Самый необычный проект за авторством легендарной компании Infocom – если, конечно, не считать базы данных «Cornerstone», – и ставший почти таким же провалом. Но, в отличие от упомянутой прикладной программы, – далеко не заслуженно.
Собственно «Фублицки(й)» – это имя вымышленного города, населённого антропоморфными собаками, где и происходит всё действо; данное слово было придумано в качестве лёгкого для узнавания и запоминания, но невообразимо сложного в произношении (во всяком случае – для англоязычных пользователей и если верить авторам). История игры началась с того, что Марк Бланк и Майкл Берлин, двое ведущих авторов Infocom, задумали создать нечто совсем уже небывалое, самобытное и в корне отличающееся от привычных для компании текстовых приключений (вполне возможно – в пику тому самому «Cornerstone», на который как раз в то время сделало ставку их недалёкое руководство). Вся затея отняла более двух лет, а среди разработчиков оказались также местные художники Брайан Коди и Пола Максвелл и программист малайского происхождения Пох Лим. В результате у них получилась по-настоящему оригинальная многопользовательская настольная игра, основанная на логическом мышлении, на социальном взаимодействии и, разумеется, на воле случая, – напоминала же она отчасти «Монополию», «Cluedo» и «Mastermind» (которая «Быки и коровы»). Да: для составления партии требуется от двух до четырёх человек включительно, – состязаться против ИИ не получится, а играть в одиночку полуофициально дозволяется лишь немногим счастливчикам, страдающим от раздвоения личности.
Однако самым заметным нововведением оказалось наличие у «Fooblitzky» – графики: шаг неслыханный для ветеранов Infocom, всегда гордившейся самодостаточностью и качеством своих текстов. С одной стороны, визуальную часть настольно-стратегической компьютерной игры, в отличие от представителей жанра Interactive Fiction, и правда сложно полностью отдать на откуп воображению конечного пользователя; с другой же – именно с этим связана и основная проблема данного проекта. Графику «Fooblitzky» можно исчерпывающе охарактеризовать в двух словах: она ужасна. Даже для привычного к пикселям глаза любителя старых игр, даже по меркам середины 1980-х годов. По некой причине, которую можно связать разве что с явной неопытностью авторов во всём, что не относилось к текстам, и с их привычкой к выпуску практически одинаковых в техническом плане проектов на огромном множестве платформ, – по этой причине в качестве основы для визуальной составляющей был выбран «наименьший общий знаменатель», который одинаково подходил и Apple II Plus/IIe/IIc, и Atari XL/XE, и IBM PC/XT/AT. В результате как минимум в последнем случае «Fooblitzky» умудряется выглядеть едва ли не хуже всех прочих игр для PC, требующих в обязательном порядке адаптер CGA. Судьбу проекта усугубили и спорные маркетинговые решения: более полугода после выхода он распространялся исключительно через прямые почтовые заказы, так что о самом его существовании могли знать лишь подписчики собственной газеты Infocom, «The New Zork Times». Впрочем, и запоздавшее появление на полках магазинов не особо поспособствовало росту популярности данной вещи, а когда к лету 1987-го её цена снизилась с сорока долларов до пятнадцати, конкурировать с соседями по каталогу дистрибьюторов (среди которых числились, например, «Maniac Mansion» и прочие EGA-шедевры) ей было уже очевидно не по силам.
Эта история коммерческого провала и последовавшего за ним едва ли не полного забвения (к примеру, в каталоге Old-Games.ru «Fooblitzky» появился лишь где-то на 22-м году существования первого и в тринадцатой по счёту тысяче экспонатов) тем более печальна, что сама по себе игра очень даже недурна! Суть процесса заключается в том, что двое, трое или четверо игроков должны поочерёдно, в походовом режиме, путешествовать по городу-полю и посещать его торговые и прочие заведения – в попытке приобрести тем или иным способом четыре определённых товара, выбранных из общего ассортимента в восемнадцать наименований специально для текущей партии. Разумеется, Infocom не была бы собой, если бы не снабдила и без того крупную коробочку с игрой разнообразными физическими предметами – «feelies», крайне полезными для собственно прохождения. Для каждого из игроков предназначалась своя копия игрового поля, соединённая с удобнейшим образом расчерченной табличкой для всевозможных пометок, которые должны принципиально скрываться от соседей (фломастеры в количестве четырёх штук также прилагались). Впрочем, при большом желании все логические операции вполне можно совершать и в уме.
