Сделать хорошую и необычную игру – только полдела. Нужно её ещё и продать, а для этого люди должны узнать о ней. Рекламная кампания не всегда помогает: если провести её неудачно, то играть будут только счастливчики, не знающие никакой информации о «продукте», а остальные фыркнут и пройдут мимо. Beyond Good & Evil не повезло вдвойне: сначала пиарщики не поняли, как рассказать о её странном мире и сюжете, а потом издатели умудрились выпустить её одновременно с долгожданным Prince of Persia: The Sands of Time, который затмил остальные игры зимы 2003 года. Компания Ubisoft, которая уже тогда была одним из крупнейших издателей, собиралась обновиться, остановив «конвейер очередных частей» и создав несколько новых «франшиз»; одной из новых серий должна была стать BGE, однако из-за низких продаж разработку её продолжения отменили (позже одумались и возобновили, потом решили делать вместо сиквела приквел… в итоге к 2021 году все авторы оригинала ушли из корпорации, так что если вторая часть и появится, то будет она уже совсем другой). О том, чем «За гранью добра и зла» может заинтересовать игроков, расскажу ниже. Надеюсь, я не совершу ошибку тех рекламщиков и вы сумеете разобраться в описанном.
Действие происходит на маленькой шахтёрской планете Хиллия (Hillys), почти полностью покрытой океаном и вулканическими архипелагами. Там живут не только люди, но и их разумные гибриды с животными (никакой ксенофобии или шовинизма – тут настоящая дружба народов! Кстати, не только межвидовая, но и межнациональная: люди в этом мире тоже из разных культур), а также своеобразные флора и фауна. На Хиллии стало возникать всё больше проблем: рудники иссякли, что вызвало кризис уже в пищевой промышленности, и поэтому жители массово начали перебиваться рыболовством, а чёрный рынок просто расцвёл. И, как будто этого мало, на планету теперь совершают налёты ужасные инопланетяне ДумЦ (DomZ), стремящиеся пленять жителей ради каких-то своих необъяснимых целей. Защищает Хиллию её армия, и недавно она пополнилась «корпусом Альфа» – межпланетной воинской организацией. Главная героиня – Джейд, профессиональный фотограф, зеленоглазая красотка, сирота неопределённой расы (и это не дань мультикультурализму, а важная деталь сюжета, которая позже получит объяснение) и последовательница восточной философии, живущая на маяке, подбирая и воспитывая детей, которые остались без родителей, похищенных монстрами ДумЦ.
Beyond Good and Evil начинается с того, что Джейд медитирует вместе с одним из ребят, – и вдруг в небе появляются признаки очередной попытки вторжения! Девушка собирается включить над островком силовой щит, но электричество отключается за неуплату. Монстры пытаются украсть детей, и игроку необходимо отбиться от них. Помогает в этом «дядя Пейдж» – приёмный отец Джейд, человекоподобный кабан, любитель громко поорать, техник и изобретатель. Во время сражения один из ДумЦ психически воздействует на неё, зачем-то называя её «Шони» и пытаясь что-то сказать ей. Как только друзья победят пришельцев, к маяку спустятся представители СМИ и… объявят о новом триумфе корпуса Альфа. Героям же остаётся только думать о том, где же найти деньги и работу, потому что у них даже транспорт сломался, а ещё щит нужно восстановить. Выход найдёт Секундо – ИИ главной героини: местным биологам требуется полный каталог хиллийской фауны, поэтому они хорошо платят за фотографирование животных. Кроме этого, приходит письмо от таинственного де Кастеллака, который просит сфотографировать редкого зверя на Чёрном острове. Постепенно Джейд выходит на ИРИС – подпольную организацию, которая стремится доказать, что Альфа не защищает хиллиан от ДумЦ, а является коллаборационистами. Главной героине уже довелось засомневаться в чистоте мотивов этих военных, поэтому она становится репортёром ИРИС под оперативным псевдонимом «Шони»; для этого ей надо проникнуть в самые охраняемые места планеты. Тут-то и настанет время настоящих приключений!
