Мир реднеков (в буквальном переводе с английского - "красношеих"), жителей сельского Юга Соединённых Штатов, в немалой степени существует лишь в воображении авторов всевозможных стереотипов и происходящих от них анекдотов и баек, - но это не значит, что в него нельзя отправиться хотя бы с помощью собственного компьютера! Реднеки не раз демонстрировали нам свои характерные черты в играх, - но, пожалуй, изо всех последних именно данную стоит назвать наиболее "яркой" по передаче неповторимого колорита американской глубинки. По жанру это аркадная гонка на грузовиках с элементами экономического симулятора - а также с сюжетом в лучших традициях местного "современного фольклора".
Действие происходит в вымышленном округе Хик (это слово можно перевести с английского примерно как "деревенщина"). Мамаша Джексон, заслуженно получившая титул самой уродливой женщины планеты, - по совместительству многодетная мать и успешный предприниматель в области локальных грузоперевозок (то есть между населёнными пунктами упомянутого округа). По достижении определённого возраста она решает уйти на покой и передать управление своим бизнесом наследнику, а именно - одному из четырёх её деток, рождённых от разных папаш (не забываем о стереотипах!). Семейка более чем достойная: Клетус, тощий слабак с выбитыми передними зубами и огромными нереализованными амбициями; страдающий повышенным метеоризмом (да, здесь есть пошлость, - но, как ни парадоксально, в таком антураже она кажется не просто уместной, а необходимой) грубый и неряшливый толстяк Эрл; непривычно галантный для здешних мест "дамский угодник" Рокус, внезапно являющийся темнокожим; ну и, чтобы было интересно играть и девушкам (а может, всё ровно наоборот...), милашка Бобби-Сью, живое воплощение устоявшегося представления о "девчонке из южной глуши", - белые кудрявые волосы, джинсовые шорты и распахнутая рубашка в красную клетку (нижнее бельё имеется). Собрав своих отпрысков вместе, Ма, как её называют в игре, даёт им задание - "Trial by Truckin'": за шестьдесят дней постараться заработать на грузоперевозках как можно больше денег; кто победит в этом импровизированном состязании - тот и унаследует семейное предприятие. Выбрать в качестве протагониста можно любого из вышеописанных персонажей; автор данного описания, разумеется, рекомендует играть именно и только за Эрла, потому что он толстый и злой, - но на деле никакой реальной разницы в плане, например, степени трудности прохождения между ними нет.
Приобретать грузовик не нужно: он имеется изначально, причём по своим характеристикам транспортные средства всех четырёх родичей друг от друга ничуть не отличаются. Управление здесь в немалой степени аркадное (хотя и не совсем, - см. ниже), - но, как ни странно, думать в этой игре придётся, ибо хоть гоночная составляющая и доминирует, но без самого настоящего экономического планирования тоже не обойтись. Прежде всего, в игре предусмотрено довольно большое количество товаров, доступных для перевозок: среди них и бензин, и замороженные продукты питания, и бытовая техника, и пестициды, и строительная техника (!), и даже быки и свиньи, - какие же реднеки без домашнего скота?! Из этого вытекают ещё два обстоятельства: во-первых, для перевозки соответствующего груза нередко требуется определённый тип прицепа (для продуктов - рефрижератор, для бульдозера - платформа, для горючего - цистерна и так далее), во-вторых - "игровой мир" состоит из шести поселений (называть их "городами" всё-таки не хочется), включая наше родное, и в каждом из них может возникнуть острый товарный дефицит какого-то конкретного "профиля" (или же нечто просто пользуется там устойчивым спросом, превышающим предложение).
По прибытии в любой населённый пункт перво-наперво стоит припарковаться, причём постаравшись сделать это как можно скорее (ибо желающих занять место на специально отведённом участке достаточно, равно как и товаров, если упустить момент, может не остаться). После этого мы наблюдаем статичную фигурку протагониста на фоне "центральной площади" посёлка - и с помощью соответствующих пунктов меню имеем возможность посетить три типа зданий: бар, магазин ("Storage", он же "Trading Post") и гараж (он же "автомагазин"). Чтобы выяснить, какие товары наиболее востребованы, а также справиться о текущих ценах на все виды объектов в округе и о динамике таковых, необходимо заглянуть в бар - атмосфернейшее место, реализованное опять-таки по принципу "впихнуть как можно больше стереотипов", где разрешается пропустить стаканчик пива и поговорить с барменом "за жизнь", заодно разузнав у него все последние новости, включая и жизненно необходимые для достижения успеха. "Задания" на рейсы (каждый из них равен одному дню) как таковые отсутствуют (на момент старта первый груз у нас имеется сразу, а место назначения указано Ма): мы сами осуществляем закупку на свои кровные предпочтённых нами товаров в вышеупомянутых магазинах с последующей перепродажей этого добра в другом населённом пункте; и делать это, повторим, лучше всего после тщательного выяснения текущего положения дел в нашем небольшом регионе, то есть после посещения злачного заведения, дабы быть уверенным, что груз будет востребован и что мы сможем на этом что-то заработать. Для облегчения навигации по округу прилагается подробная карта местности. По прошествии каждых пяти игровых дней появляется возможность сравнивать достигнутые всеми участниками "состязания" результаты.
