Текстовая игра от легендарного производителя этого типа электронных развлечений Infocom – третья в серии «приключений», «Tales of Adventure», после «Infidel» и «Seastalker». Имя автора, в качестве которого выступил один из наиболее плодовитых сотрудников компании Майк Берлин (на пару с выпускником всё того же МТИ Джерри Волпером), роднит «Cutthroats» с первой из двух предшественниц, но вот морская тематика напоминает уже о второй. События начинают разворачиваться на некоем острове под говорящим названием Hardscrabble (которое сразу вызывает в памяти некрасовские деревушки «уезда Терпигорева, Пустопорожней волости»): некогда процветающий порт, после упадка рыбного промысла в 1920-х он постепенно превратился в забытую всеми дыру, чьи жители едва сводят концы с концами. Одним из таких бедных островитян является и наш безымянный протагонист – скромный глубоководный ныряльщик, который в результате кое-каких неожиданных и даже трагических происшествий оказывается в центре внимания группы подозрительных личностей. Последние обращаются к герою с предложением из числа тех, от которых не принято отказываться: помочь им отыскать в окрестных водах место давнего кораблекрушения. В результате у нас появляется шанс стать настоящим миллионером, – хотя перспектива лишиться по ходу дела головы выглядит куда более вероятной...
Подобно другим изданиям Infocom того же исторического периода, данная игра выходила аж на двадцати (!) платформах, включая две, относящиеся к категории «IBM PC и совместимые», – однако, в отличие от едва ли не всех своих сестёр, лишь в одной-единственной версии: за номером 23 от 09.08.1984. По этому факту судить следует скорее не о малых тиражах и не о незначительности интереса со стороны широкой публики (хотя и к числу наиболее популярных представителей жанра «Cutthroats» никак не отнесёшь), а об отсутствии в изначальном варианте каких бы то ни было технических проблем (в дикой природе можно встретить также версию №25 от 17.09.1984, но полный цикл тестирования она не проходила и в розничную продажу не поступала, что обычно означало нехватку ощутимых новшеств). Впрочем, это не отменяет наличия небольших различий между инкарнациями для той или иной платформы: так, издание для IBM PC, распространявшееся на загрузочной дискете, традиционно отличалось от варианта для совместимых ПК под управлением MS-DOS опциональной поддержкой вывода текста на синем фоне – в дополнение к обычному чёрному.
Появившись на свет в начале сентября 1984 года, «Cutthroats» была первой игрой Infocom, выпущенной в серо-полосатой коробке, которая с того момента и вплоть до 1987 г. стала стандартной для продукции компании. В отличие от предыдущих упаковок, индивидуальных для каждой игры и часто совсем не похожих друг на друга, новая тара накладывала некоторые ограничения на габариты и количество фирменных комплектных «feelies» (физических предметов, необходимых для прохождения «интерактивных историй» или же просто для пущего погружения в их атмосферу), но зато хорошо выглядела как на полках магазинов, так и в домашних коллекциях. При этом Infocom ещё и ввела целую шкалу уровней сложности игр, обозначающихся на обложке: «Cutthroats» была отнесена к наиболее густонаселённой «стандартной» категории, не предполагающей особых трудностей в освоении материала (разумеется – по меркам эпохи и жанра).
Ещё одним связанным с «grey box» новшеством выступил формат руководства пользователя, которое отныне намертво крепилось к откидывающейся крышке коробки – и представляло собой так называемое «browsie»: оригинальное сочетание технического мануала с каким-нибудь подходящим случаю художественным и красочно оформленным текстом. В качестве последнего в комплекте с «Cutthroats» поставлялся очередной номер иллюстрированного глянцевого журнала «Tales of Adventure» – того же самого, что и у «Infidel», но, разумеется, посвящённого уже подводным, а не археологическим приключениям. Здешние не столько документально достоверные, сколько заведомо забавные статьи и рекламные материалы содержат в себе немало полезной информации, необходимой для успешного решения всех наших проблем в самой игре в не намного меньшей степени, нежели инструкции технического характера.
