Grand Theft Auto III

Grand Theft Auto 3
GTA 3
Grand Theft Auto III
Жанр: Action
Разработчик: DMA Design
Издатель: Rockstar Games
Год выхода: 2002
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.77 из 10
  • 77
  • 100
  • 36

Stop tha violence from the police
You know my dad used to say but now he's deceased

Da Shootaz «Grand Theft Auto»

Улицы ночного города заливает дождь... Фары автомобиля выхватывают из темноты силуэт неспешно едущей машины инкассаторов… Как следует «прицелившись», водитель выжимает газ и таранит перевозящий кэш бронированный транспорт. После нескольких ударов инкассаторы бросают машину и «растворяются» в ночи… Налетчик прыгает за руль опустевшего транспортного средства и начинает прорываться сквозь полицейские кордоны к точке встречи с подельниками. Вот они, будни «мальчика на побегушках» мафиозной группировки. Только чует мое сердце, что скоро главный герой поменяет работодателя и «зачистит» своего предыдущего босса!

Ведь это Grand Theft Auto III (она же GTA 3) – очередная глава гангстерской саги, повествующей о криминальных войнах, мафиозных разборках и прочих нелицеприятных сторонах преступного мира. В ней игрока ожидает насыщенный неожиданными (хотя местами в кавычках) поворотами и колоритными персонажами сюжет, повествующий об очередном «правильном пацане», не чурающемся никаких, даже самых «грязных» делишек и готовом замарать руки кровью бесчисленного числа оппонентов. К сожалению, несмотря на то что «синопсис» событий проекта звучит довольно многообещающе, отдельные решения авторов, увы, несколько портят впечатления от истории игры и не позволяют в полной мере проникнуться персонажем и его проблемами.

Начнем с того, что у GTA 3 весьма банальная завязка. Главный герой занимается криминалом в составе небольшой преступной группировки, в которую также входит его девушка Каталина (Catalina). Во время ограбления банка дама сердца предает протагониста, подстрелив его и бросив истекать кровью на месте преступления. Однако герою удается не только оправиться от ранения, но и ускользнуть из рук сил правопорядка, воспользовавшись возможностью, представившейся благодаря налету на перевозивший заключенных (в числе которых был и наш подопечный) полицейский конвой неких вооруженных до зубов товарищей. При этом сбегает он не один, а в компании еще одного сидельца по кличке «Эйт-болл» (8-Ball). Последний рекомендует героя людям из итальянской мафии, которые берут «под крыло» перспективного паренька…

В общем, как я уже упоминал ранее по тексту, завязка сюжета оригинальностью не блещет. Однако последуй за таким банальным началом интересное развитие истории - никаких вопросов к сценаристам не было бы. Но вся беда в том, что в дальнейшем главный герой просто начинает… выполнять задания различных бандитских группировок и прочих фракций. И совершенно непонятно, чего он в итоге хочет добиться. Стать криминальным авторитетом? Но протагонист всегда работает «на дядю» и не проводит каких-то самостоятельных операций, направленных на повышение своего статуса. Отомстить Каталине? Так ведь главный герой не собирает о ней информацию и не пытается установить ее местонахождение. И даже после того, как дамочка узнает о том, что ее бывший бойфренд выжил, и попытается его добить, наш подопечный просто продолжает «плыть по течению». Да, он вмешивается в некоторые криминальные операции Каталины, но лишь по заданию очередного нанимателя.

И тут встает еще одна проблема. Дело в том, что наш подопечный… абсолютно нем. И мы не услышим от него за всю игру ни единого слова. Как следствие, геймер не понимает ни мотивов протагониста, ни его целей, ни отношения к другим персонажам. И ему остается лишь догадываться - рад он убить своего бывшего босса или недоволен таким поворотом событий? Испытывает он ответные чувства к влюбившейся в него жене криминального авторитета или считает ее обузой? Да что там, даже имя героя - его зовут Клод (Claud) - мы узнаем лишь в вышедшей значительно позже Grand Theft Auto: San Andreas (2005 - Windows). Там же, кстати, показывают и начало его отношений с Каталиной. Таким образом, персонаж практически никак не раскрывается в ходе игры и не находит даже минимального «отклика» у игрока.