Как уже косвенно отмечалось выше, управление в Big Mutha Truckers и близко не похоже на реальное, - однако и совсем аркадным его никак не назовёшь. Так, здесь есть не только отдельные кнопки для ускорения, торможения и заднего хода, но и необходимость переключения коробки передач (последних, правда, предусмотрено всего две); кроме того, у грузовика есть "запас прочности", выраженный в правой части экрана в виде шкалы "Damage": именно разбить машину будет сложно (хотя, вероятно, и возможно), а после большинства даже сильных столкновений со встречным транспортом или с каким-нибудь ограждением она через непродолжительное время вновь будет готова вернуться к езде, - но вот серьёзно её повредить вполне реально, тем более что заносы с потерей управления на крутых поворотах наверняка станут не самым лёгким испытанием даже для опытных любителей гонок (естественно, если пытаться преодолевать их без снижения скорости), равно как и на холмах есть риск столкнуться с неприятностями, если мчаться слишком быстро. Наконец, топливо в данной игре тоже конечно (отвечающая за него шкала отображается над описанной ранее), - причём его расход очень высок, и если вдруг горючее закончится в пути, то придётся заплатить штраф за эвакуацию транспортного средства, а игровой день будет потерян. Заправляться и оплачивать услуги по ремонту полученных грузовиком повреждений необходимо в местных гаражах.
Главная цель, естественно, - заработать как можно больше денег за установленный срок, однако добиться успеха не выйдет и без грамотно продуманных расходов. Тратить получаемую от рейсов прибыль следует на обновление тех или иных компонентов нашей машины, коих предлагается на выбор довольно много: можно как улучшить двигатель, тормозную систему, аэродинамику, амортизаторы, компрессор и многое другое, так и, например, приобрести себе более громкий гудок (!) или даже броню для кабины. Но по факту практическое значение не такой уж малой части подобных "улучшений" невелико; во что однозначно стоит вкладываться - так это в увеличение размеров прицепов, дабы получить возможность перевозить грузы больших объёмов. Их замены между рейсами, а также все вышеперечисленные действия производятся в тех же гаражах.
Но всё, что описано в предыдущих абзацах, - это лишь "скелет" игры, иными словами - "обязательная часть". На деле в тех же придорожных заведениях есть ещё много чего интересного - формально не являющегося критически важным, но, с одной стороны, вносящего в происходящее неповторимый колорит, за который она и получила свою оценку, а с другой - позволяющего подчас заработать вполне реальные деньги, служащие неплохим "довеском" к основному доходу. Так, у барменов можно брать "специальные" миссии - общим числом двадцать три штуки. Все они представляют собой какие-либо конкретные задания, связанные или с доставкой каких-нибудь "особых" грузов (скажем, донорских органов в больницу, - хотя вообще это могут быть даже пассажиры) по назначению, или - вот так вот, да, - с устройством определённого количества аварий на дороге (опять же см. ниже) за то или иное время. Есть и ещё более интересные предложения - вплоть до сноса рекламных щитов неугодных кому-то компаний или газетных киосков и даже участия в соревновании по перетягиванию грузовиками канатов и устрашения людей с целью выбивания долгов. Если всё вышеперечисленное делать быстро и качественно, то солидное пополнение нашего счёта не заставит себя ждать. Если же вдруг вы оказались в затруднительном финансовом положении - то среди посетителей забегаловки, с которыми разрешено разговаривать, непременно найдётся предприимчивый банкир-кредитор (наверняка янки-северянин!), с улыбкой предлагающий ссудить вам энную сумму денег в долг под проценты.
Встречаются в этих местечках и люди иного пошиба - в частности, злобные (и неизменно поразительные по своему облику) водители-дальнобойщики, работающие, по-видимому, в фирмах, конкурирующих с принадлежащей вашей мамочке, - которые с высокой вероятностью бросят протагонисту вызов на участие в "гонке на скорость", предполагающей, разумеется, денежную ставку, а также выбор вами конкретного участка на карте местности, где будет проходить состязание; несколько печалит отсутствие у большинства этих водителей собственного стиля езды, - если удастся победить кого-то одного (что, впрочем, не совсем уж легко), то для достижения успеха в противостоянии со многими другими впоследствии будет достаточно придерживаться аналогичной тактики. Наконец, есть в барах и "слот-машины" - автоматы, в наших краях более известные как "однорукие бандиты". Они неплохо дополняют общий антураж, но пользоваться ими стоит с осторожностью: во-первых, вероятность выигрыша объективно невысока (как и в реальной жизни), во-вторых - даже в случае удачи "навар", полученный таким способом, окажется очень небольшим.
Едва ли не главным - по мнению рецензентов начала 2000-х годов - достоинством Big Mutha Truckers является возможность с относительной безопасностью для своего альтер эго устраивать самый настоящий беспредел на дорогах, а именно - таранить, сбивать с проезжей части и вообще всячески портить одновременно несчастные и омерзительные легковые автомобили, мешающие нормальному человеку - под которым, естественно, понимается дальнобойщик - комфортно перемещаться в пространстве. Выше было сказано о целых миссиях, посвящённых подобной деятельности, - но, как ни удивительно, дополнительные деньги на наш виртуальный счёт, пусть и в относительно небольших количествах, начисляются за каждое (!) грубое нарушение правил дорожного движения (например, если быстро стукнуть два автомобиля, то мы получим бонус в 2000 долларов, а за три дадут целых 5000). Поэтому в данной игре устраивать водителям "малолитражек" (а равно и встречающихся порой автобусов, например) разнообразные подлости формально очень даже желательно (хотя злоупотреблять этим не стоит хотя бы потому, что вашей машине при таких столкновениях какой-никакой - а иногда и не самый маленький - ущерб тоже обычно наносится). Правда, и здесь есть два "особых" обстоятельства, на которые обязательно следует обратить внимание.
