редкая версия для карт ReelMagic / REALmagic от Sigma Designs, поставлявшаяся исключительно в комплекте с этим экзотическим на сегодняшний день оборудованием. С точки зрения игрового процесса она совершенно идентична изданию для CD-ROM, зато вместо пикселизированных 256-цветных роликов могла похвастаться полноразмерным 16-битным (на пару десятков тысяч цветов) видеоизображением, демонстрировавшимся даже на компьютерах с 386-м процессором с частотой 30 кадров в секунду. Более того: в отличие от других MPEG-эксклюзивов, в том числе уже представленных на сайте Old-Games.ru, эта особая версия «Return to Zork» отличалась переводом каждого (!) экрана – а не только собственно FMV-вставок – в MPG-формат. В результате визуальная сторона выглядит просто потрясающе и способна поспорить даже с изданием этой игры для Macintosh, также удостоившейся как обычной, так и MPEG-версии, причём с разрешением уже 640х480 (но с некоторым сокращением и музыки, и диалогов, и даже видеороликов, а также чуть более блёклой палитрой). Единственное, что может воспрепятствовать знакомству именно с представленным на этой страничке оптимальным вариантом десятой истории из мира Zork, – это сложности с его запуском, способные дать фору и всем местным головоломкам. Впрочем, будем надеяться, что его поддержка когда-нибудь появится и в ScummVM.
Однако для начала – несколько слов об истории создания этого проекта, также довольно неординарной. К началу 1990-х руководство Activision уже успело благополучно похоронить купленную им за несколько лет до этого Infocom вкупе со всем её наследием, – к счастью, очередная смена начальства в лице пришедшего на капитанский мостик этой корпорации Боба Котика привела к появлению планов по возрождению хотя бы основных серий знаменитых текстовых приключений, только уже с графикой современного уровня. Мир Zork оказывался первоочередным кандидатом на эксперимент, – увы, изо всех авторов предшествующих игр в компании на тот момент уже никого не осталось (да и сама она превратилась в не более чем торговую марку), а легендарный Стив Мерецки отклонил предложение о сотрудничестве, оставшись недовольным качеством малобюджетной «Leather Goddesses of Phobos! 2». Зато на новый проект Activision выделила уже намного больше средств: на создание «Return to Zork» было потрачено без малого миллион долларов.
К сожалению, ни дизайнер игры, ни её продюсер до этого ни разу не работали с адвенчурами, а об истории Великой подземной империи имели весьма смутное представление: руководству Activision потребовалось приложить немало усилий для достижения хотя бы видимости «зоркости» своего проекта. Нетрудно догадаться, что видимость эта оказалась скорее поверхностной: игра (а особенно документация к ней) изобилует отсылками к «букве» предыдущих серий, однако дух таковых авторам передать так и не удалось. Тонкая и остроумная ирония, столь блистательно сверкавшая из-под пера не только Дэвида Либлинга и Марка Бланка, но и Брайана Мориарти с упомянутым уже Мерецки, уступила место более привычному, но куда менее изящному юмору в стиле телесериалов 1980-х, а традиционно запредельная сложность загадок достигалась скорее нарочито недружелюбным дизайном игрового процесса. Технический директор проекта даже признавался, что специально вознамерился создать проект, настроенный враждебно по отношению к пользователю, – обидевшись на критиков, ставивших в упрёк всё той же «Leather Goddesses of Phobos! 2» чрезмерную простоту загадок...
Впрочем, противоестественная логика головоломок «Return to Zork» – песня отдельная и весьма печальная. Коснёмся лучше достоинств этой игры, основное из которых – блестящее и едва ли не лучшее на то время (а то и вообще в истории) использование FMV-видеоряда в исполнении актёров пусть и второго-третьего плана (из всё тех же телесериалов), но зато всё же очень даже профессиональных. Несмотря на статичность изображения, – анимация здесь, разумеется, присутствует, однако никаких мизансцен нет и в помине: персонажи общаются исключительно с нашим невидимым и немым протагонистом (увы, без субтитров), и вся их игра сводится к демонстрации различных эмоций посредством голоса и мимики, – несмотря на все эти ограничения искусство исполнителей и сегодня производит впечатление, а в начале 1990-х явно выглядело технологическим прорывом – наряду с великолепной музыкой CD-качества.
Собственно, начавшееся широкое распространение приводов CD-ROM сослужило Activision хорошую службу: несмотря на все неодобрительные отзывы критики, «Return to Zork» разошёлся тиражом почти в миллион экземпляров, львиная доля которых приходилась на jewel-издания, прилагавшиеся к таким аппаратным устройствам бесплатно – в качестве наглядной демонстрации их небывалых возможностей. Правда, с этим моментом связано и некоторое упрощение, имевшее место в CD-версии по сравнению с более редкой дискетной, продававшейся за весьма внушительные 80 долларов. В комплекте с последней можно было найти немало полезных бонусов вроде упоминавшейся уже документации, – и, в частности, подробнейшую энциклопедию по миру Zork, служившую по совместительству скрытой защитой от незаконного копирования: пару раз при прохождении игры, причём далеко не в её начале, требовалось подтвердить своё знание местных сказаний и легенд, от которых в переиздании осталась лишь малая толика. Впрочем, некоторое сокращение текстов и диалогов сполна искупалось более качественным музыкальным оформлением и особенно видеорядом.
Однако ещё примечательнее оказывается куда более редкая версия для карт ReelMagic / REALmagic от Sigma Designs, поставлявшаяся исключительно в комплекте с этим экзотическим на сегодняшний день оборудованием. С точки зрения игрового процесса она совершенно идентична изданию для CD-ROM, зато вместо пикселизированных 256-цветных роликов могла похвастаться полноразмерным 16-битным (на пару десятков тысяч цветов) видеоизображением, демонстрировавшимся даже на компьютерах с 386-м процессором с частотой 30 кадров в секунду. Более того: в отличие от других MPEG-эксклюзивов, в том числе уже представленных на сайте Old-Games.ru, эта особая версия «Return to Zork» отличалась переводом каждого (!) экрана – а не только собственно FMV-вставок – в MPG-формат. В результате визуальная сторона выглядит просто потрясающе и способна поспорить даже с изданием этой игры для Macintosh, также удостоившейся как обычной, так и MPEG-версии, причём с разрешением уже 640х480 (но с некоторым сокращением и музыки, и диалогов, и даже видеороликов, а также чуть более блёклой палитрой). Единственное, что может воспрепятствовать знакомству именно с представленным на этой страничке оптимальным вариантом десятой истории из мира Zork, – это сложности с его запуском, способные дать фору и всем местным головоломкам. Впрочем, будем надеяться, что его поддержка когда-нибудь появится и в ScummVM.
- Атмосфера:
Юмор - Аудио-/видео-стиль:
FMV - Перспектива:
Вид от первого лица - Серия игр:
Мир Zork - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Roland MT-32
Полная озвучка
Оцифрованные персонажи
ScummVM
Covox
ReelMagic - Язык:
English