Неисповедимы пути, ведущие в игроиндустрию. Элмер Ларсен из маленького туристического городка Левенуэрт, что в североамериканском штате Вашингтон, десять лет проработал программистом в Лесной службе США, разрабатывая серьёзные инженерные приложения, – но когда его дочери Анне исполнилось полтора года, счастливому отцу пришло в голову использовать свои профессиональные навыки на пользу делу её образования. На дворе было самое-самое начало восьмидесятых, так что ничего подходящего среди представленного на рынке ПО Ларсен не нашёл – и разработал свой собственный набор поучительно-развлекательных активностей под названием «My Letters, Numbers and Words». В итоге уже за полгода юная пользовательница успешно освоила и буквы, и цифры, – а её родитель основал в 1982 году домашнюю компанию Nighthawk Computing, несмотря на несколько воинственное название занимавшуюся созданием прочих подобных вещей, которые ожидаемо прибавляли в сложности и в разнообразии по мере подрастания целевой аудитории в лице Анны Ларсен.
Уже к середине 1980-х из-под пера Элмера вышло не менее полудюжины наименований, распространявшихся в исполнении для Apple II и IBM PC калифорнийской компанией Stone & Associates на полноценной коммерческой основе, по 40 долларов за коробку. К сожалению, ни одна из этих ранних PC-версий на момент составления данного описания не представлена в свободном доступе, – большинство сохранившихся работ Nighthawk Computing известны лишь по более поздним и усовершенствованным вариантам начала следующего десятилетия, когда место напарника ПК от IBM занял уже Atari ST. Однако на этой страничке можно познакомиться с образцом творчества Ларсена эпохи восьмидесятых – случайно и чуть ли не чудом обретённым в начале 2024 года и после почти сорока лет забвения выкладываемым для всех желающих на сайте Old-Games.ru.
«1st Math», как нетрудно догадаться, посвящена едва ли не самой популярной среди образовательных игр теме – математике или, точнее, основам арифметики, предназначенным для пользователей 5–8 лет. Внешние данные у программы ожидаемо скромные: из видеоадаптеров поддерживаются только Hercules и CGA, вторая карта – в не очень-то привлекательной красно-бурой палитре, лишь изредка уступающей место бирюзовой. Звуковые эффекты организованы силами PC Speaker, – при желании их можно отключить сочетанием клавиш Alt-S. А вот нажатие знака вопроса удобнейшим образом выводит на экран контекстную справку на тему текущей ситуации и стоящей перед игроком задачи.
Главное меню представлено в виде восьми картинок, сгруппированных в четыре раздела; посередине автоматически перемещается крупная красная стрелка, указывающая сначала на первую иллюстрацию, затем на вторую и так далее, – чтобы запустить соответствующее развлечение, достаточно нажать в нужный момент «пробел». Если же подобный способ выбора игрового режима вас нервирует, стоит воспользоваться сочетанием Alt-M для перехода к альтернативному и чисто текстовому варианту меню.
Первый из разделов, «Equation», посвящён простейшим операциям – сложению или вычитанию. В верхней части экрана отображаются две группы тех или иных предметов – зонтиков, почтовых ящиков, свернувшихся клубками змей и т. д. – вместе с подходящим случаю знаком «плюс» или «минус» между ними, тогда как в нижней – соответствующий пример с числами (скажем, «2+4=?»). Необходимо набрать вручную нужный ответ: правильное решение вознаграждается небольшой анимацией; наказаний за ошибки не предусмотрено, если не считать «неодобрительного» звукового сигнала, – но после нескольких неудачных попыток мы увидим на экране контурное отображение верного числа.
Второй раздел называется «Construction»: здесь нам также предстоит решать несложные примеры либо на сложение, либо на вычитание, – но если нижняя часть экрана осталась неизменной со времён предыдущего упражнения, то верхняя на момент старта совершенно пуста, – лишь по мере освоения нами учебного материала на ней фрагмент за фрагментом проявляется некий рисунок, после завершения сменяющийся анимированной сценкой. Третий же здешний режим – «Freight Depot» – куда больше напоминает собственно игру: поддерживается даже опциональное переключение на управление посредством джойстика (сочетанием клавиш Alt-J). Управляем же мы подъёмным краном, который перемещается по верхней из трёх дорожек и способен поднимать контейнеры с различными цифрами, подвозимые бульдозерами на середину экрана, – а также и размещать их на припаркованном в самом низу грузовике таким образом, чтобы из новых и уже находящихся там ящиков получились правильные арифметические примеры (того же самого простого уровня типа «7-3=4»).
Наконец, последняя забава – «Pattern», добавившаяся в версии 2.0, относится к области скорее не математики, а логики. На экране отображается последовательность из каких-либо предметов (например, «ромб – треугольник – ромб»), завершающаяся знаком вопроса, на место которого мы должны поставить один из двух аналогичных же объектов, представленных в нижней части экрана. Кстати говоря, упомянутое выше «текстовое» меню оказывается одновременно и расширенным: так, только в нём можно предпочесть один из четырёх уровней сложности для данного развлечения (от «Beginner» до «Mastery»: по мере их возрастания последовательности становятся всё более продолжительными, а предметы – замысловатыми) или принудительно активировать джойстик. Да и для остальных режимов дозволяется выставлять более точные условия и настройки – например, указав использовать в задачках с подъёмным краном только чётные или только нечётные числа или сменив максимально допустимое число, которым нам предстоит оперировать, с выставленного по умолчанию 10 на любое другое до 99 включительно.
