Grand Theft Auto III

Grand Theft Auto 3
GTA 3
Grand Theft Auto III
Жанр: Action
Разработчик: DMA Design
Издатель: Rockstar Games
Год выхода: 2002
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.79 из 10
  • 73
  • 98
  • 33
Существуют игры, породившие целые жанры, множество клонов и последователей, а также заслуженно получившие свою невероятную популярность. Grand Theft Auto III (известная более всего как GTA 3) — одна из них. Первыми её увидели игроки на PS 2 в 2001 году, но спустя полгода и на улицу ПК-геймеров пришёл праздник. Чем же является GTA 3? Давайте попробуем описать…

Либерти-Сити… Серый и хмурый город бетонных коробок, растянувшийся по трём островам, где-то у берегов США. Дожди здесь — частое явление. Общая мрачность улиц не способствует хорошему поведению граждан и приезжих. Либерти-Сити стал прибежищем множества банд, а также не связанных с ними групп авантюристов и одиночек. К предпоследним и относил себя безымянный и молчаливый протагонист, который вместе с товарищами отправился на ограбление местного банка. Но когда мешки с деньгами, можно сказать, были уже в кармане, его подстрелила подельница Каталина, оставив раненого на растерзание копам. В это время сама она смылась вместе с другим «напарником». Суд над неудавшимся грабителем был краток. Главного героя вместе с другими заключёнными уже везут в тюрьму по мосту, но тут на кортеж нападают некие вооружённые лица, попутно частично подрывая дорожное полотно и освобождая нужного им заключённого, а за компанию и остальных арестованных преступников в автозаке. И вот теперь главный герой вместе с чернокожим товарищем по (не)счастью Эйт-боллом (8-Ball, в некоторых переводах - «Лысый») сбегают с места происшествия и отсиживаются в убежище. У главного героя нет ни денег, ни связей в чужом городе, но подразумевается, что зато у него есть сильная жажда мести. Протагонист с помощью Эйт-болла примыкает к итальянской мафии. Изначально он является обыкновенным мальчиком на побегушках, эдакой «шестёркой», — но со временем главный герой проявляет свои навыки и приобретает всё больше и больше связей с криминальными личностями. Разумеется, не забывая о деньгах. И всё — ради своей цели.

Много чем можно промышлять главному герою. Выполнение различного рода заданий от криминальных авторитетов, боссов и авантюристов приносит неплохой доход. Деньги не пахнут. Хотя если учесть, что именно иногда приходится делать… Протагонист, мало того что умеет драться руками и ногами, неплохо управляется с бейсбольной битой, а также хорошо владеет всеми видами оружия, начиная от пистолета, узи и заканчивая огнемётом и гранатомётом, обучен киданию гранат и коктейлей Молотова. Ну и, естественно, способен угонять машины, владеет навыками едва ли не экстремального вождения. В процессе пробивания своего пути наверх протагонисту придётся избивать, грабить, убивать, заниматься подрывной деятельностью, участвовать в нелегальных гонках, сопровождать дружественный транспорт, а также делать многое и многое другое. Как понимаете, заниматься преступностью (чего в реальной жизни мы вам не советуем). Добытые деньги протагонист тратит в разбросанных тут да сям оружейных магазинах (хвала второй поправке к конституции США!), закупаясь новыми средствами убиения (способными разорвать тело на клочки, чтобы стало «одна нога тут, другая — там»), без которых поставленную в миссии задачу банально не получится выполнить.

Город для своего времени выглядит необычайно живым. По улицам бродят прохожие, ходят патрульные, в переулках кучкуются бандиты. Каждый из них имеет какую-никакую реакцию на наши действия, будь то сбитый столб, махание кулаками или беспорядочная стрельба. И, естественно, все вышеперечисленные товарищи хотят жить, давая нам в случае чего отпор или делая ноги. Конечно, кроме выполнения заданий, можно «выбивать» деньги из прохожих, — но подобные действия наказуемы: по душу преступника приезжает полиция. Чем больше мы бесчинствуем, тем больше сил выделяется на наше наказание: в дело идут вертолёты, спецназ, а в самом конце приезжает армия/гвардия. Тут необходимо либо отсиживаться в убежище, либо перекрашивать транспорт (цвет машины — лицо преступника, о фотороботах тут и не слышали), либо давать взятки. Последнее производится посредством касания специальных значков, разбросанных по карте.

Для ценителей присутствует возможность «позаимствованные» тачки не только сохранить себе в гараж для будущих покатушек, но и «сдать на металлолом», перепродать скупщикам, за валюту истреблять какую-нибудь группировку в Rampage-миссиях. Деньги, впрочем, дают даже за аварии. Врезался в другую машину — получи свою десятку баксов. Сбил пешехода — обобрал тело. Делать такое в реальной жизни, разумеется, не рекомендуем.

При желании деньги можно заработать и более честными способами (но тогда не видать продвижения по сюжету) навроде таксования, работы водителем «скорой», пожарным, совершения безумных прыжков на потеху невидимому оператору. Подобные занятия приносят не только доход, но и дополнительные бонусы при достижении определённого уровня миссии, которые мы сможем подобрать около нашего гаража. В городских закоулках разбросаны спрятанные свёртки явно с чем-то нелегальным. За их сбор тоже даются деньги.

