История образовательно-приключенческого сериала «Adventures in...» одновременно и очень печальна, и весьма поучительна. Марк Пельчарски, основатель Penguin Software и один из пионеров индустрии электронных развлечений, ещё в начале 1984 года задумал создать компьютерную игру, которая бы основывалась на настольных аналогах и в увлекательной форме обучала бы подрастающее поколение географии. Идея эта была проработана его друзьями – супружеской парой Стивом и Маршей Мьюз, программистом и художницей; в роли движка выступил графический редактор самого Марка, на то время уже хорошо продававшийся «The Graphics Magician», а интерфейс был вдохновлён дебютными образовательными же проектами знаменитого впоследствии Эла Лоу, такими как «Dragon’s Keep». Особенностью местного управления являлось отсутствие необходимости вводить текст вручную: все действия пользователя представляли собой выбор из нескольких предложенных игрой вариантов. Проект получил название «Adventures Around the World» с едва заметной приставкой «The Spy’s»: в роли некоего тайного агента мы должны были путешествовать по городам и странам в поисках опасного международного преступника, постепенно выясняя всё больше и больше подробностей о его местонахождении.
К сожалению, в январе 1985 года Марк имел неосторожность рассказать о находящейся в разработке игре руководству одной весьма крупной компании, которая тогда рассматривала вопрос о приобретении всей Penguin Software. Сделка эта так и не состоялась, но – спустя несколько месяцев эта самая компания продемонстрировала в качестве своего нового проекта нечто совершенно похожее! Увы, возможности Brøderbund Software – ибо речь идёт именно о ней – намного превосходили те, что были у Пельчарского и его коллег, и пока последние были заняты тестированием и доведением своей «шпионской» серии до ума, на свет благополучно появилась «Where in the World is Carmen Sandiego?». Первые два выпуска исходной серии, «Adventures in North America» и «Adventures in Europe», всё-таки вышли спустя пару месяцев, но особого успеха не снискали: как по причине отсутствия у издателя бюджета на рекламу (Penguin Software как раз столкнулась с перспективой судебного преследования и была вынуждена переименоваться в Polarware), так и из-за банкротства сразу нескольких дистрибьюторов. Задумка авторов была рассчитана на целых шесть игр, но выпустить они смогли только ещё третью, «Adventures in South America», притом что «Asia» была почти готова, а сразу за ней должны были последовать «Africa» и «Australia and the Pacific Islands». Увы, с точки зрения критики все они воспринимались теперь как «бледные копии» приключений Кармен Сан-Диего. Марк Пельчарски указывал на такие преимущества своей серии, как наличие многопользовательского режима и отсутствие необходимости обращаться за информацией о посещаемых нами странах и регионах к внешним источникам, – однако справедливости ради следует отметить, что одним только банальным плагиатом дело никак не ограничилось и называть широкую популярность «Where in the World is Carmen Sandiego?» и её многочисленных отпрысков незаслуженной всё-таки нельзя.
Разумеется, это нисколько не отрицает и собственных достоинств «Adventures in...». Проект этот предназначался для Apple II, бывшего на то время де-факто стандартом в системе образования, да и одним из наиболее популярных домашних компьютеров, – однако все три части были чуть позднее изданы и для IBM PC/PCjr, а «североамериканский» выпуск портирован ещё и на Commodore 64. Сразу заметим, что по внешнему своему виду «шпионские» географические приключения соответствуют стандартам начала-середины восьмидесятых, но никак не 1987 года, когда и поступили в продажу их инкарнации для DOS: из графики поддерживается один только CGA-адаптер, да и то в наименее привлекательном серо-буром варианте палитры; даже на PCjr цвета выглядят лишь чуточку ярче (ну хотя бы белый тут именно что белый, а не грязно-сероватый), – звуковые же эффекты, как и музыкальное оформление, вообще отсутствуют как класс.
