Разработчик: Black Isle Studios
Жанр: RPG
Дата выхода: 12.12.1999
Как-то так вышло, что отдельные игры, ставшие в своём роде легендарными, мимо меня прошли. Одним из таких проектов оказался Planescape: Torment – живая классика от создателей не менее легендарных Fallout 1/2. Первую робкую попытку ознакомиться с Torment я осуществил году так в 2006-2007, будучи ещё подростком. Игра отпугнула обилием текста и очень своеобразным миром, а хватило меня максимум минут на 30 игрового процесса. Прошло немало годиков, и примерно в 2018-м была вторая попытка проникнуться классикой от Black Isle Studios, но и она оказалась обречённой. И всё-таки оставлять «за бортом» одну из известнейших франшиз от мира RPG совсем не хотелось, а потому совсем недавно Planescape мною таки пройдена в каноничной версии 1.1 и использованием перевода от ребят с ZoneOfGames. Работоспособность добытого издания на Windows 7 оказалась вполне приличной, никаких танцев с бубном, всё отлично запустилось и работало. Единственным нюансом оказались глюки отображения анимации заклинаний и некоторых других «мультиков». На мой неискушённый взгляд, это всё оказалось вполне играбельным и было с лёгкостью «проглочено».
А вот сама игра, как и в прежние времена, решила с ходу отпугнуть. Уж не знаю почему, но начать играть в Torment мне было тяжеловато. Первый вступительный ролик очень хорош и настраивает на нужный лад, а вот дальше с непривычки как-то теряешься. В начале нам предлагают раскинуть 20 очков по шести основным параметрам героя. Хорошо хоть описание их имеется, а так и вовсе бы завис на полдня с этим делом. Герой, кстати говоря, не имеет имени, а класс его определён изначально как воин. Это немного смущает, но в процессе игры стало понятно, что класс можно невозбранно менять хоть по пять раз на дню без каких-либо штрафов (!). Подход оригинальный и очень любопытный. К слову, играбельных классов три, можно сказать классические воин, вор и маг. Впрочем, как только мы определились с основными параметрами, нас сразу же будят на могильной плите своеобразного морга, где первым встреченным NPC становится болтливый летающий череп по имени Морте. Он-то и станет нашим союзником в причудливом мире Planescape и поможет разгадать многие его тайны.
Кандидатов в компанию нам по пути встретится ещё достаточно много, хотя Planescape позволяет вообще проходить игру соло, но играть одному, во-первых, сложнее, а во-вторых – не так интересно. Тем более личности сотоварищей очень колоритны. Тут и демонесса, ставшая на путь праведницы, и маг, за свою любовь к огню приговорённый гореть в вечном пламени. Про каждого из этих ребят можно написать отдельную статью, но, думается, кто играл, тот и так всё знает, а интересующимся будет любопытнее самим всё увидеть. Скажу лишь, что за каждым из компаньонов кроется достаточно любопытная история, которую Безымянному предстоит узнать. Иногда наши товарищи начинают браниться между собой, а порою вклиниваются в диалоги. В общем, брать их можно и даже нужно. И не забываем, что инвентарь у нас сильно ограничен, а потому сопартийцы станут как минимум ценными «чемоданами», чтобы носить торговцам всё найденное барахлишко.
Сразу хочется отметить, что атмосфера в игре и сеттинг немного безумны, чем, с одной стороны, и привлекают, но с другой – также вполне могут отпугнуть. Мир сер, по сути некрасив и отвратителен, наполнен разными странными созданиями, которые медитативно блуждают туда-сюда, ожидая встречи с нашим протеже. Большинство NPC производит впечатление оборванцев, многие и вовсе зарабатывают на жизнь тем, что собирают трупы, а затем сдают их Пыльным. Город Сигил, где нам предстоит провести немало времени, наполнен шлюхами и головорезами, готовыми прикончить Безымянного за пригоршню монет. За всеми этими бесчинствами наблюдает Госпожа Боли – своеобразная надсмотрщица над городом, которая направляет неверных в лабиринт, откуда им вряд ли получится когда-нибудь выбраться. Ну и по городу повсюду снуют дабусы – странно говорящие существа, являющиеся верными слугами Госпожи Боли, которые перемещаются по городу и восстанавливают все его повреждения. Так же безумны и инвентарь, и предметы, которые можно использовать. К примеру, есть возможность вырезать собственный глаз и вставить себе новый, получше. Или поковыряться в кишках и обнаружить там что-нибудь ценное. И вся атмосфера в игре пропитана некой формой шизофазии.