В игре смешиваются почти все жанры понемножку (нет только стратегических элементов). На первом месте тут находятся задания в открытом мире, как в ролевых играх, однако RPG-шной системы здесь вовсе нет, как и очков опыта. Зато есть два вида денег: кристаллы и жемчужины. За первые мы покупаем «старко» и «кей-бупс» – синтетическую еду, используемую в качестве аптечек, – и ремонтных роботов для «ховеркрафта» (нашего судна на воздушной подушке, на котором мы путешествуем по водной глади Хиллии). С помощью жемчужин приобретаем детали для своего транспорта, сделав его быстрее, «научив» стрелять, прыгать, а потом и летать. Гонки здесь тоже присутствуют – их два вида, – однако они простенькие, и большинство из них проходить не обязательно. Сражаться предстоит немало (подробнее об этом ниже), так что любители «экшена» не заскучают. Выполняя задания, Джейд бродит по разнообразным пещерам и якобы заброшенным промзонам, полным удивительных – почти все они не похожи на земные виды – животных и растений, которых нужно фотографировать (между прочим, снимать надо и людей, и ДумЦ, так что иногда придётся заниматься этим делом прямо во время битв), причём игрок сам должен найти их, выбрать подходящий ракурс и сделать снимок. Правда, можно и не делать никаких фото, кроме сюжетных, – никто не заставляет заниматься съёмкой насильно. Кроме того, присутствуют мини-игры – например, аэрохоккей.
Боевая система примитивна, но выглядит очень красиво благодаря плавной и затейливой анимации. Главная героиня дерётся только посохом, имеющим всего три вида удара: слабый, мощный энергетический и «направленный». Кроме того, можно приказать своим союзникам (а это будет не только Пейдж) выполнить свой суперудар или нажать на ближайший рычаг. Впоследствии у Джейд появится перчатка, с помощью которой можно стрелять «гиродисками», повреждая врагов на расстоянии, нажимая на кнопки издалека и поворачивая недоступные предметы. Кстати, последние сильно пригодятся во время стелс-миссий, когда понадобится скрываться от противников и не нападать открыто. Но основным занятием будут головоломки и паркур – совсем не такие сложные, как в Prince of Persia: The Sands of Time, и вообще на них не похожие (списана с «Принца» только задачка с зеркалами почти в финале): загадки понятные и занимающие не слишком много времени, прыгает же и хватается за края Джейд самостоятельно и только в определённых местах (так что тут нельзя погибнуть, свалившись), а заблудиться невозможно благодаря картам в меню. Поэтому пройти BGE нетрудно даже новичку.
«За гранью добра и зла» полюбилась игрокам прежде всего за атмосферу и сюжет, вариативный геймплей и прекрасный саундтрек. Многие отмечают её сходство – только по настроению и ни по чему другому! – с Little Big Adventure; говорят, если нравится одна из них - полюбишь и другую, и наоборот. Юмор – очень важная составляющая как сценария, так и графики игры (только посмотрите на позы и анимации персонажей!). Кстати, он хорошо перенесён и в русскую локализацию (BGE получила переводы с озвучкой на всех мировых языках и – хоть и поздно – признание на всей Хиллии… ой, то есть на Земле). Сюжет тут простой, зато мир сложный и загадочный. Несмотря на название, к известной книге Ницше и её философской концепции "переоценки ценностей морали" не имеет вообще никакого отношения (хотя кто ищет - тот найдёт). Атмосфера похожа на многие игры из Франции: свой стиль, поднимаемые темы, особенности шуток и графики указывают на её происхождение. Музыку написал Кристоф Эраль, и она по-настоящему украшает Beyond Good & Evil, потому что используются почти все жанры: в бою играют техно с хоровым пением и оркестром или быстрые танцевальные мотивы с барабанами, битбоксом и синтезаторами, во время стелса – медленный эмбиент или мрачные марши, а в мирных местах – всё что угодно. От фортепианно-духовых западноевропейских спокойных мелодий до восточноазиатского инструментала, от латиноамериканских напевов до хэви-метала; можно найти в саундтреке и нечто «в стиле Античности», и чуточку восточноевропейского рэпа. Всё это, как ни странно, не мешает друг другу и звучит в симфонии.
