Serious Sam 2

Крутой Сэм II
Serious Sam 2
Жанр: Action
Разработчик: Croteam
Издатель: 2K Games
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.31 из 10
  • 13
  • 23
  • 21
Сэм, я твой…
Неоконченная фраза Ментала

Учитывая популярность предыдущих игр серии Serious Sam, появление очередной части, посвященной противостоянию Сэма Стоуна (Sam Stone), известного также как Крутой (или Серьезный) Сэм (Serious Sam), и таинственного злодея Ментала (Mental), было лишь вопросом времени. В итоге сие знаменательное событие произошло в 2005 году, - игровой общественности был представлен проект, гордо носящий цифру два в своем названии и продолжающий традиции, заложенные его предшественниками. То есть игрокам вновь предлагалось сражаться на своего рода «аренах» против толп «пушечного мяса», выслушивая в процессе грубоватые шуточки протагониста.

Завязка же у всей этой кровавой вакханалии следующая: на связь с протагонистом выходит некий Великий Совет, члены которого сообщают Сэму о том, что существует древний мистический медальон, с помощью которого можно раз и навсегда уничтожить Ментала, установив мир и покой во всей Вселенной. К несчастью, ценный артефакт разбит на пять частей, каждая из которых хранится на «отдельной» планете. Соответственно, герою предлагается собрать все куски медальона и с его помощью покарать злодея. Поскольку предыдущие попытки уничтожить извечного недруга закончились былинным отказом, Сэм с радостью «хватается» за возможность одержать эпичную победу - и тут же отправляется за первой частью артефакта.

Впрочем, в итоге протагонисту придется посетить целых семь различных миров, среди которых будет и покрытый пеплом вулканический Клир (Kleer), и болотистый Магнор (Magnor), и даже выполненный в «китайском стиле» Чи-Фан (Chi-Fang). Более того, в случае с покрытой льдами стороной луны Кронор (Kronor) окружающая среда оказывает непосредственное влияние на геймплей, - находящийся на открытой местности Сэм начинает замерзать, в результате чего экран покрывает самый настоящий виртуальный иней… В результате геймеру приходится постоянно отогревать протагониста, забегая в здания либо поближе к источникам тепла, например кострам. В остальном же взаимодействие с окружением довольно ограниченное, - где-то в водичке можно поплавать, где-то с высоты упасть, скажем, в пропасть - или, наоборот, повыше забраться, например на крышу или балкон.

Однако всё это, так сказать, «второстепенные» детали геймплея, основной упор которого, как уже упоминалось ранее, приходится на поединки с толпами врагов на различных «аренах». И, соответственно, пока последний супостат не падет бездыханным на землю, пройти дальше у вас никак не получится. Другое дело, что слово «арена» не зря взято в кавычки, ибо полем боя в Serious Sam 2 становятся самые разнообразные локации: пасторальная зеленая лужайка, военная база Ментала, деревенька дружественных аборигенов, площадь футуристического мегаполиса. При этом сражаться придется как на открытой местности (в большей степени), так и в закрытых помещениях (соответственно, реже). Плюс следует отметить тот факт, что площадь «арен» также может быть самой различной - от небольших «пятачков» до большущих полей.

Но где бы ни оказался Сэм, можете не сомневаться в одном: там же появятся и приспешники Ментала. Много-много приспешников Ментала! Причем речь идет как о количестве нападающих врагов, так и о разнообразии их разновидностей. Кого тут только нет: ведьмы на метлах и летающих котлах, орки в футуристичной броне и в амуниции игроков в американский футбол, гигантские пауки, носороги, краснокожие демонические создания с ракетными установками… Разумеется, продвинутым интеллектом и слаженными командными действиями вся эта братия похвастаться не может, действуя по принципу «беги на протагониста и бей/стреляй». Однако количество, а главное - хитро подобранные сочетания различных типов противников вполне компенсируют этот недостаток. Правда, временами, на мой взгляд, авторы перегибают палку с продолжительностью атак/численностью атакующих, опасно приближаясь, а то и пересекая тонкую грань между «весело/сложно» и «затянуто/неоправданно сложно». Впрочем, всё это субъективно.

Да и разработчики, что заметно «невооруженным» глазом, старались максимально разнообразить процесс прохождения. И в первую очередь - за счет богатого арсенала оружия: по мере продвижения по уровням кампании Сэм разживется небольшой циркулярной пилой для рукопашной, парными револьверами с бесконечными патронами, бластером с неограниченным боезапасом и возможностью накапливать заряд для более мощной атаки, многоствольным дробовиком, двухствольным обрезом, парочкой УЗИ (по одному в каждую руку), миниганом, ракетной установкой, гранатометом, плазмаганом, электроорудием, снайперской винтовкой, снятой с лафета и ставшей «ручной» пушкой, стреляющей чугунными ядрами, «серьезной» бомбой (уничтожает всех врагов в зоне видимости) и попугаем-камикадзе, подрывающим себя вместе с жертвой. Также в качестве дополнительного оружия выступают гранаты-«лимонки», которые можно швырять во врагов, не убирая из рук текущее оружие. Как видите, арсенал вполне себе богатый, да и менять «стволы» в пылу сражения придется регулярно, - пройти серьезную заварушку с одной «пушкой» вряд ли получится. Еще одним способом борьбы с однообразием можно назвать появление в игре различных средств передвижения: плюющегося файерболлами динозавра, шипастой сферы, оснащенного лазерами судна на воздушной подушке. С их помощью уничтожать противников и легче, и веселее.

