«Multimedia Stravinsky», один из пяти представителей целого семейства музыкально-образовательных программ, был выпущен в свет вторым по счёту – сразу после «Multimedia Beethoven», причём как в изначальном варианте от самой The Voyager Company 1990 г., так и в куда более известной и выходившей чуть позднее серии от Microsoft. Примечательно, впрочем, что на нашем сайте он появился последним изо всех своих собратьев, причём впервые во Всемирной сети, – вероятно, подобное незаслуженное забвение связано в том числе и с не самым «звёздным» статусом Игоря Стравинского, очевидно уступающего в популярности (да и – что греха таить – в мелодичности) Моцарту с Шубертом. Хотя для детального знакомства было выбрано определённо наиболее известное произведение композитора – 35-минутный балет «Весна Священная», впервые представленный в Париже в 1913 г.
По части как формы, так и содержания «Microsoft Multimedia Stravinsky: The Rite of Spring» является практически близнецом давно уже присутствующего на Old-Games.ru выпуска «Microsoft Multimedia Mozart: The Dissonant Quartet», – на страничке этого последнего можно почерпнуть более подробные сведения о местном интерфейсе и внешнем виде. Главное меню насчитывает девять пунктов; первым традиционно идёт чисто голосовое предисловие автора проекта, в качестве которого здесь выступил всё тот же музыковед, пианист и преподаватель Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Винтер, знакомивший нас с творчеством и Моцарта, и Бетховена. Далее следует не менее привычный «Pocket Audio Guide» с возможностью прослушать как обе части балета целиком, так и любой из их фрагментов отдельно; разумеется, дорожки CD Audio – в комплекте, так что при желании насладиться музыкой можно и не запуская программы в Windows. Кстати сказать, на диске нашему вниманию предлагается запись в исполнении Монреальского симфонического оркестра под управлением Шарля Дютуа, сделанная в 1985 г.: именно эту интерпретацию Роберт Винтер считает практически идеальной – даже более близкой к замыслу автора, чем собственные записи что Стравинского, что Пьера Монтё (бывшего дирижёром-постановщиком на премьере).
Последующие разделы программы уже полностью оригинальные. «Stravinsky’s Orchestra» на двадцати двух страницах расскажет нам об особенностях использования различных инструментов в партитуре «Весны Священной», продемонстрировав таковые на музыкальных примерах. 134 страницы «Stravinsky’s World» познакомят с историей жизни и творчества композитора, поведают о становлении авангардистского искусства и о дягилевских «Русских сезонах», а также раскроют приличное количество малоизвестных подробностей по части истории создания знаменитого балета и его скандальной парижской премьеры. «The Rite as Dance» ожидаемо воздаст должное хореографии, углубившись в тонкости либретто Николая Рёриха и постановки Вацлава Нижинского, а также проследив все перипетии нелёгкого труда энтузиастов по реконструкции этой самой постановки, считавшейся безвозвратно утраченной ещё в 1920-е годы.
«Rite Listening» представляет собой масштабное – на 157 страниц – и на удивление подробное повествование о музыкальном языке «Весны Священной», об использованных композитором революционных ритмах, о здешних темах и необычных гармониях, – разумеется, не только со звуковыми примерами, но и с наглядным сопоставлением с аналогичными моментами в произведениях, скажем, Моцарта или Шуберта. Наконец, венец программы – ещё один традиционный раздел, «Close Reading»: на 202 страницах тут можно прослушать весь балет, фраза за фразой, в сопровождении текстовых комментариев Роберта Винтера, авторитетно поясняющего смысл едва ли не каждого пассажа и каденции. Для самых же любознательных слушателей припасена и библиографическая секция, отсылающая к первоисточникам на тему творчества Стравинского в целом и его вынесенного в заголовок сочинения в частности.
Впрочем, посетителям нашего сайта наверняка будет более интересен самый последний, игровой раздел. «The Rite Game», как и многое другое в «Multimedia Stravinsky», очень даже напоминает свою сестру из «моцартовского» выпуска серии, – но, разумеется, при этом она представляет собой викторину уже на тему «Весны Священной». Состязаются от одного до четырёх участников, которым сразу присваиваются подходящие случаю имена: «Katerina», «Nikolai», «Marie» или «Igor»; игровое поле состоит из 64 клеток, расположенных в 8 рядов и столько же столбцов. Угловые ячейки – «базы»: начав свой путь в одной из них, необходимо добраться до противоположного конца. Чтобы занять какую-либо из промежуточных клеток, нужно правильно ответить на один из вопросов: таковые различаются по уровню сложности (от 1 до 4, что можно узнать по числу изображённых на ячейке чёрточек и что тождественно количеству присуждаемых за правильный ответ очков) и по тематике.
Последняя обозначается уже цветом: светлые клетки посвящены распознаванию на слух фраз и прочих пассажей из текста партитуры; те, которые потемнее, отвечают за знание истории создания произведения, особенностей его оркестровки и др.; ну а самые тёмные выдают вопросы о жизни Стравинского и об его эпохе. Как верные, так и не очень ответы остроумно комментируются как бы самим композитором – и текстом, и даже отчасти голосом; слева вверху при этом ведётся отсчёт набираемых каждым игроком баллов, хотя особой пользы от этого нет: таблицы рекордов планом не предусмотрено, а побеждает всё равно не тот, кто ответил на самое внушительное количество вопросов или набрал больше всех очков, а тот, кто первым добрался до предназначенной ему «базы».