Сюжет и цель игры заключается в том, что в роли секретного агента под кодовым именем H2O (видимо, чтобы никто не догадался) мы должны выследить и поймать международного террориста, грабителя и контрабандиста драгоценностей – злобного доктора Ксавье Торшена, известного также как просто «Доктор Икс». В каждом из выпусков серии он обретается в какой-нибудь отдельно взятой части света, в путешествиях по которой нам и предстоит отыскивать прежде всего информаторов, способных сообщить нам кое-какие улики, проливающие свет на местопребывание преступника, – в виде отдельных букв, из коих можно будет составить название города или местности. Увы, помогать нам такие связные будут отнюдь не бесплатно (ибо они вовсе не сотрудники спецслужб, а представители самого что ни на есть уголовного мира), а исключительно за те самые драгоценные камни, которые были украдены нашим злодеем, а затем припрятаны им в различных уголках всё той же части света. В свою очередь, намёки уже на их местонахождение мы будем получать от коллег-агентов на безвозмездной основе (а при желании иногда и приобретать их за наличные у разнообразных подозрительных личностей), – причём собирание таких драгоценностей является не менее важной целью всей нашей деятельности, нежели собственно поимка преступника.
Первым делом после запуска игры потребуется выбрать режим – одиночный или многопользовательский, с участием от двух до шести человек; при этом доступны целых две разновидности этого последнего: в «Spy Network» все агенты представляют одну команду и делятся между собой найденной информацией, тогда как в «Spy vs. Spy» каждый одушевлённый участник разыскивает своего собственного преступника (Доктора Х, Доктора N, Доктора Q и т.д.), при этом соревнуясь с другими агентами за информаторов, драгоценности и улики. Здесь же, в главном меню, можно и загрузить предыдущую игру: сохранять свой прогресс дозволяется в любое время при помощи клавиши «S» (для этой цели нам выделены три ячейки), тогда как загрузка осуществляется – также без ограничений – нажатием «R». После выбора режима и ввода имён участников мы попадаем на экран с перечнем доступных областей соответствующей заголовку выпуска части света: выбрать для старта можно любую из них; как здесь, так и везде в игре для переключения между вариантами служит «пробел», а для выбора и подтверждения одного из них – «ввод».
В «Adventures in Europe» к нашим услугам оказывается 29 стран и регионов, вполне соответствующих европейским историко-географическим реалиям середины 1980-х (две Германии, но по одной Чехословакии и Югославии); небольшое недоумение может вызвать разве что топоним «Западный СССР», под которым понимаются Украина, Прибалтика и почему-то Грузия (РСФСР представлена как отдельная сущность, «Российская республика»). После выбора начальной точки путешествия перед нами откроется карта Европы, занимающая – как и все здешние иллюстрации – большую часть экрана. Страна, в которой мы в настоящий момент находимся, выделена штриховкой, а внизу перечислены наши потенциальные действия: осмотреться («Look here») – или же отправиться в одно из соседних государств (таких доступных вариантов может быть от одного до пяти). Обратите внимание, что в многопользовательском режиме выбор второго варианта будет автоматически означать конец хода (и передачу клавиатуры в руки следующего игрока).
Если же мы решаем остановиться и погостить в одном из уголков Европы, то попадаем на экран с изображением какой-нибудь местной (как правило, столичной) достопримечательности – и с очередным меню на тему наших дальнейших действий. В большинстве случаев здесь можно как заняться чем-нибудь интересным, так и посетить какой-нибудь другой город или район всё той же страны, который, в свою очередь, также предложит нам свой фирменный способ «убить время». В небольших странах – Ирландия, Болгария, Люксембург – локация (а следовательно, и занятие) всего лишь одна, тогда как в государствах покрупнее их две или даже три. Например, посещая Российскую Республику, мы по умолчанию оказываемся в Москве, где можем как посетить Кремль, так и отправиться в Ленинград, со своей особой иллюстрацией (где для экскурсии доступен будет уже Зимний дворец), а также – почему-то – в гимнастический зал (и здесь нам предложат побеседовать с тренером). В «Западном СССР» квазистолицей оказывается Киев (способ времяпрепровождения в котором заключается в осмотре руин Золотых ворот), а двумя другими доступными для посещения регионами – Балтика (где нам представится возможность побеседовать с работником порта) и, как уже замечалось выше, Грузия (и здесь мы, если будет такое желание, попросим наших невидимых сопровождающих – надо полагать, коллег из КГБ – организовать нам поездку через горный перевал к морю).