И всё же, пожалуй, при всём мастерстве и креативности Элмера Ларсена «1st Math» имеет на сегодня скорее историческое значение: детскими образовательными играми на тему арифметики в XXI веке – в отличие от начала 1980-х – уже никого не удивишь, да и позднейшие версии этой же программы, выходившие в 1990-е уже под названием «Young Math», оказываются чуть более привлекательными внешне.
Уже к середине 1980-х из-под пера Элмера вышло не менее полудюжины наименований, распространявшихся в исполнении для Apple II и IBM PC калифорнийской компанией Stone & Associates на полноценной коммерческой основе, по 40 долларов за коробку. К сожалению, ни одна из этих ранних PC-версий на момент составления данного описания не представлена в свободном доступе, – большинство сохранившихся работ Nighthawk Computing известны лишь по более поздним и усовершенствованным вариантам начала следующего десятилетия, когда место напарника ПК от IBM занял уже Atari ST. Однако на этой страничке можно познакомиться с образцом творчества Ларсена эпохи восьмидесятых – случайно и чуть ли не чудом обретённым в начале 2024 года и после почти сорока лет забвения выкладываемым для всех желающих на сайте Old-Games.ru.
«1st Math», как нетрудно догадаться, посвящена едва ли не самой популярной среди образовательных игр теме – математике или, точнее, основам арифметики, предназначенным для пользователей 5–8 лет. Внешние данные у программы ожидаемо скромные: из видеоадаптеров поддерживаются только Hercules и CGA, вторая карта – в не очень-то привлекательной красно-бурой палитре, лишь изредка уступающей место бирюзовой. Звуковые эффекты организованы силами PC Speaker, – при желании их можно отключить сочетанием клавиш Alt-S. А вот нажатие знака вопроса удобнейшим образом выводит на экран контекстную справку на тему текущей ситуации и стоящей перед игроком задачи.
Главное меню представлено в виде восьми картинок, сгруппированных в четыре раздела; посередине автоматически перемещается крупная красная стрелка, указывающая сначала на первую иллюстрацию, затем на вторую и так далее, – чтобы запустить соответствующее развлечение, достаточно нажать в нужный момент «пробел». Если же подобный способ выбора игрового режима вас нервирует, стоит воспользоваться сочетанием Alt-M для перехода к альтернативному и чисто текстовому варианту меню.
Первый из разделов, «Equation», посвящён простейшим операциям – сложению или вычитанию. В верхней части экрана отображаются две группы тех или иных предметов – зонтиков, почтовых ящиков, свернувшихся клубками змей и т. д. – вместе с подходящим случаю знаком «плюс» или «минус» между ними, тогда как в нижней – соответствующий пример с числами (скажем, «2+4=?»). Необходимо набрать вручную нужный ответ: правильное решение вознаграждается небольшой анимацией; наказаний за ошибки не предусмотрено, если не считать «неодобрительного» звукового сигнала, – но после нескольких неудачных попыток мы увидим на экране контурное отображение верного числа.
Второй раздел называется «Construction»: здесь нам также предстоит решать несложные примеры либо на сложение, либо на вычитание, – но если нижняя часть экрана осталась неизменной со времён предыдущего упражнения, то верхняя на момент старта совершенно пуста, – лишь по мере освоения нами учебного материала на ней фрагмент за фрагментом проявляется некий рисунок, после завершения сменяющийся анимированной сценкой. Третий же здешний режим – «Freight Depot» – куда больше напоминает собственно игру: поддерживается даже опциональное переключение на управление посредством джойстика (сочетанием клавиш Alt-J). Управляем же мы подъёмным краном, который перемещается по верхней из трёх дорожек и способен поднимать контейнеры с различными цифрами, подвозимые бульдозерами на середину экрана, – а также и размещать их на припаркованном в самом низу грузовике таким образом, чтобы из новых и уже находящихся там ящиков получились правильные арифметические примеры (того же самого простого уровня типа «7-3=4»).
Наконец, последняя забава – «Pattern», добавившаяся в версии 2.0, относится к области скорее не математики, а логики. На экране отображается последовательность из каких-либо предметов (например, «ромб – треугольник – ромб»), завершающаяся знаком вопроса, на место которого мы должны поставить один из двух аналогичных же объектов, представленных в нижней части экрана. Кстати говоря, упомянутое выше «текстовое» меню оказывается одновременно и расширенным: так, только в нём можно предпочесть один из четырёх уровней сложности для данного развлечения (от «Beginner» до «Mastery»: по мере их возрастания последовательности становятся всё более продолжительными, а предметы – замысловатыми) или принудительно активировать джойстик. Да и для остальных режимов дозволяется выставлять более точные условия и настройки – например, указав использовать в задачках с подъёмным краном только чётные или только нечётные числа или сменив максимально допустимое число, которым нам предстоит оперировать, с выставленного по умолчанию 10 на любое другое до 99 включительно.
И всё же, пожалуй, при всём мастерстве и креативности Элмера Ларсена «1st Math» имеет на сегодня скорее историческое значение: детскими образовательными играми на тему арифметики в XXI веке – в отличие от начала 1980-х – уже никого не удивишь, да и позднейшие версии этой же программы, выходившие в 1990-е уже под названием «Young Math», оказываются чуть более привлекательными внешне.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Джойстик - Язык:
English