Однако первым делом, ещё до запуска, при самой установке программы, следует определиться с желаемой разновидностью графики. Таковых здесь имеется целых три. Запускаемый по умолчанию чёрно-белый вариант в стиле пуантилизма выглядит, пожалуй, наименее привлекательно: в попытках разобрать происходящее на экране глаза устают моментально, и без реальных комплектных карт поля (или их распечаток) тут не обойтись. Второй вариант – CGA с выводом на композитный монитор – вполне доступен и в современных условиях в большинстве сборок DOSBox, однако, как и всегда в подобных случаях, сравнительная цветастость достигается путём основательного уменьшения чёткости. И хотя текстов здесь совсем мало, – так что, возможно, именно данный режим окажется для многих предпочтительным, – постоянно лицезреть «размытую» картинку – тоже удовольствие не из бесспорных. Ну и третья из доступных палитр, едва ли не впервые представленная во Всемирной сети именно на нашем сайте, – цветная версия игры для мониторов типа RGB: чёткая, но во всём подобная своей чёрно-белой сестре, за исключением пары оттенков красно-бурого, пришедших на смену серому.
Управление у «Fooblitzky», по правда сказать, тоже не самое идеальное, – но это уже ей сложно поставить в вину, ибо заточено таковое под джойстики начала-середины 1980-х. Ничто не мешает использовать клавиатуру – для этого предназначены аж два набора по девять клавиш: блок МЦК и квадрат «UIO – JKL – M,.». Однако некоторая тонкость заключается в том, что нажимать кнопку джойстика (дублируемую и «вводом», и «K», и «5» на малой цифровой клавиатуре) часто следует чуть ли не моментально после поворота этого виртуального манипулятора в одну из восьми сторон, включая диагонали. Ну, не будем придираться: в конце концов, сгодится любой джойстик, эмулируемый или подключаемый посредством карты расширения с разъёмом Game port, – да и привыкнуть к особенностям использования клавиш вполне себе можно. Тем более что игра самым наглядным образом указывает, что именно следует нажимать в каждый данный момент, демонстрируя на экране миниатюрное изображение джойстика – с мигающими кнопкой, рукояткой или же и той и другой сразу. Кроме того, «А» отвечает за выключение и включение звука (ожидаемо сводящегося к скромным «бипам» в исполнении PC Speaker), «S» и «R» соответственно сохраняют и загружают игру, а «E» позволяет выйти в систему (заодно узнав разгадку текущей партии).
Первым делом после запуска мы определяемся с количеством участников: для этого следует указать курсором на одну из собачек, держащих в зубах табличку с цифрами «2», «3» или «4», – и нажать кнопку джойстика. Следующее действие особенно важно: каждый игрок должен «загадать» один из товаров, представленных в общем количестве 18 штук и разделённых на шесть категорий (например, «продукты» – «банан», «сардины» и «хот-дог»; «домашние животные» – «рыбка», «змейка» и «свинка» и т. д.). Именно этими вещами мы и должны обзавестись в ходе игры – попутно определив три остальных искомых предмета, ибо по умолчанию каждый игрок знает только один из них, «свой»: во время совершения выбора соседом подглядывать запрещается! Если же игроков только двое или трое, то оставшиеся 1-2 товара выбирает компьютер, так что тут уже никак и не сжульничаешь. Первая же официальная подсказка, которая демонстрируется перед самым началом состязания, – стоимость каждого из загаданных предметов в местной валюте, «фублях». Дело в том, что помимо «тематических» групп все 18 доступных в продаже вещей ещё и относятся к одному из трёх ценовых сегментов: иначе говоря, каждая указанная категория насчитывает в своём составе один дешёвый товар (4 монеты), один средней стоимости (8 единиц) и один дорогой (целых 16 фублей). Все эти логические соотношения предполагается для большего удобства отслеживать в тех самых комплектных «рабочих табличках», отдельных для каждого пользователя.
