Третья и последняя point-and-click адвенчура из своеобразной и запутанной французской серии о путешествиях во времени. На первый взгляд с предыдущими частями она совершенно никаким образом не связана (да и на второй тоже), – как известно, похожий приём незадолго до этого продемонстрировала и знаменитая компания Sierra в таком же по счёту выпуске своего «King’s Quest». С тем только отличием, что Infomedia – студия маленькая, и после сравнительного неуспеха «Explora III», не переводившейся даже на английский, на четвёртую игру её уже не хватило.
С одной стороны, авторы явно замахивались на нечто масштабное и эпохальное: обложка обещает нам около четырёхсот различных локаций, – это где-то раз так в 5–6 больше, чем в первых двух сериях вместе взятых! С другой стороны, традиционный градус сложности ничуть не понизился, и если в «Explora» и «Explora ІІ» мы по очереди посещали сравнительно миниатюрные по размеру эпохи, то в «Explora III» нам с самого же начала доступны почти что все места, а потому разобраться в происходящем оказывается весьма и весьма непросто. Впрочем, как раз завязка здесь излагается для разнообразия и в самой игре: наш невидимый протагонист – некий писатель по имени Бертран Дюмоле; выпустив несколько неплохих романов, пусть и отнюдь не бестселлеров, мы столкнулись с творческим кризисом – и перспективой серьёзных неприятностей, ибо по контракту с издателем новую рукопись требуется предоставить не позднее, чем через три месяца. Однако одним утром, ненароком включив телевизор, мы слышим репортаж об обнаружении загадочного трупа, при котором была найдена карточка с изображением змеи – и записка с именем... Бертрана Дюмоле. Так что и профессиональные, и чисто личные интересы побуждают нас заняться исследованием этой странной истории.
История эта оказывается ещё более необычной с учётом уже отмечавшегося уровня сложности, с которым авторы явно перемудрили и который на 1990 год давно уже вышел из моды. К примеру, стоит лишь на минуту задержаться тем самым утром у себя дома, как при попытке выйти на улицу незадачливого писателя настигнет наёмный убийца, и после эффектных кадров со священником, закрывающим над нами крышку гроба, мы вернёмся в исходную точку начала игры. Даже тот самый телевизор – и то посмотреть не удастся; похоже, предполагается, что мы сначала узнаём эту цель всех своих действий, затем для профилактики погибаем, а потом уже догадываемся как можно быстрее убраться из своей квартиры, не теряя драгоценного времени на её исследование: логика по меньшей мере странная. Кстати, о времени: оно играет здесь далеко не последнюю роль, отображаясь на экране в виде часов, прибавляющих минуту при любом нашем действии, – если в «Explora: Time Run» находиться в нужном месте в точно определённый момент требовалось всего лишь однажды за всю игру, в приключениях Бертрана Дюмоле таких ситуаций оказывается в несколько раз больше. А если умножить четыре сотни доступных одновременно локаций на количество минут в сутках, то полученный результат явно способен превысить уровень терпения среднестатического любителя адвенчур.
Хотя, сказать по правде, путешествовать по современному французскому городу, в котором мы живём и который очень уж напоминает реальный Париж, оказывается вполне интересно. Графика традиционно для серии весьма недурна и даже чуть улучшилась по сравнению с предшественницами; понятное дело, что то самое внушительное число в четыре сотни городских локаций, разделённых на отдельные районы и улицы, перемещаться между которыми можно при помощи невидимого автобуса и отлично анимированного метро, – число это получено всё же благодаря повторному использованию множества элементов оформления экстерьеров (ну а неизбежный лабиринт в катакомбах и подавно щеголяет однотипными тёмными экранами). Несмотря на это, выглядят многочисленные фасады домов, киоски с прессой, витрины модных магазинов, станции подземки и всё такое прочее очень даже живописно. Только большая просьба: не удивляйтесь обилию странствующих по здешним улицам инопланетян, факиров, летающих суперменов и ведьм, розовых крылатых слонов и тому подобных существ, обычно на парижских бульварах встречающихся относительно редко, – да, это такой вот у разработчиков юмор, ну или же толстый намёк на некоторую сюрреалистичность и фантастичность всего происходящего. По какой-то непонятной причине вариант для Atari ST был лишён декоративных элементов на экране, так что основное окно обрамлено чёрными полями снизу, а иногда и сбоку, – впрочем, на общем впечатлении от игры это практически не сказывается, а картинка в любом случае выглядит намного лучше, чем у давно представленного на нашем сайте варианта для IBM PC. И это ещё не говоря о том, что в этом последнем начисто отсутствует музыка, которая в «Explora III» даже интереснее, чем в обеих предыдущих сериях, зато вместо неё имеется множество багов, а также и серьёзные сомнения в проходимости.