Город поделен на три части, из которых первое время нам доступна лишь промзона с портом в виде Портленда, — остальные откроются игроку по сюжету. Видимо, дорожным рабочим нужно время для ремонта моста. Хотя никто не мешает преодолеть заграждения, дабы взглянуть хоть одним глазком на недоступные места… Между тем легко может измениться погода и пойти ливень. Ночь действительно чувствуется мрачной, а день приветствуешь с какой-то своей внутренней радостью.

Смерть, впрочем, главного героя не остановит. Даже если машину с ним взорвали, а его самого расстреляли или сожгли, то протагониста вылечат в одной из ближайших больниц, отняв оружие и взяв кругленькую сумму за оказанные услуги. При аресте, в принципе, происходит то же самое.

Ну а если ничего делать не хочется, то почему бы не покататься по городу, слушая местные радиостанции (9 штук) с музыкой, рекламой и ток-шоу или свои треки, закинутые в формате mp3 в специальную директорию?

Велик ассортимент и транспорта: игроку доступны автомобили всех мастей, бронетехника, а также лодки и единственный немного ущербный самолёт. Правда, последним дают «порулить» только после прохождения большей части игры. Желаете мотоциклов и вертолётов? Вам в следующую часть. Присутствует и метро, но им поуправлять не дадут.

Графика после второй части, разумеется, претерпела множество изменений к лучшему. Теперь с видом от третьего лица нам открыта невиданная свобода. Главный герой может прыгать, забираясь на обычно недоступные места (никакого паркура). Если подобный обзор кажется чуждым, то присутствует возможность сменить её на вид с высоты птичьего полёта, прямо как в предыдущих частях. Только вот с ним не получится пройти всю игру, в некоторые моменты она сама будет менять вид на стандартный от третьего лица. Но с улучшенной графикой пришла и проблема иного толка: на множестве ПК тех времён третья GTA отказывалась работать без тормозов из-за плохой оптимизации движка (починили в GTA: Vice City). К счастью, на теперешних «машинах» данного нюанса в большинстве случаев нет, но кратковременные замедления всё-таки изредка бывают.

Управление осуществляется с помощью мыши и клавиатуры. Стоит отметить, что оно целиком перенастраиваемое, при желании можно подключить и джойстик.

Конечно, сейчас видны многие недостатки Grand Theft Auto III: отсутствие внятной карты (только мини-карта в углу экрана), из-за чего короткие пути приходится находить самостоятельно и постоянно держать в голове, малая прочность автомобильного транспорта (ремонт — наше всё), а также довольно высокая сложность, требующая большой аккуратности при прохождении. Хотя, возможно, всё это стоит считать неотъемлемыми чертами? Однако в те годы полноценных альтернатив не было, и на многие моменты закрывались глаза.

Что же можно сказать по итогу? Это живая классика. Конечно, у неё есть свои недостатки. Но есть и свои плюсы. Отметим, что важны не они, а то, что GTA 3 привнесла в индустрию. И её вклад мало того что колоссален, так ещё и принёс в будущем множество других замечательных игр от других команд разработчиков. Разве это не замечательно?
Автор обзора: RaymanM
Grand Theft Auto: San Andreas, Grand Theft Auto: Vice City
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
@Yuriy_X, с мостом я 100% ошибся, ибо это я добрался до этого места в игре в январе 2008 и уже не помню подробностей) Не, непослушные машины ужасно бесили, поэтому я играл в третью часть с большой неохотой. А без карты было нормально, вот только в миссиях было иногда много произвольных моментов, где было сложно понять, чего именно хочет игра для успешного завершения. Например, где именно встать, чтобы попасть гранатой точно в окно квартиры полицейского информатора.....
Очень нравится эта часть,прошла всю трилогию и только Vice не зацепила.Есть ещё
GTA III Classic Edition которую очень много раз прошла и она намного лучше definitive edition ,но оригинал и её атмосфера просто нечто.
Превосходный образчик своего времени, игра изменившая подход к бандитским драмам, убийца Драйвера, прекрасный пример открытого мира и сотни реляций только ей. Сделайте скидку, что ей четверть века, не будьте букой, поиграйте. Оно того стоит
Скорее всего это моя любимая GTA. Я проходил ее 5 раз и только один без читов. Но какой это был раз! После каждой новой сложной миссии, пострадав перед этим попыток 5-10, я радовался как не в себя, чуть со стула не слетал.
Если бы не трудность, мрачность, ИНТЕРЕСНЫЙ СЮЖЕТ и смешнейшие персонажи (хозяин фабрики корма для животных), я бы игру после 1 раза с читами забыл навсегда.
Вспомнил об этой игре, поиграл в Defecation Edition и ужаснулся - насколько же она (и Vice City впридачу) хуже Сан Андреаса. Конечно, справедливости ради, в РАЗЫ лучше первых двумерных игр, но в РАЗЫ хуже последующей трёхмерной игры. В детстве для меня она была играбельной и я хавал, но сейчас - не-е-ет. Ни за что.

Ни геймплея, ни атмосферы, ни графики, ни крутой музыки в радио - НИ-ЧЕ-ГО! Персонаж даже плавать не умеет!

Я буду др**ить на Сан Андреас всю свою жизнь, да. Это золотой стандарт таких игр.