Подразделение Microsoft Home стало одним из первых мировых издателей, обратившихся к новому жанру «мультимедийных энциклопедий» на CD-ROM, – прежде всего в области музыки. В 1992–95 годах под его эгидой на свет появилось пять выпусков серии Microsoft Multimedia, посвящённых Бетховену, Моцарту, Шуберту, Стравинскому и Рихарду Штраусу. Впрочем, если точнее, то посвящены они были вовсе не творчеству этих композиторов в целом, а отдельным их произведениям. Причём в случае с Вольфгангом Амадеем приоритет был почему-то отдан далеко не самому популярному его сочинению – струнному квартету № 19 До-мажор (KV 465), известному также под названием «Диссонанс». Хотя эта ситуация (как и скорость выхода упомянутых выпусков) отчасти проясняется, если учесть, что компания Билла Гейтса лишь немного обработала напильником уже готовый продукт – «CD Companion to Mozart’s Dissonant», впервые выпущенный The Voyager Company ещё в 1991 году.
К счастью, одним только этим квартетом содержание энциклопедии не ограничивается. Главное меню представляет нам на выбор восемь разделов; первым по счёту идёт предисловие от автора, музыковеда из Лос-Анджелеса Роберта Винтера, с пояснением сути проекта. Интерфейс предельно минималистичен: текст выводится чёрным шрифтом по розоватому фону с автографом Моцарта, часто со скромными иллюстрациями (увеличивать которые нельзя), а временами и с кнопочками «Play», отвечающими за воспроизведение музыки или голоса, которым озвучены некоторые из статей. Вверху красуется стандартная панель управления: «Главы» (для возврата в основное меню), «Секции» (в случае если предыдущие элементы содержат в себе подразделы), «Словарь» (прежде всего музыкальных терминов), «Помощь» и «Поиск», а также кнопка «Назад» и две стрелочки для навигации с показателем пагинации между ними. Так, уже третий раздел, «The Instruments», насчитывает целых сорок страниц с подробной информацией о задействованных в струнном квартете представителях семейства смычковых, а четвёртый, именуемый «Mozart’s World», предлагает в полтора раза больше иллюстрированных сведений о жизненном пути композитора и европейской культуре второй половины XVIII века. Впрочем, если сравнивать этот американский продукт с отечественными образцами жанра, легко будет заметить некоторую неакадемичность здешнего стиля изложения (считать это недостатком или же, напротив, достоинством – пожалуй, дело вкуса).
Ещё более любопытными оказываются второй, пятый и шестой разделы – соответственно «Pocket Audio Guide», «Quartet Listening» и «A Close Reading». В первом случае мы просто слушаем струнный квартет № 19 с доступом к любой из его частей – в очень достойном по качеству исполнении от The Angeles String Quartet и в прогрессивном формате CD Audio. Во второй из упомянутых глав нас ждёт информация о квартете вообще как форме музыкального сочинения и его традициях, тогда как «A Close Reading» представляет собой самое интересное: 175 страниц подробнейшего путеводителя по данному произведению Моцарта, с детальным разбором едва ли не каждой фразы (и, разумеется, с сопровождением в виде собственно музыки)! Седьмым и предпоследним является раздел библиографии – не столько список литературы, сколько подборка рекомендаций по внеклассному чтению на разные темы, связанные с Моцартом и его музыкой.
Впрочем, ещё большее внимание стоит уделить последнему из разделов меню: «The Mozart Game». Да, игра здесь тоже имеется – и весьма недурная. Несмотря на то что по сути своей она представляет собой простую викторину, оформлено всё довольно оригинально и со вкусом. Состязаться, сравнивая глубину своих познаний о великом австрийском композиторе, могут до четырёх человек, хотя и в одиночку это делать вполне интересно. Выбрав себе фишку-аватар из числа представителей семьи Моцартов, мы должны переместить её по квадратному полю, разделённому на 64 клетки, из одного угла в другой (индивидуальный для каждого игрока и обозначенный символом «Х»). Чтобы сделать любой шаг на соседнюю ячейку, требуется дать правильный ответ на один из вопросов викторины: сообразно цвету и символу такой клетки задание относится к одному из трёх тематических разделов (биография Вольфганга Амадея, музыкальная теория и собственно «Диссонанс») и к одному из пяти уровней сложности (от I до V). Условия отображаются справа, как и доступные варианты ответа (как правило, их здесь 4–5); выбираются они установкой «птички» в соответствующей клеточке. Правильный ответ вознаграждается возможностью передвинуть фишку на выбранную ячейку – и очками в количестве, равном изображённому на ней числу; неправильный ответ не наказывается, но и шанса исправиться не предоставляет.
