Очередной последователь-подражатель нетленной серии «Where in... is Carmen Sandiego?», посвящённый, впрочем, не географии и не истории, а зоологии в неожиданном сочетании с криптографией, но так же ориентированный преимущественно на пользователей младшего и среднего школьного возраста. Судя по тому, что выйти под общим заголовком «The Secret Codes of C.Y.P.H.E.R.» успели только два выпуска, особого успеха они не снискали: Tanager Software Productions из Калифорнии, побочно подрабатывавшая портированием, вскоре закрыла свои двери, а её основатель и руководитель Джефф Сильверман (кстати сказать, до этого потрудившийся и в составе Brøderbund Software) в итоге сменил рискованное дело создания компьютерных игр на более стабильную должность учителя средней школы.
Постановка стоящей перед нами задачи оказывается несколько запутанной. Всё начинается с того, что пользователь вступает в тесные ряды некой таинственной организации под названием C.Y.P.H.E.R., что примерно расшифровывается как «Храбрые юные партнёры секретной электронной радиотелеграфии». Занимается же она предоставлением услуг по передаче закодированных сообщений, именуемых «CYPHERGRAMS» (оставим уже этот термин без пояснения), – стремясь обеспечить как можно более полную информационную безопасность для своих клиентов и не давая их личным и ценным сведениям попасть в грязные загребущие руки конкурентов из L.U.R.K. (что означает нечто вроде «Отвратительные закулисные гнилые мошенники», ага).
И это ещё не всё: прежде чем заняться собственно расшифровкой сообщений для клиентов, необходимо ещё и собрать их (сообщений, не клиентов) фрагменты, припрятанные у наших связных, законсервированных в различных районах города. При этом нужную информацию периодически приходится искать почему-то в местном заповеднике под названием «Wildlife Park» – у одного из 87 видов млекопитающих, предварительно собрав положенные подсказки по его распознаванию опять-таки у тех же встречных связных... Ну, будем считать, что таким замысловатым образом авторы игры стараются реализовать поставленную ими перед собой задачу не только развития у подрастающего поколения навыков по части логического мышления, но и пополнения их знаний в области зоологии.
Выглядит «The Secret Codes of C.Y.P.H.E.R.: Operation Wildlife» более-менее прилично, хотя особо яркой и детализированной здешнюю картинку назвать, увы, не получится: из адаптеров поддерживаются не только видеокарты класса VGA/MCGA, но и EGA с Tandy (кстати сказать, выглядящие тут не намного хуже) и даже Hercules. А вот звуковое оформление никаких нареканий не вызывает: мелодии в исполнении Adlib и разнообразные эффекты Sound Blaster оставляют по себе самые приятные впечатления, а первое из упомянутых устройств разрешается ещё и при желании сменить на Roland. Управление реализовано при помощи мыши, хотя изредка оперировать стрелками клавиатуры и «вводом» оказывается даже проще (для ярых поклонников хвостатых манипуляторов на экране в таких случаях появляется настоящий виртуальный пульт со всеми нужными кнопками).
В самом же начале, когда невидимый протагонист заходит в некую скромную продуктовую лавку, выступающую прикрытием для штаб-квартиры нашей организации, представится ещё и возможность набрать текст вручную. После ввода своего имени начинающему агенту потребуется выбрать себе «позывной» (в ассортименте – несколько десятков популярных вариантов, равно как и возможность придумать что-то совершенно новое), а затем – пройти краткий курс инструктажа, заглянув в комнату с вывеской «Training Room». Покончив с этими формальностями, переходим в кабинет начальника, «The Supervisor», для получения собственно задания.
