MISS - Interactive Hard Boiled

MISS - Interactive Hard Boiled
Жанр: Adventure
Разработчик: Teichiku
Издатель: Teichiku
Год выхода: 1996
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 2
  • 1
  • 6
MISS - японская киберпанк-адвенчура 1996 г., во многом отдающая небезызвестным шедевром из раннего творчества Хидэо Кодзимы Snatcher. К счастью, разработчики из компании Teichiku Records не стали целиком копировать игровую механику и сюжет последней, а внедрили множество своих штрихов, создали свою оригинальную историю, сделав продукт весьма примечательным с точки зрения как минимум изучения. Казалось бы, перед нами должна быть визуальная новелла, но всё не так однозначно. В MISS уж слишком много приключенческих элементов, помимо традиционной диалоговой, повествовательной основы. Игра так и осталась бы совсем потерянной для широкого круга олдгеймеров, если бы однажды не была выложена в Интернет коллекционером под ником BakuDD. Достаточно сказать, что в сети до сих пор не существует не только ее прохождения и лонгплея на Youtube, но даже более-менее подробного описания. Ваш покорный слуга решил восполнить хотя бы последний пробел.

Ближайшее будущее со времени развала СССР и восточного блока. Одним из осколков некогда мощной антикапиталистической системы оказалось небольшое государство на северо-востоке Европы под названием Трнава, в культурном плане эдакая смесь германства и славянства. Как и многим новоиспеченным странам после Холодной войны, переходный период дался молодой республике не без потрясений. Сперва к власти пришел диктаторский милитаристский режим, тративший большую часть бюджета на исследования в области военных технологий и средства контроля общества. Затем при поддержке "демократических" западных государств и корпораций в Трнаве был осуществлен насильственный переворот, в результате которого править страной поставили либералов.

Именно в этот период, незадолго до начала "революции", в столице Трнавской республики, городе Карел, появляется наш герой Джордж Саваки, представитель японской торговой корпорации, которая, пользуясь сложившейся нестабильностью, отправила своего сотрудника исследовать на месте потенциальные рынки сбыта, а также, что более важно, проводить экономический шпионаж. После победы прозападных политиков Саваки, к своему огромному удивлению, оказался не нужен работодателям, однако остался в этой диковинной стране, открыв не очень преуспевающее детективное агентство. Джордж стал сам себе хозяином, берясь без особого энтузиазма за разные задания: от поиска кошек и сбора доказательств против изменяющих супругов до более редких заказов вроде нелегальной кражи секретов у одних компаний в пользу других. В дополнение к не приносящему достаточного дохода фрилансу Саваки еще и пришлось пережить внезапный уход любимой жены, Анны, исчезнувшей в один день без следа.

Каждый день неудачливого сыщика проходил монотонно и вальяжно. С утра чашечка кофе за долгим чтением газеты в бистро на первом этаже; погружение в детективные романы, усыпавшие все полки в его конторе; после обеда поход в бар, чтобы пропустить рюмочку-другую и сыграть партию в бильярд. Всё резко изменилось, когда однажды Саваки обнаружил, что его рабочее место перевернуто верх дном неизвестными лицами. Что же они могли искать в спешке? Возможно, что-то из прошлого. После тщательного обыска Джордж находит странный девайс, который прежде никогда не замечал. Нечто со времен Анны. После недолгих манипуляций он понимает, что это секретное устройство с сообщением его жены в виде голограммы. Вот только прибор на первый взгляд передает какую-то чепуху о погоде, спрашивает о завтраке и предупреждает, что скоро на работу. Чёрт возьми, да это же воспроизведение того самого дня, когда Анна исчезла! Скорее всего, это разгадка, ключ к тайне, мучающей Саваки уже несколько лет, - что произошло с его супругой. Вот собственно с этого момента начинается приключение, в котором вам предстоит стать не только пассивным наблюдателем, но и участником, предпринимая множество действий для продвижения истории.

Первая же головоломка в игре основана на причудливой диалоговой модели. Как было замечено выше, голограмма Анны говорит всякую ерунду, но при чуть более детальном осмотре выясняется, что образ пропавшей жены детектива можно разговорить. Программа реагирует на определенные ключевые слова или их сочетания, раскрывая пользователю больше информации при последовательном голосовом вводе "триггеров". При нескольких неверных репликах, не распознанных устройством, система захлопывается от перегрузки. Точно таким же образом наш герой будет выпытывать информацию из остальных персонажей на протяжении всей игры: построением выверенной, логичной цепочки вопросов и ответов в строгом порядке. Однако, в отличие от "общения" с голограммой, в диалогах с живыми людьми есть лимит на время. За две минуты, а то и меньше Саваки должен добиться цели диалога, отраженной в окне интерфейса внизу слева, от вариантов выбора коротких реплик наподобие "о чем ты?", "а как же?", "поподробнее", "ты сексуально выглядишь" и т.д. В зависимости от собеседника эти варианты, разумеется, изменяются. Время на обдумывание каждого нового выбора также ограничено несколькими секундами. Вскоре Джордж поймет, что Анна замешана в страшном заговоре, связанном с военным реваншизмом, объединившимся с некоторыми влиятельными корпорациями, чтобы ни много ни мало контролировать человека, стирая его память, как с жесткого диска ПК, и заменяя ее новой. Последующие открытия приведут к осознанию того, насколько ужасающей является вся правда.