Также стоит отметить появление относительно нестандартных игровых ситуаций, призванных развлечь геймера (или довести его до белого каления). В частности, главный герой прокатится на находящейся на большой высоте деревянной платформе, параллельно отстреливая летающих врагов, совместно с союзниками поучаствует в обороне деревни и вдоволь постреляет из стационарных турелей. Сказать, что такие эпизоды оказывают существенное влияние на игровой процесс, конечно, нельзя, - но определенную долю веселья (или раздражения) они, безусловно, вносят.

Ну и на «десерт» я оставил боссов. Дело в том, что на каждой планете Сэму придется сразиться с особо «продвинутым» и опасным оппонентом. При этом практически в каждом из таких поединков потребуется не только уклоняться от атак главаря и метко попадать в цель самому, но и решать некую головоломку, связанную с нахождением уязвимости босса или лишением его некоего преимущества, например возможности восстанавливать здоровье. Да и состав этих товарищей весьма своеобразен. В частности, Сэму встретятся гигантская пчела ЗумЗум (ZumZum), громадный робот Хьюго (Hugo) (Хьюго-босс; звучит, знаете ли), дракон Сесил (Cecil) и фокусник-некромант Клировски (Count Kleerofski). Из всего этого разнообразия выделяется - к сожалению, в худшую сторону - финальный оппонент - мобильная база Ментала (Mental Institution). Поединок с ней на удивление «пресен» и не особо запоминается.

Так, вроде бы все основные моменты, касающиеся геймплея, мы проговорили. Хотя нет, остался еще один - атмосфера проекта. Охарактеризовать ее можно как весьма своеобразную, нарочито раздолбайскую с элементами сортирного юмора. Почему именно так? Да потому, что авторы знатно «оторвались» (иногда опять-таки чрезмерно) при разработке, наполнив свое детище множеством фишечек, шутеечек и приколов. Например, при наличии системы сохранений в Serious Sam 2 присутствуют жизни. В случае гибели главного героя отбрасывает к последнему чекпоинту, что вынуждает игрока заново проходить кусок уровня. И да, запас жизней можно пополнять, благо в игре присутствует система начисления очков. И старая как мир схема: набрал n-е количество баллов, получил ещё одну попытку. В общем, разработчики знатно постебались над аркадами, хотя справедливости ради следует отметить, что подобные прецеденты встречались и ранее (см. Rise of the Triad: Dark War (1994, DOS)).

Впрочем, не забыты и более стандартные способы развлечения игрока. Например, забавные реплики, озвучиваемые как самим Сэмом, так и другими персонажами вроде обретшего голос виртуального ассистента, именуемого(-ой) «NETRICSA» («NEuroTRonically Implanted Combat Situation Analyzer»). А также забавные секреты и пасхалки, разбросанные по уровням. Ведь хорошо же повстречать в бою дальнего родственника Конана-варвара (Konan The Barbarian), именуемого Онан-библиотекарь (Onan The Librarian). Или найти неприметную пещерку, заполненную боеприпасами и содержащую внутри волшебный холодильник.

Проблема, однако, в том, что многие приколы содержат шутки ниже пояса или упомянутые ранее элементы сортирного юмора. Так, в качестве одного из секретов выступает уединившаяся в кустах парочка. А другой тайник, открытие которого потребует определенной доли ловкости и скорости действий, позволит поприсутствовать на первой в истории Serious Sam гей-свадьбе (которую, к счастью, можно разгромить)! Опять же - скелет Дюка Ньюкема с ракетой, торчащей сзади и чуть ниже пояса… Нет, мы тут не ханжи, - но многие шутки попросту НЕСМЕШНЫЕ. И построены на том, чем так прославился приставочный платформер Boogerman: A Pick and Flick Adventure. Что придется по вкусу далеко не каждому.

