Должно быть, я отключился на какое-то время...В голове туман. Ощущение такое, будто я плыву сквозь мглу...
Когда я пришёл в себя, рядом стояла девушка. Не знакомая мне девушка.
Во всяком случае... не думаю, что знаю её.
А ещё был вооружённый мужчина.
Его я тоже не знал... Ну, скорее всего — нет.
Честно скажу, я не из тех ребят, которые предпочтут не высовываться в такой ситуации и будут смиренно смотреть, как стреляют в бедную девушку...
Однако на этот раз у меня имелась уважительная причина...
Я уже умер.
Скажу как на духу — я существо всеядное. Во всех смыслах этого слова. Люблю мульфильмы, аниме, фильмы, сериалы. Хорошо отношусь к мясу, рыбе, овощам, фруктам, сладкому. Обожаю музыку — рок, джаз, электронику, классику... Тем не менее, как и у любого разумного человека, у меня есть свои вкусы — что-то нравится больше, а что-то не нравится совсем. Например, российские сериалы — несусветная гадость. Зубатка и бамия, приготовленные без знания дела, — тот ещё кулинарный кошмар. А хип-хоп — настолько отвратительная в моих ушах музыка, что я просто мысленно вычеркнул для себя этот жанр. Однако и в исключениях встречаются исключения, как бы странно это ни звучало. Скажем, первый сезон Next'а пересматривал уже не раз. Гречка иногда вполне неплохо идёт с молоком в качестве завтрака. И до чего же хороши отдельные треки от Dub FX! Но речь у нас идёт всё-таки об играх... среди которых симуляторы и квесты я почти всегда обходил стороной. Однако сложно передать словами всё великолепие "Шторма"! И насколько замечательной игрой является...
О Ghost Trick: Phantom Detective (далее просто Ghost Trick) я узнал совершенно случайно — гулял себе по youtube, смотрел всякие ролики, и тут... Нечто непонятное по геймплею, но с отличной анимацией персонажей и весьма цепляющей музыкой. Послушав саундтрек, посмотрев ещё несколько роликов и наткнувшись на хвалебные комментарии под ними, решил, что на игру обязательно стоит взглянуть. Эта мысль была закреплена в памяти и отложена на четыре с лишним месяца. Пока у меня не появилась DS Lite. И понеслось.
С чем мне придётся столкнуться, было совершенно неясно. На ум приходила разве что The Haunting с Sega Genesis, где в роли подростка-оторвы игроку нужно было вселяться во всякие предметы домашней утвари и пугать новых хозяев, чтобы они и не вздумали оставаться в этом особняке надолго. На деле с Ghost Trick всё оказалось не совсем так. Главный герой действительно является призраком, может вселяться в вещи и толкать их, но на этом его способности взаимодействия с материей заканчиваются. Более того, если нужно добраться до чего-то на другом конце комнаты, придётся делать это окольными путями. Дух не может существовать вне вещей. И непременным условием перемещения из одного предмета в другой является небольшое расстояние. Увы и ах, если вами одержим мячик, а до желанного канделябра больше полутора метров, дотянуться до него не выйдет. Но, быть может, вам под силу подтолкнуть мячик? Или перед канделябром висит штора? Намёк, полагаю, ясен.
Кто-то может воскликнуть: "Да разве это проблема! Перемещаемся от одной плитки или доски в полу к другой, вот и всё". На самом деле — да, проблема. Предмет обязательно должен быть относительно обособленным, определённых размеров и неодушевлённым. Собственно, классические для любого квеста ограничения, заставляющие всеми правдами и неправдами искать ключ от хлипкой двери, вместо того чтобы выбить её к чёрту ногой. То, что в квестах лично я ненавидел всегда. Надо следовать сценарию, используя то, что даёт разработчик. Тем не менее спешу обрадовать — "логичных" загадок типа применения огурца на девушку, чтобы занять её на какое-то время, тут нет. Головоломки для Ghost Trick придумывали адекватные люди.