Город Фублицкий состоит из четырёх кварталов, или «квадрантов»; как между ними, так и в их пределах пролегли десять улиц, разделённых на клетки, по которым мы и будем перемещаться сообразно количеству очков, выпадающих в начале хода каждого из игроков на подобии «рулетки». В верхней «строке статуса» на экране выводятся слева направо: номер текущего участника партии (имён для них не предусмотрено – только цифры и соответствующие цветовые вариации физических «рабочих панелей»), оставшееся число перемещений (что приятно – можно сколько угодно возвращаться назад и «переигрывать» свой ход, прежде чем решиться подтвердить его окончательно при помощи кнопки джойстика или «ввода» и прочих её аналогов), обозначение текущего «квадранта» (по умолчанию на экране выводится только один из районов, в котором мы в данный момент находимся; нажатие всё той же кнопки покажет общую схему города, – однако особой детализации от этого вида ожидать не стоит: куда проще воспользоваться всё той же комплектной картой), количество имеющегося на руках денежного запаса в фублях и – текущее время суток. Дело в том, что в зависимости от этого последнего показателя на перекрёстках могут случаться транспортные заторы! Если на каком-либо из таких участков в данный момент красуется символ «Х», это означает, что переходить улицу сейчас опасно – можно попасть под машину и загреметь в больницу (при попытке же это сделать нас лишний раз предупредят и потребуют сделать сознательный выбор)! Собственно, упомянутые выше надписи статусной строки – единственные местные образцы текста: все прочие сообщения выдаются исключительно пиктограммами.
В каждом из четырёх кварталов города находится по 12 пунктов интереса – разнообразных заведений. Если зайти в любое из них, можно всегда завершить там свой ход нажатием кнопки джойстика (в противном случае все имеющиеся очки передвижения необходимо будет использовать до конца) – и воспользоваться предлагаемыми услугами. Прежде всего, это торговые точки – по шесть в каждом из районов (аптека, хозяйственный, спорттовары, продукты, игрушки и зоомагазин). Именно здесь, уплатив в кассу 4, 8 или 16 фублей, можно обзавестись одним из трёх предметов, относящихся к указанным категориям, но – в большинстве случаев они доступны в каждом из заведений только в единственном экземпляре! Так что если при визите в магазин мы видим, что какой-то положенный ему товар отсутствует, – это тождественно подсказке на тему того, что он-то нам и нужен (но искать его придётся уже в других кварталах). Единственное исключение случается, когда двое или более игроков «загадали» на старте один и тот же предмет (да, такое тоже возможно, ведь делается это всё вслепую). В подобной ситуации данная вещь будет продаваться в возросшем количестве экземпляров, а суть подсказки несколько изменится: намёком на полезность какого-либо из предметов станет, напротив, наличие его в продаже уже после покупки кем-то из соперников!
Помимо магазинов в каждом районе имеется также по две станции метро: именуется оно тут «UGH», что расшифровывается как «подземная скользящая дорога». В Фублицком действуют две линии: одна идёт между квадрантами по часовой стрелке, а другая – наоборот; стоимость поездки, позволяющей быстро переместиться в отдалённый квартал, – 6 фублей, причём на следующем ходу можно как выйти на ближайшей остановке, так и продолжить путешествие. Также в любом из квадрантов легко встретить телефонную будку (из неё дозволяется позвонить в какой-нибудь из магазинов – и уточнить наличие товаров, причём совершенно бесплатно!) и ресторан. Последнее заведение – один из немногих доступных способов заработка: если здесь остановиться, можно наняться мыть посуду – и добавить в свой кошелёк 4 фубля; аналогично в начале следующего хода придётся выбирать – идти дальше или продолжить трудовую деятельность.
Оставшиеся заведения встречаются уже не везде: так, на весь город имеются всего два комиссионных магазина. Сюда можно за полцены сдать приобретённые ранее вещи, оказавшиеся ненужными: дело в том, что инвентарь каждого игрока (кстати, помимо ведения заметок в комплектной табличке для его отображения можно воспользоваться и клавишей «B») ограничен всего четырьмя предметами. После такой сделки любой участник состязания может их выкупить – но уже за ¾ от изначальной цены. В паре городских кварталов расположены также и камеры хранения. Именно сюда в самом начале партии автоматически попадает выбранный игроком особый предмет, доступный, разумеется, бесплатно – и только ему одному (но вот в каком из двух пунктов он оказался, можно узнать лишь методом проб и ошибок). Сюда же разрешается положить что-нибудь из ненужного (в качестве альтернативы комиссионным магазинам). Ещё один способ избавиться от надоевших пожитков – один на город благотворительный центр: здесь можно пожертвовать в пользу бедных весь свой инвентарь полностью, не получив взамен ничего, кроме освободившегося места.