Первое - это банды мотоциклистов: вы ведь не думали, что на "старом добром Юге" не будет "outlaw motorcycle gang'ов"?.. Первыми они обычно не нападают (хотя, вероятно, и могут), но если хотя бы немного и при этом совершенно случайно и без малейших негативных последствий задеть кого-то из них - то вся "ватага" тут же устремится за вами в погоню. Байкеры умеют сами идти на таран (что почему-то причиняет грузовику неожиданно серьёзные повреждения), часто вооружены огнестрельным оружием (но огонь ведут лишь по шинам), а также - в лучших традициях серии фильмов "Безумный Макс" - способны на ходу "спрыгивать" со своих "харлеев", цепляясь за ваш грузовик или за прицеп. При наступлении подобной ситуации следует приложить все усилия, чтобы, как следует "раскачав" машину, сбросить такого "пассажира" (что обычно совсем не так просто и порой напоминает отдельную мини-игру); если ему удаётся добраться до кабины, то вашего протагониста не убивают, но мотоциклисты отнимают у него весь груз, что, само собой, ведёт к потере как денег, так и времени: ведь, как уже отмечалось ранее, один рейс - это один игровой день, а последних тут всего шестьдесят. При всём при этом реализовать "агрессивный" сценарий - раскидать во время погони всех байкеров по обочинам, умело маневрируя, или вообще, заметив их, протаранить на полном ходу ничего не подозревающую группу первым - никто не запрещает; получится или нет - другой вопрос.
Второе из упомянутых выше обстоятельств - полиция, которая, как ни странно, в этом захолустье есть, причём иногда даже старается выполнять свои непосредственные обязанности. Встречи со стражами закона на колёсах происходят не так уж часто, поэтому большую часть времени "беспределом" можно заниматься довольно безнаказанно, - но всё-таки позади вашего грузовика нет-нет да и раздаётся иногда характерный вой сирен, а в других ситуациях есть риск наткнуться на самую настоящую "засаду" дорожного патруля. Радует, что и в этом направлении предоставляется, по сути, полная свобода действий: здесь ведь не какие-то цивилизованные слабаки из широко известных гоночных игровых серий, а настоящие реднеки. Поэтому, например, полицейских можно (и нужно) не только таранить, но и в буквальном смысле слова уничтожать (точнее, не убивать, разумеется, - но делать их автомобили непригодными для дальнейшего использования и тем более преследования), - хотя никто не запрещает и убегать, стремясь не допускать повреждений ими грузовика (ибо они вас таранить тоже умеют, причём очень ощутимо), а то и просто избегать или не привлекать внимания (иногда возможно заметить патруль заранее - и либо снизить скорость, либо даже объехать, - хотя "развилок" в игре, увы, немного). Поймать протагониста силы правопорядка могут, по всей видимости, только в двух случаях: если у того внезапно закончится топливо или если он во время погони сильно врежется во что-нибудь типа ограждения, что приведёт к неизбежной остановке, и не успеет дать газу. Последствия при таком раскладе аналогичны неудачному исходу противостояния с мотобандитами - то есть неприятны, но формально не фатальны.
Из других интересных моментов - возможность установить собственный (в том числе самостоятельно придуманный!) логотип себе на грузовик, а также перепройти все предлагаемые барменами "специальные" миссии в особом режиме "Mission Mode", доступном в главном меню, где заниматься нужно только этими заданиями; доступ к каждому из них здесь открывается лишь после его "разблокировки" в "основной" игре. Делу прохождения "кампании" такой возврат к ним никак не поможет, - но это даёт определённую "реиграбельность"; кроме того, некоторые из таких миссий довольно примечательны сами по себе (а порой и сложны), так что многим любителям именно гонок с высокой вероятностью приглянется данная возможность.
Визуально Big Mutha Truckers выглядит замечательно: здесь уже более-менее приемлемое, но вместе с тем ещё вполне "старое" 3D, прекрасно подходящее для олдгеймерских глаз. Некоторые "претензии" можно предъявить разве что к моделям "сторонних" транспортных средств (то есть к потенциальным жертвам агрессии с нашей стороны): многие из них похожи друг на друга, да и в целом смотрятся как-то "невзрачно". Всё остальное - грузовики, прицепы, просто всевозможные (в том числе фоновые) элементы окружающей обстановки, а также здания, - вызывает исключительно приятные чувства. С эффектами, правда, всё вышло несколько хуже: тени неровные, световых бликов толком нет, - но придираться к таким мелочам вряд ли имеет смысл. Доступны разные перспективы обзора, - если это кому-то важно.