Поиск "огурцов" — вторая вещь в квестах, доводящая меня до белого каления быстрее, чем пропасти и шипы в платфомерах с упором на прыжки, — вообще отсутствует здесь как класс. Все предметы, с которыми можно взаимодействовать, подсвечиваются, хотя некоторые из них изначально скрыты из виду. То есть никакого пиксель хантинга, да упокой Создатель душу того, кто это придумал... даже если этот выдумщик ещё почему-то жив, несмотря на своё страшное преступление против человечества.
Итак, с тем, что в игре нам нужно делать, — разобрались. Следующий пункт программы — понимание того, зачем нам вообще что-то нужно делать.
Амнезия — очень избитый, даже пошлый сюжетный штамп. Но его приходится терпеть, так как разработчики раз за разом доказывают, что, пусть главный герой страдает этим удивительно распространённым в вымышленных историях недугом, сам сюжет от этого вовсе не обязан страдать и вообще хоть в чём-то давать слабину... Кто посмеет упрекнуть Black Isle Studios дырявой памятью Безымянного? Или, быть может, кто-то хотел высказать возмущение Дайске Амая за то, что Квот, проснувшись в пещере, совсем не помнит, как он туда попал и кто он такой? Уверяю вас, Capcom тоже не стоить пенять по поводу того, что аналогичное произошло и с героем Ghost Trick. Да, таков основной мотив управляемого нами духа — узнать, кем же он является. На его счастье ему почти сразу же встречается другой бедолага, безвременно покинувший мир живых. На беду — оказывается, что времени для поиска истины всего ничего: с первыми проблесками рассвета придётся попрощаться с привычным миром, чтобы продолжить свой путь в неизведанное. Таковы грустные перспективы, излагаемые нашим новоприобретённым приятелем, вселившимся в настольную лампу и назвавшимся Рэйем (Ray, что в переводе с английского означает "луч"). Какая жестокая ирония!
Рэй предлагает сделку — он обучает нашего протеже кое-каким возможностям, доступным застрявшим на этом свете почившим бродягам, а взамен... Взамен надо докопаться до истины и понять, кто же мы есть и за что нас убили. Сделка очень странная — Рэй, по сути, хочет того, чего главный герой и так хотел добиться. Но, похоже, остаётся лишь принять это предложение. Придётся слушать настольную лампу, учитывая, что счёт идёт на часы. Бродить без цели в надежде рано или поздно наткнуться на какую-нибудь Оду Мэй Браун — просто некогда.
Итак, трюков не очень много, но недооценивать их нельзя. Прежде всего, для перемещения от одного предмета к другому нужно войти в специальный режим, в котором останавливается время. Так что при надобности можно двигаться на короткие расстояния быстрее скорости света. Ничуть не менее, а скорее более важной является возможность вселяться в тела недавно умерших людей и перемещаться назад во времени, за четыре минуты до их кончины. К сожалению, такой финт не пройдёт с нашим собственным телом, так что вернуться к жизни невозможно. Но стоит обратить внимание на лежащую неподалёку девушку, которая, вероятно, была свидетельницей убийства главного героя. А значит, она может знать, кем же он был. В довесок мы имеем возможность путешествовать по телефонным линиям, что пригодится чуть позже. А пока — вперёд, к телу юной убиенной. Нам предстоит ни много ни мало обмануть смерть!
Кстати, о непрямо упомянутом выше великолепном фильме Джерри Цукера, о котором я не раз вспоминал в процессе прохождения. Кое-какие детали Ghost Trick очень напоминают эту замечательную картину, но всё же сюжет и настроение у этих двух произведений совершенно разные. Печальная история любви героев Патрика Суэйзи и Деми Мур всегда казалась мне красивее и благородней капризов Ромео и Джульетты. В Ghost Trick есть место и драме, и комедии, но всё же в первую очередь это детектив. Поначалу кажется немного странным, как это у игры получается быть скорее весёлой и светлой, нежели трагической и мрачной, учитывая, что нам постоянно приходится сталкиваться с недобровольным уходом из жизни, а ожидаемой наградой за все наши труды является лишь правда, с открытием которой распахиваются и врата в небытие. Но всё встаёт на места, как только загружается страница вики, где напротив графы Director(s) числится имя Shu Takumi. Именно этот человек был ответственен за создание почти всех игр серии Ace Attourney. Врать не буду, ещё не принялся за неё основательно, но, судя по моему опыту общения с ней, дух там соответствующий.