Геймплей по большей части нетороплив, поскольку со всеми встреченными персонажами мы будем вести длинные и изнурительные диалоги. Сперва они пугают своими размерами, но на деле оные вполне интересны, и, читая их, получаешь неподдельное удовольствие. Не в последнюю очередь достигается это за счёт очень толкового перевода, выполненного, напомню, неофициально. Тексты зачастую несут некую философскую подоплёку, содержат много мыслей о смерти, а порою – юмор, причем достаточно острый, и переводчикам удалось всё это прекрасно перенести на русский язык. Сами по себе игровые фракции, коих довольно много, только одним своим мировоззрением заставляют немного подумать. К примеру, для Пыльных жизнь познается только в смерти и они стремятся к ней, а Сенсаты познают мир через чувства, стараясь всё попробовать лично. При этом представители каждой фракции могут привести не один аргумент в пользу именно их идеологии, а игрок волен стать последователем чьих-нибудь идей.
Кроме обилия диалогов, игра радует достаточно большим количеством побочных квестов, порою весьма необычных. Как вам снятие проклятия с мужчины, обречённого жутко вонять? А что, если скажу, что в ходе его спасения нам самим доведётся стать проклятым и затем спасать уже собственную шкуру? Есть, конечно, и банальные почтовые миссии, и зачистки местности, но и они обставлены необычно, а результаты иногда вызывают улыбку. В общем, дополнительные квесты строго обязательны к прохождению, так как они интересны, позволяют лучше узнать мир и экипироваться. Кроме того, за их выполнение дают много опыта, который в простых боях если и заработаешь, то за очень большое количество времени, так как на битвы геймплей явно не ориентирован.
Тем не менее сражения есть, а при желании их количество можно привести почти к Diablo’вскому. Есть много видов оружия ближнего боя и магии, а одному персонажу даже доступен арбалет. Плюс ещё можно применять разные предметы, такие как амулеты и свитки и много чего ещё. Во всём этом разнообразии, особенно с большой партией, запутаться проще пареной репы, но тут нам в помощь активная пауза, когда можно раздать команды всем комрадам, а затем с удовольствием созерцать, как они расправляются с противником. Ну или он с нами. Даже последний вариант не очень критичен, так как главгерой бессмертен и если нас прикончили мы тут же воскреснем на той самой стартовой могильной плите (ну или в другом месте, если далеко от неё отбежали). Падших же союзников вполне себе можно воскресить и двигаться дальше.
Один из наших возможных сопартийцев вынужден вечно гореть в огне, так что придётся подумать, чем ему можно помочь.
Всё это удовольствие мы будем наблюдать в симпатичной 2d-изометрии на движке Baldur’s Gate – Infinity Engine. Единственным раздражающим моментом получилась определённая вероятность профукать некую скрытую полость или дверь на карте, которые вполне можно просто не заметить из-за выкрутасов моторчика. А так графика вполне себе на уровне для игр тех лет. Особенно порадовали заклинания, анимация многих из которых выполнена просто отменно. Музыка также неплоха, но не слишком разнообразна и за примерно 30 часов игрового процесса несколько наскучивает. Несмотря на достаточно высокую длительность, мир Torment на самом деле невелик, а продолжительность достигается высокой плотностью событий и некоторой неочевидностью отдельных квестов.
Ну и нельзя оставить без внимания основной квест, вернее, его сюжетную ветку. Историю о потере главным героем памяти, конечно, нельзя назвать верхом оригинальности. Но за этой банальностью дальше скрывается уже нечто поинтереснее, как только выяснится, что после каждой смерти не только мы теряем память, но и возрождаемся уже другой личностью, порою далеко не самой положительной. А еще нам предстоит узнать, кто же такой Фарод, зачем герою искать дневник, разгадать тайну собственного бессмертия и, самое главное, правильно ответить на вопрос, что же может изменить природу человека? Уже не так банально, согласитесь. Так что главный квест я бы также отнёс к достоинству игры, ибо где ещё вы увидите нечто подобное?
Planescape: Torment на сегодня является игрой вне оценок. С одной стороны, она не для всех, поскольку налицо слишком медлительный геймплей, много текста, серый мир, тяжеловатое «вхождение». Но с другой – это признанная классика, значащаяся во всех более-менее адекватных топах игр «всех времен и народов». А среди ролевых игр ее называют не иначе как «самая-самая». На мой взгляд, она самую малость перехвалена и при запуске ожидаешь от Torment’a нечто такое сверхъестественное, что-то космическое, а по факту получилась просто игра... Да, она хорошая, даже отличная, имеет определённую вариативность и неплохие возможности для отыгрыша, увлекает и необычным миром, и историей, - но ожиданий от Planescape было несколько больше. Тем не менее игра до сих пор практически уникальна в своём роде, и пропускать такое нельзя, ибо это веха в жанре, вписавшая своё имя в историю ролевых игр золотыми буквами.