А вот из тех самых «feelies» в коробочке имеются только два дополнительных документа. Во-первых, это буклетик местного магазина с расценками на различное оборудование для подводного плавания и полезнейшим расписанием приливов и отливов на период с 1 сентября по 31 декабря 1984 г. Во-вторых же, нашему вниманию предлагается ещё более примечательная брошюрка: изданное в 1937 году Историческим обществом Hardscrabble повествование о четырёх крупных кораблекрушениях, имевших место в окрестных водах за последние несколько столетий. Правда, судя по имеющейся информации, два из них едва ли способны заинтересовать потенциальных искателей сокровищ: пиратский клипер «The Fianna», налетевший на рифы в 1887 г., похоже, давным-давно отнесён течением в неизвестном направлении, а на борту британского фрегата «Intransigent», затонувшего при крайне подозрительных обстоятельствах в 1766 г., вряд ли могут найтись какие-либо ценности (ибо, по слухам, пропавшего без вести капитана затем видели где-то в Вест-Индии живущим в пошлой роскоши). Но вот оба оставшихся случая наверняка заслуживают внимания: португальское судно «São Vera», погибшее поблизости во время шторма в 1698 г., судя по всему, перевозило груз из золота и драгоценностей, а круизный лайнер «Leviathan», потопленный немцами во время Первой мировой войны, мог поспорить по роскоши интерьеров с самим «Титаником».
Изюминкой «Cutthroats» оказывается случайный выбор игрой задания, которое предлагают те самые «головорезы» – охотники за сокровищами сомнительного морального облика – нашему протагонисту: при каждом запуске задача будет заключаться в том, чтобы отыскать только одно затонувшее судно, которым с равным успехом может оказаться как «São Vera», так и «Leviathan». Впрочем, отличаться таким образом будет примерно половина игры, поскольку подготовка к опасной подводной экспедиции протекает более-менее одинаково (хотя, скажем, оборудование для этого дела в зависимости от цели и правда понадобится отчасти разное).
Интерфейс игры вряд ли удивит кого-либо из поклонников Interactive Fiction, знакомых с творениями Infocom. В верхней части экрана отображается строка статуса с наименованием локации и текущим временем; последний показатель в «Cutthroats» особенно важен: многие события происходят точно по расписанию, и «опоздать» тут означает «проиграть». Всё начинается ровно в 8 утра одного не самого прекрасного осеннего дня; в дальнейшем любое совершаемое нами действие, как правило, переводит часы на одну минуту вперёд, – «как правило», ибо уже практически в самом начале именно с этим моментом будет связана одна из весьма оригинальных и хитрых загадок!
Ну а управляем мы, конечно же, при помощи парсера. Который понимает тут 790 слов: показатель не самый впечатляющий по меркам Infocom, но всё же вполне достаточный для комфортного пользования. Помимо привычных команд или их сокращений, применяемых для перемещения, – S, SW, N, NE, U, D и др., – стоит упомянуть также и чисто морские термины FORE, AFT, PORT (P) и STARBOARD (SB); традиционно удобными оказываются такие вещи, как Z для ожидания (аналог WAIT) и G для повтора предыдущего действия, DIAGNOSE для проверки состояния протагониста (которому периодически требуется есть, пить и спать, причём мало что из этого получится сделать забесплатно!) и, конечно же, LOOK (L) для повторного осмотра текущей локации с INVENTORY (I) для вывода на экран содержимого карманов. В отличие от многих других игр того же рода, включая семейство «Zork» и «Infidel» с «Hollywood Hijinx» (ставшую следующим, четвёртым по счёту выпуском в серии «Tales of Adventure»), где большую часть времени мы проводим в гордом одиночестве, в «Cutthroats» наш протагонист работает в команде, причём далеко не в качестве руководителя проекта – и без особых оснований подозревать своих соратников в честности и благородстве. В любом случае взаимодействовать с другими персонажами придётся очень даже часто: чтобы спросить что-либо у присутствующего на этой же локации лица или отдать ему распоряжение, следует ввести сначала его имя, а затем, через запятую, нужную фразу.
Небесполезными окажутся и служебные глаголы: SAVE и RESTORE для соответственно сохранения и загрузки своего прогресса (в наличии – десять ячеек, пронумерованных от 0 до 9; может потребоваться дополнительная отформатированная дискета), RESTART для перезапуска истории с самого начала и QUIT (Q) для выхода в систему, знакомые по многим другим играм от Infocom VERBOSE, BRIEF и SUPERBRIEF для смены режима автоматического описания локации и, конечно же, SCORE для отображения нашего текущего счёта (и соответствующего ему «звания»). Баллы присуждаются за те или иные полезные действия, а всего их можно набрать 250 – вне зависимости от того, какой именно корабль нам выпадет исследовать. Доступных для посещения мест в игре всего 68 – показатель не самый выдающийся по меркам жанра, но и далеко не самый скромный: как и всегда, настоятельно рекомендуется по мере исследования здешнего мира заниматься составлением карты. Во всяком случае, несмотря на не такое уж и большое разнообразие локаций и связанную с этим не особо внушительную продолжительность, скучать в «Cutthroats» никак не придётся – и по причине общей атмосферы поиска несметных сокровищ, одновременно сулящих огромную выгоду и чреватых смертельными опасностями (наличие в игре всевозможных ситуаций преждевременной гибели протагониста и сюжетных тупиков можно и не оговаривать: всё-таки перед нами Interactive Fiction эпохи 1980-х!), и благодаря придуманной авторами истории, предлагающей нам многие интересные, часто неожиданные и просто опциональные действия.
