Сэм, я твой…
Неоконченная фраза Ментала
Учитывая популярность предыдущих игр серии Serious Sam, появление очередной части, посвященной противостоянию Сэма Стоуна (Sam Stone), известного также как Крутой (или Серьезный) Сэм (Serious Sam), и таинственного злодея Ментала (Mental), было лишь вопросом времени. В итоге сие знаменательное событие произошло в 2005 году, - игровой общественности был представлен проект, гордо носящий цифру два в своем названии и продолжающий традиции, заложенные его предшественниками. То есть игрокам вновь предлагалось сражаться на своего рода «аренах» против толп «пушечного мяса», выслушивая в процессе грубоватые шуточки протагониста.
Завязка же у всей этой кровавой вакханалии следующая: на связь с протагонистом выходит некий Великий Совет, члены которого сообщают Сэму о том, что существует древний мистический медальон, с помощью которого можно раз и навсегда уничтожить Ментала, установив мир и покой во всей Вселенной. К несчастью, ценный артефакт разбит на пять частей, каждая из которых хранится на «отдельной» планете. Соответственно, герою предлагается собрать все куски медальона и с его помощью покарать злодея. Поскольку предыдущие попытки уничтожить извечного недруга закончились былинным отказом, Сэм с радостью «хватается» за возможность одержать эпичную победу - и тут же отправляется за первой частью артефакта.
Впрочем, в итоге протагонисту придется посетить целых семь различных миров, среди которых будет и покрытый пеплом вулканический Клир (Kleer), и болотистый Магнор (Magnor), и даже выполненный в «китайском стиле» Чи-Фан (Chi-Fang). Более того, в случае с покрытой льдами стороной луны Кронор (Kronor) окружающая среда оказывает непосредственное влияние на геймплей, - находящийся на открытой местности Сэм начинает замерзать, в результате чего экран покрывает самый настоящий виртуальный иней… В результате геймеру приходится постоянно отогревать протагониста, забегая в здания либо поближе к источникам тепла, например кострам. В остальном же взаимодействие с окружением довольно ограниченное, - где-то в водичке можно поплавать, где-то с высоты упасть, скажем, в пропасть - или, наоборот, повыше забраться, например на крышу или балкон.
Однако всё это, так сказать, «второстепенные» детали геймплея, основной упор которого, как уже упоминалось ранее, приходится на поединки с толпами врагов на различных «аренах». И, соответственно, пока последний супостат не падет бездыханным на землю, пройти дальше у вас никак не получится. Другое дело, что слово «арена» не зря взято в кавычки, ибо полем боя в Serious Sam 2 становятся самые разнообразные локации: пасторальная зеленая лужайка, военная база Ментала, деревенька дружественных аборигенов, площадь футуристического мегаполиса. При этом сражаться придется как на открытой местности (в большей степени), так и в закрытых помещениях (соответственно, реже). Плюс следует отметить тот факт, что площадь «арен» также может быть самой различной - от небольших «пятачков» до большущих полей.
Но где бы ни оказался Сэм, можете не сомневаться в одном: там же появятся и приспешники Ментала. Много-много приспешников Ментала! Причем речь идет как о количестве нападающих врагов, так и о разнообразии их разновидностей. Кого тут только нет: ведьмы на метлах и летающих котлах, орки в футуристичной броне и в амуниции игроков в американский футбол, гигантские пауки, носороги, краснокожие демонические создания с ракетными установками… Разумеется, продвинутым интеллектом и слаженными командными действиями вся эта братия похвастаться не может, действуя по принципу «беги на протагониста и бей/стреляй». Однако количество, а главное - хитро подобранные сочетания различных типов противников вполне компенсируют этот недостаток. Правда, временами, на мой взгляд, авторы перегибают палку с продолжительностью атак/численностью атакующих, опасно приближаясь, а то и пересекая тонкую грань между «весело/сложно» и «затянуто/неоправданно сложно». Впрочем, всё это субъективно.