Отдельно хотелось бы отметить с большим тщанием, бережно и даже "любовно" воссозданные (или придуманные?..) интерьеры всех без исключения местных заведений - даже не только баров, но и гаражей, и магазинов: именно они являются, пожалуй, самой запоминающейся и радующей сердце и душу составляющей местной атмосферы - в том числе и потому, что в любом из них (да и вообще в каждом поселении), скажем так, "своя", характерная именно для него атмосфера - и свои примечательнейшие обитатели; своеобразный "рекорд", безусловно, принадлежит Солт-Си-Сити, большая часть жителей которого являются моряками и где - внимание - даже можно пообщаться с находящимися в "загранке" русскими (!) матросами. Модели же персонажей в своё время были подвергнуты необоснованной, на наш взгляд, критике: да, они выглядят несколько странно и даже карикатурно, - но неужели непонятно, что это сделано намеренно, ибо такова авторская задумка?.. Стереотипные реднеки - они именно вот такие, да, и никаких других и даром не надо!..
Впрочем, ничуть не меньше делу создания необходимого настроения и глубокого погружения в местный быт способствует и звуковая составляющая. Во-первых, замечательная и разнообразная озвучка происходящего на дороге - включая, понятное дело, и всевозможные происшествия: лязги, визги, трески и прочее исполнено очень мило (правда, шума двигателя толком не слышно). Во-вторых, здесь не так уж мало диалогов - с барменами, продавцами в магазинах и, естественно, встречаемыми в барах лицами, включая тех самых конкурентов-дальнобойщиков. Все эти разговоры озвучены - причём явно профессиональными актёрами и с душой, но одновременно - и с тем самым чарующим и "непонятным" южным акцентом, - и на часто наблюдаемое отсутствие синхронизации движений губ с произносимой речью как-то даже не обращаешь внимания.
Во-вторых, радио, - даже ему здесь нашлось место, хотя это и ожидаемо: какой же дальнобойщик без верного приёмника?.. На выбор имеется пять станций с различным (не то чтобы очень богатым, но вполне приемлемым) тематическим репертуаром: есть и техно, и британский альтернативный рок, и нью-эйдж, и даже самые настоящие "ток-шоу" с неимоверно, как сейчас говорят, "доставляющими" диалогами - благодаря как голосам ведущих, являющихся самыми что ни на есть южанами, так и поднимаемым ими темам, зачастую опять-таки связанным со стереотипами об интересах и образе жизни местного населения и подчас посвящённым всевозможной пошлятине типа кровосмесительных связей и всевозможных "женских" тем (хотя встречаются и просто забавные сюжеты - например, о неустанных розысках пропавших домашних животных).
Но, разумеется, чаще всего настоятельно рекомендуется включать ту волну, где играют нормальную (для этих краёв и этой жизни) музыку - мелодии в стиле кантри. Эта часть саундтрека (включающая, между прочим, и композицию "Born to be Wild") реализована настолько бесподобно и вызывает такие эмоции, что оказывается последним ингредиентом для приготовления чудодейственной эссенции, оживляющей - пусть и лишь на экране монитора - волшебный мир реднеков, пошлый, грубый, подчас жестокий, но вместе с тем по непонятной причине манящий, притягательный и почти родной. И в качестве последнего аккорда - "новостная лента" о местных событиях, периодически возникающая в нижней части экрана. Но вот это лучше читать самому, правда.
Есть ли у Big Mutha Truckers недостатки? К сожалению, да. Первый и основной - преступно малая реализация заложенного в ней потенциала. То, что он есть, должно быть очевидно хотя бы из описанного выше, - но продолжительность всего этого великолепия преступно короткая, и дело не только в ограничении "состязания" всего лишь двумя месяцами, но и в том, что расстояния между городками округа, мягко говоря, небольшие, причём "развилок", как говорилось ранее, тоже совсем мало, ну а пунктов назначения и вовсе лишь пять: иными словами, здесь лишь несколько "просёлочных" дорог, которые придётся, быстро запомнив, лицезреть из рейса в рейс; более того - "декорации" этих "трасс" зачастую, несмотря на отмеченную неплохую прорисовку, тоже более-менее однотипны. С другой стороны, всё только что перечисленное в теории допустимо списать на "реализм": ведь округа в американских штатах и правда встречаются очень маленькие, да и природа в них ожидаемо не содержит каких-то "достопримечательностей", - иными словами, определённая рутина здесь, без сомнения, имеет место, но антуражем происходящего она вполне обусловлена.
Менее заметным, но более серьёзным моментом является некоторая "поджанровая" несбалансированность: обе составляющих проработаны не так детально, как могли бы, и совершенно непонятно, что же всё-таки перед нами - аркадная гонка на грузовиках или упрощённая транспортная менеджерская стратегия. Впрочем, и на это легко ответить: игра - самый настоящий микс, где два, казалось бы, плохо совместимых жанра слились настолько плотно и при этом органично, что идеально дополняют друг друга. О "недостатках", отмеченных в американских рецензиях начала 2000-х годов, - например, о "фактической нереалистичности" происходящего (связанной с тем, что на деле способом, показанным в игре, никто денег не зарабатывает, ибо никакие магазины не покупают товары из соседних городков, привезённые частниками-водителями по своей инициативе) или тем более о якобы имеющих место "оскорбительных стереотипах о жителях Юга", - не стоит даже и говорить.
