Axis & Allies

Axis & Allies
Жанр: Strategy
Разработчик: TimeGate Studios
Издатель: Atari
Год выхода: 2004
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 10
  • 2
  • 35
Есть на свете довольно известная среди профильных любителей франшиза настольных военных игр "Axis & Allies", и игры из неё много раз пробовали выпускать в виде переложений для ПК и консолей. Были среди этих попыток удачные и неудачные, но данная вещь - это уникальный случай. Если оценивать её как репрезентацию настолки-прародительнцы, то это скорее неудача: человек, не знакомый с первоисточником, наверное, даже и не догадается, на чём она была основана. Но вот как самостоятельный продукт это просто превосходная реал-тайм стратегия, а сеттинг Второй мировой делает её вообще практически уникальной в своём роде, потому что "классических RTS", где надо строить базу, копить ресурсы и штамповать юнитов, по данной тематике существует исчезающе мало.

Геймплей здесь построен не на индивидуальных юнитах, а сразу на управлении отрядами - наподобие Warhammer 40,000: Dawn of War. Изначально у нас есть главный домик, который позволяет возводить разные постройки, в т.ч. и казармы, где создаются отряды юнитов, подразделяющиеся на три основных класса: пехотные, механизированные и бронетанковые; плюс есть ещё дополнительный класс - парашютно-десантные.

Отличаются они все своим составом и вооружением, - вот только, к сожалению, менять их состав нельзя: если, например, в противотанковом пехотном отряде есть один автоматчик, шестеро солдат с винтовками и только двое с базуками, то это неизменно. Каждый отряд способен накапливать опыт и достигать новых уровней, получая тем самым бонусы к характеристикам входящих в него бойцов, а также имеет мораль, которая снижается во время боя, - слишком сильное её падение может привести к панике, бегству и временной потере контроля над подразделением.

Побитые и поредевшие отряды бесплатно лечатся и восстанавливают свою первоначальную численность, если они находятся не под обстрелом, всё ещё приписаны к своей казарме (тут целая механика с этим) и находятся в радиусе снабжения казарм, складов или подконтрольных точек на карте. То есть если хотя бы один солдатик из отряда смог убежать с поля боя и спасти тем самым флаг-иконку, то он сможет легко восстановить обратно всех павших солдат и технику своего подразделения.

И вот эти вот радиусы снабжения и развёртываемые склады создают одну из ярчайших изюминок игры: вслед за наступающими войсками надо тянуть линии снабжения, разворачивая цепочки складов, чтоб войска могли восстанавливаться прямо на поле боя. А противник часто так и норовит то обойти с флангов и эту цепочку перерезать, то с той же целью забросить в наш тыл парашютистов. И всё это формирует совершенно уникальный геймплей: отправляешь пачки отрядов давить противника, а сам развёртываешь за ними склады снабжения, отлавливаешь диверсантов и отбиваешь вражеские прорывы быстрой маневренной группой, собираешь разбежавшиеся и деморализованные подразделения и снова кидаешь их в бой - и наоборот, отводишь слишком "зарвавшиеся" собственные отряды, чтобы избежать их полного разгрома и гибели.

И это всё в реальном времени! Плюс опять же: поскольку в игре сражаются отряды, то побоища... точнее, ПОБОИЩА смотрятся впечатляюще: взрывы, дым, стрельба, разлетающиеся части техники и люди, - просто эстетический кайф для всякого хоть немного милитариста.

В игре пять наций: США, СССР, Великобритания, Германия и Япония. Италию почему-то не включили. И, помимо обычного для всех RTS скирмиша, есть хорошо украшенные видеороликами кампании за Союзников и страны Оси, в которых приходится выступать попеременно за все нации выбранной стороны, отыгрывая разные знаменитые события Второй мировой. Причём если кампания за Союзников в целом исторична, то за Ось она к своей середине скатывается в альтернативную историю (высадка в Британии, взятие Москвы, захват Гавайев) и заканчивается победой. А ещё есть режим мировой войны - наверное самая большая отсылка к настольной игре-прародительнице: двигаем фишки по расчерченной карте мира, перекрашивая провинции, битвы играем RTS-сражениями или автобоем.

Ещё есть красиво оформленные карты, представляющие различные регионы с отличающимися климатом, природой, погодой, уникальными архитектурой и топонимами. Кстати, ландшафты играют в прохождении большую роль: например, через лес техника передвигается очень медленно, зато пехота в лесу получает бонусы к устойчивости, а окопавшиеся в городской застройке пехотинцы способны отбивать атаки даже тяжёлых танков.

А ещё есть генералы наподобие тех, что мы видели в C&C: Generals. Тут это всё знаменитые личности: Эйзенхауэр, Жуков, Роммель, Ямамото, Монтгомери и другие - на каждую нацию по четыре полководца, и перед боем нужно выбрать одного. Каждый из них на поле боя проявляет себя в виде небольшого набора уникальных, медленно "перезаряжающихся" спецспособностей и произносящего всякие мотивирующие фразы анимированного портрета в интерфейсе, появляющегося, если кликнуть на некоторые свои постройки.