К счастью, несколько исправляет ситуацию наличие значительного числа персонажей, выступающих в роли нанимателей, союзников и оппонентов Клода. Среди них попадаются как довольно «проходные» фигуры, так и весьма колоритные личности. Тут вам и начинающий подавляющее большинство разговоров с очередной восточной мудрости и явно презирающий гайдзинов босс якудза. И владеющий заводом по производству корма для животных маньяк, которому герой будет привозить всё новых и новых жертв…

Плюс авторы время от времени разбавляют повествование какими-то смешными эпизодами. Так, одного итальянского мафиози постоянно «пилит» мама, которая считает, что ее сын никогда не станет таким же достойным и уважаемым авторитетом, как его отец. А молодая супруга пожилого лидера мафии ни с того ни с сего заявляет мужу о том, что состоит в отношениях с Клодом, что приводит к попытке устранения последнего и запускает «цепочку» далеко идущих событий.

В общем, сюжет у игры получился… своеобразным. По сути, он лишен целостности и распадается на ряд историй, связанных с различными работодателями. При этом «основной квест», посвященный разборкам с Каталиной, постоянно «провисает» и подолгу топчется на одном месте. Плюс еще раз напомню о том, что протагонистом в игре является немой, совсем не харизматичный «болванчик» ...

Впрочем, отсутствие яркого главного героя и целостной истории в значительной степени компенсируется динамичным, довольно разноплановым игровым процессом. Так, на «откуп» игроку авторы отдают целый город, именуемый Либерти-Сити (Liberty City). Правда, не обошлось без нюансов. Так, данный населенный пункт расположен на трех соединенных между собой островах. И изначально игроку доступен лишь один из них – Портленд (Portland). Это довольно мрачное место, в котором бедные, контролируемые этническими бандами гетто соседствуют с достаточно богатым районом, принадлежащим итальянцам. Также на территории острова расположены порт (парочка пришвартованных кораблей в наличии), свалка, квартал «красных фонарей», а также являющийся вотчиной «триад» колоритный чайнатаун.

В дальнейшем игрок сможет попасть на Стонтон-Айленд (Staunton Island). Данная локация может похвастаться застроенными деловыми центрами и бутиками районами, в которых также нашлось место казино и большому парку. Кроме того, тут имеются большой (увы, недоступный для посещения) стадион, немалых размеров строительная площадка, причал с несколькими катерами и жилой квартал, явно рассчитанный на достаточно обеспеченных граждан.

Наконец, ближе к финалу игры геймер доберется до Шорсайд-Вейл (Shoreside Vale). Территория данного острова представляет собой настоящую «сборную солянку» из самых разных объектов – промышленная зона, огромная дамба и международный аэропорт тут соседствуют с коттеджами зажиточных горожан и расположенным на «отшибе» гетто. Кстати, попасть внутрь «воздушной гавани» не удастся, но вот погонять по взлетно-посадочной полосе мимо авиалайнеров и вертолетов можно без проблем.

При этом, несмотря на достаточно сильно различающуюся стилистику, все три упомянутых выше острова объединяет нечто общее - иллюзия настоящей городской жизни. В небе пролетают самолеты, а по дорогам движется поток машин. Причем, хотя водители более-менее соблюдают правила дорожного движения и реагируют на сигналы светофоров, временами игрок может стать свидетелем дорожно-транспортных происшествий. В свою очередь по тротуарам бродят десятки пешеходов. А отдельные районы контролируются тусующимися в окрестностях бойцами различных группировок. При этом в случае появления источников открытого горения (например, вследствие применения игроком бутылок с зажигательной смесью) к месту происшествия почти наверняка прибудет пожарная машина. А при появлении раненых и убитых примчится скорая помощь.

