Gladiators: Intergalactic Circus Games

Гладиаторы
Gladiators: Intergalactic Circus Games
Жанр: Strategy
Разработчик: Eugen Systems
Издатель: Mindscape
Год выхода: 2002
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.33 из 10
  • 0
  • 0
  • 3
Тактическая стратегия в реальном времени от французской компании Eugen Systems в научно-фантастическом антураже и с довольно необычной сюжетной завязкой. Действие, по-видимому, происходит в некой альтернативной реальности, где земляне уже к 1978 году освоили довольно дальние космические перелёты. Главный герой - американский морпех майор Грег Д. Каллахан - стереотипный вояка, седовласый, умелый и грубый, - отбывает срок не то в невадской, не то в аризонской (игра и руководство спорят друг с другом по данному поводу) тюрьме за некое преступление, а тем временем учёные открывают в космосе таинственную чёрную дыру. Неожиданно принимается решение освободить Каллахана из заключения (к этому приложил руку его бывший командир) и назначить начальником экспедиции к упомянутому объекту (а заодно, судя по вступительному ролику, и пилотом перевозящего её корабля). При приближении к дыре судно затягивается в неё и оказывается то ли на другом конце Вселенной, то ли вообще в ином измерении - и подвергается атаке космокрейсера сил некой могущественной империи, выглядящих как технофэнтезийные киборги, во главе с генералом Максимиксом. Весь персонал корабля, кроме Каллахана, убивают, а его самого берут в плен и сажают в тюрьму, собираясь казнить. Однако за два дня до назначенного смертоубийства в его камеру неожиданно приходит синекожая и остроухая девушка - местная принцесса Лидия. Оказывается, её отец, император, неожиданно скончался при странных обстоятельствах, а вопрос наследования трона, на который, кроме неё, претендуют бывший советник монарха, временно ставший регентом, и канцлер, по местным обычаям должен быть решён в серии поединков на гигантских аренах (своего рода "технопарках" с самыми разными ландшафтами) между группами гладиаторов, каждую из которых возглавит представитель конкретного кандидата на престол. За регента будет выступать сам генерал Максимикс, а за канцлера - чёрный маг Фаргасс, знающийся с самыми настоящими демонами. Лидия предлагает землянину сражаться от её имени и в случае победы обещает ему свободу, на что тот, естественно, соглашается. При этом вопрос с подчинёнными бойцами решается весьма своеобразно: служащий Лидии учёный извлекает код ДНК земного морпеха и сведения о различной военной технике из воспоминаний (!) майора, вследствие чего тому впоследствии будут доступны соответствующие единицы. Здесь следует сразу же отметить, что по умолчанию нам доступна лишь кампания за Каллахана, но затем по ходу развития сюжета появится возможность (по нашему желанию) выступить и в роли двух других предводителей гладиаторских отрядов (и поуправлять соответственно киборгами или демонами) - для этого нужно успешно завершить определённые миссии.

Перспективу обзора можно охарактеризовать как условно изометрическую с возможностью масштабирования, но без полноценной свободной камеры. Управление осуществляется при помощи курсора мыши, хотя для совершения некоторых действий есть альтернатива в виде использования "горячих клавиш". Интерфейс очень простой: слева внизу - мини-карта текущей локации, справа вверху - портрет нашего альтер эго с некоторыми его характеристиками в виде шкал (в первую очередь это здоровье, но не только), внизу по центру - данные о выбранной сейчас боевой единице или нескольких таковых (если выделен только командир, то будет показана та же информация, что в пункте выше), справа внизу - кнопки отдачи приказов выделенным единицам (они будут рассмотрены позже). Здесь сразу нужно отметить один принципиально важный момент: для атаки врагов, как и в абсолютном большинстве других стратегических игр, нужно выделить юнита левой кнопкой мыши и затем щёлкнуть правой кнопкой на цели, чтобы он её атаковал, - однако если требуется уничтожить какое-либо препятствие (например, бочку с горючим или лежащее на земле дерево, мешающее пройти), что в данной игре встречается очень часто, то необходимо нажать на пиктограмму приказа "Атаковать" справа внизу либо на клавишу "A", после чего курсор сменит свой вид на красный прицел, а затем щёлкнуть на цель левой - а вовсе не правой, как сказано в руководстве пользователя или в обучающем режиме самой игры, - кнопкой мыши. Естественно, доступно выделение нескольких юнитов посредством обведения их "рамкой", однако такая "группа" может состоять максимум из двадцати единиц.