Чего в игре нет? Разнообразия. Сами нации большей частью отличаются лишь внешним видом - разница в характеристиках юнитов и составе отрядов совсем небольшая, а малочисленные уникальные для каждой нации единицы и подразделения и собственный набор доступных улучшений не вносят какого-то заметного различия в стиль прохождения за любую из них. Ну, во всяком случае, так всё выглядит, если играть против местного ИИ. Хотя видны попытки как-то профилировать нации, давая им спецюниты и спецспособности, заточенные под какой-то определённый тип игры, - но на практике это не работает.

Не достаёт и историчности - в игре очень много условностей. Так, техника разных временных эпох свалена в одну кучу; там, где у какой-то нации не было реальных прототипов или разработчики о них не знали, их заменили непонятно откуда взятыми образцами, которые даже сейчас, с развитием Интернета, не гуглятся. Ну а краса и гордость флота СССР, авианосцы класса "Voobrajaemi" (так прямо в игре и называются), - это вообще вершина всего этого. Плюс даже с реально существующими единицами много путаницы: тяжёлый танк у СССР почему-то выглядит как ИС-3, хотя назван ИС-2, КВ-1 везде в роли командирского среднего танка, огнеметный "Черчилль" называется "M4 Sherman", - подобных примеров можно привести много. Отсутствует глубокая проработанность родов войск: авиация выглядит своего рода "супероружием", то есть способом быстрой "конвертации ресурсов" в урон по противнику, а флот представлен как полудекоративные (но хотя бы подвижные) объекты, главное предназначение которых - это обеспечение высадки сухопутных частей.

Графически игра практически безупречна и очень похожа на C&C: Generals: всё такое же красивое, трёхмерное, яркое, но не аляповатое. Спецэффекты смотрятся красочно. Юниты анимированы: солдаты мнутся с ноги на ногу, норовят прилечь на землю отдохнуть и так далее. На зданиях "старательно" вертятся вентиляторы, развеваются флаги, светятся лампочки. Продвигаясь через лес, техника валит деревья, а на ночных картах ярко светит фарами.

Музыка повсюду пафосно-военная, играет фоном; особо её не замечаешь, но иногда она добавляет атмосферности. Из остального звукового сопровождения хочется отдельно отметить озвучку отрядов и генералов. Войска всех наций говорят на своих родных языках; Советская Армия изъясняется по-русски довольно неплохо, но иногда невпопад, - кроме механизированных войск, которые всё время произносят какую-то смешную абракадабру. А вот все генералы используют исключительно английский, но каждый обладает своими уникальными голосом и интонацией.

Ну и раз в игре есть СССР, то стоит, наверное, упомянуть о нашем "любимом" - о клюкве. Игра начала 2000-х, и поэтому особенности фракции "Russia" тут представлены в соответствии с тогдашними представлениями: толпы пехоты, погоняемые пулемётами в спину, "закидывают" своими телами врага. Поэтому в игре у СССР большое количество улучшений на пехоту, у генералов очень много спецспособностей в этом же направлении: у Жукова так вообще есть "коммунистическая чистка" - пехотинцев "немного расстреливают", нанося им урон, но давая большие и продолжительные бонусы к характеристикам. Ну и один из спецюнитов СССР - это какие-то ополченцы-партизаны в папахах, названные тут Conscripts: слабые, массовые и дешёвые пехотинцы. Правда, они не настолько безнадёжны, как может показаться, и лишь самую малость слабее обычных пехотинцев, а благодаря дешевизне и быстрому развёртыванию на маленькой карте чудовищно эффективны для быстрого уничтожения противника по причине их численного преимущества. Впрочем, использовать эти особенности фракции совершенно не обязательно, - у фракции "Russia" есть много других, нормальных подразделений и генеральских спецспособностей, которые оказываются значительно эффективнее и полезнее.

В качестве вердикта стоит сказать, что это превосходная RTS, которая, может, и не зайдёт из-за своей незатейливости любителям глубоких тактических варгеймов, а из-за своей неторопливости - любителям киберспортивных стратегий, но вот для тех, кто любит играть в RTS просто для своего удовольствия, это будет просто настоящая жемчужина. И это, кстати, ещё одна черта, которая роднит эту игру с настолкой-прародительницей: ту тоже некоторые попрекали за излишнюю простоту и ориентированность на неискушённую аудиторию.
Автор обзора: BeetLight
Axis and Allies
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Наконец-то она поселилась в хранилище OGRU. Запускал однажды на базе 423-го сокета, пару раз кликнул, убедился в идеальной субординации юнитов да отложил в ящичек «на потом», когда появится машинка помощнее, но визуально игра с первых минут геймплея очень хорошо впечаталась в память.