Как хорошо известно социальной и политической науке (но не пропаганде и прозападной публицистике), так называемые демократические режимы представляют собой не более чем верхушки айсбергов: вне света политической рампы, неподвластные процедурам выборов и импичментов, пребывают массы невидимых, безымянных и никому не подотчётных работников государственного аппарата, несущие на себе все тяготы управления повседневной жизнью громоздкой современной державы. В игре «Floor 13» нам предлагается не просто поучаствовать в этой нелёгкой работе, но и воплотить в себе чуть ли не основную подводную часть айсберга, скрытую даже от глаз и ушей самого аппарата. «Убийства, пытки, коррупция – сила за вывеской демократии», – популярно поясняет нам экран загрузки. В сочетании с демонстративным реализмом и обозначением «вдохновлено реальными событиями» на коробке с игрой такая постановка вопроса выглядит довольно-таки впечатляюще. Хорошо, что PSI Software и Virgin Games успели выпустить свой проект до введения системы игровой цензуры и возрастных рейтингов; впрочем, ярлыка «Сюжетные темы могут быть неподходящими для юных игроков» на обложке избежать всё-таки не удалось, – возможно, такое ограничение и послужило причиной весьма низких тиражей и не самой большой известности за пределами узкого круга поклонников.
Как бы то ни было, в одно прекрасное утро 1 января (должно быть, 1991 или 1992 года) мы получаем назначение на должность Генерального директора таинственной корпорации – сверхсекретной службы безопасности, подчиняющейся лично премьер-министру. И, надо заметить, отнюдь не комическому Джеймсу Хэкеру из «Yes, Prime Minister»! Работодатель (никак Джон Мейджор?) шутить совсем не любит, и судьба нашего предшественника на должности, некоего Ричарда Брэнсона (кстати сказать, полного тёзки главы Virgin), тому яркий пример: перед началом игры мы видим, как он отправляется в свободный полёт из окна 13-го этажа, где и располагается вся наша организация, официально числящаяся каким-то подразделением Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности. Работа, мягко говоря, тяжёлая: мало того, что мы не имеем права покидать свой недоступный простым посетителям этаж (комфортабельные – по идее – личные апартаменты расположены там же по соседству), так ещё и никто из подчинённых не должен видеть нас в лицо. Всего же под нашим руководством состоят 8 отделов, названия которых служат лучшим объяснением характера их деятельности: наблюдение, преследование, допрос, обыск, устранение, силовой штурм, дезинформация и инфильтрация. Да, в мире большой политики всё предельно серьёзно! Собственно, задача наша при этом довольно проста: обеспечивать преобладание рейтинга правительства над аналогичным показателем оппозиции, вовремя выявляя все угрозы и решая возможные проблемы.
Интерфейс и отчасти внешний вид намеренно аскетичны, – как бы это ни шло к суровости заявленной тематики, временами некоторая невразумительность картинки и лаконичность текста скорее препятствуют, чем способствуют успешной деятельности главы тайной полиции. В самом начале допускается лишь указать своё имя (вопреки всем правилам конспирации, оно будет гордо красоваться на двери нашего кабинета) да выбрать вариант декора («современный» или «традиционный»). В любом случае изображение окажется чёрно-белым, пусть и в сравнительно высоком VGA-разрешении (поддержку CGA и EGA в американской версии игры благоразумно вырезали – видимо, во избежание совсем уже преждевременной кончины Генеральных директоров от сердечного приступа); музыка за авторством одного из дизайнеров, Шахида Ахмада, весьма недурна, но звучит только во время заставки, звуковые эффекты почти столь же скудны, а обещанное руководством пользователя утреннее приветствие «приятным женским голосом», призванное хоть как-то скрасить нашу вынужденную изоляцию от общества, так и осталось на бумаге. В общем, картинка на экране достаточно чёткая, – но, к примеру, многие из свидетелей и подозреваемых представлены одними и теми же физиономиями, что весьма затрудняет их запоминание и идентификацию.
Практически всю игру мы будем перебирать стопки бумаг на своём письменном столе, выбирая опции из предложенного нам списка справа (манипулятор типа «мышь» терминалом корпорации не поддерживается: нужно либо нажимать клавишу с цифрой нужного действия, либо перемещаться между доступными вариантами при помощи стрелок курсора, подтверждая свой выбор «вводом»). Каждое утро начинается с чтения донесений о важнейших текущих новостях; пожалуй, наиболее значимые среди них – регулярные напоминания премьер-министра о запланированных аудиенциях: таковые случаются каждые три недели, не считая экстраординарных вызовов на Даунинг-стрит, 10. Поводы для таких визитов на ковёр к начальству отражены во втором пункте меню, демонстрирующем рейтинги правительства и оппозиции; в «архивах» скрываются менее важные документы; последней же непременной опцией оказывается «выйти из комнаты» – после чего, перед дверью нашего кабинета, нам будет дано разрешение перейти в следующий день – или же отправиться в любой из восьми отделов наших подопечных для ознакомления с их прогрессом на месте. Делать это придётся не так уж и часто: как правило, большинство приказов отдаётся из собственного кабинета Генерального директора - после ознакомления с соответствующими новостями и донесениями, благодаря которым меню доступных действий будет пополняться сообразно ситуации – и функциям подчиняющихся нам департаментов.