И всё это безобразие происходит на фоне значительно изменившегося по сравнению с предшественниками видеоряда. В частности, игра выглядит нарочито нереалистично и «мультяшно». Причем речь идет не об эффекте Cel shading, а об использовании авторами чрезвычайно ярких, сочных красок. Впрочем, тот же Клир, несмотря на все старания дизайнеров, выглядит довольно уныло. Тем не менее в целом графика проекта заслуживает оценки «чуть выше среднего». В частности, создатели Serious Sam 2 поработали с окружающими фонами, заполнив их различными объектами - начиная с поросших зеленью скал и каменных башен и заканчивая различными аттракционами вроде «чертового колеса» и футуристических небоскребов будущего. Правда, находящиеся совсем далеко элементы пейзажа всё же нарисованы несколько схематично. Хватает предметов и непосредственно на «аренах»: на поле боя присутствуют различные постройки, растения, тележки, замшелые камни и прочие предметы. Хотя помещения внутри зданий обставлены довольно однообразно и несколько бедновато. Зато довольно детально прорисованы средства передвижения, оружие и противники. Правда, анимация последних несколько грубовата, - однако у меня сложилось впечатление, что это сделано специально. Также стоит отметить, что многие из доступных Сэму «пушек» буквально рвут оппонентов в клочья, - однако данный процесс, видимо в силу общей «мультяшности» и несерьезности, не слишком впечатляет. Равно как и различные спецэффекты вроде пламени и взрывов. И да: как вы, наверное, догадались, тела оппонентов (или то, что от них осталось) исчезают чрезвычайно быстро.

Что же касается звукового оформления, то оно с неба звезд не хватает, но и отрицательных эмоций не вызывает. Музыкальные треки неплохо справляются с задачей создания фона для несерьезной бойни, творящейся на экране, и довольно разнообразны: присутствуют и нарочито героические, и заведомо шуточные композиции. Озвучившие персонажей актеры проделали вполне неплохую работу, однако воображение их игра не поражает. Монстры исправно рычат, хрипят и завывают, но некоторые звуки вроде «свиста» пауков со временем начинают раздражать. Также отмечу не слишком убедительные эффекты выстрелов ряда «пушек».

В общем, прорывом или новой вехой развития серии Serious Sam вторая часть не стала. У разработчиков получился «крепкий» аренный шутер, намеренно несерьезный, пошловатый и со своеобразным чувством юмора. Такое сочетание может прийтись, да, собственно говоря, и пришлось по вкусу далеко не всем игрокам. Однако я всё же рискну предложить как поклонникам «мясных» шутеров в целом, так и фанатам сериала в частности взглянуть на Serious Sam 2. Вполне возможно, что его недостатки не окажутся для вас критичными, а геймплей сумеет заинтересовать настолько, чтобы потратить время на полное прохождение игры.
Автор обзора: Warmaster
Serious Sam: The First Encounter, Serious Sam: The Second Encounter
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Я проходил Сэма уже позже, годах в 2010-2012, но подключив к большому телевизору.
Мои дети садились под телек и смотрели, как мультик )
Otsorivana
Очень годня игра! Мне она понравилась практически всем. Сюжет, локации, оружие, машинки-заврики, на которых можно кататься, боссы, юмор, чего стоит момент, когда Сэма выкидывают из выгона за неуплату билета, да и пасхалок хватает.

Минус, небольшой, но он есть - некоторые битвы немного затянуты, особенно, такие наблюдались на "японской" локации, с кучей бесящих монстров. Поэтому 9,5 из 10 стабильно, боссы суровы, вроде Клировского.
Ты почти то же самое тут в комментариях в прошлом году написал)
Буквально двумя комментариями ранее. Будешь каждый год делиться впечатлениями от игры?
Очень годня игра! Мне она понравилась практически всем. Сюжет, локации, оружие, машинки-заврики, на которых можно кататься, боссы, юмор, чего стоит момент, когда Сэма выкидывают из выгона за неуплату билета, да и пасхалок хватает.

Минус, небольшой, но он есть - некоторые битвы немного затянуты, особенно, такие наблюдались на "японской" локации, с кучей бесящих монстров. Поэтому 9,5 из 10 стабильно, боссы суровы, вроде Клировского.
Кстати, столкнулся при прохождении финального уровня игры с довольно неожиданным багом. Дело в том, что в концовке этапа необходимо разобраться с крепостью Ментала. И для этих целей Сэму выдается ховербайк.
При этом, одну такую машину можно раздобыть в тайнике, примерно в середине этапа, а еще одну игрок получает в самом начале масштабной битвы, предшествующей поединку с боссом.
Таким образом, при удачном стечение обстоятельств (высоком скилле игры) можно начать битву с боссом, имея целых три ховербайка. И вот в чем заключается баг, - если сесть на любой другой байк кроме того, что дают для поединка с главарем, крепость получит небольшие повреждения от первых трех-четырех выстрелов, а потом перестанет получать какой-либо урон и станет неуничтожимой.
Правда, если, скажем, погибнуть и начать с последней контрольной точки (если есть жизни), Сэм будет "верхом" на "правильном" байке и босс будет получать урон.
Otsorivana
Хотя ближе к концу сама концепция победи "1005009000 монстров" начинает надоедать, ибо врагов явно больше чем в старых частях.
К сожалению, ряд боев в игре очень затянут. На мой вкус. Причем, как раз не слишком сложные сражения. То есть, прибытие новых "волн" врагов не столько усложняет битвы, сколько превращает отстрел противников в тягомотину. Нет, засыпать, конечно, не начинаешь, но мысли "да когда вы уже закончитесь" появляются)