Графика в BGE намеренно «мультяшная», что создаёт впечатление сказки (которая ложь, да в ней намёк…) и сглаживает различия между людьми и остальными живыми существами, облик которых (особенно тварей ДумЦ), если бы их рисовали реалистично, мог бы кому-нибудь показаться неприятным; а благодаря тому, что всех изобразили гротескно, персонажи вызывают улыбку. В игре есть смена дня и ночи, и от неё зависит присутствие тех или иных животных. Красочные трёхмерные локации выглядят здорово, но их маловато, и, несмотря на величину, они поделены на множество секций с переходами. Да и сам «открытый мир» маловат и совсем не кажется планетой. Что поделаешь – «За гранью добра и зла» вышла не только на компьютере, но и почти на всех приставках, поэтому у разработчиков был выбор: либо подавать помещения «кусочками», либо уменьшать детализацию, – и они выбрали первое. Однако игра долгая, а локации открываются постепенно, – так что не стоит думать, что её получится пройти за один присест. Иногда видны недостатки графики и мигание текстур, особенно ближе к финалу. Считать ли багами и то, что некоторые враги возрождаются, если Джейд вновь вернётся в старую локацию, что гонки тоже можно проходить сколько угодно раз, а парочку роликов запустить не вовремя (это не помешает развитию сюжета, однако может немного запутать), – дело ваше.
Какой же подвести итог? До сих пор не знаю, как относиться к Beyond Good & Evil. На каждое её достоинство найдётся недостаток, на любой плюс – свой минус. С одной стороны, она разнообразна и является одним из самых необычных мультижанровых творений, и люди, которые жаждут новых впечатлений, найдут в BGE то самое необходимое им сказочное «то – не знаю что». С другой – каждый из её элементов упрощён, из-за чего она покажется противникам современной «казуальности» одной из родоначальниц неприятных им тенденций, а нескончаемая смена геймплея может не понравиться тем, кто любит постоянство. Одно можно сказать точно: она никого не оставит равнодушным, а это и есть главная примета интересного произведения искусства, повлиявшего на развитие нашей любимой ветви культуры – игр.
Действие происходит на маленькой шахтёрской планете Хиллия (Hillys), почти полностью покрытой океаном и вулканическими архипелагами. Там живут не только люди, но и их разумные гибриды с животными (никакой ксенофобии или шовинизма – тут настоящая дружба народов! Кстати, не только межвидовая, но и межнациональная: люди в этом мире тоже из разных культур), а также своеобразные флора и фауна. На Хиллии стало возникать всё больше проблем: рудники иссякли, что вызвало кризис уже в пищевой промышленности, и поэтому жители массово начали перебиваться рыболовством, а чёрный рынок просто расцвёл. И, как будто этого мало, на планету теперь совершают налёты ужасные инопланетяне ДумЦ (DomZ), стремящиеся пленять жителей ради каких-то своих необъяснимых целей. Защищает Хиллию её армия, и недавно она пополнилась «корпусом Альфа» – межпланетной воинской организацией. Главная героиня – Джейд, профессиональный фотограф, зеленоглазая красотка, сирота неопределённой расы (и это не дань мультикультурализму, а важная деталь сюжета, которая позже получит объяснение) и последовательница восточной философии, живущая на маяке, подбирая и воспитывая детей, которые остались без родителей, похищенных монстрами ДумЦ.