Вообще, игра раскрывается очень грамотно. Обучение вплетено в сюжет, и его нельзя назвать ни скучным, ни длинным. Управление осваивается быстро — причём управлять можно как лишь одним стилусом, так и одними кнопками. Сюжет лихо закручен — то и дело, казалось бы, неоспоримая истина внезапно вспыхивает, как еловая ветка с пожелтевшей хвоей, обнажая потайное дно, на поверку оказывающееся также фальшивым. Возможности манипуляции предметами постепенно расширяются, чтобы игрок не заскучал и мог поэкспериментировать с новой механикой. Я уже выражал своё восхищение графикой и музыкой? Так выражу снова! На анимацию персонажей любо-дорого смотреть, а саундтрек хочется слушать и вне игры. Загадки в меру просты и логичны. Серьёзные проблемы у меня возникли всего лишь три или четыре раза, и только одна из них чуть было не довела меня до ручки... то есть до солюшена. Однако обошёлся в итоге без него. Честно, даже не знаю, за что игру можно упрекнуть. Разве что... Нет. Извините, но не за что.
В чём же кроется подвох? Ведь не может быть такого, что его нет?! Увы и ах — не может. Изначально игра выходила на японском. Но в лунной мове сам пока что разбираюсь не настолько хорошо, чтобы столь страстно восхвалять сюжет без его полного понимания. Зато с английским вожу давнее знакомство. Вообще, в европейской версии на выбор, помимо английского, даются французский, немецкий, итальянский и испанский. Так что те из вас, кто по какой-либо причине в школе выбрал не самый популярный иностранный язык, с лёгкостью могут насладиться игрой. Однако лишь в том случае, если вы не прогуливали занятия и всерьёз грызли гранит этой науки. Да, основной текст в игре написан достаточно простым языком, но то и дело встречаются не слишком распространённые выражения, частенько всплывают необычные идиомы, постоянно попадается оригинальная игра слов. Посему если вы считаете, что знание иностранного у вас не очень, то, возможно, стоит его подтянуть, прежде чем приниматься за Ghost Trick. Или лучше сделайте следующее. Посмотрите первые десять минут прохождения первой главы на youtube (как минимум на английском оно там точно есть), и, если для понимания всего текста вам понадобилось залезать в словарь не более пяти раз, смело погружайтесь в историю о загадочном призраке. В противном случае у вас или не хватит терпения возиться с переводом каждой неизвестной фразы, или в процессе блуждания по лингвистическим дебрям вы упустите львиную долю эмфатического волшебства этой игры. Любительский русский перевод находится в процессе разработки, но сколько он там ещё будет пребывать и вообще выйдет ли из него что-нибудь — загадка. Я бы сам взялся за перевод... Вернее, за перевод я с удовольствием возьмусь, если найдётся человек, который займётся техническими нюансами русификации.
