Как ни банально это прозвучит, но написать статью об этом творении товарища KranK'а довольно сложно. И дело не в том, что она «made in Russia», что само по себе добавляет колорита, а в том, что в любой статье нужно что-то с чем-то сравнивать. А с чем можно сравнить игру, которая ни на что другое не похожа?! Вот скажите, пожалуйста, как определить жанр этой игры? Автосимулятор? Аркада? Квест? RPG? Всё не то. Красивая в ней графика или не очень? Потрясающая! Только своеобразная. Сложно в нее играть или просто? Очень просто. Если клавиатуру не сломать.
Ох, как же непросто здесь придется новичку! Он ничего не будет понимать, никто не воспримет его всерьез, в первой же канаве он перевернется вверх тормашками, а махотин — первая пукалка (простите, оружие) — сгодится лишь на то, чтобы подрывать грибы (кстати, звук выстрела весьма соответствующий). Начало Вангеров так старательно издевается над игроками, что я не сомневаюсь — многие бросили, даже не доехав до соседнего эскейва. Что и говорить, если первой жертвой станет, скорее всего, случайно (!) протараненная раффа… Стоп. А что такое раффа? Ну, это такой маленький мехос, взрывающийся при первой возможности. А что такое мехос? Транспортное средство вангеров. Так, а что же такое вангеры? Ну… К ним игрок относится.
По местным терминам можно целый словарь составить. И в игре он есть. Хозяев каждого эскейва (то бишь подземного убежища, в котором можно торговать, получать задания и сохранять игру) можно спрашивать на любые темы. Кто иль что есть нюха, советник? А кузовок? А циксы? Бибураты? Ответы всегда будут оригинальны и далеко не всегда — понятны.
Мир вангеров крайне необычен как по задумке, так и по исполнению. Его не описать привычными терминами, такими, как «логично», «продумано», «самобытно»… В голове всё больше вертятся фразы, вроде «Вот это да!» или «Ну и загнули!» Если вкратце, то получится следующее. Людей нет. Люди давно вымерли, за что были прозваны «софти». Планеты Земля тоже нет, есть только «цепь миров», связанных особыми «коридорами». Коридоры построили софти, причем строили, как всегда, настолько быстро и неразумно, что напоролись-таки на «криспо» — разумных насекомых, которым мягкие софти очень понравились. Личинки откладывать. И схватились криспо и софти так, что обоим видам конец настал. Так постепенно и образовалась цепь забытых миров, населенная мутировавшими гибридами, потомками тех и других одновременно. И есть намек, что всё сие безобразие произошло не случайно, а именно с целью вывести породу вангеров — свободолюбивых и независимых торговцев, разбойников, наемников, охотников за артефактами и гонщиков в одном флаконе. Вся история подробно описана на нескольких страницах текста прямо в игровом меню, что, несомненно, является издевкой над среднестатистическим игроком.
Так на что же всё-таки похожа игра? Сразу после выхода многие сравнивали ее с Micro Machines. И действительно, условно говоря, Вангеры — аркадный автосим. Управляешь маленькой машинкой (мехосом), вид сверху. Но на том вся схожесть и заканчивается. К нашим услугам предоставляются не трассы со стартом и финишем, а цельные открытые уровни с очень запутанной архитектурой. Когда начинаешь вникать в схему построения уровня, трудно отделаться от мысли, что кто-то сошел с ума — либо разработчики, либо…
На этих уровнях мы вольны делать всё, что душе угодно. Можно заниматься грабежом — бей по мехосам, пока из них не начнут вываливаться предметы. Можно торговать, искать тайники, участвовать в ритуальных гонках, просто исследовать мир или выполнять квесты, зовущиеся здесь табутасками. Покупаешь у советника запаянное в трубочку сообщение, а прочитать его можешь только на поверхности. Предсказать заранее, что в нем будет, — невозможно, но оттого только интереснее. Игра стоит свеч — в награду щедро насыпают бибов (аналог местной валюты) и повышают удачу, от которой напрямую зависит благосостояние вангера. Но учти, что за проваленный табутаск удачу могут и уменьшить. От другого важного показателя — авторитета — зависит отношение к тебе других вангеров и кукол (о них узнаете в самой игре). Повысить его можно либо путем банального уничтожения всех окружающих, либо при исследовании чего-либо нового, будь то новая пушка или непосещенный ранее эскейв.