Подобно некоторым другим «политическим симуляторам», включая тот же «Yes, Prime Minister», «Floor 13» предлагает нам несколько десятков событий, происходящих в случайном порядке. В Кембридже обучается сын президента США, и один из офицеров полиции подаёт в отставку, заявив, что у него нет возможности обеспечить безопасность юной VIP-персоны (что как бы намекает на последующие бурные события); группа террористов угрожает атаковать сверхсекретную химическую лабораторию, о самом существовании которой никому не должно быть известно; центральная пресса публикует интервью высокопоставленного силовика, который считает себя исполнителем Воли Божьей; один из представителей оппозиции в Палате лордов собирается провалить важный для премьера билль о привлечении к ответственности за старые военные преступления; министр транспорта неожиданно подаёт в отставку, сославшись на какие-то «личные проблемы», – ну и так далее.
Во всех случаях мы должны, прежде всего, разобраться в сути происходящего: собрав информацию путём наблюдения, установив наружную слежку за подозреваемыми, выявляя их контакты и явки или произведя обыск в их резиденциях – либо тайный, при котором все вещи остаются на своих местах, а мы только получаем информацию об их местонахождении, либо с изъятием, после которого в домах и квартирах всё переворачивается вверх дном. В случае если кто-то из подозреваемых оказывается вовлечён в деятельность какой-либо группировки – от банальной ИРА до масонов, наркоторговцев, мафии всех мастей и Немецкой Красной Армии, – можно отправить на внедрение в эту организацию специалистов группы инфильтрации; имеется в нашем распоряжении и опытный отдел пропаганды с бюджетом в сотню тысяч и выше - в соответствии со степенью удовлетворённости премьер-министра нашей деятельностью. К более радикальным мерам относится похищение с последующим допросом одной из трёх степеней устрашения, – увы, эффективность этого метода обратно пропорциональна последующей жизнеспособности клиента (да-да, мы всё ещё говорим о Европе 1990-х), – а то и просто устранение или штурм при помощи тяжело вооружённого отряда профессиональных спецназовцев. Пожалуй, тихая ликвидация могла бы решить все наши (и нашего шефа) проблемы, но вот незадача: чем более известным и высокопоставленным является фигурирующее в деле лицо, тем сложнее организовать его ликвидацию или тайный арест. А встречаться мы будем далеко не только с пешками, – и за неоправданный скандал из-за загадочного исчезновения какого-нибудь неудобного для правительства члена парламента наше руководство, вне зависимости от каких бы то ни было рейтингов, вместо благодарности за решение проблемы поспешит познакомить нас с неким Мистером Гарсия – тем самым инструктором по одноразовым полётам с 13-го этажа для незадачливых Генеральных директоров корпорации...
Иными словами, заниматься делом решения проблем «Floor 13» оказывается слишком уж сложно – и явно не по замыслу авторов, перемудривших не то с балансом, не то с уровнем случайности. Основным недостатком игрового процесса оказывается непрозрачность и неясность последствий наших собственных действий: как правило, приказы об обыске, задержании и т. д. выполняются нашими подчинёнными не сразу, а спустя один или несколько дней, за которые ситуация частенько успевает выйти из-под контроля. Играет свою роль и злосчастный рэндом: иногда тайный обыск приносит более очевидные плоды, чем открытое ограбление со взломом, иногда наоборот, а временами ни то, ни другое не оказывает никакого влияния на дальнейший ход событий, – очень часто предотвратить нежелательный исход просто-напросто не хватает времени. Не помогает даже возможность в любой момент сохранить игру в единственную доступную ячейку клавишей «S». Когда самое высокопрофессиональное наружное наблюдение оказывается не в состоянии помешать похищению нужного человека террористами, почувствовать себя в роли могущественного руководителя тайной службы совсем не получается. Попытки же силового решения острых вопросов пусть и эффективны на первый взгляд, но в конечном итоге, как уже было замечено, чреваты громкими политическим скандалами – и преждевременным и принудительным концом нашей карьеры. Так что мало кто из Генеральных директоров корпорации может похвастаться успешным выходом на пенсию (или чем там ещё может оказаться «хорошая» концовка, – а вдруг премьер-министр сдержит своё обещание насчёт рыцарского звания?!).