Однако неспроста я выше по тексту говорил о том, что мы имеем дело именно с иллюзией. Так, хотя районы города довольно велики и полны различных зданий и сооружений, те строения, в которые игрок сможет попасть с улицы, можно пересчитать по пальцам одной руки. Машины и пешеходы возникают из воздуха и также в нём «растворяются», стоит только геймеру отвернуться или отойти на определенное расстояние. При этом виртуальные персонажи не имеют, скажем, распорядка дня и не выполняют каких-то сложных действий, просто перемещаясь по некоему лишь им ведомому маршруту. А взаимодействовать с электронными «болванчиками» можно только с позиции силы: избивать врукопашную, давить транспортом, расстреливать. Пообщаться с ними, получить от них квесты либо полезные предметы (за исключением пачек денег, выпадающих из тел убитых) не получится при всём желании. Ладно хоть, что боты не являются полными «терпилами» и могут попытаться дать отпор. Причем касается это не только уличных гангстеров, но и обычных прохожих.

Надо ли говорить, что не особо много вариантов действий имеют и виртуальные водители? Они просто катаются по улицам, иногда устраивая ДТП, а попав под огонь, пытаются скрыться с места «происшествия». При этом, остановив ту или иную машину, игрок может выкинуть владельца из-за руля, после чего потерпевший либо смирится с потерей транспорта, либо попытается его вернуть, вышвырнув из салона уже самого протагониста. Хотя всегда можно просто расстрелять/протаранить чем-то не понравившееся средство передвижения. Тем более что за уничтожение любого транспорта игроку выплачивается некоторая денежная сумма.

Вот только, с головой окунувшись в чад кутежа и угара криминальной жизни, не следует забывать о том, что убийства бродящих по улицам граждан, равно как и угон (или порча) автотранспорта, могут привлечь внимание сил правопорядка. Ведь по улицам города бродят пешие копы, а по дорогам катаются патрульные машины. И это, если так можно выразиться, только «цветочки». Дело в том, что в игре присутствует специальный индикатор, выполненный в виде шести расположенных в ряд звездочек. И по мере совершения различных правонарушений деления вышеупомянутой шкалы начнут заполняться. Надо ли говорить, что чем больше звездочек «загорится», тем больше проблем возникнет у игрока? Так, при заполнении трех делений появятся полицейские вертолеты. А если загорятся пять звезд, объявятся вооруженные до зубов агенты ФБР, «рассекающие» на быстрых спорткарах. При максимальном же заполнении индикатора «в гости» пожалуют военные… Что, тащемта, не так уж и плохо, поскольку позволяет игроку обзавестись собственным танком!

Тем не менее лишний раз создавать себе проблемы с правоохранительными органами всё же не стоит, особенно при выполнении различных миссий, завершение которых при высоком уровне «розыска» станет весьма проблематичным. А то и невозможным. Тем более что в игре присутствует возможность уменьшить значение индикатора или даже полностью его обнулить. Для этого можно воспользоваться одним из двух способов. Первый из них заключается в сборе специальных бонусов. Эти предметы присутствуют на каждом из островов и всегда находятся в одном и том же месте, «восстанавливаясь» через некоторое время после использования. Один подобранный бонус убирает одно деление шкалы. Для использования второго варианта необходимо заехать на транспорте (специализированная техника вроде скорой помощи или патрульной машины не подойдет) в одну из мастерских «Pay’n’Spray». После того как машина протагониста «нырнет» внутрь гаража данного «заведения», шкала розыска «обнулится», а преследователи сразу потеряют к главному герою всякий интерес. До следующего правонарушения, разумеется.

И еще один момент. Помните, выше по тексту я отметил тот факт, что попадать в розыск при выполнении миссий не стоит? Так вот, в некоторых заданиях такой поворот событий предусмотрен авторами игры и произойдет автоматически, по воле скриптов. Так что советую запомнить места расположения мастерских и хотя бы некоторых уменьшающих уровень «розыска» бонусов.

Собственно, пора поговорить о вышеупомянутых миссиях. Всего в GTA 3, если верить внутриигровому разделу «статистика», присутствуют 73 задания. При этом если одни из них являются обязательными для прохождения, то другие вполне можно проигнорировать. Изначально выдаваемые герою поручения будут весьма банальны: подбери в определенной точке «жрицу любви» и отвези ее клиенту; расправься с двумя сутенерами. Однако по мере продвижения по карьерной лестнице Клоду начнут поручать всё более серьезные задачи. Например, такую - сбей заходящий на посадку самолет, собери выпавший из него груз, а затем прорвись к укрытию при максимальном уровне розыска.