А вот интерфейс несколько отличается от первой и второй части, и скорее в худшую сторону, хотя авторы определённо старались достичь некой предельной и комфортной простоты. Панель внизу по центру, обычно служившая для вывода внутриигровых текстов, а в перерыве демонстрировавшая нам содержимое инвентаря, оказалась лишена второй из своих функций: подбираемые нами предметы по-прежнему расположены где-то здесь, но более уже не видны, – для их просмотра требуется нажимать на пустом месте курсором, и только после этого нам предоставят простой текстовый список пожитков амбициозного французского писателя. С самим этим курсором тоже не всё так просто: управляющих значков осталось вместо полутора десятков всего лишь три, но теперь все они разделяют одну и ту же кнопку в правом нижнем углу, на которую требуется нажимать несколько раз, чтобы лупа для осмотра сменилась рукой для взятия или кулаком с молотком для использования, – получается совсем не так удобно, как хотелось бы. Выше этой единственной иконки расположены упоминавшиеся уже часы, на которые можно только любоваться, – ну а аналогичный левый край отведён под значки сохранения и загрузки.
Хитрость заключается в том, что все игровые локации отныне разделены на «интерьеры» и «экстерьеры», и какие бы то ни было управляющие команды работают лишь в первых из них, – тогда как сохраняться и загружаться вообще разрешается только в одном лишь собственном доме (впрочем, для пользователей современных эмуляторов это как раз не проблема). Но и взаимодействовать полноценным образом с объектами на уличных экранах не получится: в этих случаях управляющий курсор всего один, отображается в виде стрелки и служит, сообразно ситуации, то для перемещения влево и вправо (хотя временами для этого следует нажимать на нижнюю кромку основного окна), то для разговора, то для взятия или использования предмета, – изменяя при этом лишь свою форму и направление.
Беседы с персонажами несколько деградировали сравнительно с «Explora ІІ», где разрешалось хотя бы выбирать варианты реплик (и заодно слушать речь синтезатора), и вернулись к уровню первой игры, где мы просто выслушивали немногочисленные монологи встречных лиц (хотя кое-какие комментарии от лица протагониста изредка всё же появляются на нижней панели). Отчасти этот недостаток общения возмещает некоторое количество писем и записок, доступных для чтения (чего в «Explora: Time Run» удавалось добиться лишь в одном-единственном случае). Применение предметов, включая возможность их подобрать или выкинуть (за последнее отвечает всё та же иконка руки, только уже используемая на инвентарь), осуществляется просмотром их текстового списка – и выбором одного или нескольких из предлагаемого перечня, индикатором чего служат точки справа возле однократно активируемых объектов. Выход из этого режима, как и вообще отмена какого-либо действия, достигается посредством правой кнопки мыши.
Общий вердикт будет не совсем однозначным: красиво, оригинально, очень и очень сложно, – и по большей части невразумительно и просто бессмысленно. Однако если запредельная самобытность и редкая для жанра «открытость мира» выглядят в ваших глазах скорее преимуществами, то последняя часть любопытной и малоизвестной трилогии определённо стоит того, чтобы уделить ей немного внимания.
С одной стороны, авторы явно замахивались на нечто масштабное и эпохальное: обложка обещает нам около четырёхсот различных локаций, – это где-то раз так в 5–6 больше, чем в первых двух сериях вместе взятых! С другой стороны, традиционный градус сложности ничуть не понизился, и если в «Explora» и «Explora ІІ» мы по очереди посещали сравнительно миниатюрные по размеру эпохи, то в «Explora III» нам с самого же начала доступны почти что все места, а потому разобраться в происходящем оказывается весьма и весьма непросто. Впрочем, как раз завязка здесь излагается для разнообразия и в самой игре: наш невидимый протагонист – некий писатель по имени Бертран Дюмоле; выпустив несколько неплохих романов, пусть и отнюдь не бестселлеров, мы столкнулись с творческим кризисом – и перспективой серьёзных неприятностей, ибо по контракту с издателем новую рукопись требуется предоставить не позднее, чем через три месяца. Однако одним утром, ненароком включив телевизор, мы слышим репортаж об обнаружении загадочного трупа, при котором была найдена карточка с изображением змеи – и записка с именем... Бертрана Дюмоле. Так что и профессиональные, и чисто личные интересы побуждают нас заняться исследованием этой странной истории.
История эта оказывается ещё более необычной с учётом уже отмечавшегося уровня сложности, с которым авторы явно перемудрили и который на 1990 год давно уже вышел из моды. К примеру, стоит лишь на минуту задержаться тем самым утром у себя дома, как при попытке выйти на улицу незадачливого писателя настигнет наёмный убийца, и после эффектных кадров со священником, закрывающим над нами крышку гроба, мы вернёмся в исходную точку начала игры. Даже тот самый телевизор – и то посмотреть не удастся; похоже, предполагается, что мы сначала узнаём эту цель всех своих действий, затем для профилактики погибаем, а потом уже догадываемся как можно быстрее убраться из своей квартиры, не теряя драгоценного времени на её исследование: логика по меньшей мере странная. Кстати, о времени: оно играет здесь далеко не последнюю роль, отображаясь на экране в виде часов, прибавляющих минуту при любом нашем действии, – если в «Explora: Time Run» находиться в нужном месте в точно определённый момент требовалось всего лишь однажды за всю игру, в приключениях Бертрана Дюмоле таких ситуаций оказывается в несколько раз больше. А если умножить четыре сотни доступных одновременно локаций на количество минут в сутках, то полученный результат явно способен превысить уровень терпения среднестатического любителя адвенчур.