Конечно, исследователю нужно обладать ключами доступа к коридорам между мирами, так что слушайтесь советников! Даже если и хочется порой послать их куда подальше.
Главная же особенность вангеров — это свобода. Причем не столько игрока, сколько вангерского мира — от самого игрока. Погрузившись с головой в проблемы и заботы аборигенов, через некоторое время в свободной продаже обнаруживаешь откуда ни возьмись появившиеся артефакты. Да, приятель, всё уже без тебя разграбили, извини уж. Копи бибы. Вангеры — народ любознательный, ежели один не пролезет в какое-нибудь укромное местечко, так обязательно пролезет другой. И не факт, что это будет игрок.
Таким образом, куда уместнее сравнение с великой Elite, с поправкой на другой жанр, совершенно иной стиль и необыкновенную живость игрового процесса.
Несмотря на внешнюю аркадность игры, управлять мехосом поначалу неимоверно сложно. Колеса застревают в любой неровности, а сам мехос норовит перевернуться от малейшего неточного маневра… Физический движок Вангеров отнюдь не прост! В нелегких ситуациях спасают оригинальные для автомобиля способности — перекат на бок и прыжок. Прыжки здесь — это вообще краеугольный камень геймплея, без умения правильно рассчитать силу и направление полета делать в игре нечего. Между прочим, энергия для распрыга берется из силового щита, т. е. совершив особо мощный, но необдуманный прыжок, можно остаться практически беззащитным перед противниками. Еще опаснее ситуация, когда мехос валяется в канаве кверху пузом, а прыгнуть не получается, так как перед этим в него зарядили из спитлы… т.е. ракетницы.
Лишь спустя какое-то время к управлению приноравливаешься, играть становится проще, поездка из точки А в точку Б уже не кажется пыткой, напротив, наконец-то появляется самый настоящий fun! Действительно, смотреть на все эти кувырки маленьких машинок без смеха невозможно, а красивый пролет на полной скорости через всю карту с перепрыгиванием препятствий вызывает восхищение. Ну, это если едете вы не на тяжелом грузовике вроде «клепаного гроба», а, скажем, на вертком и быстром «мгновенном» — мой выбор!
Мехосов не то чтобы много, но выбор есть, а главное — все они очень сильно различаются друг от друга. Главные характеристики — скорость, бронированность и мощность энергетического щита. Не менее важно количество и размер слотов под оружие (в маленький слот большую пушку не запихнешь), наличие специальных слотов под дополнительные устройства, запас кислорода (под водой придется провести немалую часть игрового времени), емкость спирали, позволяющей путешествовать через коридоры, размер и форма трюма, в конце концов! Но по одним только характеристикам выбрать идеальную машину не получится. Важен еще и размер и форма самого мехоса, и его управляемость, и устойчивость на дороге… Есть, например, «железный призрак». По показателям — конфетка, а ездить невозможно. Таким образом, поведение любой машины уникально, и среди них наверняка окажется самая любимая. Лучше всего попробовать всё самому, лишь бы денег хватило. А денег здесь часто не хватает, хоть они и ползают буквально под колесами. Отдельно стоит упомянуть сломанные уникальные мехосы, к которым придется разыскивать запчасти. Собрать их сложно, но они того стоят.
Оружие в Вангерах также крайне оригинально. Где еще можно увидеть пушку, подзаряжающуюся только в воде? А стреляющую деньгами?! Я уж не говорю об устройствах, которые можно метнуть в противника с самыми непредсказуемыми последствиями. К примеру, в миг переселиться в его мехос. А есть ведь еще и всякие навороченные механизмы, такие, как «коптериг», чтобы летать, «кротриг», чтоб в землю зарываться, или «вектор», чтоб из «горбов» стрелялось удобно и приятно…
Да, название любого мехоса или предмета в Вангерах — своего рода минишедевр. «Кислый монк», «безумный коновал», «пупки», «болтуны», «глюки», «горб-генераторы»… Несмотря на кажущуюся несуразность, каждое название довольно точно соответствует сути предмета. А ведь у них еще и описания есть! Прочитать их все стоит в обязательном порядке, настолько они красочны и забавны. И поверьте, никакого сортирного юмора, исключительно вангерский.