Сбором информации дело не ограничивается, поскольку на Джорджа развернется самая настоящая охота в Кареле. Вам предстоит столкнуться с силами введенной в заблуждение полиции, агентами-киллерами корпораций, мафией, спецназом Трнавы. Саваки стал поперек дороги у многих вовлеченных участников, нажив врагов повсеместно. С такой публикой не представляется возможным договориться. Единственное, что они понимают, - пули, выпущенные из зарегистрированного оружия быстро и точно. И вот здесь главная сложность MISS. Игра переходит в режим тира от первого лица. В магазине 10 патронов. Перезаряжаться можно при помощи клика по изображению пистолета внизу. Мишень представляет собой довольно маленькую красную точку, которую при помощи курсора надо успевать наводить на противников. Они появляются настолько же быстро, насколько и исчезают за какими-либо объектами. Вы легко израсходуете всю обойму впустую, пытаясь как следует навестись на цель. Легче стрелять очередями. Так вы заденете наверняка, хотя и потребуется чаще перезаряжаться, оказавшись уязвимым. Не стоит слишком пугаться такому на первый взгляд недружелюбному экшену. С каждой новой попыткой тир становится всё легче и легче - в том плане, что высунувшиеся противники начинают стоять как манекены, тормозя перед пальбой по вам, а их маневры с каждым разом всё более предсказуемы. Постепенно вы осилите такое испытание. Кстати, из бистро на первом этаже офиса отправляйтесь на крытый полигон, чтобы потренировать свою меткость.

Не обошлось и без наличия мини-игр. В баре можно покатать шары в вариацию бильярда. Никаких луз. На столе всего три шара. Белый противника, белый ваш и красный как снаряд атаки. Для набора одного очка и продолжения серии нужно сперва попасть своим шаром в красный, да таким образом, чтобы тот затем ударился о другой белый, принадлежащий оппоненту. В случае промаха красным по белому происходит переход игры к противнику. Если не попадаете даже по красному, то следуют штраф в одно очко и переход права удара. Впрочем, бильярд совсем не обязателен к прохождению, а выигрыш в нём не отразится ни на чём по части сюжета. Зато как он дополняет атмосферу, обозначая досуг крутого частного детектива. Есть и несколько пазлов, где требуется набрать в панели ввода нужные данные или пароль. В первом случае на компьютере понадобится ввести катаканой ряд слов. Опять же весьма предусмотрительно: эти слова можно увидеть в субтитрах, сопровождающих все произнесенные речи в диалогах и монологах. Любителям point-and-click будет знаком пиксельхантинг, поскольку Саваки не один раз станет искать активную область на экране, как в классических квестах. Здесь тоже всё предельно легко. Умный курсор приобретет вид руки с указательным пальцем при наведении на интерактивный участок экрана. Ну и как же без лабиринта? Он в MISS тоже присутствует, хотя и близко не сопоставим с тем, что в Myst, и уж тем более не такой садистский, как в Riddle of Master Lu.

Графически игра выглядит ровно так, как и большинство японских визуальных научно-фантастических новелл. Придраться здесь не к чему, но и выделить особняком тоже нечего. Вашему взору предстанет множество красивых, ярких картинок, словно со страниц комиксов. Тем не менее художества изображены без вычурной, кричащей "анимешности", хотя дети с глазами на половину лица всё же встречаются. Да, действительно, очень похоже на Snatcher, особенно на его цветастый ремейк для Sega CD и Sony Playstation. Персонажи минимально анимированы, то есть двигают губами на в остальном статичных изображениях. Вместо видеороликов имеет место смена множества кадров, создающая до некоторой степени эффект движения. В целом запечатленные картины окружающей среды и людей, населяющих ее, очень четко передают киберпанк в неотдаленном будущем: техномир, напичканный разными гаджетами и приспособлениями, однако при этом органично сочетающий прогресс с некоторым оттенком упадка, экономической рецессии и социального кризиса. Отдельной строчкой хочется чуть-чуть поспекулировать относительно этнического характера вымышленной республики Трнава. В игре встречаются явно славянские фамилии и даже клюквенный облик бородачей в ушанках из трущоб. При этом существует контраст с германизмом в отображении богатых кварталов, где живет элита, выглядящая по-немецки. Как будто за модель были взяты восточные окраины ГДР.

Что ж, MISS - Interactive Hard Boiled - хорошая приключенческая игрушка, про которую можно уверенно сказать, что да, она-то как раз забыта несправедливо. По моим меркам это именно адвенчура, а не визуальная новелла. Игрового здесь действительно хоть отбавляй. Сей факт, возможно, придется не по вкусу той категории игроков, которая привыкла лишь праздно читать по своей сути "лайтовые" книжки с картинками, совсем не утруждая себя никакими испытаниями и проверками на сообразительность с реакцией. Да и концовка всего лишь одна. Нет каноничной витиеватости и вилок, чем так славятся графически-текстовые интерактивные фикшены. Вместо этого больше упора сделано на разного рода препятствия, от преодоления которых зависит раскрытие потрясающего сюжета. Порекомендовать MISS можно обширной массе геймеров, прежде всего любителям старого доброго детектива с киберпанковой начинкой. Ограничением может стать лишь пресловутое незнание японского языка. Впрочем, при сильном желании нет ничего неразрешимого в наши дни.
Автор обзора: Farooq
NeoHunter, Snatcher
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.