Цель всех этих спортивно-увеселительных прогулок очевидна: на каждой из городских локаций – прямо на экране с пейзажем или образчиком местной архитектуры – нам может встретиться подозрительная фигура в шляпе и застёгнутом наглухо плаще. Это и есть информатор, готовый – в обмен на драгоценность – поделиться с нами одной из букв, составляющих название местонахождения главного злодея (ну или подсказку к таковому). Однако если в наших карманах нет ни одного камня, то соответствующего пункта в перечне доступных действий не окажется: тогда остаётся просто запомнить, где именно нам встретился связной, – и в следующий раз навестить его уже не с пустыми руками. Сами же драгоценности, как и намёки на те места, где их можно встретить (например: «Где находится Парфенон» или «Где найдётся работа для матадора»), выдаются в различных городах при посещении тех или иных экскурсий – отображаясь крупным шрифтом в самом низу экрана, прямо под описанием соответствующей иллюстрации. Здесь также иногда попадается фигура-в-плаще, но на этот раз лишь предлагающая продать нам за некоторую сумму наличными один из камней: можно как согласиться, так и отказаться.
Для просмотра уже имеющихся у нас полезных сведений, а также и своего рода суррогата «инвентаря» предназначена клавиша «Esc», открывающая особый экран: «Досье». Место картинки тут занимает познавательно-текстовое описание текущей страны, ниже располагается информация о размерах нашего запаса денежных средств (как в местной валюте, так и в долларах: изначально каждому агенту на расходы выдаётся по 410 USD), а в самом низу отображается уже привычный перечень доступных действий. Помимо возможности перейти отсюда прямо к осмотру достопримечательностей, уехать в соседнее государство или сохранить игру имеется в здешнем меню и два особых пункта: просмотр улик и попытка «назвать слово». В первом случае мы видим у себя на экране все полученные улики о местонахождении камней (уже «использованные» обозначаются символом звёздочки; обратите только внимание, что найти саму драгоценность вполне можно и до того, как будет получен соответствующий намёк), главную подсказку о пребывании искомого нами преступника (уже найденные буквы отображаются, а вместо скрытых красуются прочерки), перечень посещённых информаторов (опять-таки: отсутствие звёздочки означает, что сделка ещё не состоялась), а также количество камней, которыми мы в данный момент обладаем, и общий рейтинг «агента».
Если вы считаете, что готовы «угадать слово», то выбирайте опцию «See if Dr. X is here». Однако торопиться особо не стоит: во-первых, на правильный ответ даётся всего три попытки, а во-вторых, показатель нашей успешности, приводимый в виде того самого рейтинга на экране «Досье» и записываемый после окончания игры в таблицу рекордов, зависит далеко не только от быстроты завершения всей операции, но и от количества заполученных – и не потраченных! – драгоценных камней, запаса наличных средств и т. д. Бонус начисляется ещё и за неиспользованные попытки, и за оставшиеся скрытыми буквы. Иными словами, и в одиночной игре, и в режиме «Spy Network» (в котором «победителями» будут объявлены все участники розыскной операции) задача заключается именно в наборе как можно большего количества очков, тогда как в «Spy vs. Spy» выигрыш будет присуждён именно обладателю наивысшего рейтинга – даже если поймать злобного доктора в итоге удалось кому-то другому.