Крайне важными являются два контрольных пункта, расположенных на центральном перекрёстке (здесь мы всегда и начинаем игру): если зайти в какой-то из них, то можно будет узнать, сколько в нашем вещмешке «правильных» и «неправильных» предметов (отображаться это будет в виде «птичек» и «крестиков» – в стиле, принятом в аналогах традиционной забавы «Быки и коровы»). Наконец, последняя и снова единственная точка интереса – больница. Здесь можно очутиться лишь поневоле – например, попав под машину на одном из оживлённых перекрёстков в часы пик! Увы, услуги медицины – платные: три фубля за визит и по столько же за каждый из трёх возможных (и вынужденно пропускаемых) ходов пребывания на излечении. К счастью, данную процедуру дозволяется сократить: если в начале каждого из таких раундов выбросить число, кратное трём, или же просто решиться заплатить в кассу целых 10 фублей, больницу можно будет покинуть незамедлительно.
Если кто-то из игроков не стал заканчивать свой ход визитом в одно из описанных выше заведений, движение завершается прямо на улице, на тротуаре. В этом случае с той или иной вероятностью может произойти встреча с подозрительным типом по имени «Chance Man», чреватая как неожиданной выгодой, так и столь же внезапными убытками. Как явствует из его имени, этот незнакомец в шляпе и в полумаске может в чисто случайном порядке дать нам право внеочередного хода, снабдить лишней горсткой фублей или позволить приобрести какой-либо из трёх предложенных товаров за полцены (напомним: для совершения сделки нужно иметь не только требуемое количество монет, но и как минимум одно свободное место в инвентаре). Однако он же способен ещё и украсть у встретившегося игрока деньги или полезную вещь, а также – уронить ему на голову рояль (sic!). В последнем случае – ничего не поделаешь, придётся отправляться в больницу.
Ещё одна здешняя изюминка, вносящая некоторое приятное разнообразие в многопользовательский игровой процесс, – возможность «столкнуться» на улице с кем-то из соперников, остановившись на одной клетке с ним. При этом оба участника рандеву теряют все свои пожитки – и затем подбирают их по одному за раз (начиная с инициатора свидания), но – таким образом, что каждый из них в результате подобного «обмена» может получить лишь ровно то количество предметов, какое было у него до момента столкновения.
Если же всех этих разнообразных возможностей вам вдруг показалось мало, «Fooblitzky» позволяет ещё и регулировать некоторые скрытые настройки! Для этого сразу после запуска следует нажать клавишу «О» – и при желании изменить, скажем, частоту появления «Chance Man» и степень его дружелюбности, размер зарплаты в ресторанах и уровень опасности, связанный с переходом улиц в часы пик, размер начального денежного запаса и способ попадания предметов в комиссионные магазины и в камеры хранения... Для самых же опытных и пытливых игроков авторы припасли и некоторые советы по модификации стандартных правил, приводимые в конце подробного руководства пользователя: к примеру, можно заранее сговориться и выяснить все загадываемые друг другом товары, – это отчасти превратит игру из логической головоломки в «аркадную» гонку!
В общем, как бы странно это ни выглядело на фоне жуткой местной графики, оценить «Fooblitzky» менее чем на наивысший балл никак не получится. Определять искомые предметы логическим путём и соревнуясь в этом деле с товарищами (а то и с самим собой, да) очень даже увлекательно, а недостатки внешнего вида отчасти компенсируются используемыми при этом красочными физическими «рабочими панелями». Задумка авторов просто великолепна, и остаётся лишь сожалеть о том, что уровень её реализации оказался куда менее примечательным, нежели основа здешнего игрового процесса. Пожалуй, появись эта вещь лет так на десяток позднее, в эпоху VGA и с тем уровнем развития ИИ, который дал бы нам возможность играть против компьютера, и поступи она в продажу в сопровождении маломальской рекламной кампании – не миновать бы ей внимания широкой публики и статуса признанного шедевра в своём редком жанре.