Оценка игры : 9.0 из 10
Жанр: RPG
Дата выхода: 12.12.1999
Как-то так вышло, что отдельные игры, ставшие в своём роде легендарными, мимо меня прошли. Одним из таких проектов оказался Planescape: Torment – живая классика от создателей не менее легендарных Fallout 1/2. Первую робкую попытку ознакомиться с Torment я осуществил году так в 2006-2007, будучи ещё подростком. Игра отпугнула обилием текста и очень своеобразным миром, а хватило меня максимум минут на 30 игрового процесса. Прошло немало годиков, и примерно в 2018-м была вторая попытка проникнуться классикой от Black Isle Studios, но и она оказалась обречённой. И всё-таки оставлять «за бортом» одну из известнейших франшиз от мира RPG совсем не хотелось, а потому совсем недавно Planescape мною таки пройдена в каноничной версии 1.1 и использованием перевода от ребят с ZoneOfGames. Работоспособность добытого издания на Windows 7 оказалась вполне приличной, никаких танцев с бубном, всё отлично запустилось и работало. Единственным нюансом оказались глюки отображения анимации заклинаний и некоторых других «мультиков». На мой неискушённый взгляд, это всё оказалось вполне играбельным и было с лёгкостью «проглочено».
А вот сама игра, как и в прежние времена, решила с ходу отпугнуть. Уж не знаю почему, но начать играть в Torment мне было тяжеловато. Первый вступительный ролик очень хорош и настраивает на нужный лад, а вот дальше с непривычки как-то теряешься. В начале нам предлагают раскинуть 20 очков по шести основным параметрам героя. Хорошо хоть описание их имеется, а так и вовсе бы завис на полдня с этим делом. Герой, кстати говоря, не имеет имени, а класс его определён изначально как воин. Это немного смущает, но в процессе игры стало понятно, что класс можно невозбранно менять хоть по пять раз на дню без каких-либо штрафов (!). Подход оригинальный и очень любопытный. К слову, играбельных классов три, можно сказать классические воин, вор и маг. Впрочем, как только мы определились с основными параметрами, нас сразу же будят на могильной плите своеобразного морга, где первым встреченным NPC становится болтливый летающий череп по имени Морте. Он-то и станет нашим союзником в причудливом мире Planescape и поможет разгадать многие его тайны.
Кандидатов в компанию нам по пути встретится ещё достаточно много, хотя Planescape позволяет вообще проходить игру соло, но играть одному, во-первых, сложнее, а во-вторых – не так интересно. Тем более личности сотоварищей очень колоритны. Тут и демонесса, ставшая на путь праведницы, и маг, за свою любовь к огню приговорённый гореть в вечном пламени. Про каждого из этих ребят можно написать отдельную статью, но, думается, кто играл, тот и так всё знает, а интересующимся будет любопытнее самим всё увидеть. Скажу лишь, что за каждым из компаньонов кроется достаточно любопытная история, которую Безымянному предстоит узнать. Иногда наши товарищи начинают браниться между собой, а порою вклиниваются в диалоги. В общем, брать их можно и даже нужно. И не забываем, что инвентарь у нас сильно ограничен, а потому сопартийцы станут как минимум ценными «чемоданами», чтобы носить торговцам всё найденное барахлишко.
Сразу хочется отметить, что атмосфера в игре и сеттинг немного безумны, чем, с одной стороны, и привлекают, но с другой – также вполне могут отпугнуть. Мир сер, по сути некрасив и отвратителен, наполнен разными странными созданиями, которые медитативно блуждают туда-сюда, ожидая встречи с нашим протеже. Большинство NPC производит впечатление оборванцев, многие и вовсе зарабатывают на жизнь тем, что собирают трупы, а затем сдают их Пыльным. Город Сигил, где нам предстоит провести немало времени, наполнен шлюхами и головорезами, готовыми прикончить Безымянного за пригоршню монет. За всеми этими бесчинствами наблюдает Госпожа Боли – своеобразная надсмотрщица над городом, которая направляет неверных в лабиринт, откуда им вряд ли получится когда-нибудь выбраться. Ну и по городу повсюду снуют дабусы – странно говорящие существа, являющиеся верными слугами Госпожи Боли, которые перемещаются по городу и восстанавливают все его повреждения. Так же безумны и инвентарь, и предметы, которые можно использовать. К примеру, есть возможность вырезать собственный глаз и вставить себе новый, получше. Или поковыряться в кишках и обнаружить там что-нибудь ценное. И вся атмосфера в игре пропитана некой формой шизофазии.
