«Цюаньсинъянь», что в переводе значит нечто вроде «Кулачного камня», – так называется головоломка, в наших краях совершенно не известная, но в китаеязычных странах имеющая статус едва ли не культовой (по крайней мере среди почитателей старых компьютерных развлечений). Последнее обстоятельство вовсе не удивительно, если учесть китайское же происхождение народной игры «Шоушилин», в остальном мире получившей известность как «Камень, ножницы, бумага»: собственно, выложенная на этой страничке редкость как раз и является на удивление гармоничным сочетанием этого древнего состязания с небезызвестным «Sokoban». История же именно данной версии ещё более туманна: по имеющимся сведениям, РС-версия представляет собой «клон» или переделку тайваньского проекта для платформы Apple II, созданный в самом конце 1980-х неким Сяо Цзунцзи и изданный малоизвестной тайваньской же компанией Tianxin Computer Co., Ltd.
Разумеется, всё здесь полностью на китайском языке, – по-английски написаны лишь кодовые вопросы и ответы системы защиты от копирования, появляющиеся при запуске. Но пугаться не нужно: вводить в текущей версии можно что угодно, а игровой процесс, как то и подобает качественной головоломке, предельно прост в своей сути и в меру (а то и до умопомрачения) сложен в реализации, так что уметь распознавать трёхэтажные иероглифы для успешного решения здешних задачек совсем не обязательно. Визуальная часть «Цюаньсинъянь» крайне аскетична ввиду использования графического адаптера Hercules: нашим глазам предстаёт чёрно-белая картинка с разрешением 720×348. В левой части экрана изображено поле в виде квадрата с кирпичными стенками, вполне знакомого нам по тому же «Sokoban» и по его многочисленным клонам. Внутри, в пространстве размером 10×10 клеток, перемещается человечек, которым мы управляем при помощи стрелок клавиатуры и задачей которого является передвинуть к неподвижному «домику» – «ключ» (он тут представляет собой предмет наподобие «ящика», имеющего одинаковый размер с нашим протагонистом, занимающий целую клетку и перемещающийся путём подталкивания сзади). Препятствием этому служат не только стационарные внутренние стены, но и мобильные объекты трёх типов – как можно догадаться, это и есть «камень, ножницы и бумага»: вторые именно в таком виде и изображены, тогда как первые и третьи символизируются значками соответственно кулака и ладони. Очевидно, что если толкнуть «ножницы» на «ладонь» (но не наоборот!), то последняя исчезнет, открыв путь для нашего передвижения (и перемещения ноши), – точно так же столкновение «ладони» с «камнем», а «камня» с «ножницами» уничтожает последний элемент пары, ну а встреча «ключа» с «домиком» означает победу и переход на следующий уровень.
Впрочем, упомянутое действие всегда можно совершить вручную нажатием клавиши «А», не дожидаясь решения загадки: дело в том, что этапы большого пути расположены в «Цюаньсинъянь» отнюдь не по возрастанию сложности (за исключением разве что самой первой, ознакомительной головоломки), – и уже на второй задачке можно с непривычки застрять всерьёз и надолго. Все управляющие команды прописаны в правой части экрана – иероглифами, но достаточно очевидным образом. Так, «Z» служит для возврата на предыдущий уровень, – но только не пробуйте нажимать её с самого начала, ибо с первого экрана игра просто выйдет в систему (в остальных случаях для этой цели предназначена клавиша «Esc»). По теории в игре аж 99 головоломок, но только первые 63 из них наполнены объектами, – остальные по умолчанию представляют собой пустой чёрный экран, открывая тем самым простор для нашего свободного творчества. Да, в игре имеется встроенный редактор уровней, активируемый нажатием «Alt-W»: после этого текст в правой части экрана сменяется инструкцией на тему клавиш, позволяющих размещать на пространстве слева стены и прочие предметы.
Номер этапа, на котором мы в настоящий момент находимся, отображается числом на правой панели, ближе к нижней её части; рядом находится счётчик секунд, прошедших со времени его запуска, намекающий на степень нашей тугодумности. Из прочих управляющих клавиш осталось упомянуть только «R», перезапускающую текущую головоломку, – к сожалению, отмены последнего хода в «Цюаньсинъянь» не предусмотрено, что только прибавляет сложности здешнему игровому процессу. Впрочем, и без этого данная вещь оставляет по себе исключительно приятные впечатления, особенно с учётом её происхождения и коллекционной редкости: вплоть до появления на нашем сайте в середине мая 2020 г. достать её в цифровом виде было весьма непростой задачей! Ну или же для этого нужно было обращаться к различного рода любительским «ремейкам», под названием «Fist Stones» до сих пор продолжающим выходить из-под пера мастеров Поднебесной. Попробуйте же и вы испытать свои ум и сообразительность в этой древней китайской забаве!