Как это нередко случается, задумка «Floor 13» оказалась на порядок интереснее реализации. Тем не менее назвать игру неудачным проектом никак нельзя: она по-своему примечательна хотя бы уже нетрадиционной и серьёзной тематикой. При этом версия для IBM PC практически не уступает изданию для Amiga и может быть рекомендована всем любителям сложных и необычных политических симуляторов.
Как бы то ни было, в одно прекрасное утро 1 января (должно быть, 1991 или 1992 года) мы получаем назначение на должность Генерального директора таинственной корпорации – сверхсекретной службы безопасности, подчиняющейся лично премьер-министру. И, надо заметить, отнюдь не комическому Джеймсу Хэкеру из «Yes, Prime Minister»! Работодатель (никак Джон Мейджор?) шутить совсем не любит, и судьба нашего предшественника на должности, некоего Ричарда Брэнсона (кстати сказать, полного тёзки главы Virgin), тому яркий пример: перед началом игры мы видим, как он отправляется в свободный полёт из окна 13-го этажа, где и располагается вся наша организация, официально числящаяся каким-то подразделением Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности. Работа, мягко говоря, тяжёлая: мало того, что мы не имеем права покидать свой недоступный простым посетителям этаж (комфортабельные – по идее – личные апартаменты расположены там же по соседству), так ещё и никто из подчинённых не должен видеть нас в лицо. Всего же под нашим руководством состоят 8 отделов, названия которых служат лучшим объяснением характера их деятельности: наблюдение, преследование, допрос, обыск, устранение, силовой штурм, дезинформация и инфильтрация. Да, в мире большой политики всё предельно серьёзно! Собственно, задача наша при этом довольно проста: обеспечивать преобладание рейтинга правительства над аналогичным показателем оппозиции, вовремя выявляя все угрозы и решая возможные проблемы.
Интерфейс и отчасти внешний вид намеренно аскетичны, – как бы это ни шло к суровости заявленной тематики, временами некоторая невразумительность картинки и лаконичность текста скорее препятствуют, чем способствуют успешной деятельности главы тайной полиции. В самом начале допускается лишь указать своё имя (вопреки всем правилам конспирации, оно будет гордо красоваться на двери нашего кабинета) да выбрать вариант декора («современный» или «традиционный»). В любом случае изображение окажется чёрно-белым, пусть и в сравнительно высоком VGA-разрешении (поддержку CGA и EGA в американской версии игры благоразумно вырезали – видимо, во избежание совсем уже преждевременной кончины Генеральных директоров от сердечного приступа); музыка за авторством одного из дизайнеров, Шахида Ахмада, весьма недурна, но звучит только во время заставки, звуковые эффекты почти столь же скудны, а обещанное руководством пользователя утреннее приветствие «приятным женским голосом», призванное хоть как-то скрасить нашу вынужденную изоляцию от общества, так и осталось на бумаге. В общем, картинка на экране достаточно чёткая, – но, к примеру, многие из свидетелей и подозреваемых представлены одними и теми же физиономиями, что весьма затрудняет их запоминание и идентификацию.
Практически всю игру мы будем перебирать стопки бумаг на своём письменном столе, выбирая опции из предложенного нам списка справа (манипулятор типа «мышь» терминалом корпорации не поддерживается: нужно либо нажимать клавишу с цифрой нужного действия, либо перемещаться между доступными вариантами при помощи стрелок курсора, подтверждая свой выбор «вводом»). Каждое утро начинается с чтения донесений о важнейших текущих новостях; пожалуй, наиболее значимые среди них – регулярные напоминания премьер-министра о запланированных аудиенциях: таковые случаются каждые три недели, не считая экстраординарных вызовов на Даунинг-стрит, 10. Поводы для таких визитов на ковёр к начальству отражены во втором пункте меню, демонстрирующем рейтинги правительства и оппозиции; в «архивах» скрываются менее важные документы; последней же непременной опцией оказывается «выйти из комнаты» – после чего, перед дверью нашего кабинета, нам будет дано разрешение перейти в следующий день – или же отправиться в любой из восьми отделов наших подопечных для ознакомления с их прогрессом на месте. Делать это придётся не так уж и часто: как правило, большинство приказов отдаётся из собственного кабинета Генерального директора - после ознакомления с соответствующими новостями и донесениями, благодаря которым меню доступных действий будет пополняться сообразно ситуации – и функциям подчиняющихся нам департаментов.