В целом игровые миссии достаточно разнообразны и увлекательны. Однако, на мой взгляд, их значительно портит один момент – перестрелки. Да, игроку доступен значительный арсенал оружия, включающий в себя бейсбольную биту, пистолет, «Узи», дробовик, штурмовую и снайперскую винтовки, РПГ, а также гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Плюс хватает и тех, на ком вышеуказанные «пушки» можно применить, – тут вам и итальянские мафиози, и бойцы триад, и копы всех мастей, включая спецназ. Вот только вся беда в том, что разнообразие противников по большей части является чисто визуальным. Навыки и характеристики у них практически одинаковые (возможно, кто-то чуть более живуч), а единственное реальное отличие – огневая мощь. Соответственно, ботов с пистолетами и битами можно не особо опасаться, а вот товарищам с автоматами и дробовиками требуется уделить особое внимание.

Впрочем, чем бы враги ни были вооружены, их всегда подводит слабый искусственный интеллект, предусматривающий для ботов всего два варианта поведения. В результате так называемые «стационарные» противники стоят на месте и ведут огонь. Либо прячутся за объектами окружающего мира, постреливая в протагониста и время от времени «ныряя» в укрытие. В то же время их свободно перемещающиеся сородичи просто бегут к нашему подопечному, дабы выйти на дистанцию ведения огня либо приблизиться для рукопашной атаки. При этом никакими интересными способностями оппоненты не обладают. Разве что умеют вытаскивать нашего подопечного из занятого им средства передвижения, что особо опасно в случае со служителями закона, поскольку приводит к моментальному аресту Клода.

Усугубляет ситуацию и главный герой, который может лишь бегать, прыгать, стрейфиться и стрелять. Никакими интересными приемами вроде перекатов или ведения огня из укрытия протагонист не владеет. В результате бои в GTA 3 кажутся достаточно примитивными. Особенно после кинематографичных перестрелок той же Max Payne (2001 - Windows).

Да, авторы постарались «разбавить» задания «нестандартными» элементами. Так, в одной из миссий от игрока потребуется прикрывать из снайперской винтовки «берущего на абордаж» корабль напарника. Для выполнения же другого задания будет необходимо уничтожить несколько постоянно «порождающих» обвешанных взрывчаткой камикадзе автомобилей, не забывая при этом уничтожать бегущих на Клода самоубийц. Однако хотя подобные миссии безусловно разнообразят прохождение, ни оригинальностью, ни глубокой проработкой они не поражают. Увидеть такие эпизоды, причем с намного лучшей постановкой, можно во многих других шутерах. Плюс в последующих играх серии нередко можно было выполнить то или иное задание нестандартным способом. Например, в Grand Theft Auto: Vice City (2003 - Windows) в миссии с угоном танка игрок был волен как атаковать конвой «в лоб», так и дождаться момента, пока водитель не выйдет из боевой машины, чтобы купить еды. Увы, в GTA 3 редко можно провернуть какую-то хитрую схему. Чаще всего всё решается банальным расстрелом оппонентов в открытом бою. Либо выстрелом в голову из снайперской винтовки (залпом из РПГ) с дистанции.

Впрочем, не стоит забывать о том, что значительное число игровых заданий связано с управлением различными транспортными средствами. И тут ситуация становится значительно лучше. Начнем с того, что в игре присутствуют 56 (если верить информации из интернета, сам специально не считал) транспортных средств. И основную их часть составляют различные автомобили: спорткары, внедорожники, грузовики, минивэны, лимузины, пикапы и прочие «стальные брички». Причем различаются все они не только внешним видом, но и техническими характеристиками, такими как управляемость, время разгона, устойчивость к заносам. Соответственно, разница между поездкой за рулем спортивного автомобиля и «пилотированием» мусоровоза просто колоссальная. Также в GTA 3 присутствуют танки, автобусы, несколько видов катеров и самолет «Додо» (Dodo), на котором, правда, крайне тяжело летать.

