Под необычным названием скрывается очень даже примечательная и при этом на удивление малоизвестная вещь: увлекательный (пусть и не без особенностей) многожанровый проект за авторством легендарного Стива Мерецки, прославившегося своими работами для Infocom эпохи 1980-х. Как раз на закате того «золотого периода» игростроения создателю творений в жанре Interactive Fiction, отличавшихся одними из самых сложных загадок всех времён и народов, пришла в голову мысль о возможности возвращения к куда более простым и общепонятным истокам индустрии. Но до её реализации дело дошло лишь через несколько лет, когда, освободившись от работы по контракту на Legend, Мерецки вместе с двумя бывшими сокурсниками основал свою собственную компанию.
Увы, судьба Boffo Games была далеко не безоблачна с самого начала: стоило только приступить к воплощению давнего замысла, как объявившийся было заинтересованный и доброжелательный издатель, Media Vision (известный производитель звуковых карт), был обвинён в незаконных финансовых махинациях, попал под суд и обанкротился. Права на находившуюся в разработке «Hodj ‘n’ Podj» на долговом аукционе приобрела Virgin, но состоявшийся в 1995 году релиз обернулся практически коммерческим провалом: продать удалось всего лишь 40–50 тыс. экземпляров (видимо, включая и выходившую отдельно версию для Macintosh, и представленное на нашем сайте позднейшее удешевлённое переиздание для PC), что до обидного мало даже по меркам того времени. На разработке продолжения был поставлен крест, да и сама компания Мерецки со товарищи смогла выпустить ещё всего лишь одну игру, «The Space Bar», после чего закрыла свои двери навсегда. Тем не менее Стив оказался скорее доволен получившимся в итоге результатом: как он рассказывал, эта была первая его игра, в которую с одинаковым удовольствием могли играть как четырёхлетняя дочь, так и семидесятилетняя мать автора; ещё в 2009 году он получал от её поклонников больше писем, чем от пользователей всех прочих его творений вместе взятых; ну и сам этот проект разработчик считал одной из первых в истории «казуалок», ставшей поворотной точкой во всей его карьере. Сразу заметим, что опасаться ярлыка «казуальности» не стоит: на самом деле тут всё оказывается совсем даже непросто и очень масштабно...
По основной своей жанровой принадлежности «Hodj ‘n’ Podj» является настольной игрой типа «ходилок», с поочерёдным перемещением двух пользователей по размеченному на карте пути на выпавшее случайным образом число очков, но также и с основательным сюжетом и «сверхзадачей» (почти как в легендарной «The Fool’s Errand» Клиффа Джонсона), с многочисленными элементами нелинейности, а главное – с внушительным для такого проекта количеством мини-игр (целых 19 штук самых разных жанров!), доступных в том числе и для отдельного прохождения из главного меню. Впрочем, первым делом стоит обратиться к другому блюду из ассортимента этого последнего – «View the Fairy Tale», являющемуся чисто опциональным для просмотра вступительным роликом, излагающим предысторию и тот самый сюжет всего здесь происходящего. К сожалению, в худших традициях середины 1990-х субтитров для англоязычной озвучки не предусмотрено, так что пересказ этой истории лишним не будет. Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были король да королева; сидели они счастливо в своём замке да мирно правили страной под названием По-Порри, – вот только не было у них сыновей, а лишь две дочери, двойняшки Миш и Мош, похожие друг на друга как две капли воды. Задумавшись однажды над проблемой престолонаследия, старый монарх решил, вопреки всем традициям, оставить трон именно этим принцессам, – но не тут-то было: коварный первый министр, уже вовсю примерявший в мечтах корону на свою злодейскую голову, организовывает тайное похищение несчастных девиц нехорошими бандитами. Родители, естественно, безутешны, – но вскоре появляется и живое воплощение надежды – в лице двух прибывших из дальних краёв принцев, Ходжа и Поджа. Они оказываются такими же близнецами, на зато – в отличие от Миш и Мош – их легко распознать по одёжке: Ходж наряжён во всё синее, а Подж предпочитает красный цвет. Казалось бы, героев у нас двое, пропавших девиц тоже, – быть бы в конце сказки и двум свадьбам. Но нет: оба принца настроены на удивление антагонистически – и отправляются на поиски пропавших красавиц не иначе как в решительном состязании друг с другом. Так что победитель получает сразу обеих принцесс (хотя женится в итоге всё же только на одной из них), а проигравший – ровным счётом ничего: такова жизнь.
Соревноваться в этом нелёгком деле можно как вдвоём за одним ПК в режиме «хотсит», так и в одиночку против компьютера: в последнем случае одушевлённый участник получит в своё распоряжение «синего» Ходжа, а ИИ будет представлен на поле «красным» Поджем. Помимо количества игроков в настройках новой партии, появляющихся после нажатия в главном меню на кнопку «Start a New Board Game», потребуется выбрать также один из трёх желаемых уровней сложности – причём для каждого пользователя отдельно, – а вдобавок и продолжительность (из такого же количества вариантов): от обеих этих установок зависят скорость и трудность мини-игр, а также масштаб стоящей перед нами глобальной задачи. Игровое поле представляет собой карту всего королевства, с самыми разнообразными ландшафтами (от гор до болот и от ледников до пустынь) и тремя с лишним десятками достопримечательностей (от королевского замка, у стен которого и начинают своё долгое и полное опасностей путешествие маленькие синяя и красная фигурки наших протагонистов, до маяка, рыбного рынка, шахты, пиратской бухты и т.д.). В одном из этих последних мест и спрятаны похищенные принцессы, – но простым случайным посещением их не обнаружишь: сначала необходимо разжиться всей нужной информацией и даже необходимыми предметами инвентаря (да, есть здесь и такой элемент классических адвенчур), а лишь затем – отправляться по месту назначения. Количество нужных сведений и пожитков как раз и регулируется упоминавшейся установкой «продолжительности»: в «короткой» игре потребуется заполучить один-единственный объект и два конфиденциальных сообщения (т.е. информацию, во-первых, о том, где держат пленниц, а во-вторых – на тему того, что именно требуется иметь с собой для успешного их освобождения), в «средней» – соответственно два и пять, а в «длинной» – аж три и восемь. Если верить авторам, от этого зависит собственно длительность партии, достигающая от получаса до двух часов, – но на самом деле даже на самом лёгком уровне приключение вполне может продлиться значительно дольше (особенно для новичков) – сообразно как банальному везению пользователей, так и их мастерству в мини-играх.
