Израильская компания TopSoft (она же Top Soft, она же Top-Soft – в те благословенные времена подобные орфографические тонкости никого особо не волновали) выпускала в 1980-е годы нехитрые детские развивающие и обучающие игры, причём для IBM PC и в самых разных странах и на разных языках – не только у себя на родине, но и как минимум в Швеции, Норвегии и Великобритании. Как водится, несмотря на такое вроде бы широкое распространение по миру, едва ли не все подобные работы вскоре оказались основательно забытыми, а то и безвозвратно утраченными. Вот и «Maths Games» (на обложке – «Lets Play Maths») была случайно обнаружена только уже в 2025 г. в англоязычном варианте.
Выглядит игра откровенно бюджетно и неказисто: к нашим услугам – скудная серо-бирюзовая CGA-графика в лице немногих анимированных фигурок на чёрном-пречёрном фоне и не менее скромные гудки PC Speaker’а. Главное меню предлагает на выбор две игры – как нетрудно догадаться, посвящённые математике, – и текстовое руководство сразу к обеим. Первая забава называется «The Gorilla» – и изображает леденящую душу ситуацию из какого-нибудь «триллера»: на платформе слева вверху, к которой ведёт длинная лестница, стоит улыбающаяся симпатичная девочка, а из правого нижнего угла появляется огромная горилла, начинающая лезть на эту самую лестницу с явно недружественными намерениями! Правее на это всё смотрит стоящий под кокосовой пальмой мальчик, в роли которого мы и должны попытаться спасти свою подругу от злобной обезьяны – путём решения арифметических примеров, отображающихся прямо под платформой с пальмой, в окне справа по центру.
Перед запуском игры необходимо выбрать один из трёх уровней сложности, так что задачки могут иметь вид как «3+2», так и, скажем, «1080:15». В случае правильного ответа мальчик метко бросает кокос, который попадает горилле по голове – и сбрасывает её с лестницы! Набирать результат следует достаточно оперативно, чтобы обезьяна не успела забраться на платформу слева; при этом в правом верхнем углу отображается запас девочек (sic!), изначально равный трём – и ожидаемо убывающий с каждым нашим математическим провалом. Правильный ответ, если что, нам тоже при этом покажут.
Следует заметить, что решение задачек усложняется используемым способом ввода чисел (вероятно, оставшимся с предположительно ивритоязычного оригинала?): чтобы воспроизвести, скажем, «125», следует набирать сначала «5», затем «2», и наконец «1», а вовсе не наоборот. За каждый правильный ответ начисляется по одному очку; пять успешно решённых упражнений добавляют в нашу копилку лишнюю запасную девочку; ну а после десяти побед мы автоматически переходим на более высокий уровень сложности (разумеется, если до этого играли на одном из лёгких) – и получаем бонусные баллы, зависящие от количества оставшихся юных женских жизней. Игра заканчивается либо по исчерпании всех запасных девочек, либо после успешного решения нами тридцати примеров.
Вторая местная забава, «Catch the Robber», радует своим «сюжетом» ничуть не меньше. В левом нижнем углу расположено здание банка с тремя большими мешками внутри, условно обозначенными призывными знаками «$» (оставшийся запас отображается слева вверху). Из нижнего же, но уже правого угла появляется вооружённый грабитель в маске, крадущийся к вожделенной добыче, – ну а наш мальчик, за которого мы по-прежнему играем, наблюдает за этой детективной сценой сверху. И должен как можно скорее предотвратить попытку ограбления, сообщив обо всём происходящем в органы охраны правопорядка, воспользовавшись находящимся справа вверху телефоном.
Около циферблата данного аппарата красуется некоторое число (например, «3») – и символ той или иной арифметической операции («+», «Х» и т.д.; три уровня сложности имеются и здесь). При этом левее, в самом верху прямо над головой мальчика отображаются семь шариков с другими числами: среди этих последних и необходимо выбрать те два, которые в ходе указанной операции произведут на свет нужный результат (в случае с делением и вычитанием следите за правильным порядком такого выбора). Перед началом игры отображается краткая справка по управлению, которую в дальнейшем всегда можно вызвать повторно нажатием «F10»: для перемещения используются стрелки, для выбора чисел – «пробел», для подтверждения ответа – «ввод».
В случае правильного решения можно будет полюбоваться небольшой анимированной сценкой: на экране появляется полицейский, который бьёт незадачливого грабителя дубинкой по голове! Ошибка же или запоздание с ответом ожидаемо приводят к похищению из банка одного мешка с «$» на борту, – восполнить утрату можно лишь после пяти побед подряд, когда нас награждают лишней «жизнью», а также переходом на более высокий уровень сложности (естественно, при наличии такового). Как и в истории с гориллой, игра заканчивается после тридцати успешных ответов – или же по исчерпании денежного запаса банка.