Разумеется, всё здесь полностью на китайском языке, – по-английски написаны лишь кодовые вопросы и ответы системы защиты от копирования, появляющиеся при запуске. Но пугаться не нужно: вводить в текущей версии можно что угодно, а игровой процесс, как то и подобает качественной головоломке, предельно прост в своей сути и в меру (а то и до умопомрачения) сложен в реализации, так что уметь распознавать трёхэтажные иероглифы для успешного решения здешних задачек совсем не обязательно. Визуальная часть «Цюаньсинъянь» крайне аскетична ввиду использования графического адаптера Hercules: нашим глазам предстаёт чёрно-белая картинка с разрешением 720×348. В левой части экрана изображено поле в виде квадрата с кирпичными стенками, вполне знакомого нам по тому же «Sokoban» и по его многочисленным клонам. Внутри, в пространстве размером 10×10 клеток, перемещается человечек, которым мы управляем при помощи стрелок клавиатуры и задачей которого является передвинуть к неподвижному «домику» – «ключ» (он тут представляет собой предмет наподобие «ящика», имеющего одинаковый размер с нашим протагонистом, занимающий целую клетку и перемещающийся путём подталкивания сзади). Препятствием этому служат не только стационарные внутренние стены, но и мобильные объекты трёх типов – как можно догадаться, это и есть «камень, ножницы и бумага»: вторые именно в таком виде и изображены, тогда как первые и третьи символизируются значками соответственно кулака и ладони. Очевидно, что если толкнуть «ножницы» на «ладонь» (но не наоборот!), то последняя исчезнет, открыв путь для нашего передвижения (и перемещения ноши), – точно так же столкновение «ладони» с «камнем», а «камня» с «ножницами» уничтожает последний элемент пары, ну а встреча «ключа» с «домиком» означает победу и переход на следующий уровень.
Впрочем, упомянутое действие всегда можно совершить вручную нажатием клавиши «А», не дожидаясь решения загадки: дело в том, что этапы большого пути расположены в «Цюаньсинъянь» отнюдь не по возрастанию сложности (за исключением разве что самой первой, ознакомительной головоломки), – и уже на второй задачке можно с непривычки застрять всерьёз и надолго. Все управляющие команды прописаны в правой части экрана – иероглифами, но достаточно очевидным образом. Так, «Z» служит для возврата на предыдущий уровень, – но только не пробуйте нажимать её с самого начала, ибо с первого экрана игра просто выйдет в систему (в остальных случаях для этой цели предназначена клавиша «Esc»). По теории в игре аж 99 головоломок, но только первые 63 из них наполнены объектами, – остальные по умолчанию представляют собой пустой чёрный экран, открывая тем самым простор для нашего свободного творчества. Да, в игре имеется встроенный редактор уровней, активируемый нажатием «Alt-W»: после этого текст в правой части экрана сменяется инструкцией на тему клавиш, позволяющих размещать на пространстве слева стены и прочие предметы.
Номер этапа, на котором мы в настоящий момент находимся, отображается числом на правой панели, ближе к нижней её части; рядом находится счётчик секунд, прошедших со времени его запуска, намекающий на степень нашей тугодумности. Из прочих управляющих клавиш осталось упомянуть только «R», перезапускающую текущую головоломку, – к сожалению, отмены последнего хода в «Цюаньсинъянь» не предусмотрено, что только прибавляет сложности здешнему игровому процессу. Впрочем, и без этого данная вещь оставляет по себе исключительно приятные впечатления, особенно с учётом её происхождения и коллекционной редкости: вплоть до появления на нашем сайте в середине мая 2020 г. достать её в цифровом виде было весьма непростой задачей! Ну или же для этого нужно было обращаться к различного рода любительским «ремейкам», под названием «Fist Stones» до сих пор продолжающим выходить из-под пера мастеров Поднебесной. Попробуйте же и вы испытать свои ум и сообразительность в этой древней китайской забаве!
Единственный минус - значки бумаги и камня очень похожи. Я даже не сразу понял, что они разные.