Собственно «Фублицки(й)» – это имя вымышленного города, населённого антропоморфными собаками, где и происходит всё действо; данное слово было придумано в качестве лёгкого для узнавания и запоминания, но невообразимо сложного в произношении (во всяком случае – для англоязычных пользователей и если верить авторам). История игры началась с того, что Марк Бланк и Майкл Берлин, двое ведущих авторов Infocom, задумали создать нечто совсем уже небывалое, самобытное и в корне отличающееся от привычных для компании текстовых приключений (вполне возможно – в пику тому самому «Cornerstone», на который как раз в то время сделало ставку их недалёкое руководство). Вся затея отняла более двух лет, а среди разработчиков оказались также местные художники Брайан Коди и Пола Максвелл и программист малайского происхождения Пох Лим. В результате у них получилась по-настоящему оригинальная многопользовательская настольная игра, основанная на логическом мышлении, на социальном взаимодействии и, разумеется, на воле случая, – напоминала же она отчасти «Монополию», «Cluedo» и «Mastermind» (которая «Быки и коровы»). Да: для составления партии требуется от двух до четырёх человек включительно, – состязаться против ИИ не получится, а играть в одиночку полуофициально дозволяется лишь немногим счастливчикам, страдающим от раздвоения личности.
Однако самым заметным нововведением оказалось наличие у «Fooblitzky» – графики: шаг неслыханный для ветеранов Infocom, всегда гордившейся самодостаточностью и качеством своих текстов. С одной стороны, визуальную часть настольно-стратегической компьютерной игры, в отличие от представителей жанра Interactive Fiction, и правда сложно полностью отдать на откуп воображению конечного пользователя; с другой же – именно с этим связана и основная проблема данного проекта. Графику «Fooblitzky» можно исчерпывающе охарактеризовать в двух словах: она ужасна. Даже для привычного к пикселям глаза любителя старых игр, даже по меркам середины 1980-х годов. По некой причине, которую можно связать разве что с явной неопытностью авторов во всём, что не относилось к текстам, и с их привычкой к выпуску практически одинаковых в техническом плане проектов на огромном множестве платформ, – по этой причине в качестве основы для визуальной составляющей был выбран «наименьший общий знаменатель», который одинаково подходил и Apple II Plus/IIe/IIc, и Atari XL/XE, и IBM PC/XT/AT. В результате как минимум в последнем случае «Fooblitzky» умудряется выглядеть едва ли не хуже всех прочих игр для PC, требующих в обязательном порядке адаптер CGA. Судьбу проекта усугубили и спорные маркетинговые решения: более полугода после выхода он распространялся исключительно через прямые почтовые заказы, так что о самом его существовании могли знать лишь подписчики собственной газеты Infocom, «The New Zork Times». Впрочем, и запоздавшее появление на полках магазинов не особо поспособствовало росту популярности данной вещи, а когда к лету 1987-го её цена снизилась с сорока долларов до пятнадцати, конкурировать с соседями по каталогу дистрибьюторов (среди которых числились, например, «Maniac Mansion» и прочие EGA-шедевры) ей было уже очевидно не по силам.
Эта история коммерческого провала и последовавшего за ним едва ли не полного забвения (к примеру, в каталоге Old-Games.ru «Fooblitzky» появился лишь где-то на 22-м году существования первого и в тринадцатой по счёту тысяче экспонатов) тем более печальна, что сама по себе игра очень даже недурна! Суть процесса заключается в том, что двое, трое или четверо игроков должны поочерёдно, в походовом режиме, путешествовать по городу-полю и посещать его торговые и прочие заведения – в попытке приобрести тем или иным способом четыре определённых товара, выбранных из общего ассортимента в восемнадцать наименований специально для текущей партии. Разумеется, Infocom не была бы собой, если бы не снабдила и без того крупную коробочку с игрой разнообразными физическими предметами – «feelies», крайне полезными для собственно прохождения. Для каждого из игроков предназначалась своя копия игрового поля, соединённая с удобнейшим образом расчерченной табличкой для всевозможных пометок, которые должны принципиально скрываться от соседей (фломастеры в количестве четырёх штук также прилагались). Впрочем, при большом желании все логические операции вполне можно совершать и в уме.