Gladiators - это почти "чистая" тактика, ввиду чего здесь не предусмотрено строительство зданий и есть лишь два вида ресурсов - "джокеры" и "источники энергии". Первые представляют собой словно бы пергаментные листы грязно-красного цвета и обнаруживаются на местности. Каждый из них приносит на наш счёт тридцать условных единиц "денег" (назовём это так), причём некоторые подобные "джокеры" после взятия могут возрождаться в той же самой точке пять, десять или пятнадцать раз. Вторые - это объекты различного внешнего вида, которые также можно находить на местности, дающие тем или иным персонажам особые возможности. Они делятся на четыре категории: действующие на всех находящихся под нашим контролем солдат (например, "Исцеление", выглядящее как медицинский крест, или бонус, временно увеличивающий урон, наносимый всеми нашими единицами противнику), на протагониста и находящихся неподалёку от него (например, улучшение обороны), только на протагониста (они увеличивают какие-то его характеристики - силу атаки, защиту, скорость...) и только на конкретного из трёх возможных протагонистов. Значок "джокера" постоянно отображается справа от портрета альтер эго в правом верхнем углу, а число около него означает количество доступных нам в данный момент ресурсов. Пиктограммы же "источников энергии" отображаются ниже - то есть по центру правой (а вовсе не левой, как написано в руководстве пользователя!) части экрана - и активируются по нажатию на них левой кнопкой мыши; цифра рядом с таким значком означает доступное число бонусов такого типа.

На каждой карте встречаются объекты под названием "Зона появления", визуально похожие на языческие капища, - это круглые пространства, огороженные столбами причудливой формы. На момент старта миссии ни одна из них не находится под нашим контролем, и одной из задач всегда является захват хотя бы одной такой (для этого достаточно направить своих бойцов на занимаемую ею площадь), поскольку именно в этом случае появляется возможность производить различные типы солдат за имеющиеся у нас ресурсы (впрочем, один из "источников энергии" тоже позволяет это делать, но, понятно, только в случае его обнаружения на местности). Этот процесс происходит отнюдь не мгновенно, поэтому если запасы "наличности" позволяют, то лучше "заказывать" сразу несколько единиц. Суть заданий в миссиях формально различается, но на практике обычно сводится к банальной зачистке территории от врагов (что всегда сопряжено с необходимостью посетить конкретные объекты на карте) вкупе с собственным выживанием: в случае гибели протагониста игра, естественно, заканчивается поражением.

Для всех типов войск доступны четыре приказа: построиться в линию, выдвинуться, атаковать (в большинстве случаев, завидев врага, солдаты делают это сами, хотя бывают и исключения) и удерживать позицию; для некоторых их разновидностей доступны дополнительные команды: так, у людей-коммандос это передвижение ползком и возврат в положение стоя, у одного юнита киборгов - активация невидимого режима и возврат в нормальное состояние, у воздушных юнитов - взлёт и посадка, у транспорта, перевозящего войска (есть здесь и такое), - разгрузка (при этом погрузка осуществляется в ручном режиме - нужно приказать войскам это сделать). У ряда единиц, помимо шкалы состояния здоровья (или "прочности"), есть дополнительные показатели - например, энергия, требуемая для осуществления определённых действий (вроде той же невидимости у упоминавшегося выше юнита киборгов - когда она закончится, он станет видимым даже при отсутствии соответствующего приказа), или количество находящихся на борту пехотинцев у транспортных средств. Обратите внимание, что "здоровье" у юнитов - по крайней мере у многих - восстанавливается автоматически, но довольно медленно, поэтому особо рассчитывать на данную опцию не стоит. Каждой из сторон доступны семь типов войск, и все они, естественно, существенно различаются: у морпехов это пехотинцы разных видов, БТРы, танки (разумеется, "Абрамсы"), вертолёты; у имперцев - различные киборги (очень сильные в ближнем бою) и боевые машины, у колдуна - различные демонические и волшебные создания (включая изумительных доркинов, чем-то напоминающих плащеносных ящериц, - наших первых противников), в том числе сразу три типа летающих юнитов.