Правда, своего любимого шефа мы здесь не увидим (официально его функции вообще исполняет искусственный интеллект), зато встретим экран настроек, играющий роль своего рода главного меню. Пункт «Review Dossier» продемонстрирует наш текущий профиль: статистику успешно завершённых миссий, коллекцию полученных наград и т.д. Раздел «Send CYPHERGRAM to C.Y.P.H.E.R. Agent» вряд ли окажется актуальным: здесь дозволяется отправлять шифрованные сообщения другим одушевлённым пользователям, зарегистрированным в системе (т.е. на том же ПК) под собственными «позывными». Под заголовком «Set Field Conditions» скрываются настройки текущей партии: тут можно не только отключить звук, но и предпочесть один из четырёх доступных уровней сложности (от «Beginner» до «Expert»), а также – что куда более интересно – один из пяти языков, служащих для передачи тех самых закодированных сообщений. Помимо обычного английского, это американский жестовый язык (амслен), шрифт Брайля, азбука Морзе и сигналы семафора.
Наконец, «Select Mission Assignment» позволяет приступить к собственно игре. Но и тут первым делом придётся выбрать себе клиента, познакомившись с его краткой биографией и полюбовавшись на его портрет. Строго говоря, именно в этом и заключается львиная доля сюжетной составляющей «The Secret Codes of C.Y.P.H.E.R.: Operation Wildlife»: после совершённого выбора мы будем достаточно долго заниматься делами именно этого лица, обмениваясь от его имени различного рода приватной корреспонденцией – и тем самым разбирая его проблемы и знакомясь с его «скелетами в шкафу». На каждого такого персонажа (а всего их здесь 18) приходится целый десяток миссий, в начале которых нам выдадут предупреждение на предмет очередного вражеского шпиона, собирающегося идти за протагонистом по пятам, электронную карточку доступа, часы-сканер для обработки информации с тем или иным запасом энергии (читай – ограничением на количество возможных «ходов», зависящим от предпочтённого уровня сложности) и первый набор из трёх конвертов с адресами и явками агентов, способных передать нам необходимые подсказки.
Основное действие разворачивается на карте города, разделённого на несколько районов; улицы в каждом из этих последних в случайном порядке носят наименования созвездий, птиц, змей, индейских племён и т.д. Опознав на тех самых конвертах (повторно посмотреть на которые можно при помощи клавиши «F2») соответствующую тематическую категорию, щёлкаем по подходящему району: если угадали, то получаем один из трёх фрагментов искомого сообщения, а также видим у себя на экране опять-таки три миниатюры с изображениями агентов, готовых выдать нам подсказки на предмет обнаружения следующего недостающего кусочка шифровки. Подсказки эти имеют вид «интересных фактов» о том или ином млекопитающем: это могут быть сведения о его окрасе, росте или весе, описание предпочтений в пище, места обитания или образа жизни в зимний период и т.д.
Пораскинув немного мозгами на предмет полученных сведений, отправляемся в «Парк дикой природы» нажатием клавиши «F1». Здесь и обитают все наши животные – как уже упоминалось, общим количеством в 87 особей различных видов, рассредоточенных по пяти ареалам обитания: степи, водоёмы, равнины, горы и леса. Каждый из перечисленных биомов насчитывает несколько экранов с тремя (как правило) млекопитающими на каждом: для переключения используем клавиши со стрелками на панели в правом нижем углу; расположенные там же кнопки с буквами «G», «A», «P», «M» и «F» помогают перейти к другой области парка, не возвращаясь к общему меню. В нижней же части экрана красуются таблички с наименованиями изображённых животных: определившись с тем из них, которое фигурирует в полученных нами подсказках, щёлкаем на искомое название вида. Если догадка верна, то следующий встречный агент выдаст нам часть шифровки; если нет – значит, мы просто зря израсходовали драгоценную энергию своих часов-сканера (и должны возвращаться в город за следующей порцией подсказок).
А чтобы минимизировать подобный нежелательный поворот событий, в процессе поисков рекомендуется периодически заглядывать в интерфейс этого самого наручного устройства, вызываемый клавишей «F3». Здесь к нашим услугам – не только возможность сохранить игру и выйти в систему, но и повторный просмотр всех полученных подсказок, а главное – «FunCyclopedia» с подробнейшей информацией на тему не только млекопитающих (авторы заявляют о более чем 1400 полезных фактах), но и наименований улиц в районах города, а также странички с общими сведениями о языках, наглядно снабжённые соответствующими алфавитами. Помимо пяти упоминавшихся наречий, используемых в шифровальном деле, здесь представлен ещё и греческий. Не удивляйтесь: всё дело в том, что ранги, которых достигает агент C.Y.P.H.E.R. благодаря своей успешной профессиональной деятельности, условно обозначаются литерами от альфы до омеги.