Какие же ещё барьеры могут быть, помимо языкового? Уж точно не платформенный — DS хорошо эмулируется на современных компьютерах, а обладателям продукции от яблочной корпорации это и вовсе ни к чему, так как Ghost Trick есть и на iOS. Пожалуй, единственным препятствием, если с одним из упомянутых иностранных языков у вас всё хорошо, является личный вкус. Вам не нравятся загадки и вы не любите много читать? Ghost Trick может слегка изменить ваше мнение на этот счёт, но сознание не перевернёт. Как и не перевернёт в одночасье его никакая другая квестовая игра с обилием текста. Глупо заставлять себя проходить Fallout 2, если изометрические RPG не будоражат вашу кровь. Бессмысленно охотиться за ботами или другими игроками в Unreal Tournament, когда гладиаторские шутеры вызывают зевоту. И даже если вы являетесь ценителем жанра, игра всё равно может вам не понравиться — такое бывает. Но как ценитель жанра вы обязаны знать о ней, как обязан знать любитель поэзии о том, кто такой Есенин и чем он знаменит. Ghost Trick — и этого нельзя не признать — очень качественная и интересная игра. Вы, конечно, можете и пропустить её. Но быть в неведении относительно подобных проектов для игрока с хорошим вкусом — настоящее преступление.
P.S. Небольшой бонус для тех, кто прошёл игру или хотя бы добрался до пятой главы.
Призрачный трюк
О Ghost Trick: Phantom Detective (далее просто Ghost Trick) я узнал совершенно случайно — гулял себе по youtube, смотрел всякие ролики, и тут... Нечто непонятное по геймплею, но с отличной анимацией персонажей и весьма цепляющей музыкой. Послушав саундтрек, посмотрев ещё несколько роликов и наткнувшись на хвалебные комментарии под ними, решил, что на игру обязательно стоит взглянуть. Эта мысль была закреплена в памяти и отложена на четыре с лишним месяца. Пока у меня не появилась DS Lite. И понеслось.
Проказы привидения
С чем мне придётся столкнуться, было совершенно неясно. На ум приходила разве что The Haunting с Sega Genesis, где в роли подростка-оторвы игроку нужно было вселяться во всякие предметы домашней утвари и пугать новых хозяев, чтобы они и не вздумали оставаться в этом особняке надолго. На деле с Ghost Trick всё оказалось не совсем так. Главный герой действительно является призраком, может вселяться в вещи и толкать их, но на этом его способности взаимодействия с материей заканчиваются. Более того, если нужно добраться до чего-то на другом конце комнаты, придётся делать это окольными путями. Дух не может существовать вне вещей. И непременным условием перемещения из одного предмета в другой является небольшое расстояние. Увы и ах, если вами одержим мячик, а до желанного канделябра больше полутора метров, дотянуться до него не выйдет. Но, быть может, вам под силу подтолкнуть мячик? Или перед канделябром висит штора? Намёк, полагаю, ясен.
Кто-то может воскликнуть: "Да разве это проблема! Перемещаемся от одной плитки или доски в полу к другой, вот и всё". На самом деле — да, проблема. Предмет обязательно должен быть относительно обособленным, определённых размеров и неодушевлённым. Собственно, классические для любого квеста ограничения, заставляющие всеми правдами и неправдами искать ключ от хлипкой двери, вместо того чтобы выбить её к чёрту ногой. То, что в квестах лично я ненавидел всегда. Надо следовать сценарию, используя то, что даёт разработчик. Тем не менее спешу обрадовать — "логичных" загадок типа применения огурца на девушку, чтобы занять её на какое-то время, тут нет. Головоломки для Ghost Trick придумывали адекватные люди.
Поиск "огурцов" — вторая вещь в квестах, доводящая меня до белого каления быстрее, чем пропасти и шипы в платфомерах с упором на прыжки, — вообще отсутствует здесь как класс. Все предметы, с которыми можно взаимодействовать, подсвечиваются, хотя некоторые из них изначально скрыты из виду. То есть никакого пиксель хантинга, да упокой Создатель душу того, кто это придумал... даже если этот выдумщик ещё почему-то жив, несмотря на своё страшное преступление против человечества.
Итак, с тем, что в игре нам нужно делать, — разобрались. Следующий пункт программы — понимание того, зачем нам вообще что-то нужно делать.