Beyond Good and Evil начинается с того, что Джейд медитирует вместе с одним из ребят, – и вдруг в небе появляются признаки очередной попытки вторжения! Девушка собирается включить над островком силовой щит, но электричество отключается за неуплату. Монстры пытаются украсть детей, и игроку необходимо отбиться от них. Помогает в этом «дядя Пейдж» – приёмный отец Джейд, человекоподобный кабан, любитель громко поорать, техник и изобретатель. Во время сражения один из ДумЦ психически воздействует на неё, зачем-то называя её «Шони» и пытаясь что-то сказать ей. Как только друзья победят пришельцев, к маяку спустятся представители СМИ и… объявят о новом триумфе корпуса Альфа. Героям же остаётся только думать о том, где же найти деньги и работу, потому что у них даже транспорт сломался, а ещё щит нужно восстановить. Выход найдёт Секундо – ИИ главной героини: местным биологам требуется полный каталог хиллийской фауны, поэтому они хорошо платят за фотографирование животных. Кроме этого, приходит письмо от таинственного де Кастеллака, который просит сфотографировать редкого зверя на Чёрном острове. Постепенно Джейд выходит на ИРИС – подпольную организацию, которая стремится доказать, что Альфа не защищает хиллиан от ДумЦ, а является коллаборационистами. Главной героине уже довелось засомневаться в чистоте мотивов этих военных, поэтому она становится репортёром ИРИС под оперативным псевдонимом «Шони»; для этого ей надо проникнуть в самые охраняемые места планеты. Тут-то и настанет время настоящих приключений!
В игре смешиваются почти все жанры понемножку (нет только стратегических элементов). На первом месте тут находятся задания в открытом мире, как в ролевых играх, однако RPG-шной системы здесь вовсе нет, как и очков опыта. Зато есть два вида денег: кристаллы и жемчужины. За первые мы покупаем «старко» и «кей-бупс» – синтетическую еду, используемую в качестве аптечек, – и ремонтных роботов для «ховеркрафта» (нашего судна на воздушной подушке, на котором мы путешествуем по водной глади Хиллии). С помощью жемчужин приобретаем детали для своего транспорта, сделав его быстрее, «научив» стрелять, прыгать, а потом и летать. Гонки здесь тоже присутствуют – их два вида, – однако они простенькие, и большинство из них проходить не обязательно. Сражаться предстоит немало (подробнее об этом ниже), так что любители «экшена» не заскучают. Выполняя задания, Джейд бродит по разнообразным пещерам и якобы заброшенным промзонам, полным удивительных – почти все они не похожи на земные виды – животных и растений, которых нужно фотографировать (между прочим, снимать надо и людей, и ДумЦ, так что иногда придётся заниматься этим делом прямо во время битв), причём игрок сам должен найти их, выбрать подходящий ракурс и сделать снимок. Правда, можно и не делать никаких фото, кроме сюжетных, – никто не заставляет заниматься съёмкой насильно. Кроме того, присутствуют мини-игры – например, аэрохоккей.
Боевая система примитивна, но выглядит очень красиво благодаря плавной и затейливой анимации. Главная героиня дерётся только посохом, имеющим всего три вида удара: слабый, мощный энергетический и «направленный». Кроме того, можно приказать своим союзникам (а это будет не только Пейдж) выполнить свой суперудар или нажать на ближайший рычаг. Впоследствии у Джейд появится перчатка, с помощью которой можно стрелять «гиродисками», повреждая врагов на расстоянии, нажимая на кнопки издалека и поворачивая недоступные предметы. Кстати, последние сильно пригодятся во время стелс-миссий, когда понадобится скрываться от противников и не нападать открыто. Но основным занятием будут головоломки и паркур – совсем не такие сложные, как в Prince of Persia: The Sands of Time, и вообще на них не похожие (списана с «Принца» только задачка с зеркалами почти в финале): загадки понятные и занимающие не слишком много времени, прыгает же и хватается за края Джейд самостоятельно и только в определённых местах (так что тут нельзя погибнуть, свалившись), а заблудиться невозможно благодаря картам в меню. Поэтому пройти BGE нетрудно даже новичку.