Наконец, последний раздел часов-сканера – инструмент для дешифровки. В обычное время нам здесь делать нечего, но именно сюда мы попадаем автоматически после получения третьей и последней части сообщения (т.е. после второго за миссию успешного путешествия сначала в «Парк дикой природы», а затем уже третьего по очереди визита в нужный район города). Задача, стоящая здесь перед нами, заключается в замене одних букв на другие, благодаря чему изображённая на экране «абракадабра» постепенно превращается в осмысленное и важное личное письмо, адресованное нашему дорогому клиенту. Вверху красуется алфавит текущего языка: нажимаем сначала на литеру из шифровки внизу, а затем на один из верхних символов (ну или наоборот). Справа сбоку безжалостно тикает таймер: ограничение по времени на решение задачки зависит от уровня сложности и составляет от десяти до двадцати восьми минут, – хотя, разумеется, многое значит и выбранный нами язык. При желании можно запросить подсказку, нажав клавишу «F3» и указав одну из букв алфавита: таковая займёт своё законное место в сообщении, но и наш лимит времени при этом уменьшится на целую минуту.
После успешного завершения расшифровки следует неинтерактивная вставка с ответом клиента своему корреспонденту (к счастью, кодируемым уже автоматически) – и с оценкой руководителем C.Y.P.H.E.R. эффективности нашей миссии с выдачей положенных наград и повышений по службе. После чего можно приступить к выполнению следующей миссии, при желании сменив настройки – и тем самым внеся некоторое разнообразие в одинаковый, по сути, процесс выявления связных, млекопитающих и фрагментов зашифрованного сообщения. Несмотря на несколько высокий порог вхождения и не самую привлекательную по меркам начала 1990-х внешность, «The Secret Codes of C.Y.P.H.E.R.: Operation Wildlife» оказывается вполне увлекательным развлечением, сполна оправдывающим свою образовательную направленность. Наши рекомендации всем любителям такого рода «псевдодетективных» познавательных игр!
Постановка стоящей перед нами задачи оказывается несколько запутанной. Всё начинается с того, что пользователь вступает в тесные ряды некой таинственной организации под названием C.Y.P.H.E.R., что примерно расшифровывается как «Храбрые юные партнёры секретной электронной радиотелеграфии». Занимается же она предоставлением услуг по передаче закодированных сообщений, именуемых «CYPHERGRAMS» (оставим уже этот термин без пояснения), – стремясь обеспечить как можно более полную информационную безопасность для своих клиентов и не давая их личным и ценным сведениям попасть в грязные загребущие руки конкурентов из L.U.R.K. (что означает нечто вроде «Отвратительные закулисные гнилые мошенники», ага).
И это ещё не всё: прежде чем заняться собственно расшифровкой сообщений для клиентов, необходимо ещё и собрать их (сообщений, не клиентов) фрагменты, припрятанные у наших связных, законсервированных в различных районах города. При этом нужную информацию периодически приходится искать почему-то в местном заповеднике под названием «Wildlife Park» – у одного из 87 видов млекопитающих, предварительно собрав положенные подсказки по его распознаванию опять-таки у тех же встречных связных... Ну, будем считать, что таким замысловатым образом авторы игры стараются реализовать поставленную ими перед собой задачу не только развития у подрастающего поколения навыков по части логического мышления, но и пополнения их знаний в области зоологии.