Да и разработчики, что заметно «невооруженным» глазом, старались максимально разнообразить процесс прохождения. И в первую очередь - за счет богатого арсенала оружия: по мере продвижения по уровням кампании Сэм разживется небольшой циркулярной пилой для рукопашной, парными револьверами с бесконечными патронами, бластером с неограниченным боезапасом и возможностью накапливать заряд для более мощной атаки, многоствольным дробовиком, двухствольным обрезом, парочкой УЗИ (по одному в каждую руку), миниганом, ракетной установкой, гранатометом, плазмаганом, электроорудием, снайперской винтовкой, снятой с лафета и ставшей «ручной» пушкой, стреляющей чугунными ядрами, «серьезной» бомбой (уничтожает всех врагов в зоне видимости) и попугаем-камикадзе, подрывающим себя вместе с жертвой. Также в качестве дополнительного оружия выступают гранаты-«лимонки», которые можно швырять во врагов, не убирая из рук текущее оружие. Как видите, арсенал вполне себе богатый, да и менять «стволы» в пылу сражения придется регулярно, - пройти серьезную заварушку с одной «пушкой» вряд ли получится. Еще одним способом борьбы с однообразием можно назвать появление в игре различных средств передвижения: плюющегося файерболлами динозавра, шипастой сферы, оснащенного лазерами судна на воздушной подушке. С их помощью уничтожать противников и легче, и веселее.
Также стоит отметить появление относительно нестандартных игровых ситуаций, призванных развлечь геймера (или довести его до белого каления). В частности, главный герой прокатится на находящейся на большой высоте деревянной платформе, параллельно отстреливая летающих врагов, совместно с союзниками поучаствует в обороне деревни и вдоволь постреляет из стационарных турелей. Сказать, что такие эпизоды оказывают существенное влияние на игровой процесс, конечно, нельзя, - но определенную долю веселья (или раздражения) они, безусловно, вносят.
Ну и на «десерт» я оставил боссов. Дело в том, что на каждой планете Сэму придется сразиться с особо «продвинутым» и опасным оппонентом. При этом практически в каждом из таких поединков потребуется не только уклоняться от атак главаря и метко попадать в цель самому, но и решать некую головоломку, связанную с нахождением уязвимости босса или лишением его некоего преимущества, например возможности восстанавливать здоровье. Да и состав этих товарищей весьма своеобразен. В частности, Сэму встретятся гигантская пчела ЗумЗум (ZumZum), громадный робот Хьюго (Hugo) (Хьюго-босс; звучит, знаете ли), дракон Сесил (Cecil) и фокусник-некромант Клировски (Count Kleerofski). Из всего этого разнообразия выделяется - к сожалению, в худшую сторону - финальный оппонент - мобильная база Ментала (Mental Institution). Поединок с ней на удивление «пресен» и не особо запоминается.
Так, вроде бы все основные моменты, касающиеся геймплея, мы проговорили. Хотя нет, остался еще один - атмосфера проекта. Охарактеризовать ее можно как весьма своеобразную, нарочито раздолбайскую с элементами сортирного юмора. Почему именно так? Да потому, что авторы знатно «оторвались» (иногда опять-таки чрезмерно) при разработке, наполнив свое детище множеством фишечек, шутеечек и приколов. Например, при наличии системы сохранений в Serious Sam 2 присутствуют жизни. В случае гибели главного героя отбрасывает к последнему чекпоинту, что вынуждает игрока заново проходить кусок уровня. И да, запас жизней можно пополнять, благо в игре присутствует система начисления очков. И старая как мир схема: набрал n-е количество баллов, получил ещё одну попытку. В общем, разработчики знатно постебались над аркадами, хотя справедливости ради следует отметить, что подобные прецеденты встречались и ранее (см. Rise of the Triad: Dark War (1994, DOS)).
Впрочем, не забыты и более стандартные способы развлечения игрока. Например, забавные реплики, озвучиваемые как самим Сэмом, так и другими персонажами вроде обретшего голос виртуального ассистента, именуемого(-ой) «NETRICSA» («NEuroTRonically Implanted Combat Situation Analyzer»). А также забавные секреты и пасхалки, разбросанные по уровням. Ведь хорошо же повстречать в бою дальнего родственника Конана-варвара (Konan The Barbarian), именуемого Онан-библиотекарь (Onan The Librarian). Или найти неприметную пещерку, заполненную боеприпасами и содержащую внутри волшебный холодильник.