Вердикт - просто великолепно: не высший балл, но вплотную к нему приближается. Если вы любите истинно весёлые, необычные и при этом не особенно длинные игры, где нужно одновременно хорошо работать и пальцами, и мозгами, - то данная вещь наверняка отлично подойдёт для того, чтобы скоротать за нею несколько вечеров.
Действие происходит в вымышленном округе Хик (это слово можно перевести с английского примерно как "деревенщина"). Мамаша Джексон, заслуженно получившая титул самой уродливой женщины планеты, - по совместительству многодетная мать и успешный предприниматель в области локальных грузоперевозок (то есть между населёнными пунктами упомянутого округа). По достижении определённого возраста она решает уйти на покой и передать управление своим бизнесом наследнику, а именно - одному из четырёх её деток, рождённых от разных папаш (не забываем о стереотипах!). Семейка более чем достойная: Клетус, тощий слабак с выбитыми передними зубами и огромными нереализованными амбициями; страдающий повышенным метеоризмом (да, здесь есть пошлость, - но, как ни парадоксально, в таком антураже она кажется не просто уместной, а необходимой) грубый и неряшливый толстяк Эрл; непривычно галантный для здешних мест "дамский угодник" Рокус, внезапно являющийся темнокожим; ну и, чтобы было интересно играть и девушкам (а может, всё ровно наоборот...), милашка Бобби-Сью, живое воплощение устоявшегося представления о "девчонке из южной глуши", - белые кудрявые волосы, джинсовые шорты и распахнутая рубашка в красную клетку (нижнее бельё имеется). Собрав своих отпрысков вместе, Ма, как её называют в игре, даёт им задание - "Trial by Truckin'": за шестьдесят дней постараться заработать на грузоперевозках как можно больше денег; кто победит в этом импровизированном состязании - тот и унаследует семейное предприятие. Выбрать в качестве протагониста можно любого из вышеописанных персонажей; автор данного описания, разумеется, рекомендует играть именно и только за Эрла, потому что он толстый и злой, - но на деле никакой реальной разницы в плане, например, степени трудности прохождения между ними нет.
Приобретать грузовик не нужно: он имеется изначально, причём по своим характеристикам транспортные средства всех четырёх родичей друг от друга ничуть не отличаются. Управление здесь в немалой степени аркадное (хотя и не совсем, - см. ниже), - но, как ни странно, думать в этой игре придётся, ибо хоть гоночная составляющая и доминирует, но без самого настоящего экономического планирования тоже не обойтись. Прежде всего, в игре предусмотрено довольно большое количество товаров, доступных для перевозок: среди них и бензин, и замороженные продукты питания, и бытовая техника, и пестициды, и строительная техника (!), и даже быки и свиньи, - какие же реднеки без домашнего скота?! Из этого вытекают ещё два обстоятельства: во-первых, для перевозки соответствующего груза нередко требуется определённый тип прицепа (для продуктов - рефрижератор, для бульдозера - платформа, для горючего - цистерна и так далее), во-вторых - "игровой мир" состоит из шести поселений (называть их "городами" всё-таки не хочется), включая наше родное, и в каждом из них может возникнуть острый товарный дефицит какого-то конкретного "профиля" (или же нечто просто пользуется там устойчивым спросом, превышающим предложение).
По прибытии в любой населённый пункт перво-наперво стоит припарковаться, причём постаравшись сделать это как можно скорее (ибо желающих занять место на специально отведённом участке достаточно, равно как и товаров, если упустить момент, может не остаться). После этого мы наблюдаем статичную фигурку протагониста на фоне "центральной площади" посёлка - и с помощью соответствующих пунктов меню имеем возможность посетить три типа зданий: бар, магазин ("Storage", он же "Trading Post") и гараж (он же "автомагазин"). Чтобы выяснить, какие товары наиболее востребованы, а также справиться о текущих ценах на все виды объектов в округе и о динамике таковых, необходимо заглянуть в бар - атмосфернейшее место, реализованное опять-таки по принципу "впихнуть как можно больше стереотипов", где разрешается пропустить стаканчик пива и поговорить с барменом "за жизнь", заодно разузнав у него все последние новости, включая и жизненно необходимые для достижения успеха. "Задания" на рейсы (каждый из них равен одному дню) как таковые отсутствуют (на момент старта первый груз у нас имеется сразу, а место назначения указано Ма): мы сами осуществляем закупку на свои кровные предпочтённых нами товаров в вышеупомянутых магазинах с последующей перепродажей этого добра в другом населённом пункте; и делать это, повторим, лучше всего после тщательного выяснения текущего положения дел в нашем небольшом регионе, то есть после посещения злачного заведения, дабы быть уверенным, что груз будет востребован и что мы сможем на этом что-то заработать. Для облегчения навигации по округу прилагается подробная карта местности. По прошествии каждых пяти игровых дней появляется возможность сравнивать достигнутые всеми участниками "состязания" результаты.