Причем, хотя игра не является симулятором и не требует от взявшегося за ее прохождение смельчака реалистично выжимать сцепление или, скажем, вручную переключать передачи, приноравливаться к вождению всё же придется. Например, к специфике ведения огня из транспортного средства. Ведь стрелять прямо герой не может - только влево или вправо. И для этого необходимо зажимать как кнопку огня, так и клавишу, отвечающую за соответствующее направление. При этом обзор ограничивается выбранной стороной - стреляя влево, вы сможете видеть лишь то, что происходит в этой стороне, не контролируя ситуацию впереди. Также следует учитывать отсутствие большого плана города: всё, на что может рассчитывать игрок, - это мини-карта в углу экрана да собственная память.

Кроме того, авторы постарались внести в миссии «на колесах» максимум разнообразия. Так, для выполнения одного из заданий от главного героя потребуется ликвидировать засевшего на крыше многоярусной парковки криминального авторитета. Вот только его охраняет большая группа подручных, а Клоду нельзя покидать автомобиль… В другой миссии от геймера потребуется привлечь внимание перемещающихся на автомобилях ликвидационных групп и, притворно удирая, заманить их в засаду. Будут также гонки по «чекпоинтам» с несколькими стритрейсерами на мощных спорткарах, сбор и перевозка к месту проведения вечеринки «ночных бабочек», а также побег от военных, перекрывших улицы танками.

И тут стоит сказать пару слов об искусственном интеллекте оппонентов-водителей. Водят боты весьма своеобразно. Те же полицейские автомобили упорно преследуют игрока, беспощадно его тараня, но при этом лихо «спрыгивают» с мостов и холмов, кувыркаясь и переворачиваясь. А упомянутые ранее стритрейсеры могут практически идеально проехать отрезок трассы, а потом ошибиться на повороте и устроить массовую аварию. Хотя нередко самым опасным оппонентом игрока будет таймер. Многие миссии имеют ограничение по времени, в связи с чем умение правильно распланировать свои действия и построить оптимальный маршрут будет не менее важным, чем навыки управления автомобилем.

С учетом всего сказанного ранее лично у меня сложилось ощущение того, что в приоритете у разработчиков были именно задания, связанные с управлением транспортом. А «стандартному» экшену уделялось намного меньше времени и внимания. Хотя такое деление является достаточно условным, поскольку многие миссии включат в себя как перестрелки «на своих двоих», так и поездки на транспорте. Плюс в ряде случаев можно будет выбрать, как избавиться от противника – убить в перестрелке (убрать из снайперской винтовки) или просто переехать на машине (расстрелять из танка).

Впрочем, не стоит забывать и о том, что в GTA 3 имеется большое количество «побочных» активностей. Так, игрок может заняться выполнением уникальных прыжков (главное - отыскать специально предназначенные для этого «трамплины»). Или же сбором ста разбросанных по всему городу секретных пакетов. Еще один вариант времяпровождения – угонять определенные марки автомобилей, а затем отгонять их в порт, выручая деньги за каждую доставленную единицу. Также в игре есть несколько гонок по бездорожью, в ходе которых потребуется за ограниченное время «собрать» некоторое количество контрольных точек. А также миссии с начиненными взрывчаткой радиоуправляемыми машинками. При их прохождении игрок должен с помощью вышеупомянутых игрушечных «камикадзе» уничтожить за ограниченное время максимально возможное количество автомобилей одной из банд.

Ну и куда же без миссий «Ярости» (Rampage). При их прохождении игрок должен расправиться за две минуты с определенным количеством бойцов одной из преступных группировок. Либо уничтожить некоторое количество автомобилей (любых, какие найдет). Причем в каждой такой миссии ликвидации необходимо будет совершать строго определенным способом. Например, давить оппонентов машиной. Или стрелять врагам в голову из штурмовой винтовки. А то и просто взрывать проезжающие мимо машины из РПГ.

Ну и на «десерт» у нас идут задания, связанные с определенным специализированным транспортом. В частности, игрок сможет поработать таксистом (необходимо развезти 100 человек), полицейским (потребуется уничтожить 60 преступников на автомобилях), пожарным (нужно потушить 60 горящих машин) и парамедиком (задачей является сбор пострадавших и их последующая доставка в больницу). При этом если первые три миссии являются «накопительными» и могут быть выполнены за несколько «заходов», то вот последняя задача должна быть решена за «один присест». И еще один важный момент - выполнение данных заданий приносит весьма ощутимые дивиденды. Например, завершив миссию за парамедика, герой сможет бесконечно бегать.