Проблема, однако, в том, что многие приколы содержат шутки ниже пояса или упомянутые ранее элементы сортирного юмора. Так, в качестве одного из секретов выступает уединившаяся в кустах парочка. А другой тайник, открытие которого потребует определенной доли ловкости и скорости действий, позволит поприсутствовать на первой в истории Serious Sam гей-свадьбе (которую, к счастью, можно разгромить)! Опять же - скелет Дюка Ньюкема с ракетой, торчащей сзади и чуть ниже пояса… Нет, мы тут не ханжи, - но многие шутки попросту НЕСМЕШНЫЕ. И построены на том, чем так прославился приставочный платформер Boogerman: A Pick and Flick Adventure. Что придется по вкусу далеко не каждому.
И всё это безобразие происходит на фоне значительно изменившегося по сравнению с предшественниками видеоряда. В частности, игра выглядит нарочито нереалистично и «мультяшно». Причем речь идет не об эффекте Cel shading, а об использовании авторами чрезвычайно ярких, сочных красок. Впрочем, тот же Клир, несмотря на все старания дизайнеров, выглядит довольно уныло. Тем не менее в целом графика проекта заслуживает оценки «чуть выше среднего». В частности, создатели Serious Sam 2 поработали с окружающими фонами, заполнив их различными объектами - начиная с поросших зеленью скал и каменных башен и заканчивая различными аттракционами вроде «чертового колеса» и футуристических небоскребов будущего. Правда, находящиеся совсем далеко элементы пейзажа всё же нарисованы несколько схематично. Хватает предметов и непосредственно на «аренах»: на поле боя присутствуют различные постройки, растения, тележки, замшелые камни и прочие предметы. Хотя помещения внутри зданий обставлены довольно однообразно и несколько бедновато. Зато довольно детально прорисованы средства передвижения, оружие и противники. Правда, анимация последних несколько грубовата, - однако у меня сложилось впечатление, что это сделано специально. Также стоит отметить, что многие из доступных Сэму «пушек» буквально рвут оппонентов в клочья, - однако данный процесс, видимо в силу общей «мультяшности» и несерьезности, не слишком впечатляет. Равно как и различные спецэффекты вроде пламени и взрывов. И да: как вы, наверное, догадались, тела оппонентов (или то, что от них осталось) исчезают чрезвычайно быстро.
Что же касается звукового оформления, то оно с неба звезд не хватает, но и отрицательных эмоций не вызывает. Музыкальные треки неплохо справляются с задачей создания фона для несерьезной бойни, творящейся на экране, и довольно разнообразны: присутствуют и нарочито героические, и заведомо шуточные композиции. Озвучившие персонажей актеры проделали вполне неплохую работу, однако воображение их игра не поражает. Монстры исправно рычат, хрипят и завывают, но некоторые звуки вроде «свиста» пауков со временем начинают раздражать. Также отмечу не слишком убедительные эффекты выстрелов ряда «пушек».
В общем, прорывом или новой вехой развития серии Serious Sam вторая часть не стала. У разработчиков получился «крепкий» аренный шутер, намеренно несерьезный, пошловатый и со своеобразным чувством юмора. Такое сочетание может прийтись, да, собственно говоря, и пришлось по вкусу далеко не всем игрокам. Однако я всё же рискну предложить как поклонникам «мясных» шутеров в целом, так и фанатам сериала в частности взглянуть на Serious Sam 2. Вполне возможно, что его недостатки не окажутся для вас критичными, а геймплей сумеет заинтересовать настолько, чтобы потратить время на полное прохождение игры.
Неоконченная фраза Ментала
Учитывая популярность предыдущих игр серии Serious Sam, появление очередной части, посвященной противостоянию Сэма Стоуна (Sam Stone), известного также как Крутой (или Серьезный) Сэм (Serious Sam), и таинственного злодея Ментала (Mental), было лишь вопросом времени. В итоге сие знаменательное событие произошло в 2005 году, - игровой общественности был представлен проект, гордо носящий цифру два в своем названии и продолжающий традиции, заложенные его предшественниками. То есть игрокам вновь предлагалось сражаться на своего рода «аренах» против толп «пушечного мяса», выслушивая в процессе грубоватые шуточки протагониста.