В общем, даже если «Cutthroats» и не может быть отнесена к однозначным шедеврам, она определённо является весьма качественным и достойным внимания представителем своего жанра. Наши рекомендации всем поклонникам творчества Infocom и «интерактивной литературы» в целом!
Подобно другим изданиям Infocom того же исторического периода, данная игра выходила аж на двадцати (!) платформах, включая две, относящиеся к категории «IBM PC и совместимые», – однако, в отличие от едва ли не всех своих сестёр, лишь в одной-единственной версии: за номером 23 от 09.08.1984. По этому факту судить следует скорее не о малых тиражах и не о незначительности интереса со стороны широкой публики (хотя и к числу наиболее популярных представителей жанра «Cutthroats» никак не отнесёшь), а об отсутствии в изначальном варианте каких бы то ни было технических проблем (в дикой природе можно встретить также версию №25 от 17.09.1984, но полный цикл тестирования она не проходила и в розничную продажу не поступала, что обычно означало нехватку ощутимых новшеств). Впрочем, это не отменяет наличия небольших различий между инкарнациями для той или иной платформы: так, издание для IBM PC, распространявшееся на загрузочной дискете, традиционно отличалось от варианта для совместимых ПК под управлением MS-DOS опциональной поддержкой вывода текста на синем фоне – в дополнение к обычному чёрному.
Появившись на свет в начале сентября 1984 года, «Cutthroats» была первой игрой Infocom, выпущенной в серо-полосатой коробке, которая с того момента и вплоть до 1987 г. стала стандартной для продукции компании. В отличие от предыдущих упаковок, индивидуальных для каждой игры и часто совсем не похожих друг на друга, новая тара накладывала некоторые ограничения на габариты и количество фирменных комплектных «feelies» (физических предметов, необходимых для прохождения «интерактивных историй» или же просто для пущего погружения в их атмосферу), но зато хорошо выглядела как на полках магазинов, так и в домашних коллекциях. При этом Infocom ещё и ввела целую шкалу уровней сложности игр, обозначающихся на обложке: «Cutthroats» была отнесена к наиболее густонаселённой «стандартной» категории, не предполагающей особых трудностей в освоении материала (разумеется – по меркам эпохи и жанра).
Ещё одним связанным с «grey box» новшеством выступил формат руководства пользователя, которое отныне намертво крепилось к откидывающейся крышке коробки – и представляло собой так называемое «browsie»: оригинальное сочетание технического мануала с каким-нибудь подходящим случаю художественным и красочно оформленным текстом. В качестве последнего в комплекте с «Cutthroats» поставлялся очередной номер иллюстрированного глянцевого журнала «Tales of Adventure» – того же самого, что и у «Infidel», но, разумеется, посвящённого уже подводным, а не археологическим приключениям. Здешние не столько документально достоверные, сколько заведомо забавные статьи и рекламные материалы содержат в себе немало полезной информации, необходимой для успешного решения всех наших проблем в самой игре в не намного меньшей степени, нежели инструкции технического характера.
А вот из тех самых «feelies» в коробочке имеются только два дополнительных документа. Во-первых, это буклетик местного магазина с расценками на различное оборудование для подводного плавания и полезнейшим расписанием приливов и отливов на период с 1 сентября по 31 декабря 1984 г. Во-вторых же, нашему вниманию предлагается ещё более примечательная брошюрка: изданное в 1937 году Историческим обществом Hardscrabble повествование о четырёх крупных кораблекрушениях, имевших место в окрестных водах за последние несколько столетий. Правда, судя по имеющейся информации, два из них едва ли способны заинтересовать потенциальных искателей сокровищ: пиратский клипер «The Fianna», налетевший на рифы в 1887 г., похоже, давным-давно отнесён течением в неизвестном направлении, а на борту британского фрегата «Intransigent», затонувшего при крайне подозрительных обстоятельствах в 1766 г., вряд ли могут найтись какие-либо ценности (ибо, по слухам, пропавшего без вести капитана затем видели где-то в Вест-Индии живущим в пошлой роскоши). Но вот оба оставшихся случая наверняка заслуживают внимания: португальское судно «São Vera», погибшее поблизости во время шторма в 1698 г., судя по всему, перевозило груз из золота и драгоценностей, а круизный лайнер «Leviathan», потопленный немцами во время Первой мировой войны, мог поспорить по роскоши интерьеров с самим «Титаником».