Короче говоря, GTA 3 вышла довольно богатой на различные «активности». Однако, исследуя мир и влипая в процессе в очередные неприятности, следует помнить об определенных особенностях геймплея проекта. В первую очередь - об отсутствии свободных сохранений. Ведь для того, чтобы «засэйвиться», игрок должен посетить любое свое убежище (всего их три, по одному на каждый остров), зайдя внутрь и воспользовавшись соответствующей опцией. При этом сохраняться во время выполнения миссий нельзя. Правда, есть кое-какие поблажки – в случае гибели главный герой окажется у входа в больницу (на каждом острове есть одна такая). Только вот за воскрешение придется отвалить определенную сумму наличности. Да и весь текущий арсенал будет потерян. Аналогично обстоят дела и при аресте героя силами правопорядка. Разве что протагонист окажется на крыльце полицейского участка (коих также три штуки, по одному на остров).

Также следует держать в уме тот факт, что в GTA 3 нет возможности выбора уровня сложности. Соответственно, облегчить себе жизнь в случае возникновения проблем с прохождением какой-нибудь заковыристой миссии, увы, не выйдет.

Нет в игре и автоматической регенерации брони со здоровьем. Для их восполнения необходимо отыскивать и подбирать разбросанные по всей карте бонусы. Кстати, среди последних попадаются не только восстанавливающие здоровье и броню предметы, но и особый «айтем», на некоторое время замедляющий время. Также бронежилетами и различным оружием можно закупиться в сети магазинов «Амму-нация» (Ammu-Nation). Кроме того, отдельные «пушки» (спец. средства типа бутылок с зажигательной смесью) можно купить у подпольных дельцов. Например, теми же РПГ приторговывает однорукий отставной вояка Фил Кэсседи (Phil Cassidy).

Правда, не стоит забывать о том, что оружие можно найти прямо на улицах города. В каких-то случаях оно спокойно лежит на видном месте, а иногда весьма хитро запрятано. Соответственно, вместо того чтобы тратить свои кровные в магазинах, можно просто кататься по улицам и собирать халявные «пушки». Тем более что они, как и полезные бонусы, регулярно «респаунятся», позволяя пополнять запасы бесконечно. Более того, за каждые десять собранных секретных пакетов у каждого из укрытий игрока появится один из «стволов» либо предмет первой необходимости (например, бронежилет).

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу вот что. Если разобрать игровой процесс GTA 3 на «составляющие», то легко можно найти различные геймплейные недостатки и недоработки. Однако они не являются критическими и не особо портят впечатление от прохождения. Да и как цельное произведение проект очень хорош. Гонки, перестрелки, неожиданные сюжетные повороты… геймплей захватывает и не отпускает до самого последнего уровня. Более того, после просмотра финальных титров можно продолжать играть и исследовать окружающий мир. Думаю, что эта возможность особенно порадует перфекционистов, стремящихся к полному прохождению любимых проектов. Ведь в GTA 3 присутствует счетчик «завершенности» игры - и набрать заветные сто процентов будет не так уж и просто.

В общем, с геймплеем мы разобрались. И тут возникает вопрос - а как всё это реализовано технически. В принципе, положение дел тут аналогично ситуации с игровым процессом. Например, визуальный ряд, если брать ситуацию в целом и не вникать в детали, весьма приятен на глаз. Город плотно застроен и радует немалым числом разнообразных зданий и сооружений. По проезжей части перемещается большое количество машин самых разных марок, а по тротуарам бродят «стайки» пешеходов. На глазах игрока происходит смена времени суток, а также погоды (например, может «зарядить» дождь). Причем при наступлении сумерек зажигаются городские фонари, а у автомобилей включаются фары, что позволяет полюбоваться неплохой системой освещения. Ветер гоняет по тротуарам листки бумаги, а из труб в переулках валит пар. В то же время среди урбанистических видов вполне можно отыскать зеленые «островки» с травой и множеством деревьев. Игрок может понаблюдать за взлетающими в аэропорту самолетами, а также прокатиться по подземной либо наземной веткам метро. Или начать колесить по окрестностям на машине, проехавшись по огромным мостам и немалых размеров плотине. А то и наоборот – «уйти под землю», спустившись в расположенные под поверхностью протяженные тоннели.