Завязка же у всей этой кровавой вакханалии следующая: на связь с протагонистом выходит некий Великий Совет, члены которого сообщают Сэму о том, что существует древний мистический медальон, с помощью которого можно раз и навсегда уничтожить Ментала, установив мир и покой во всей Вселенной. К несчастью, ценный артефакт разбит на пять частей, каждая из которых хранится на «отдельной» планете. Соответственно, герою предлагается собрать все куски медальона и с его помощью покарать злодея. Поскольку предыдущие попытки уничтожить извечного недруга закончились былинным отказом, Сэм с радостью «хватается» за возможность одержать эпичную победу - и тут же отправляется за первой частью артефакта.
Впрочем, в итоге протагонисту придется посетить целых семь различных миров, среди которых будет и покрытый пеплом вулканический Клир (Kleer), и болотистый Магнор (Magnor), и даже выполненный в «китайском стиле» Чи-Фан (Chi-Fang). Более того, в случае с покрытой льдами стороной луны Кронор (Kronor) окружающая среда оказывает непосредственное влияние на геймплей, - находящийся на открытой местности Сэм начинает замерзать, в результате чего экран покрывает самый настоящий виртуальный иней… В результате геймеру приходится постоянно отогревать протагониста, забегая в здания либо поближе к источникам тепла, например кострам. В остальном же взаимодействие с окружением довольно ограниченное, - где-то в водичке можно поплавать, где-то с высоты упасть, скажем, в пропасть - или, наоборот, повыше забраться, например на крышу или балкон.
Однако всё это, так сказать, «второстепенные» детали геймплея, основной упор которого, как уже упоминалось ранее, приходится на поединки с толпами врагов на различных «аренах». И, соответственно, пока последний супостат не падет бездыханным на землю, пройти дальше у вас никак не получится. Другое дело, что слово «арена» не зря взято в кавычки, ибо полем боя в Serious Sam 2 становятся самые разнообразные локации: пасторальная зеленая лужайка, военная база Ментала, деревенька дружественных аборигенов, площадь футуристического мегаполиса. При этом сражаться придется как на открытой местности (в большей степени), так и в закрытых помещениях (соответственно, реже). Плюс следует отметить тот факт, что площадь «арен» также может быть самой различной - от небольших «пятачков» до большущих полей.
Но где бы ни оказался Сэм, можете не сомневаться в одном: там же появятся и приспешники Ментала. Много-много приспешников Ментала! Причем речь идет как о количестве нападающих врагов, так и о разнообразии их разновидностей. Кого тут только нет: ведьмы на метлах и летающих котлах, орки в футуристичной броне и в амуниции игроков в американский футбол, гигантские пауки, носороги, краснокожие демонические создания с ракетными установками… Разумеется, продвинутым интеллектом и слаженными командными действиями вся эта братия похвастаться не может, действуя по принципу «беги на протагониста и бей/стреляй». Однако количество, а главное - хитро подобранные сочетания различных типов противников вполне компенсируют этот недостаток. Правда, временами, на мой взгляд, авторы перегибают палку с продолжительностью атак/численностью атакующих, опасно приближаясь, а то и пересекая тонкую грань между «весело/сложно» и «затянуто/неоправданно сложно». Впрочем, всё это субъективно.
Да и разработчики, что заметно «невооруженным» глазом, старались максимально разнообразить процесс прохождения. И в первую очередь - за счет богатого арсенала оружия: по мере продвижения по уровням кампании Сэм разживется небольшой циркулярной пилой для рукопашной, парными револьверами с бесконечными патронами, бластером с неограниченным боезапасом и возможностью накапливать заряд для более мощной атаки, многоствольным дробовиком, двухствольным обрезом, парочкой УЗИ (по одному в каждую руку), миниганом, ракетной установкой, гранатометом, плазмаганом, электроорудием, снайперской винтовкой, снятой с лафета и ставшей «ручной» пушкой, стреляющей чугунными ядрами, «серьезной» бомбой (уничтожает всех врагов в зоне видимости) и попугаем-камикадзе, подрывающим себя вместе с жертвой. Также в качестве дополнительного оружия выступают гранаты-«лимонки», которые можно швырять во врагов, не убирая из рук текущее оружие. Как видите, арсенал вполне себе богатый, да и менять «стволы» в пылу сражения придется регулярно, - пройти серьезную заварушку с одной «пушкой» вряд ли получится. Еще одним способом борьбы с однообразием можно назвать появление в игре различных средств передвижения: плюющегося файерболлами динозавра, шипастой сферы, оснащенного лазерами судна на воздушной подушке. С их помощью уничтожать противников и легче, и веселее.