«За гранью добра и зла» полюбилась игрокам прежде всего за атмосферу и сюжет, вариативный геймплей и прекрасный саундтрек. Многие отмечают её сходство – только по настроению и ни по чему другому! – с Little Big Adventure; говорят, если нравится одна из них - полюбишь и другую, и наоборот. Юмор – очень важная составляющая как сценария, так и графики игры (только посмотрите на позы и анимации персонажей!). Кстати, он хорошо перенесён и в русскую локализацию (BGE получила переводы с озвучкой на всех мировых языках и – хоть и поздно – признание на всей Хиллии… ой, то есть на Земле). Сюжет тут простой, зато мир сложный и загадочный. Несмотря на название, к известной книге Ницше и её философской концепции "переоценки ценностей морали" не имеет вообще никакого отношения (хотя кто ищет - тот найдёт). Атмосфера похожа на многие игры из Франции: свой стиль, поднимаемые темы, особенности шуток и графики указывают на её происхождение. Музыку написал Кристоф Эраль, и она по-настоящему украшает Beyond Good & Evil, потому что используются почти все жанры: в бою играют техно с хоровым пением и оркестром или быстрые танцевальные мотивы с барабанами, битбоксом и синтезаторами, во время стелса – медленный эмбиент или мрачные марши, а в мирных местах – всё что угодно. От фортепианно-духовых западноевропейских спокойных мелодий до восточноазиатского инструментала, от латиноамериканских напевов до хэви-метала; можно найти в саундтреке и нечто «в стиле Античности», и чуточку восточноевропейского рэпа. Всё это, как ни странно, не мешает друг другу и звучит в симфонии.
Графика в BGE намеренно «мультяшная», что создаёт впечатление сказки (которая ложь, да в ней намёк…) и сглаживает различия между людьми и остальными живыми существами, облик которых (особенно тварей ДумЦ), если бы их рисовали реалистично, мог бы кому-нибудь показаться неприятным; а благодаря тому, что всех изобразили гротескно, персонажи вызывают улыбку. В игре есть смена дня и ночи, и от неё зависит присутствие тех или иных животных. Красочные трёхмерные локации выглядят здорово, но их маловато, и, несмотря на величину, они поделены на множество секций с переходами. Да и сам «открытый мир» маловат и совсем не кажется планетой. Что поделаешь – «За гранью добра и зла» вышла не только на компьютере, но и почти на всех приставках, поэтому у разработчиков был выбор: либо подавать помещения «кусочками», либо уменьшать детализацию, – и они выбрали первое. Однако игра долгая, а локации открываются постепенно, – так что не стоит думать, что её получится пройти за один присест. Иногда видны недостатки графики и мигание текстур, особенно ближе к финалу. Считать ли багами и то, что некоторые враги возрождаются, если Джейд вновь вернётся в старую локацию, что гонки тоже можно проходить сколько угодно раз, а парочку роликов запустить не вовремя (это не помешает развитию сюжета, однако может немного запутать), – дело ваше.
Какой же подвести итог? До сих пор не знаю, как относиться к Beyond Good & Evil. На каждое её достоинство найдётся недостаток, на любой плюс – свой минус. С одной стороны, она разнообразна и является одним из самых необычных мультижанровых творений, и люди, которые жаждут новых впечатлений, найдут в BGE то самое необходимое им сказочное «то – не знаю что». С другой – каждый из её элементов упрощён, из-за чего она покажется противникам современной «казуальности» одной из родоначальниц неприятных им тенденций, а нескончаемая смена геймплея может не понравиться тем, кто любит постоянство. Одно можно сказать точно: она никого не оставит равнодушным, а это и есть главная примета интересного произведения искусства, повлиявшего на развитие нашей любимой ветви культуры – игр.
- Атмосфера:
Сюрреализм - Время и место:
Другие планеты - Главный герой:
Женский персонаж - Особенность геймплея:
Мини-игры - Перспектива:
Вид от третьего лица - Страна или регион происхождения:
Франция - Тематика:
Научная фантастика
Шпионы
Антиутопия - Технические детали:
EAX - Элемент жанра:
Гонки со стрельбой
Stealth
Мультижанровая - Язык:
Nederlands
Español
Italiano
Français
Deutsch
English
Русский
Что касается этой игры, Вы обязаны окунуться в этот странноватый мир, способный затянуть от первого ролика, до титров. Окунитесь в нечто прекрасное, в стильную мечту не для любителей потупить в пустой платформер.