В начале каждого хода на экране демонстрируется число выпавших очков передвижения – пусть и в виде не привычных кубиков, а двух цифр на электронном табло, из которых первая может принимать значение 0 или 1 (очень редко – 2), а вторая – от 1 до 9 (и, соответственно, иногда 0), – после чего следует щелчком левой кнопки мыши отдать своему герою команду переместиться. По королевству петляет мощёная дорожка, удобно разделённая на ячейки, – однако игровой процесс тут совершенно нелинейный: идти можно в любую сторону, развилки встречаются часто, а кроме того – путешествовать дозволяется не только пешком по тропинке, но и на лодке (разумеется, по реке, озеру или морю: всего к нашим услугам тут три пристани) или на канатной дороге (соответственно, в горах); имеется также и несколько других, менее очевидных или даже совсем скрытых способов несколько сократить свой дальний путь. На экране мы всякий раз видим лишь небольшой участок территории, весьма живописный и детализированный, как и вся здешняя графика, – нажатие правой кнопки у одного из краёв позволяет немного прокрутить вид (не очень удобно, ну да ладно), клавиши «H» и «P» центрируют камеру на текущем местоположении соответственно Ходжа или Поджа, а при помощи «М» можно окинуть взором всю карту целиком. Последнее действие дублируется также щелчком на значок лупы на панели интерфейса вверху; правее от него красуется надпись с указанием на то, сколько ещё очков движения осталось у активного игрока (отсчёт таковых ведётся по старинке, в фурлонгах). Левее, в виде свёрнутого свитка, представлено окно настроек (с возможностью сохранения текущего состояния, регулировки звука, просмотра общих правил игры и выхода в главное меню), а ещё далее – «узелок на палочке» для вызова инвентаря, а также имя обладателя текущего хода.
Для перемещения можно щёлкать как на какую-либо ячейку дорожки, так и на любую из достопримечательностей, к посещению которых и сводится весь смысл путешествия Ходжа и Поджа; в первом случае «лишние» фурлонги останутся в нашем распоряжении и путь получится продолжить далее до их исчерпания, а во втором – очки движения обнулятся, стоит только герою зайти в одно из зданий. При этом в любое время с одним из принцев может произойти то или иное случайное событие, способное привести к самым различным последствиям: пропуску хода – или, наоборот, получению права внеочередного броска, мгновенную «телепортацию» в другое место карты, а чаще всего – к обретению (или потере) какого-либо предмета инвентаря или части денежного запаса, исчисляемого здесь в золотых кронах. Увы, смысл происходящего с героями в таких случаях раскрывается исключительно озвучкой, без субтитров; впрочем, музыкальное сопровождение достаточно приятное.
Девятнадцать достопримечательностей, разбросанные по всему королевству, предлагают своим посетителям разнообразные мини-игры (о которых будет подробно рассказано ниже), выдавая в качестве награды за победу призы одной из трёх разновидностей: сведения, необходимые для нахождения похищенных принцесс; полезные или не очень предметы, служащие для достижения той же самой цели; ну или просто ту или иную сумму в звонкой монете (перечень локаций и соответствующих им наград приводится в первом приложении к руководству пользователя). Польза от денег сводится к тому, что требующиеся для дела, но никак не «выпадающие» в качестве призов или случайных бонусов предметы всегда можно приобрести в одном из двух здешних магазинов (конечно, если кошелёк позволит), тогда как ненужные наградные объекты дозволяется продать в ломбарде.
А вот подача полезной информации реализована очень даже интересным и хитрым образом: поскольку предназначена она для ушей только одного из двух игроков, получаемые им сведения тщательно шифруются! Увидев у себя на экране после победы в мини-игре некоторый код «своего» цвета (например, две улитки или семь муравьёв), следует отыскать текстовую подсказку под соответствующим символом в одной из комплектных брошюр – соответственно «синей» или «красной». Например, именно таким образом можно узнать, что Миш и Мош спрятаны на Скале Русалки, а для их успешного высвобождения необходимо иметь при себе, скажем, 80 крон, весло от каяка, ядовитого скарабея и/или бюст Франсиско Франко. На более высоких уровнях сложности и продолжительности вместо прямой подсказки может быть выдано указание обратиться за помощью в какое-либо иное место (где уже за сведения потребуют плату звонкой монетой). В любом случае вся собранная информация фиксируется в дневнике, доступном для просмотра из окна инвентаря, которое открывается нажатием клавиши «I» или щелчком на изображение «узелка на палочке» на верхней панели. Естественно, при проигрыше в мини-игре никакой награды не последует, – обратите также внимание, что взять реванш сразу после поражения никак не получится, как и повторить свой победный результат, не отходя от кассы: доступ к уже испытанному только что развлечению откроется снова лишь после визита в три других заведения того же рода.
Заполучив всю нужную информацию и обзаведясь требуемыми предметами, можно наконец-то отправляться по известному адресу: похитители в страхе убегут, а несчастные принцессы появятся у нас в инвентаре (sic!). Но приключения на этом не заканчиваются: для полной победы необходимо ещё и доставить Миш и Мош назад в замок. И этот путь может оказаться ещё более опасным: дело в том, что неудачливый брат-соперник имеет право нагнать своего близнеца с драгоценной ношей – и бросить ему вызов, обвинив в бесчестном поведении. «Дуэль», естественно, принимает форму состязания в одной из мини-игр: вызванный выбирает, в какой именно, а «беспринцессный» оппонент проходит испытание первым. Если он при этом проигрывает (и если дисциплина вообще предполагает возможность именно что проигрыша), то второй автоматически объявляется победителем – и может продолжать своё триумфальное шествие к замку По-Порри. Если же вызвавший демонстрирует более-менее успешный результат, то обладатель девиц должен превзойти его по очкам, иначе обе наследницы местного престола сразу же окажутся в инвентаре соперника! Который, таким образом, сам сможет отправиться в исходную точку за всеми полагающимися триумфатору почестями, – разумеется, на этом пути его всегда разрешается догнать (если повезёт с очками ходов) и вызвать на ответную дуэль, причём сколько угодно раз.