Важнейшей особенностью игры является своеобразный подход к "туману войны", основанный на принципе трассировки лучей. Карта любой миссии доступна для просмотра целиком, однако войска противника видны на ней только в том случае, если находятся в поле видимости хотя бы одного из ваших юнитов (считается, что, заметив их, он передаёт информацию об этом всем остальным), причём препятствовать данному обстоятельству может не только расстояние, но и различные объекты окружающей обстановки, будь то постройки, растительность и так далее. То же самое верно и в отношении наших врагов, - и этот момент формально открывает широкий простор для организации всевозможных засад (которые лучше устраивать как раз в зарослях; правда, обратите внимание, что в таком состоянии солдаты не атакуют противника первыми, даже если заметили его), однако вместе с тем и существенно усложняет дело, так как всегда есть риск неожиданно нарваться на засевшие где-либо силы противника.

Кроме того, очень большую роль в тактике играют ландшафт местности и тип ведения огня оружием дальнего боя - прямой наводкой либо навесной. Очевидно, что первая разновидность средств убиения позволяет с лёгкостью уничтожать врагов при собственном нахождении на высоте - к примеру, на наблюдательной вышке (которые здесь можно занимать) или просто на холме, но при этом только тех из них, что находятся в зоне нашей видимости, тогда как со вторым всё ровно наоборот: с его помощью можно уничтожить и тех, кто располагается за пределами поля зрения, но высота никаких преимуществ при его использовании не даёт. Карты изобилуют всевозможными объектами - это могут быть как мины, которые просто нужно аккуратно обходить (уничтожить их, по-видимому, нельзя), или, например, находящиеся на большом расстоянии от нас миномёты, так и уже упоминавшиеся "препятствия", которые желательно ликвидировать в любом случае: поблизости от тех же бочек с горючим могут прятаться невидимые для нас враги, которых реально уничтожить без потерь посредством подрыва этих ёмкостей.

В левом верхнем углу экрана отображаются набираемый нами счёт (увеличивающийся от совершения разных действий), а также ведётся отсчёт времени (ограничения по данному показателю нет - только фиксация затрачиваемых на прохождение минут, которые, кстати, тоже влияют на итоговое количество очков). Отметим, что общий уровень сложности можно охарактеризовать как выше среднего, причём в первую очередь не из-за необходимости использовать разные тактические ухищрения (пусть нередко встречается и такое) или особенностей дизайна карт (хотя он бывает оригинальным), а просто из-за обилия врагов, ловушек и всевозможных внезапно происходящих "заскриптованных событий", а также из-за манеры некоторых юнитов иногда принимать "самостоятельные решения", - вместе с тем часто судьба миссии целиком зависит от грамотных действий игрока и буквально "висит на волоске".

Графика Gladiators в целом вполне неплохая и местами - например, при взрывах и демонстрации некоторых других эффектов, в первую очередь атак разных типов войск, - даже радует, но "настоящим" олдгеймерам вряд ли придётся по душе, ибо все модели здесь, судя по всему, трёхмерные, но не слишком качественно исполненные, а применительно к юнитам ещё и мелкие. Последнее, впрочем, оказывается скорее плюсом, поскольку камеру нельзя приблизить настолько, чтобы рассмотреть их во всех деталях. Примечательной составляющей являются сюжетные видеоролики, состоящие из статичных, а порой и "анимированных" (кавычки важны) картинок, исполненных в стиле, характерном для "Bande dessinée" - франко-бельгийских комиксов. По части звука сложно сказать что-то конкретное - стоит упомянуть лишь о наличии в игре озвучки, которая что в английской, что в русской версиях получилась, скажем так, не очень (хотя никакого отторжения не вызывает); правда, отдельно нужно отметить реплики комментатора, сопровождающие весь игровой процесс, подчас весьма язвительные. В общем и целом - более-менее увлекательная, местами объективно оригинальная и далеко не самая простая тактика, в своё время почему-то не получившая практически никакой известности, чего явно не заслужила.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
С одной стороны очень интересная игра была в свое время. Полностью её прошел хоть сложность некоторых миссий и зашкаливала имхо. Но вот сюжет такое ощущение что обрезали. История вроде постепенно развивается, а потом в один момент просто "ура мы победили" и все. Мне какого-то послесловия не хватило. А вот с геймплейной точки (я про вот такие вот гладиаторские бои отрядов на арене) на моей памяти кроме этой было всего 3 игры так что жанр довольно редкий.