В общем, при всех достоинствах «Adventures in Europe» и её сестёр, причислить творение Polarware к шедеврам вряд ли получится. Историческое (и коллекционное) их значение, конечно же, налицо – перед нами едва ли не одна из первых «детективно-географических» адвенчур. Вот только сегодняшних детей вряд ли сможет привлечь скудная CGA-графика, тогда как взрослым любителям подобных развлечений поиски «Доктора Икс» покажутся слишком уж короткими и простенькими, особенно на фоне таких позднейших образцов поджанра, как «BushBuck» или некоторые выпуски той самой «Where... is Carmen Sandiego?», не говоря уже о скандинавском семействе «BackPacker».
К сожалению, в январе 1985 года Марк имел неосторожность рассказать о находящейся в разработке игре руководству одной весьма крупной компании, которая тогда рассматривала вопрос о приобретении всей Penguin Software. Сделка эта так и не состоялась, но – спустя несколько месяцев эта самая компания продемонстрировала в качестве своего нового проекта нечто совершенно похожее! Увы, возможности Brøderbund Software – ибо речь идёт именно о ней – намного превосходили те, что были у Пельчарского и его коллег, и пока последние были заняты тестированием и доведением своей «шпионской» серии до ума, на свет благополучно появилась «Where in the World is Carmen Sandiego?». Первые два выпуска исходной серии, «Adventures in North America» и «Adventures in Europe», всё-таки вышли спустя пару месяцев, но особого успеха не снискали: как по причине отсутствия у издателя бюджета на рекламу (Penguin Software как раз столкнулась с перспективой судебного преследования и была вынуждена переименоваться в Polarware), так и из-за банкротства сразу нескольких дистрибьюторов. Задумка авторов была рассчитана на целых шесть игр, но выпустить они смогли только ещё третью, «Adventures in South America», притом что «Asia» была почти готова, а сразу за ней должны были последовать «Africa» и «Australia and the Pacific Islands». Увы, с точки зрения критики все они воспринимались теперь как «бледные копии» приключений Кармен Сан-Диего. Марк Пельчарски указывал на такие преимущества своей серии, как наличие многопользовательского режима и отсутствие необходимости обращаться за информацией о посещаемых нами странах и регионах к внешним источникам, – однако справедливости ради следует отметить, что одним только банальным плагиатом дело никак не ограничилось и называть широкую популярность «Where in the World is Carmen Sandiego?» и её многочисленных отпрысков незаслуженной всё-таки нельзя.
Разумеется, это нисколько не отрицает и собственных достоинств «Adventures in...». Проект этот предназначался для Apple II, бывшего на то время де-факто стандартом в системе образования, да и одним из наиболее популярных домашних компьютеров, – однако все три части были чуть позднее изданы и для IBM PC/PCjr, а «североамериканский» выпуск портирован ещё и на Commodore 64. Сразу заметим, что по внешнему своему виду «шпионские» географические приключения соответствуют стандартам начала-середины восьмидесятых, но никак не 1987 года, когда и поступили в продажу их инкарнации для DOS: из графики поддерживается один только CGA-адаптер, да и то в наименее привлекательном серо-буром варианте палитры; даже на PCjr цвета выглядят лишь чуточку ярче (ну хотя бы белый тут именно что белый, а не грязно-сероватый), – звуковые же эффекты, как и музыкальное оформление, вообще отсутствуют как класс.
Сюжет и цель игры заключается в том, что в роли секретного агента под кодовым именем H2O (видимо, чтобы никто не догадался) мы должны выследить и поймать международного террориста, грабителя и контрабандиста драгоценностей – злобного доктора Ксавье Торшена, известного также как просто «Доктор Икс». В каждом из выпусков серии он обретается в какой-нибудь отдельно взятой части света, в путешествиях по которой нам и предстоит отыскивать прежде всего информаторов, способных сообщить нам кое-какие улики, проливающие свет на местопребывание преступника, – в виде отдельных букв, из коих можно будет составить название города или местности. Увы, помогать нам такие связные будут отнюдь не бесплатно (ибо они вовсе не сотрудники спецслужб, а представители самого что ни на есть уголовного мира), а исключительно за те самые драгоценные камни, которые были украдены нашим злодеем, а затем припрятаны им в различных уголках всё той же части света. В свою очередь, намёки уже на их местонахождение мы будем получать от коллег-агентов на безвозмездной основе (а при желании иногда и приобретать их за наличные у разнообразных подозрительных личностей), – причём собирание таких драгоценностей является не менее важной целью всей нашей деятельности, нежели собственно поимка преступника.