Хотя, сказать по правде, путешествовать по современному французскому городу, в котором мы живём и который очень уж напоминает реальный Париж, оказывается вполне интересно. Графика традиционно для серии весьма недурна и даже чуть улучшилась по сравнению с предшественницами; понятное дело, что то самое внушительное число в четыре сотни городских локаций, разделённых на отдельные районы и улицы, перемещаться между которыми можно при помощи невидимого автобуса и отлично анимированного метро, – число это получено всё же благодаря повторному использованию множества элементов оформления экстерьеров (ну а неизбежный лабиринт в катакомбах и подавно щеголяет однотипными тёмными экранами). Несмотря на это, выглядят многочисленные фасады домов, киоски с прессой, витрины модных магазинов, станции подземки и всё такое прочее очень даже живописно. Только большая просьба: не удивляйтесь обилию странствующих по здешним улицам инопланетян, факиров, летающих суперменов и ведьм, розовых крылатых слонов и тому подобных существ, обычно на парижских бульварах встречающихся относительно редко, – да, это такой вот у разработчиков юмор, ну или же толстый намёк на некоторую сюрреалистичность и фантастичность всего происходящего. По какой-то непонятной причине вариант для Atari ST был лишён декоративных элементов на экране, так что основное окно обрамлено чёрными полями снизу, а иногда и сбоку, – впрочем, на общем впечатлении от игры это практически не сказывается, а картинка в любом случае выглядит намного лучше, чем у давно представленного на нашем сайте варианта для IBM PC. И это ещё не говоря о том, что в этом последнем начисто отсутствует музыка, которая в «Explora III» даже интереснее, чем в обеих предыдущих сериях, зато вместо неё имеется множество багов, а также и серьёзные сомнения в проходимости.
А вот интерфейс несколько отличается от первой и второй части, и скорее в худшую сторону, хотя авторы определённо старались достичь некой предельной и комфортной простоты. Панель внизу по центру, обычно служившая для вывода внутриигровых текстов, а в перерыве демонстрировавшая нам содержимое инвентаря, оказалась лишена второй из своих функций: подбираемые нами предметы по-прежнему расположены где-то здесь, но более уже не видны, – для их просмотра требуется нажимать на пустом месте курсором, и только после этого нам предоставят простой текстовый список пожитков амбициозного французского писателя. С самим этим курсором тоже не всё так просто: управляющих значков осталось вместо полутора десятков всего лишь три, но теперь все они разделяют одну и ту же кнопку в правом нижнем углу, на которую требуется нажимать несколько раз, чтобы лупа для осмотра сменилась рукой для взятия или кулаком с молотком для использования, – получается совсем не так удобно, как хотелось бы. Выше этой единственной иконки расположены упоминавшиеся уже часы, на которые можно только любоваться, – ну а аналогичный левый край отведён под значки сохранения и загрузки.
Хитрость заключается в том, что все игровые локации отныне разделены на «интерьеры» и «экстерьеры», и какие бы то ни было управляющие команды работают лишь в первых из них, – тогда как сохраняться и загружаться вообще разрешается только в одном лишь собственном доме (впрочем, для пользователей современных эмуляторов это как раз не проблема). Но и взаимодействовать полноценным образом с объектами на уличных экранах не получится: в этих случаях управляющий курсор всего один, отображается в виде стрелки и служит, сообразно ситуации, то для перемещения влево и вправо (хотя временами для этого следует нажимать на нижнюю кромку основного окна), то для разговора, то для взятия или использования предмета, – изменяя при этом лишь свою форму и направление.
Беседы с персонажами несколько деградировали сравнительно с «Explora ІІ», где разрешалось хотя бы выбирать варианты реплик (и заодно слушать речь синтезатора), и вернулись к уровню первой игры, где мы просто выслушивали немногочисленные монологи встречных лиц (хотя кое-какие комментарии от лица протагониста изредка всё же появляются на нижней панели). Отчасти этот недостаток общения возмещает некоторое количество писем и записок, доступных для чтения (чего в «Explora: Time Run» удавалось добиться лишь в одном-единственном случае). Применение предметов, включая возможность их подобрать или выкинуть (за последнее отвечает всё та же иконка руки, только уже используемая на инвентарь), осуществляется просмотром их текстового списка – и выбором одного или нескольких из предлагаемого перечня, индикатором чего служат точки справа возле однократно активируемых объектов. Выход из этого режима, как и вообще отмена какого-либо действия, достигается посредством правой кнопки мыши.
Общий вердикт будет не совсем однозначным: красиво, оригинально, очень и очень сложно, – и по большей части невразумительно и просто бессмысленно. Однако если запредельная самобытность и редкая для жанра «открытость мира» выглядят в ваших глазах скорее преимуществами, то последняя часть любопытной и малоизвестной трилогии определённо стоит того, чтобы уделить ей немного внимания.