Помимо собственно настольной игры со всеми этими особенностями по части сюжета, секретной информации и предметов инвентаря из главного меню можно выбрать ещё два режима: «Take the Grand Tour» позволит посостязаться в одних только мини-играх (кроме одной, т.е. всего в восемнадцати дисциплинах) – как в одиночку, так и с товарищем за одним ПК (и с выбором уровня сложности для каждого участника), проходя их в алфавитном, «географическом» (т.е. по месту расположения на карте королевства) или случайном порядке и пытаясь набрать как можно больше очков (принцип их начисления приводится во втором приложении к руководству пользователя). А вот пункт «Play Mini-Games Stand-Alone» откроет непосредственный доступ к любому из девятнадцати здешних развлечений, без какого бы то ни было «мультиплеера», да ещё и с возможностью выставить дополнительные настройки, отсутствующие в «настольном» режиме или в «Гран-Туре» (при желании отрегулировав вручную уровень сложности, скорость действия, количество «запасных жизней» и т.д.): вызвать соответствующее окно можно через меню, открывающееся по нажатию на свиток в центре верхней панели экрана.
В том же самом разделе присутствует и пункт «Rules», с подробными текстовыми (и даже частично озвученными) пояснениями правил, условий и многих тонкостей текущей забавы, – информация эта, кстати сказать, отсутствует в руководстве пользователя. Попробуем поэтому хотя бы вкратце описать эти головоломки и аркады, на которые оказывается столь богаты «Hodj ‘n’ Podj» и фантазия Стива Мерецки. Первая по алфавиту мини-игра, названная плохо переводимым словом «Archeroids», за которой на карте королевства следует отправляться на турнирное поле у левого края, представляет собой разновидность нетленной «Space Invaders», но в «горизонтальной» перспективе вида сбоку – и, разумеется, в средневеково-сказочном антураже. Несколько шеренг вражеских лучников целятся в нас из правой части экрана, постепенно подходя всё ближе; протагонист представлен одиноким стрелком слева, который должен поражать противников меткими выстрелами и одновременно увиливать от их атак, укрываясь за мерно разрушающимися четырьмя щитами. Любое попадание приводит к гибели, в том числе и нашего лучника; в запасе по умолчанию имеются три жизни. Управлять фигуркой героя можно стрелками клавиатуры, однако делать это при помощи движений мыши всё же намного удобнее: для переключения из режима «видимого курсора» на непосредственный контроль протагонистом следует нажимать правую кнопку манипулятора; для стрельбы привычно используется левая.
Если посетить коттедж Художника у морского побережья в районе юго-восточного угла, то можно будет поупражняться в головоломке типа «составь картинку из перепутанных кусочков»: достаточно щёлкнуть по очереди на двух фрагментах – и они поменяются местами. Настройки позволяют регулировать сложность задачи в весьма обширных пределах, – но таковые сводятся не только к количеству прямоугольников, на которые разбито исходное изображение, но и к ограничению по времени на выполнение задания: по умолчанию на это даётся всего одна минута, что совсем даже немного. А вот картинок для сбора здесь насчитывается целых восемь десятков (причём весьма разнообразных и красочных), – показатель, которому могут позавидовать и многие отдельно издававшиеся головоломки того же типа!
Если заглянуть в парикмахерскую, находящуюся недалеко от нашего замка (активация которого на карте в режиме «Гран-Тура» или «Отдельных мини-игр» означает возврат в главное меню), то можно будет сложить пасьянс, напоминающий «Косынку», но реализованный на основе собственной, уникальной колоды. Здесь у нас аж пять мастей («зеркала», «ножницы», «расчёски», «щётки» и «бритвы») и двенадцать достоинств (числовые, от 1 до 10, «клиент» и «парикмахер»), а также две особых карты «маникюристов», к мастям не относящихся. Перечисление подробных правил о том, что на что дозволяется накладывать, вряд ли будет здесь уместно, – обращайтесь к внутриигровой справке. А вот забава «Рыбный бой», в которой можно будет посостязаться с осьминогом при посещении рыбного же рынка, будет знакома всем без исключения: это самый что ни на есть «Морской бой», только вместо кораблей – представители соответствующего класса водных хордовых. Расставив четыре своих объекта на квадратике о 64 клетках слева, начинаем метать гарпуны в аналогичное пространство справа, пытаясь нащупать там питомцев противника. Интересно, что число попыток, доступных за ход, напрямую зависит от оставшихся в живых рыбок хозяина: если изначально каждый игрок имеет право делать по четыре «выстрела» за раз, то с каждым убиенным его животным это число уменьшается на единичку. Подобно некоторым другим развлечениям, эта забава предполагает лишь два варианта исхода: победу либо проигрыш.
Расположенный неподалёку от последнего места маяк открывает нам доступ к весьма необычной «раскраске»: слева, на большей части экрана, находится нарочито пикселизированная картинка, по центру которой вращается вокруг своей оси такой же маленький маяк с исходящим из него лучом света. Последнему можно придавать определённый оттенок, нажимая на разноцветные кнопки, представленные справа в количестве шестнадцати штук: как только окрашенный таким образом луч коснётся фрагмента картинки того же колорита, последний будет обесцвечен, – задача заключается в «уничтожении» как можно большего объёма изображения за ограниченное время.
Визит в мрачную крипту приведёт к активации головоломки по расшифровке, соответственно, криптограммы: прямо на древней гробнице будет начертана фраза, в которой перепутаны буквы, – менять их местами следует посредством щелчков мыши, а сложность задачи регулируется как беспощадно утекающим временем, так и количеством символов, которые уже с самого начала находятся на своих законных местах (такие литеры выделены оранжевым цветом). Прохождение же следующей мини-игры, «Пушистые животные плотины», не потребует от нас ничего, помимо банальной скорости реакции: здесь нужно всего лишь как можно быстрее щёлкать курсором в форме большого молотка по показывающимся в своих норках бобрам (иначе говоря, перед нами – практически точная копия известной ярмарочно-аркадной забавы «Whac-A-Mole»). А вот ещё одно развлечение, под названием «Фуга», представляет собой, напротив, весьма творческое переосмысление классического «арканоида»: действие разворачивается на колесе обозрения, причём полукруглая платформа для поимки и отталкивания мячика находится прямо в пустом центре этой фигуры, состоящей из нескольких концентрических кругов различных цветов радуги, разделённых на сектора-кирпичики: именно их и требуется уничтожать отскакивающим шариком. Управление осуществляется при помощи движений мыши: правая кнопка активирует и дезактивирует режим контроля платформы (в том числе и ставя игру на паузу, подобно «Archeroids»), а левая отвечает за «отправку» мячика. Признаться, задача по ловле последнего оказывается не такой уж и простой ввиду непривычности подобного «кругового» режима передвижения «ракетки».