Первым делом после запуска игры потребуется выбрать режим – одиночный или многопользовательский, с участием от двух до шести человек; при этом доступны целых две разновидности этого последнего: в «Spy Network» все агенты представляют одну команду и делятся между собой найденной информацией, тогда как в «Spy vs. Spy» каждый одушевлённый участник разыскивает своего собственного преступника (Доктора Х, Доктора N, Доктора Q и т.д.), при этом соревнуясь с другими агентами за информаторов, драгоценности и улики. Здесь же, в главном меню, можно и загрузить предыдущую игру: сохранять свой прогресс дозволяется в любое время при помощи клавиши «S» (для этой цели нам выделены три ячейки), тогда как загрузка осуществляется – также без ограничений – нажатием «R». После выбора режима и ввода имён участников мы попадаем на экран с перечнем доступных областей соответствующей заголовку выпуска части света: выбрать для старта можно любую из них; как здесь, так и везде в игре для переключения между вариантами служит «пробел», а для выбора и подтверждения одного из них – «ввод».
В «Adventures in Europe» к нашим услугам оказывается 29 стран и регионов, вполне соответствующих европейским историко-географическим реалиям середины 1980-х (две Германии, но по одной Чехословакии и Югославии); небольшое недоумение может вызвать разве что топоним «Западный СССР», под которым понимаются Украина, Прибалтика и почему-то Грузия (РСФСР представлена как отдельная сущность, «Российская республика»). После выбора начальной точки путешествия перед нами откроется карта Европы, занимающая – как и все здешние иллюстрации – большую часть экрана. Страна, в которой мы в настоящий момент находимся, выделена штриховкой, а внизу перечислены наши потенциальные действия: осмотреться («Look here») – или же отправиться в одно из соседних государств (таких доступных вариантов может быть от одного до пяти). Обратите внимание, что в многопользовательском режиме выбор второго варианта будет автоматически означать конец хода (и передачу клавиатуры в руки следующего игрока).
Если же мы решаем остановиться и погостить в одном из уголков Европы, то попадаем на экран с изображением какой-нибудь местной (как правило, столичной) достопримечательности – и с очередным меню на тему наших дальнейших действий. В большинстве случаев здесь можно как заняться чем-нибудь интересным, так и посетить какой-нибудь другой город или район всё той же страны, который, в свою очередь, также предложит нам свой фирменный способ «убить время». В небольших странах – Ирландия, Болгария, Люксембург – локация (а следовательно, и занятие) всего лишь одна, тогда как в государствах покрупнее их две или даже три. Например, посещая Российскую Республику, мы по умолчанию оказываемся в Москве, где можем как посетить Кремль, так и отправиться в Ленинград, со своей особой иллюстрацией (где для экскурсии доступен будет уже Зимний дворец), а также – почему-то – в гимнастический зал (и здесь нам предложат побеседовать с тренером). В «Западном СССР» квазистолицей оказывается Киев (способ времяпрепровождения в котором заключается в осмотре руин Золотых ворот), а двумя другими доступными для посещения регионами – Балтика (где нам представится возможность побеседовать с работником порта) и, как уже замечалось выше, Грузия (и здесь мы, если будет такое желание, попросим наших невидимых сопровождающих – надо полагать, коллег из КГБ – организовать нам поездку через горный перевал к морю).