Выглядит «The Secret Codes of C.Y.P.H.E.R.: Operation Wildlife» более-менее прилично, хотя особо яркой и детализированной здешнюю картинку назвать, увы, не получится: из адаптеров поддерживаются не только видеокарты класса VGA/MCGA, но и EGA с Tandy (кстати сказать, выглядящие тут не намного хуже) и даже Hercules. А вот звуковое оформление никаких нареканий не вызывает: мелодии в исполнении Adlib и разнообразные эффекты Sound Blaster оставляют по себе самые приятные впечатления, а первое из упомянутых устройств разрешается ещё и при желании сменить на Roland. Управление реализовано при помощи мыши, хотя изредка оперировать стрелками клавиатуры и «вводом» оказывается даже проще (для ярых поклонников хвостатых манипуляторов на экране в таких случаях появляется настоящий виртуальный пульт со всеми нужными кнопками).
В самом же начале, когда невидимый протагонист заходит в некую скромную продуктовую лавку, выступающую прикрытием для штаб-квартиры нашей организации, представится ещё и возможность набрать текст вручную. После ввода своего имени начинающему агенту потребуется выбрать себе «позывной» (в ассортименте – несколько десятков популярных вариантов, равно как и возможность придумать что-то совершенно новое), а затем – пройти краткий курс инструктажа, заглянув в комнату с вывеской «Training Room». Покончив с этими формальностями, переходим в кабинет начальника, «The Supervisor», для получения собственно задания.
Правда, своего любимого шефа мы здесь не увидим (официально его функции вообще исполняет искусственный интеллект), зато встретим экран настроек, играющий роль своего рода главного меню. Пункт «Review Dossier» продемонстрирует наш текущий профиль: статистику успешно завершённых миссий, коллекцию полученных наград и т.д. Раздел «Send CYPHERGRAM to C.Y.P.H.E.R. Agent» вряд ли окажется актуальным: здесь дозволяется отправлять шифрованные сообщения другим одушевлённым пользователям, зарегистрированным в системе (т.е. на том же ПК) под собственными «позывными». Под заголовком «Set Field Conditions» скрываются настройки текущей партии: тут можно не только отключить звук, но и предпочесть один из четырёх доступных уровней сложности (от «Beginner» до «Expert»), а также – что куда более интересно – один из пяти языков, служащих для передачи тех самых закодированных сообщений. Помимо обычного английского, это американский жестовый язык (амслен), шрифт Брайля, азбука Морзе и сигналы семафора.
Наконец, «Select Mission Assignment» позволяет приступить к собственно игре. Но и тут первым делом придётся выбрать себе клиента, познакомившись с его краткой биографией и полюбовавшись на его портрет. Строго говоря, именно в этом и заключается львиная доля сюжетной составляющей «The Secret Codes of C.Y.P.H.E.R.: Operation Wildlife»: после совершённого выбора мы будем достаточно долго заниматься делами именно этого лица, обмениваясь от его имени различного рода приватной корреспонденцией – и тем самым разбирая его проблемы и знакомясь с его «скелетами в шкафу». На каждого такого персонажа (а всего их здесь 18) приходится целый десяток миссий, в начале которых нам выдадут предупреждение на предмет очередного вражеского шпиона, собирающегося идти за протагонистом по пятам, электронную карточку доступа, часы-сканер для обработки информации с тем или иным запасом энергии (читай – ограничением на количество возможных «ходов», зависящим от предпочтённого уровня сложности) и первый набор из трёх конвертов с адресами и явками агентов, способных передать нам необходимые подсказки.
Основное действие разворачивается на карте города, разделённого на несколько районов; улицы в каждом из этих последних в случайном порядке носят наименования созвездий, птиц, змей, индейских племён и т.д. Опознав на тех самых конвертах (повторно посмотреть на которые можно при помощи клавиши «F2») соответствующую тематическую категорию, щёлкаем по подходящему району: если угадали, то получаем один из трёх фрагментов искомого сообщения, а также видим у себя на экране опять-таки три миниатюры с изображениями агентов, готовых выдать нам подсказки на предмет обнаружения следующего недостающего кусочка шифровки. Подсказки эти имеют вид «интересных фактов» о том или ином млекопитающем: это могут быть сведения о его окрасе, росте или весе, описание предпочтений в пище, места обитания или образа жизни в зимний период и т.д.