Если посетить здание амфитеатра, то можно сыграть в мини-игру «Гарфункель», названную фамилией здешнего дирижёра: собственно, это аналог известной на Западе мнемонической забавы «Саймон». Четверо собравшихся на сцене музыкантов – скрипач, виолончелист, ударник и саксофонист – по очереди начинают играть на своих инструментах: сначала издаёт звук (сопровождаемый подсветкой того или иного оттенка палитры) один оркестрант, затем за ним следует другой, третий, – и так далее. В режиме свободной игры или «Гран-Тура» процесс можно продолжать бесконечно, вплоть до исчерпания возможностей памяти пользователя (во втором случае – для набора как можно большего числа очков), тогда как при посещении театра в поисках пропавших принцесс достаточно лишь увидеть на вывеске с номером текущего «раунда» синий призовой венок, символизирующий то, что Леопольд Гарфункель уже достаточно впечатлён нашими музыкальными способностями – и готов поделиться нужной Ходжу или Поджу информацией.
Мини-игра с таинственным названием «Th Gesng Gam», располагающаяся в загоне для скота на здешней ферме, символизирует собой головоломку на угадывание слов и даже целых фраз. Проблема в том, что буквы начинают довольно-таки быстро появляться перед нами одна за другой (после того как ведущий объявляет категорию задуманного: имя, пословица, название организации и т.д.) – в правильном порядке, но с намеренными пропусками, и количество получаемых призовых очков уменьшается с каждой секундой сообразно тому, как отгадка становится всё более ясной (по крайней мере, для неплохо знающих английский язык). Игра же под вывеской «Жизнь», доступная в храме на северном берегу местного озера, представляет собой не что иное, как тот самый «клеточный автомат», придуманный некогда Джоном Конвеем. Только вместо клеток мы будем располагать в ячейках размеченного поля целые деревни, стараясь окружить их оптимальным количеством таких же точно поселений, дабы добиться экономического процветания.
Посещение постоялого двора позволит сразиться с местным крабом (sic!) в африканскую настольную игру «Манкала», более известную нашим пользователям по такой своей разновидности, как «Калах»: по очереди перекладывая ракушки из одной лунки в другую, требуется добиться заполучения в своём «доме» как можно большего их количества. Если же забраться в шахту, находящуюся в горах в северо-западном углу карты, то можно будет испытать свою судьбу, попытавшись выбраться из лабиринта под названием «Maze o’ Doom»: никаких сокровищ и опасностей тут нет, зато есть невидимые стены, столь же скрытые ловушки-телепорты, – ну и, конечно же, ограничение по времени. А так всё «просто»: нужно только добраться с правого края экрана до левого, управляя фигуркой протагониста при помощи мыши. При подведении курсора к какому-либо коридору первый принимает форму стрелочки соответствующего направления – и нажатие левой кнопки отправит туда странствующего принца, который остановится, лишь натолкнувшись на следующее препятствие (будь то видимое или скрытое).
А вот визит в здание «меблированных комнат» на севере заставит вспомнить основы арифметики, поупражнявшись в игре в кости, называющейся «No vacancy». На экране отображаются девять пронумерованных дверей – и два кубика с привычными цифрами от одного до шести; следом за каждым броском требуется закрыть именно те номера, которые в сумме дают выпавшее число. Проигрыш наступает после трёх бесплодных попыток (т.е. когда это последнее ни к чему более нельзя применить), а количество набранных очков равняется сорока пяти с вычетом тех дверей, которые остались в итоге открытыми. Следующая по алфавиту забава, подстерегающая нас в зелёном лабиринте-изгороди, – «Pack-Rat», очередное воплощение идеи «Pac-Man»: перемещаясь по коридорам, нужно подбирать полезные предметы – и избегать рыскающих там же черепах-убийц. Если же удастся взять один из четырёх бриллиантов, то мы получим временную возможность самостоятельно уничтожать чудовищ, – к сожалению, в современных условиях именно эта мини-игра оказывается едва ли не наиболее сложной изо всех – по причине необходимости тонкой регулировки скорости эмуляции.
«Peggleboz» – так называется головоломка, которой предаются завсегдатаи местной таверны. Собственно, это – разновидность «Солитера», в которой, переставляя по столу с выемками наполненные стаканы, необходимо «съесть» как можно больше подобных предметов. Сосуд с напитком уничтожается, когда другой такой же «перепрыгивает» через него по горизонтали или по вертикали в находящееся прямо за ним свободное отверстие; в идеальном случае следует оставить всего лишь один стакан точно по центру доски, – однако допустимы и не такие успешные варианты завершения партии (только, конечно же, с меньшим количеством набираемых баллов). Посетителям офиса шерифа предложат сыграть в видеопокер: страж закона пришёл к глубокомысленному выводу, что лучший способ победить преступность – это возглавить её. Тут как раз ничего особо оригинального не наблюдается, карты используются обычные, а управление сводится к нажатию на автомате кнопок с общепонятными подписями: делаем ставки, жмём «Deal», отбираем приглянувшиеся карты при помощи «Hold», далее используем «Draw» – и считаем прибыль (или убытки). Кстати сказать, это единственная мини-игра, недоступная в режиме «Гран-Тура» – по причине высокой значимости везения и сложности выдачи и подсчёта призовых очков.
Если же заглянуть в руины античного храма неподалёку от нашего замка, то можно будет сыграть в «Загадки» – одну из наиболее простых по замыслу забав, но при этом – в отличие от большинства прочих развлечений – требующую каких-никаких знаний английского языка. К счастью, задачка приводится текстом, а не голосом, да и неправильные ответы никак не наказываются, – однако набирать их придётся за ограниченное время, причём полностью вручную с клавиатуры. Наконец, ещё одно филологическое упражнение, и тоже с безжалостным таймером, – «Поиск слов», доступный посетителям коровника на здешней ферме. Два с лишним десятка имён или терминов той или иной тематики (например, «религиозные лидеры») будут скрываться в перечне букв, среди которых их потребуется находить – как по горизонтали, так и по вертикали, и даже по диагонали, – и выделять рамкой, растягивая таковую при помощи мыши.
Как можно видеть, «Hodj ‘n’ Podj» представляет собой чуть ли не целую энциклопедию аркад и головоломок своей эпохи, да ещё и обёрнутую в отличную по качеству и весьма привлекательную настольную игру со сказочным сюжетом – и в самом деле понятным и доступным игрокам всех возрастов и интересов. И разве что только отсутствие субтитров да некоторые весьма мелкие неудобства по части интерфейса или неоптимальных настроек мини-игр не позволяют поставить творению Стива Мерецки самый высший балл изо всех возможных. Всё же – наши самые лучшие рекомендации!