Как уже косвенно отмечалось выше, управление в Big Mutha Truckers и близко не похоже на реальное, - однако и совсем аркадным его никак не назовёшь. Так, здесь есть не только отдельные кнопки для ускорения, торможения и заднего хода, но и необходимость переключения коробки передач (последних, правда, предусмотрено всего две); кроме того, у грузовика есть "запас прочности", выраженный в правой части экрана в виде шкалы "Damage": именно разбить машину будет сложно (хотя, вероятно, и возможно), а после большинства даже сильных столкновений со встречным транспортом или с каким-нибудь ограждением она через непродолжительное время вновь будет готова вернуться к езде, - но вот серьёзно её повредить вполне реально, тем более что заносы с потерей управления на крутых поворотах наверняка станут не самым лёгким испытанием даже для опытных любителей гонок (естественно, если пытаться преодолевать их без снижения скорости), равно как и на холмах есть риск столкнуться с неприятностями, если мчаться слишком быстро. Наконец, топливо в данной игре тоже конечно (отвечающая за него шкала отображается над описанной ранее), - причём его расход очень высок, и если вдруг горючее закончится в пути, то придётся заплатить штраф за эвакуацию транспортного средства, а игровой день будет потерян. Заправляться и оплачивать услуги по ремонту полученных грузовиком повреждений необходимо в местных гаражах.
Главная цель, естественно, - заработать как можно больше денег за установленный срок, однако добиться успеха не выйдет и без грамотно продуманных расходов. Тратить получаемую от рейсов прибыль следует на обновление тех или иных компонентов нашей машины, коих предлагается на выбор довольно много: можно как улучшить двигатель, тормозную систему, аэродинамику, амортизаторы, компрессор и многое другое, так и, например, приобрести себе более громкий гудок (!) или даже броню для кабины. Но по факту практическое значение не такой уж малой части подобных "улучшений" невелико; во что однозначно стоит вкладываться - так это в увеличение размеров прицепов, дабы получить возможность перевозить грузы больших объёмов. Их замены между рейсами, а также все вышеперечисленные действия производятся в тех же гаражах.
Но всё, что описано в предыдущих абзацах, - это лишь "скелет" игры, иными словами - "обязательная часть". На деле в тех же придорожных заведениях есть ещё много чего интересного - формально не являющегося критически важным, но, с одной стороны, вносящего в происходящее неповторимый колорит, за который она и получила свою оценку, а с другой - позволяющего подчас заработать вполне реальные деньги, служащие неплохим "довеском" к основному доходу. Так, у барменов можно брать "специальные" миссии - общим числом двадцать три штуки. Все они представляют собой какие-либо конкретные задания, связанные или с доставкой каких-нибудь "особых" грузов (скажем, донорских органов в больницу, - хотя вообще это могут быть даже пассажиры) по назначению, или - вот так вот, да, - с устройством определённого количества аварий на дороге (опять же см. ниже) за то или иное время. Есть и ещё более интересные предложения - вплоть до сноса рекламных щитов неугодных кому-то компаний или газетных киосков и даже участия в соревновании по перетягиванию грузовиками канатов и устрашения людей с целью выбивания долгов. Если всё вышеперечисленное делать быстро и качественно, то солидное пополнение нашего счёта не заставит себя ждать. Если же вдруг вы оказались в затруднительном финансовом положении - то среди посетителей забегаловки, с которыми разрешено разговаривать, непременно найдётся предприимчивый банкир-кредитор (наверняка янки-северянин!), с улыбкой предлагающий ссудить вам энную сумму денег в долг под проценты.
Встречаются в этих местечках и люди иного пошиба - в частности, злобные (и неизменно поразительные по своему облику) водители-дальнобойщики, работающие, по-видимому, в фирмах, конкурирующих с принадлежащей вашей мамочке, - которые с высокой вероятностью бросят протагонисту вызов на участие в "гонке на скорость", предполагающей, разумеется, денежную ставку, а также выбор вами конкретного участка на карте местности, где будет проходить состязание; несколько печалит отсутствие у большинства этих водителей собственного стиля езды, - если удастся победить кого-то одного (что, впрочем, не совсем уж легко), то для достижения успеха в противостоянии со многими другими впоследствии будет достаточно придерживаться аналогичной тактики. Наконец, есть в барах и "слот-машины" - автоматы, в наших краях более известные как "однорукие бандиты". Они неплохо дополняют общий антураж, но пользоваться ими стоит с осторожностью: во-первых, вероятность выигрыша объективно невысока (как и в реальной жизни), во-вторых - даже в случае удачи "навар", полученный таким способом, окажется очень небольшим.
Едва ли не главным - по мнению рецензентов начала 2000-х годов - достоинством Big Mutha Truckers является возможность с относительной безопасностью для своего альтер эго устраивать самый настоящий беспредел на дорогах, а именно - таранить, сбивать с проезжей части и вообще всячески портить одновременно несчастные и омерзительные легковые автомобили, мешающие нормальному человеку - под которым, естественно, понимается дальнобойщик - комфортно перемещаться в пространстве. Выше было сказано о целых миссиях, посвящённых подобной деятельности, - но, как ни удивительно, дополнительные деньги на наш виртуальный счёт, пусть и в относительно небольших количествах, начисляются за каждое (!) грубое нарушение правил дорожного движения (например, если быстро стукнуть два автомобиля, то мы получим бонус в 2000 долларов, а за три дадут целых 5000). Поэтому в данной игре устраивать водителям "малолитражек" (а равно и встречающихся порой автобусов, например) разнообразные подлости формально очень даже желательно (хотя злоупотреблять этим не стоит хотя бы потому, что вашей машине при таких столкновениях какой-никакой - а иногда и не самый маленький - ущерб тоже обычно наносится). Правда, и здесь есть два "особых" обстоятельства, на которые обязательно следует обратить внимание.