Уловка души
Амнезия — очень избитый, даже пошлый сюжетный штамп. Но его приходится терпеть, так как разработчики раз за разом доказывают, что, пусть главный герой страдает этим удивительно распространённым в вымышленных историях недугом, сам сюжет от этого вовсе не обязан страдать и вообще хоть в чём-то давать слабину... Кто посмеет упрекнуть Black Isle Studios дырявой памятью Безымянного? Или, быть может, кто-то хотел высказать возмущение Дайске Амая за то, что Квот, проснувшись в пещере, совсем не помнит, как он туда попал и кто он такой? Уверяю вас, Capcom тоже не стоить пенять по поводу того, что аналогичное произошло и с героем Ghost Trick. Да, таков основной мотив управляемого нами духа — узнать, кем же он является. На его счастье ему почти сразу же встречается другой бедолага, безвременно покинувший мир живых. На беду — оказывается, что времени для поиска истины всего ничего: с первыми проблесками рассвета придётся попрощаться с привычным миром, чтобы продолжить свой путь в неизведанное. Таковы грустные перспективы, излагаемые нашим новоприобретённым приятелем, вселившимся в настольную лампу и назвавшимся Рэйем (Ray, что в переводе с английского означает "луч"). Какая жестокая ирония!
Рэй предлагает сделку — он обучает нашего протеже кое-каким возможностям, доступным застрявшим на этом свете почившим бродягам, а взамен... Взамен надо докопаться до истины и понять, кто же мы есть и за что нас убили. Сделка очень странная — Рэй, по сути, хочет того, чего главный герой и так хотел добиться. Но, похоже, остаётся лишь принять это предложение. Придётся слушать настольную лампу, учитывая, что счёт идёт на часы. Бродить без цели в надежде рано или поздно наткнуться на какую-нибудь Оду Мэй Браун — просто некогда.
Итак, трюков не очень много, но недооценивать их нельзя. Прежде всего, для перемещения от одного предмета к другому нужно войти в специальный режим, в котором останавливается время. Так что при надобности можно двигаться на короткие расстояния быстрее скорости света. Ничуть не менее, а скорее более важной является возможность вселяться в тела недавно умерших людей и перемещаться назад во времени, за четыре минуты до их кончины. К сожалению, такой финт не пройдёт с нашим собственным телом, так что вернуться к жизни невозможно. Но стоит обратить внимание на лежащую неподалёку девушку, которая, вероятно, была свидетельницей убийства главного героя. А значит, она может знать, кем же он был. В довесок мы имеем возможность путешествовать по телефонным линиям, что пригодится чуть позже. А пока — вперёд, к телу юной убиенной. Нам предстоит ни много ни мало обмануть смерть!
Духовный фортель
Кстати, о непрямо упомянутом выше великолепном фильме Джерри Цукера, о котором я не раз вспоминал в процессе прохождения. Кое-какие детали Ghost Trick очень напоминают эту замечательную картину, но всё же сюжет и настроение у этих двух произведений совершенно разные. Печальная история любви героев Патрика Суэйзи и Деми Мур всегда казалась мне красивее и благородней капризов Ромео и Джульетты. В Ghost Trick есть место и драме, и комедии, но всё же в первую очередь это детектив. Поначалу кажется немного странным, как это у игры получается быть скорее весёлой и светлой, нежели трагической и мрачной, учитывая, что нам постоянно приходится сталкиваться с недобровольным уходом из жизни, а ожидаемой наградой за все наши труды является лишь правда, с открытием которой распахиваются и врата в небытие. Но всё встаёт на места, как только загружается страница вики, где напротив графы Director(s) числится имя Shu Takumi. Именно этот человек был ответственен за создание почти всех игр серии Ace Attourney. Врать не буду, ещё не принялся за неё основательно, но, судя по моему опыту общения с ней, дух там соответствующий.