Увы, судьба Boffo Games была далеко не безоблачна с самого начала: стоило только приступить к воплощению давнего замысла, как объявившийся было заинтересованный и доброжелательный издатель, Media Vision (известный производитель звуковых карт), был обвинён в незаконных финансовых махинациях, попал под суд и обанкротился. Права на находившуюся в разработке «Hodj ‘n’ Podj» на долговом аукционе приобрела Virgin, но состоявшийся в 1995 году релиз обернулся практически коммерческим провалом: продать удалось всего лишь 40–50 тыс. экземпляров (видимо, включая и выходившую отдельно версию для Macintosh, и представленное на нашем сайте позднейшее удешевлённое переиздание для PC), что до обидного мало даже по меркам того времени. На разработке продолжения был поставлен крест, да и сама компания Мерецки со товарищи смогла выпустить ещё всего лишь одну игру, «The Space Bar», после чего закрыла свои двери навсегда. Тем не менее Стив оказался скорее доволен получившимся в итоге результатом: как он рассказывал, эта была первая его игра, в которую с одинаковым удовольствием могли играть как четырёхлетняя дочь, так и семидесятилетняя мать автора; ещё в 2009 году он получал от её поклонников больше писем, чем от пользователей всех прочих его творений вместе взятых; ну и сам этот проект разработчик считал одной из первых в истории «казуалок», ставшей поворотной точкой во всей его карьере. Сразу заметим, что опасаться ярлыка «казуальности» не стоит: на самом деле тут всё оказывается совсем даже непросто и очень масштабно...
По основной своей жанровой принадлежности «Hodj ‘n’ Podj» является настольной игрой типа «ходилок», с поочерёдным перемещением двух пользователей по размеченному на карте пути на выпавшее случайным образом число очков, но также и с основательным сюжетом и «сверхзадачей» (почти как в легендарной «The Fool’s Errand» Клиффа Джонсона), с многочисленными элементами нелинейности, а главное – с внушительным для такого проекта количеством мини-игр (целых 19 штук самых разных жанров!), доступных в том числе и для отдельного прохождения из главного меню. Впрочем, первым делом стоит обратиться к другому блюду из ассортимента этого последнего – «View the Fairy Tale», являющемуся чисто опциональным для просмотра вступительным роликом, излагающим предысторию и тот самый сюжет всего здесь происходящего. К сожалению, в худших традициях середины 1990-х субтитров для англоязычной озвучки не предусмотрено, так что пересказ этой истории лишним не будет. Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были король да королева; сидели они счастливо в своём замке да мирно правили страной под названием По-Порри, – вот только не было у них сыновей, а лишь две дочери, двойняшки Миш и Мош, похожие друг на друга как две капли воды. Задумавшись однажды над проблемой престолонаследия, старый монарх решил, вопреки всем традициям, оставить трон именно этим принцессам, – но не тут-то было: коварный первый министр, уже вовсю примерявший в мечтах корону на свою злодейскую голову, организовывает тайное похищение несчастных девиц нехорошими бандитами. Родители, естественно, безутешны, – но вскоре появляется и живое воплощение надежды – в лице двух прибывших из дальних краёв принцев, Ходжа и Поджа. Они оказываются такими же близнецами, на зато – в отличие от Миш и Мош – их легко распознать по одёжке: Ходж наряжён во всё синее, а Подж предпочитает красный цвет. Казалось бы, героев у нас двое, пропавших девиц тоже, – быть бы в конце сказки и двум свадьбам. Но нет: оба принца настроены на удивление антагонистически – и отправляются на поиски пропавших красавиц не иначе как в решительном состязании друг с другом. Так что победитель получает сразу обеих принцесс (хотя женится в итоге всё же только на одной из них), а проигравший – ровным счётом ничего: такова жизнь.
Соревноваться в этом нелёгком деле можно как вдвоём за одним ПК в режиме «хотсит», так и в одиночку против компьютера: в последнем случае одушевлённый участник получит в своё распоряжение «синего» Ходжа, а ИИ будет представлен на поле «красным» Поджем. Помимо количества игроков в настройках новой партии, появляющихся после нажатия в главном меню на кнопку «Start a New Board Game», потребуется выбрать также один из трёх желаемых уровней сложности – причём для каждого пользователя отдельно, – а вдобавок и продолжительность (из такого же количества вариантов): от обеих этих установок зависят скорость и трудность мини-игр, а также масштаб стоящей перед нами глобальной задачи. Игровое поле представляет собой карту всего королевства, с самыми разнообразными ландшафтами (от гор до болот и от ледников до пустынь) и тремя с лишним десятками достопримечательностей (от королевского замка, у стен которого и начинают своё долгое и полное опасностей путешествие маленькие синяя и красная фигурки наших протагонистов, до маяка, рыбного рынка, шахты, пиратской бухты и т.д.). В одном из этих последних мест и спрятаны похищенные принцессы, – но простым случайным посещением их не обнаружишь: сначала необходимо разжиться всей нужной информацией и даже необходимыми предметами инвентаря (да, есть здесь и такой элемент классических адвенчур), а лишь затем – отправляться по месту назначения. Количество нужных сведений и пожитков как раз и регулируется упоминавшейся установкой «продолжительности»: в «короткой» игре потребуется заполучить один-единственный объект и два конфиденциальных сообщения (т.е. информацию, во-первых, о том, где держат пленниц, а во-вторых – на тему того, что именно требуется иметь с собой для успешного их освобождения), в «средней» – соответственно два и пять, а в «длинной» – аж три и восемь. Если верить авторам, от этого зависит собственно длительность партии, достигающая от получаса до двух часов, – но на самом деле даже на самом лёгком уровне приключение вполне может продлиться значительно дольше (особенно для новичков) – сообразно как банальному везению пользователей, так и их мастерству в мини-играх.