Первое - это банды мотоциклистов: вы ведь не думали, что на "старом добром Юге" не будет "outlaw motorcycle gang'ов"?.. Первыми они обычно не нападают (хотя, вероятно, и могут), но если хотя бы немного и при этом совершенно случайно и без малейших негативных последствий задеть кого-то из них - то вся "ватага" тут же устремится за вами в погоню. Байкеры умеют сами идти на таран (что почему-то причиняет грузовику неожиданно серьёзные повреждения), часто вооружены огнестрельным оружием (но огонь ведут лишь по шинам), а также - в лучших традициях серии фильмов "Безумный Макс" - способны на ходу "спрыгивать" со своих "харлеев", цепляясь за ваш грузовик или за прицеп. При наступлении подобной ситуации следует приложить все усилия, чтобы, как следует "раскачав" машину, сбросить такого "пассажира" (что обычно совсем не так просто и порой напоминает отдельную мини-игру); если ему удаётся добраться до кабины, то вашего протагониста не убивают, но мотоциклисты отнимают у него весь груз, что, само собой, ведёт к потере как денег, так и времени: ведь, как уже отмечалось ранее, один рейс - это один игровой день, а последних тут всего шестьдесят. При всём при этом реализовать "агрессивный" сценарий - раскидать во время погони всех байкеров по обочинам, умело маневрируя, или вообще, заметив их, протаранить на полном ходу ничего не подозревающую группу первым - никто не запрещает; получится или нет - другой вопрос.
Второе из упомянутых выше обстоятельств - полиция, которая, как ни странно, в этом захолустье есть, причём иногда даже старается выполнять свои непосредственные обязанности. Встречи со стражами закона на колёсах происходят не так уж часто, поэтому большую часть времени "беспределом" можно заниматься довольно безнаказанно, - но всё-таки позади вашего грузовика нет-нет да и раздаётся иногда характерный вой сирен, а в других ситуациях есть риск наткнуться на самую настоящую "засаду" дорожного патруля. Радует, что и в этом направлении предоставляется, по сути, полная свобода действий: здесь ведь не какие-то цивилизованные слабаки из широко известных гоночных игровых серий, а настоящие реднеки. Поэтому, например, полицейских можно (и нужно) не только таранить, но и в буквальном смысле слова уничтожать (точнее, не убивать, разумеется, - но делать их автомобили непригодными для дальнейшего использования и тем более преследования), - хотя никто не запрещает и убегать, стремясь не допускать повреждений ими грузовика (ибо они вас таранить тоже умеют, причём очень ощутимо), а то и просто избегать или не привлекать внимания (иногда возможно заметить патруль заранее - и либо снизить скорость, либо даже объехать, - хотя "развилок" в игре, увы, немного). Поймать протагониста силы правопорядка могут, по всей видимости, только в двух случаях: если у того внезапно закончится топливо или если он во время погони сильно врежется во что-нибудь типа ограждения, что приведёт к неизбежной остановке, и не успеет дать газу. Последствия при таком раскладе аналогичны неудачному исходу противостояния с мотобандитами - то есть неприятны, но формально не фатальны.
Из других интересных моментов - возможность установить собственный (в том числе самостоятельно придуманный!) логотип себе на грузовик, а также перепройти все предлагаемые барменами "специальные" миссии в особом режиме "Mission Mode", доступном в главном меню, где заниматься нужно только этими заданиями; доступ к каждому из них здесь открывается лишь после его "разблокировки" в "основной" игре. Делу прохождения "кампании" такой возврат к ним никак не поможет, - но это даёт определённую "реиграбельность"; кроме того, некоторые из таких миссий довольно примечательны сами по себе (а порой и сложны), так что многим любителям именно гонок с высокой вероятностью приглянется данная возможность.
Визуально Big Mutha Truckers выглядит замечательно: здесь уже более-менее приемлемое, но вместе с тем ещё вполне "старое" 3D, прекрасно подходящее для олдгеймерских глаз. Некоторые "претензии" можно предъявить разве что к моделям "сторонних" транспортных средств (то есть к потенциальным жертвам агрессии с нашей стороны): многие из них похожи друг на друга, да и в целом смотрятся как-то "невзрачно". Всё остальное - грузовики, прицепы, просто всевозможные (в том числе фоновые) элементы окружающей обстановки, а также здания, - вызывает исключительно приятные чувства. С эффектами, правда, всё вышло несколько хуже: тени неровные, световых бликов толком нет, - но придираться к таким мелочам вряд ли имеет смысл. Доступны разные перспективы обзора, - если это кому-то важно.
Отдельно хотелось бы отметить с большим тщанием, бережно и даже "любовно" воссозданные (или придуманные?..) интерьеры всех без исключения местных заведений - даже не только баров, но и гаражей, и магазинов: именно они являются, пожалуй, самой запоминающейся и радующей сердце и душу составляющей местной атмосферы - в том числе и потому, что в любом из них (да и вообще в каждом поселении), скажем так, "своя", характерная именно для него атмосфера - и свои примечательнейшие обитатели; своеобразный "рекорд", безусловно, принадлежит Солт-Си-Сити, большая часть жителей которого являются моряками и где - внимание - даже можно пообщаться с находящимися в "загранке" русскими (!) матросами. Модели же персонажей в своё время были подвергнуты необоснованной, на наш взгляд, критике: да, они выглядят несколько странно и даже карикатурно, - но неужели непонятно, что это сделано намеренно, ибо такова авторская задумка?.. Стереотипные реднеки - они именно вот такие, да, и никаких других и даром не надо!..