Первый выезд на поверхность может заставить растеряться. Вокруг неописуемое буйство красок! Причудливые формы каких-то строений, неземные растения, реки, странные жучки, снующие туда-сюда… Деталями наполнен каждый миллиметр ландшафта! И среди всего этого великолепия десятки мехосов спешат куда-то по своим делам, стреляют друг по другу и взрываются, оставляя воронки на земле… Я еще не говорил, что в Вангерах воксельная графика? Любая точка пространства обладает своими параметрами, которые можно изменить в реальном времени. Любое взаимодействие с полигональными мехосами приводит к изменению структуры уровня. Изрытые взрывами скалы, обрушенные берега рек, сквозные дыры в строениях — всё это появляется прямо на твоих глазах. Даже след от колес остается в виде маленьких вмятин! В меню игры можно включить опцию, позволяющую сохранять эти разрушения бесконечно долгое время, но тогда ближе к концу игры уровни рискуют быть полностью уничтоженными. Плохо только, что фиксированное разрешение (800х600) создает неприятный эффект зернистости на больших экранах, да и невзрачные модели мехосов не позволяют приближать к ним камеру. И не приближайте. Лучше наоборот, откинуть голову назад и наслаждаться, как картиной, написанной маслом. Картиной во многом сюрреалистичной и гротескной.
А музыка же добивает окончательно, потому как после нее не остается уже никаких сомнений, что ты в дурдоме. Власть психам!
P.S. Сколько лет прошло, а фанаты всё собираются для сетевых игрищ (кои совсем недурны), пишут рассказы по мотивам, да и просто время от времени снова перевоплощаются в вангеров и живут на просторах потерянной цепи… Так что попробуйте сами. Предупреждаю, сюрпризов будет много.
«Кто иль что есть вангер, советник?»
Ох, как же непросто здесь придется новичку! Он ничего не будет понимать, никто не воспримет его всерьез, в первой же канаве он перевернется вверх тормашками, а махотин — первая пукалка (простите, оружие) — сгодится лишь на то, чтобы подрывать грибы (кстати, звук выстрела весьма соответствующий). Начало Вангеров так старательно издевается над игроками, что я не сомневаюсь — многие бросили, даже не доехав до соседнего эскейва. Что и говорить, если первой жертвой станет, скорее всего, случайно (!) протараненная раффа… Стоп. А что такое раффа? Ну, это такой маленький мехос, взрывающийся при первой возможности. А что такое мехос? Транспортное средство вангеров. Так, а что же такое вангеры? Ну… К ним игрок относится.
По местным терминам можно целый словарь составить. И в игре он есть. Хозяев каждого эскейва (то бишь подземного убежища, в котором можно торговать, получать задания и сохранять игру) можно спрашивать на любые темы. Кто иль что есть нюха, советник? А кузовок? А циксы? Бибураты? Ответы всегда будут оригинальны и далеко не всегда — понятны.
Мир вангеров крайне необычен как по задумке, так и по исполнению. Его не описать привычными терминами, такими, как «логично», «продумано», «самобытно»… В голове всё больше вертятся фразы, вроде «Вот это да!» или «Ну и загнули!» Если вкратце, то получится следующее. Людей нет. Люди давно вымерли, за что были прозваны «софти». Планеты Земля тоже нет, есть только «цепь миров», связанных особыми «коридорами». Коридоры построили софти, причем строили, как всегда, настолько быстро и неразумно, что напоролись-таки на «криспо» — разумных насекомых, которым мягкие софти очень понравились. Личинки откладывать. И схватились криспо и софти так, что обоим видам конец настал. Так постепенно и образовалась цепь забытых миров, населенная мутировавшими гибридами, потомками тех и других одновременно. И есть намек, что всё сие безобразие произошло не случайно, а именно с целью вывести породу вангеров — свободолюбивых и независимых торговцев, разбойников, наемников, охотников за артефактами и гонщиков в одном флаконе. Вся история подробно описана на нескольких страницах текста прямо в игровом меню, что, несомненно, является издевкой над среднестатистическим игроком.