Вообще, игра раскрывается очень грамотно. Обучение вплетено в сюжет, и его нельзя назвать ни скучным, ни длинным. Управление осваивается быстро — причём управлять можно как лишь одним стилусом, так и одними кнопками. Сюжет лихо закручен — то и дело, казалось бы, неоспоримая истина внезапно вспыхивает, как еловая ветка с пожелтевшей хвоей, обнажая потайное дно, на поверку оказывающееся также фальшивым. Возможности манипуляции предметами постепенно расширяются, чтобы игрок не заскучал и мог поэкспериментировать с новой механикой. Я уже выражал своё восхищение графикой и музыкой? Так выражу снова! На анимацию персонажей любо-дорого смотреть, а саундтрек хочется слушать и вне игры. Загадки в меру просты и логичны. Серьёзные проблемы у меня возникли всего лишь три или четыре раза, и только одна из них чуть было не довела меня до ручки... то есть до солюшена. Однако обошёлся в итоге без него. Честно, даже не знаю, за что игру можно упрекнуть. Разве что... Нет. Извините, но не за что.
Происки спектра
В чём же кроется подвох? Ведь не может быть такого, что его нет?! Увы и ах — не может. Изначально игра выходила на японском. Но в лунной мове сам пока что разбираюсь не настолько хорошо, чтобы столь страстно восхвалять сюжет без его полного понимания. Зато с английским вожу давнее знакомство. Вообще, в европейской версии на выбор, помимо английского, даются французский, немецкий, итальянский и испанский. Так что те из вас, кто по какой-либо причине в школе выбрал не самый популярный иностранный язык, с лёгкостью могут насладиться игрой. Однако лишь в том случае, если вы не прогуливали занятия и всерьёз грызли гранит этой науки. Да, основной текст в игре написан достаточно простым языком, но то и дело встречаются не слишком распространённые выражения, частенько всплывают необычные идиомы, постоянно попадается оригинальная игра слов. Посему если вы считаете, что знание иностранного у вас не очень, то, возможно, стоит его подтянуть, прежде чем приниматься за Ghost Trick. Или лучше сделайте следующее. Посмотрите первые десять минут прохождения первой главы на youtube (как минимум на английском оно там точно есть), и, если для понимания всего текста вам понадобилось залезать в словарь не более пяти раз, смело погружайтесь в историю о загадочном призраке. В противном случае у вас или не хватит терпения возиться с переводом каждой неизвестной фразы, или в процессе блуждания по лингвистическим дебрям вы упустите львиную долю эмфатического волшебства этой игры. Любительский русский перевод находится в процессе разработки, но сколько он там ещё будет пребывать и вообще выйдет ли из него что-нибудь — загадка. Я бы сам взялся за перевод... Вернее, за перевод я с удовольствием возьмусь, если найдётся человек, который займётся техническими нюансами русификации.
Какие же ещё барьеры могут быть, помимо языкового? Уж точно не платформенный — DS хорошо эмулируется на современных компьютерах, а обладателям продукции от яблочной корпорации это и вовсе ни к чему, так как Ghost Trick есть и на iOS. Пожалуй, единственным препятствием, если с одним из упомянутых иностранных языков у вас всё хорошо, является личный вкус. Вам не нравятся загадки и вы не любите много читать? Ghost Trick может слегка изменить ваше мнение на этот счёт, но сознание не перевернёт. Как и не перевернёт в одночасье его никакая другая квестовая игра с обилием текста. Глупо заставлять себя проходить Fallout 2, если изометрические RPG не будоражат вашу кровь. Бессмысленно охотиться за ботами или другими игроками в Unreal Tournament, когда гладиаторские шутеры вызывают зевоту. И даже если вы являетесь ценителем жанра, игра всё равно может вам не понравиться — такое бывает. Но как ценитель жанра вы обязаны знать о ней, как обязан знать любитель поэзии о том, кто такой Есенин и чем он знаменит. Ghost Trick — и этого нельзя не признать — очень качественная и интересная игра. Вы, конечно, можете и пропустить её. Но быть в неведении относительно подобных проектов для игрока с хорошим вкусом — настоящее преступление.
P.S. Небольшой бонус для тех, кто прошёл игру или хотя бы добрался до пятой главы.
Автор: drugon
Дата: 15.03.2013