Пораскинув немного мозгами на предмет полученных сведений, отправляемся в «Парк дикой природы» нажатием клавиши «F1». Здесь и обитают все наши животные – как уже упоминалось, общим количеством в 87 особей различных видов, рассредоточенных по пяти ареалам обитания: степи, водоёмы, равнины, горы и леса. Каждый из перечисленных биомов насчитывает несколько экранов с тремя (как правило) млекопитающими на каждом: для переключения используем клавиши со стрелками на панели в правом нижем углу; расположенные там же кнопки с буквами «G», «A», «P», «M» и «F» помогают перейти к другой области парка, не возвращаясь к общему меню. В нижней же части экрана красуются таблички с наименованиями изображённых животных: определившись с тем из них, которое фигурирует в полученных нами подсказках, щёлкаем на искомое название вида. Если догадка верна, то следующий встречный агент выдаст нам часть шифровки; если нет – значит, мы просто зря израсходовали драгоценную энергию своих часов-сканера (и должны возвращаться в город за следующей порцией подсказок).
А чтобы минимизировать подобный нежелательный поворот событий, в процессе поисков рекомендуется периодически заглядывать в интерфейс этого самого наручного устройства, вызываемый клавишей «F3». Здесь к нашим услугам – не только возможность сохранить игру и выйти в систему, но и повторный просмотр всех полученных подсказок, а главное – «FunCyclopedia» с подробнейшей информацией на тему не только млекопитающих (авторы заявляют о более чем 1400 полезных фактах), но и наименований улиц в районах города, а также странички с общими сведениями о языках, наглядно снабжённые соответствующими алфавитами. Помимо пяти упоминавшихся наречий, используемых в шифровальном деле, здесь представлен ещё и греческий. Не удивляйтесь: всё дело в том, что ранги, которых достигает агент C.Y.P.H.E.R. благодаря своей успешной профессиональной деятельности, условно обозначаются литерами от альфы до омеги.
Наконец, последний раздел часов-сканера – инструмент для дешифровки. В обычное время нам здесь делать нечего, но именно сюда мы попадаем автоматически после получения третьей и последней части сообщения (т.е. после второго за миссию успешного путешествия сначала в «Парк дикой природы», а затем уже третьего по очереди визита в нужный район города). Задача, стоящая здесь перед нами, заключается в замене одних букв на другие, благодаря чему изображённая на экране «абракадабра» постепенно превращается в осмысленное и важное личное письмо, адресованное нашему дорогому клиенту. Вверху красуется алфавит текущего языка: нажимаем сначала на литеру из шифровки внизу, а затем на один из верхних символов (ну или наоборот). Справа сбоку безжалостно тикает таймер: ограничение по времени на решение задачки зависит от уровня сложности и составляет от десяти до двадцати восьми минут, – хотя, разумеется, многое значит и выбранный нами язык. При желании можно запросить подсказку, нажав клавишу «F3» и указав одну из букв алфавита: таковая займёт своё законное место в сообщении, но и наш лимит времени при этом уменьшится на целую минуту.
После успешного завершения расшифровки следует неинтерактивная вставка с ответом клиента своему корреспонденту (к счастью, кодируемым уже автоматически) – и с оценкой руководителем C.Y.P.H.E.R. эффективности нашей миссии с выдачей положенных наград и повышений по службе. После чего можно приступить к выполнению следующей миссии, при желании сменив настройки – и тем самым внеся некоторое разнообразие в одинаковый, по сути, процесс выявления связных, млекопитающих и фрагментов зашифрованного сообщения. Несмотря на несколько высокий порог вхождения и не самую привлекательную по меркам начала 1990-х внешность, «The Secret Codes of C.Y.P.H.E.R.: Operation Wildlife» оказывается вполне увлекательным развлечением, сполна оправдывающим свою образовательную направленность. Наши рекомендации всем любителям такого рода «псевдодетективных» познавательных игр!
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная
Ограничение по времени
Встроенная энциклопедия - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Детектив - Технические детали:
Roland MT-32
Tandy - Язык:
English