Однако первым делом, ещё до запуска, при самой установке программы, следует определиться с желаемой разновидностью графики. Таковых здесь имеется целых три. Запускаемый по умолчанию чёрно-белый вариант в стиле пуантилизма выглядит, пожалуй, наименее привлекательно: в попытках разобрать происходящее на экране глаза устают моментально, и без реальных комплектных карт поля (или их распечаток) тут не обойтись. Второй вариант – CGA с выводом на композитный монитор – вполне доступен и в современных условиях в большинстве сборок DOSBox, однако, как и всегда в подобных случаях, сравнительная цветастость достигается путём основательного уменьшения чёткости. И хотя текстов здесь совсем мало, – так что, возможно, именно данный режим окажется для многих предпочтительным, – постоянно лицезреть «размытую» картинку – тоже удовольствие не из бесспорных. Ну и третья из доступных палитр, едва ли не впервые представленная во Всемирной сети именно на нашем сайте, – цветная версия игры для мониторов типа RGB: чёткая, но во всём подобная своей чёрно-белой сестре, за исключением пары оттенков красно-бурого, пришедших на смену серому.
Управление у «Fooblitzky», по правда сказать, тоже не самое идеальное, – но это уже ей сложно поставить в вину, ибо заточено таковое под джойстики начала-середины 1980-х. Ничто не мешает использовать клавиатуру – для этого предназначены аж два набора по девять клавиш: блок МЦК и квадрат «UIO – JKL – M,.». Однако некоторая тонкость заключается в том, что нажимать кнопку джойстика (дублируемую и «вводом», и «K», и «5» на малой цифровой клавиатуре) часто следует чуть ли не моментально после поворота этого виртуального манипулятора в одну из восьми сторон, включая диагонали. Ну, не будем придираться: в конце концов, сгодится любой джойстик, эмулируемый или подключаемый посредством карты расширения с разъёмом Game port, – да и привыкнуть к особенностям использования клавиш вполне себе можно. Тем более что игра самым наглядным образом указывает, что именно следует нажимать в каждый данный момент, демонстрируя на экране миниатюрное изображение джойстика – с мигающими кнопкой, рукояткой или же и той и другой сразу. Кроме того, «А» отвечает за выключение и включение звука (ожидаемо сводящегося к скромным «бипам» в исполнении PC Speaker), «S» и «R» соответственно сохраняют и загружают игру, а «E» позволяет выйти в систему (заодно узнав разгадку текущей партии).
Первым делом после запуска мы определяемся с количеством участников: для этого следует указать курсором на одну из собачек, держащих в зубах табличку с цифрами «2», «3» или «4», – и нажать кнопку джойстика. Следующее действие особенно важно: каждый игрок должен «загадать» один из товаров, представленных в общем количестве 18 штук и разделённых на шесть категорий (например, «продукты» – «банан», «сардины» и «хот-дог»; «домашние животные» – «рыбка», «змейка» и «свинка» и т. д.). Именно этими вещами мы и должны обзавестись в ходе игры – попутно определив три остальных искомых предмета, ибо по умолчанию каждый игрок знает только один из них, «свой»: во время совершения выбора соседом подглядывать запрещается! Если же игроков только двое или трое, то оставшиеся 1-2 товара выбирает компьютер, так что тут уже никак и не сжульничаешь. Первая же официальная подсказка, которая демонстрируется перед самым началом состязания, – стоимость каждого из загаданных предметов в местной валюте, «фублях». Дело в том, что помимо «тематических» групп все 18 доступных в продаже вещей ещё и относятся к одному из трёх ценовых сегментов: иначе говоря, каждая указанная категория насчитывает в своём составе один дешёвый товар (4 монеты), один средней стоимости (8 единиц) и один дорогой (целых 16 фублей). Все эти логические соотношения предполагается для большего удобства отслеживать в тех самых комплектных «рабочих табличках», отдельных для каждого пользователя.