Цель всех этих спортивно-увеселительных прогулок очевидна: на каждой из городских локаций – прямо на экране с пейзажем или образчиком местной архитектуры – нам может встретиться подозрительная фигура в шляпе и застёгнутом наглухо плаще. Это и есть информатор, готовый – в обмен на драгоценность – поделиться с нами одной из букв, составляющих название местонахождения главного злодея (ну или подсказку к таковому). Однако если в наших карманах нет ни одного камня, то соответствующего пункта в перечне доступных действий не окажется: тогда остаётся просто запомнить, где именно нам встретился связной, – и в следующий раз навестить его уже не с пустыми руками. Сами же драгоценности, как и намёки на те места, где их можно встретить (например: «Где находится Парфенон» или «Где найдётся работа для матадора»), выдаются в различных городах при посещении тех или иных экскурсий – отображаясь крупным шрифтом в самом низу экрана, прямо под описанием соответствующей иллюстрации. Здесь также иногда попадается фигура-в-плаще, но на этот раз лишь предлагающая продать нам за некоторую сумму наличными один из камней: можно как согласиться, так и отказаться.
Для просмотра уже имеющихся у нас полезных сведений, а также и своего рода суррогата «инвентаря» предназначена клавиша «Esc», открывающая особый экран: «Досье». Место картинки тут занимает познавательно-текстовое описание текущей страны, ниже располагается информация о размерах нашего запаса денежных средств (как в местной валюте, так и в долларах: изначально каждому агенту на расходы выдаётся по 410 USD), а в самом низу отображается уже привычный перечень доступных действий. Помимо возможности перейти отсюда прямо к осмотру достопримечательностей, уехать в соседнее государство или сохранить игру имеется в здешнем меню и два особых пункта: просмотр улик и попытка «назвать слово». В первом случае мы видим у себя на экране все полученные улики о местонахождении камней (уже «использованные» обозначаются символом звёздочки; обратите только внимание, что найти саму драгоценность вполне можно и до того, как будет получен соответствующий намёк), главную подсказку о пребывании искомого нами преступника (уже найденные буквы отображаются, а вместо скрытых красуются прочерки), перечень посещённых информаторов (опять-таки: отсутствие звёздочки означает, что сделка ещё не состоялась), а также количество камней, которыми мы в данный момент обладаем, и общий рейтинг «агента».
Если вы считаете, что готовы «угадать слово», то выбирайте опцию «See if Dr. X is here». Однако торопиться особо не стоит: во-первых, на правильный ответ даётся всего три попытки, а во-вторых, показатель нашей успешности, приводимый в виде того самого рейтинга на экране «Досье» и записываемый после окончания игры в таблицу рекордов, зависит далеко не только от быстроты завершения всей операции, но и от количества заполученных – и не потраченных! – драгоценных камней, запаса наличных средств и т. д. Бонус начисляется ещё и за неиспользованные попытки, и за оставшиеся скрытыми буквы. Иными словами, и в одиночной игре, и в режиме «Spy Network» (в котором «победителями» будут объявлены все участники розыскной операции) задача заключается именно в наборе как можно большего количества очков, тогда как в «Spy vs. Spy» выигрыш будет присуждён именно обладателю наивысшего рейтинга – даже если поймать злобного доктора в итоге удалось кому-то другому.
В общем, при всех достоинствах «Adventures in Europe» и её сестёр, причислить творение Polarware к шедеврам вряд ли получится. Историческое (и коллекционное) их значение, конечно же, налицо – перед нами едва ли не одна из первых «детективно-географических» адвенчур. Вот только сегодняшних детей вряд ли сможет привлечь скудная CGA-графика, тогда как взрослым любителям подобных развлечений поиски «Доктора Икс» покажутся слишком уж короткими и простенькими, особенно на фоне таких позднейших образцов поджанра, как «BushBuck» или некоторые выпуски той самой «Where... is Carmen Sandiego?», не говоря уже о скандинавском семействе «BackPacker».