Micro Machines? Elite? Вангеры!
Так на что же всё-таки похожа игра? Сразу после выхода многие сравнивали ее с Micro Machines. И действительно, условно говоря, Вангеры — аркадный автосим. Управляешь маленькой машинкой (мехосом), вид сверху. Но на том вся схожесть и заканчивается. К нашим услугам предоставляются не трассы со стартом и финишем, а цельные открытые уровни с очень запутанной архитектурой. Когда начинаешь вникать в схему построения уровня, трудно отделаться от мысли, что кто-то сошел с ума — либо разработчики, либо…
На этих уровнях мы вольны делать всё, что душе угодно. Можно заниматься грабежом — бей по мехосам, пока из них не начнут вываливаться предметы. Можно торговать, искать тайники, участвовать в ритуальных гонках, просто исследовать мир или выполнять квесты, зовущиеся здесь табутасками. Покупаешь у советника запаянное в трубочку сообщение, а прочитать его можешь только на поверхности. Предсказать заранее, что в нем будет, — невозможно, но оттого только интереснее. Игра стоит свеч — в награду щедро насыпают бибов (аналог местной валюты) и повышают удачу, от которой напрямую зависит благосостояние вангера. Но учти, что за проваленный табутаск удачу могут и уменьшить. От другого важного показателя — авторитета — зависит отношение к тебе других вангеров и кукол (о них узнаете в самой игре). Повысить его можно либо путем банального уничтожения всех окружающих, либо при исследовании чего-либо нового, будь то новая пушка или непосещенный ранее эскейв.
Конечно, исследователю нужно обладать ключами доступа к коридорам между мирами, так что слушайтесь советников! Даже если и хочется порой послать их куда подальше.
Главная же особенность вангеров — это свобода. Причем не столько игрока, сколько вангерского мира — от самого игрока. Погрузившись с головой в проблемы и заботы аборигенов, через некоторое время в свободной продаже обнаруживаешь откуда ни возьмись появившиеся артефакты. Да, приятель, всё уже без тебя разграбили, извини уж. Копи бибы. Вангеры — народ любознательный, ежели один не пролезет в какое-нибудь укромное местечко, так обязательно пролезет другой. И не факт, что это будет игрок.
Таким образом, куда уместнее сравнение с великой Elite, с поправкой на другой жанр, совершенно иной стиль и необыкновенную живость игрового процесса.
Гроб на колесиках.
Несмотря на внешнюю аркадность игры, управлять мехосом поначалу неимоверно сложно. Колеса застревают в любой неровности, а сам мехос норовит перевернуться от малейшего неточного маневра… Физический движок Вангеров отнюдь не прост! В нелегких ситуациях спасают оригинальные для автомобиля способности — перекат на бок и прыжок. Прыжки здесь — это вообще краеугольный камень геймплея, без умения правильно рассчитать силу и направление полета делать в игре нечего. Между прочим, энергия для распрыга берется из силового щита, т. е. совершив особо мощный, но необдуманный прыжок, можно остаться практически беззащитным перед противниками. Еще опаснее ситуация, когда мехос валяется в канаве кверху пузом, а прыгнуть не получается, так как перед этим в него зарядили из спитлы… т.е. ракетницы.
Лишь спустя какое-то время к управлению приноравливаешься, играть становится проще, поездка из точки А в точку Б уже не кажется пыткой, напротив, наконец-то появляется самый настоящий fun! Действительно, смотреть на все эти кувырки маленьких машинок без смеха невозможно, а красивый пролет на полной скорости через всю карту с перепрыгиванием препятствий вызывает восхищение. Ну, это если едете вы не на тяжелом грузовике вроде «клепаного гроба», а, скажем, на вертком и быстром «мгновенном» — мой выбор!