Стоит также заметить, что на момент выхода «Microsoft Multimedia Mozart: The Dissonant Quartet» предлагалась за весьма внушительную сумму в 60 долларов; к счастью, спустя несколько лет этот продукт вошёл в состав сборника «5 Foot 10 Pack Volume 3», всего за 18,95 долл. предоставлявшего доступ к десяти игровым, детско-образовательным и мультимедийным дискам, благодаря чему с творчеством Моцарта смогла ознакомиться куда более широкая аудитория, чем поначалу. Вполне можно посоветовать последовать их примеру и всем остальным: да, здесь мы сможем получить сведения по большей части лишь об одном из произведений великого композитора – зато весьма подробные и даже при желании в игровой форме.
К счастью, одним только этим квартетом содержание энциклопедии не ограничивается. Главное меню представляет нам на выбор восемь разделов; первым по счёту идёт предисловие от автора, музыковеда из Лос-Анджелеса Роберта Винтера, с пояснением сути проекта. Интерфейс предельно минималистичен: текст выводится чёрным шрифтом по розоватому фону с автографом Моцарта, часто со скромными иллюстрациями (увеличивать которые нельзя), а временами и с кнопочками «Play», отвечающими за воспроизведение музыки или голоса, которым озвучены некоторые из статей. Вверху красуется стандартная панель управления: «Главы» (для возврата в основное меню), «Секции» (в случае если предыдущие элементы содержат в себе подразделы), «Словарь» (прежде всего музыкальных терминов), «Помощь» и «Поиск», а также кнопка «Назад» и две стрелочки для навигации с показателем пагинации между ними. Так, уже третий раздел, «The Instruments», насчитывает целых сорок страниц с подробной информацией о задействованных в струнном квартете представителях семейства смычковых, а четвёртый, именуемый «Mozart’s World», предлагает в полтора раза больше иллюстрированных сведений о жизненном пути композитора и европейской культуре второй половины XVIII века. Впрочем, если сравнивать этот американский продукт с отечественными образцами жанра, легко будет заметить некоторую неакадемичность здешнего стиля изложения (считать это недостатком или же, напротив, достоинством – пожалуй, дело вкуса).
Ещё более любопытными оказываются второй, пятый и шестой разделы – соответственно «Pocket Audio Guide», «Quartet Listening» и «A Close Reading». В первом случае мы просто слушаем струнный квартет № 19 с доступом к любой из его частей – в очень достойном по качеству исполнении от The Angeles String Quartet и в прогрессивном формате CD Audio. Во второй из упомянутых глав нас ждёт информация о квартете вообще как форме музыкального сочинения и его традициях, тогда как «A Close Reading» представляет собой самое интересное: 175 страниц подробнейшего путеводителя по данному произведению Моцарта, с детальным разбором едва ли не каждой фразы (и, разумеется, с сопровождением в виде собственно музыки)! Седьмым и предпоследним является раздел библиографии – не столько список литературы, сколько подборка рекомендаций по внеклассному чтению на разные темы, связанные с Моцартом и его музыкой.
Впрочем, ещё большее внимание стоит уделить последнему из разделов меню: «The Mozart Game». Да, игра здесь тоже имеется – и весьма недурная. Несмотря на то что по сути своей она представляет собой простую викторину, оформлено всё довольно оригинально и со вкусом. Состязаться, сравнивая глубину своих познаний о великом австрийском композиторе, могут до четырёх человек, хотя и в одиночку это делать вполне интересно. Выбрав себе фишку-аватар из числа представителей семьи Моцартов, мы должны переместить её по квадратному полю, разделённому на 64 клетки, из одного угла в другой (индивидуальный для каждого игрока и обозначенный символом «Х»). Чтобы сделать любой шаг на соседнюю ячейку, требуется дать правильный ответ на один из вопросов викторины: сообразно цвету и символу такой клетки задание относится к одному из трёх тематических разделов (биография Вольфганга Амадея, музыкальная теория и собственно «Диссонанс») и к одному из пяти уровней сложности (от I до V). Условия отображаются справа, как и доступные варианты ответа (как правило, их здесь 4–5); выбираются они установкой «птички» в соответствующей клеточке. Правильный ответ вознаграждается возможностью передвинуть фишку на выбранную ячейку – и очками в количестве, равном изображённому на ней числу; неправильный ответ не наказывается, но и шанса исправиться не предоставляет.
Стоит также заметить, что на момент выхода «Microsoft Multimedia Mozart: The Dissonant Quartet» предлагалась за весьма внушительную сумму в 60 долларов; к счастью, спустя несколько лет этот продукт вошёл в состав сборника «5 Foot 10 Pack Volume 3», всего за 18,95 долл. предоставлявшего доступ к десяти игровым, детско-образовательным и мультимедийным дискам, благодаря чему с творчеством Моцарта смогла ознакомиться куда более широкая аудитория, чем поначалу. Вполне можно посоветовать последовать их примеру и всем остальным: да, здесь мы сможем получить сведения по большей части лишь об одном из произведений великого композитора – зато весьма подробные и даже при желании в игровой форме.
- Многопользовательская игра:
Друг против друга
Поочерёдная игра за одним компьютером - Особенность геймплея:
Образовательная
Встроенная энциклопедия - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Музыка - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
Викторина - Язык:
English