Город Фублицкий состоит из четырёх кварталов, или «квадрантов»; как между ними, так и в их пределах пролегли десять улиц, разделённых на клетки, по которым мы и будем перемещаться сообразно количеству очков, выпадающих в начале хода каждого из игроков на подобии «рулетки». В верхней «строке статуса» на экране выводятся слева направо: номер текущего участника партии (имён для них не предусмотрено – только цифры и соответствующие цветовые вариации физических «рабочих панелей»), оставшееся число перемещений (что приятно – можно сколько угодно возвращаться назад и «переигрывать» свой ход, прежде чем решиться подтвердить его окончательно при помощи кнопки джойстика или «ввода» и прочих её аналогов), обозначение текущего «квадранта» (по умолчанию на экране выводится только один из районов, в котором мы в данный момент находимся; нажатие всё той же кнопки покажет общую схему города, – однако особой детализации от этого вида ожидать не стоит: куда проще воспользоваться всё той же комплектной картой), количество имеющегося на руках денежного запаса в фублях и – текущее время суток. Дело в том, что в зависимости от этого последнего показателя на перекрёстках могут случаться транспортные заторы! Если на каком-либо из таких участков в данный момент красуется символ «Х», это означает, что переходить улицу сейчас опасно – можно попасть под машину и загреметь в больницу (при попытке же это сделать нас лишний раз предупредят и потребуют сделать сознательный выбор)! Собственно, упомянутые выше надписи статусной строки – единственные местные образцы текста: все прочие сообщения выдаются исключительно пиктограммами.
В каждом из четырёх кварталов города находится по 12 пунктов интереса – разнообразных заведений. Если зайти в любое из них, можно всегда завершить там свой ход нажатием кнопки джойстика (в противном случае все имеющиеся очки передвижения необходимо будет использовать до конца) – и воспользоваться предлагаемыми услугами. Прежде всего, это торговые точки – по шесть в каждом из районов (аптека, хозяйственный, спорттовары, продукты, игрушки и зоомагазин). Именно здесь, уплатив в кассу 4, 8 или 16 фублей, можно обзавестись одним из трёх предметов, относящихся к указанным категориям, но – в большинстве случаев они доступны в каждом из заведений только в единственном экземпляре! Так что если при визите в магазин мы видим, что какой-то положенный ему товар отсутствует, – это тождественно подсказке на тему того, что он-то нам и нужен (но искать его придётся уже в других кварталах). Единственное исключение случается, когда двое или более игроков «загадали» на старте один и тот же предмет (да, такое тоже возможно, ведь делается это всё вслепую). В подобной ситуации данная вещь будет продаваться в возросшем количестве экземпляров, а суть подсказки несколько изменится: намёком на полезность какого-либо из предметов станет, напротив, наличие его в продаже уже после покупки кем-то из соперников!
Помимо магазинов в каждом районе имеется также по две станции метро: именуется оно тут «UGH», что расшифровывается как «подземная скользящая дорога». В Фублицком действуют две линии: одна идёт между квадрантами по часовой стрелке, а другая – наоборот; стоимость поездки, позволяющей быстро переместиться в отдалённый квартал, – 6 фублей, причём на следующем ходу можно как выйти на ближайшей остановке, так и продолжить путешествие. Также в любом из квадрантов легко встретить телефонную будку (из неё дозволяется позвонить в какой-нибудь из магазинов – и уточнить наличие товаров, причём совершенно бесплатно!) и ресторан. Последнее заведение – один из немногих доступных способов заработка: если здесь остановиться, можно наняться мыть посуду – и добавить в свой кошелёк 4 фубля; аналогично в начале следующего хода придётся выбирать – идти дальше или продолжить трудовую деятельность.
Оставшиеся заведения встречаются уже не везде: так, на весь город имеются всего два комиссионных магазина. Сюда можно за полцены сдать приобретённые ранее вещи, оказавшиеся ненужными: дело в том, что инвентарь каждого игрока (кстати, помимо ведения заметок в комплектной табличке для его отображения можно воспользоваться и клавишей «B») ограничен всего четырьмя предметами. После такой сделки любой участник состязания может их выкупить – но уже за ¾ от изначальной цены. В паре городских кварталов расположены также и камеры хранения. Именно сюда в самом начале партии автоматически попадает выбранный игроком особый предмет, доступный, разумеется, бесплатно – и только ему одному (но вот в каком из двух пунктов он оказался, можно узнать лишь методом проб и ошибок). Сюда же разрешается положить что-нибудь из ненужного (в качестве альтернативы комиссионным магазинам). Ещё один способ избавиться от надоевших пожитков – один на город благотворительный центр: здесь можно пожертвовать в пользу бедных весь свой инвентарь полностью, не получив взамен ничего, кроме освободившегося места.