В итоге «Multimedia Stravinsky» однозначно стоит порекомендовать всем любителям музыки вообще и авангарда в частности, – остальным же, в силу некоторой «нишевости» этого проекта, данное издание, при всех его объективных достоинствах, вряд ли придётся по вкусу.
По части как формы, так и содержания «Microsoft Multimedia Stravinsky: The Rite of Spring» является практически близнецом давно уже присутствующего на Old-Games.ru выпуска «Microsoft Multimedia Mozart: The Dissonant Quartet», – на страничке этого последнего можно почерпнуть более подробные сведения о местном интерфейсе и внешнем виде. Главное меню насчитывает девять пунктов; первым традиционно идёт чисто голосовое предисловие автора проекта, в качестве которого здесь выступил всё тот же музыковед, пианист и преподаватель Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Винтер, знакомивший нас с творчеством и Моцарта, и Бетховена. Далее следует не менее привычный «Pocket Audio Guide» с возможностью прослушать как обе части балета целиком, так и любой из их фрагментов отдельно; разумеется, дорожки CD Audio – в комплекте, так что при желании насладиться музыкой можно и не запуская программы в Windows. Кстати сказать, на диске нашему вниманию предлагается запись в исполнении Монреальского симфонического оркестра под управлением Шарля Дютуа, сделанная в 1985 г.: именно эту интерпретацию Роберт Винтер считает практически идеальной – даже более близкой к замыслу автора, чем собственные записи что Стравинского, что Пьера Монтё (бывшего дирижёром-постановщиком на премьере).
Последующие разделы программы уже полностью оригинальные. «Stravinsky’s Orchestra» на двадцати двух страницах расскажет нам об особенностях использования различных инструментов в партитуре «Весны Священной», продемонстрировав таковые на музыкальных примерах. 134 страницы «Stravinsky’s World» познакомят с историей жизни и творчества композитора, поведают о становлении авангардистского искусства и о дягилевских «Русских сезонах», а также раскроют приличное количество малоизвестных подробностей по части истории создания знаменитого балета и его скандальной парижской премьеры. «The Rite as Dance» ожидаемо воздаст должное хореографии, углубившись в тонкости либретто Николая Рёриха и постановки Вацлава Нижинского, а также проследив все перипетии нелёгкого труда энтузиастов по реконструкции этой самой постановки, считавшейся безвозвратно утраченной ещё в 1920-е годы.
«Rite Listening» представляет собой масштабное – на 157 страниц – и на удивление подробное повествование о музыкальном языке «Весны Священной», об использованных композитором революционных ритмах, о здешних темах и необычных гармониях, – разумеется, не только со звуковыми примерами, но и с наглядным сопоставлением с аналогичными моментами в произведениях, скажем, Моцарта или Шуберта. Наконец, венец программы – ещё один традиционный раздел, «Close Reading»: на 202 страницах тут можно прослушать весь балет, фраза за фразой, в сопровождении текстовых комментариев Роберта Винтера, авторитетно поясняющего смысл едва ли не каждого пассажа и каденции. Для самых же любознательных слушателей припасена и библиографическая секция, отсылающая к первоисточникам на тему творчества Стравинского в целом и его вынесенного в заголовок сочинения в частности.
Впрочем, посетителям нашего сайта наверняка будет более интересен самый последний, игровой раздел. «The Rite Game», как и многое другое в «Multimedia Stravinsky», очень даже напоминает свою сестру из «моцартовского» выпуска серии, – но, разумеется, при этом она представляет собой викторину уже на тему «Весны Священной». Состязаются от одного до четырёх участников, которым сразу присваиваются подходящие случаю имена: «Katerina», «Nikolai», «Marie» или «Igor»; игровое поле состоит из 64 клеток, расположенных в 8 рядов и столько же столбцов. Угловые ячейки – «базы»: начав свой путь в одной из них, необходимо добраться до противоположного конца. Чтобы занять какую-либо из промежуточных клеток, нужно правильно ответить на один из вопросов: таковые различаются по уровню сложности (от 1 до 4, что можно узнать по числу изображённых на ячейке чёрточек и что тождественно количеству присуждаемых за правильный ответ очков) и по тематике.
Последняя обозначается уже цветом: светлые клетки посвящены распознаванию на слух фраз и прочих пассажей из текста партитуры; те, которые потемнее, отвечают за знание истории создания произведения, особенностей его оркестровки и др.; ну а самые тёмные выдают вопросы о жизни Стравинского и об его эпохе. Как верные, так и не очень ответы остроумно комментируются как бы самим композитором – и текстом, и даже отчасти голосом; слева вверху при этом ведётся отсчёт набираемых каждым игроком баллов, хотя особой пользы от этого нет: таблицы рекордов планом не предусмотрено, а побеждает всё равно не тот, кто ответил на самое внушительное количество вопросов или набрал больше всех очков, а тот, кто первым добрался до предназначенной ему «базы».
В итоге «Multimedia Stravinsky» однозначно стоит порекомендовать всем любителям музыки вообще и авангарда в частности, – остальным же, в силу некоторой «нишевости» этого проекта, данное издание, при всех его объективных достоинствах, вряд ли придётся по вкусу.
- Многопользовательская игра:
Друг против друга
Поочерёдная игра за одним компьютером - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры
Встроенная энциклопедия - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Музыка - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
Викторина - Язык:
English