Мехосов не то чтобы много, но выбор есть, а главное — все они очень сильно различаются друг от друга. Главные характеристики — скорость, бронированность и мощность энергетического щита. Не менее важно количество и размер слотов под оружие (в маленький слот большую пушку не запихнешь), наличие специальных слотов под дополнительные устройства, запас кислорода (под водой придется провести немалую часть игрового времени), емкость спирали, позволяющей путешествовать через коридоры, размер и форма трюма, в конце концов! Но по одним только характеристикам выбрать идеальную машину не получится. Важен еще и размер и форма самого мехоса, и его управляемость, и устойчивость на дороге… Есть, например, «железный призрак». По показателям — конфетка, а ездить невозможно. Таким образом, поведение любой машины уникально, и среди них наверняка окажется самая любимая. Лучше всего попробовать всё самому, лишь бы денег хватило. А денег здесь часто не хватает, хоть они и ползают буквально под колесами. Отдельно стоит упомянуть сломанные уникальные мехосы, к которым придется разыскивать запчасти. Собрать их сложно, но они того стоят.
Оружие в Вангерах также крайне оригинально. Где еще можно увидеть пушку, подзаряжающуюся только в воде? А стреляющую деньгами?! Я уж не говорю об устройствах, которые можно метнуть в противника с самыми непредсказуемыми последствиями. К примеру, в миг переселиться в его мехос. А есть ведь еще и всякие навороченные механизмы, такие, как «коптериг», чтобы летать, «кротриг», чтоб в землю зарываться, или «вектор», чтоб из «горбов» стрелялось удобно и приятно…
Да, название любого мехоса или предмета в Вангерах — своего рода минишедевр. «Кислый монк», «безумный коновал», «пупки», «болтуны», «глюки», «горб-генераторы»… Несмотря на кажущуюся несуразность, каждое название довольно точно соответствует сути предмета. А ведь у них еще и описания есть! Прочитать их все стоит в обязательном порядке, настолько они красочны и забавны. И поверьте, никакого сортирного юмора, исключительно вангерский.
Притягательность до последнего пикселя.
Первый выезд на поверхность может заставить растеряться. Вокруг неописуемое буйство красок! Причудливые формы каких-то строений, неземные растения, реки, странные жучки, снующие туда-сюда… Деталями наполнен каждый миллиметр ландшафта! И среди всего этого великолепия десятки мехосов спешат куда-то по своим делам, стреляют друг по другу и взрываются, оставляя воронки на земле… Я еще не говорил, что в Вангерах воксельная графика? Любая точка пространства обладает своими параметрами, которые можно изменить в реальном времени. Любое взаимодействие с полигональными мехосами приводит к изменению структуры уровня. Изрытые взрывами скалы, обрушенные берега рек, сквозные дыры в строениях — всё это появляется прямо на твоих глазах. Даже след от колес остается в виде маленьких вмятин! В меню игры можно включить опцию, позволяющую сохранять эти разрушения бесконечно долгое время, но тогда ближе к концу игры уровни рискуют быть полностью уничтоженными. Плохо только, что фиксированное разрешение (800х600) создает неприятный эффект зернистости на больших экранах, да и невзрачные модели мехосов не позволяют приближать к ним камеру. И не приближайте. Лучше наоборот, откинуть голову назад и наслаждаться, как картиной, написанной маслом. Картиной во многом сюрреалистичной и гротескной.
А музыка же добивает окончательно, потому как после нее не остается уже никаких сомнений, что ты в дурдоме. Власть психам!
P.S. Сколько лет прошло, а фанаты всё собираются для сетевых игрищ (кои совсем недурны), пишут рассказы по мотивам, да и просто время от времени снова перевоплощаются в вангеров и живут на просторах потерянной цепи… Так что попробуйте сами. Предупреждаю, сюрпризов будет много.
Автор: Sang13
Дата: 24.11.2008