Звучит здорово, не правда ли? Однако если начать разбираться в деталях и искать графические недостатки, то таковых найдется немало. И дело не только в упомянутых ранее растворяющихся в воздухе автомобилях и пешеходах. Нередко бывает так, что крупные объекты вроде зданий или деревьев «прорисовываются» прямо на глазах у игрока. Или возьмем персонажей игры. Их движения очень неплохо анимированы, но вот модели «радуют» угловатостью и квадратными лицами, что особо бросается в глаза в роликах на «движке». При этом у ботов есть простенькая модель повреждений (им можно отстрелить голову, конечность либо «поджарить» огнем). Вот только тела погибших виртуальных персонажей весьма оперативно растворяются в воздухе, так что долго любоваться результатами очередной кровавой бани, увы, не выйдет.

Не всё гладко и с внешним видом транспортных средств. Так, если одни модели техники (например, спорткары) авторам очень даже удались, то другие (те же танки) выглядят крайне непрезентабельно. Также большинство автомобилей может похвастаться неплохой системой визуальных повреждений. Вот только уничтоженные или просто брошенные игроком машины быстренько растворяются в воздухе.

Да и всякие мелкие недоработки типа колес-многоугольников никто не отменял. И если бы речь шла только о недостатках моделей транспорта. К сожалению, подобные проблемы встречаются повсеместно. Так, присмотревшись, можно заметить, что витрины многих магазинов выполнены в виде размытых, не особо презентабельных текстур. А окна и двери немалого числа зданий представляют собой плоские «наклейки». Но самой жутью, на мой взгляд, являются отвратительные размытые деревья. И «пальму первенства» среди них уверенно держат ели, которые не только богомерзко выглядят, но и могут быть пройдены насквозь - так, словно их не существует. И перечислять такие вот недоработки можно еще долго…

Впрочем, с учетом того, что GTA 3 выходила не только на PC, но и на приставках нового (на тот момент) поколения, многие недостатки графики вполне можно списать на пресловутую мультиплатформенность. Плюс вряд ли проблемные моменты сильно испортят вам впечатления от игры, благо общее качество картинки, как правило, остается на достаточно высоком уровне. А многие недоработки бросаются в глаза именно при их целенаправленном поиске. Поэтому графику проекта вполне можно оценить как «выше среднего».

Но еще более высокой оценки, на мой взгляд, заслуживает звуковое сопровождение. Причем положительных отзывов достойны как актеры оригинальной версии, так и наши локализаторы. Да, главный герой у нас немой, но помимо него в игре имеется великое множество отлично озвученных персонажей. А среди тех, кто «подарил» им свои голоса в оригинальной версии, встречаются весьма известные личности, такие как Майкл Мэдсен (Michael Madsen), Джо «предатель Сайфер» Пантолиано (Joe Pantoliano) и Кайл «агент Купер» Маклахлен (Kyle MacLachlan). Да и их менее известные коллеги играют довольно качественно. В результате слушать местных персонажей действительно приятно.

Впрочем, радуют не только диалоги в заставках. Перемещаясь по улицам на своих двоих, главный герой может слушать лишь звуки города да реплики случайных прохожих. Либо вопли членов уличных банд. Однако стоит только обзавестись транспортным средством, как ситуация существенно меняется.

Дело в том, что во время управления автомобилем игрок получает доступ к целому ряду радиостанций. Одна из них является «кастомной» и проигрывает треки, загруженные самим геймером, в то время как остальные содержат подготовленный разработчиками контент. Коего тут много и на любой вкус: ток-шоу со странными героями, смешные рекламы и, разумеется, музыка. Последняя представлена треками самого широкого «диапазона» - от оперных арий до жесткого хип-хопа. Есть также рок, попса и рэгги. Лично я чаще всего слушал станцию «K-JAH», специализирующуюся на дабе и том самом рэгги. А ее ведущий Гораций «Пацифист» Уолш (Horace «The Pacifist» Walsh) стал моим самым любимым персонажем. Что же касается музыкальных треков, то не могу не выделить легендарную «Push It To The Limit» из не менее легендарного фильма «Лицо со шрамом». А также написанную непосредственно для серии GTA композицию под названием… «Grand Theft Auto» от вымышленной группы «Da Shootaz».