Впрочем, ничуть не меньше делу создания необходимого настроения и глубокого погружения в местный быт способствует и звуковая составляющая. Во-первых, замечательная и разнообразная озвучка происходящего на дороге - включая, понятное дело, и всевозможные происшествия: лязги, визги, трески и прочее исполнено очень мило (правда, шума двигателя толком не слышно). Во-вторых, здесь не так уж мало диалогов - с барменами, продавцами в магазинах и, естественно, встречаемыми в барах лицами, включая тех самых конкурентов-дальнобойщиков. Все эти разговоры озвучены - причём явно профессиональными актёрами и с душой, но одновременно - и с тем самым чарующим и "непонятным" южным акцентом, - и на часто наблюдаемое отсутствие синхронизации движений губ с произносимой речью как-то даже не обращаешь внимания.
Во-вторых, радио, - даже ему здесь нашлось место, хотя это и ожидаемо: какой же дальнобойщик без верного приёмника?.. На выбор имеется пять станций с различным (не то чтобы очень богатым, но вполне приемлемым) тематическим репертуаром: есть и техно, и британский альтернативный рок, и нью-эйдж, и даже самые настоящие "ток-шоу" с неимоверно, как сейчас говорят, "доставляющими" диалогами - благодаря как голосам ведущих, являющихся самыми что ни на есть южанами, так и поднимаемым ими темам, зачастую опять-таки связанным со стереотипами об интересах и образе жизни местного населения и подчас посвящённым всевозможной пошлятине типа кровосмесительных связей и всевозможных "женских" тем (хотя встречаются и просто забавные сюжеты - например, о неустанных розысках пропавших домашних животных).
Но, разумеется, чаще всего настоятельно рекомендуется включать ту волну, где играют нормальную (для этих краёв и этой жизни) музыку - мелодии в стиле кантри. Эта часть саундтрека (включающая, между прочим, и композицию "Born to be Wild") реализована настолько бесподобно и вызывает такие эмоции, что оказывается последним ингредиентом для приготовления чудодейственной эссенции, оживляющей - пусть и лишь на экране монитора - волшебный мир реднеков, пошлый, грубый, подчас жестокий, но вместе с тем по непонятной причине манящий, притягательный и почти родной. И в качестве последнего аккорда - "новостная лента" о местных событиях, периодически возникающая в нижней части экрана. Но вот это лучше читать самому, правда.
Есть ли у Big Mutha Truckers недостатки? К сожалению, да. Первый и основной - преступно малая реализация заложенного в ней потенциала. То, что он есть, должно быть очевидно хотя бы из описанного выше, - но продолжительность всего этого великолепия преступно короткая, и дело не только в ограничении "состязания" всего лишь двумя месяцами, но и в том, что расстояния между городками округа, мягко говоря, небольшие, причём "развилок", как говорилось ранее, тоже совсем мало, ну а пунктов назначения и вовсе лишь пять: иными словами, здесь лишь несколько "просёлочных" дорог, которые придётся, быстро запомнив, лицезреть из рейса в рейс; более того - "декорации" этих "трасс" зачастую, несмотря на отмеченную неплохую прорисовку, тоже более-менее однотипны. С другой стороны, всё только что перечисленное в теории допустимо списать на "реализм": ведь округа в американских штатах и правда встречаются очень маленькие, да и природа в них ожидаемо не содержит каких-то "достопримечательностей", - иными словами, определённая рутина здесь, без сомнения, имеет место, но антуражем происходящего она вполне обусловлена.
Менее заметным, но более серьёзным моментом является некоторая "поджанровая" несбалансированность: обе составляющих проработаны не так детально, как могли бы, и совершенно непонятно, что же всё-таки перед нами - аркадная гонка на грузовиках или упрощённая транспортная менеджерская стратегия. Впрочем, и на это легко ответить: игра - самый настоящий микс, где два, казалось бы, плохо совместимых жанра слились настолько плотно и при этом органично, что идеально дополняют друг друга. О "недостатках", отмеченных в американских рецензиях начала 2000-х годов, - например, о "фактической нереалистичности" происходящего (связанной с тем, что на деле способом, показанным в игре, никто денег не зарабатывает, ибо никакие магазины не покупают товары из соседних городков, привезённые частниками-водителями по своей инициативе) или тем более о якобы имеющих место "оскорбительных стереотипах о жителях Юга", - не стоит даже и говорить.
Вердикт - просто великолепно: не высший балл, но вплотную к нему приближается. Если вы любите истинно весёлые, необычные и при этом не особенно длинные игры, где нужно одновременно хорошо работать и пальцами, и мозгами, - то данная вещь наверняка отлично подойдёт для того, чтобы скоротать за нею несколько вечеров.
- Атмосфера:
Юмор - Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Техника:
Грузовой транспорт - Элемент жанра:
Мультижанровая
Беспредел на дорогах - Язык:
Русский
English