Геймплей по большей части нетороплив, поскольку со всеми встреченными персонажами мы будем вести длинные и изнурительные диалоги. Сперва они пугают своими размерами, но на деле оные вполне интересны, и, читая их, получаешь неподдельное удовольствие. Не в последнюю очередь достигается это за счёт очень толкового перевода, выполненного, напомню, неофициально. Тексты зачастую несут некую философскую подоплёку, содержат много мыслей о смерти, а порою – юмор, причем достаточно острый, и переводчикам удалось всё это прекрасно перенести на русский язык. Сами по себе игровые фракции, коих довольно много, только одним своим мировоззрением заставляют немного подумать. К примеру, для Пыльных жизнь познается только в смерти и они стремятся к ней, а Сенсаты познают мир через чувства, стараясь всё попробовать лично. При этом представители каждой фракции могут привести не один аргумент в пользу именно их идеологии, а игрок волен стать последователем чьих-нибудь идей.
Кроме обилия диалогов, игра радует достаточно большим количеством побочных квестов, порою весьма необычных. Как вам снятие проклятия с мужчины, обречённого жутко вонять? А что, если скажу, что в ходе его спасения нам самим доведётся стать проклятым и затем спасать уже собственную шкуру? Есть, конечно, и банальные почтовые миссии, и зачистки местности, но и они обставлены необычно, а результаты иногда вызывают улыбку. В общем, дополнительные квесты строго обязательны к прохождению, так как они интересны, позволяют лучше узнать мир и экипироваться. Кроме того, за их выполнение дают много опыта, который в простых боях если и заработаешь, то за очень большое количество времени, так как на битвы геймплей явно не ориентирован.
Тем не менее сражения есть, а при желании их количество можно привести почти к Diablo’вскому. Есть много видов оружия ближнего боя и магии, а одному персонажу даже доступен арбалет. Плюс ещё можно применять разные предметы, такие как амулеты и свитки и много чего ещё. Во всём этом разнообразии, особенно с большой партией, запутаться проще пареной репы, но тут нам в помощь активная пауза, когда можно раздать команды всем комрадам, а затем с удовольствием созерцать, как они расправляются с противником. Ну или он с нами. Даже последний вариант не очень критичен, так как главгерой бессмертен и если нас прикончили мы тут же воскреснем на той самой стартовой могильной плите (ну или в другом месте, если далеко от неё отбежали). Падших же союзников вполне себе можно воскресить и двигаться дальше.
Один из наших возможных сопартийцев вынужден вечно гореть в огне, так что придётся подумать, чем ему можно помочь.
Всё это удовольствие мы будем наблюдать в симпатичной 2d-изометрии на движке Baldur’s Gate – Infinity Engine. Единственным раздражающим моментом получилась определённая вероятность профукать некую скрытую полость или дверь на карте, которые вполне можно просто не заметить из-за выкрутасов моторчика. А так графика вполне себе на уровне для игр тех лет. Особенно порадовали заклинания, анимация многих из которых выполнена просто отменно. Музыка также неплоха, но не слишком разнообразна и за примерно 30 часов игрового процесса несколько наскучивает. Несмотря на достаточно высокую длительность, мир Torment на самом деле невелик, а продолжительность достигается высокой плотностью событий и некоторой неочевидностью отдельных квестов.
Ну и нельзя оставить без внимания основной квест, вернее, его сюжетную ветку. Историю о потере главным героем памяти, конечно, нельзя назвать верхом оригинальности. Но за этой банальностью дальше скрывается уже нечто поинтереснее, как только выяснится, что после каждой смерти не только мы теряем память, но и возрождаемся уже другой личностью, порою далеко не самой положительной. А еще нам предстоит узнать, кто же такой Фарод, зачем герою искать дневник, разгадать тайну собственного бессмертия и, самое главное, правильно ответить на вопрос, что же может изменить природу человека? Уже не так банально, согласитесь. Так что главный квест я бы также отнёс к достоинству игры, ибо где ещё вы увидите нечто подобное?
Planescape: Torment на сегодня является игрой вне оценок. С одной стороны, она не для всех, поскольку налицо слишком медлительный геймплей, много текста, серый мир, тяжеловатое «вхождение». Но с другой – это признанная классика, значащаяся во всех более-менее адекватных топах игр «всех времен и народов». А среди ролевых игр ее называют не иначе как «самая-самая». На мой взгляд, она самую малость перехвалена и при запуске ожидаешь от Torment’a нечто такое сверхъестественное, что-то космическое, а по факту получилась просто игра... Да, она хорошая, даже отличная, имеет определённую вариативность и неплохие возможности для отыгрыша, увлекает и необычным миром, и историей, - но ожиданий от Planescape было несколько больше. Тем не менее игра до сих пор практически уникальна в своём роде, и пропускать такое нельзя, ибо это веха в жанре, вписавшая своё имя в историю ролевых игр золотыми буквами.
Оценка игры : 9.0 из 10
Автор: LEKA
Дата: 09.10.2022