Что же можно сказать в завершение? Рассматриваемая игра является «пионером» полностью «трехмерных» частей серии, выступая родоначальником так называемой «Вселенной 3D». И первый блин вышел у разработчиков отнюдь не комом. Да, проект неидеален и не лишен недостатков. Однако они с лихвой перекрываются динамичным, разноплановым геймплеем, а также фирменным сюжетом студии-разработчика, в котором нашлось место немалому числу колоритных персонажей. Город Либерти-Сити буквально «затягивает» геймеров в свои «сети», заставляя их проникнуться непередаваемой атмосферой. В ней словно перемешались эстетика фильмов Тарантино, криминальная романтика произведений «про правильных пацанов» и даже «щепотка» нуара. Так что если вы еще незнакомы с GTA 3, настоятельно рекомендую исправить это упущение и прожить несколько дней в Либерти-Сити. Уверен, этот опыт запомнится вам надолго!
Автор обзора: Warmaster
Grand Theft Auto: San Andreas, Grand Theft Auto: Vice City
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Играл на выходе и помню игра отлично шла на пентиум2 97-го и riva tnt2 m64 99-го. Помню также что гта4 я запускал на относительно старом лаптопе хоть для комфортной игры и нужно было установить неофициальный видео драйвер. Гта5 я также проходил на довольно слабом железе. Оптимизация игр всегда была отличной что безусловно сыграло немаловажную роль в популяризации франшизы.

Ну трёха это классика: вышла и сразу хит. Да город реально бутафорский и население появляется буквально из воздуха как и во всех последующих частях но именно трёха дала толчёк популяризации открытого мира и именно либерти сити снова нас встречает не только в liberty city stories но и chinatown wars. Для 2001г (пс2 релиз) гта3 стал настоящей бомбой в игроиндустрии. Недавно пробовал пройти 100% (не смог) так вот кол-во и разношёрстность зарытых на карте мини игр поражают воображение.

Гта это далеко не детская серия игр а мы были слишком зелёные чтоб по достоинству оценить юмор и все сюжетные составляющие этой части. Тем более что русификация была потраченной. Поэтому главным развлечением для нас здесь были в основном разборки с полицией: кто дольше протянет на 5 звёздах. На сегодняшний день имеется куча фанатских исправлений, улучшений, переводов. Их так много что перечислять здесь нет смысла. Отмечу лишь детализированные модели оригинальных авто как необходимый минимум.
@Yuriy_X, с мостом я 100% ошибся, ибо это я добрался до этого места в игре в январе 2008 и уже не помню подробностей) Не, непослушные машины ужасно бесили, поэтому я играл в третью часть с большой неохотой. А без карты было нормально, вот только в миссиях было иногда много произвольных моментов, где было сложно понять, чего именно хочет игра для успешного завершения. Например, где именно встать, чтобы попасть гранатой точно в окно квартиры полицейского информатора.....
Очень нравится эта часть,прошла всю трилогию и только Vice не зацепила.Есть ещё
GTA III Classic Edition которую очень много раз прошла и она намного лучше definitive edition ,но оригинал и её атмосфера просто нечто.
Превосходный образчик своего времени, игра изменившая подход к бандитским драмам, убийца Драйвера, прекрасный пример открытого мира и сотни реляций только ей. Сделайте скидку, что ей четверть века, не будьте букой, поиграйте. Оно того стоит
Скорее всего это моя любимая GTA. Я проходил ее 5 раз и только один без читов. Но какой это был раз! После каждой новой сложной миссии, пострадав перед этим попыток 5-10, я радовался как не в себя, чуть со стула не слетал.
Если бы не трудность, мрачность, ИНТЕРЕСНЫЙ СЮЖЕТ и смешнейшие персонажи (хозяин фабрики корма для животных), я бы игру после 1 раза с читами забыл навсегда.