Подобно некоторым другим «политическим симуляторам», включая тот же «Yes, Prime Minister», «Floor 13» предлагает нам несколько десятков событий, происходящих в случайном порядке. В Кембридже обучается сын президента США, и один из офицеров полиции подаёт в отставку, заявив, что у него нет возможности обеспечить безопасность юной VIP-персоны (что как бы намекает на последующие бурные события); группа террористов угрожает атаковать сверхсекретную химическую лабораторию, о самом существовании которой никому не должно быть известно; центральная пресса публикует интервью высокопоставленного силовика, который считает себя исполнителем Воли Божьей; один из представителей оппозиции в Палате лордов собирается провалить важный для премьера билль о привлечении к ответственности за старые военные преступления; министр транспорта неожиданно подаёт в отставку, сославшись на какие-то «личные проблемы», – ну и так далее.
Во всех случаях мы должны, прежде всего, разобраться в сути происходящего: собрав информацию путём наблюдения, установив наружную слежку за подозреваемыми, выявляя их контакты и явки или произведя обыск в их резиденциях – либо тайный, при котором все вещи остаются на своих местах, а мы только получаем информацию об их местонахождении, либо с изъятием, после которого в домах и квартирах всё переворачивается вверх дном. В случае если кто-то из подозреваемых оказывается вовлечён в деятельность какой-либо группировки – от банальной ИРА до масонов, наркоторговцев, мафии всех мастей и Немецкой Красной Армии, – можно отправить на внедрение в эту организацию специалистов группы инфильтрации; имеется в нашем распоряжении и опытный отдел пропаганды с бюджетом в сотню тысяч и выше - в соответствии со степенью удовлетворённости премьер-министра нашей деятельностью. К более радикальным мерам относится похищение с последующим допросом одной из трёх степеней устрашения, – увы, эффективность этого метода обратно пропорциональна последующей жизнеспособности клиента (да-да, мы всё ещё говорим о Европе 1990-х), – а то и просто устранение или штурм при помощи тяжело вооружённого отряда профессиональных спецназовцев. Пожалуй, тихая ликвидация могла бы решить все наши (и нашего шефа) проблемы, но вот незадача: чем более известным и высокопоставленным является фигурирующее в деле лицо, тем сложнее организовать его ликвидацию или тайный арест. А встречаться мы будем далеко не только с пешками, – и за неоправданный скандал из-за загадочного исчезновения какого-нибудь неудобного для правительства члена парламента наше руководство, вне зависимости от каких бы то ни было рейтингов, вместо благодарности за решение проблемы поспешит познакомить нас с неким Мистером Гарсия – тем самым инструктором по одноразовым полётам с 13-го этажа для незадачливых Генеральных директоров корпорации...
Иными словами, заниматься делом решения проблем «Floor 13» оказывается слишком уж сложно – и явно не по замыслу авторов, перемудривших не то с балансом, не то с уровнем случайности. Основным недостатком игрового процесса оказывается непрозрачность и неясность последствий наших собственных действий: как правило, приказы об обыске, задержании и т. д. выполняются нашими подчинёнными не сразу, а спустя один или несколько дней, за которые ситуация частенько успевает выйти из-под контроля. Играет свою роль и злосчастный рэндом: иногда тайный обыск приносит более очевидные плоды, чем открытое ограбление со взломом, иногда наоборот, а временами ни то, ни другое не оказывает никакого влияния на дальнейший ход событий, – очень часто предотвратить нежелательный исход просто-напросто не хватает времени. Не помогает даже возможность в любой момент сохранить игру в единственную доступную ячейку клавишей «S». Когда самое высокопрофессиональное наружное наблюдение оказывается не в состоянии помешать похищению нужного человека террористами, почувствовать себя в роли могущественного руководителя тайной службы совсем не получается. Попытки же силового решения острых вопросов пусть и эффективны на первый взгляд, но в конечном итоге, как уже было замечено, чреваты громкими политическим скандалами – и преждевременным и принудительным концом нашей карьеры. Так что мало кто из Генеральных директоров корпорации может похвастаться успешным выходом на пенсию (или чем там ещё может оказаться «хорошая» концовка, – а вдруг премьер-министр сдержит своё обещание насчёт рыцарского звания?!).
Как это нередко случается, задумка «Floor 13» оказалась на порядок интереснее реализации. Тем не менее назвать игру неудачным проектом никак нельзя: она по-своему примечательна хотя бы уже нетрадиционной и серьёзной тематикой. При этом версия для IBM PC практически не уступает изданию для Amiga и может быть рекомендована всем любителям сложных и необычных политических симуляторов.
- Страна или регион происхождения:
Великобритания - Тематика:
Шпионы
Политика - Технические детали:
Roland MT-32 - Элемент жанра:
Пошаговая
Симуляторы деятельности - Язык:
English
Рекомендовано всем любителям "теории заговора".
Из минусов хочу отметить сложность некоторых сюжетов.