Крайне важными являются два контрольных пункта, расположенных на центральном перекрёстке (здесь мы всегда и начинаем игру): если зайти в какой-то из них, то можно будет узнать, сколько в нашем вещмешке «правильных» и «неправильных» предметов (отображаться это будет в виде «птичек» и «крестиков» – в стиле, принятом в аналогах традиционной забавы «Быки и коровы»). Наконец, последняя и снова единственная точка интереса – больница. Здесь можно очутиться лишь поневоле – например, попав под машину на одном из оживлённых перекрёстков в часы пик! Увы, услуги медицины – платные: три фубля за визит и по столько же за каждый из трёх возможных (и вынужденно пропускаемых) ходов пребывания на излечении. К счастью, данную процедуру дозволяется сократить: если в начале каждого из таких раундов выбросить число, кратное трём, или же просто решиться заплатить в кассу целых 10 фублей, больницу можно будет покинуть незамедлительно.
Если кто-то из игроков не стал заканчивать свой ход визитом в одно из описанных выше заведений, движение завершается прямо на улице, на тротуаре. В этом случае с той или иной вероятностью может произойти встреча с подозрительным типом по имени «Chance Man», чреватая как неожиданной выгодой, так и столь же внезапными убытками. Как явствует из его имени, этот незнакомец в шляпе и в полумаске может в чисто случайном порядке дать нам право внеочередного хода, снабдить лишней горсткой фублей или позволить приобрести какой-либо из трёх предложенных товаров за полцены (напомним: для совершения сделки нужно иметь не только требуемое количество монет, но и как минимум одно свободное место в инвентаре). Однако он же способен ещё и украсть у встретившегося игрока деньги или полезную вещь, а также – уронить ему на голову рояль (sic!). В последнем случае – ничего не поделаешь, придётся отправляться в больницу.
Ещё одна здешняя изюминка, вносящая некоторое приятное разнообразие в многопользовательский игровой процесс, – возможность «столкнуться» на улице с кем-то из соперников, остановившись на одной клетке с ним. При этом оба участника рандеву теряют все свои пожитки – и затем подбирают их по одному за раз (начиная с инициатора свидания), но – таким образом, что каждый из них в результате подобного «обмена» может получить лишь ровно то количество предметов, какое было у него до момента столкновения.
Если же всех этих разнообразных возможностей вам вдруг показалось мало, «Fooblitzky» позволяет ещё и регулировать некоторые скрытые настройки! Для этого сразу после запуска следует нажать клавишу «О» – и при желании изменить, скажем, частоту появления «Chance Man» и степень его дружелюбности, размер зарплаты в ресторанах и уровень опасности, связанный с переходом улиц в часы пик, размер начального денежного запаса и способ попадания предметов в комиссионные магазины и в камеры хранения... Для самых же опытных и пытливых игроков авторы припасли и некоторые советы по модификации стандартных правил, приводимые в конце подробного руководства пользователя: к примеру, можно заранее сговориться и выяснить все загадываемые друг другом товары, – это отчасти превратит игру из логической головоломки в «аркадную» гонку!
В общем, как бы странно это ни выглядело на фоне жуткой местной графики, оценить «Fooblitzky» менее чем на наивысший балл никак не получится. Определять искомые предметы логическим путём и соревнуясь в этом деле с товарищами (а то и с самим собой, да) очень даже увлекательно, а недостатки внешнего вида отчасти компенсируются используемыми при этом красочными физическими «рабочими панелями». Задумка авторов просто великолепна, и остаётся лишь сожалеть о том, что уровень её реализации оказался куда менее примечательным, нежели основа здешнего игрового процесса. Пожалуй, появись эта вещь лет так на десяток позднее, в эпоху VGA и с тем уровнем развития ИИ, который дал бы нам возможность играть против компьютера, и поступи она в продажу в сопровождении маломальской рекламной кампании – не миновать бы ей внимания широкой публики и статуса признанного шедевра в своём редком жанре.
- Главный герой:
Животное - Многопользовательская игра:
Друг против друга
Поочерёдная игра за одним компьютером - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
CGA composite - Элемент жанра:
Пошаговая - Язык:
English