В начале каждого хода на экране демонстрируется число выпавших очков передвижения – пусть и в виде не привычных кубиков, а двух цифр на электронном табло, из которых первая может принимать значение 0 или 1 (очень редко – 2), а вторая – от 1 до 9 (и, соответственно, иногда 0), – после чего следует щелчком левой кнопки мыши отдать своему герою команду переместиться. По королевству петляет мощёная дорожка, удобно разделённая на ячейки, – однако игровой процесс тут совершенно нелинейный: идти можно в любую сторону, развилки встречаются часто, а кроме того – путешествовать дозволяется не только пешком по тропинке, но и на лодке (разумеется, по реке, озеру или морю: всего к нашим услугам тут три пристани) или на канатной дороге (соответственно, в горах); имеется также и несколько других, менее очевидных или даже совсем скрытых способов несколько сократить свой дальний путь. На экране мы всякий раз видим лишь небольшой участок территории, весьма живописный и детализированный, как и вся здешняя графика, – нажатие правой кнопки у одного из краёв позволяет немного прокрутить вид (не очень удобно, ну да ладно), клавиши «H» и «P» центрируют камеру на текущем местоположении соответственно Ходжа или Поджа, а при помощи «М» можно окинуть взором всю карту целиком. Последнее действие дублируется также щелчком на значок лупы на панели интерфейса вверху; правее от него красуется надпись с указанием на то, сколько ещё очков движения осталось у активного игрока (отсчёт таковых ведётся по старинке, в фурлонгах). Левее, в виде свёрнутого свитка, представлено окно настроек (с возможностью сохранения текущего состояния, регулировки звука, просмотра общих правил игры и выхода в главное меню), а ещё далее – «узелок на палочке» для вызова инвентаря, а также имя обладателя текущего хода.
Для перемещения можно щёлкать как на какую-либо ячейку дорожки, так и на любую из достопримечательностей, к посещению которых и сводится весь смысл путешествия Ходжа и Поджа; в первом случае «лишние» фурлонги останутся в нашем распоряжении и путь получится продолжить далее до их исчерпания, а во втором – очки движения обнулятся, стоит только герою зайти в одно из зданий. При этом в любое время с одним из принцев может произойти то или иное случайное событие, способное привести к самым различным последствиям: пропуску хода – или, наоборот, получению права внеочередного броска, мгновенную «телепортацию» в другое место карты, а чаще всего – к обретению (или потере) какого-либо предмета инвентаря или части денежного запаса, исчисляемого здесь в золотых кронах. Увы, смысл происходящего с героями в таких случаях раскрывается исключительно озвучкой, без субтитров; впрочем, музыкальное сопровождение достаточно приятное.
Девятнадцать достопримечательностей, разбросанные по всему королевству, предлагают своим посетителям разнообразные мини-игры (о которых будет подробно рассказано ниже), выдавая в качестве награды за победу призы одной из трёх разновидностей: сведения, необходимые для нахождения похищенных принцесс; полезные или не очень предметы, служащие для достижения той же самой цели; ну или просто ту или иную сумму в звонкой монете (перечень локаций и соответствующих им наград приводится в первом приложении к руководству пользователя). Польза от денег сводится к тому, что требующиеся для дела, но никак не «выпадающие» в качестве призов или случайных бонусов предметы всегда можно приобрести в одном из двух здешних магазинов (конечно, если кошелёк позволит), тогда как ненужные наградные объекты дозволяется продать в ломбарде.
А вот подача полезной информации реализована очень даже интересным и хитрым образом: поскольку предназначена она для ушей только одного из двух игроков, получаемые им сведения тщательно шифруются! Увидев у себя на экране после победы в мини-игре некоторый код «своего» цвета (например, две улитки или семь муравьёв), следует отыскать текстовую подсказку под соответствующим символом в одной из комплектных брошюр – соответственно «синей» или «красной». Например, именно таким образом можно узнать, что Миш и Мош спрятаны на Скале Русалки, а для их успешного высвобождения необходимо иметь при себе, скажем, 80 крон, весло от каяка, ядовитого скарабея и/или бюст Франсиско Франко. На более высоких уровнях сложности и продолжительности вместо прямой подсказки может быть выдано указание обратиться за помощью в какое-либо иное место (где уже за сведения потребуют плату звонкой монетой). В любом случае вся собранная информация фиксируется в дневнике, доступном для просмотра из окна инвентаря, которое открывается нажатием клавиши «I» или щелчком на изображение «узелка на палочке» на верхней панели. Естественно, при проигрыше в мини-игре никакой награды не последует, – обратите также внимание, что взять реванш сразу после поражения никак не получится, как и повторить свой победный результат, не отходя от кассы: доступ к уже испытанному только что развлечению откроется снова лишь после визита в три других заведения того же рода.
Заполучив всю нужную информацию и обзаведясь требуемыми предметами, можно наконец-то отправляться по известному адресу: похитители в страхе убегут, а несчастные принцессы появятся у нас в инвентаре (sic!). Но приключения на этом не заканчиваются: для полной победы необходимо ещё и доставить Миш и Мош назад в замок. И этот путь может оказаться ещё более опасным: дело в том, что неудачливый брат-соперник имеет право нагнать своего близнеца с драгоценной ношей – и бросить ему вызов, обвинив в бесчестном поведении. «Дуэль», естественно, принимает форму состязания в одной из мини-игр: вызванный выбирает, в какой именно, а «беспринцессный» оппонент проходит испытание первым. Если он при этом проигрывает (и если дисциплина вообще предполагает возможность именно что проигрыша), то второй автоматически объявляется победителем – и может продолжать своё триумфальное шествие к замку По-Порри. Если же вызвавший демонстрирует более-менее успешный результат, то обладатель девиц должен превзойти его по очкам, иначе обе наследницы местного престола сразу же окажутся в инвентаре соперника! Который, таким образом, сам сможет отправиться в исходную точку за всеми полагающимися триумфатору почестями, – разумеется, на этом пути его всегда разрешается догнать (если повезёт с очками ходов) и вызвать на ответную дуэль, причём сколько угодно раз.
Помимо собственно настольной игры со всеми этими особенностями по части сюжета, секретной информации и предметов инвентаря из главного меню можно выбрать ещё два режима: «Take the Grand Tour» позволит посостязаться в одних только мини-играх (кроме одной, т.е. всего в восемнадцати дисциплинах) – как в одиночку, так и с товарищем за одним ПК (и с выбором уровня сложности для каждого участника), проходя их в алфавитном, «географическом» (т.е. по месту расположения на карте королевства) или случайном порядке и пытаясь набрать как можно больше очков (принцип их начисления приводится во втором приложении к руководству пользователя). А вот пункт «Play Mini-Games Stand-Alone» откроет непосредственный доступ к любому из девятнадцати здешних развлечений, без какого бы то ни было «мультиплеера», да ещё и с возможностью выставить дополнительные настройки, отсутствующие в «настольном» режиме или в «Гран-Туре» (при желании отрегулировав вручную уровень сложности, скорость действия, количество «запасных жизней» и т.д.): вызвать соответствующее окно можно через меню, открывающееся по нажатию на свиток в центре верхней панели экрана.