Также стоит отметить появление относительно нестандартных игровых ситуаций, призванных развлечь геймера (или довести его до белого каления). В частности, главный герой прокатится на находящейся на большой высоте деревянной платформе, параллельно отстреливая летающих врагов, совместно с союзниками поучаствует в обороне деревни и вдоволь постреляет из стационарных турелей. Сказать, что такие эпизоды оказывают существенное влияние на игровой процесс, конечно, нельзя, - но определенную долю веселья (или раздражения) они, безусловно, вносят.
Ну и на «десерт» я оставил боссов. Дело в том, что на каждой планете Сэму придется сразиться с особо «продвинутым» и опасным оппонентом. При этом практически в каждом из таких поединков потребуется не только уклоняться от атак главаря и метко попадать в цель самому, но и решать некую головоломку, связанную с нахождением уязвимости босса или лишением его некоего преимущества, например возможности восстанавливать здоровье. Да и состав этих товарищей весьма своеобразен. В частности, Сэму встретятся гигантская пчела ЗумЗум (ZumZum), громадный робот Хьюго (Hugo) (Хьюго-босс; звучит, знаете ли), дракон Сесил (Cecil) и фокусник-некромант Клировски (Count Kleerofski). Из всего этого разнообразия выделяется - к сожалению, в худшую сторону - финальный оппонент - мобильная база Ментала (Mental Institution). Поединок с ней на удивление «пресен» и не особо запоминается.
Так, вроде бы все основные моменты, касающиеся геймплея, мы проговорили. Хотя нет, остался еще один - атмосфера проекта. Охарактеризовать ее можно как весьма своеобразную, нарочито раздолбайскую с элементами сортирного юмора. Почему именно так? Да потому, что авторы знатно «оторвались» (иногда опять-таки чрезмерно) при разработке, наполнив свое детище множеством фишечек, шутеечек и приколов. Например, при наличии системы сохранений в Serious Sam 2 присутствуют жизни. В случае гибели главного героя отбрасывает к последнему чекпоинту, что вынуждает игрока заново проходить кусок уровня. И да, запас жизней можно пополнять, благо в игре присутствует система начисления очков. И старая как мир схема: набрал n-е количество баллов, получил ещё одну попытку. В общем, разработчики знатно постебались над аркадами, хотя справедливости ради следует отметить, что подобные прецеденты встречались и ранее (см. Rise of the Triad: Dark War (1994, DOS)).
Впрочем, не забыты и более стандартные способы развлечения игрока. Например, забавные реплики, озвучиваемые как самим Сэмом, так и другими персонажами вроде обретшего голос виртуального ассистента, именуемого(-ой) «NETRICSA» («NEuroTRonically Implanted Combat Situation Analyzer»). А также забавные секреты и пасхалки, разбросанные по уровням. Ведь хорошо же повстречать в бою дальнего родственника Конана-варвара (Konan The Barbarian), именуемого Онан-библиотекарь (Onan The Librarian). Или найти неприметную пещерку, заполненную боеприпасами и содержащую внутри волшебный холодильник.
Проблема, однако, в том, что многие приколы содержат шутки ниже пояса или упомянутые ранее элементы сортирного юмора. Так, в качестве одного из секретов выступает уединившаяся в кустах парочка. А другой тайник, открытие которого потребует определенной доли ловкости и скорости действий, позволит поприсутствовать на первой в истории Serious Sam гей-свадьбе (которую, к счастью, можно разгромить)! Опять же - скелет Дюка Ньюкема с ракетой, торчащей сзади и чуть ниже пояса… Нет, мы тут не ханжи, - но многие шутки попросту НЕСМЕШНЫЕ. И построены на том, чем так прославился приставочный платформер Boogerman: A Pick and Flick Adventure. Что придется по вкусу далеко не каждому.