Изюминкой «Cutthroats» оказывается случайный выбор игрой задания, которое предлагают те самые «головорезы» – охотники за сокровищами сомнительного морального облика – нашему протагонисту: при каждом запуске задача будет заключаться в том, чтобы отыскать только одно затонувшее судно, которым с равным успехом может оказаться как «São Vera», так и «Leviathan». Впрочем, отличаться таким образом будет примерно половина игры, поскольку подготовка к опасной подводной экспедиции протекает более-менее одинаково (хотя, скажем, оборудование для этого дела в зависимости от цели и правда понадобится отчасти разное).
Интерфейс игры вряд ли удивит кого-либо из поклонников Interactive Fiction, знакомых с творениями Infocom. В верхней части экрана отображается строка статуса с наименованием локации и текущим временем; последний показатель в «Cutthroats» особенно важен: многие события происходят точно по расписанию, и «опоздать» тут означает «проиграть». Всё начинается ровно в 8 утра одного не самого прекрасного осеннего дня; в дальнейшем любое совершаемое нами действие, как правило, переводит часы на одну минуту вперёд, – «как правило», ибо уже практически в самом начале именно с этим моментом будет связана одна из весьма оригинальных и хитрых загадок!
Ну а управляем мы, конечно же, при помощи парсера. Который понимает тут 790 слов: показатель не самый впечатляющий по меркам Infocom, но всё же вполне достаточный для комфортного пользования. Помимо привычных команд или их сокращений, применяемых для перемещения, – S, SW, N, NE, U, D и др., – стоит упомянуть также и чисто морские термины FORE, AFT, PORT (P) и STARBOARD (SB); традиционно удобными оказываются такие вещи, как Z для ожидания (аналог WAIT) и G для повтора предыдущего действия, DIAGNOSE для проверки состояния протагониста (которому периодически требуется есть, пить и спать, причём мало что из этого получится сделать забесплатно!) и, конечно же, LOOK (L) для повторного осмотра текущей локации с INVENTORY (I) для вывода на экран содержимого карманов. В отличие от многих других игр того же рода, включая семейство «Zork» и «Infidel» с «Hollywood Hijinx» (ставшую следующим, четвёртым по счёту выпуском в серии «Tales of Adventure»), где большую часть времени мы проводим в гордом одиночестве, в «Cutthroats» наш протагонист работает в команде, причём далеко не в качестве руководителя проекта – и без особых оснований подозревать своих соратников в честности и благородстве. В любом случае взаимодействовать с другими персонажами придётся очень даже часто: чтобы спросить что-либо у присутствующего на этой же локации лица или отдать ему распоряжение, следует ввести сначала его имя, а затем, через запятую, нужную фразу.
Небесполезными окажутся и служебные глаголы: SAVE и RESTORE для соответственно сохранения и загрузки своего прогресса (в наличии – десять ячеек, пронумерованных от 0 до 9; может потребоваться дополнительная отформатированная дискета), RESTART для перезапуска истории с самого начала и QUIT (Q) для выхода в систему, знакомые по многим другим играм от Infocom VERBOSE, BRIEF и SUPERBRIEF для смены режима автоматического описания локации и, конечно же, SCORE для отображения нашего текущего счёта (и соответствующего ему «звания»). Баллы присуждаются за те или иные полезные действия, а всего их можно набрать 250 – вне зависимости от того, какой именно корабль нам выпадет исследовать. Доступных для посещения мест в игре всего 68 – показатель не самый выдающийся по меркам жанра, но и далеко не самый скромный: как и всегда, настоятельно рекомендуется по мере исследования здешнего мира заниматься составлением карты. Во всяком случае, несмотря на не такое уж и большое разнообразие локаций и связанную с этим не особо внушительную продолжительность, скучать в «Cutthroats» никак не придётся – и по причине общей атмосферы поиска несметных сокровищ, одновременно сулящих огромную выгоду и чреватых смертельными опасностями (наличие в игре всевозможных ситуаций преждевременной гибели протагониста и сюжетных тупиков можно и не оговаривать: всё-таки перед нами Interactive Fiction эпохи 1980-х!), и благодаря придуманной авторами истории, предлагающей нам многие интересные, часто неожиданные и просто опциональные действия.
В общем, даже если «Cutthroats» и не может быть отнесена к однозначным шедеврам, она определённо является весьма качественным и достойным внимания представителем своего жанра. Наши рекомендации всем поклонникам творчества Infocom и «интерактивной литературы» в целом!
- Время и место:
Современность - Игровой движок:
Z-machine - Особенность геймплея:
Альтернативные концовки
Парсерный ввод
Ограничение по времени
Наличие тупиков - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Подводный мир - Технические детали:
PC booter - Язык:
English