В том же самом разделе присутствует и пункт «Rules», с подробными текстовыми (и даже частично озвученными) пояснениями правил, условий и многих тонкостей текущей забавы, – информация эта, кстати сказать, отсутствует в руководстве пользователя. Попробуем поэтому хотя бы вкратце описать эти головоломки и аркады, на которые оказывается столь богаты «Hodj ‘n’ Podj» и фантазия Стива Мерецки. Первая по алфавиту мини-игра, названная плохо переводимым словом «Archeroids», за которой на карте королевства следует отправляться на турнирное поле у левого края, представляет собой разновидность нетленной «Space Invaders», но в «горизонтальной» перспективе вида сбоку – и, разумеется, в средневеково-сказочном антураже. Несколько шеренг вражеских лучников целятся в нас из правой части экрана, постепенно подходя всё ближе; протагонист представлен одиноким стрелком слева, который должен поражать противников меткими выстрелами и одновременно увиливать от их атак, укрываясь за мерно разрушающимися четырьмя щитами. Любое попадание приводит к гибели, в том числе и нашего лучника; в запасе по умолчанию имеются три жизни. Управлять фигуркой героя можно стрелками клавиатуры, однако делать это при помощи движений мыши всё же намного удобнее: для переключения из режима «видимого курсора» на непосредственный контроль протагонистом следует нажимать правую кнопку манипулятора; для стрельбы привычно используется левая.
Если посетить коттедж Художника у морского побережья в районе юго-восточного угла, то можно будет поупражняться в головоломке типа «составь картинку из перепутанных кусочков»: достаточно щёлкнуть по очереди на двух фрагментах – и они поменяются местами. Настройки позволяют регулировать сложность задачи в весьма обширных пределах, – но таковые сводятся не только к количеству прямоугольников, на которые разбито исходное изображение, но и к ограничению по времени на выполнение задания: по умолчанию на это даётся всего одна минута, что совсем даже немного. А вот картинок для сбора здесь насчитывается целых восемь десятков (причём весьма разнообразных и красочных), – показатель, которому могут позавидовать и многие отдельно издававшиеся головоломки того же типа!
Если заглянуть в парикмахерскую, находящуюся недалеко от нашего замка (активация которого на карте в режиме «Гран-Тура» или «Отдельных мини-игр» означает возврат в главное меню), то можно будет сложить пасьянс, напоминающий «Косынку», но реализованный на основе собственной, уникальной колоды. Здесь у нас аж пять мастей («зеркала», «ножницы», «расчёски», «щётки» и «бритвы») и двенадцать достоинств (числовые, от 1 до 10, «клиент» и «парикмахер»), а также две особых карты «маникюристов», к мастям не относящихся. Перечисление подробных правил о том, что на что дозволяется накладывать, вряд ли будет здесь уместно, – обращайтесь к внутриигровой справке. А вот забава «Рыбный бой», в которой можно будет посостязаться с осьминогом при посещении рыбного же рынка, будет знакома всем без исключения: это самый что ни на есть «Морской бой», только вместо кораблей – представители соответствующего класса водных хордовых. Расставив четыре своих объекта на квадратике о 64 клетках слева, начинаем метать гарпуны в аналогичное пространство справа, пытаясь нащупать там питомцев противника. Интересно, что число попыток, доступных за ход, напрямую зависит от оставшихся в живых рыбок хозяина: если изначально каждый игрок имеет право делать по четыре «выстрела» за раз, то с каждым убиенным его животным это число уменьшается на единичку. Подобно некоторым другим развлечениям, эта забава предполагает лишь два варианта исхода: победу либо проигрыш.
Расположенный неподалёку от последнего места маяк открывает нам доступ к весьма необычной «раскраске»: слева, на большей части экрана, находится нарочито пикселизированная картинка, по центру которой вращается вокруг своей оси такой же маленький маяк с исходящим из него лучом света. Последнему можно придавать определённый оттенок, нажимая на разноцветные кнопки, представленные справа в количестве шестнадцати штук: как только окрашенный таким образом луч коснётся фрагмента картинки того же колорита, последний будет обесцвечен, – задача заключается в «уничтожении» как можно большего объёма изображения за ограниченное время.
Визит в мрачную крипту приведёт к активации головоломки по расшифровке, соответственно, криптограммы: прямо на древней гробнице будет начертана фраза, в которой перепутаны буквы, – менять их местами следует посредством щелчков мыши, а сложность задачи регулируется как беспощадно утекающим временем, так и количеством символов, которые уже с самого начала находятся на своих законных местах (такие литеры выделены оранжевым цветом). Прохождение же следующей мини-игры, «Пушистые животные плотины», не потребует от нас ничего, помимо банальной скорости реакции: здесь нужно всего лишь как можно быстрее щёлкать курсором в форме большого молотка по показывающимся в своих норках бобрам (иначе говоря, перед нами – практически точная копия известной ярмарочно-аркадной забавы «Whac-A-Mole»). А вот ещё одно развлечение, под названием «Фуга», представляет собой, напротив, весьма творческое переосмысление классического «арканоида»: действие разворачивается на колесе обозрения, причём полукруглая платформа для поимки и отталкивания мячика находится прямо в пустом центре этой фигуры, состоящей из нескольких концентрических кругов различных цветов радуги, разделённых на сектора-кирпичики: именно их и требуется уничтожать отскакивающим шариком. Управление осуществляется при помощи движений мыши: правая кнопка активирует и дезактивирует режим контроля платформы (в том числе и ставя игру на паузу, подобно «Archeroids»), а левая отвечает за «отправку» мячика. Признаться, задача по ловле последнего оказывается не такой уж и простой ввиду непривычности подобного «кругового» режима передвижения «ракетки».
Если посетить здание амфитеатра, то можно сыграть в мини-игру «Гарфункель», названную фамилией здешнего дирижёра: собственно, это аналог известной на Западе мнемонической забавы «Саймон». Четверо собравшихся на сцене музыкантов – скрипач, виолончелист, ударник и саксофонист – по очереди начинают играть на своих инструментах: сначала издаёт звук (сопровождаемый подсветкой того или иного оттенка палитры) один оркестрант, затем за ним следует другой, третий, – и так далее. В режиме свободной игры или «Гран-Тура» процесс можно продолжать бесконечно, вплоть до исчерпания возможностей памяти пользователя (во втором случае – для набора как можно большего числа очков), тогда как при посещении театра в поисках пропавших принцесс достаточно лишь увидеть на вывеске с номером текущего «раунда» синий призовой венок, символизирующий то, что Леопольд Гарфункель уже достаточно впечатлён нашими музыкальными способностями – и готов поделиться нужной Ходжу или Поджу информацией.