И всё это безобразие происходит на фоне значительно изменившегося по сравнению с предшественниками видеоряда. В частности, игра выглядит нарочито нереалистично и «мультяшно». Причем речь идет не об эффекте Cel shading, а об использовании авторами чрезвычайно ярких, сочных красок. Впрочем, тот же Клир, несмотря на все старания дизайнеров, выглядит довольно уныло. Тем не менее в целом графика проекта заслуживает оценки «чуть выше среднего». В частности, создатели Serious Sam 2 поработали с окружающими фонами, заполнив их различными объектами - начиная с поросших зеленью скал и каменных башен и заканчивая различными аттракционами вроде «чертового колеса» и футуристических небоскребов будущего. Правда, находящиеся совсем далеко элементы пейзажа всё же нарисованы несколько схематично. Хватает предметов и непосредственно на «аренах»: на поле боя присутствуют различные постройки, растения, тележки, замшелые камни и прочие предметы. Хотя помещения внутри зданий обставлены довольно однообразно и несколько бедновато. Зато довольно детально прорисованы средства передвижения, оружие и противники. Правда, анимация последних несколько грубовата, - однако у меня сложилось впечатление, что это сделано специально. Также стоит отметить, что многие из доступных Сэму «пушек» буквально рвут оппонентов в клочья, - однако данный процесс, видимо в силу общей «мультяшности» и несерьезности, не слишком впечатляет. Равно как и различные спецэффекты вроде пламени и взрывов. И да: как вы, наверное, догадались, тела оппонентов (или то, что от них осталось) исчезают чрезвычайно быстро.
Что же касается звукового оформления, то оно с неба звезд не хватает, но и отрицательных эмоций не вызывает. Музыкальные треки неплохо справляются с задачей создания фона для несерьезной бойни, творящейся на экране, и довольно разнообразны: присутствуют и нарочито героические, и заведомо шуточные композиции. Озвучившие персонажей актеры проделали вполне неплохую работу, однако воображение их игра не поражает. Монстры исправно рычат, хрипят и завывают, но некоторые звуки вроде «свиста» пауков со временем начинают раздражать. Также отмечу не слишком убедительные эффекты выстрелов ряда «пушек».
В общем, прорывом или новой вехой развития серии Serious Sam вторая часть не стала. У разработчиков получился «крепкий» аренный шутер, намеренно несерьезный, пошловатый и со своеобразным чувством юмора. Такое сочетание может прийтись, да, собственно говоря, и пришлось по вкусу далеко не всем игрокам. Однако я всё же рискну предложить как поклонникам «мясных» шутеров в целом, так и фанатам сериала в частности взглянуть на Serious Sam 2. Вполне возможно, что его недостатки не окажутся для вас критичными, а геймплей сумеет заинтересовать настолько, чтобы потратить время на полное прохождение игры.
- Атмосфера:
Юмор - Аудитория:
Жестокость - Время и место:
Другие планеты - Многопользовательская игра:
LAN
Друг против друга - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Хорватия - Тематика:
Научная фантастика - Технические детали:
EAX - Язык:
Русский
Deutsch
Français
Italiano
English
Мои дети садились под телек и смотрели, как мультик )
Буквально двумя комментариями ранее. Будешь каждый год делиться впечатлениями от игры?
Минус, небольшой, но он есть - некоторые битвы немного затянуты, особенно, такие наблюдались на "японской" локации, с кучей бесящих монстров. Поэтому 9,5 из 10 стабильно, боссы суровы, вроде Клировского.
При этом, одну такую машину можно раздобыть в тайнике, примерно в середине этапа, а еще одну игрок получает в самом начале масштабной битвы, предшествующей поединку с боссом.
Таким образом, при удачном стечение обстоятельств (высоком скилле игры) можно начать битву с боссом, имея целых три ховербайка. И вот в чем заключается баг, - если сесть на любой другой байк кроме того, что дают для поединка с главарем, крепость получит небольшие повреждения от первых трех-четырех выстрелов, а потом перестанет получать какой-либо урон и станет неуничтожимой.
Правда, если, скажем, погибнуть и начать с последней контрольной точки (если есть жизни), Сэм будет "верхом" на "правильном" байке и босс будет получать урон.