Стоит признать, что при всём своём неказистом внешнем виде «Maths Games» оставляет по себе вполне приятные впечатления в силу забавности и оригинальности придуманного Коби Бентковски антуража для вроде бы скромных и привычных математических упражнений. Наши рекомендации всем любителям древних образовательных развлечений!
Выглядит игра откровенно бюджетно и неказисто: к нашим услугам – скудная серо-бирюзовая CGA-графика в лице немногих анимированных фигурок на чёрном-пречёрном фоне и не менее скромные гудки PC Speaker’а. Главное меню предлагает на выбор две игры – как нетрудно догадаться, посвящённые математике, – и текстовое руководство сразу к обеим. Первая забава называется «The Gorilla» – и изображает леденящую душу ситуацию из какого-нибудь «триллера»: на платформе слева вверху, к которой ведёт длинная лестница, стоит улыбающаяся симпатичная девочка, а из правого нижнего угла появляется огромная горилла, начинающая лезть на эту самую лестницу с явно недружественными намерениями! Правее на это всё смотрит стоящий под кокосовой пальмой мальчик, в роли которого мы и должны попытаться спасти свою подругу от злобной обезьяны – путём решения арифметических примеров, отображающихся прямо под платформой с пальмой, в окне справа по центру.
Перед запуском игры необходимо выбрать один из трёх уровней сложности, так что задачки могут иметь вид как «3+2», так и, скажем, «1080:15». В случае правильного ответа мальчик метко бросает кокос, который попадает горилле по голове – и сбрасывает её с лестницы! Набирать результат следует достаточно оперативно, чтобы обезьяна не успела забраться на платформу слева; при этом в правом верхнем углу отображается запас девочек (sic!), изначально равный трём – и ожидаемо убывающий с каждым нашим математическим провалом. Правильный ответ, если что, нам тоже при этом покажут.
Следует заметить, что решение задачек усложняется используемым способом ввода чисел (вероятно, оставшимся с предположительно ивритоязычного оригинала?): чтобы воспроизвести, скажем, «125», следует набирать сначала «5», затем «2», и наконец «1», а вовсе не наоборот. За каждый правильный ответ начисляется по одному очку; пять успешно решённых упражнений добавляют в нашу копилку лишнюю запасную девочку; ну а после десяти побед мы автоматически переходим на более высокий уровень сложности (разумеется, если до этого играли на одном из лёгких) – и получаем бонусные баллы, зависящие от количества оставшихся юных женских жизней. Игра заканчивается либо по исчерпании всех запасных девочек, либо после успешного решения нами тридцати примеров.
Вторая местная забава, «Catch the Robber», радует своим «сюжетом» ничуть не меньше. В левом нижнем углу расположено здание банка с тремя большими мешками внутри, условно обозначенными призывными знаками «$» (оставшийся запас отображается слева вверху). Из нижнего же, но уже правого угла появляется вооружённый грабитель в маске, крадущийся к вожделенной добыче, – ну а наш мальчик, за которого мы по-прежнему играем, наблюдает за этой детективной сценой сверху. И должен как можно скорее предотвратить попытку ограбления, сообщив обо всём происходящем в органы охраны правопорядка, воспользовавшись находящимся справа вверху телефоном.
Около циферблата данного аппарата красуется некоторое число (например, «3») – и символ той или иной арифметической операции («+», «Х» и т.д.; три уровня сложности имеются и здесь). При этом левее, в самом верху прямо над головой мальчика отображаются семь шариков с другими числами: среди этих последних и необходимо выбрать те два, которые в ходе указанной операции произведут на свет нужный результат (в случае с делением и вычитанием следите за правильным порядком такого выбора). Перед началом игры отображается краткая справка по управлению, которую в дальнейшем всегда можно вызвать повторно нажатием «F10»: для перемещения используются стрелки, для выбора чисел – «пробел», для подтверждения ответа – «ввод».
В случае правильного решения можно будет полюбоваться небольшой анимированной сценкой: на экране появляется полицейский, который бьёт незадачливого грабителя дубинкой по голове! Ошибка же или запоздание с ответом ожидаемо приводят к похищению из банка одного мешка с «$» на борту, – восполнить утрату можно лишь после пяти побед подряд, когда нас награждают лишней «жизнью», а также переходом на более высокий уровень сложности (естественно, при наличии такового). Как и в истории с гориллой, игра заканчивается после тридцати успешных ответов – или же по исчерпании денежного запаса банка.
Стоит признать, что при всём своём неказистом внешнем виде «Maths Games» оставляет по себе вполне приятные впечатления в силу забавности и оригинальности придуманного Коби Бентковски антуража для вроде бы скромных и привычных математических упражнений. Наши рекомендации всем любителям древних образовательных развлечений!
- Особенность геймплея:
Образовательная - Язык:
English