Мини-игра с таинственным названием «Th Gesng Gam», располагающаяся в загоне для скота на здешней ферме, символизирует собой головоломку на угадывание слов и даже целых фраз. Проблема в том, что буквы начинают довольно-таки быстро появляться перед нами одна за другой (после того как ведущий объявляет категорию задуманного: имя, пословица, название организации и т.д.) – в правильном порядке, но с намеренными пропусками, и количество получаемых призовых очков уменьшается с каждой секундой сообразно тому, как отгадка становится всё более ясной (по крайней мере, для неплохо знающих английский язык). Игра же под вывеской «Жизнь», доступная в храме на северном берегу местного озера, представляет собой не что иное, как тот самый «клеточный автомат», придуманный некогда Джоном Конвеем. Только вместо клеток мы будем располагать в ячейках размеченного поля целые деревни, стараясь окружить их оптимальным количеством таких же точно поселений, дабы добиться экономического процветания.
Посещение постоялого двора позволит сразиться с местным крабом (sic!) в африканскую настольную игру «Манкала», более известную нашим пользователям по такой своей разновидности, как «Калах»: по очереди перекладывая ракушки из одной лунки в другую, требуется добиться заполучения в своём «доме» как можно большего их количества. Если же забраться в шахту, находящуюся в горах в северо-западном углу карты, то можно будет испытать свою судьбу, попытавшись выбраться из лабиринта под названием «Maze o’ Doom»: никаких сокровищ и опасностей тут нет, зато есть невидимые стены, столь же скрытые ловушки-телепорты, – ну и, конечно же, ограничение по времени. А так всё «просто»: нужно только добраться с правого края экрана до левого, управляя фигуркой протагониста при помощи мыши. При подведении курсора к какому-либо коридору первый принимает форму стрелочки соответствующего направления – и нажатие левой кнопки отправит туда странствующего принца, который остановится, лишь натолкнувшись на следующее препятствие (будь то видимое или скрытое).
А вот визит в здание «меблированных комнат» на севере заставит вспомнить основы арифметики, поупражнявшись в игре в кости, называющейся «No vacancy». На экране отображаются девять пронумерованных дверей – и два кубика с привычными цифрами от одного до шести; следом за каждым броском требуется закрыть именно те номера, которые в сумме дают выпавшее число. Проигрыш наступает после трёх бесплодных попыток (т.е. когда это последнее ни к чему более нельзя применить), а количество набранных очков равняется сорока пяти с вычетом тех дверей, которые остались в итоге открытыми. Следующая по алфавиту забава, подстерегающая нас в зелёном лабиринте-изгороди, – «Pack-Rat», очередное воплощение идеи «Pac-Man»: перемещаясь по коридорам, нужно подбирать полезные предметы – и избегать рыскающих там же черепах-убийц. Если же удастся взять один из четырёх бриллиантов, то мы получим временную возможность самостоятельно уничтожать чудовищ, – к сожалению, в современных условиях именно эта мини-игра оказывается едва ли не наиболее сложной изо всех – по причине необходимости тонкой регулировки скорости эмуляции.
«Peggleboz» – так называется головоломка, которой предаются завсегдатаи местной таверны. Собственно, это – разновидность «Солитера», в которой, переставляя по столу с выемками наполненные стаканы, необходимо «съесть» как можно больше подобных предметов. Сосуд с напитком уничтожается, когда другой такой же «перепрыгивает» через него по горизонтали или по вертикали в находящееся прямо за ним свободное отверстие; в идеальном случае следует оставить всего лишь один стакан точно по центру доски, – однако допустимы и не такие успешные варианты завершения партии (только, конечно же, с меньшим количеством набираемых баллов). Посетителям офиса шерифа предложат сыграть в видеопокер: страж закона пришёл к глубокомысленному выводу, что лучший способ победить преступность – это возглавить её. Тут как раз ничего особо оригинального не наблюдается, карты используются обычные, а управление сводится к нажатию на автомате кнопок с общепонятными подписями: делаем ставки, жмём «Deal», отбираем приглянувшиеся карты при помощи «Hold», далее используем «Draw» – и считаем прибыль (или убытки). Кстати сказать, это единственная мини-игра, недоступная в режиме «Гран-Тура» – по причине высокой значимости везения и сложности выдачи и подсчёта призовых очков.
Если же заглянуть в руины античного храма неподалёку от нашего замка, то можно будет сыграть в «Загадки» – одну из наиболее простых по замыслу забав, но при этом – в отличие от большинства прочих развлечений – требующую каких-никаких знаний английского языка. К счастью, задачка приводится текстом, а не голосом, да и неправильные ответы никак не наказываются, – однако набирать их придётся за ограниченное время, причём полностью вручную с клавиатуры. Наконец, ещё одно филологическое упражнение, и тоже с безжалостным таймером, – «Поиск слов», доступный посетителям коровника на здешней ферме. Два с лишним десятка имён или терминов той или иной тематики (например, «религиозные лидеры») будут скрываться в перечне букв, среди которых их потребуется находить – как по горизонтали, так и по вертикали, и даже по диагонали, – и выделять рамкой, растягивая таковую при помощи мыши.
Как можно видеть, «Hodj ‘n’ Podj» представляет собой чуть ли не целую энциклопедию аркад и головоломок своей эпохи, да ещё и обёрнутую в отличную по качеству и весьма привлекательную настольную игру со сказочным сюжетом – и в самом деле понятным и доступным игрокам всех возрастов и интересов. И разве что только отсутствие субтитров да некоторые весьма мелкие неудобства по части интерфейса или неоптимальных настроек мини-игр не позволяют поставить творению Стива Мерецки самый высший балл изо всех возможных. Всё же – наши самые лучшие рекомендации!
- Многопользовательская игра:
Друг против друга
Поочерёдная игра за одним компьютером - Особенность геймплея:
Подобие Simon Says
Мини-игры
Подобие Breakout/Arkanoid
Подобие "Морского боя"
Подобие Pac-Man
Подобие Space Invaders - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Сказки - Элемент жанра:
Пошаговая
Карточные игры
Казино
Пазл
Ходилки
Кости
Солитер
Мультижанровая - Язык:
English